Национальные грузинские праздники и традиции. Культура грузии

Культура Грузии

Культура Грузии

Грузия - страна древней и самобытной культуры.

  • культура Грузии состоит в основном из основной Картлийской этногруппы грузин, так же из культуры грузин: кахетинцев, имеретинцев, мегрелов, гурийцев, джавахетцев, мусульман аджарцев, лазов, ингилойцев,

Так же из субэтно культуры малых народов Грузии: мохевцев, хевсуров, пшавов, тушинцев, мтиульцев, гудамакарцев, торийцев, Рачинцев, лечхумцев, сванов, месхетов. Сваны больше остальных малых субэтно групп выделялись своей самобытностью, так же как и хевсуры.

  • Грузинская культура сильно развивалась и заимствовала культуры песен, танцев, пошив одежды, кухни, у соседних народов: в частности армян, осетин, чеченцев, абхазов, азербайджанцев, турков, аварцев, лакцев, курдов, езидов начиная со средневековых времён, так как Грузии всегда являлась многонациональной страной, и имела торговые, культурные отношения с соседними народами к примерам можно отнести шуточные армянские мелодии переделанные на грузинский лад как Картлийские песни, так же танец Кинтоури (танец Тбилисских Кинто) изначально армянский танец Шалохо,

Так же визитка грузинской кухни: Хинкали (изначально название блюдо являлась северо кавказским а именно чеченским, либо Дагестанским), элементы турецкой или азербайджанской культуры можно встретить в свадебных церемониях грузин, множество заимствований осетинской культуры а именно из литературы, осетинские танцы, песни, и некоторые заимствования из кухни осетин, и других соседних народов.

  • Большое влияние на развитие культуры Грузии оказало период Российской империи конец 19 века, далее середина 20 века в Советского времени.

Древнегреческие мифы о золотом руне

Народная музыка

Корни грузинской народной музыки уходят на глубину нескольких тысячелетий.

Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты: духовые - шестиствольный соинари (ларчеми), нестви , ствири , авили , най (разновидности свирели), буки , квироствири (разновидности трубы), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), гудаствири , чибони (волынки); струнные щипковые - чанги (арфа), кнари , эбани (типа лиры), пандури , чонгури (типа лютни), цинцили (типа цимбал); струнные смычковые - чианури , чунири ; ударные - бобгани (тимпан), дабдаби , думбо , ноба , доли (разновидности барабана), коси (большой военный барабан), таблаки (малый барабан), цинцила (тарелки), дайра (бубен), спилендзчури (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра).

Грузинский народ издавна проявлял себя в песенном творчестве. Существуют исторические документы VIII и века до нашей эры повествующие о трудовых, походных и хороводных песнях. Странствующие певцы-сказители - мествире были одновременно композиторами-импровизаторами, поэтами, певцами и исполнителями на волынке .

Музыкальный фольклор Грузии содержит ряд диалектов: тушинский, хевсурский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, пшавский, мохевский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский , лазский.

Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трёх- и четырёхголосие.

Трёхголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях. В песнетворчестве западной Грузии выделяются стройностью и суровостью звучания песни сванов . Этим песням свойственны частые диссонирующие сочетания, совместное движение трёх голосов основными трезвучиями. Народная полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них присутствует криманчули - так называют верхний, особый голос, требующий от солиста высокого, нетипичного для мужчины, регистра и умения исполнять сложные фиоритуры гортанным звуком.

Грузинская архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX вв., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В -VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика . Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская , Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион , постройка которого начата в и закончена в 493 году , это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с красивой кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Культура современной Грузии

Грузинская музыка

Основоположники Грузинского дирижёрского искусства - народный артист Грузинской ССР З. П. Палиашвили и заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Е. С. Микеладзе .

Грузинский кинематограф

Грузинский танец

Грузинская живопись

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе, Александр Беридзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.

Персоналии культуры Грузии

Актёры театра и кино

  • Софико Чиаурели (1937-2008), актриса театра и кино
  • Верико Анджапаридзе (1897-1987), актриса театра и кино
  • Акакий Васадзе (1899-1978), актёр, режиссёр, театральный педагог
  • Михаил Геловани (1892-1956), актёр театра и кино
  • Василий Годзиашвили (1905-1976), актёр театра и кино
  • Валико Гуниа (1862-1938), актёр, драматург, режиссёр
  • Спартак, Багаев актер театра и кино
  • Серго Закариадзе (1909-1971), актёр театра и кино .
  • Шарах Пачалия (р. 1914), актёр, режиссёр, драматург
  • Акакий Хорава (1895-1972), актёр театра и кино
  • Анастасия (Тасо) Абашидзе (1881-1958) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1943).
  • Василий Абашидзе (1854-1926) - актёр. Народный артист республики (1922).
  • Тамара Абашидзе (1892-1960) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1950).
  • Аббасов, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский актёр. Заслуженный артист Грузинской ССР (1924).
  • Мгалоблишвили, Нодар Александрович (р. 1931) - советский, российский и грузинский актёр театра и кино.
  • Кавсадзе, Кахи Давидович (р. 1935) - грузинский, советский актер театра и кино.

Артисты балета

Композиторы и дирижёры

Кинорежиссёры

  • Калатозов, Михаил Константинович (1903-1973)
  • Параджанов, Сергей Иосифович (1924-1990)

Театральные режиссёры

Оперные певцы

Певцы и певицы

Художники

  • Симон Вирсаладзе (род. 1909), театральный художник. Народный художник СССР (1976). Действительный член АХ СССР (1975)
  • Теймураз Давидович Мурванидзе (род. 1939), художник. Заслуженный художник Грузинской ССР (1978).
  • Тамара Абакелия (1905-1953) - скульптор и театральный художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1941).
  • Ладо Гудиашвили - один из крупнейших грузинских художников XX века. Герой социалистического труда (1976). Народный художник СССР (1972).
  • Елена Ахвледиани - художница, график, театральный оформитель, Народный художник Грузинской ССР (1960)

Лауреат премии имени Шота Руставели

Архитекторы

Скульпторы

  • Зураб Церетели - художник и скульптор. Народный художник СССР (1980), Народный художник Российской Федерации (1994), Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования. Академик РАЕН.

Поэты

Писатели, драматурги, сценаристы

Напишите отзыв о статье "Культура Грузии"

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 2. Гондольера - Корсов. 960 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1974 (стб. 78-88)
  2. Очерки истории Грузии. Том 2. Грузия в IV-X веках / [Ред.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили] - , 1988 – 580 с.
  3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  4. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. - М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней - Винча, 2007. - 480 с.: ил.
  5. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос - Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  6. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 10. Газель - Германий. 1952. 620 стр., илл.; 43 л. илл. и карт.
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь - Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  9. Серго Закариадзе - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 - М.: Советская энциклопедия, Нежин - Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  11. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. Франкфурт - Чага. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  12. РУССКИЙ БАЛЕТ И ЕГО ЗВЁЗДЫ: Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1
  13. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз - Банка. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  14. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 - М.: Советская энциклопедия, Кетчер - Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
  15. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 21. Кинестезия - Коллизия. 1953. 628 стр., илл.; 52 л. илл. и карт.
  16. Советский Энциклопедический словарь, Гл.ред.А.М.Прохоров, М.1990г.
  17. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган- Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт. (стб 1127)
  18. Собрание соч. в 5т.т. М.1969г.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Культура Грузии

Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец…
– Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет?
– Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были.
Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф.
– Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят.
– Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь.
Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй!
И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.

Грузия находится на стыке Европы и Азии, что привело к развитию здесь разносторонней и терпимой культуры. Как гласит древняя народная легенда, когда Господь раздавал людям земли, на которых они будут жить и которые будут возделывать, грузины опоздали, поскольку были слишком заняты тем, что пили и ели. Бог сказал им по прибытии, что свободных земель больше не осталось, но грузины сообщили ему, что опоздали из-за того, что пили за здоровье Господа и пригласили его поучаствовать в застолье. Господь так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Воистину, Грузия - божественная страна!

Грузинская кухня является одной из наиболее ярких достопримечательностей страны и важным элементом общей культуры народа. Частью семейных традиций и необычным событием для иностранных гостей является прием пищи в грузинской семье. Важное место занимают здесь сложные церемонные отношения. Стол ведется тамадой, который предлагает выпивать традиционные тосты в течение всего процесса застолья. Человеку извне может показаться, время останавливается до тех пор, пока все не выпьют за сказанный тост. Рекомендуется не участвовать в тостовании, держа в руках пиво, так как это может быть расценено как неуважение традиций.

И во времена Советской власти, и в наши дни грузинские рестораны пользуются особой популярностью на всей территории бывшего СССР. В каждом районе Грузии есть своя уникальная частичка национальной кухни, в которой отражены местные особенности. В целом же для придания особого вкуса блюдам местные повара в основном используют травы и чеснок. Единственной проблемой, с которой вы можете столкнуться при покупке еды"", может стать привычка местных жителей торговаться. В кафе и ресторанах обычно подают грузинские и более традиционные блюда европейской кухни, а в национальных ресторанах быстрого питания - хинкали, кебабы, шашлыки и хачапури. Американские рестораны быстрого питания предлагают традиционный набор из хот-догов и гамбургеров. Для сравнения на завтрак попробуйте хаши, суп из требухи и коровьих копыт с большим количеством чеснока.

"Кока-Кола" и "Фанта" продаются повсеместно, однако традиционные грузинские минеральные воды и фруктовые напитки имеют заслуженную высокую репутацию. Обычно они продаются в специальных магазинах. Грузинские вина широко признаны продуктом высшего качества. Уникальный климат страны и хорошая почва создали Грузии славу винодельческой страны.

Грузинский алфавит состоит из 33 символов (5 гласных и 28 согласных). Письменность и манера начертания букв абсолютно уникальны и не сопоставимы ни с одним известным алфавитом мира.








Моя Грузия.

Выпускник 11 «А» класса

Григолия Н.Е.

Преподаватель

Гусева Г.С.

25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.

I. В ведение

А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема, которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересных разделов Грузинской культуры.

Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта страна очень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всего хотел узнать больше об этой стране и рассказать другим.

План.

II. Культура.

III. Литература и искусство.

IV. Театр.

V. Библиотека и научные исследования.

VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).

VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...

КУЛЬТУРА.

Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.

Литература и искусство.

Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многие незаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К ним относятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толкового грузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, Нико Лордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.). Яркие произведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпических произведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др. (19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе «Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами. Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко

Театр.

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с Георгия Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко известна в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал первым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) была одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры и Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и Короле Лире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. Кахи Кавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере», Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «Ричарде Третьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100 спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».

Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в 1912). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!), Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада – ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международных премий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмов Георгий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм был снят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, Закро Сахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика "малой" авиации обслуживает горные деревушки Грузии "Мимино" - по-грузински "сокол". Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящего Грузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-Гврито».


Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились в Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др. Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее современного искусства представлены картины таких художников, как Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.

Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920--е годы работали в Париже. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеют такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили (1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых грузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе 1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная (в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автор оперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту, Ричард III по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку к оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор Захарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народных песен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народных легендах.

библиотеки и научные институты.

В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музей Грузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), в котором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии и Кавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузии со своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов: древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского, западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, не просто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или просто Сталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в его доме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но со временим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у меня возникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал даже страх. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, в котором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIX века. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. У дома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне очень понравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне Иосифа Бесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. К переводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Один из переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: "Тянут на Сталинскую премию первой степени". Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионович был, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина в переводе Льва Котюкова:

Когда герой, гонимый тьмою,

Вновь навестит свой скорбный край.

И в час ненастный над собою

Увидит солнце невзначай,

Тогда гнетущий сумрак бездны

Развеется в родном краю.

Подаст надежда весть свою.

Я знаю, что надежда эта

В моей душе навек чиста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История Грузии

Грузия -- название региона и современного государства в Закавказье, на побережье Чёрного моря, на южных склонах Главного Кавказского Хребта. Основным населением Грузии являются картвелы, народ европеоидной расы.

История Грузии охватывает длительный период времени, начиная с памятников Аббевильской Культуры и кончая событиями современности. Наряду с регионами Кавказа, Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации и считается местом зарождения металлургии. Первым в истории Грузии союзом племён, а позднее государством стало Диаоха, упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э.

Золотой век Грузии пришёлся на период между началом XI и началом XIII веков. Пиком расцвета стало время правления царицы Тамары, прозванной Великой (1184--1210). При её царствовании Грузия достигла наибольшего расцвета, был написан шедевр грузинской литературы -- поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».. В течение длительного периода после Золотого века Грузия была под монгольским, персидским и турецким владычеством, лишь периодически обретая независимость. В результате нашествий единое грузинское царство распалось на Картли, Кахети, Имерети и Самцхе-Саатабаго. Из-за усиления феодалов Имеретинское царство потеряло контроль над Мегрельским и Гурийскими княжествами, а также над Абхазией.

Постепенное возрождение Грузии началось после объединения Картли и Кахети. В 1783 году между Россией и Грузией был подписан Георгиевский трактат. В период с 1801 по 1864 годы грузинские царства и княжества вошли в состав Российской империи, в составе которой пробыли до 1918 года, когда было образовано первое грузинское демократическое государство -- Грузинская Демократическая Республика. 25 февраля 1921 года Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована частями красной армии. В марте 1991 года Верховный Совет Грузии принял декларацию независимости. 31 июля 1992 года Грузия стала полноправным членом Организации Объединённых Наций.

2. Символы государства

Нынешний флаг принят в 2004 году, специальным «Законом о Флаге». На второй странице этого закона даётся схема флага с указанием его пропорций. Отношение длины к ширине -- 3:2. Ширина креста равна 1/5 ширины полотнища.

Герб Грузии является государственным символом Грузии. Современный герб принят 1 октября 2004 года. Он представляет собой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии -- Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Щит увенчан золотой короной, держат его два золотых льва. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Частично герб основан на средневековом гербе грузинского царского дома Багратионов (Багратиони).

В период существования Грузинской Демократической Республики герб представлял собой семиконечную звезду, обрамлённую золотистым орнаментом. В центре располагался грузинский щит с изображением Святого Георгия на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит готовое к бою золотое копьё с серебряным наконечником, а в левой -- щит (на локте, с левого бока коня). Прямо над головой Святого Георгия сияет восьмиконечная золотая звезда; слева от звезды -- месяц, а справа -- солнце. Ниже месяца и солнца расположены ещё по две восьмиконечные звезды. Конь опирается задними ногами на горную вершину. Автор герба -- известный русский художник Евгений Лансере (с 1922 года -- профессор Академии художеств Грузии). После восстановления независимости в 1991 году герб 1918 года был принят заново. После входа Красной армии в Грузию 28 февраля 1922 года декретом Ревкома ГССР был принят новый герб. Герб Грузинской ССР состоял из круглого красного поля, в верхней части которого изображена светящаяся пятиконечная звезда с простирающимися по всему полю лучами. Внизу -- снежный хребет голубого цвета. На правой стороне -- золотые колосья и на левой -- золотые лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Большую часть середины занимает изображение золотого серпа и молота, которые упираются в светящуюся звезду, внизу -- в вершину хребта, а по бокам -- в колосья и лозы. Вокруг поля помещена надпись на грузинском, абхазском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб ГССР был окаймлён узором из орнаментов в грузинском стиле.

3. Особенности искусства и культуры Грузии

3.1 Архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX ВВ., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Базилика Анчисхати

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V - VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика. Известен ряд ранних грузинских базилик:

Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион, постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с более кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Вид на крепость Греми

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Купольные перекрытия видимо опираются отчасти на местные традиции зодчества Закавказья. Строения созданные в это время отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в Дзвели-Гавази в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), построенный в 590-604 годах. Архитектором его возможно был Микел Тхеди. Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVII века.

3.2 Скульптура

«Мать Картли» - монумент в столице Грузии, городе Тбилиси, ставший одним из символов Тбилиси. Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый. За скульптуру Мать Картли Элгуджа Амашукели был удостоен в 1965 году Государственной премией Грузинской ССР им. ш. Руставели.

Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Батуми постепенно все больше и больше усовершенствуется, становится красивым разными зданиями и статуями. Один из них как раз и есть та статуя, которую называют "LOVE". Ее автор грузинка художник/скульптор Тамара Квеситадзе. Статуя представляет собой фигуры женщины и мужчины. Они стремятся друг к другу, в течение 8-10 минут они двигаются очень оригинально и красиво. А в конце они сливаются так, что как будь то одна целая статуя. Согласно источникам музой статуя стала известный роман Kurban Said-a «Али и Нино» (роман описывает любовную историю грузинской девушки Нино и Муслима юноши Али). Работа сначала была представлена в Венеции а потом в Лондоне. Несколько лет назад грузинский народ про эту статую узнал от передачи Р. S. (аналитическое ток шоу на канале Рустави2), но тогда ни кто не мог представить что статуя будет установлена в Батуми.

3.3 Живопись

Благодаря сохранившимся росписям VII - XIII веков в Атенском Сионе, Бетании, Гелатском монастыре и Кинцвиси теперь достоверно известно о культурной славе средневековых художников Грузии. На весь мир известны имена великих художников, внесших огромный вклад в культуру Грузии: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани, Давид Какабадзе, Корнелий Санадзе, Симон Вирсаладзе, Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Екатерина Багдавадзе, Сергей Кобуладзе и Гиго Габашвили. Искусство Грузии настолько изящно, что с особым изыском и утонченностью сочетает в себе грузинские традиции и европейскую школу. Недаром грузинские скульпторы Зураб Церетели, Элгуджа Амашукели и Очиаури Ираклий внесли значительный вклад не только в культуру Грузии, но и в мировое наследие.

Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.

Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV - III тысячелетиях до н. Э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XIХII! веках.

Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.

С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.

В XVIII-XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).

В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии - Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.

4. Особенности женского и мужского костюма данного периода

Законодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси.

Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабалзе и Н. Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин.

В одежде этой, как роскошной и изысканной для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду.

Национальная одежда в Грузии была широко распространена вплоть до конца XIX- начала ХХ вв.

4.1 Мужской костюм

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи перанги, сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов шеидиши, широких верхних штанов шарвали из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов.

Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахал охи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ременным поясом с серебряной чеканкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья.

Парадной одеждой дворян была куладжа - короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор - высокая каракулевая папаха.

В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу - курки, вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в

непогоду была войлочная бурка - набади. В качестве головного убора ¬высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги - цаги, украшенные драгоценными камнями, с острыми носами на эластичной подошве.

Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи - каламани и голенища из грубой домотканой шерсти.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались при обрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный.

Кинжалы могли быть выполнены из стали, мельхиора, серебра и даже из золота. Почти всегда были отделаны богатой инкрустацией.

Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе помимо кинжала шашку, саблю и пистолет. Оружие служило не только в качестве украшения, но часто применялось и по своему прямому назначению.

Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахети и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт.

В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне.

В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.

Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вышиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки -каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове - упомянутая выше шапочка-подшлемник или же косматая пастушеская папаха.

Имеретинцы покрывали голову папанаки - круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами.

В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды.

Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореадора; обтягивающие брюки, заправленные в плотно облегающие ногу мягкие сапоги. На голове - башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских кинто (торговцев): архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Часто носили сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука.

Ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто.

Вся их одежда - чоха, архалук, шаровары, папаха - обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели «носящий черную чоху»). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха - чем не красавец-мужчина?

4.2 Женский костюм

Не менее своеобразна была женская одежда. Стянутое в талии длинное платье - карту ли, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом, с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступней. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола.

Головной убор состоял из лечаки - треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи - тонкого валика из шелка и ваты и чихта - обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда - только глаза.

Лечаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из- под лечаки выпускались букли волос, причем один конец лечаки свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду - катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Знать носила коши - туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх острыми носами из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи - каламани.

Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски.

Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Покрой свадебного платья оставался прежним, но он отличался отделкой и был белым. К праздничному платью пришивали серебряные с позолотой и аппликацию. В качестве свадебного головного убора одевали бархатную шапочку, покрытую легким ажурным платком.

Заключение

С незапамятных времен Грузия была источником культуры, науки, теософии, философии, поэзии и искусства целого региона. Хотя ближайшие к Грузии соседи были Турция и Персидское царство, грузинскому государству ближе по духу была Европа. Недаром XIX век был ознаменован существенным подъемом культуры Грузии, появлением богатой грузинской литературы и развитием науки.

Грузия страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой про стираются в глубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.

Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразил ось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций учений и т.д. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.

Период XI - ХН вв. - это Эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в эти средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство. Особенно ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Грузинское гостеприимство как одна из традиций страны. Самый известный, романтичный и знаменитый обычай свадьбы - похищение невесты. Приемы и особенности мужского и женского танца. Национальная одежда и кухня Грузии. Анализ значения музыки в жизни грузин.

    практическая работа , добавлен 19.01.2015

    Социокультурные реквизиты современного общества. Этнолингвистическое разнообразие и относительная локализация народов кавказского региона. Сочетание элементов разных типов культур на Северном Кавказе. Сохранение культа старейшин, традиции гостеприимства.

    реферат , добавлен 21.06.2016

    История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца "Эриссини", грузинские полифонические мелодии.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Художественные искания, образы массовой культуры и философские поиски в культуре. Направления искусства: абстракционизм, сюрреализм, авангардизм, поп-арт, кинетическое искусство, перформанс. Устойчивые художественные признаки форм современного искусства.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Проблема современного кризиса культуры и его причины. Сущность современного понимания культуры. Материальная, социальная и духовная культура. Информатизация общества. Распространение нигилизма. Средства и пути преодоления современного кризиса культуры.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства. Система финансирования и отношения собственности в сфере культуры и искусства. Анализ системы хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры и искусства г. Тюмени.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Крушение цивилизаций и стремительное установление новых порядков в XX веке. Анализ влияния государства на развитие культуры в XX веке, определение степени ее политизации. Влияние репрессий против старой интеллигенции на развитие культуры России в XX веке.

    доклад , добавлен 23.11.2015

    Таиланд как сочетание современного цивилизованного мира и неописуемой красоты природного мира с его яркой и красочной флорой и фауной. Государственное устройство страны. Растительный и животный мир Таиланда. Особенности культуры, литературы и музыки.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство - это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат , добавлен 15.01.2004

    История развития культуры, её основные черты. Две стороны культуры по З. Фрейду. Конфликт между ценностями культуры и государства. Особенности общинного и общественного типа социальных отношений. "Законы исторического развития" по Н. Данилевскому.

Грузия: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Грузии гармонично соединила в себе культуры народов Ближнего Востока, Европы, а так же свои национальные традиции. Уже в средних веках Грузия подняла на высокий уровень такие науки как география и астрономия, философия и теология, право и историю. Вместе с этим процветало прикладное искусство и архитектура. Хоть Грузия соседствует с и Персией и влияние их культур действовало в ее сторону, она все же больше тянулась к Европе.

Музыка Грузии владеет древней историей. По традициям пение - это по мужской части. Многоголосие Грузии популярно во всем мире. Вначале это было только народным творчеством, но когда в Грузии было принято христианство, пение вошло в церковь. В 2001 г ЮНЕСКО присудили песне Грузии награду и назвали ее гениальным творением национального наследия.

Танцы Грузии делятся на три категории: сольные, танец в паре и танец в группе. Главной деталью грузинского танца является ровная спина, как у мужчин, так и у женщин. Представительницы прекрасного пола делают нежные, женственные движения, в то время как мужчины исполняют высокие прыжки и двигаются быстро, стремясь подчеркнуть свою мужественность.

Грузинская кухня не острая, а скорее пряная. Незаменимым напитком на столах Грузии является грузинское вино.

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Грузии.

Наверное, если и можно говорить, чем славится Грузия больше всего, так в списке обязательно найдутся вино, горы и...необыкновенно вкусная кухня! Национальная кухня этой страны смогла совместить в себе все самое яркое из гастрономических традиций Закавказья, Азии и даже Причерноморья. Заметим, что на кулинарный стиль Западной Грузии необычайное влияние было со стороны Турции, а на Восточную - с Ирана. Самобытная, оригинальная, необычайно интересная - все это стало уже обычными характеристиками блюд Грузии. Неверное, эта изысканность увеличивается в разы в тандеме с легендарной грузинской гостеприимностью. Хлеб в Грузии бывает разным. Если в Западной части больше предпочитают мчади - лепешке с кукурузной муки, то на Востоке больше готовят пшеничный хлеб, который выпекают в специальных глиняных…

Религия Грузии.

В Конституции Грузии зафиксировано, что в стране свобода вероисповедания закреплена за всеми гражданами. По-этому, здесь прекрасно уживаются представители всех мировых религий - ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма и многие другие. Но все же, государственной религией не зря сделали православие, ведь большая часть страны идентифицирует себя именно с этой конфессией. Интересно, что Грузия - одна из первых в мире стран, которые приняли православие как государственную религию страны. Самой первой страной, кто утвердила эту религию на национальном уровне, была Армения. Уже после нее, в 326 году нашей эры, и Грузия закрепила за собой статус православной страны. До 2011 года, когда всем религиозным общинам предоставили право юридического лица, Грузинская православная церковь…

Обычаи и традиции Грузии.

Грузия - это очаг многовековых традиций, которые не меняются годами и передаются в точности от поколения к поколению. Наверное, Грузия перенасыщена обычаями. На самом деле, уже очень сложно отделить обычную грузинскую жизнь от старых традиций. Виноделие, древняя религия, семейные рецепты, тайные специи к шашлыку, пышные застолья, свадебные обряды и легендарное гостеприимство - в этом вся Грузия. Начнем с гостеприимства. Это не просто лишние слова для привлечения туристов, а настоящий образ жизни грузин. Здесь гость - главный герой любого торжества, и голодным вы точно не выйдите с любого дома, даже самого скромного. Иногда бывает, что таксисты не возьмут денег, если услышат, что вы турист, а в случае, если путешествуете автостопом, то точно с вас водители не возьмут денег, и даже устроят ночлег…