Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха. Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин "Борис Годунов"


Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой

Рукописный характер (вначале было слово, слово было у бога, слово было бог)

Вариативность текста (редакция – если сознательно изменен, вариант – если есть описки, извод – если текст перенесен далеко от места написания, список - копия) текст текуч, непостоянен

Анонимный характер (не знали личностного начала, преобл. Коллективные формы восприятия)

Средневековый историзм – документальность, достоверность литры.(до 16 века литра не знала вымысла)

Прикладной характер (создание произведения – общественный заказ; текст выполнял не литературную функцию)

Религиозный характер (литра того времени связана с христианством)

Художественное своеобразие древнерусской литературы

Нет рифмы

Др. жанры (не знали романа и драмы; зато были летописание, житие и красноречие)

Двуязычие (перемешка старославянского и древнерусского языков даже в одном произведении)

Рукописный хар-р

Про чернила и бересту и пергамен (телячья кожа)

Не книги, а рукописи (почти не употр. Слово «книга»)

Бывают палимпсесты (это когда первоначальный текст рукописи стерт, и написан другой)

Анонимность произведений

Особенности жанра летописи

Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» - отсюда и название «летопись» (Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») - запись исторических событий ведется по годам - т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод. Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники, представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов, и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника. Составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее - дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам. Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 - 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда - стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций.

Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.

Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.

Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.

Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.

Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.

Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.

Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.

Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.

Пимен летописец

С давних пор на земле нашей были люди, которые переносили на бумагу всё, что происходило со страной, и звали их летописцами. Отличались они: кротким, простым, искренним характером. Именно так описывает Пушкин такого старца в трагедии «Борис Годунов».

Имя летописца Пимен. Он престарелый поседевший монах, давно бросивший свою былую жизнь и теперь, увлечённо работает над своей летописью. Пимен живёт и работает в московском монастыре Чудовом. Пимен пишет летопись, не только днём, но и часто ночью вовсе не отдыхая, он считает это своим долгом. В своей летописи старик старается не искажать факты и описывает события как можно правдивее.

Пушкин, скрыл характеристику Пимена в его внешности. По его лицу нельзя распознать, чего он хочет, о чём думает, и какое у него настроение. Кажется, что монах нейтрален и безразличен ко всему, не выдаёт свои эмоции. Его отношения к Борису Годунову отрицательное, монах убеждён, что восхождения Бориса на трон это деяние, свершившееся против божьей воли и народа. Несмотря на кажущее безразличие и отрешённость, Пимен сильно переживает что люди ради власти готовы на всё даже на убийство. Он считает власть без поддержки народа, обречена на провал.

Немалый отрезок своей жизни Пимен прожил в «миру», а к монахам пришёл в зрелом возрасте. В мирской жизни он не слыл ни послушником, ни богословом. Молодость свою он помнит бурной и насыщенной событиями. Монах успел послужить в царской армии, и был приближен к царскому двору. Он принимал участие в битвах, познал военную жизнь, которая часто ему сниться, не давая забыть о его былых похождениях. Пимен убеждён, что в той прошедшей жизни он познал достаточно радостей и удовольствий. Но истинное счастье познал, явившись к монахам, когда бог привёл его в свою обитель, указал новый путь и цель в жизни. Разрешил приблизиться к великому - к вере и религии.

Да Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на жизнь царевича. Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был противником того что к власти приходят через убийство и кровь. Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не совершало таких ошибок. Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву. А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим царевичем. Получается Пимен не только записывает историю, но сам того не желая творит её.

Пимен не просто монах, у него очень большой жизненный опыт, который позволяет делать правильные выводы, а переживание за судьбу своего народа делает его одним из важных героев.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Волшебница-зима

    Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок

  • Сочинение Учитель в повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского

    Учитель не только дает знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации.

  • Анализ произведения Двухмужняя Шолохова

    Произведение является составной частью прозаического цикла писателя, оформленного в виде сборника коротких новелл под названием «Донские рассказы».

  • Как происходит становление характера человека? Итоговое сочинение

    Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I ,Подготовка к восприятию нового материала.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы?

Почему?

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил?

II . Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

а)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен?

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий?

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному

О Федоре Ивановиче

О Борисе Годунове

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»?

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу?

И т о г о в ы й в о п р о с:

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III .Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV .Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Города Конаково

Конспект

Открытого урока литературы в 7 классе

По теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» (по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

МБОУ СОШ №8 г.Конаково

Коваленко Инна Геннадьевна.

2011год.

Город Конаково Тверской области, ул. Энергетиков, д. 38

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена .

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I,Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Учитель.

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

Учитель.

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Учитель.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная и с т о р и ч е с к у ю п р а в д у о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы? (Да, Муму, Маруся из «Детей подземелья»)

Почему? (потому что произведения литературы воздействуют не только на наш разум, но и на чувства, заставляют переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.)

Но зачем нам учиться у участников событий XVI века? Какое дело до них нам, людям XXI века?(Каждый человек связан с историей, живет в ней, а значит, опыт другого человека, которому пришлось оказаться в гуще событий, нам тоже интересен).

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил? (Только пережив вместе с героями их злоключения, радости, мы можем проникнуться необходимостью усвоения этих уроков.)

II. Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

Учитель.

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Лексика.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

А)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен? (В период, когда ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т.е. он осознает скорое предстояние перед Всевышним. Это придает уго речам особую убедительность.)

Через что прошел Пимен, прежде, чем нашел истинные ценности? (Познав безумные потехи юных лет, схватки боевые, шумные пиры, роскошь и женскую лукавую любовь, Пимен находит истинные ценности в служении Богу.)

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий? («Как я люблю его спокойный вид вид,//Когда, душой в минувшем погруженный,//Он летопись свою ведет.» На челе высоком… нельзя прочесть сокрытых дум, вид смиренный, величавый; спокойно зрит. В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских поэтов-летописцев. Смиренный, величавый облик праведника, монаха запечатлен и на иконах, во внешности святых строгость, сосредоточенность, духовная просветленность. «Спокойно зрит на правых и виновных»).

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному . Несмотря на то, что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего от гневных дум и казней, мечтающего о принятии схимы и смиренных молитвах в обители.

«И сладко речь его из уст лилася…»

О Федоре Ивановиче . Особое теплое чувство вызывает у Пимена царь Федор Иванович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением (одно из основных христианских добродетелей), душевной святостью, пристрастием к молитвам. За это Господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и Святую Русь. «И Русь при нем во славе безмятежной// Утешилась…»Кончина Федора Ивановича обрисована, как кончина святого.

О Борисе Годунове . Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Его речь становится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с небесным. Это приговор злодею –цареубийце и народу, ответственному за воцарение преступника: «О страшное, невиданное горе!// Прогневали мы Бога, согрешили://Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли.»)

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям ? (За труды, за славу, за добро - поминание; за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»? (Символ: догоревшая свеча – конец жизни». Не мудрствуя лукаво – не своевольничай, не привноси своей личной воли в описываемое. «Все то, чему свидетель в жизни будешь://Войну и мир, управу государей,// Угодников святые чудеса…»)

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу? (Ошибался Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Летописец как гражданин своего отечества, истинный патриот не равнодушен к судьбе страны.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какова цель Пименовой летописи? В чем видит свое предназначение летописец?

(Поведать потомкам правду истории.

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу).

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III.Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV.Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Подписи к слайдам:

Борис Годунов. Борис Федорович Годунов (1551 - 1605) – царь России с 1598 по 1605, боярин. Родился Борис Годунов в Москве в 1551 году. Женился, в 1580 году стал боярином, постепенно занял важное положение среди знати. После смерти Ивана Грозного в 1584 году вместе с Бельским объявил о кончине государя народу. Когда новым царем стал Федор Иванович, в биографии Бориса Годунова была занята важная роль в совете. С 1587 года он являлся фактическим правителем, поскольку сам царь Федор не мог управлять страной. Благодаря деятельности Годунова был избран первый патриарх, построен водопровод в Москве, началось активное строительство, была установлена крепостная зависимость. После смерти наследника Дмитрия и царя Федора династия правителей Рюриковичей оборвалась. А 17 февраля 1598 года в биографии Бориса Годунова состоялось весьма важное событие. На Земском соборе его избрали царем. Однако страшный голод и кризис в стране в 1601-1602 годах пошатнул популярность царя. Вскоре начались бунты среди народа. Затем, если рассматривать краткую биографию Годунова, последовало разбитие небольшого войска Лжедмитрия. Здоровье Годунова постепенно ухудшалось, а 13 апреля 1605 года царь скончался.

Иван Грозный Иван Грозный (1530 -1584) – Великий Князь, царь всея Руси. В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Иван Грозный был жестоким правителем. После московского восстания 1547 года, внутренняя политика Грозного, управление страной проходило при помощи Избранной рады. В 1549 году он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. В нем политика Грозного относительно крестьян состояла в том, что общинам давали право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей.. Что же касается внешней политики Грозного, то ему пришлось воевать с новым казанским ханом Сафа-Гиреем, было предпринято 3 похода.. Для повиновения Астраханского царства, совершено 2 похода. Кроме того внешняя политика Ивана Грозного опиралась на войны с Крымским ханством, Швецией, Ливонией.

Лжедмитрий I. Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с > сыном. Лжедмитрий, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи > с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась – этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность > . Лжедмитрий был провозглашен царем. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание – дать полную свободу крестьянам. Молодой царь не считался с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

«Роль языковых средств в изображении летописца Пимена»

(по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

Драма-трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов не изучается в школьной программе глубоко. Я считаю, что в ней богатейший материал для реализации многих задач, стоящих перед учителем литературы. Это работа над понятиями «историческая правда» и «художественный вымысел», работа над языком произведения, а самое главное – над средствами создания образов.

Разбирая «Сцену в Чудовом монастыре», работая над образом Пимена, очень хорошо можно показать роль лексических и синтаксических средств в изображении главных персонажей этого отрывка. Ученики 7 в класса уже знакомы с методикой работы над образами героев и на стилистическом уровне справляются с этой работой самостоятельно. И этот момент на данном уроке был сделан хорошо.

Удачным моментом считаю решение включить в финальную часть урока арию Пимена из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Она явилась завершающим аккордом в понимании роли и значении образа летописца Пимена в трагедии.

Работа группы «искусствоведов» и их презентация «Опера «Борис Годунов» тоже была удачной на этом уроке. Связь урока литературы с уроками Мировой художественной культуры просто необходима.

Слабым звеном в уроке считаю работу группы «историков». Хотя исторический экскурс был вполне по теме (заслуга учеников), но форма его подачи могла быть другой (упущение учителя). Здесь возможен и более оправдан был бы сравнительный анализ образов исторических деятелей, взятых из учебников истории и художественных образов произведения А.С.Пушкина.

Большой упор при подготовке к этому уроку делала на воспитательный момент, связанный с чувством патриотизма. Поэтому акцент всего урока делался на деятельность Пимена: «Да (пусть) ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». А также на отношение А.С.Пушкина к истории своей страны. Думаю, у ребят навсегда останутся в памяти слова писателя о том, что можно быть несогласным с проводимой политикой самодержца, но к Родине отношение должно быть святым.

Ученики получили задание на дом написать сочинение о летописце Пимене. Проверяя работы, я поняла, что цели, поставленной перед уроком, я добилась. В работах звучали мысли о необходимости более глубокого изучения русской истории, о желании перечитать всю трагедию А.С. Пушкина до конца самостоятельно. Ребят увлекла и самостоятельность в выборе темы для выступления на уроке.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Конаково Коваленко И.Г.


Л. И. СОБОЛЕВА,
методист кафедры социально-гуманитарного образования
Института повышения квалификации и переподготовки работников
образования Кабардино-Балкарского государственного университета
г. Нальчик

Истинное произведение обладает своеобразной силой изобразительности и действует на эмоции непосредственно, силой художественных образов, стиля и речи. Федор Андреевич Щербина был мастером рассказа, умелым повествователем, великолепным оратором.

Бесценны воспоминания коренного кубанца, которые он написал за границей, в Праге. Любовью к казачьим традициям и порядкам проникнуты строчки дневника, в них – правда очевидца, чистота памяти о прошлом.

Язык воспоминаний Ф. А. Щербины прост и доступен, нет вычурности и высокого слога, высок лишь полет мысли-воспоминания о годах, проведенных на Кубани, в станице Новодеревянковской. "В последний раз поднялся я с постели, чтобы взглянуть на все дорогое в нашем дворе… Ранним утром я побывал в саду, в загонах, гладил собак, провожал глазами коров, следил за тем, как взяты были на налыгач волы и привязаны к яслям. Гнедого, на котором я поеду в Екатеринодар, хорошо покормили…".

У Щербины нет определенной формы, он не оглядывался на художественные модели сюжетов и жанров. Летописец покоряет читателя святой памятью, у него главное – картины воспоминаний, поток чувств, эмоций, ностальгический настрой. В воспоминаниях выделяются рассказы-наблюдения, рассказы-шутки, рассказ с переносом обычного явления в ранг самого памятного, единственно дорогого. От этого страницы щербиновских воспоминаний, речей и докладов, литературных произведений ошеломляют новым, удивительно странным, возведенным до вершин личностно-жизненных открытий. "Мне даже теперь представляется, на каком изгибе дороги совсем скрылась из глаз Деревянковка. Думаю, если бы и сейчас я ехал на лошадях по стародеревянковской дороге, то неминуемо пережил бы эти детские впечатления…".

А как звучно-мелодично льется украинская, казачья речь в устах живых людей, которых знал Щербина: "Я не плакал потому, что сидел рядом с матерью, и никого не было около нас плакавшего.

Ты, Федя, сел бы поближе до меня та не вертелся б, а то, чего доброго, ще с повозки слетишь.
- Хто, я? Як бы и верхи на Гнедому сидел, то и тогда б не упал до долу.
- Так ото ж по-казацькому скакал бы на коне. А то ж покатился не с коня, а с канапейчика, – говорила мама со смехом…".
- "Налыгач" (упряжка), "зозуля" (кукушка), "кущанка" (стадо овец), "мнишки" (сырники)

Родные малороссийские слова передают и дух, и своеобразие эпохи, и колорит кубанской народной речи.

Все далекие родственники Федора Андреевича были добрыми запорожцами в Переясловском курене. Прадед по отцу не ушел в Турцию, а дед прибыл на Тамань вместе с Головатым и Чепегой. От тех времен пробился первый родничок кубанского историка Ф. А. Щербины. Земные чувства к родине и ее предкам дали толчок к великим трудам летописца. А душа его – в "Истории Кубанского казачьего войска", которая создана благодаря любви к кубанской земле, к её старовыне.

Землякам Щербины было чем гордится, и потому рассказчик опору в своих работах делает на память, которая передавалась от поколения к поколению: "Пастух возил меня на хутор Безкровного, представлявший собою обширный двор с разного рода строениями и с домом в несколько комнат, в котором, однако, никто не жил. В парадной комнате этого дома дядько Шрам подвел меня к большому портрету и сказал: "Дивись! Оце сам Безкровный!". На картине была высокая статная фигура во весь рост, в казачьем костюме, с жирными эполетами на плечах, при сабле и кинжале…".

Удивительна простота повествования в трудах Ф. А. Щербины. Некоторые места перекликаются и по стилю, и по поэтичности речи со "Степью" А. П. Чехова: "Высоко-высоко в небесной синеве парят орлы, а внизу копошатся божьи коровки, ползающие по стебелькам растений… Мерно и величественно ходят дрофы, высоко поднимая на длинных шеях зоркие головы, а всюду по степи сотнями и тысячами голосов жаворонки поют гимн. Это ли не родные дети степной природы?".

2 марта 1929 г. в Праге Федор Андреевич выступал с речью. Свое знамя-кредо Федор Иванович пронес до конца: "Я стал в эмиграции на чисто научную и культурную почву, придерживаясь возможно большей объективности в своей деятельности. По моим воззрениям и моральным правилам, я, как казак, с этой позиции не сойду. Ибо мне ясна общая дорога казачьего объединения в направлении культуры к общечеловеческим идеалам, к которым определенно потянуло казачество".

Дела историка-ученого, своеобразного мастера слова Ф. А. Щербины озарили ХХ век и шагнул в век XXI.

Литература

1. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска.
2. Федор Андреевич Щербина о себе… // Родная Кубань. – 1999. – № 1.

Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность». Краснодар, 2004 год

Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи - это как раз «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.

Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет, Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет…

Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.

Так точно дьяк в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных.

Добру и злу внимая равнодушен,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо- наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.

И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное против божеских и человеческих законов:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли…

И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:

Сей повестью плачевной заключу

Я летопись мою…

Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:

Постой лоры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.

Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость - это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.

Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.