Либретто тоска на русском. Появление в церкви Флории Тоски

Рим, 1800 г. Наполеон под стенами города, решается судьба Итальянской республики. Бежавший из заключения республиканец Цезаре Анджелотти прячется в церкви, где работает художник Марио Каварадосси. Марио узнает в Анджелотти одного из консулов Итальянской республики и предлагает ему убежище в своем доме. В церковь также приходит известная певица Флория Тоска, возлюбленная Каварадосси. Влюбленные договариваются встретиться вечером. Тоска, а за ней и Анджелотти с Каварадосси, покидают храм.

В Сант-Андреа появляется шеф римской полиции барон Скарпиа, идущий по следу беглеца. Он подозревает художника Каварадосси в укрывательстве. В церковь возвращается Флория, чтобы рассказать возлюбленному о новых планах на вечер. Скарпиа хочет выведать все, что она знает, и убеждает Тоску в неверности Каварадосси. Ревнивая Флория устремляется к дому любимого, за ней следуют полицейские. У барона рождается коварный план - уничтожить двух республиканцев и соблазнить Тоску, к которой он не равнодушен.

Каварадосси схвачен, его пытают. Тоска не выдерживает мук возлюбленного и выдает место, где прячется Анджелотти. Марио должны казнить на следующий день. Тоска принимает непристойное предложение Скарпиа в обмен на жизнь возлюбленного. Барон обещает ей, что в художника будут стрелять холостыми патронами, а потом влюбленные смогут тайно покинуть Рим по специальному пропуску. Получив обещание и бумагу, Тоска решительно закалывает негодяя кинжалом.

На рассвете Тоска сообщает Каварадосси, что казнь будет не настоящей, и он должен изобразить свою смерть. Они мечтают о счастливом будущем. После выстрелов выясняется, что Скарпиа обманул Тоску. Солдаты стреляли настоящими патронами и Каварадосси мертв. Ослепленной горем женщине грозит арест за убийство барона Скарпиа. В отчаянии она бросается вниз со стены крепостной башни.

Джакомо Пуччини. "Тоска": краткое изложение сюжета оперы.

Картинка или рисунок Опера Пуччини Тоска

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лукьяненко Черновик

    Свой роман «Черновик» Сергей Лукьяненко написал в 2005 году. Основная идея произведения – идея параллельных миров. Действие в романе разворачивается в осенний период.

  • Краткое содержание сказки Приключения Синдбада-морехода

    Давным-давно жил в столице арабского мира богатый купец Синбад. Это он после своих умопомрачительных приключений стал Синбадом-мореходом, а пока Синбад успешно торговал и наращивал свои богатства.

  • Краткое содержание Пушкин Капитанская дочка

    Роман повествует о жизни юного офицера Петра Андреевича Гринёва, который невольно стал участником событий, произошедших во времена царствования Екатерины II. Эти события занесены в историю как «пугачёвщина»

  • Краткое содержание Богомолов Момент истины. В августе сорок четвёртого

    Произведение повествует историю о работе нашей контрразведки в военные годы. В период освобождения Белоруссии и Литвы от фашистов на этих территориях оставалось

  • Краткое содержание Васек Трубачев и его товарищи Осеева

    Изначально в своем произведении Осеева рассказывает непростые, но одновременно веселые и полные надежд годы простых ребят.
















Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«То́ска» (итал. Tosca ) — опера Джакомо Пуччини , одна из самых репертуарных в театрах мира. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887 ). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года .

Действующие лица

История создания

Пьеса «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар , и актриса имела в ней огромный успех. Премьера состоялась 24 ноября 1887 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Пуччини увидел пьесу в миланском театре Filodrammatico . В письме от 7 мая 1889 года композитор поручает своему издателю Джулио Рикорди провести все необходимые переговоры, чтобы получить разрешение Сарду на написание по его произведению оперы. Интерес как источник для либретто пьеса возбудила также у Верди и Франкетти . Последний и получил права на написание оперы и даже начал работу. Однако, благодаря Рикорди, в конечном счёте эти права перешли к Пуччини. К новому проекту композитор обратился в первый раз 1895 году во время короткого перерыва в работе над партитурой «Богемы». К Л. Иллике (1859—1919), писавшему либретто ещё для Франкетти, присоединился Дж. Джакоза (1847—1906). 13 января 1899 года в Париже Пуччини встретился с Сарду и получил его согласие на использование пьесы. Позднее композитор согласовал с автором драмы и некоторые изменения в сюжете. Пуччини настоял на том, чтобы были убраны все второстепенные детали, сюжет предельно упрощён, а действие максимально ускорено. Претерпел изменения и образ главной героини: из дивы, считавшей грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, Флория Тоска превратилась в талантливую актрису и патриотку Италии.

Первые исполнения

Премьера «Тоски» состоялась в римском театре «Костанци» 14 января 1900 года. В зале присутствовала королева Маргарита (Савойская) в окружении членов итальянского правительства. Среди слушателей были известные композиторы - П. Масканьи, Ф. Чилеа, А. Франкетти, Дж. Сгамбатти.

Неожиданно в театре появилась полиция: как выяснилось, в зале могла быть заложена бомба. Через некоторое время дирижёр начал спектакль, но ему пришлось остановить оркестр, потому что в зале послышались крики. Однако причиной шума была не угроза взрыва, а …нарушение римской театральной традиции: спектакль был начат точно в объявленное время, а публика привыкла опаздывать. Опоздавшие потребовали начать ещё раз. В такой неспокойной обстановке певцам и дирижёру пришлось проявить выдержку и самообладание.

По окончании спектакля публика вызывала Пуччини на поклоны, но он был не очень доволен реакцией зала. Возможно, композитор почувствовал, что ещё не стал для римской публики «своим». Несмотря на скромный успех премьеры, Пуччини был признателен первым исполнителям оперы - дирижёру Леопольду Муньоне, певице Хариклее Даркле (Тоска), певцам Энрико де Марки (Каварвдосси) и Эудженио Джиральдони (Скарпья).

Известно, что Х. Даркле, познакомившись с только что написанной оперой (сам Пуччини спел все вокальные партии, аккомпанируя на рояле), заметила, что во втором акте не хватает арии главной героини, в которой бы она могла раскрыть всю сложность своего душевного состояния после напряжённой сцены с бароном Скарпья. Композитор прислушался к этому замечанию - так появилась великолепная, выразительнейшая ария «Vissid’arte, vissid’amore» («Я лишь пела, нежно любила»).

Х.Даркле в роли Тоски

Весной 1900 года «Тоска» была поставлена в Милане, в легендарном театре «Ла Скала». Вновь пели Даркле и Джиральдони, партию Каварадосси исполнил Джузеппе Боргатти. Дирижировал миланской премьерой Артуро Тосканини.

Артуро Тоскании (1867-1957)

В письме к музыкальному критику Примо Леви композитор радостно сообщает: «Здесь «Тоска» завоевала всеобщие симпатии, поскольку театр заполнен каждый вечер. Сегодня вечером состоялся одиннадцатый спектакль».

В 1900 году «Тоска» была исполнена во всех крупных театрах Италии. На спектакле в Ливорно партию Каварадосси пел молодой Энрико Карузо.

Э.Карузо в роли Каварадосси

В биографии Пуччини, написанной Г. Маротти, есть эпизод, посвящённый первой встрече композитора с певцом: Пуччини, ещё не зная возможностей голоса Карузо, попросил его спеть. После того, как певец исполнил первую арию Каварадосси «Reconditaarmonia», композитор спросил его: «Кто вас послал ко мне? Сам Бог?».

В течение года «Тоска» вошла в репертуар лучших театров мира. В России опера впервые была поставлена в декабре 1900 года в Одессе. Как сообщала «Русская музыкальная газета», «исполняется «Тоска» в Одессе очень недурно. В заглавной роли выступила с большим успехом г-жа Мендиоз. В трудной роли барона Скарпиа очень хорош был господин Джиральдони и бесподобен в роли художника Каварадосси любимец одесской публики господин Апостолу».

Римская драма

Сочиняя оперу на сюжет, который драматург Сарду назвал «римским», Пуччини стремился по возможности точно воспроизвести приметы места и времени. Так, композитор изучает в Риме древний замок Сант-Анджело: когда-то он был мавзолеем императора Адриана, позднее он стал крепостью и тюрьмой. В IIIдействии оперы узником замка Сант-Анджело становится художник Марио Каварадосси.

Пуччини обращается к священнику дону Паникелли с просьбой узнать, на какой высоте звучат утренние колокола собора Святого Петра: композитор воспроизводит это звучание в прелюдии к последнему акту «Тоски». Паникелли помогает Пуччини также с подбором материала для финальной сцены Iакта - это торжественная служба по случаю военной победы. Сам композитор в юности выполнял в юности церковного композитора и органиста, потому он с особой тщательностью разрабатывает драматургию этой сцены.

В одном из писем к своему другу А. Вандини Пуччини пишет: «Ты должен найти какого-нибудь хорошего римского поэта… В последнем акте у меня есть мальчик-пастух, который проходит со своими овцами мимо за мка (его не видно, его можно только представить себе), - он поёт простую деревенскую песенку, грустную и сентиментальную». Текст старинной песни, которую поют пастухи в окрестностях Рима, был предложен учёным и поэтом Луиджи Дзанадзо.

Согласно либретто, действие оперы происходит в июне 1800 года. Даты, указанные Сарду в его пьесе, более точны: день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года.

Действие оперы происходит на фоне следующих исторических событий. Италия долго представляла собой ряд независимых городов и земель, в центре страны находилась Папская область . В 1796 году французская армия под командованием Наполеона вторглась в Италию, вошла в Рим в 1798 году и установила там республику. Республика управлялась семью консулами; один из этих консулов, Либеро Анджелуччи, мог быть прототипом Чезаре Анджелотти . Защищавшие республику французы в 1799 оставили Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства.

В мае 1800 года Наполеон снова ввёл войска в Италию, а 14 июня его армия встретилась с австрийской в битве при Маренго . Главнокомандующий австрийцев Мелас, будучи уверенным в своей победе, послал гонца в Рим, однако Наполеон к вечеру получил подкрепление и сумел одержать победу, и Меласу пришлось послать второго гонца вслед за первым. После этих событий неаполитанцы ушли из Рима, и французы на четырнадцать лет завладели городом.

Действие первое

Анджелотти, бежавший из заключения республиканец, находит убежище в римской церкви Сант-Андреа-делла-Валле . Он прячется в капелле Аттаванти, ключ от которой под статуей Мадонны оставила его сестра, маркиза Аттаванти. Не замечая беглеца, в церковь входит ризничий, который приносит еду для работающего здесь художника Марио Каварадосси. За ризничим появляется сам Марио: картина с образом Марии Магдалины закончена лишь наполовину. Каварадосси поет арию Recondita armonia , где сравнивает облик своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, с чертами святой. Ризничий оставляет Марио. Анджелотти, думая, что в церкви никого нет, выходит из капеллы и встречает Каварадосси, своего старого друга. Их беседа прервана стуком в дверь: Флория Тоска требует, чтобы ей открыли. Анджелотти снова прячется. Входит Тоска. Ревнивой красавице кажется, что на портрете Марио изобразил её соперницу. Каварадосси успокаивает её подозрения, и они договариваются встретиться вечером у него, после того, как Тоска выступит во дворце Фарнезе . Флория уходит. Каварадосси вместе с Анджелотти также покидают церковь — художник решил спрятать друга у себя дома.

В это время в Рим приходит известие о поражении Наполеона на севере Италии. По этому случаю в церкви готовятся к торжественному богослужению. Появляется Скарпиа, шеф полиции, влюблённый в Тоску. Вместе с сыщиком Сполеттой он обнаружил доказательства того, что Анджелотти прячется здесь. Одна из улик — веер с гербом Аттаванти, который Скарпиа использовал, чтобы разбудить ревнивые подозрения Тоски.

Во время богослужения в церковь входит множество людей. Пока в честь победы над Наполеоном звучит Te Deum , Скарпиа остаётся в церкви, он целиком поглощён коварным планом отправить своего соперника Каварадосси на эшафот.

Действие второе

Дворец Фарнезе. В этот же вечер здесь отмечается победа над французами. Скарпиа в своём кабинете в отделении полиции, которое находится во дворце, слышит отдалённые звуки музыки и размышляет о случившемся за день. С жандармом Скьярроне он посылает записку Тоске. Сполетта обыскал дом Каварадосси, не нашёл там Анджелотти, но застал там Тоску. Каварадосси арестован и приведён во дворец. Его допрос прошёл безрезультатно. Появляется Тоска и Каварадосси успевает тайком сказать ей, что должна молчать о том, что видела у него дома. Скарпиа отправляет художника в камеру пыток.

Скарпиа допрашивает Тоску. Она спокойна, но лишь до той минуты, пока не слышит из камеры крики истязаемого Каварадосси. В отчаянии она выдает убежище Анджелотти — он прячется в садовом колодце. Каварадосси снова приводят в кабинет Скарпиа. Он понимает, что Тоска всё рассказала. Неожиданно приходит известие о победе Наполеона в Маренго. Каварадосси не скрывает своей радости. Скарпиа отдаёт приказание казнить его на следующее же утро. При этом делает Тоске непристойное предложение.

Тоска совершенно растеряна и подавлена происходящим. Звучит ария Vissi d"arte . Но ради спасения возлюбленного Тоска соглашается принести себя в жертву. Скарпиа убеждает её, что должен создать видимость приготовлений к казни Каварадосси. Он отдаёт Сполетте необходимые распоряжения и одновременно выписывает пропуска для Тоски и художника, чтобы они могли бежать из Рима. Однако, когда Скарпиа поворачивается к ней, чтобы обнять, Тоска наносит ему удар кинжалом. Она спешно покидает дворец, унося с собой пропуска.

Действие третье

Площадь тюрьмы Сант-Анджело. Каварадосси выводят на тюремную крышу, здесь он будет казнён. Он пишет последнее письмо Тоске. Звучит ария Каварадосси E lucevan le stelle . Неожиданно появляется Флория. Она рассказывает об убийстве Скарпиа, показывает возлюбленному пропуска и сообщает ему, что казнь будет ложной. Флория и Марио уверены, что они спасены.

Появляются солдаты во главе со Сполеттой. Каварадосси спокойно встает перед ними. Выстрелы, Марио падает, солдаты уходят. Только теперь Тоска понимает, что она была обманута Скарпиа: патроны были настоящими, и Каварадосси мёртв. Обезумевшая от горя женщина не слышит, что солдаты вернулись. Смерть Скарпиа обнаружена, Сполетта пытается задержать Тоску. Она бросается с крыши замка вниз.

Случаи переделки либретто

Переделка либретто «Тоски» в оперу «В борьбе за Коммуну»

В Советской России в первые годы после революции «Тоска» Дж. Пуччини получила новое название «В борьбе за Коммуну». Либретто создали Н. Виноградов и С. Спасский. Действие происходило в Париже в 1871 году. Главной героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева. Её возлюбленным был Арлен, коммунар. Его соперником — Галифе, начальник версальских войск.

Избранные записи

(солисты даются в следующем порядке: Тоска, Каварадосси, Скарпиа)

  • 1938 — Дир. Оливеро де Фабритиис ; солисты: Мария Канилья , Беньямино Джильи , Армандо Борджиоли .
  • 1953 — Дир. Виктор де Сабата ; солисты: Мария Каллас , Джузеппе Ди Стефано , Тито Гобби .
  • 1957 — Дир. Эрих Ляйнсдорф ; солисты:

Опера «Тоска», краткое содержание которой является предметом настоящей статьи, - один из шедевров известного итальянского композитора Дж. Пуччини. Это знаменитое музыкальное произведение является одним из наиболее популярных музыкальных спектаклей. Многие театры мира регулярно ставят эту оперу. Динамичный сюжет, драматичная интрига, сильные волевые персонажи обеспечили этому творению композитора огромную популярность, которая сохраняется и в наши дни. Показателен тот факт, что эпизоды некоторых фильмов происходит на фоне сцен из данного спектакля.

Краткая характеристика творчества композитора

Джакомо Пуччини - один из наиболее известных итальянских композиторов. Многие его оперы и в настоящее время регулярно ставятся на ведущих театральных площадках мира. Он был крупнейшим после Верди автором крупных произведений. Вместе с тем он отличался от своего знаменитого предшественника приверженностью новому направлению в искусстве - веризму. Данный стиль предполагал акцент на социально-психологические конфликты между персонажами.

Это и определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и другие). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны между собой, поэтому в его сочинениях нет увертюр, которые исполняются без сценического представления. Музыка в операх Пуччини звучит сплошным потоком, без переходов, которые в произведениях его предшественников разделяли музыкальные номера. Такое новаторство не сразу встретило понимание не только публики, но и профессиональных критиков. Впрочем, многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный, ни с чем не сравнимый стиль, который оказал влияние на последующих авторов (И. Кальмана, И. Дунаевского и других). Произведения композитора отличаются ярким драматизмом и сложной оркестровкой, поэтому не все певцы могут петь под его музыку. Несмотря на оригинальность многих находок автора, он многое заимствовал у своих предшественников, в первую очередь у Верди (динамичный сюжет, драматизм).

Основа истории

В 1900 году была написана опера «Тоска». Краткое содержание нового шедевра Пуччини основано на популярной в свое время пьесе В. Сарду. Этой драмой заинтересовались также и другие композиторы, в том числе знаменитый Дж. Верди. Однако после долгих переговоров именно Пуччини получил право использовать сюжет произведения в своей новой опере. Либретто было создано К. Л. Иллике и Дж. Джакозой. Автор, однако, не принял пьесу в оригинальном виде. По его настоянию в текст произведения были внесены существенные изменения. Сюжет драмы был значительно упрощен; были сокращены второстепенные линии, все внимание было сконцентрировано на трех главных персонажах, которые образовали любовный треугольник. Опера «Тоска», краткое содержание которой интересно не только с драматической, но и с исторической точки зрения, не была сразу оценена по достоинству. Автора упрекали в повторности музыкальных номеров и натурализме сцен (в первую очередь речь идет об эпизоде пытки главного героя). Но со временем произведение получило огромную популярность в музыкальном мире.

Исторический фон действия

Опера «Тоска», краткое содержание которой должно быть охарактеризовано в контексте истории начала 19 века, отличается динамичным и драматичным сюжетом. Действие разворачивается в июне 1800 года в момент наступления наполеоновских армий на Итальянскую республику, оккупированную войсками Неаполитанского королевства. Такой фон позволяет лучше понять мотивы и действия персонажей. Характерной особенностью данного произведения является тесная связь любовной линии с политической. Джакомо Пуччини мастерски вписал основную интригу в контекст эпохи.

Вступление

Опера начинается с очень динамичного момента: приверженец республики, сторонник Наполеона Анджелотти, бежит из замка и прячется в римской церкви, где работает главный герой, талантливый художник Марио Каварадосси. Из его вступительной арии зритель узнает о его любви к знаменитой оперной певице Флории Тоске.

Его нежная мелодичная песня резко контрастирует с тревожной мелодией бывшего римского консула, который оказался его старым знакомым и товарищем. Оба встречаются, и из короткого отрывистого диалога зритель узнает о том, что художник сочувствует республиканскому делу. Он предлагает Анджелотти помощь: дает ему еду и предоставляет убежище в своем загородном доме. Их разговор прерывается появлением главной героини. Опера Пуччини «Тоска» насыщена драматизмом и динамизмом действия. Молодая певица сразу обнаруживает своей очень непростой характер.

Она ревнива, подозрительна, но вместе с тем горячо, почти исступленно любит Марио. Последний скрывает от нее свою тайну. Оба поют замечательный любовный дуэт и договариваются о встрече вечером. Их совместный номер показывает зрителю глубину чувств этих героев и вместе с тем как бы предвещает трагическую развязку действия.

Развитие действия

Опера «Тоска», либретто которой основано на пьесе Сарду, отличается быстрым, почти стремительным развития действия. Сразу после ухода героини Марио помогает Анджелотти уйти незамеченным из храма.

После этой сцены появляется Скарпиа - главный антагонист в спектакле. Он занимает пост шефа полиции в Риме; он также влюблен в главную героиню и всеми силами стремится ее к себе расположить. Он догадывается о том, что беглец прятался в церкви, и решает выследить его, используя ревнивый нрав Тоски.

Завязка интриги

Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова приводят героиню в отчаяние, и она бросается в загородный дом художника, чтобы удостовериться в своих подозрениях. Скарпиа же приказывает проследить за ней, не сомневаясь, что в этом убежище прячется тот, кого он искал. Вместе с тем Скарпиа понимает, что ему выпал удобный случай обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смерти за укрывательство мятежника-республиканца. Очень сложным получился финал первого действия музыкального спектакля «Тоска». Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце акта звучат песнопения в честь победы над армией Наполеона. В это время Скарпиа замышляет погубить своего противника.

Второе действие

Второй акт открывается сценой во дворце шефа полиции. Он поет свою известную арию, которая раскрывает его как человека гордого, самолюбивого, надменного. Скарпиа поет о том, что ему доставляет наслаждение мучить своих жертв не только физически, но и психологически. Эта ария является как бы вступлением и объяснением той страшной сцены, которая последовала в дальнейшем. Автор оперы «Тоска» умело построил действие на контрасте: мрачная зловещая ария этого отрицательного персонажа звучит почти в одно время с праздничным выступлением главной героини во дворце. Затем сторожа вводят арестованного Марио. Его задержали по подозрению в укрывательстве Анджелотти. Впрочем, у Скарпии нет прямых доказательств вины художника: беглец успел укрыться в потайном колодце, и стражники так и не сумели его найти. Тогда шеф решает использовать привязанность главной героини для того, чтобы выпытать у нее местонахождение бежавшего узника.

Противостояние героев

Особенно острым драматизмом отличается опера «Тоска». Композитор Пуччини в этом произведении продемонстрировал незаурядный талант автора психологически напряженной музыки.

Действие спектакля принимает новое направление с появлением главной героини. Скарпиа приказывает пытать ее возлюбленного, добиваясь от ревнивой певицы признания. Последняя, как и предполагал шеф полиции, побывала в доме художника и узнала тайну Марио. Шеф полиции приказывает пытать арестанта, и Тоска, будучи не в силах терпеть вида мук своего возлюбленного, выдает тайну местонахождения беглеца. Тогда Скарпиа приказывает арестовать Анджелотти и подписывает приказ о расстреле Марио. Однако в ответ на просьбы героини пощадить Марио он обещает спасти его, устроив инсценировку казни, но в обмен требует от Тоски одного свидания.

Кульминация

В этом моменте звучит одна из лучших арий в опере в исполнении героини: она сетует на свою судьбу и поддается отчаянию из-за разыгравшейся трагедии. Показателен тот факт, что сам композитор изначально не хотел включать этот номер в спектакль, так как он, по его мнению, замедлял динамичное действие представления, но ария оказалась так хороша, что в конце концов была вставлена и со временем стала знаменитой: многие известные певицы исполняют ее в концертных выступлениях.

Тоска соглашается на условие Скарпиа, получает пропуск на выезд из страны, после чего в порыве гнева и негодования убивает своего мучителя.

Финал

В начале последнего действия звучит знаменитая ария Марио, в которой он, приговоренный к расстрелу, прощается со своей жизнью и грустит по своей возлюбленной. Этот номер - один из самых душераздирающих в мировом оперном репертуаре, так же, как вышеуказанную арию Тоски, его часто можно услышать на концертных выступлениях.

Затем появляется героиня и сообщает своему возлюбленному о своем преступлении, а также посвящает его в подробности плана инсценировки казни. Оба поют замечательный по своей выразительности дуэт, в котором выражают надежду на будущую светлую жизнь. Затем следует сцена казни, которая обнаруживает все коварство Скарпии: последний распорядился по-настоящему расстрелять Марио. Героиня, увидев своего возлюбленного мертвым, бросается с башни вниз. Опера «Тоска», отзывы о которой вначале ее постановки были не очень положительными, в настоящее время по праву считается шедевром мирового музыкального театра. Лучшие сопрано и тенора мечтают петь в партиях этого спектакля. Номера из этого произведения Пуччини часто включаются в концертные программы ведущих мировых исполнителей.

Премьера этой оперы (пятой по счету в творчестве Пуччини) состоялась в римском театре «Констанца» 14 января 1900 года. Оценки были весьма противоречивы. «Тоску» с энтузиазмом приветствовали сторонники . Другие упрекали ее в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» содержания. 17 марта 1900 года премьера «Тоски» с огромным успехом прошла на сцене театра «Ла Скала» под управлением Артуро Тосканини.

Самому Пуччини сюжет «Тоски» был очень дорог как итальянцу. В ней говорится об Италии, страдающей и борющейся за свободу. Действие происходит в Риме в 1800 году . В основе либретто (Дж. Джакоза, Л. Иллика) - современная драма французского писателя Викторьена Сарду, написанная для знаменитой актрисы Сары Бернар.

Художник Марио Каварадосси прячет в своем доме бежавшего из тюрьмы республиканца Анжелотти. В эту тайну посвящена только возлюбленная Каварадосси, певица Флория Тоска.

Начальник полиции Скарпья арестовывает художника и подвергает его жестоким пыткам. Тоска, находящаяся в соседней комнате, не выдерживает и выдает Скарпья то место, где прячется беглец. Однако вместо обещанного помилования Каварадосси заключают под стражу.

Скарпья, охваченный любовной страстью к Тоске, предлагает ей сделку: жизнь и свобода Каварадосси взамен ее любви. В случае отказа Каварадосси ждет казнь. После мучительных колебаний Тоска принимает это условие. Скарпья обещает, что сцена казни Каварадосси будет разыграна «для вида», патроны будут холостыми.

Когда Скарпья подходит к Тоске, чтобы заключить ее в объятия, она закалывает его ножом. Скарпья умирает, но его обещание оказывается обманом: во время казни Каварадосси погибает на глазах у Тоски. Она в отчаянии бросается с парапета тюремной башни на камни мостовой.

«Тоска» - произведение подлинно трагедийного плана, в отличие от «Богемы» она характеризуется ярко выраженной конфликтностью. Здесь многое напоминает великого Верди , стилистику таких опер, как «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло»:

  • свободолюбивый пафос, трагедийный накал, яростная борьба антагонистических сил;
  • масштабность большой оперы;
  • гибкость и свобода оперных форм, основанных на сквозном развитии;
  • естественное слияние симфоничности и вокальной кантилены.

Силы действия и контрдействия в «Тоске» четко разграничены. На одном полюсе драмы - тиран Скарпья, начальник полиции, ставший неким символом порабощенной Италии. В его музыкальном портрете есть несомненная связь с образом вердиевского Яго. На другом полюсе - Тоска и Каварадосси, их любовь. Из всех опер Пуччини чувство любви именно в «Тоске» нашло наиболее полное, по-итальянски щедрое выражение. Преобладание любовной линии, лирическая направленность становится отличительной особенностью драматургии оперы (даже Скарпья поет лирическое ариозо).

Кантиленное начало пронизывает всю музыку оперы, включая оркестровую ткань. Более того, именно оркестр нередко берет на себя ведущую мелодическую функцию. В качестве примера можно привести трогательную молитву Тоски из II действия. Эта ария воочию раскрывает один из творческих секретов композитора: слушателя всё время не покидает впечатление плавной, широкой кантилены, а между тем вокальная партия строится на ариозной декламации с длительными «стояниями» на одном звуке. Всё дело в оркестре, его непрерывно льющейся мелодии.

Характерно, что именно в оркестре впервые возникает одна из самых ярких тем оперы - мелодия знаменитой арии Каварадосси из последнего действия.

По сравнению с изысканным оркестровым стилем партитура «Тоски» отличается более сочной, густой манерой. Возрастает роль меди, сумрачных тембров низких струнных инструментов.

Основная оперная форма «Тоски» - диалог. Начиная с момента роковой встречи Каварадосси с Анжелотти, вся опера развивается на основе конфликтов, столкновений, борьбы, или, напротив, тесного единения двух действующих лиц. Таким образом, принцип диалога становится основным драматургическим принципом «Тоски».

Более разнообразной, богатой становится в «Тоске» лейтмотивная система. Наиболее активному разработочному развитию подвергается лейтмотив Скарпья - последовательность мажорных трезвучий (В-As-E). Он становится источником целого ряда аналогичных тем, определяющих ее мрачно-трагическую атмосферу оперы. Противостоящие ему светлые лирические темы (лейтмотив Тоски, лейтмотив любви) сохраняют устойчивость и цельность.

Наряду с лейтмотивами главных героев (Тоски, Скарпья) появляются характерные для Пуччини «мотивы ситуаций». Такова тема зловещих предчувствий в сцене допроса Каварадосси, «тема решения» Тоски перед убийством Скарпья в финале второго действия, зловещая целотонная «тема колодца», связанная с невольным предательством Тоски и гибелью Анжелотти.

Для убедительной передачи атмосферы папского Рима Пуччини специально ездил в Рим послушать утренний колокольный звон окрестных церквей. Для партии Тоски (единственной женской партии во всей опере) он отыскал канцону на романском диалекте.

Это единственное обращение Пуччини к подлинной исторической обстановке - эпохе борьбы против папской реакции, последовавшей за падением Римской республики.

Верди одно время тоже был заинтересован драмой Сарду. Он полностью одобрил решение Пуччини взяться за ее сюжет.

В 1887 году французский драматург В.Сарду написал для Сары Бернар драму «Тоска». Успех был таким грандиозным, что пьеса выдержала три тысячи представлений – и понравилась она не только французской публике. Эта драма с ее экспрессией и динамичным развитием событий представлялась благодатным материалом для оперной сцены – и в таком качестве в Италии ею заинтересовались трое композиторов: , А.Франкетти и Дж.Пуччини. Но замысла этого не осуществил, а издатель Т.Рикорди позаботился о том, чтобы права на создание оперы «Тоска», первоначально полученные А.Франкетти, были переданы Джакомо Пуччини.

Либретто оперы «Тоска» написали Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика. Композитор со всем вниманием отнесся к процессу его создания, следя, чтобы в нем не было внешних эффектов, ставящих под угрозу драматическое развитие. Например, во втором действии либреттисты предполагали сделать квартет (пытаемый за сценой Каварадосси, Скарпиа, Тоска, Сполетта), но Дж.Пуччини от этого отказался. Ряд корректив в сюжет внесен был с согласия самого В.Сарду, с которым композитор встречался во Франции в 1899 году: были исключены малозначительные детали, действие упрощалось, становясь предельно динамичным. Лишь одно изменение, предложенное композитором, драматург внести в сюжет не позволил: Дж.Пуччини хотел сделать финал менее трагическим, сохранив жизнь главной героине, но В.Сарду на это не согласился – и Тоска в финале оперы все-таки погибает.

Первый и единственный раз Дж.Пуччини создал оперу на исторический сюжет – действие «Тоски» происходит в Риме в начала XIX века, в эпоху наполеоновских войн. Две темы сплетаются в произведении – борьба против тирании и драма любви, противостоящей жестокости и коварству. Композитор стремился детально обрисовать место и время действия – он даже выяснил, на каких нотах в соборе св.Петра в Риме звучат утренние колокола, чтобы воспроизвести это в прелюдии к последнему действию, а в уста мальчика-пастуха вкладывается текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима.

Но это не историческое полотно, какие создавал (особенно в ранний период творчества). Хоровая сцена в опере лишь одна – в конце первого акта, в основном же на сцене живут и действуют конкретные персонажи – сочувствующий республиканцам художник Марио Каварадосси, жестокий и порочный шеф римской полиции Скарпиа и единственная среди героев оперы женщина – певица Флория Тоска, в характере которой сосуществуют и нежность, и капризность, и склонность к ревности, и способность беззаветно любить, и даже отвага. Любовная линия преобладает в опере – даже в уста Скарпиа вкладывается лирическое ариозо. В произведении господствует кантилена – даже когда в вокальной партии преобладает ариозная декламация, широкие мелодии льются в оркестре. Примечательно, что одна из наиболее ярких тем произведения – мелодия ария Каварадосси из заключительного акта – впервые появляется именно в оркестре. Основным драматургическим принципом построения оперы становится диалог, который может быть как единением героев (Тоска и Каварадосси), так и противостоянием (Скарпия и Тоска).

Важную роль в драматургии оперы «Тоска» играют лейтмотивы. Они соответствуют и действующим лицам (Скарпиа, Тоска), и ситуациям – например, «тема колодца», основывающаяся на целотонном звукоряде – она связывается с гибелью Анжелотти из-за невольного предательства Флории. Лиричной теме заглавной героини противостоит лейтгармония Скарпиа – статичная цепь трезвучий, построенных на ступенях целотонной гаммы.

Работу над оперой «Тоска» Дж.Пуччини завершил в 1899 году. В качестве места премьеры был выбран римский театр «Констанци». За судьбу произведения композитор был спокоен, пребывая в уверенности, что «все хороши: и импресарио, и оркестр, и певцы, и дирижер». Премьерой дирижировал Л.Муньоне, а заглавную роль исполняла румынская певица Хариклея Даркле. Именно ей публика обязана появлением прекрасной арии «Vissi d’arte» во втором действии, которую композитор написал по просьбе певицы.

На премьере оперы «Тоска», состоявшейся в январе 1900 года, собралась самая представительная публика: П.Масканьи, А.Франкетти, Ф.Чилеа и другие известные композиторы, члены правительства и даже сама королева Маргарита Савойская. Спектакль проходил в обстановке весьма неспокойной: премьера едва не была сорвана сообщением о заложенной в театре бомбе, полиции пришлось произвести обыск (правда, бомбы в зале не оказалось). Вопреки установившейся в Риме театральной традиции, спектакль начался в объявленное время с точностью до минуты – и по требованию опоздавшей части публики пришлось его прервать и начать снова.

Вопреки ожиданиям Дж.Пуччини, реакция римской публики оказалась весьма сдержанной. Подлинный успех ожидал «Тоску» в «Ла Скала», где она была поставлена весной того же года.

Музыкальные Сезоны