Нескучные музеи для детей. В музей с детьми: рекомендации из личного опыта мамы

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

Зачем мы ведём ребёнка в музей? Первая причина очевидна — чтобы он узнал что-то новое. Увидел то, о чём читал или слышал, разобрался в устройстве и функционировании сложных систем, будь то человеческое тело, движение планет или теория эволюции, и в таком случае мы подразумеваем, прежде всего, естественно-научные музеи.

Для музеев художественных на первый план выходят причины иного рода — мы хотим показать ребёнку богатство и разнообразие культуры и её материальных проявлений, развить его эстетический вкус, возможно, разделить свой опыт встречи с прекрасным, то есть, в конечном счёте, мы обращаемся не только и не столько к разуму ребёнка, сколько к его внутреннему, духовному миру.

Но ребёнок, особенно ребёнок маленький, познаёт окружающий мир главным образом через действие, через игру. Редкий малыш сможет выдержать экскурсию по картинной галерее, где экскурсовод, пусть даже очень увелечённый, рассказывает о датах жизни и художественных направлениях. Или не заскучает в музее-усадьбе, где экспонаты спрятаны за стеклом и огорожены верёвочкой — их не то, что потрогать, внимательно рассматривать-то боязно, такие они ценные и хрупкие. Но ведь если позволить каждому посетителю посидеть на стуле известного писателя или полистать знаменитую рукопись, потрогать античную статую, то от этих экспонатов очень быстро ничего не останется, так нам всегда справедливо объясняли работники музеев, педагоги, родители.

Так как же всё-таки показывать детям художественные произведения? Как заинтересовать, как научить за формой видеть внутреннее содержание предмета, прикоснуться к внутреннему миру автора, раскрывая тем самым собственный, вступать в диалог с прошедшими эпохами и иными культурами? Как говорить с ребёнком о культуре и искусстве?

На этот вопрос пытается дать ответ, и надо сказать, довольно успешно, педагогика искусства.

Одну из своих важнейших задач педагоги видят в том, чтобы сделать музеи доступными и понятными для самых молодых посетителей, разработать такие программы, чтобы музеи были интересны и родителям, и детям.

Ведь несмотря на развитие современных технологий, несмотря на все новые средства распространения информации, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни. Помимо собственно материальных ценностей, произведений искусства, свидетельств жизни других народов и эпох, это ещё и особая атмосфера, богатый опыт, способный оказать значительное влияние на формирование личности человека.

Чтобы этот опыт был максимально доступен для детей, чисто познавательные методики, даже специально адаптированные для разных возрастных групп, должны дополняться практическими заданиями, требующими активного участия ребёнка, личностного осмысления экспонатов, проживания различных ситуаций, примерки на себя тех или иных образов или ролей.

Например, Детский музей Дом семейных традиций, педагоги которого разрабатывают свои программы исходя из этих принципов, во время экскурсии по Музею меценатов, предпринимателей и благотворителей предлагают ребёнку не просто осмотреть залы музея, а выбрать среди экспонатов портрет или фотографию женщины, которая могла бы иметь отношение к его семье, которую ему, возможно, хотелось бы видеть своей дальней родственницей, подругой семьи, прабабушкой, оставившей внукам сундучок с ценными и памятными вещицами.

В таком задании нет соревновательности, нет правильных или неправильных ответов. Дети фантазируют, придумывают истории, вспоминают свои семейные привычки, традиции, находят, прежде всего для себя, ответы на важные вопросы: чем для меня может быть интересен другой человек, какие качества мне нравятся в моих близких, как за внешним обликом угадать внутренние черты человека, какие предметы из давних времён мне бы хотелось получить от предшествующих поколений, и многие, многие другие.

Если речь идёт не об уникальных экспонатах и произведениях искусства, а о предметах быта, то большое значение придаётся возможности не только рассмотреть их, но и потрогать, попытаться применить такие предметы на практике. Ребёнок сам, опираясь на свой опыт, интуицию или фантазию пытается догадаться для чего мог использоваться тот или иной экспонат. И предположения, попытки рассуждений здесь не менее важны и интересны, чем правильный ответ.

Для чего нужно это колечко? Серебряное, нарядное. Для браслета узкое. Для кольца широкое. Ребёнку не подойдёт. Покрутили, примерили. Кольцо для салфеток.

Очень интересен опыт, когда может быть задействовано сразу несколько каналов восприятия. Например, некий предмет прячется в мешочек и сначала его надо ощупать через ткань.

Что это? Вытянутое, рельефное, скорее всего железное, если постучать даже через мешочек, звук точно не деревянный. Железо? Стекло?

Следующий этап, ощупываем без мешочка, но с закрытыми глазами. Точно металл, гладкий, но резной.
Смотрим. Похоже на столовый прибор, серебряный. Очень затейливой формы. Оказывается, держатель для окорока.

Особенно большое значение имеет возможность сделать что-то своими руками, что-то материальное, связанное с темой экскурсии или музея, то, что можно потом взять с собой.

Это совершенно иной, очень важный для ребёнка уровень осмысления ситуации. Сделать что-то самому.

Если мы изучаем историю письма, мы сами берём перо, макаем в чернильницу, пишем чернилами в альбом, который потом забираем домой. Рассматриваем картины импрессионистов — пробуем рисовать мелкими раздельными мазками, уделяя внимание тончайшим оттенкам цвета. Едем на экскурсию в Барселону — собираем маленькую мозаику из разноцветных кусочков в духе Гауди. Такой опыт отложится в памяти совершенно иначе, чем любая лекция, картинка или, например, образовательный фильм.

Подводя итог хочется сказать, что поход в музей для ребёнка может стать полезным, интересным и приятным занятием. Есть музеи и педагоги, которые с удовольствием помогут нам превратить экскурсию в яркое и запоминающееся событие, но даже если таких педагогов рядом не оказалось, мы можем взять дело в свои руки — посмотреть на мир глазами ребёнка, заинтересоваться тем, что интересно ему, говорить с ним его языком — языком игры, действия, движения и фантазии.

Читайте в о том, как музеи меняются вслед за своими посетителями.

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все. Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем. Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла. Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними. С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги. Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям. Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой.

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память.

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников.

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи.

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках… И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша.

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин. Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?» Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности.

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках…

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике. Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ.

3. Эмоции

Обращайте внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные?

4. Фантазирование

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом...

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки. Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин. Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства.

– Зачем ребенку ходить в музей?

– Да вроде незачем. Растут же дети в деревнях совсем без музеев, и ничего, хорошими людьми становятся. Поэтому нет однозначного и единственного ответа на этот вопрос. Но, знаете, я очень хорошо помню свои детские впечатления от невероятно красивого дома, в который однажды мы пришли с родителями. Мимо больших колонн мы поднялись по парадной лестнице. Оказались в каком-то особенном пространстве, где я, совсем маленькая девочка, почувствовала себя принцессой в волшебной стране.

Пусть я их знала лишь в репродукциях, но мне тогда очень нравились две работы – пейзаж с Парфеноном Поленова и «Красные виноградники» Ван Гога. И когда, оказавшись в ГМИИ им. Пушкина, я увидела и то и другое, решила для себя, что уходить отсюда я никуда не хочу.

Много лет спустя, когда я уже давно работала в музее, мне пришла в голову мысль, что каждый из нас выбирает профессию, опираясь на те базовые впечатления, которые когда-то получил в детстве.

Я работаю с детьми уже пятнадцать лет и знаю, что музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, которое, хочется верить, чаще приятный опыт их жизни. Это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры, которые одевались по-другому, скакали на конях, ездили на санях…

Всё это сильно расширяет исторический кругозор ребенка. Конечно, у детей до определенного возраста – до пятого класса уж точно (10–11 лет) – в принципе хронологического сознания не существует, во всяком случае, нет чувства времени. Тем не менее посещение музея помогает детям расширить исторический кругозор и глубже прочувствовать собственную историю. Очевидно же, что ребенку не меньше, чем взрослому, важно ощущать, что он не вырван из контекста времени и жизни.

Музей – это созерцание красоты, которое учит детей подмечать красоту вокруг себя, в собственном доме, дворе, на улице, но в равной степени и учит замечать некрасивое, то, что режет глаз и хочется скрыть. Не раз слышала от родителей, что после посещения музея дети стараются убраться в своей комнате и развесить собственные рисунки по стенам; девочки становятся внимательнее к своему внешнему виду и все дети без исключения начинают оперировать такими понятиями, как «одеваться в стиле XVIII века», «в стиле королевы», «как древнегреческая муза».

Пребывание в музее, изучение выдающихся произведений искусства волей-неволей воспитывают не только в ребенке, но и в любом человеке определенный вкус и желание воссоздать это особенное пространство там, где живешь сам.

Если спросить любого из нас о впечатлении, которое он пережил, впервые придя в музей, то в ответ мы услышим либо «вау, как там было красиво», либо «Боже, эти огромные тапочки, спадавшие с ног, и музейные тетеньки на стульях, а еще длинная очередь». Первое впечатление – самое важное, самое большое и самое значимое для детей.

– Как-то один священник рассказал о своем первом посещении в раннем детстве Третьяковской галереи. На вопрос родителей, что же ему больше всего понравилось, он отвел их в закуток, где стоял огромный красный огнетушитель. Не всё в пространстве музея детям понятно, а если интересно, то часто совсем не то, на что взрослые рассчитывают. Есть ли какие-то рекомендации, которые могут помочь родителям сделать посещение музея интересным и понятным?

– Вот представьте, вы родитель. Ваш ребенок начал ходить. Вы впервые пришли с ним на детскую площадку. Что вы делаете? Прежде всего озвучиваете пространство, последовательно даете вербальное объяснение всему: «Смотри, малыш, вот песочница, а вот песок. Берем лопатку, насыпаем песочек в формочку. Переворачиваем, стучим, получаем куличик. Интересно же».

Так же бывает, когда мы ходим в зоопарк. Заранее рассказываем о предстоящей встрече с миром диких животных. А подходя то к одному вольеру, то к другому, никогда не забываем сказать: «Это мартышка, а это длинношеее животное – жираф, а тут, смотри, в луже купается огромный бегемот. Забавный, правда?»

Для маленьких детей, особенно живущих в отдаленных районах, любой выезд, вырывание из привычного уклада жизни – это стресс. Безусловно, первое, что следует сделать родителям – это подготовить детей к посещению музея. Рассказать, что завтра, например, их ждет невероятное путешествие в мир картин и скульптур. Пусть ребенку не знакомо ни первое, ни второе слово, но вербально он уже получает подготовительную информацию.

Во-вторых, вам следует научиться озвучивать всё, что вы будете видеть перед собой: «Смотри, это музей, а это парадная лестница, по которой мы с тобой сейчас войдем в этот сказочный дворец…» Для своих учеников я стараюсь сделать музей не каким-то недоступным и помпезным местом, а домом, с обитателями которого всегда можно познакомиться. Для детей это тут же становится актуальным. Они прекрасно знают, что такое дом и что такое обитатели дома. Скульптуры, картины, вазы, наряды, любые другие древности для них оказываются просто неожиданными обитателями.

В-третьих, с детьми необходимо вести живой диалог и не навязывать свою точку зрения. Нужно идти за ребенком и на любой его вопрос давать увлекательные объяснения, даже если вы не знаете правильного ответа. Не бойтесь ваших предположений. Представьте, вы хотите ребенку показать какой-то интересный для вас зал, а он вдруг застрял у веревочки, которой огорожен экспонат. Дайте возможность ему потрогать эту веревочку. А потом обратите внимание, что она прикреплена к столбикам, а столбики преграждают путь к скульптуре. Спросите о том, кого она изображает? Из чего сделана? Нравится ли ребенку? А чем? И, наконец, подытожьте: «Теперь ты точно знаешь, зачем нужна эта блестящая веревочка».

Пять картин вместо футбола

– Безусловно, бывают те, кто ходит в музеи регулярно, в ежедневнике у них расписаны все крупнейшие выставки на полгода вперед. Но немало и тех, для кого посещение музея – тяжелая и скучная работа. «Друзья ходят, а чем я хуже». Какие бы вы дали рекомендации в этом случае?

– Понимаете, родители делятся тем опытом, которым владеют сами. И если им ближе футбольный матч или велосипедная прогулка, то они предпочтут Битцевский парк и стадион, а не поездку в музей.

А если всё-таки хочется попробовать, да еще ребенка взять?

– У каждого крупного музея сегодня существует сайт, на котором можно прочесть как о музее, так и о его экспонатах. Облегчите себе поездку, выбрав среди экспонатов не больше пяти интересных вам произведений.

Например, если идете в Политехнический музей, то пусть это будет пять любопытных устройств, желательно максимально разных. Если собираетесь в картинную галерею, то выберите несколько картин в разных жанрах: исторический сюжет, пейзаж, натюрморт и обязательно какую-то картину или скульптуру с изображением ребенка.

Заранее изучите план музея, выясните, где территориально находятся ваши экспонаты. Желательно, чтобы они не были разбросаны по большому пространству. Идите в музей с ребенком не больше, чем на полчаса – сорок минут. Главное – не стремитесь ему показать всё и сразу. Оставьте до следующего раза. Покажите «свои» произведения, расскажите о них собственными словами, а затем смело идите гулять. Я вам гарантирую, что впечатления будут самые сильные и положительные.

– Представим, что привычка посещать музей уже есть. Его пространство ребенок освоил и знает, где находится зал с римскими скульптурами, греческими вазами, а где лежит египетская мумия. Но вот он один на один с экспонатом. Как научить ребенка получать удовольствие от общения с произведением искусства?

– Мы называем этот способ сократовским. Не знаю уж, применял ли его Сократ в том виде, как я его предложу, однако у искусствоведов и педагогов метод «вопросов и ответов» называется именно так.

Если вы заметили, что ребенок остановился у экспоната, спросите, что его заинтересовало. Маловероятно, что он ответит: «О, конечно же, этот бравый наездник, или эта масштабная демонстрация поразила мое воображение». Скорее всего, ребенок скажет про какую-нибудь собачку, блестящий пистолетик, другую малюсенькую деталь, которой вы не придали значения.

Дело в том, что первое, что видит ребенок, находится на уровне его глаз. Дети вообще видят предметы от маленькой детали к большой. Но именно в силах взрослого раскрутить клубок от частного к содержанию произведения искусства, вывести ребенка на диалог. Именно диалог позволит ему продолжить рассматривать произведение и научит видеть масштаб, общее содержание.

Например, вы можете сказать: «Правда, интересный пистолет, а знаешь, кому он принадлежит? Как думаешь, а кем был этот человек? А в каком состоянии он изображен: отдыхает, торопится на войну, может, ранен?» Придумывайте вопросы, потому что ими вы поможете ребенку войти в произведение искусства. Попробуйте стать своему ребенку проводником в этом деле. Чем дольше он простоит у одного произведения, тем лучше.

Какой самый главный совет? Не более пяти произведений для внимательного изучения и одного посещения. Как бы скупо с моей стороны это ни звучало, как бы вы ни переживали, что заплатили за дорогой билет, а увидели всего пять или шесть произведений, – вы знаете, это как с хорошей едой. Лучше выйти из-за стола чуть голодным.

Знаете, какая самая большая проблема у путешествующих за границу людей, тех, которые посещают дорогие музеи? Это неуемное желание вместить в себя невместимое, охватить всё сразу, как будто бы впрок.

Поймите, удержать это невозможно. Если я приезжаю за границу, то своей дочери так и говорю: «Мы сейчас идем смотреть самую прекрасную работу Рафаэля, а пока мы будем двигаться по залам музея, представь, что мы идем по красивому парку. Все эти картины с пейзажами и с людьми – просто деревья и просто прохожие. Улыбайся им и отдыхай». Для своего ребенка и учеников в музее я пытаюсь создать атмосферу отдыха, внушить им, что музей и есть лучший отдых для души.

Перенастройка мозга и бег

– Почему для души?

– Потому что это совсем не отдых для тела. Главная сложность для ребенка в музее состоит в том, что здесь ничего нельзя трогать руками. А ведь тактильные ощущения – важнейшая составляющая развития ребенка. Поэтому я очень рекомендую родителям, зная, что нельзя трогать картины и скульптуры, не одергивать ребенка, а позволять ему дотрагиваться до пола, до стен, особенно если они мраморные, до веревочек, ручек, до всего, что позволено трогать.

При этом важно и обыграть, что одно трогать можно, а картин – они же важные придворные, к которым и подходить близко не позволено – мы касаться не будем. В музее можно ползать, сидеть на полу, смеяться, удивляться, любоваться, испытать новые тактильные ощущения, ощущать себя лилипутом в стране Гулливера, и есть всего одно правило: экспонаты нельзя трогать руками.

Понимаете, ребенок в музее не отдыхает, ведь ему постоянно приходится себя жестко контролировать, к тому же в музеях ровный пол, а на ровном полу ноги всегда устают больше. Наконец, в музеях много людей, которые утомляют. Именно поэтому нам кажется, что ходить в музей тяжело. Детям, естественно, хочется бегать. Я уже не говорю о том, что сегодняшнему поколению детей вообще сложно ходить, а тем более долго концентрировать свое внимание.

Но именно в этом отношении музеи оказывают огромное терапевтическое влияние не только на детей, но и на людей в целом. Музеи, особенно классические, позволяют остановить вечное мелькание кадров, перенастроить, перегрузить свой мозг, заставив его сконцентрироваться минуту или две на каком-то одном объекте.

Это очень важно. Гонка за событиями, новостями, информацией, попытка всё опережать и везде успевать просто нас убивает. А умение останавливать мгновение – продлевает жизнь человеку. Музей – это место, в котором для души можно устроить настоящий пир.

Как же это сделать?

– Отдых для души и есть возможность остановить мгновение. Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. Будь то музей космонавтики или музей современного искусства. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать.

Можно представлять себя присутствующим на той или иной картине. Не ленитесь делать это. Это действительно интересно. Многие музеи, особенно мой любимый ГМИИ, создавались ради этого. Вся архитектура музея, всё пространство его помещений по задумке авторов должны переносить человека в определенную эпоху, погружать в определенный период культуры человечества.

Но вся загвоздка в том, что интересное и понятное нам не всегда понятно ребенку. То, что нам кажется красивым, детьми может восприниматься как обычное и обыденное. И наоборот. Поэтому задача родителя – это правда важно – посмотреть на мир глазами собственного ребенка. Иногда в музее достаточно присесть на корточки и посмотреть на картину с уровня глаз своего ребенка, чтобы открыть для себя совершенно новый ракурс, его ракурс.

И еще, не нужно торопиться напичкать ребенка большим количеством знаний. Новые знания и информация лучше всего усваиваются ребенком в пубертатный период, от 10 до 15 лет. Как бы подросток ни был неуправляем, его голова всё равно открытый шкафчик, в которой прекрасно один за другим в свое время лягут знания. До десяти лет насыщайте детей впечатлениями. Вызывайте в них сопереживание.

У меня был незабываемый опыт, когда однажды я попала со своей шестилетней дочерью в зал Рафаэля. Там была известная и потрясающая скульптура смертельного раненого мальчика, которого несет дельфин. Я заметила, что моего ребенка работа привлекла, и я специально остановилась, чтобы поговорить.

– Что видишь? – спросила дочку.

– Дельфина… Мальчика… Он ранен, а дельфин его пытается спасти, – говорила она с паузами.

И тут я заметила, как у нее из глаз потекли слезы. В это мгновение я поняла, что случилось главное, ради чего стоит ходить в музей. В этом и состоит сила искусства – оно вызвало сопереживание.

Мера – это всё, или не будьте ханжами

– Как часто нужно ходить в музей?

– Сейчас есть тенденция, когда родители дают детям в России начальное образование, а потом отправляют их учиться в Европу. При этом они обращаются к нам в музей с запросом, мол, мы хотим напитать ребенка максимально, чтобы он уехал за границу подготовленным. Музеи в этом случае идут навстречу таким родителям, проводят с детьми интенсивные занятия.

Но, по моему наблюдению, даже раза в две недели для ребенка многовато. Прежде всего потому, что дети перестают воспринимать музей как место отдыха. Он становится для них очередной школой, обязанностью, работой, трудом. А важно как раз другое, чтобы музей оставался местом, в которое человек хотел прийти, по которому бы он скучал. Пусть музей будет праздником, поощрением, местом любимого досуга, но не местом школьного занятия. Поэтому я убеждена, что музей нужно посещать с ребенком не чаще, чем раз в месяц.

Я очень ценю наследие древних греков и особенно их слоган: «Мера – это всё». Греки были уверены, что чувство меры является даром богов человеку.

Хорошо, чтобы родители чувствовали своих детей, чтобы помнили себя маленькими, чтобы понимали: в головах детей куча разных интересов и информации помимо музеев. Очень важно, чтобы в своем рвении родители знали меру.

– Радио и телевидение предлагают массу просветительских передач о музеях, об искусстве. Кажется, что мы перестаем воспринимать музей как пространство для избранных. Или это не так?

– Меня воспитывала прабабушка, потому что родители работали. Летом я гостила у нее в подмосковной деревне. В ее обычном крестьянском доме до сих пор висит лакированная репродукция «Аленушки» на холсте. А еще – «Охотники на привале» и «Сцена зимней охоты». Этим репродукциям лет девяносто, не меньше.

Понимаете, раньше искусство было в доме каждого человека. Да, это мог быть всего один старинный шкаф, всего одна репродукция известной картины. Но именно поэтому человек, приходя в музей, не ощущал его чуждым для себя. Советская реальность с ее малогабаритными квартирками в блочных домах тотально вытеснила скульптуру, красивые часы, громоздкую резную мебель. Но сегодня фотографии вытеснили из наших домов живописные произведения искусства.

Ощущение реальности и понятие прекрасного изменилось. Мне нравится икеа как идея, но мне грустно, что сегодня торжествует «икеевское мировоззрение». Неудивительно, что живя среди хай-тека, среди фотографий в планшете, мы неминуемо в музее ощущаем себя чужими для этого пространства.

Помните, я говорила, что нам важны воспоминания? Так вот, если из южного Бутова или подмосковного городка на автобусе в ГМИИ приезжают школьники, я точно знаю, что им нужно показать в музее. Им нужны шлягеры, картинки из их учебников: копьеносец, дискобол… Как только они видят эти произведения, они расцветают на глазах. Хотя в их учебниках размещены чудовищные по качеству репродукции, в момент встречи с произведением искусства возникает узнавание. Музей для них перестает быть чуждым и чужим.

