Хронологическая таблица карл мария фон вебер. Карл Мария фон Вебер - композитор, основоположник немецкой романтической оперы: биография и творчество

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром. Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера - фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично .

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» - самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1 -я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры. Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском). Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример - темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» - писал А.Н. Серов.

2 . Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3 . Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически. Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера - хор охотников, хор подружек невесты - стали народными. Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» - народно-сказочная опера с чертами зингшпиля . Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно-жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев - Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы - самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация - в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков - « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел - возбужденный диалог Каспара и Самьеля. Самьель - лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве - Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает). Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив - зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел - эпизод отливки пуль - кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами. Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок. Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis - a - C - Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка - несколько наивная, простодушная, искренняя - пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы - Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением. Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия). Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель - лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

«Мир - в нем творит композитор!» - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях - стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. Но главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера. В неоконченном романе «Жизнь музыканта», имеющем ощутимые черты биографичности, Вебер блестяще характеризует, устами одного из персонажей, состояние этого жанра в Германии:

По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле нее. И все же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, ее настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для нее отечественную материю и, по возможности, вплести в нее все то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства.

Вебер родился в семье музыканта - его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Франц Антон Вебер (дядя Констанции Вебер, жены В. А. Моцарта) поощрял увлечение сына музыкой и живописью, знакомил с тонкостями сценического искусства. Занятия с известными педагогами - Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Йозефа Гайдна , и аббатом Фоглером - оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера Вебер поступает в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера (1804). Начинается его самостоятельная жизнь в искусстве, формируются вкусы, убеждения, задумываются крупные произведения.

С 1804 г. Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, занимает пост директора оперного театра в Праге (с 1813 г.). В этот же период устанавливаются связи Вебера с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы (И. В. Гёте, К. Виланд, К. Цельтер, Т. А. Гофман, Л. Тик, К. Брентано, Л. Шпор). Вебер приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера - Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских. В произведениях первого периода творчества кристаллизуются черты стиля, ставшие впоследствии определяющими, - песенно-танцевальный тематизм, своеобразие и красочность гармонии, свежесть оркестрового колорита и трактовки отдельных инструментов. Вот что писал, например, Г. Берлиоз :

А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!

Среди наиболее значительных сочинений этого времени - романтическая опера «Сильвана» (1810), зингшпиль «Абу Гасан » (1811), 9 кантат, 2 симфонии, увертюры, 4 фортепианные сонаты и концерты, «Приглашение к танцу», многочисленные камерные инструментальные и вокальные ансамбли, песни (свыше 90).

Завершающий, дрезденский период жизни Вебера (1817-26), отмечен появлением его знаменитых опер, а настоящей его кульминацией стала триумфальная премьера «Волшебного стрелка » (1821, Берлин). Эта опера - не только блистательная композиторская работа. Здесь, как в фокусе, сконцентрированы идеалы нового немецкого оперного искусства, утверждаемые Вебером и ставшие затем основой для последующего развития этого жанра.

Музыкально-общественная деятельность требовала решения задач не только творческих. Вебер, в период своей работы в Дрездене , сумел осуществить широкомасштабную реформу всего музыкально-театрального дела в Германии, которая включала и целенаправленную репертуарную политику, и подготовку театрального ансамбля единомышленников. Проведение реформы обеспечивала музыкально-критическая деятельность композитора. В написанных им немногочисленных статьях содержится, по существу, развернутая программа романтизма , утвердившегося в Германии с появлением «Волшебного стрелка». Но помимо своей чисто практической направленности, высказывания композитора - это еще и особая, оригинальная, облеченная в блистательную художественную форму музыкальная литература , предвещающая статьи Р. Шумана и Р. Вагнера . Вот один из фрагментов его «Заметок на полях»:

Кажущаяся бессвязность фантастического, напоминающая не столько обычную написанную по правилам музыкальную пьесу, сколько пьесу фантастическую, может быть создана... лишь самым выдающимся гением, таким, который творит свой мир. Мнимый беспорядок этого мира на самом деле заключает в себе внутреннюю связь, пронизанную самым искренним чувством, и надо только уметь воспринять ее своими чувствами. Однако выразительность музыки и без того содержит в себе много неопределенного, индивидуальному чувству приходится многое вкладывать в нее и поэтому лишь отдельным душам, настроенным буквально на тот же тон, удастся поспевать за развитием чувства, которое совершается вот так, а не иначе, которое предполагает вот такие, а не иные необходимые контрасты, для которого верно вот только одно это мнение. Поэтому задача подлинного мастера состоит в том, чтобы властно царить и над своими и над чужими чувствами, а чувство, которое он передает, воспроизводить как постоянное и наделенное только теми цветами и нюансами, которые тотчас же создают в душе слушателя некий целостный образ.

После «Волшебного стрелка» Вебер обращается к жанру комической оперы («Три Пинто», либретто Т. Хелла, 1820, незавершенная), пишет музыку к пьесе П. Вольфа «Прециоза» (1821). Главные произведения этого периода - предназначенная для Вены героико-романтическая опера «Эврианта » (1823) на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон », созданная по заказу лондонского театра Covent Garden (1826). Последняя партитура дописывалась уже тяжело больным композитором вплоть до самого дня премьеры. Успех был неслыханным для Лондона. И все же Вебер считал необходимыми некоторые переделки и изменения. Сделать их он уже не успел...

Главным делом жизни композитора стала опера. Он знал, чего добивался, идеальный ее образ был им выстрадан:

...я говорю об опере, какой жаждет немец, а это - замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!

Веберу удалось построить этот новый - и для него самого - мир...

В. Барский

Девятый сын пехотного офицера, посвятившего себя музыке после того, как его племянница Констанца вышла замуж за Моцарта, Вебер получает первые уроки музыки у сводного брата Фридриха, затем учится в Зальцбурге у Михаэля Гайдна и в Мюнхене у Калхера и Валези (композиция и пение). В тринадцать лет сочиняет первую оперу (не дошедшую до нас). Следует недолгий период работы с отцом в музыкальной литографии, затем совершенствует свои знания у аббата Фоглера в Вене и Дармштадте. Переезжает с места на место, работая пианистом и дирижёром; в 1817 году женится на певице Каролине Бранд и организует в Дрездене театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.

Вебер был ещё сыном XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики или тот же Шуберт... Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он походил на Глюка; только у него была более сложная задача, потому что он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка...

В области оперного искусства он оказался в Германии редчайшим феноменом - одним из немногих прирождённых оперных композиторов. Его призвание определилось без труда: уже с пятнадцати лет он знал, чего требует сцена... Жизнь его была столь деятельной, столь богатой событиями, что кажется намного длиннее жизни Моцарта, в действительности же - всего на четыре года" (Эйнштейн).

Когда Вебер в 1821 году представил «Вольного стрелка», он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году. Вообще 1821 год был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представляет песню «Лесной царь» и начинает Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих двух его предшественников. Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений». Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности - с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное.

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин — 5 июня 1826, Лондон) — немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Барон.Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории — Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера. 1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 — опера «Сильвана».

1811 — опера «Абу-Гассан».

1813 — возглавил оперный театр в Праге.

1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

В 1821 году давал уроки по теории композиции Юлиусу Бенедикту, которому королева Виктория, за его талант, позднее пожалует дворянский титул.

1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца».

Последним произведением Вебера была опера «Оберон», для представления которой он отправился в Лондон и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).

1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.

Макс Вебер, его сын написал биографию своего знаменитого отца.

1786 - 1826

Творческий путь

Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и “Фиделио” Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы, господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую немецкую романтическую оперу написал Гофман – “Ундина”.

Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям “Турандот” и “Проциоза”, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, “Концертштюк” для фортепиано с оркестром, концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, “Приглашение к танцу”, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.

Жизненный путь

С детства Вебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром (устроителем и капельмейстером) в труппе. Из-за постоянных переездов не было постоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном (младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведения и оперы: опера “Лесная девушка”, зингшпиль “Петер Шмоль и его соседи”.

В 14 лет он выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.

1804-1817 гг. – становление оперного творчества. Вебер работает при различных дворах и театрах (капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужил личным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил оперным театром в Праге (1813-1816 гг.). В Дармштадте он встречался с другими композиторами, и образовалось “Гармоническое общество”, в числе композиторов которого был Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка (песня). Начал писать критические статьи. Появляются оперы “Рюбецаль”, “Сильвана”, “Абу Гассан”.

1817-1826 гг. – зрелый дрезденский период. В это время Вебер работает как дирижер и руководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу (немецкую), против итальянской. Это период творческого расцвета. В этот период Вебер создает свои лучшие произведения: сонаты, “Приглашение к танцу” (поднимает бытовой жанр на художественную высоту). Предвосхищает вальсы Шопена, написал “Концертштюк” для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозное концертное произведение.

1821 г. – опера “Волшебный стрелок”. С огромным успехом она была поставлена в Берлине. Это – рождение национальной немецкой оперы. Жанр – романтический зингшпиль.

1823 г. – опера “Эврианта”. Написана для Вены. Новый тип оперы – большая романтическая рыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета – средневековая легенда (13 века). Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищает оперы Вагнера (“Лоэнгрин”).

1826 г. – опера “Оберон”. Поставлена в Лондоне. Сказочная опера. По жанру – зингшпиль. Сочетается фантастика с реальностью.

“Волшебный стрелок”

Опера прошла в Берлине с колоссальным успехом. Это – первая немецкая романтическая опера. Жанр – романтический зингшпиль. Либретто – Кинда. По народному сказанию о черном охотнике (из книги Апеля “Книга страшных историй”).

Строение оперы: 3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие – кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии – фантастика. Оно (2-е действие) контрастирует с 1 и 3 действиями. В драматургии видны 3 плана:

1 план – народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы, марши, подменные Богемские темы, интонации “золотого хода” валторн. Ясная и простая инструментовка, очень простые гармонии, несложные мелодии, которые близки народным темам. Он переделал местный богемский колорит и опоэтизировал его.

1 действие – хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.

3 действие – хор подружек, хор охотников.

2 план – связан с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер использует совершенно иные выразительные средства, чем в 1-м плане. Финал 2-го действия – сцена в “Волчьей долине”. Каждую пулю сопровождает новое фантастическое видение: буря, дикая охота (лай собак), дикий вихрь, битва и др. Использует минор. Тональный план: c-moll, fis-moll, c-moll. Лай собак – аккорды у валторн и фаготов. Вихрь – фагот и низкие струнные с неуклюжей темой в басу. Вебер использует деревянные духовые инструменты в нехарактерных регистрах: кларнеты – в низком, флейты – либо очень низко, любо очень высоко, пронзительно. Использует так же тромбоны, валторны и литавры. Оркестровые находки Вебера повлияли на творчество других композиторов – Берлиоза, Мусоргского (“Ночь на лысой горе”).

3 план – связан с отдельными героями:

Характеристика Макса – типичный романтический герой. Ария (I действие) – слабовольный характер. Агата – более целеустремленная натура. Ей посвящена большая ария – портрет во II действии из нескольких разделов: речитативное вступление, 1-й раздел – возвышенного молитвенного характера. Последний раздел – быстрая, активная, очень оптимистическая музыка, это – лейтмотив Агаты, который звучит в увертюре и завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них – лейтмотив Самьеля – лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты – кларнет, у Самьеля – флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают творчество Вагнера.

Карл Мария Фридрих Август фон Вебер (родился 18 или 19 ноября 1786, Эйтин — умер 5 июня 1826, Лондон), барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более-менее продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаил Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.

1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 — опера «Сильвана».

1811 — опера «Абу-Гассан».

1813 — возглавил оперный театр в Праге.

1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца». Последним произведением Вебера была опера «Оберон», после постановки которой в Лондоне в 1826 г. он вскоре умер.

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.