Сколько русских живет по всему миру. Сколько русских живет в России и на Земле? Сколько русских живет в россии и на земле

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

Комиссия по внутреннему контролю

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Русский народ и перепись населения 2010 года

Продолжение (ЧАСТЬ 2)
Начало см.: «Что такое Русский народ?» (ЧАСТЬ 1)
Окончание: «До чего мы дожили и чего нам ждать» (ЧАСТЬ 3)
Около 127000000 этнических русских живет на Земле

Около 86% русских проживает в России.
Остальные 14% русских — в различных странах мира.
Больше всего русских вне России — на Украине и в Казахстане.
Численность русских за пределами отечества последнее время сокращается, также как и численность русских в России.
Но начиналась история великороссов с 5-6 млн. человек.
Ввиду малонаселенности Северо-Западной Руси этого было достаточно, чтобы сформировать могущественное государство с центром в городе Москва.
Численность русского народа, млн. чел.:


Изменение численности русских в России и в мире за последние 100 лет:

По подсчетам разных исследователей в середине XVI века в Российском государстве проживало — от 6,5 до 14,5 млн. человек, в конце XVI века — от 7 до 15 млн., а в XVII веке — до 10,5-12 млн. человек 1 .
Точные данные о численности русских по тем периодам конечно же отсутствуют.

Более определенно о демографическом состоянии Российского государства и русского народа свидетельствуют материалы подушных переписей ХVIII века.
Обобщение этих данных сделал В.М. Кабузан в своей книге «Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав» 2 . Он приводит обобщенные данные подушных переписей населения Российской империи в 1719-22 и 1795-96 годах уже пересчитанные с учетом не только мужчин, но и женщин.
Эти данные приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Русское население России в 18 веке:

Основные регионы заселения Всего населения В том числе русских
1719 г. 1795 г. 1719 г. 1795 г.
тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. % тыс. чел. %
Центрально-промышленный 1 4625 6349 4520 98 6106 96
Центрально-земледельческий 2 3097 5998 2805 91 5241 87
Северный (Поморье) 3 560 809 515 92 739 91
Северо-Западный (Озерный) 4 1175 2081 1051 89 1916 92
Западный 5 960 493 47
Среднее Поволжье 6 1577 2415 988 63 1537 64
Нижнее Поволжье 7 230 988 29 13 699 71
Северный Кавказ 8 210 111 53
Северное Приуралье, Урал 9 618 1936 561 91 1626 84
Южное Приуралье 10 241 809 37 15 330 41
Сибирь 11 483 1182 323 69 819 69
Всего в России 15738 41175 11128 71 19619 49
В указанных регионах 12606 23737 10829 97 19617 99,9

Регионы заселения указанные в Таблице 1 соответствуют границам губерний конца XVIII в.:


  1. Московская. Владимирская, Калужская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Тверская губернии.

  2. Воронежская, Рязанская, Тамбовская. Орловская, Курская, Тульская губернии.

  3. Архангельская, Вологодская губернии.

  4. Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая губернии.

  5. Смоленская губерния.

  6. Казанская, Пензенская, Симбирская губернии.

  7. Саратовская, Астраханская губернии.

  8. Кавказская губерния.

  9. Вятская, Пермская губернии.

  10. Оренбургская губерния.

  11. Тобольская, Енисейская, Томская, Иркутская губернии, Якутская область, Камчатское управление.

С середины XVIII века по 80-е годы XIX века новыми районами заселения для русских стали европейские степи (Новороссня, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье), частично до начала XX века — таежные места Северного Приуралья, некоторые районы Северного Кавказа; продолжала осваиваться степь на юге Сибири, а со второй половины XIX века — Средняя Азия и Дальний Восток.
Часть русских в XVIII веке оставалась на западе, где территория Российского государства расширилась, полностью поглотив осколки Речи Посполитой — Польшу, Малороссию и Белоруссию.
С конца XVIII и века первой половине XIX века эти земли вошли в состав Российской империи, наряду с Финляндией, Бессарабией, и частью устья Дуная.
Там также среди различных народов жили русские.
Но их число было незначительным.

К концу XIX — началу XX века основную территорию русского расселения составили Центрально-промышленный, Центрально-земледельческий районы и Европейский Север, где из проживающих около 90% были русские.
В течение XIX в. историко-этническая территория русских уплотнилась как за счет естественного прироста населения, так и за счет внутренних перемещений при освоении новых пространств.
В отдельных регионах Европейской России численность русских составляла: в Приуралье — до 70% всего населения, в Поволжье — 63%, на Северном Кавказе — более 40%. В Сибири к этому времени русские составили уже три четверти населения (77,6%).
Только на Дальнем Востоке и в Казахстане численность русских не превышала численности других народов, и из пришлых народов они уступали украинцам.
В результате такого размещения к началу XX в. чуть более 50% русского народа сохранялось в районах старого обитания. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Поволжье, на Кавказе и Урале проживало 44,6% русских, остальные 5,4% — за пределами России 3 .

Размещение всего русского народа, его рост на протяжении XIX в. имели свои особенности.
Повсеместно в Европейской России, кроме южных окраин, основной причиной увеличения населения был естественный прирост. Только в Сибири и на юге Европейской России его численность в это время росла в большей степени за счет миграционного притока. Увеличение численности русского населения особенно медленно происходило в Центрально-промышленном районе. При всей его заселенности за 138 лет (с 1719 по 1857 г.) среднегодовой его прирост здесь равнялся 0,38%. Этот район был основным районом крепостничества с наибольшим числом помещичьих крестьян (в 1817 г. — 63,73%, в 1857 г. — 56,51%) 4 .
Естественный прирост у крепостных крестьян был значительно ниже, чем у других категорий населения.
Численность населения всего Центрально-промышленного района в границах семи губерний (Московской, Владимирской, Калужской, Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской) в первой половине XIX в., в этническом отношении в основном русского, равнялась 3836960 душ мужского пола (т. е. обеих полов где-то около 8 млн. чел.).
Несколько более, чем в Центрально-промышленном районе, росла численность населения на севере Европейской части России. В XVIII — первой половине XIX в. среднегодовой прирост здесь равнялся 0,50%. Не знавшее крепостничества население этого края уходило со своих малоплодородных земель на осваивавшиеся южные просторы, в Сибирь и на Урал.
Все население Севера (в подавляющей массе русское) в 1857 г. в границах двух губерний (Архангельской и Вологодской) насчитывало 556992 души мужского пола. Здесь отход населения превышал приход (в 1826-1842 гг. их баланс равнялся минус 0,35) 5 .
В северо-западных губерниях (Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая) в первой половине XIX в. численность населения увеличивалась в основном за счет незначительного естественного годового прироста (0,58%). Крепостные составляли около половины населения. Большой приток людей в Петербург к этому времени уже закончился, но за счет увеличения численности петербуржцев в крае наблюдался более высокий среднегодовой показатель прироста населения по сравнению с показателями по Центрально-промышленному району. К 1857 г. в регионе проживали 1238026 душ мужского пола, из них 81,21% — крестьяне. Таким образом в Северо-западном районе в то время жило около 2300000 русских 6 .

В западных русских губерниях численность населения росла несколько быстрее, чем в указанных регионах. Так, в Смоленской губернии среднегодовой прирост в первой половине XIX в. равнялся 0,61%.

В других регионах Европейской России в первой половине XIX в. наблюдался еще более высокий естественный прирост населения, что было связано с направлявшейся туда миграцией.
Самый значительный прирост населения из европейских губерний был в Новороссии (Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губернии, Области Войска Донского и Войска Черноморского). По темпам прироста населения Новороссия уступала лишь юго-восточным и сибирским губерниям. В первой половине XIX в. в регионе проживали 1769044 души мужского пола 7 . В этот период росли приморские города — Одесса, Херсон, Николаев, Ростов, ставшие крупными торговыми центрами. Но тогда их население было не значительным — менее 60000 чел. в каждом. Кроме русских в этом крае жили украинцы, а в Крыму — татары, армяне, греки и др.

Несколько ниже, чем в Новороссии, был прирост населения в Нижнем Поволжье и в Предкавказье (Саратовская, Астраханская губернии. Кавказская (Ставропольская) область), также интенсивно заселявшихся в первой половине XIX века.
Самый высокий процент переселенцев в это время наблюдался в Кавказской (Ставропольской) области, где имелись большие земельные резервы, освоение которых еще только начиналось.

Довольно стабильные темпы роста численности русского населения отмечались в тот период и в Среднем Поволжье, в состав которого входили Казанская и Симбирская губернии. Его интенсивное заселение пришлось в XVIII веке. Условия для земледелия здесь были более благоприятны, чем в центре России. Наряду с Черноземным центром регион являлся основным поставщиком товарного хлеба. Вместе с русскими в крае проживали финно-угорские и тюркские народы (татары, удмурты, башкиры, чуваши, мордва, марийцы), немцы (в Саратовской губернии) и потомки «приписных служилых иноземцев» — рейтаров XVII в. — поляки, литовцы, немцы, украинцы.
В первой половине XIX в. русскими заселялось и Южное Приуралье (Оренбургская и Уфимская губернии). Переселения сюда имели решающее значение в XVIII в., хотя они оставались довольно масштабными и в XIX в. Здесь имелись излишки плодородных земель, населенных сравнительно малочисленными местными народами — башкирами, татарами и др. Увеличение численности населения происходило как за счет высокого естественного прироста, так и за счет переселенцев. И здесь подавляющее большинство жителей составляли русские.

Шел процесс заселения и в Северном Приуралье (Вятская, Пермская губернии), но число жителей там увеличивалось прежде всего за счет естественного прироста. Северное Приуралье стало горнозаводским районом; в рудниках и на заводах работали помещичьи и приписные крестьяне, относящиеся к разряду государственных. Города росли медленно, но вблизи заводов возникали рабочие поселки, впоследствии ставшие городами (Екатеринбург, Чусовой, Пермь и др.). Русские жили по соседству с удмуртами, коми-пермяками, частично с манси.

Повышенными темпами прироста населения в первой половине XIX в. отличалась Сибирь, В конце XVIII — начале XIX в. сплошное русское расселение наблюдалось в ее западных районах с центрами в Верхотурье, Тюмени, Тобольске и в Иркутской губернии. На севере Западной и в Восточной Сибири сложились лишь отдельные очаги русского заселения. В начале XIX в. (1811 г.) население Сибири (Тобольская, Томская, Иркутская губернии) насчитывало 682597 душ мужского пола, среди них русские составляли 68,93%, остальные — украинцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, мордва и коренные народы. К середине XIX в. русские по-прежнему преобладали по численности над остальным населением Западной Сибири (74,40%) 8 . В районах Восточной Сибири русские в начале XIX в. составляли меньшую долю, особенно на северо-востоке: в Якутии это была лишь пятая часть населения 9 . С начала XVIII и до середины XIX в. население Сибири увеличилось с 241000 до 1356000 душ (мужского пола), а среднегодовой прирост равнялся 1,25%. В 1811-1815 гг. Сибирь по темпам прироста населения вышла на первое место в государстве (6,26% в год, а по России в целом — 0,79%). С начала XIX в, было предпринято государственное регулирование миграций в Сибирь. Из правительственных переселений с конца XVIII по первую треть XIX в. большую долю составила ссылка, за 1816-1834 гг. сюда прибыло 120000 ссыльных, размещенных на юге Томской, Енисейской, Тобольской, Иркутской губерний и в Верхне-Удинском уезде. Среди них было мало женщин, что снижало естественный прирост населения, но в целом он давал 3/4 общего прироста 10 .

С начала XIX в. начали заселяться степи Северного Казахстана. В 1858 г. туда пришло 217000 переселенцев. Население сибирских и казахстанских степей к тому времени насчитывало 3 млн. человек, в 1867 г. — 6000000, нерусское население Сибири — 685000 человек, в Казахстане — 1582000 11 .

Таким образом, в первой половине XIX в. русскими были освоены значительные пространства в Европейской и Азиатской частях России, что расширяло их этническую территорию. Численность народа росла как в старозаселенных районах, так и на новых землях, где этому процессу способствовал усиленный приток русских переселенцев из основных районов его размещения. Во второй половине XIX в. продолжалось освоение новых территорий на юге Европейской части, в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. К концу XIX в. по сравнению с 1858 г. численность всего населения России увеличилась с 67800000 до 116000000 человек, а к 1914 г. — до 163000000 Русские, по данным переписи 1897 г., составляли 55400309 человек, или 47,66% всего населения государства. Основная их масса находилась в Европейской России — 48063116 человек. Вместе с украинцами и белорусами они составили 71% населения 12 , причем в их число вошли не только русские по происхождению, но и те, кто считал русский язык своим родным. Перепись 1897 г. подразделяла население не по этнической принадлежности, а по родному языку. Кстати сказать, второй по численности этнической группой после восточных славян в Российской империи были славяне западные — поляки. Отсюда и причина роста панславянизма. В целом в России, по данным переписи 1897 г., русский язык назвали родным 47% ее жителей, украинский — 19%, белорусский — 5%, остальные языки — менее 5%. Вместе с украинцами и белорусами русские составили 71% населения России. По своему сословному составу оно выглядело так: крестьяне всех разрядов (казаки в том числе) — 80%, городские сословия — 10%, прочие — 5%.

Темпы роста численности русского народа в советский период несколько снизились, но продолжали оставаться высокими. Русский народ за время советской власти несмотря на войны и репрессии вырос более чем на две трети: с 86000000 чел. в 1914 до 145000000 в 1989 году. Первые неутешительные итоги империалистической и гражданской войн отразила перепись населения 1926г. Численность населения оказавшегося на территории Советской республики (РСФСР в границах 1926 г.) за 1914-1926 гг. увеличилась с 94300000 человек до 100858000 человек (из них было 48160700 мужчин и 52697300 женщин — судя по искажению пропорции между полами в России в тот период погибло около 3000000 мужчин. Известно, что русские военные потери в первой мировой войне составили 2300000 чел. Значит, потери в гражданскую войну были менее значительны, чем нам представляется или воевали бабы и их полегло больше чем мужчин).

Значительный урон народонаселению России нанесла и Великая отечественная война. По приблизительным оценкам в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 Советский Союз потерял убитыми и умершими от ранений, голода и болезней в зонах военных операций германского вермахта и его союзников:


  • более 1,3 млн. детей в возрасте 0 — 4 лет;

  • около 1,3 млн. детей в возрасте 5 — 9 лет;

  • более 300 тысяч детей в возрасте 10 — 14 лет;

  • более 1,4 млн. подростков, юношей и девушек в возрасте 15 — 19 лет;

  • более 900 тысяч женщин и около 3,5 млн. мужчин в возрасте 20 — 24 лет;

  • более 1,8 млн. женщин и более 5700000 мужчин в возрасте 25 — 34 лет;

  • около 6 млн. женщин и мужчин более старшего возраста.

Потери русского народа в Великой отечественной войне были наиболее значительными. Согласно исследованиям, приведенным в книге «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование», вышедшей под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева безвозвратные потери военнослужащих русской национальности в Великой отечественной войне составили 5750000 человек 13 .

Также в миллионах исчисляются потери и от либерально-демократических реформ 90-х. Еще до кризиса в 2007 году публиковались данные Росстата о естественной убыли населения России за период с 1992 года. Тогда было указано, что происходит сокращение населения в первую очередь русского. За этот период была указана убыль в 12400000 человек. А по данным U. S. Census Bureau, International Data Base за период 1992 — 2008 гг. естественная убыль населения России составила 13300000 человек. Это больше чем, например, численность населения Бельгии, Венгрии, Греции, Швеции или Швейцарии. Правда, переселение в Россию 5700000 соотечественников из стран ближнего зарубежья частично компенсировало эту убыль населения.

1 Верхние данные — Копанев А.И. «Население Русского государства в XVI в.», 1959. Стр. 233-235, 254; нижние данные — Водарский Я.Е., «Население России за 400 лет (XVI — начало XX вв.)», М., 1973, Стр. 27. Подсчеты Водарского более аргументированы и кажутся более реалистичными.
2 Кабузан В.М. «Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав». М., 1990. Стр. 84-86, 225-230.
3 Этнография восточных славян. Стр. 12, 56-57.
4 Кабузан В.М. «Изменения в размещении народонаселения России в — первой половине XIX в.», М., 1971. Стр. 16; Кабузан В.М., Троицкий С.М., «Численность и состав населения Сибири в первой половине ХIХ в. в кн.: Русское население Поморья и Сибири», М. 1973. Стр. 162.
5 Кабузан В.М. «Изменения в размещении народонаселения России в — первой половине XIX в.», М., 1971. Стр. 18,43, 167-169; БЭС. Т. 54. Стр. 106-115.
6 Кабузан В.М., 1971. Стр. 18, 43,164-169; Водарский Я.Е., 1973. Стр. 90.
7 Кабузан В.М., 1971. Стр. 28-30, 43-46, 175; Кабузан В.М., Троицкий С. М. Стр. 162
8 Кабузан В.М., 1971, Стр. 99-102, 111-114, 123-126; Кабузан В.М., 1979. Стр. 38
9 Александров В.А., 1973. Стр. 55; Гурвич. Стр. 192.
10 Кабузан В.М., 1971. Стр. 33-34, 43-48, 52-55.
11 Водарский Я.Е., 1973. Стр. 100-101, 152.
12 ААН. Ф. 135. Оп. 2. Д. 390. л. 1