В чем же тогда вы видите основную проблему, почему люди не спешат в музеи?

– В каком бы прекрасном ландшафте ни жил человек, он всё равно будет рисовать, изображать на стенах пещер животных, из дерева вырезать скульптуры. Без искусства жизнь людей была бы неполной, потому что искусство – это глубокая человеческая потребность. И главная ошибка, которую мы допускаем как родители, в том, что считаем искусство миром возвышенного, до которого нужно дорасти. Нет, это не так. Нужно входить в этот мир самим и научиться впускать в него ребенка.

Слава Богу, в магазинах появилось большое количество замечательных книг, которые в игровой форме знакомят детей с шедеврами мирового изобразительного искусства, да и музеи такие книги выпускают. Это и «Очарование русского пейзажа», и «Исторические картины», подготовленные Третьяковской галереей. В них с репродукцией соседствует короткий сказочный текст, доступный для чтения перед сном. ГМИИ выпустил серию книг для детей, например «Азбуку», которая с раннего возраста включает ребенка в понимание того, что искусство – норма жизни.

Но есть и еще один важный нюанс. Религиозное сознание сегодня переживает возрождение. Художественные музеи в этом отношении становятся огромным подспорьем, например, визуализируя перед ребенком евангельские события. А ведь музей – это еще и возможность показать иконы, писанные не современниками, а глубоко верующими художниками, многие из которых были монахами. Показать произведения, в которых художники прославляли Бога.

Это возможность преподать важный религиозный, философский урок детям. Закрепить то, что для многих уже является фундаментом их жизни, как и было когда-то фундаментом для людей далекого прошлого. Верующие родители должны сами знать и понимать произведения искусства, чтобы уметь объяснить их содержание детям. Но почему-то это не для всех очевидно, увы.

В музее мы сталкивались еще с одной проблемой: очень резкой реакцией православных родителей, многие из которых демонстративно перестали водить детей в ГМИИ. Также некоторые православные школы больше не приходят на наши экспозиции классами. Главный конфликт был вызван тем, что в музее мы знакомили детей из православных школ с античной обнаженной натурой. Показывали им, например, Давида Микеланджело, Афродиту, копьеносца. После конфликта мы вынуждены были снабдить экспликации к экспонатам бирками с возрастными ограничениями.

Я убеждена, что одна из самых больших ошибок родителей – это зажимание детей в ханжеских рамках. Родители должны понимать, что сегодня в нас живо христианское отношение к телу, но в далекие века были иные люди, иного представления о сущности человека, с иным образом мыслей и жизни. Скрывать это от ребенка, запрещать ему смотреть на античную скульптуру значит травмировать ребенка, который, вообще говоря, чужд порока. Именно из тех, кому запрещали и с раннего возраста внушали стыд от вида обнаженного тела, вырастают закомплексованные люди с отклоненным поведением и избыточным интересом к сексуальности.

Дети невинны. Поэтому не нужно приписывать им того, чем они не обладают. Нужно понимать, что классические художественные музеи воспитывают в детях гибкость сознания. И если вы беспокоитесь о проблемах этического характера, то начинайте водить детей задолго до десяти лет, пока у них не появилось осознанного чувства стыда.

Если с 5 до 10 лет у ребенка выработана привычка удивляться, восхищаться, наслаждаться красотой, то у него в будущем никогда не вызовет смущения, неловкости и нездорового интереса обнаженная натура. Для таких детей античная скульптура навсегда будет произведением искусства.

А вам не кажется, что многих останавливает еще и высокая входная плата, установленная в музеях?

– Подождите, а сколько стоит сейчас билет в кинотеатр? Не стану говорить за всех, но у меня сложилось впечатление, что то, что дается людям легко, они не ценят. Я работаю в музее почти двадцать лет и могу авторитетно заявить: такой посещаемости, как сейчас (когда цена на билет довольно высока), ранее не было. Если точнее, то была в 50–60-е годы. Тогда моду и стиль жизни диктовала интеллигенция, то есть преподаватели и доценты институтов. Они же, кстати, ввели моду на пешие и байдарочные походы, скалолазание, бардовские песни и интерес к авангардному искусству.

Понимаете, мироощущение всегда идет сверху и спускается к народу. И когда простой водитель трамвая видел, что его сосед, профессор физики, идет всей семьей в музей, он подтягивался к этой планке.

В девяностые годы у людей не сказать, чтобы совсем ничего не было (билеты в музеи, кстати, были очень доступны), но это был период иных ценностей. У медийных персон были иные предпочтения. И хотя выставки в ГМИИ тогда открывали Черномырдин, Гайдар, Лужков, среди политической элиты не было сегодняшнего повального увлечения искусством. Поэтому и средний класс к искусству относился спокойно довольно продолжительное время.

Помню, я была студенткой, но уже работала в Пушкинском музее. И многие знакомые, узнав об этом, не могли скрыть легкого пренебрежения. Могла ли я, «ботаник» по их представлению, соперничать с ними, которые работали в крутых фирмах… по производству шнурков, с высоченной зарплатой.

Сейчас многое изменилось. Прежде всего элита, вероятно, удовлетворив свои первичные потребности, обращается к искусству, начинает его коллекционировать. Сегодня, наверное, нет ни одного богатого человека, у которого не было бы какой-то, пусть минимальной, коллекции произведений изобразительного искусства. А раз им это интересно, значит, нужно разбираться в искусстве, значит, они начинают ходить в музеи, приводить сюда своих детей, друзей, спонсировать выставки. Постепенно эта мода спускается ниже и ниже, наконец, достигает уровня простого менеджера и вновь – водителя трамвая.

Но есть еще один нюанс, психологический. Когда человек видит, что цены на билеты в музей повышаются, у него автоматически возникает страх, что они могут стать дороже. И раз цена так высока, значит, это что-то стоящее. Кстати, спасибо Мединскому, который распорядился, чтобы вход в музей для детей до 16 (18) лет стал бесплатным.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь музеи в России, как в Англии, станут полностью бесплатными. Но нам нужно не забывать, что есть и другой опыт. В Италии вы заплатите за каждый чих, включая посещение храмов, где находятся работы великих мастеров. Музеи для Италии – одна из важных статей доходов государственного бюджета. Поэтому завышение цен на выставки в Москве мне не симпатично, но я не вижу здесь и большой проблемы.

Подводя итог, перечислю десять простых правил, соблюдение которых убережет вас от типичных ошибок и научит ходить в музей.

Правило первое. Не пытайтесь разделять искусство для взрослых и для детей. Оно для всех.

Правило второе. Не думайте, что музеи – это пространство для школьников. Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музеи, чтобы сопровождал вас в любых музеях Европы и Азии, начните водить его в музеи не раньше пяти лет, но и не позже десяти. Это самый благоприятный период для того, чтобы влюбить детей в искусство. А дальше оставьте их в покое.

Правило третье. Подготовьте ребенка к посещению музея. Расскажите о том, что он увидит, что ему можно будет делать в музее. В последнюю очередь скажите о том, чего делать нельзя.

Правило четвертое. Не старайтесь показать ребенку всё и сразу. Выберите пять произведений и проведите в музее не больше получаса.

Правило пятое. Попробуйте взглянуть на мир глазами вашего ребенка. Сядьте на корточки и воспользуйтесь сократовским методом: задавайте вопросы, чтобы помочь ребенку раскрыть содержание произведения искусства.

Правило шестое. Не стесняйтесь не знать. Ведите с ребенком диалог и расскажите ему о том, что видите сами.

Правило седьмое. Не торопитесь напичкать знаниями. Дайте ребенку время испытать сопереживание произведению искусства.

Правило восьмое. Постарайтесь время, проведенное в музее, превратить в увлекательный отдых, а музей – в место, в котором легко фантазировать и можно испытать новые тактильные ощущения.

Правило девятое. Водите детей в музей по мере того, как они вам сами напомнят об этом. Не сомневайтесь: даже нигилистичный подросток, которому до десяти лет привили вкус к прекрасному, рано или поздно к вам вернется.

Правило десятое. Не думайте, что музеи – это исключительно о прошлом. История повторяется, а всё новое – это хорошо забытое старое. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление. Ведь произведения искусства воспитывают глаз человека и формируют его вкус.

Подготовка к первому походу в музей

Чтобы новый опыт у ребёнка был позитивным, нужно подготовиться к первому походу в музей. Важно выбрать музей исходя их интересов и пола вашего ребёнка. Можно вовлечь ребёнка в процесс выбора музея или темы выставки. Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему об экспозициях музея, о самом интересном экспонате, а ещё интереснее совершить виртуальную экскурсию на сайте музея.

Я отлично запомнила свой один из первых походов в музей. Это был зоологический музей в Санкт-Петербурге. Я увидела огромный скелет динозавра и очень испугалась. Но со мной рядом были родители. Страх прошёл, когда я услышала увлекательную историю про этого динозавра. И затем этот музей стал одним из моих любимых, тем более я очень хотела стать зоологом и изучала животных. Мне нравилось медленно бродить у витрин, разглядывать чучела разных животных, наблюдать за студентами-художниками, которые делали зарисовки животных. В тот раз мы с семьёй гостили в Питере неделю, и я каждый день просила отвести меня в этот музей. Родители терпеливо водили меня и продолжали знакомить с экспозициями музея. Я не стала зоологом, но на всю жизнь сохранила любовь к животному миру и трепет перед очередным открытием нового музея.

Родителям необходимо подготовиться самим к посещению музея. Дети задают множество вопросов, поэтому выберите самые интересные экспозиции и изучите их на сайте музея, узнайте историю музея. В этом случае ваше общение будет насыщенным.

Интересно показать ребёнку одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая.

Часто бывает, что родители берут ребёнка с собой на выставки и в музеи, которые малышу непонятны и неинтересны. Да и общаются взрослые в таких случаях в основном между собой. Ребёнку предоставляют самостоятельно изучать картины или экспозиции музея. И в памяти почти ничего не остаётся.

Не забывайте, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, поэтому первый поход в музей не должен превышать 30-40-минут. Сделайте акцент на одной экспозиции, а в следующий раз посмотрите что-то ещё.

Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Не забудьте, что кроме самих экспозиций в музеях много других, интересных для детей, вещей. Цвет стен, большие пространства залов, диваны, перила, потолок и красивые люстры, блеск золота, очень большие предметы, скульптуры и картины. Обязательно разрешите ребёнку всё это изучить. Обратите внимание ребёнка на поведение людей в музее. Заранее объясните, как нужно вести себя в музее и почему.

Когда я своего сына впервые повела в Третьяковскую галерею, то мы сразу договорились о том, что как только он скажет «я устал», мы уходим. Я повела его в свой любимый зал к Врубелю. Ребёнка Врубель не вдохновил, зато ему очень понравились яркая картина М. И. Скотти «На карнавале в Венеции». Когда я спросила, что замечательного он увидел в этой картине, то он указал на радость, которую вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. Очень впечатлила сына своими размерами картина А. А. Иванова «Явление Христа народу». Затем мы надолго остановились у страшной и завораживающей картины М. Н. Воробъёва «Дуб, раздробленный молнией». На обратной дороге мы зашли в кафе, и нам было что обсудить.


Во многих крупных музеях есть детские групповые интерактивные экскурсии и мастер-классы, но, как правило, это предложение для детей с 5-6 лет. Если Ваш ребёнок младше, придётся стать на время для него экскурсоводом. По ходу беседы можно рассказать ребёнку факты из истории работы художника над понравившейся ребёнку картиной или скульптурой, из его биографии, дать сведения о методе работы художника либо скульптора. А можно предложить выбрать в зале самую радостную или самую тревожную по настроению картину и попросить обосновать свой выбор ребёнка.

Часто родителей интересует, есть ли такие произведения искусства, с которыми детям не стоит знакомиться. Конечно, нет. Дети с удовольствием изучают картины, написанные в разных жанрах. Но конечно, дошкольникам больше нравится живопись, цвет очень привлекателен для детей данного возраста, поэтому с графикой детей лучше знакомить позже. Картины и скульптуры с обнажённой натурой лучше показывать в ряду других произведений не акцентируя внимание на них. Также в музеях можно встретить картины со сценами насилия. С малышами не стоит подробно обсуждать их.

Пригласите друзей ребёнка на экскурсию. Детям интересно друг с другом обсуждать увиденное.

Не забудьте купить ребёнку в сувенирной лавке какую-нибудь мелочь и угостить пирожным в кафе. Это превратит поход в музей в маленький праздник. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Фотографии помогут ребёнку в запоминании увиденного и во время рассказов о своих впечатлениях родным и друзьям.

Важно отвести ребёнка в музей не раз. Во второе посещение можно начать экскурсию со знакомого зала, а затем продолжить изучение экспозиции. Не у всех родителей из маленьких городов есть возможность привозить ребёнка в больше музеи. В этом случае на помощь могут прийти книги по искусству, альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок. Это очень интересный семейный досуг – разглядывание альбомов, узнавание картин, рассказы о художниках, о стилях и жанрах живописи.

Также при выборе детских книг родители должны обратить внимание на иллюстрации. Многие выдающиеся художники занимались иллюстрированием детских книг. И ребёнку будет очень радостно увидеть знакомые по детским книгам произведения художников.

После посещения музея или выставки у ребёнка может возникнуть желание самому нарисовать что-то похожее. Родители должны поддержать инициативу ребёнка, создать условия для детского творчества, устроить домашнюю выставку, а может быть отвести ребёнка в ИЗО-студию для развития детского таланта.

Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина