Что делает Базарова героем своего времени? Был ли Базаров героем своего времени? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и ещё один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно "напяливает" на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует "романтизмом". Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок ещё и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово "мы", но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров "Прошел над миром без шума и следа?" Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, "На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно... Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ..."

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Одинцова
Николай Петрович
Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Евгений
Базаров
Родители
Ситников
/ Кукшина
Павел Петрович
Кирсанов

Особенности композиции

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Образ Базарова занимает
центральное
место
в
композиции романа. Из 28
глав герой не появляется
лишь в двух, в остальных
является
центральным
действующим лицом. Все
остальные
персонажи
группированы вокруг него
и
раскрываются
во
взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Роман состоит из 2 частей
(28 глав)
В I части (I – XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).
Во II части (XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Две части – два круга странствий
ХРОНОЛОГИЯ ВСЕХ СОБЫТИЙ РОМАНА
ПРЕДСТАВЛЕНА В ДВУХ КРУГАХ СТРАНСТВИЙ
Первый круг
помогает
понять положения
теории нигилизма
Второй круг
«развенчивает»
все отрицания
Базарова

Разночинец по происхождению, демократ
по политическим убеждениям,
представитель поколения «детей»
(однако, единственный представитель,
все остальные персонажи оказываются
во враждебном лагере). Отмечается
внешняя непривлекательность
«волосатого» студента, его пренебрежение
к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность,
физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность.
Является в романе выразителем
идей народной демократии и
противопоставлен либеральному
дворянству. Его политические взгляды
сводятся к резкой критике существующего
положения в стране. Созидание
не считает целью. Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто.
Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой
только перед лицом смерти избавляется
от своей нетерпимости и
впервые ощущает, что жизнь шире и
многообразней его представлений о ней.
Пытается построить свою жизнь на
основе теории нигилизма (уверен, что
жизнь можно прожить без чувств,
переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя
существуют зародыши всех чувств,
которые он отрицает, среди них и
способность любить. Получается,
что главный конфликт в романе –
это конфликт героя с самим собой.
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него у самого народный
склад речи(отмечается простота и
меткость его выражений, обилие в
ней пословиц и поговорок). Его
любовь к народу лишена сентиментализма
и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Внешний облик «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная
красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»
Происхождение Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым
доктором», «Мой дед землю пахал»
Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он
в будущем году хочет держать на доктора».
Отношение
воспитанию
к «Всякий человек сам себя воспитать должен»
Отношение
родителям
к «- Ты их любишь, Евгений?
Черты
характера
- Люблю, Аркадий».
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение
подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в
Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал»

Общественнополитические
взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет
правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
Особенности
мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не
верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех
других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой».
Отношение
любви
к «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи, знаем, какие это отношения»;«Это что за фигура?.. На остальных
баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое
богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и
видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Отношение
к
природе,
к
искусству
Отношение народу
Особенности
Базарова
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша
медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник»
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ)
заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
только напиться дурману в кабаке.»
речи Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок,
афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости
обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и
понятий, резкая, отрывистая интонация

Сильные стороны
Слабые стороны
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во
многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме)
есть и сила и слабость.
Базарова отличает смелость критической мысли,
отход от незыблемых авторитетов, критика
государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность, смелость,
готовность идти да конца. Взгляды Базарова
представляют собой стройную и логическую
систему.
У него не существует никакой положительной
программы («Мы расчищаем место, строить будут
другие»). Хотя человека не может не волновать, что
будет построено на развалинах. Отрицая то, что на
самом деле заслуживает отрицания, Базаров
замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой
человеческой природой.
В борьбе за новое (в спорах с Павлом
Петровичем) Базаров спокоен, потому что
уверен в своей правоте. Он не хочет спорить,
презирает болтовню и бесполезные слова (тогда
как его противник рвется в бой, волнуется,
бледнеет, срывается на личные оскорбления,
чувствует свое бессилие).
Наделен острым критическим умом, но лишен
широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он
признает лишь естественные науки, которые просто и
ясно объясняют все жизненные явления. До предела
сужает всю красоту и многообразие жизни, природы,
где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он
обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В эпизоде смерти герой показан сильным,
стойким, способным чувствовать и любовь, и
красоту, и жалость. Он как бы очищается от
всего наносного, избавляется от развязности и
черствости. В финале перед нами титаническая
личность.
Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не
смогла в полной мере реализовать свои способности.
Возникает чувство сожаления и жалости от того, что
безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного
человека
из-за
узости
и
односторонности
нигилистических теорий.

10. Составить характеристики героев по плану:

СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ ПО ПЛАНУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Внешность
Происхождение
Воспитание
Черты характера,
образование
Общественнополитические взгляды
Отношения с
окружающими.
Речь, лексика
Образы героев в романе:
1. Е. Базаров
2. П.П. Кирсанов
3. Н.П. Кирсанов
4. А. Кирсанов
Работа с текстом! (цитаты) Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Анализируя многие произведения, мы не раз сталкивались с такими понятием, как « герой своего времени». Такое определение человека характеризует его как главного и значимого участника создавшегося конфликта. Это тот человек, слова, поступки будут играть решающую роль. Нам уже известны представители такой категории людей: это и Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина, И Печорин из « Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова. Теперь мы познакомились с романом И.С. Тургенева « Отцы и дети» и можем добавить к сложившемуся списку ещё одного человека, сыгравшего немало важную роль в этой истории. Кто же он? Его имя – Евгений Базаров.

Человек высокого роста, его лицо « длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Таким представляет автор своего героя при первой встрече. Базаров – свободолюбивый, независимый человек, имеющий собственные суждения и мысли, которые выделяют его из общей массы. Не каждый способен одобрить взгляды Евгения, оттого он и одинок, несмотря на то, что всё-таки имеет единомыслящих знакомых и друзей. Базаров – приверженец нигилистической идеологии. В его понимании, нигилист – это человека, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция становится правилом всей его жизни. Евгений – ярый противник аристократов и, вообще, дворянско-крепостнического строя. Являясь выходцем из семьи работящих людей, труд Базаров считает необходимостью для достижения независимости. Наш герой не признает ни музыку, ни искусство, ни поэзию. Он не способен понять и ощутить всей прелести красоты природы, пейзажей: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его суждения о романтизме крайне категоричны: « Это всё романтизм, чепуха, гниль». Слово « гниль» и «романтизм» Базаров использует совершенно в равных значениях. Такое резкое высказывание ещё раз подтверждает его отстраненность о всего прекрасного. Человек, который не хочет видеть вещей, украшающих жизнь, делающих ей интереснее и увлекательнее, не видит и прелестей любовных отношений. Да, так и есть, Базаров очень циничен. В любовь он не верит и называет её ненужным чувством. Евгений с высокомерием относится к женскому полу и считает его «представителем одного из разрядов млекопитающих». Но с другой стороны, Базаров не такой хладнокровный и равнодушный, как кажется. Однажды он сумел поддаться чувствам и пойти против собственных убеждений. Виновницей тому стала Анна Сергеевна Одинцова. Внезапно вспыхнувшая любовь застала Базарова врасплох. Он явно не был готов к такому повороту судьбы. Евгений оказался растерян, он впервые пошел против самого себя, и эта ситуация поставила его в тупик. Безответные, неразделённые чувства не сломали его, он не потерял чувства гордости и собственного достоинства, он начавшуюся борьбу между убеждениями и пробудившимися чувствами он остановить уже не смог. Человек, который не видит себя в будущем вовсе, обречен на гибель. В последние минуты жизни Базаров не смогу успокоить бушующую борьбу разума. Его последние слова наполнены отчаянием и сожалением 2 Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Евгений понял, что его жизнь так и не состоялась, он разочаровался в том, что его многолетние труды так и не принесли никаких плодов. Он оказался ненужным, лишним человеком. Как это больно – подвести такой печальный итог совей жизни!

Во все времена нашей великой истории находились люди, которые пытались различными способами усовершенствовать мир, привнести какие-то новаторские идеи, отойти от канонов и правил. Но делать это одиночку очень трудно: есть большой риск сломаться, поддаться большинству. Евгений Базаров – герой своего времени. Он пытался бороться с жизненными устоями, пытался быть не таким, как все, независимым от чужого мнения и обстоятельств. Таким людям, как Базаров, трудно жить в обществе, где его не понимают. Для него вся жизнь – борьба. Он одинок, а как говорят в народе: «Один в поле не воин» .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -