Что стало с элен в конце романа. Сочинение на тему «Пьер Безухов и Элен Курагина»

Элен Курагина - один из женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого. По внешней характеристике героини, данной автором, мы понимаем, что Элен не относится к его любимым героиням. Да, Элен Курагина является душой общества, вызывает восхищение среди светской знати, в нее влюбляются. Этого ей вполне достаточно. Она следит за выражением ее лица, ведь никто не должен застать ее врасплох, каждый должен восхититься ее красотой. Элен не нужна кропотливая душевная работа, в ней нет ни одной мысли, она представляет собой только красивую обертку пустой сущности: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”.

Лицо и улыбка Элен статичны, они будто неподвижны. У нее нет эмоций, поэтому и на лице ее ничего не отражается.

Элен понимает, что она красива, и пользуется этим. Автор отмечает, что его героиня хочет оставаться прекрасной внешне как можно дольше. Внешняя красота для Элен – это способ скрыть душевное уродство. Это понимает Пьер, но, к сожалению, лишь после того, как она стала его женой. Брак с Пьером – это одна из главных интриг Курагиной. Как только он стал богатым, она решила во что бы то ни стало женить его на себе. И она добивается успеха, хладнокровно двигаясь к своей цели. Став женой Пьера Безухова, Элен изменяет ему. После дуэли Пьера с Долоховым, после разрыва с мужем, Элен понимает, что произошло в ее жизни, и что она сделала все это своими руками. Но и при этом она ни в чем не раскаивается, принимает происшедшее как неизбежное. Она не винит себя, во всем виноваты, по ее мнению, законы жизни и обстоятельства. И самым главным оправданием перед собой являются оставшиеся у нее деньги Пьера. Элен лишилась мужа, но не состояния.

Элен воспользовалась самым простым способом, чтобы разбогатеть – выгодным замужеством. Когда же она решила, что пришла пора стать свободной, она просто вызвала ревность мужа, довела Пьера до того, что он был готов на что угодно, только бы быть вдали от нее. Оставшись одна, Элен даже не потеряла своего положения в обществе, она продолжала блистать и влюблять в себя такие же пустые сердца, как и она сама.

Элен – объект влюбленности, но истинной любви она не заслуживает. Она подобна белой статуе из мрамора - прекрасной, холодной, но совершенно бездушной, поскольку сделана она из камня и вместо сердца у нее тоже камень. Курагина устраивает встречи Анатоля и Наташи, зная, что ее брат женат, и что эти встречи принесут Наташе только страдания. Пьер абсолютно прав, заявляя: «Где вы - там разврат, зло».

Когда Элен Курагина перестает быть женой Пьера, Толстой теряет к ней всякий интерес. Это было единственное обстоятельство, которое еще могло спасти ее, но она им не воспользовалась. Позже автор вскользь сообщает о том, что Элен умерла от какой-то неизвестной болезни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина — типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие — блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, — это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной-плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье
Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы — там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное» . Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Особенности портретных зарисовок Элен
Главная отличительная особенность портретных зарисовок Элен - гиперболизация, как прием создания сатирического портрета. Преувеличивая внешнюю, телесную красоту Элен, Толстой умаляет тем самым значимость ее внутреннего, духовного содержания (несоответствие между внешним и внутренним).
При комплексном анализе лексического состава внешних портретных зарисовок героини интерес для нас представляют слова, употребленные в переносном значении (а именно, такие типы переносного значения, как метафора и метонимия), эпитеты и сравнения. Все эти виды тропов Толстой с большим искусством использует в создании сатирических и обличительных портретов.
Эпитеты
Эпитеты - одно из самых важных средств портретной живописи у Толстого. « Писатель использует эпитет и сравнение для того, чтобы внести реалистическую ясность и определенность в изображаемый предмет, представить его во всей зримой и чувственной осязательности. «Эпитет должен рисовать предмет, давать образ…» - говорил писатель.
Эпитеты служат у Толстого художественным средством изображения внутреннего мира человека, сложного перехода одного психологического состояния в другое, передают мгновенность этих переживаний». (Бычков С.П. Роман «Война и мир»//Л.Н.Толстой Сборник статей, с. 210). Поэтому так часто встречаем у Толстого сложные эпитеты.
Правда, в описаниях Элен сложные эпитеты попадаются крайне редко:
«Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением»;
«он… думал… о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете».
Особый интерес для нас представляют эпитеты, в качестве которых выступают определяющие слова, являющиеся прилагательными (качественными):
«она поднялась с… улыбкой вполне красивой женщины»;
«Элен… улыбнулась… улыбкой, ясной, красивой»;
и наречиями (образа действия):
«графиня… вошла в комнату спокойно и величественно»;
«она… твердо сказала».
Нередко в описаниях Элен встречаются эпитеты, в качестве которых выступают определяющие слова в переносном значении (метафорический перенос по сходству ощущений):
«Он видел не ее мраморную красоту…»;
«… сказала, поворачивая свою красивую голову на античных плечах».
Часто Толстой использует ряд однородных эпитетов, усиливающих признак изображаемого явления:
«Элен… улыбалась улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем»;
«Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой».
Эпитеты, выполняя обличительную функцию, иногда прямо дают уничижительную характеристику героине:
«Лицо Элен сделалось страшно»;
«она… грубым движением головы перехватила его губы».
Сравнения
«Художественные сравнения Толстого, как правило, выходят за рамки простой характеристики душевного состояния героя. Посредством их Толстой выстраивает сложность внутреннего мира героя, и поэтому использует большей частью развернутые сравнения» (Бычков С.П. Роман «Война и мир»//Л.Н.Толстой Сборник статей, с. 211).
В описаниях Элен сравнений мало:
«… как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне»;
«… на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу».
Метафоры
В основном в портретных зарисовках Элен встречаются метафоры, образованные путем переноса по сходству ощущений:
«Графиня Безухова… была на этом бале, затемняя своей тяжелой… красотой… польских дам»;
«… заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом».
Метонимии
Чаще всего автор использует метонимический перенос по модели «имеющий свойство - являющийся причиной». Например, «красивая улыбка - красивый человек». Такой перенос значений имен прилагательных объясняется тем, что внешний и внутренний портрет у Толстого всегда взаимосвязаны, а внешнее является непосредственным выражением внутреннего:
«… на одном из обворожительных праздников, который давала Элен»;
«она отвечала… молчаливой улыбкой».
Тропы, используемые в описаниях Элен, примечательны своей однообразностью. Часто повторяющиеся эпитеты(«красивый», «прекрасный» и другие) способствуют гиперболизации телесной красоты Элен. Метафорический и метонимический переносы, осуществляемые по одной модели - свидетельство тому, что внутренний мир героини небогат и не требует образного выражения посредством использования большого числа тропов.

Красота

Как уже говорилось выше, основной принцип, заложенный в портретные описания Элен - гиперболизация ее телесной красоты. Этим объясняется частое использование односложных эпитетов «красивый», «прекрасный», «обворожительный»:
«посматривая изредка то на свою полную красивую руку,.. то на еще более красивую грудь» (в данном примере использованием сравнительной степени автор добивается усиления признака);
«улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице»;
«Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины»;
а также эпитетов «величавый» («величественный»), «тяжелый»:
«… гордился ее величавой красотой, ее светским тактом»;

«… затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам».
С той же самой целью Толстой очень часто вместе с именем героини или вместо него использует существительное «красавица»:
«… красавица княжна Элен, дочь князя Василия»;
«… сказала Анна Павловна красавице княжне»;
«Пьер смотрел… на эту красавицу»;
«… указывая на отплывающую величавую красавицу»;
«лакеи… заглядывались на красавицу Элен»,
«Борис… несколько раз оглядывался на свою соседку, красавицу Элен».
Существительное «красота» тоже постоянно фигурирует в описаниях Элен:
«ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты»,
«с другой стороны души всплывал ее образ со всею своей женственной красотою»,
«… гордился ее величавой красотой, ее светским тактом»,
«Графиня Безухова… была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам».
Усиления признака автор добивается не только частым использованием слов, однокоренных слову «красота», но и путем использования наречий меры и степени:«… слишком сильно и победительно действующую красоту».
Но красота Элен - красота внешняя, телесная. Гиперболизируя такую красоту, автор подчеркивает какое-то животное начало в Элен.
Характерно для описаний частое использование существительного «тело»:
«Он слышал тепло ее тела»;
«он… чувствовал всю прелесть ее тела»;
а так же тех, которые называют части тела: «рука» («открытая», «полная»), «грудь», «плечи» («обнаженные»).
Существительные «душа», «мысль» и однокоренные им используются в описаниях крайне редко:
«грубость мыслей и вульгарность выражений»;
«в комнату вошла графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой»;
«она… всей душой, по-своему, желала добра Наташе».
Напротив, автор не раз подчеркивает интеллектуальное убожество Элен. Особенно отчетливо проявляется это на морфологическом уровне через использование превосходной степени прилагательного «глупый»: «Елена Васильевна… одна из самых глупых женщин в мире»; и краткой формы этого прилагательного (краткая форма прилагательного, как мы помним, часто используется для обозначения излишка качества, какого-то отклонения от нормы): «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа».
Но автору важно подчеркнуть не только «телесность» красоты Элен, но и ее «искусственность», декоративность. Красота Элен как будто лишена жизни, а сама героиня, наделенная этой красотой, воспринимается нами как античная статуя, изваянная из камня («… сказала, поворачивая свою голову на античных плечах, княжна Элен»), которая предназначена для того, чтобы на нее смотрели, ею любовались и восхищались: «… она прошла между расступившимися мужчинами,.. как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана…», «Пьер смотрел… на эту красавицу».
Эпитет «мраморный» не раз употребляется применительно к красоте Элен:
«мраморная красота», «ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру»;
«только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка от гнева».
Метафоры, используемые автором в описаниях Элен, тоже указывают на «безжизненность» красоты героини:
«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами»;
«блестящие обнаженные плечи Элен».
Элен блестит как красивая вещь, предмет, украшение светского салона («Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением»). Свидетельство тому - описание реакции виконта при появлении Элен на вечере у Анны Павловны Шерер: «Как будто пораженный чем-то необычайным, виконт пожал плечами и опустил глаза… » (автор намеренно использует местоимение «чем-то» (а не «кем-то», например), которое по идее должно употребляться на месте неодушевленного существительного).

Спокойствие

При характеристике этой «приметы» важно отметить частое использование слов, однокоренных слову «спокойствие»:
«… опять успокоивалась в сияющей улыбке»;
«… вошла в комнату спокойно и величественно»;
«она со своим все выдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере».
Спокойствие Элен - это не просто спокойствие внешнее или отсутствие тревог и забот: это неспособность души к переживаниям, неумение чувствовать, лишенность каких бы то ни было элементов духовности.
Лишь два раза в описаниях Элен нам встречается наречие «беспокойно»:
«… беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен»;
«Элен беспокойно улыбалась».

«Оголенность»

Эта примета так же важна для гиперболизации внешней, телесной красоты и непосредственно «работает» на снижение образа Элен.
Стоит отметить такие эпитеты, как:
«очень открытой, по тогдашней моде груди и спины»,
«открытую полную руку»,
«… ее тело, только прикрытое серым платьем»,
«с открытыми плечами»,
«Анатоль… целовал ее в голые плечи»,
«грудь ее совершенно была обнажена»,
«голая Элен»,
«блестящие обнаженные плечи».
Большую нагрузку несет на себе использование наречия «только» в следующих предложениях:
«он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой»,
«… видел все ее тело, только прикрытое серым платьем» (в прилагательном «прикрытое» приставка при - выражает неполноту действия: если в первом случае тело «закрыто», то здесь оно только «прикрыто» платьем);
и наречий меры и степени: «совершенно обнажена», «очень открытый» (преувеличение).
Вместе с тем Толстой уделяет много внимания описанию костюма Элен:
«Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом…»;
«графиня в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы диадемою огибали два раза ее прелестную голову)»;
«в комнату вошла графиня Безухова… в темно-лиловом, с высоким воротом, бархатном платье»;
«Элен была в белом платье, просвечивающемся на плечах и груди»;
«Борис хладнокровно поглядывал на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья».
Чаще всего, обращаясь к описанию костюма, автор пытается отобразить особенности своей эпохи, у Толстого об этом свидетельствует частое употребляемое словосочетание «по тогдашней моде», но первоочередной для писателя, я думаю, была иная цель: вводя в повествование сведения о костюме Элен, он подчеркивает неразрывную связь героини с этой одеждой, неотделимость от «бальной робы», «бриллиантового ожерелья» или «темно-лилового платья» («Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем…»). Причем прослеживается эта особенность не только на лексическом, но и на синтаксическом уровне: элементы одежды и части тела нередко становятся в предложении однородными членами: «Слегка шумя своею бальною робой, убранной плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами» (глянец (чего?) волос, глянец (чего?) бриллиантов; однородные дополнения).

Улыбка

В описаниях улыбки Элен мы находим эпитеты, акцентирующие внимание на таких «приметах» героини, как красота и спокойствие:
«Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем»;
«… голая, с спокойной и гордой улыбкой Элен»;
«… сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой».
Но наибольший интерес для нас представляет другая группа эпитетов и определений, тех, которые указывают на неизменный характер улыбки Элен, ее «неестественность», неискренность и «ненатуральность»:
«она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины…»;
«Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой,.. которой она улыбалась всем»;
«Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что-то значительнее того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо»;
«она с своей обычной улыбкой обратилась к нему»;
«Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась».
Эти определения формируют у нас представление об улыбке Элен как о маске, которую она надевает, когда появляется в обществе, и «маска» эта всегда одна и та же: «Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания». Поэтому отсутствие ее на лице Элен кажется странным и противоестественным окружающим: «графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно шепотом сказала ему…».
Метафоры (метафорический перенос по сходству ощущений) только еще раз подтверждают все то, о чем я говорила выше:
«она усаживалась перед ним и освещала его все тою же неизменною улыбкой»;
«… и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке»;
«и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице»;
«… в комнату вошла графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой».
Такие метафоры помогают провести аналогию: улыбка Элен - блестящий, «сияющий» предмет. Как сама Элен служит украшением светского салона, так и ее улыбка - всего лишь украшение на ее лице (… что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо»).
Улыбка, в дополнение ко всему, еще и прямое доказательство двойственности натуры и поведения Элен (под ней скрывается то, что есть на самом деле). Лучше всего автор показывает с помощью оксюморона:
«Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера»;
«Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась».
В данном случае стоит обратить внимание на оценки других персонажей. Пьеру и Наташе поначалу улыбка Элен представляется «радостной», «доверчивой» (Пьер), «любезной», «добродушной» и «ласковой» (Наташа), хотя на самом деле она «презрительная»: «Она… с презрительной улыбкой смотрела на него» (противоречие между «казаться» и «быть»).
Морфология
На морфологическом уровне примечательнее всего частое использование деепричастия «улыбаясь», которое указывает на то, что улыбка, как дополнительное действие, добавляется к любому другому, совершаемому Элен:
«она, улыбаясь, ждала»;
«Графиня Безухова обернулась, улыбаясь, к входящему».
Синтаксис
В роли подлежащего существительное «улыбка» выступает всего один раз: «и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице».
Чаще в тексте встречаем сказуемое, выраженное глаголом «улыбалась», «улыбнулась», причем в большинстве случаев оно бывает включено в ряд однородных членов предложения (сказуемых):
«Княжна Элен улыбалась»;
«Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему»;
«Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась».
На «добавочный» и «постоянный» характер улыбки указывают еще обособленные определения (одиночные деепричастия и деепричастные обороты):
«Элен нагнулась вперед, чтобы дать ему место, и, улыбаясь, оглянулась»;
«и… начала, любезно улыбаясь, говорить с ним»;
а также косвенные дополнения, выраженные существительным «улыбка» в творительном падеже с предлогом «с»:
«она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой»;
«Элен с улыбкой отвечала»;
«она с своей обычной улыбкой обратилась к нему».

Детали портрета

В портретном описании любого литературного героя обязательно найдутся замечания о выражении лица, глаз, голосе, походке, жестах.

Лицо

Лицо - одна из немногочисленных деталей портрета Элен, которые представлены в динамике: то Элен принимает «то самое выражение, которое было на лице фрейлины», то «лицо ее зарумянилось», то лицо ее поражает Пьера «своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением» или «лицо Элен сделалось страшно». Любое нарушение внешнего и внутреннего (например, испуг) спокойствия Элен отображается на лице героине, но эти эмоции никак не украшают его, недаром автор в описаниях использует эпитеты «неприятно-растерянный», «страшный». Все это - еще одно свидетельство того, что Элен «не приспособлена» к каким бы то ни было «движениям души».
В описаниях лица встречаем те же, что и раньше, повторяющиеся односложные эпитеты: «улыбка сияла на ее прекрасном лице»;
метафоры: «лакеи… забывали порядок службы, заглядываясь на красавицу Элен с сияющим лицом».
В текстах Толстого все продумано до малейших подробностей, определенный смысл можно усмотреть даже в выборе предлогов. Например, в предложении «аббат… смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд» автор использует вместо словосочетания «смотреть в лицо» с предлогом «в», как это обычно бывает, словосочетание «на лицо» (как на какой-то предмет).
Лицо Элен, как и улыбка на этом лице, неизменно и невыразительно, что подтверждается приведенными выше лексическими особенностями.

Глаза

Другие портретные детали
Остальные детали портрета Элен упоминаются лишь вскользь, они очень незначительны. Практически лишая портрет Элен этих деталей, Толстой лишает ее образ определенной конкретности.
Голос, речь, интонации
Об этой портретной детали говориться совсем мало, потому что и сама Элен говорит «мало» («графиня мало говорила с ним»). Применительно к голосу, речи Элен автор использует определения, напрямую дающие уничижительную характеристику героини:
«с грубой точностью речи, выговаривая…»;
«Она засмеялась презрительно»; «вульгарность выражений».
Примечательно, что в сцене с Пьером Элен изъясняется «по-французски». Известно, что одной из основных функций французского языка в романе является обнаружение условности, искусственности происходящего.
Походка, жесты
В походке, жестах Элен сквозит все то же спокойствие и любование собой, что легко прослеживается на лексическом уровне:
«сказала… указывая на отплывающую величавую красавицу» (метафора, перенос значения по сходству ощущений);
«села, живописно раскинув складки… платья» (эпитет);
«прошла между… мужчинами», «пошла между стульев» (не мимо, а именно «между» (наречие места)).
Но иногда опять же вскользь брошенными эпитетами автор усиливает обличительный пафос портретных зарисовок Элен («она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы»).
Не стоит забывать, что Элен совершает мало действий и телодвижений (самое распространенное из них - «повернулась», «обернулась»), о чем свидетельствует малое количество глаголов в тексте и их повторяемость; и практически каждое из них сопровождается каким-нибудь другим («несамостоятельность» действий).

Самым ярким женским образом романа Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать образ Элен Курагиной, дочери князя Василия Курагина, жены Безухова, молодой женщины, красотой которой восхищался весь Петербург. Этим преимуществом девушка ловко пользовалась, окружая себя мужчинами разных чинов и возрастов.

«Красавица» Элен обладала изящным античным строением тела, мраморной кожей, пышной грудью, густой косой. Черные глаза, манили глубиной взгляда любого, кто смотрел в них. Обворожительная улыбка не сходила с лица. Она была элегантной девушкой, с блестящими манерами, благодаря которым достойно держалась в обществе. Эти качества создавали впечатление умной женщины. Однако истинное лицо и натуру девушки видели немногие. Муж Пьер Безухов, наоборот, считал ее предельно глупой особой. Глупость скрывалась за миловидным личиком и красивым, притягивающим взгляды, телом, которое она постоянно выставляла напоказ, притягивая множество взглядов. Неискренняя и лживая улыбка позволяла ей умело льстить тем, кто проявлял к ней интерес.

При этом, она могла использовать в речи довольно вульгарные выражения, лишенные какого-либо смысла, прикрывая это своим аристократическим происхождением и отменными манерами. Ее наряды носили предельно откровенный характер. Платья были открытыми спереди и сзади, создавая впечатление, что ее бюст почти полностью оголен. Скорее всего, общественность понимала это, но не обращала внимания на данный изъян. Многим она казалась красивым украшением вечера, «куклой», способной поднять настроение, улыбнутся, вовремя сказать комплимент.

Курагиной интересны лишь пышные балы, салоны и деньги, которыми она может обеспечить себе безбедную, разгульную жизнь. В поисках богатства, она соблазняет неопытного в отношениях, однако обладающего достаточными для нее денежными средствами Пьера Безухова и выходит за него замуж. Когда же он ей надоедает, разводится, забирая себе часть его имущества, и идет искать новый источник дохода. Ее можно назвать достаточно расчетливой дамой.

Элен Курагина – заурядная личность, которая не способна любить никого, кроме себя и своего тела. Вместо ума, она умело пользуется красивой внешней оболочкой для достижения своих личных целей. Высшее общество устраивает такое положение дел. Одни удовлетворяют свою потребность в обладании красивой дамой, которая может нужными словами, действиями превознести их собственное достоинство и значимость; другая - пожинает плоды своих трудов, блистая в обществе и живя в достатке.

Вариант 2

Тема поиска нравственного идеала девушки была очень популярной на рубеже 19 века. Многие писатели рассуждали в своих произведениях над этой темой. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» изобразил массу женских образов, непосредственно сравнивая их.

Одним из самых эффектных образов романа «Война и мир» является образ Элен Курагиной. Красавица Элен подобна античной статуе, ее отличает мраморность кожи, изящность и грация. Привлекательная и загадочная улыбка никогда не сходит с лица Элен Курагиной. Она знает как себя преподнести, знает как держаться в высшем свете. На первый взгляд, Элен кажется незаурядной девушкой, умной, волевой. Но за всей внешне красивой оболочкой на самом деле ничего нет, есть только глупость, пустота, неискренность, ложь и обман.

Элен интересуется только сплетнями, балами, светскими раутами и деньгами, которыми она может поддерживать свой разгульный образ жизни.

Образ Элен Курагиной – совершенная противоположность образам Наташи и Марьи. Заурядность ума, эгоизм, ограниченность, внутренняя пустота противопоставляется доброте, преданности и скромности.

Элен Курагина не может любить никого, кроме себя. Она прекрасный представитель высшего общества, она лишь одна из многих, ее образ типичен. Она дитя того времени, лишь красивая кукла, которая играет роль в всеобщем спектакле.

Элен никогда не станет верной супругой и матерью, а семья, материнство, забота о детях для Толстого это и есть смысл жизни женщины.

Автору удалось показать, что за внешней красотой человека может ничего не стоять. В описаниях внешности княжны Элен есть что-то зловещее, будто ее грехи отображаются в ее фигуре и лице. Элен всего лишь часть света, его отражение и символ.

Толстой – великолепный психолог, знаток человеческих душ. На протяжении всего повествования мы не видим, чтобы Элен испугалась, обрадовалась, посочувствовала кому-то, складывается впечатление, что у нее нет чувств, что она просто неспособна на это. «Где вы – там разврат, зло», - так говорит Пьер своей жене.

Жизнь Элен бесцельна, неудивительно, что смерь ее также глупа, как и ее жизнь. Она совсем погрязла в интригах, сплетнях и во лжи.

Элен Курагина. Характеристика

Элен Курагина – это антипод Наташи Ростовой. Она описывается как красивая девушка, от которой люди, в том числе и женщины из светского общества, теряют голову от ее красоты. Но за ее невероятной красотой прячется жадная личность.

В начале романа читатель симпатизирует Элен. Автор описывает ее идеальное лицо и прекрасную фигуру. Элен холодна в своих чувствах с окружающими людьми.

Элен Курагина всегда принимала участие в светских мероприятиях. Она воспитывалась в типичной аристократичной семье, где ее существование заключалось в том, чтобы успешно выйти замуж за богатого человека. При этом не важно, будет она его любить или нет.

Элен никогда не испытывала симпатии к Пьеру. Она не стала для него хорошей хозяйкой и матерью его детей. После того, как Элен вышла замуж на Пьера, она продолжает свою светскую жизнь. Читатель понимает, что Безуховы не любят друг друга. Но из-за своего благородства, Пьер не может расстаться с Элен. В этой истории сложилось два фактора. Пьер женился на красоте Элен, а Элен вышла замуж за деньги Пьера.

Для Элен всегда было важно лишь то, что будут о ней говорить в обществе. После того, как Пьер вызывает на дуэль ее любовника Долохова, она пытается выкрутиться перед своим мужем. Она боится за свою репутацию в аристократическом обществе. Тогда для читателя становится ясно, что за этой красотой девушки стоит уродливая и жадная душа. Она никогда не испытывала ни к кому чувства любви. Ей чуждо это чувство. Она считает своей личной победой вскружить голову миллионам мужчин. Родители Элен воспитали эгоистичную даму, готовую на все, чтобы сохранить хорошую репутацию в светском обществе.

Многие персонажи романа называли Элен хищником. У нее нет совести и нет принципов. Смерть Элены Курагиной очень глупа. Она выпивает огромную дозу лекарства и погибает мучительной смертью. Автор пишет о том, что за красивой внешностью не всегда может стоять красивая личность. Судить о человеке стоит только по его внутренним качествам, принципам и его поступкам. Лев Николаевич ставит в противовес Наташу Ростову, которая была душевно красивая, но не обдала яркой внешностью.

Таким образом, Элен Курагина в произведении «Война и Мир» - это красивая «обертка» уродливой куклы, которая ищет наживу. Она добилась своего исключительно благодаря своей красоте. Автор считает, что человек, которому чуждо такое чувство, как любовь, обречен на мучительную смерть.

Сочинение Образ Элен Курагиной

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой описывает много образов различных женщин. Толстой пишет, что женщина это дивное существо. Ее природа в сохранении семьи и налаживании быта. Женщина это продолжение рода и хранительница очага.

Образ Элен Курагиной это противоположность Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Элен очень красивая девушка, но за ее красотой прячется тщеславная и жадная личность. В начале знакомства с Элен она вызывает симпатию. Черты ее лица и фигуры идеальны. Мужчины, окружавшие Курагину, сходят с ума от ее красоты. Элен никогда не выражает своих чувств и эмоций. Она холодна и расчетлива.

Курагина яркая представительница светских мероприятий. Она была воспитана так что ее предназначением было выйти удачно замуж независимо от того будет она любить своего избранника или нет. Она выступала в роли красивой куклы, которую отец выдал удачно замуж. Элен не любила Пьера Безухова и не стала матерью его детей и хорошей хозяйкой. Она продолжала светскую жизнь. Супруги не любят друг друга, но Пьер не бросает Элен, потому что он был благородный человек. Он женился на ее красоте, а она вышла замуж за деньги Безухова.

В начале описания образа Элен читатель влюбляется в нее. Она очень красива и стройна, на ее лице всегда присутствует улыбка. Но углубившись в образ, становится понятно, что это расчетливая женщина. У нее много любовников и она ведет достаточно распутный образ жизни.

Элен восхищала своей красотой множество мужчин, но никто не знал, что за ее красотой нет ни чувств, ни души. Ее отец Василий просчитал до мелочей брак с Пьером. Ведь Безухова никто не любил, и презирали в обществе. Сыграв на красоте и утончённости своей дочери, он выдает Элен за него замуж. Курагина всячески доводила своего мужа, и ее лишь интересовало, что скажут о ней в обществе. В один очередной день Безухов решает вызвать любовника своей жены на дуэль. Тогда Элен закатывает Пьеру грандиозный скандал. Она говорит, что ей стыдно, что муж ей не верит и что же про нее теперь скажет светское общество. Даже в этой ситуации после дуэли с Долоховым Элен выкручивается перед Безуховым. Ей главное не уронить лицо среди светских дам.

В этот момент читатель понимает насколько низка и уродлива личность Элен Курагиной. Толстой раскрывает вторую сторону девушки. Она далека от образов приличных, хрупких русских красавиц. Ей не нужна любовь, она готова кружить головы мужчинам. Родители Курагиной воспитали ее эгоистичной личностью. О ней отзывались как о «животном» и называли «хищником». У этой девушки не было принципов и совести. Элен любила исключительно только себя. Она занималась самолюбованием. Важнее чем она сама в жизни Курагиной никого не было.

Когда Курагина решает провести аферу с двумя своими любовниками, она еще не знает чем, все закончится. Она подумывает выйти замуж за обоих своих любовников, но у нее ничего не выходит. Курагина по глупости умирает, она выпивает большую дозу лекарства и умирает в муках. Лев Николаевич хотел сказать, что внешность порой обманчива и стоит судить о человеке по его душевным качествам. Ведь за внешностью может скрываться злой и скупой человек на чувства и эмоции.

Сочинение 5

Элен Курагина описывается как прекрасная девушка, которая очень нравится людям. Но за её прекрасной внешностью скрывается алчный человек.

В самом начале произведения Элен симпатизирует у читателя. Она слишком холодна к окружающим её людям. Курагина завсегдатай изысканных вечеринок. Её воспитывали в аристократической семье, где вся её жизнь сводилась к тому, что надо выгодно выйти замуж. И совсем не важно, влюблена она в него или нет. Элен нисколько не нравится Пьер.

Для Безухова она хорошая хозяйка, а для его детей хорошая мать. После замужества, Элен не прекращает светскую жизнь. Читатель видит, что у Безуховых нет взаимной любви друг к другу. Но из-за благородного воспитания, Пьер не расстаётся с Элен.

В этом приключении складываются две причины, женитьба Пьера на Элен из-за её того, что Элен хороша собой, а Элен выходит замуж за богатство Пьера. Элен придаёт огромное значение тому, какие слухи ходят о ней в народе. После вызова на поединок Пьера её возлюбленного Долохова, она делает попытку оправдаться пред супругом, так как она очень боится, что о ней пойдут сплетни в высшем свете. Тогда тому, кто читает, становится отчётливо понятно, что за наружной привлекательностью девушки, находится непривлекательная и алчная личность. Она никого не любит. Ей не присуще чувство любви.

С детства Элен воспитывали эгоистичным человеком, который может пойти на все, чтобы не испортить чистое общественное мнение о себе в элитном круге. Большинство героев романа считают Элен хищницей. У нее отсутствует стыд и нет убеждений. Смерть Элен Курагиной слишком нелепая. Она умирает страшной смертью от передозировки лекарствами.

Автор показывает то, что за красивой натурой не всегда стоит прекрасная индивидуальность. Думать о человеке следует не только по внешности, но и по внутренним параметрам, и по его жизненному поведению. Лев Николаевич ставит для сравнения Наташу Ростову, прекрасную в душе, но не обладающую красивыми внешними чертами. В романе «Война и Мир» Элен - это яркая «упаковка» ужасной куклы, ищущей наживы. Она добивается чего хочет только с помощью своей красоты. Писатель показывает, что человек, какому не присуще такое чувство, как любовь, обречен на чудовищный финал.

6 вариант

Элен Курагина один из ярких персонажей произведения «Война и мир». Нельзя назвать ее главной героиней, но именно на ее примере Толстой показал, какие существовали женщины в тот период. Надо сказать, что прототипы Элен можно найти и среди современных женщин.

Если Елену рассматривать с точки зрения писателя, который придерживался строгих правил и считал, что предназначение женщины быть примерной женой и матерью, то впечатление создается о ней как об отрицательном персонаже. Но если познакомится поближе с ней, то не такая уж и плохая она по своей сути. Сейчас бы ни кто не стал упрекать женщину в том, что она строит карьеру и для этого вышла замуж по расчету. А для Элен признание общества своего рода карьера и ее нельзя за это строго судить.

Элен была красива, хорошо воспитана и образована. К сожалению, не все женщины даже с хорошим образованием могут не только поддержать разговор, но увести его в то русло, в которое им надо. Поэтому она пользовалась успехом не только у мужчин, но и у женщин.

Она еще сравнительно молодая, но достаточно опытная. Толстой не уточняет, сколько ей лет точно, но явно, что не больше двадцати пяти. По тогдашним меркам это достаточно почтенный возраст для девушки, которая должна задуматься о замужестве. Элен это понимает, но в тоже время ей нужен такой муж, который не будет ограничивать ее свободу и к тому же будет богат. И судьба ей улыбнулась в образе Пьера.

Что мог он в ней найти? Несмотря на то, что ее описывают коварной, циничной, эгоистичной, в ней много обаяния, которое она пускает в ход, когда надо очаровать нужного ей человека.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа , - думал Пьер. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное ».

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души - вот первое указание на архетип «злой жены» - притворство, лукавство и внешняя красота вкупе с «мертвенностью» души.

Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана , что заставляет почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет , житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который, в конце концов, готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен сводит своего брата с Наташей Ростовой, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре . Она становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования . Это еще один яркий опознавательный знак «злой жены». Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней.

Гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...»). Толстой неоднократно употребляет слово “грубо”, характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она “быстрым и грубым движением головы перехватила его губы...”

Отдельно стоит упомянуть момент «злой» смерти, предчувствия несчастья в судьбе, гибельного финала мужа Элен.

Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Только чудом дуэль Пьера и Долохова не окончилась смертью одного из них. Пьер совершенно не готов к роли «палача», он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен. Тогда, встретившись лицом к лицу с неизбежным, Пьер начинает понимать, как глупо и бессмысленно ради прихоти убивать другого человека.

Но даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. А как жестоко и грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.

Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей », - произносит она кощунственные слова. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей . С удивительной легкостью она бросает мужа .

Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж , не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах . Ничтожности жизни “светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.