Оперная певица хибла герзмава личная. Звезда мировой оперы хибла герзмава - о жизни, конкуренции на сцене и семье



Если спросить людей на улице о самом знаменитом абхазце, ответ будет один - Фазиль Искандер. Вопрос о самой знаменитой абхазке, возможно, поставит прохожих в тупик, но любители оперы не задумаются ни на секунду: разумеется, Хибла Герзмава. И если когда-то о Дмитрии Хворостовском шутили, что западные зрители любят его так, что даже научились произносить его фамилию, то поклонники золотого голоса звезды мировой оперы называют своего кумира просто Хибла. Золотоглазая, если перевести с абхазского.

Итак, Хибла Герзмава: дочь Абхазии и дочь своих родителей, актриса Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, примадонна мировой оперы, жена, мать и организатор фестиваля "Хибла Герзмава приглашает". И просто красавица!








ДОЧЬ АБХАЗИИ И ПРОСТО ДОЧЬ

Хибла в переводе с абхазского означает "золотые глаза". Посмотрите на мои глаза: они желтые. Говорят, я появилась на свет с "золотыми" глазами. Родители решили: девочка будет красивой.

Родилась я в Абхазии, в чудесной и солнечной Пицунде. Училась в Гаграх музыкальной школе, а затем и в сухумском училище по классу фортепиано.

До 18 лет я и не помышляла о певческой карьере. Я просто любила петь, сочиняла песни.

Моя мама мечтала, чтобы я училась в Московской консерватории.

Я всегда была музыкальным ребенком . Но пением занялась поздно, в девятнадцать лет. Открыла в себе этот дар после смерти мамы.

В консерваторию меня привез папа. Он очень переживал за меня, когда я сдавала вступительные экзамены. Во время третьего тура в Большом зале консерватории папа слушал меня даже со слезами на глазах. И этого я никогда не забуду... Потом случилось страшное. Через два года после кончины мамы не стало и папы. У нас была очень дружная, красивая семья. Мы с братом росли в атмосфере любви.

Я с малых лет слушала многоголосие. Дед любил народные песни. С внуками пел. Публично у нас выступали только мужчины. Но женщины петь умели всегда. И мама у меня пела. Я очень люблю абхазскую музыку. Без нее никак. Народные песни, протяжные, грустные, - изюминка моих сольных концертов. Они вносят в классическую программу пикантность и колорит.

После конкурса Чайковского, после гран-при , я помню, со мной подписали контракт "Джапан артс", и у меня были самые первые мои гастроли. И я поехала петь с оркестром. Меня столько раз вызывали на бис, и у нас уже закончились "бисовочки" наши, и уже петь совсем было нечего. И я вышла и спела а-капелла абхазскую народную песню. Японцы, видимо, не ожидали, что такое может быть, и что это их так тронет. Им очень понравилось.

Я прекрасно говорю на абхазском. А Сандрик у меня говорит на нем не очень хорошо, потому что учился в Москве - и в садике, и в школе. Только когда он уезжает летом к дедушке с бабушкой в Абхазию, его там немножечко пытаются учить, и он кое-что запоминает. Я считаю, это мой минус, что он не знает языка, и очень переживаю по этому поводу. Абхазский язык очень сложный, поэтому первым делом на нем, конечно же, нужно говорить в семье.

В абхазском языке есть такое слово "пхащароп". Оно означает "стыдно". Для абхазцев считается "пхащароп" неуважение к старшим, какие-то неправильные поступки. Или какие-то неприемлемые вещи, скажем, в отношении женщин. Но в основном "пхащароп" говорят, когда есть какое-то определенное неуважение к чему-то или к кому-то. Совесть у абхазов, конечно, на первом месте.

У нас есть потрясающие ансамбли народных танцев и многоголосное народное пение — то, что считается главным в абхазской культуре. Нам это дано от природы. Она так создала кавказских людей, что они все потрясающе поют, причем многоголосьем. Не каждый русский человек сможет исполнить песню, которую почти любой абхаз споет на слух.

Я давно мечтала сделать в Пицунде праздник для людей. Люблю этот город, эту землю, меня все время тянет туда. Волнует воздух Пицунды - море, сосны, йод. Кажется, знаю каждый камень нашего древнего храма, напоенного ароматами столетий. В Москве я захожу в церкви, чтобы ощутить атмосферу горящих свечей и старинных икон. Когда-то в нашем храме шел Фестиваль "Ночные серенады". Его проводила знаменитая скрипачка Лиана Исакадзе. Я выросла на нем. И у меня, когда я уже стала известной певицей, возникла идея осуществить в храме свой интересный проект, связанный с классической музыкой.









ДОРОГА К СЛАВЕ

Мне было 16 лет, когда из жизни ушла моя мама. Я ее очень любила. Мама мечтала, чтобы я стала музыкантом и играла на органе. Но однажды я вдруг почувствовала, что запела как-то по-особому. Тогда я уже училась в Сухумском музыкальном училище. Мой педагог по фортепиано Карлен Яврян, услышав, как я пою, повел меня к Жозефине Бумбуруди, заведующей вокальным факультетом. Она послушала меня и сказала, что мы будем с ней работать.

Мы работали только год. Занимались техникой пения , дыханием, звуковедением, разучивали оперные партии. И, что важно, Жозефина все показывала своим ученикам голосом. Она учила нас понимать суть каждого исполняемого произведения. Открывала волшебный мир оперного искусства.

Двадцать лет назад мне казалось, что я приехала в Москву абсолютно подготовленной. В консерваторию-то меня приняли! Но во время учебы я поняла, как много еще надо всему учиться и сколько тайн вокала предстоит открыть.

Крепкую вокальную основу, позволяющую активно выступать с разнообразным репертуаром, выдерживать жёсткий гастрольный график, я получила в Московской консерватории у моего профессора Ирины Ивановны Масленниковой. С третьего курса я попала в класс камерного ансамбля к профессору Евгении Михайловне Арефьевой. Она меня подготовила к Конкурсу Чайковского, ставшего трамплином в моей творческой биографии.

Мне просто повезло. Моим педагогом стала Ирина Ивановна Масленникова. Вот это глыба! Грандиозная певица, грандиозная личность! У Ирины Ивановны своя система преподавания, своя школа. Я пришла к ней угловатой, застенчивой, не уверенной в себе студенткой. Ирина Ивановна учила меня всему - жить, дружить, любить музыку, театр, литературу. Она прививала вкус, направляла меня. Мы много разговаривали.

Ирина Масленникова терпеть не могла, когда я приходила в класс в неподобающей обуви, поскольку была убеждена, что певица всегда должна ходить в изящных туфельках на каблучках, подтянутой и стильно одетой. Ирина Ивановна раскрепостила меня. Из провинциальной девочки она постепенно лепила певицу. Давала специальные упражнения для развития именно моего голоса, лирико-колоратурного сопрано...

Я всегда благодарна своим педагогам по фортепиано за то, что и сегодня владею инструментом. Вообще считаю, что певцам, играющим на каком-либо инструменте, повезло, у них более осмысленное звуковедение, глубже понимание музыки. Сейчас у меня мало времени заниматься на рояле, но дома или в узком кругу друзей могу поиграть немножко джаз.

В студенческие годы сбылась еще одна моя мечта. Дело в том, что у нас в Пицунде есть потрясающий орган, и я всегда хотела научиться играть на нем. В консерватории я смогла осуществить свою мечту, три года прозанимавшись факультативно в органном классе.

Три года в органном классе - это дань мечте моей мамочки. И потом, я выросла рядом с храмом, где звучал орган.

У меня началась другая жизнь, я - девочка из провинции, домашняя, которая не понимала, что такое общежитие, Москва и Московская консерватория. И вдруг для меня все это открылось, и я немножко стала захлебываться, потом как-то собралась. Я училась очень хорошо, такая хорошая студентка была, правильная, пионер такой.









ПРИМАДОННА

Мы люди приглашенные, нас приглашают , мы приезжаем, мы обязаны влюбить в себя публику, мы обязаны влюбить в себя, первым долгом, режиссера, дирижера, и обаять всех, и сделать так, чтобы им было интересно работать с тобой. Это очень важный момент. Если эта грань достигнута, то дальше очень удобно работать. Дальше ты просто отпускаешь себя и творишь.

Мне кажется, нужно быть очень открытой , теплой, и мне кажется, что нужно относиться к любому театру с большой любовью. Если есть ощущение любви, то всегда звучит голос, и всегда интересно проходит работа. Мы собираемся с разных театров, эта как бы такая сборная труппа. И для того чтобы в течение полутора месяцев у нас был хороший тандем и хорошие спектакли, для этого нужно быть очень открытой.

Приме важно быть стильной. Выглядеть на сцене достойно, петь, не искажая черт своего лица. Уметь "взять" своего зрителя. Нести ему любовь и тепло. Энергетика, которую ты излучаешь, - вот что важно. Мне кажется, что певец должен обладать очень теплой энергетикой. Быть по-настоящему интересным человеком: на пустышку скучно смотреть.

Наиболее явные тембровые изменения в лучшую сторону я почувствовала ещё после рождения сына. Была рада, что голос стал мягче, меньше уплощённого звучания, исчезла мельчайшая тремоляция, которая иногда мешала мне самой. Процесс "округления", возможно, продолжается, но сейчас я себя считаю лирико-колоратурным сопрано, с акцентом на "лирику".

Я из тех певиц, которые осторожны к выбору репертуара , в мои годы это особенно актуально, чтобы сохранить голос свежим. Джильда или Джульетта уже ни к чему, а вот Лючия, Виолетта или Мими - это сейчас моё.

Я не знаю, как бы отреагировала на предложение к участию в чересчур откровенной постановке. Возможно, включила бы свой профессионализм и попыталась найти нечто новое, интересное. Но, честно говоря, побаиваюсь, не жажду. Я люблю современные спектакли, но только те, где есть вкус и на сцене не переходят грань театральной условности.

Я всегда благодарна за волну позитива, исходящую от публики, от поклонников. Но сама то понимаю, что на "все сто" отлично не бывает никогда, как ни старайся. Я беру положительные эмоции себе "в копилочку", но всё равно знаю, что получилось, а что нет. Анализ у меня работает чётко, и больше, чем я сама себя - меня никто не "ест".

Мне нужно, чтобы голос всегда красиво звучал. Знаю, что тембр его не спутаешь ни с чьим другим. Но я должна постоянно находить новые краски, нюансы. Мне кажется, что я очень выросла после консерватории, стала петь другим звуком, красивым. Хорошее вокальное ухо помогает мне.

Меня мало заботит, кто на какое место меня ставит. Просто я ощущаю себя хорошей певицей и счастливым человеком. Но, конечно, мне важно быть первой в родном театре. Для этого я много работаю. Публику, как известно, нужно завоевывать, и прежде всего своей индивидуальностью. Я это делала несколько лет после консерватории. Сегодня на моих спектаклях и концертах всегда полные залы. Работает уже имя.

Стараюсь всегда быть интересной слушателям — изысканной, красивой, стильной. Для них немаловажно, как выглядит актер, как ведет себя на сцене. Для меломанов нахожу свежие интонации, краски, новые звуки... Об успехе сужу по тишине зала, овациям, зрительским эмоциям.

Я понимаю все, о чем пою. Люблю итальянский язык. Он певучий, красивый и очень емкий. Подходит для вокала, как ни один другой.

В партнерах ценю искренность и чуткость друг к другу. Если между партнерами нет контакта, невозможно на сцене сыграть любовь.

После спектакля мне сложно заснуть. Столько адреналина в крови. Я никогда не пою поверхностно. Все пропускаю через себя, вживаюсь в судьбы моих героинь. А это непросто дается. Потом долго восстанавливаюсь. После "Лючии ди Ламермур" или "Травиаты" дня два-три прихожу в себя. Под душем стою, плаваю. Но я не сетую: Господь дает мне силы. Мы как сосуд, который он наполняет. Наполовину, или до краев. Как удостоишься.








АКТРИСА РОДНОГО ТЕАТРА

Работать с режиссером Александром Тителем - для меня это гордость, для меня это трепетное счастье. Я считаю, что нужно обязательно любить человека, с которым работаешь. Первым долгом - уважение, первым долгом - любовь.

Через любовь можно что-то сделать . Поэтому я сначала для себя поняла, что я люблю этот театр, и, значит, я люблю Тителя. Я люблю его как личность, я люблю его как старшего, я всегда могу с ним посоветоваться, он может взять меня за ручку и повести, как в детстве. Он - единственный человек, который заставил меня быть стильной, красивой, интересной для других.

Я была некрасивая, я была толстая, я была на 25 килограммов больше, не умела одеваться, не знала, как ходить по сцене, не знала, как прыгать на сцене, я "зажималась". Я не знала, как элегантно стоять на крыше машины и петь красиво "вальс Мюзетты". Не знала, не умела, он меня научил этому.

Когда-то ради этого театра, ради Тителя , я похудела на 25 килограммов, пришла и сказала: "Я хочу работать с вами". И он меня взял… Нет, ну, конечно, я прослушивалась, им понравилось, как я пела, это естественно, я пришла как все. Они меня даже не слушали с оркестром, а сразу сказали: "Мы эту девочку берем и без оркестра!"

Я не слепой котенок, который будет делать все так, как ему сказали. Я повзрослела, я взрослая женщина уже стала. Ругаться я не люблю, я люблю в очень корректной и мягкой форме все это делать. Иногда прихожу к нему в кабинет, напрошусь, скажу: "Мне надо, срочно!" - "Хорошо, иди". И мы сидим, очень долго-долго, иногда допоздна-допоздна. Он объясняет, что он хочет, и я объясняю, что это неудобно. И так вплоть до костюмов наших театральных…

Понимаете, наш театр отличается тем , что у нас на сцене очень редко бывает, когда певице удобно петь. Я однажды уже сказала: "Мы, "тительки", которые выросли и родились в этом театре, мы скоро с аквалангом будем петь!" И мне это интересно. То есть я не могу уже на сцене просто так стоять и петь. Мне надо что-то делать, мне надо двигаться, мне надо прыгать, мне нужны мизансцены какие-то яркие, живые.

Мне не стыдно быть на сцене смешной, некрасивой. Девочки вот переживают: "Боже, а как у меня может быть такое? Мне лучше талию подчеркнуть, а вот здесь сделать немножко по-другому, давайте скроем недостатки». Да, конечно, нужно скрыть свои недостатки. Но я считаю, что смешной и нелепой на сцене тоже нужно уметь быть.

Я на сцене как дома. Вот постельная сцена во втором акте в "Травиате" - я такая же дома, я могу спать в мужской сорочке, заснуть в сорочке своего любимого человека, проснуться, повязать себе что-нибудь и ходить, варить кофе… Главное, что я естественная на сцене. А если это получается и вокально, получается ровно, то я рада, для меня это очень важно.









ЖЕНА И МАМА

Обычно я готовлюсь к спектаклю дома. Распеваюсь за роялем. Хранить молчание никак не удается. Главный человек в моей жизни — сын Александр. Дома мы зовем его Сандро.. Он приходит из школы и, естественно, нуждается в общении со мной. Ну как тут будешь молчать? Обязана дать сыну все, что ему нужно. Кстати, я кормила его грудью целый год, что певицы обычно не делают.

Если Господь подарил мне счастье стать матерью , то я должна дать ребенку все, что в моих силах. Правда, в первый год Сандрика я брала его с собой, и мы вместе летали по миру. Два с половиной месяца я работала в Ковент Гарден, когда готовили "Онегина". И я смогла устроить так, чтобы сын, уже школьник, прилетал ко мне в Лондон. И вот Сандро вырос. Красивый, умный, одаренный. Мне кажется, что он станет артистом. Сейчас занимается в театральном хоре, выходит с ним на сцену...

Если я пришла домой, то не продолжаю играть , как персонаж Сомерсета Моэма великая актриса Джулия Ламберт, я просто любящая мама. Закрыв дверь, я становлюсь обычной женщиной: домашней, уютной, тёплой.

Я привела сына в театр "работать" прежде всего , чтобы больше проводить времени вместе во время моих теперь уже нечастых приездов в Москву. И потом, театральное расписание, репетиционный процесс ведь очень дисциплинируют, о чём многие и не догадываются!

Я почти уверена, что певцом сын не будет. Про драматическое поприще Сандро уже заговаривал, и я не против в принципе, но только после полного взросления. Самое главное - направить ребёнка, а там сам будет думать и выбирать. У мальчика хорошо идёт математика и голова склонна к точным наукам - будем ориентировать его на это.

Сын честно заявил мне, что не любит те спектакли, где мои героини умирают в конце. Поэтому самая лучшая моя роль в восприятии сына - Адина в "Любовном напитке".








…И ПРОСТО КРАСАВИЦА

У меня есть стилисты, которые занимаются костюмом, причёской, макияжем. Но если предложенный вариант не нравится лично мне, то не выйду так в концерте, даже если это супермодно. Считаю, что женщина на сцене просто обязана быть красивой, стильной и ухоженной. Артистка должна быть Мечтой - безупречная, в самом дорогом изысканном наряде. Мне удачное платье даёт ощущение прямой спины, когда я себя чувствую красивой - я по-другому пою!

Для певицы важно, я уверена, быть просто счастливой женщиной. Тогда у нее хорошее внутреннее состояние. Глаза горят. Спина прямая. Она чувствует себя на сцене королевой. Публика оказывается во власти ее харизмы и энергетики.








… НЕМНОГО О ЖИЗНИ

Beatles мне интересны, но я не фанатею от них. Другая музыка хватает за душу. Никогда не принадлежала к большинству. Я индивидуалист, волк-одиночка.

Экстенсивность - путь популизма, попсы. Интенсивность, движение вглубь - путь настоящего музыканта.

Делаю только то, что мне интересно. Не стремлюсь к легким деньгам: уровень жизни устраивает вполне. Берусь только за те проекты, которые доставляют настоящее удовольствие. А белоснежные лимузины... Пусть достаются попсе.

Мне все время нужно, чтобы было лучше , чтобы я лучше пела. Мне никогда не стыдно поучиться, никогда не стыдно подойти и спросить: "Слушайте, а как вот это сделать?"

Я очень счастлива, что состоялась как мать … У меня чудесный сын растет - Сандрик… Я мечтаю о его здоровье, я молюсь о его здоровье, я надеюсь, что он вырастет настоящим мужчиной. Я хочу для себя хорошей карьеры, хорошей работы…

И то, что я сегодня востребованный человек , - я хочу это удержать, ведь востребованность - для меня это очень важно. И, наконец, я хочу быть очень счастливой женщиной.

СПРАВКА ФОНДА "АДЫГИ":





Народная артистка России и народная артистка Республики Абхазия Хибла Леварсовна Герзмава родилась 6 января 1970 года в Пицунде, Абхазская АССР. В 1994 году окончила вокальный факультет Московской консерватории. В том же году ей присудили Гран-при на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. С 1995 года - солистка Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль "Хибла Герзмава приглашает…".

Хибла Герзмава поет на лучших сценах мира: в Мариинском театре, в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне, в Римской опере, в Гранд Театро де Лисео в Барселоне, в Театре Елисейских полей в Париже и так далее. Хибла Герзмава - лауреат престижнейших театральных премий "Золотой Орфей" и "Золотая маска", премии "Триумф" и премии Casta Diva.

Записал Илья Федосеев.

Фото: Наталья Арефьева, Павел Ваан, Леонид Семенюк, Нино Дзяпш-ипа

Российская и абхазская оперная певица (сопрано). Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженная артистка России (2006), народная артистка Республики Абхазия (2006).


В 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги - профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году - аспирантуру при Московской консерватории по классу профессора Масленниковой. Занималась также в классе органа.

С 1995 года - солистка Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

За время своей карьеры Хибла Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Комунале во Флоренции, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной опере в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Королевского оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии, и т. д.

В 2001 году организовала ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» в Абхазии. Последние несколько лет фестиваль проходит в 3-х частях: «Концерт молодых музыкантов», «Джазовые импровизации» и «Вечер классической музыки». В фестивале приминали участие Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и Даниил Крамер со своим Трио.

Звания и премии

1993 - Конкурс «Voci Verdiani» (Италия), 3-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Франсиско Виньяса (Барселона), 2-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург), 2-я премия

1994 - X Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Москва), гран-при

2001 - Театральная премия «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица»

2006 - Заслуженная артистка России

2006 - Народная артистка Республики Абхазия

2010 - Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль»

Хибла Герзмава родилась в 1970 году в Пицунде. В 1989 году окончила Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1994 - Московскую консерваторию по классу сольного пения (у профессора И.Масленниковой и профессора Е.Арефьевой), в 1996 - аспирантуру у И.Масленниковой. Также три года факультативно занималась в классе органа.

В годы учебы завоевала ряд премий на престижных международных конкурсах: «Вердиевские голоса» в Буссето (III премия), им. Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (II премия), им. Ф.Виньяса в Испании (II премия). Наибольшего успеха певица достигла на Х Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве в 1994 году, завоевав Гран-при - единственное за всю более чем полувековую историю этого состязания.

С 1995 года Хибла Герзмава - солистка Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (дебютировала в партии Мюзетты в опере Пуччини «Богема»). В репертуаре певицы партии в операх «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Золотой петушок» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Мавра» Стравинского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» Доницетти, «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди и ряде других, в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».

С театром им. Станиславского и Немировича-Данченко певица гастролировала в Корее, США и других странах. Пела на сценах Мариинского театра, «Театро Комунале» во Флоренции, «Гранд Театро де Лисео» в Барселоне, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских Полей и Театра дю Шатле в Париже, театра «Ковент Гарден» в Лондоне, Палау де лез Артс Королевы Софии в Валенсии, Токийском Бунка Кайкан в Японии и других.

Хибла Герзмава постоянно выступает с концертными программами. В концертном репертуаре певицы - 9-я симфония Бетховена, Реквиемы Моцарта и Верди, оратории Генделя («Иуда Маккавей») и Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»), «Кофейная кантата» Баха; вокальные циклы Шумана («Любовь и жизнь женщины»), Р.Штрауса («Четыре последние песни»), Равеля («Шехеразада»); романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Мясковского, Ипполитова-Иванова.

Певице рукоплескали залы России, Швеции, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Испании, Греции, Турции, США, Японии. Сотрудничает с В.Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем. Участница фестивалей в Людвигсбурге (Германия; исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й.Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле»), в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает…», «Посвящение…» в Государственной Третьяковской галерее, ArsLonga и других. Записала несколько компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава» и другие.

Певица - один из организаторов Фестиваля классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», который проводится в Абхазии с 2001 года. Она была членом жюри конкурса имени Валерии Барсовой в Сочи и «Конкурса конкурсов» на Собиновском фестивале в Саратове.

Искусство Хиблы Герзмава отмечено многими наградами. Она - лауреат театральной премии Московского оперного фестиваля (2000) в номинации «Лучшая певица», лауреат театральной премии «Золотой Орфей» (2001) в номинации «Лучшая певица года». В 2006 удостоена званий заслуженной артистки РФ и народной артистки Республики Абхазия.

Она была удостоена Российской оперной премии Casta Diva и Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Лючии в спектакле театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур», Премии города Москвы за исполнение ведущих партий в операх «Травиата», «Лючия ди Ламмермур» и в спектакле-концерте «Вечер классической оперетты». В сентябре и октябре Хибла Герзмава блестяще дебютировала на сцене Нью-Йоркской «Метрополитен Опера» в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Антония/Стелла).

Певица постоянно выступает с концертными программами. В концертном и камерном репертуаре певицы - 9-я симфония Бетховена, Реквиемы Моцарта и Верди, оратории Генделя («Иуда Маккавей») и Гайдна («Сотворение мира», Времена года»), «Кофейная кантата» Баха; вокальные циклы Шумана («Любовь и жизнь женщины»), Р.Штрауса («Четыре последние песни»), Равеля («Шехерезада»); романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Мясковского, Ипполлитова-Иванова.

Хибле Герзмава рукоплескали залы России, Швеции, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Испании, Греции, Турции, США, Японии. Она сотрудничает с В. Спиваковым и его оркестрами «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим, А.Рудиным и оркестром Musica viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем. Участница фестивалей в Людвигсбурге (Германия; исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й.Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле»), в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает…», «Посвящение…» в Государственной Третьяковской галерее, ArsLonga и др. Записала несколько компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава» и др.

Певица - один из организаторов Фестиваля классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», который проводится в Абхазии с 2001 года. Принимает участие в работе жюри международных конкурсов: им. Барсовой в Сочи, "Конкурса конкурсов" на Собиновском фестивале в Саратове и др.

Искусство Хиблы Герзмава отмечено многими наградами. Она - лауреат театральной премии Московского оперного фестиваля (2000) в номинации «Лучшая певица»; лауреат театральной премии «Золотой Орфей-2001» в номинации «Лучшая певица года». В 2006 удостоена званий заслуженной артистки РФ и народной артистки Абхазии.

Особенно щедрым на запоминающиеся события стал в биографии певицы 2010 год.

Она была удостоена Российской оперной премии Casta diva и Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Лючии в спектакле Театра им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур», Премии города Москвы за исполнение ведущих партий в операх «Травиата», «Лючия ди Ламмермур» и в спектакле-концерте «Вечер классической оперетты». В сентябре-октябре Хибла Герзмава блестяще дебютировала на сцене Нью-Йоркской «Метрополитен опера» в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Антония/Стелла, 7 спектаклей).

Герзмава Хибла - известная отечественная оперная певица родом из Абхазии. Она поет сопрано. В настоящее время является солисткой музыкального театра имени Немировича-Данченко, расположенного в Москве. Имеет звание народной артистки Абхазии и народной артистки России. Хорошо известна не только в нашей стране, но и во всем мире. Выступала на сцене Мариинского театра, Метрополитен-опера, Римской оперы, Королевской оперы "Ковент-Гарден" в Лондоне, крупнейших и популярнейших сценических площадках мира.

Биография певицы

Герзмава Хибла появилась на свет в 1970 году. Она родилась в курортном абхазском городке Пицунда. В переводе с местного языка ее имя означает "златоглазая".

Заботливый отец привез еще трехлетней Хибле Герзмава пианино из Германии. С детства она начала петь, а со временем и играть на рояле. Детство героини нашей статьи прошло под стенами православного храма в Пицунде, она постоянно слушала доносившуюся оттуда органную музыку. Еще в школьном возрасте начала выступать в эстрадных коллективах. Первого успеха добилась в ансамбле песни и танцы "Шаратын" в Пицунде.

Юность ее сложилась трагически. К 18 годам умерли ее отец и мать. Это оказало сильное влияние на ее мировоззрение.

Получать музыкальное образование она отправилась в музыкальную школу в Гагры. В Сухуми стала выпускницей музыкального училища по классу фортепиано. С детства мечтала стать органисткой, впечатленная услышанным в детстве в соборе.

В 1989 году Хибла Герзмава, фото которой есть в этой статье, отправилась покорять г. Москву. Она поступила в столичную консерваторию, которую с успехом окончила в 1994 году.

Профессиональная карьера

Герзмава Хибла не только успешно окончила вокальный факультет, но и три года посещала факультативные занятия, чтобы обучиться игре на органе.

Обратила на себя пристальное внимание зарубежных специалистов, когда заняла третье место на конкурсе в итальянском Буссето, а затем второе на престижном вокальном фестивале в Испании в Виньясе и конкурсе имени Римского-Корсакова, который состоялся в Санкт-Петербурге.

В студенческие годы крупной победы героиня нашей статьи добилась на международном конкурсе имени Чайковского, который состоялся в российской столице в 1994 году. Она исполнила арии Снегурочки и Розины, заслуженно завоевав Гран-при.

В 1995 году она стала выступать в музыкальном театра имени Немировича-Данченко. До сих пор остается его солисткой. Даже несмотря на то, что в 1998 году получала приглашение выступать в Большом театре, но была вынуждена отказать из-за напряженного гастрольного графика.

Творчество певицы

За свою карьеру певица Хибла Герзмава исполнила десятки партий в известных постановках столичного музыкального театра.

Среди самых успешных специалисты отмечают Людмилу в опере "Руслан и Людмила" Глинки, Царевну-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, Розину в "Севильском цирюльнике" Россини, Адель в "Летучей мыши" Штрауса, Медею в одноименной опере Керубини.

Участие в фестивалях и конкурсах

На счету Герзмавы Хиблы немало побед на престижных конкурсах. Например, в 2008 году она триумфально выступила на музыкальном фестивале Crescendo. В том же году исполняла партию Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин" на сцене "Ковент-Гарден" в Лондоне. За свою карьеру она побывала на самых известных театральных площадках мира.

В 2010 году дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Там ей досталась невероятно сложная партия Антонии в опере, написанной Жаком Оффенбахом, под названием "Сказки Гофмана". Мало кто из мировых оперных звезд решается ее исполнять, потому что это единственный спектакль на мировой оперной сцене, в котором в рамках одного произведения приходится исполнять сопрано сразу четырьмя разными голосами. Героини нашей статьи это с блеском удалось, после чего она заслужила звание одной из величайших оперных певиц мира. В наши дни такие эксперименты с успехом реализует только еще одна оперная исполнительница - это немка Диана Дамрау.

С 2011 года Герзмава выступает в Римской опере. Там она исполняет партию Мими в опере Пуччини "Богема", а также партию Лю в еще одной опере Пуччини под названием "Турандот".

В 2012 году Хибла вернулась на сцену "Ковент-Гарден" в образе Донны Анны. "Дон-Жуан" Моцарта в том сезоне прошел в Лондоне на ура. Параллельно певица исполняла партию Лю из "Турандот" в Метрополитен-опера.

Тогда же продолжились ее опыты с уникальным голосом. Она вышла на сцену Венской оперы в "Милосердии Тита" со сложной партией Вителии, которую сегодня, вообще, мало кто берется исполнять. В этом произведении Моцарта она представила присущие ей речитативы, а также продолжительные арии с разнообразным вокальным диапазоном. Эту же роль она в том сезоне исполняла во французской "Гранд-опера".

Участие в современных постановках

Примечательно, что героиня нашей статьи регулярно принимает участие не только в классических, но и в современных экспериментальных постановках. Но всегда подчеркивает, что соглашается петь только в операх со вкусом, в которых создатели не переходят грань театральной условности.

Во время зарубежных выступлений с успехом популяризирует абхазскую культуру. Ее песни на этом языке всегда просят повторить на бис. По ее собственным оценкам, самая взыскательная и опытная публика собирается на оперные постановки в Нью-Йорке и Москве.

На протяжении многих лет Герзмава плодотворно сотрудничает с реализует проект с режиссером Александром Тителем. Неоднократно выступала на одной сцене с Денисом Мацуевым, национальным филармоническим оркестром России.

Личная жизнь

О своей личной жизни певица не любит распространяться. Оно и понятно. Муж Хиблы Герзмавы уже давно живет отдельно от семьи. Они в разводе. Подробной информации о том, кто этот человек, журналистам раздобыть так и не удалось.

Известно, что в 1999 году у них родился сын, вскоре после этого их пути разошлись. Сейчас Сандро, так назвали мальчика, воспитывает сама Хибла. Она его активно привлекает к творчеству. Ее сын выступает в детском хоре столичного музыкального и Немировича-Данченко.

Интересно, что после рождения сына голос певицы изменился. Как отмечают специалисты, он стал намного мягче и лиричнее. Исчезла тремоляция, которая раньше нередко мешала ей выступать. Усилились романтические нотки, к чему она стремилась с самого начала своей карьеры.

Недавно Хибла Герзмава выступала на сцене Лондонского театра «Ковент-гарден» - пела партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин » - а вчера арии из этой оперы прозвучали на сцене Омского концертного зала.

Прежде московская прима уже выступала в нашем городе: Хибла приезжала была одной из первых, кто взошел на сцену открывшегося несколько лет назад органного зала.

На этот раз солистка московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича -Данченко выступила в менее камерной обстановке: ее сильному и невероятной красоты голосу подыгрывал Омский академический симфонический оркестр. Хибле не привыкать сыгрываться с новыми музыкантами: концерты и гастроли для нее занятие более частое, чем спектакли в родном театре:

Я постоянно езжу по разным странам и городам, выступаю то тут, то там, - рассказывает певица, – Мне очень повезло, что в моем театре это принимают спокойно. Не так давно мне предлагали перейти в Большой театр, но им я нужна была целиком без остатка, без совмещения с другими театрами и гастролями. Я подумала – и отказалась.

В советское время Музыкальный театр, в котором поет Хибла Герзмава, был любимым у советской номенклатуры. Любят его и современные российские чиновники.

На каждой премьере у нас в числе зрителей и Юрий Лужков , и Владимир Путин . Только мне их бывает жалко, - улыбается Герзмава, - Сидят в отдельных ложах сбоку, а ведь оттуда смотреть совсем неудобно.

У певицы слава не только обладательниц одного из самых красивых голос, но и одной из самых стильных и элегантных женщин на оперной сцене. Нередко она сама подбирает себе костюмы для выступлений.

Петь сольный концерт – совсем не то, что петь в опере, где тебя окружают декорации, яркие костюмы… - рассказала Хибла Герзмава, - Здесь все внимание обращено только на тебя. К счастью, у меня все есть – и драгоценности, и красивые платья, многие из которых я просто случайно покупаю для себя в магазинах мировых столиц. В обычные дни я не ношу бриллианты, которые мне дарит муж – к чему? Во всем нужно знать меру, это и есть настоящая элегантность.

Несмотря на плотный график гастролей, Хибле удается в любое время выглядеть просто очаровательно. Для этого совсем не обязательно соблюдать какие-то строгие диеты или возить с собой персонального массажиста.

Для меня самое главное – хорошо выспаться, - поделилась секретом красоты оперная дива, - Правда, я никогда не сплю в самолетах и поездах – просто очень этого не люблю. Поэтому приходится выкраивать для себя отдельные дни для отсыпания. В дни концертов выспаться не удается совсем – слишком уж много адреналина после каждого из моих выступлений!

Дома Хибле тоже не слишком удается выспаться – муж и маленький сын ждут от нее внимания и чего-нибудь вкусненького. Ведь мама бывает дома нечасто!

Мой сын тоже очень любит музыку. Сам захотел заниматься джазом, а я его в этом, конечно, поддерживаю. Наеврное, я могу сказать, что все мои мечты исполнились… - улыбается певица. – Хотя нет! Когда рожу еще дочку, воспитаю – вот тогда точно смогу так сказать!