Где живут даргинцы. Даргинцы — благочестивый и мужественный народ

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

До сих пор речь шла о месте предков даргинского народа среди других этносов древнего Дагестана. Теперь следует обратить внимание на их самоназвание. Исследователи пытались как-то объяснить его еще в XIX в., однако сами же признавали неубедительность этих попыток. Итог им подвел выдающийся языковед того времени П.К.Услар в своей работе "Хюркилинский язык". Указав, что этноним "даргва" относится к народным этническим и географическим названиям, он замечает: "...настоящее значение (этого слова. - Р.М.) остается непонятным: в известных пределах оно употребляется как нарицательное..." Далее он отмечает, что слово "даргва" входило в состав названий пяти крупных традиционных политических объединений даргинцев, занимавших лочти всю даргинскую этнотерриторию: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гамур-Дарго, Уцми (или Кайтаг)-Дарго, Буркун-Дарго. Большинство из этих крупных объединений складывалось из более мелких, так называемых "хуреба" - например, Акуша-Дарго состояло из "Акушала хуреба", "Цудкурила хуреба", "Усила хуреба", "Му-гела хуреба", "Микхила хуреба". "Хуреба" буквально означает "народ, войско" . По происхождению "хуреба" - арабское слово, буквально означающее "пришлые". Объясняется это тем, что из "газиев" - добровольцев ("борцов за веру"), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира в Х-Х1 вв., здесь формировались отряды, ополчения, которые затем распространяли мечом ислам в прилегающих дагестанских землях.

Впоследствии это слово стало уже осознаваться как всякое ополчение людей, исповедующих ислам, как "народ-войско". Выходит, таким образом, что каждое объединение сел было способно сформировать общий военный отряд для защиты своих интересов и рассматривалось соседями именно как военно-политическая единица. Подобный принцип организации был присущ и другим народностям Дагестана. Достаточно здесь обратить внимание на соседей даргинцев - аварские общинные союзы, именовавшиеся "бо" (букв, "войско" , "ополчение").

"Дарго" - это территориальное объединение группы соседних "хуреба", но на более высокой ступени. Если обратиться к названиям даргинцев у их соседей, то наряду с производными от "Дарго" (напр., дарган и т.п.), особенно распространившимися в последний исторический период, мы получим целый ряд этнонимов, восходящих к названию ближайшего "дарго" или "хуреба": в аварском - "ахъуши", "цI едех", в кумыкском - "акьушали", в лакском - "ахъуша", "цI ахъар", "хайдакул" (даже 6артхи - от Бартху, древнее название с.Усиша). У табасаранцев, наряду с общим современным названием даргинцев, сохранилось и особое название кайтагцев -"жвюгъяр", а Кайтаг - "Жвюгъя", что, по мнению исследователей, восходит к названию древнего города в Каракайтаге (ныне развалины). Выведение названия народа из названия заселяемой им территории вообще широко распространено во всех языках земли.

Попробуем теперь применить к этнониму даргинцев ("даргала") тот же подход, так как к народному этногеографическому названию и как к характеристике заселяемой ими территории. По этому поводу П. К. Услар замечает, что слово "Дарго" ("Даргва") не есть лингвистическое понятие (т.е. не относится к языку) - это "общее название для нескольких бывших округов", которое, "быть может, происходит от "дарг" - внутренность, в противоположность внешнему: "либилла Даргва" - "все Дарго". Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем "дарг" - внутренность, нутро. В массовом сознании народа Дарго понимается как "родина даргинцев", как "сердцевина даргинской земли", а "дарган" -как самоназвание даргинского народа. Это дает некоторое основание для реконструкции взгляда народа на самого себя в тот отдаленный период, когда он начинал осознавать себя не просто как группу племен-соседей, а как некую общность.

Итак, предки даргинцев считали своей отличительной черты то, что они населяют какую-то "внутреннюю" часть Дагестана, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то "внешних, наружных" земель. К этому "внутреннему" населению относили себя, по меньшей мере, жители всех "хуреба" Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, бассейна р.Гамри (по крайней мере, его горной части) и Кайтага.

Таким образом, очерчивается "внутреннее территориальное ядро", заселенное предками нынешних даргинцев, пространство, ограниченное водоразделами рек Уллучая и Рубаса на юге, долиной р.Шура-озень - на севере и бассейном р.Дарго-х1ерк - на западе. Дарго-хI ерк - его народное название правого притока р.Казикумухское Койсу, берущего начало на склоне горы Шунудаг, выше с.Тенты и впадающего в нее ниже с.Цудахар, на картах он отмечен иногда как р.Акуша или Акушинка. На севере в состав Дарго входит Левашинское плато. К внешнему пространству, по-видимому, следует отнести прилегающие земли, которые органично связаны с "внутренней" территорией. Здесь свидетельством могут выступать и топонимика и исторические сведения и т.д.

В этом смысле интересно замечание лингвиста С.Абдуллаева о том, что в прошлом жители Акуша-Дарго не включали в понятие "Даркала" ни Кадар, ни Губден, ни Сиргу (ни даже Муйра, Мюрего и Кайтаг) - таким образом, их не относили к "внутренним" землям. В те времена вообще принадлежность к своему "хуреба" значило, по-видимому, даже больше, чем принадлежность к "дарго" (напр., цудахарецйюг заявить, что он не даргинец, а цудахарец).

Теперь обратим внимание и на вторую версию возникновения названия "Дарго". Выше отмечалось, что название даргинцев у соседних народов обычно образуется от названия ближайшей к ним даргинской "земли" или крупного пункта (как Акуша, Жолаги, Цудахар и т.п.). В этой связи можно обратить внимание на древний город Таргу в долине Гамри-озеня, бывший когда-то крупным центром для всех прилегающих земель - по крайней мере для тех, которые были связаны в политическом отношении с государствами древнетюркских кочевников на предкавказской и приморской равнине. Некоторые ученые предполагают, что глухой согласный "т" в начале этого названия появился лишь впоследствии, а в начале он произносился более звонко "даргу", что, возможно, происходит от иранского "дар-и-гун" - "ворота гуннов", подобно тому, как нынешний Дарьял (ущелье верхнего Терека, соединяющее Грузию и Осетию) происходит от "дар-и-алан" - "ворота аланов". Это древнее название "столицы" вполне могло превратиться в название земли и народа, в истории немало подобных случаев: вспомним хотя бы римлян (названных от их столицы Рима), византийцев (от древнего названия их столицы Константинополя - Визинтин), название русских в средневековой Европе "москвиты" (от их столицы Москвы), этот список можно было бы и продолжить. Но здесь, конечно, следует признать, что возможность подобного же происхождения названия "даргинцы" нуждается в дополнительных, более строгих подтверждениях, оставаясь пока лишь возможным предположением.

Одно несомненно, что город Таргу был первым к северу от Дербента крупным городом, расположенным в среднем течении р.Гамри-озень. Жителям окрестных кумыкских селений Алхажакент и Мамма-аул город этот известен под именем Таргу или Даргу. А даргинцы по названию этого города называли феодальное княжество под именем Хамри-Дарго.

От вопроса о самоназвании, этнониме даргинцев логично перейти к проблемам языка и территории. С внутренним делением даргинских земель связан и вопрос о языке. В самом деле: можно считать деление "внутреннего ядра" даргинской этнотерритории на 5 земель (объединений "хуреба") явлением древним или его следует отнести ко времени упоминания всех этих земель в письменных источниках? Видимо, следует исходить из того очевидного факта, что языковая близость гораздо древнее, чем близость политическая. Даргинский язык, как и большинство языков Дагестана, до последнего времени существовал как группа более или менее близких диалектов и говоров. Более того: лингвисты считают, что обособленность даргинских диалектов заметно выше и устойчивее, чем диалектные расхождения в других дагестанских языках. Иногда эти расхождения достигают такой степени, что люди разных диалектов вообще не понимают друг друга - тогда лингвисты ставят вопрос о выделении особых языков - кайтагского, кубачинского, составляющих с даргинским родственную языковую группу. И, напротив, внутри диалекта могут существовать отдельные говоры, которые не мешают их носителям понимать друг друга, но при этом легко отличить, из какой местности происходит говорящий.

Сейчас большинством лингвистов принято выделять следующие диалекты: акушинский (лег в основу литературного даргинского языка), урахинский (Услар назвал его хюркилинским), мекегинский, цудахарский (многие считают его "диалектной группой" из нескольких обособленных говоров), муйранский (некоторые его говоры - дейбукский, харбукский - сильно обособлены), сиргинский. Деление это принимается с оговорками - так, кайтагский и кубачинский иные считают особыми языками, а иные – диалектами. С другой стороны, некоторые склонны рассматривать обособленные говоры - мугинский, мулебкинский, гамринский, гапшиминский и другие как диалекты.

Но все же можно сказать, что общая картина языковых связей даргинских земель, степень их сближения или обособления в общем ясна. При этом заметно, что степень языкового и политического обособления часто не совпадает; так, лингвисты отмечают, что Каба-Дарго и Хамур-Дарго, будучи отдельными политическими союзами, относятся к одному диалекту (хюркилинскому), который, в свою очередь, ближе к акушинскому, чем диалект цудахарского "хуреба", входившего в Акуша-Дарго. Сирга лингвистически стоит ближе к Хайдаку, чем остальные даргинские общества, но тем не менее она никогда не входила в Уцми-Дарго. Буркун-Дарго, видимо, относится к "внутренним" землям, но это особый диалект. При всем этом Акуша-Дарго осталась колыбелью свободы и твердынею для всех даргинцев.

Чем объяснить эти расхождения? Можно лишь предположить, что традиционное деление даргинских земель на общинные союзы и феодальные владения не являются исконными - сквозь него проступает гораздо более древнее деление, "отпечатавшееся" в языке жителей "внутренних" даргинских земель. Древность эту, возможно, следует отнести, к периоду распада общедагестанской языковой общности и их племенному расселению по разным территориям.

Для последующего периода истории Дагестана характерен процесс национальной консолидации по языку, а также по проживанию на компактной территории. Историческая необходимость в общем названии как раз и привела к тому, что термин "даркала", относимый в древности только к внутренним, горным частям даргинской этнотерритории, лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа. Те же процессы консолидации и оформление в современные народности с единым литературным языком, с единым самосознанием проходили и у других народностей Дагестана, и точно так же нынешнее название их имело в прошлом несколько иное значение.

В "Энциклопедии мировых культур" написано» что этноним даргинцев - "дарги", самоназвание "дарганти" (единственное число "дарган") общее название "даргва".

Название "дарго" как общее для всех, кто говорит на даргинском языке, было известно еще в средневековье. Как экзоэтноним оно упоминается в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса, написанного им в 1404 г. под названием "Libellus de notia orbis ". Там говорится, что здесь (севернее Дербента. - А.М.) живут также грузины, сарацины, даргинцы и лезгины. Между этой местностью и горами встречаются лакцы и даргинцы. Правда, в дагестанских исторических хрониках "Тарих Дагестан", "Дербент-наме" и других, как и в многочисленной русской литературе о народах Дагестана, этот термин не употреблен, хотя часто упоминаются кайтаги, акушинцы, цудахарцы. И только после присоединения Дагестана к России этноним "дарго" (даргинцы - рус.) снова занимает место общенационального этнонима.

Исходной основой для общеэтнического названия "даргинцы" вне сомнения послужило название акушинского союза вольных обществ "Акуша-Дарго. Исчезновение термина "дарго" как общеэтнического названия после XV века не является исключительным в связи с усилением процесса политического раздробления в Дагестане. Так случилось и с ранним этнонимом аварцев, который, как полагает ряд таких выдающихся исследователей, как Н.Трубецкой, Я.Марр, И.Бехерт и др., звучал как "алби" и остался в названиях аварцев их соседями.

Наибольший интерес вызывает значение этнонима "дарго". П.К.Услар считал, что "дарго" происходит от слова "дарг", что на даргинском языке означает "внутренность", в противоположность внешнему, иноязычному, что подтверждает и Е.И.Козубский.

В этой заметке я предлагаю новую этимологическую версию. Смысл ее заключается в том, что "дарго" является формой "дугри" - термин тюркского происхождения и означает "справедливый", "прямой", "ровный". (Тогру - прямой, правильный, справедливый. См.: Древнетюркский словарь. 1969. С.571). Соответственно упомянутый союз "Акуша-Дарго" значит "Акуша-справедливый", как скажем. "Новгород Великий". Это тем более вероятно, потому что практически все "должностные названия старой политической культуры в Дагестане арабо-персидского или тюркского происхождения. (Нужно добавить, что приставкой "дарго" обозначались и другие даргинские общества, такие как Каба-Дарго и др., что, видимо, является тиражированием от основного суперсоюза "Акуша-Дарго"). Мы располагаем серией примеров присовокупления "дугри" в прямом или искаженном виде к ряду позиций в соционормативной и политической культуре народов Дагестана. Так тюркское "дорга" (метатеза от "дугри") как титул присваивался наиболее авторитетным правителям Аварии, например, Уммахан Аварский (конец XVIII в.) имел титул "дугри-нуцал", т.е. Справедливый, а в родословной аварских ханов как титул или собственное ими "дугри" встречается четыре раза. Этим же титулом отличали социальный слой высоких степеней, таких как "догрек-узден". В старой политической культуре андийцев лица с полицейскими функциями также именовались как "доргъа-хъол" (характерно, что в андийском "дорга" принимает идентичную этнониму даргинцев "дарга" форму). Случилось, что это слово в прямом его значении, т.е. "благородный, высоконравственный, справедливый" вошло и в лакский язык. Мы имеем здесь определенную системность: "дугри" или "дорга" как приставка к персонам, наделенным правовыми полномочиями. А право, как известно, в традиционных цивилизациях часто выражалось понятием "справедливость", что отразилось и в русском слове "право".

Однако вернемся к "Акуша-Дарго", очевидной основе общенационального этнонима даргинцев. Что же послужило причиной того, что союз Акуша стал титуловаться как "правовой" или "справедливый"? Ответ однозначен, и он, что называется, лежит на поверхности. Политическую систему акушинского суперсоюза "вольных обществ", можно привести как эталон с точки зрения устроенности, законченности в правовом отношении старинных кавказских республик. Акушинская федерация (или суперсоюз) располагала четкой структурой, где наибольшее значение имела хорошо организованная судебная власть с двумя ветвями: суд по адату и суд по шариату. Параллельно существовала судебная власть по делам шариата у кадия Акушинского. К Акушинскому кадию поступали жалобы и кассации из окрестных, входивших в суперсоюз мини-республик (Цудахарская, Уси-шинская, Мекегинская, Мугинская). Акушинская федерация выработала также четкий кодекс для всей федерации на основе пяти (включая собственно Акуша) перечисленных его субъектов, о чем один из выдающихся знатоков права и этнографии Кавказа М.О.Косвен писал: "...право даргинцев разделено на общее право и частное право каждого из обществ, входивших в Даргинский округ". (Обращаю внимание на то, как М.О.Косвен называет адаты даргинцев "правом", а не "обычным правом", как их квалифицируют другие авторы. Между этими категориями исключительная квалификационная разница, чем и ценно определение М.О. Косвена). Итак, высшим правовым авторитетом среди даргинцев был кадий по шариату и судебная власть, составленная на основе съезда представителей обществ на Дюзи-Майдане. Таким образом, авторитет кадия И Акушинского союза "вольных обществ", правовая устроенность этого старинного политического образования и послужили мотивом того, что акушинская федерация получила титул "дарго", отсюда "Куша-Дарго", т.е. "Акуша-c праведливый", что и послужило основой современного общенационального этнонима у даргинцев "дарганти", "даргва".

Идентичность "дарга" с общетюркским "тугри" легко устанавливается, если обратить внимание на очевидную метатезу "гр" - "рг" и на особенности даргинского языка, где "о непременно произносится как "а" или "у".

Расул Магомедов, известный дагестанский ученый, доктор исторических наук, профессор ДГУ, журнал "Возрождение", №4, 1999 г.

Даргинцы - воторой по численности народ Дагестанской АССР. Г1о переписи 1959 г., даргинцев насчитывается 158 тыс. чело-век, Существовавшее до Великой Октябрьской социалистической революции деление даргинцев на собственно даргинцев, кайтагцев и кубачин- цев и их языковое различие со времени установления Советской власти стали постепенно изживаться. Решающая роль принадлежит здесь социалистической реконструкции народного хозяйства, созданию новой, социалистической культуры, возникновению общедаргинского литературного языка. Даргинский язык принадлежит к дагестанской ветви кавказских языков.

По современной лингвистической классификации различаются диалекты даргинского языка: собственно даргинский, кайтагский и кубачинский. Собственно даргинский язык имеет ряд наречий, из которых наиболее значительные акушинское, урахинское (хюркилинское) и цудахарское. Акушинское наречие легло в основу современного даргинского литературного языка, которым как языком школы, письменности и литературы пользуются также кайтагцы и кубачинцы.

Современное самоназвание собственно даргинцев - дарган, кайтагцев - хайдак, кубачинцев - урбуган, а наименование их единственного селения - Кубачи (на кубачинском языке - Арбуканти). Арабские средневековые авторы употребляли для наименования кубачинцев, издавна известных своими металлическими изделиями, персидский термин «зирех- геран» (буквально «кольчужники»). Наиболее распространенным до нашего времени в качестве названия селения и его обитателей является известный с XVII в. термин «кубачинцы», или «кубачи». Термин этот, заимствованный из турецкого языка, равнозначен по смыслу вышеприведенному персидскому.

В Дагестанской АССР даргинцы расселены следующим образом: Сергокалинский (центр сел. Сергокала) и Дахадаевский (центр сел. Уркарах) районы заселены собственно даргинцами; в центральной части Дахадаовского района - в сел. Кубачи - обитают кубачинцы, южная часть того же района - сел. Ицари - населена кайтагцами. Основное население Левашинского и Акушинского районов - даргинцы, но, кроме них, в этих районах живут также аварцы и лакцы. В Кайтагском районе (центр сел. Маджалис) проживают в основном кайтагцы, а также собственно даргинцы и кумыки. Наконец, отдельные даргинские селения встречаются в смежных районах: на севере - в Буйнакском (селения Кадар, Ка- рамах и Чанкурби), на западе-в Гунибском (сел. Мегеб), на юге- в Агульском (селения Амух и Чирах).

Территорию расселения даргинцев в целом можно назвать средним Дагестаном. Эта область, расположенная между приморской полосой на востоке ж бассейном.р. Казикумухское Койсу на западе, не включает, подобно соседним землям аварцев и лакцев, каких-либо крупных обособленных речных бассейнов и ущелий, она лежит преимущественно в бассейнах небольших рек, текущих в Каспийское море, и имеет весьма пересеченный ландшафт. В горных зонах расположены главным образом Дахадаевский и Акушинский районы. Наивысшие точки хребтов на территории, заселенной даргинцами, достигают высоты 2,5 км над уровнем моря. Наиболее высоко расположенные селения находятся на высоте около 2 км над уровнем моря (например, селения Чирах, Ургани, Бутри). Климат области умеренный, в горных местностях - сухой, в предгорных - более мягкий и влажный. Почвы, вследствие расчлененности рельефа, скалистости и крутизны склонов, большею частью недоразвитые; на более пологих площадях есть чернозем. Леса в основном лиственные. В местах с более мягким климатом, т. е. в предгорьях, произрастают фруктовые деревья.

Соседямг даргинцев являются: на западе - аварцы и лакцы, на востоке и севере - кумыки, на юге - лезтины.

Как и большинство других народов Дагестана, даргинцы составляют аборигенное население страны. Наиболее ранние литературные памятники, в которых упоминаются даргинцы, относятся к IX в. н. э. Это - сочинения арабских авторов и дербентская компиляция, известная под названием «Дербент-наме». В этих источниках встречаются термины «хайдак», соответствующий современному «кайтаг», «зерекран» («зирехге-ран»), соответствующий современному «кубачи».

К началу XIX в. даргинская территория состояла из уцмийства Кай- тагското и ряда «вольных обществ», занимавших горные местности. Эти «вольные общества» находились в большей или меньшей зависимости от кайтагского уцмия. Ниже уцмия стояли уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Основную массу населения составляли лично свободные общинники (уздени), затем шли крепостные (раяты), и, наконец, существовало небольшое число бесправных кулов - рабов или холопов из пленных. Феодальный гнет освящала религия даргинцев - ислам суннитского толка, который стал распространяться со времени арабского нашествия на Дагестан.

«Вольные общества» считали уцмия своим военным предводителем в случае войны и при защите от нападений врагов. По свидетельству, относящемуся к XVIII в., кайтагский уцмий для упрочения своего положения среди сильных «вольных обществ» горных районов посылал туда своих сыновей на воспитание, причем все женщины по очереди прикладывали ребенка к своей груди. Будучи таким образом усыновлен многими семьями, сын уцмия оказывался связанным с «вольными обществами» как бы кровными узами. Тем не менее эти общества веками боролись с уцмиями и членами его дома, отстаивая свое самоуправление, свою свободу и относительную независимость, требуя невмешательства уцмия во внутренние дела джамаатов. Кубачинское «вольное общество», например, даже не пускало уцмия в свои пределы, и он мог попасть в Кубачи только в том случае, если имел надежного кунака среди кубачинцев.

Борясь с феодалами, т. е. с уцмием и беками, «вольные общества» кубачинцев, кайтагцев и даргинцев часто соединялись между собой в союзы (Акуша-даргва, Уцуми-даргва, Каба-даргва, Буркун-даргва и др.)* В начале XIX в. наиболее сильным из них был Акуша-даргва - союз пяти обществ, носивших названия соответствующих главных селений - Акуша, .Мекеги, Муги, Усиша, Цудахар. В состав Акуша-даргва входило и небольшое число аварских и лакских селений. Общее управление союзом находилось в руках кадия, жившего в Акуше и пользовавшегося большим влиянием во всем Дагестане.

После окончательного присоединения Дагестана к России уцмийство Кайтагское было упразднено (1820 г.) и в Кайтаге введена русская администрация. В 1860 г. на территории даргинцев был образован Даргинский округ. Часть даргинских селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов.

Занятия

Основными отраслями хозяйства даргинцев во второй половине XIX - начале XX в. были скотоводство в горных районах и земледелие (в том числе садоводство) в предгорных. В ряде селений горного общества Ганк наряду со скотоводством большое значение имело ремесло. В селениях Кубачи, Амузги, Сулевкент, Харбук почти все мужское население оторвалось от сельского хозяйства и занималось ремесленным производством. Крестьяне остальных даргинских селений, имевших скотоводческий или земледельческий профиль хозяйства, в свободное от сельскохозяйственных работ время также занимались ремеслом.

Таким образом, внутри даргинской территории существовало географическое разделение труда. Однако ведущей отраслью хозяйства большейчасти даргинских селений являлось все же скотоводство. Своего зерна в большинстве селений не хватало; его приобретали у соседей, в первую очередь у кумыков. Во многих районах не хватало и пастбищ, в связи с чем значительное развитие получила аренда пастбищ в других местах.

Земледелие - исконная (начиная с эпохи бронзы) отрасль хозяйства даргинцев. Веками народ накапливал земледельческий опьгт, кропотливо отбирая более целесообразные для местных условий формы и методы ведения хозяйства, совершенствуя орудия труда. Так, например, на крутых склонах гор даргинцы издавна примепяли террасную систему земледелия. Менее плодородные участки удобрялись навозом и птичьим пометом, более плодородные - золой от кизяка или верхним: слоем почвы с богатых перегноем лесных земель. В качестве удобрения употребляли также верхние слои известковых бугров, высохших болот, отложившихся по руслам рек пласюв ила.

Однако общая экономическая и культурная отсталость народа до революции, глубокое имущественное и социальное неравенство являлись непреодолимой преградой на пути совершенствования земледельческой техники, уровень развития которой в целом был низким. Господствовало од- пополье. Боронование применялось только в предгорных районах. Горцы в лучшем случае в качестве бороны пользовались связанными вместе ветками деревьев, а чаще - вовсе не боронили. Крупные комья земли разбивались лопатой. Вообще набор сельскохозяйственных орудий был не сложен. В предгорных районах основным пахотным орудием служил плуг с железным лемехом. В горах пользовались леткой сохой (дураз), сходной по конструкции с аварской. Убирали хлеб полукруглыми серпами с зазубренным лезвием или продолговатыми в виде горбуш, а также особыми косами, не (имевшими лучка для правой руки, как русские, но обладавшими вместо этого сильно изогнутым косовищем. Молотшги с помощью молотильных досок (с острыми кремневыми камешками на нижней поверхности), которые проволакивались волами по разбросанному на гумне хлебу. Такие же земледельческие орудия применялись и у других народов Дагестана.

Число видов возделывавшихся хлебных злаков было весьма ограничено - пшеница, "кукуруза, ячмень. Характерно, что пшеница культивировалась главным образом в хозяйствах богачей, тоща как бедняки предпочитали сеять ячмень, дающий больший урожай. Такая культура, как виноградная лоза, одна из древнейших в Дагестане, возделывалась в XIX в. лишь в некоторых районах нижнего Кайтага.

Огородничества даргинцы почти не знали. В середине XIX в. огородничеством стали заниматься жители селения Маджалис, Акуша, а также в Дешлагаре, под влиянием русского населения. Еще в XIX в. лук и чеснок даргинцы приобретали у кумыков в обмен на продукцию скотоводства. Другие овощи и картофель были редкостью. Вследствие примитивной техники урожаи обычно бывали весьма низкие. Земледельческое хозяйство даргинцев носило по преимуществу потребительский характер; товарное значение имело лишь садоводство, получившее наибольшее развитие в некоторых кайта1хких обществах.

Лучшие пахотные земли в долинах рек, ще имелись благоприятные условия для орошения, принадлежали помещикам (бекам, кадиям) и кулакам. Пахотные земли бедняков располагались обычно либо на склонах гор, прилегающих к селению, либо далеко в горах. Значительная часть крестьян имела от 0,8 до 1,1 га земли, а у многих ее и вовсе не было. Из-за нехватки тяглового скота, земледельческого инвентаря и рабочей силы крестьяне в течение сельскохозяйственного года прибегали к обычаю родственной и соседской взаимопомощи - булха (билхъа). Кулаки при помощи булха эксплуатировали своих бедных родственников и соседей.

Такая же картина наблюдалась и в скотоводческих районах: богатые скотоводы владели тысячными стадами овец, тогда как в хозяйствах бедняков число овец не превышало десяти, а то и пяти. Для основной массы крестьянства очень остро стоял вопрос о пастбищах. Одни селения бедствовали, у других имелись излишки. Большая часть пастбищ принадлежала помещикам. Общинные пастбища эксплуатировались в первую очередь кулацкой верхушкой. Большинству крестьян приходилось арендовать за высокую плату пастбищные земли или идти в кабалу к богатеям.

Скотоводством, как и земледелием, даргинцы занимались издревле. Широкое развитие скотоводства зафиксировано уже памятниками каякентско-хорочоевской культуры (II тысячелетие до н. э.). Примерно 70-75% поголовья скота составляли овцы местной горской породы, 10-15% -крупный рогатый скот, остальное -лошади, мулы, ослы. Как и у других народов Дагестана, применялась отгонно-пастбищная система животноводства. С весны до осени скот находился высоко в горах - на летних пастбищах, а в сентябре - октябре - спускался вниз, на зимние. Даже крупный рогатый скот большую часть года содержался на подножном корму, переходя на стойловое содержание только на два-три зимних месяца. В этот период обычным кормом были солома, бурьян, кукурузная шелуха, так как сена в хозяйстве даргинского крестьянина не хватало или не было вовсе. Экстенсивные формы ведения скотоводческого хозяйства, не знавшего заготовки кормов, теплых помещений для скота во время зимних холодов, ветеринарного обслуживания и т. д., (приводили к массовой гибели стад и разорению большого числа крестьян.

Богатые овцеводы, нанимая чабанов и подпасков, труд которых они жестоко эксплуатировали, и организуя сезонные перегоны скота, наживались также на бедных и средних хозяевах, которые присоединяли свой скот к их стадам. Объединенное стадо образовывало кош. В селениях таких кошей могло быть несколько. Фактически кош был в полном и безраздельном распоряжении богача. Богач по обычаю снабжал кош большим медным кованым котлом для варки пищи, нужным числом пастухов и собак. Присоединившие своих овец к большому стаду платили хозяину коша за каждые 50 голов по пять овец и пастухам по 20 коп. с овцы. Еще в 70-х годах XIX в. табуны и стада сопровождала вооруженная охрана. Эту охрану несло мужское население аула - сначала в порядке очереди, затем лишь бедняки за очень небольшое вознаграждение.

Постепенно скотоводство стало приобретать товарные формы. Даргинские предприниматели и перекупщики скупали шерсть, шкуры, мясо и сбывали их в городах, получая в обмен ткани и продукты земледелия.

Промышленных предприятий на территории, заселенной даргинцами, не было, если не считать фруктообрабатывающих заводов кустарного типа в селениях Цудахар и Куппа. Однако, как уже отмечалось, значительное развитие получили ремесла и домашние промыслы: металлообработка, гончарство, ткачество и т. д. Среди ремесленников шел процесс классовой дифференциации, резко усилившийся во второй половине XIX и начале XX в. Элементы капиталистических отношений развились в особенности в сел. Кубачи. Разбогатевшие мастера использовали наемный труд, скупали изделия односельчан, занимались торговлей и ростовщичеством.

Экономическое положение основной массы даргинцев было в дореволюционное время весьма тяжелым. Своего хлеба семье среднего достатка хватало на три - четыре месяца; мяса для питания семья имела в год не более 50-60 кг. Маломощные крестьяне и совсем не имевшие ни земли, ни скота вынуждены были батрачить или заниматься отходничеством. Например, в сел. Мюреш (современный Сергокалинский район) в ода ом из кварталов, насчитывавшем около 60 хозяйств, 17 хозяйств работало на кулаков. Очень высок был и процент отходников. Из одного только

Даргинского округа в конце XIX - начале XX в. ежегодно уходило в поисках работы около 12 тыс. человек. В ряде селений на заработки уходило до 20-30% жителей. Даршнцев-отходников можно было встретить в селениях и городах Дагестана (обычно на плоскости), на нефтепромыслах Баку, на рыбных промыслах Каспия и во многих других местах.

Новая жизнь пришла в даргинские селения после Октябрьской революции. За годы Советской власти, и особенно после коллективизации, значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель за счет осушки болот, превращения части пастбищ в новые пахотные участки и, в ряде случаев, прежде бесплодных земель в земли плодоносные, благодаря использованию высококачественных удобрений, развитию искусственного орошения и другим мероприятиям. Расширился ассортимент зерновых, технических и других культур. Большие площади заняты теперь под пшеницу и кукурузу. Сеют также полбу, ячмень, рожь, овес, просо. Широкое распространение получили подсолнух, горох, люцерна и т. д. Повсеместно развивается огородничество. Даргинцы сами выращивают теперь помидоры, капусту, морковь, лук, чеснок и пр. На даргинских землях культивируются и бахчевые: арбузы, дыни, тыквы.

Большое значение в современном хозяйстве даргинцев приобрели садоводство и виноградарство, особенно в таких районах, как Кайтагский, Дахадаевский и Левашинский. Возделыванием плодовых растений и виноградной лозы стали заниматься в таких районах, где раньше это считалось совершенно невозможным. Особенно примечательно успешное разведение винограда в ряде даргинских предгорных и нагорных местностей, вовсе не знавших раньше виноградарства, в частности в Акушинском районе. В связи с развитием садоводческого хозяйства во многих местах созданы консервные заводы по* переработке фруктов, ягод и овощей. Большие фруктово-консервные заводы и промкомбинаты имеются в селениях Серкжала, Цудахар, Ходжал-Махи, Маджалис и других.

Непрестанно увеличивается интенсивность земледелия благодаря плановому ведению хозяйства, применению достижений агрономической науки и высокой техники. В предгорных и плоскостных районах даргинские колхозы пользуются тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами. В то же время в горных колхозах, где особенности природных условий не всюду еще позволяют применить новую технику, употребляются и некоторые старые земледельческие орудия.

Колхозы в горах используют также и народный опыт ведения хозяйства, применяя проверенную на практике террасовую разработку склонов под посевы и сады. На крутых склонах делают идущие уступами небольшие площадки, иногда укрепленные каменными стенками и снабженные сетью канавок искусственного орошения. На этих террасовых участках применяются даргинская соха - дураз, хорошо приспособленная к горным условиям, а также легкий плуг - гутан.

Из животноводческих отраслей ведущими являются овцеводство (по всему Дагестану известна так называемая даргинская порода черной овцы) и разведение крупного рогатого скота. За даргинскими колхозами закреплены навечно достаточные площади летних и зимних пастбищ, первые - в горах Акушинского, Дахадаевского, Рутульского и Кулинского районов, вторые - на плоскости, в районах Карабудахкентском, Каякент- ском, Хасавюртовским, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском, Та- румовском и Караногайском. Серьезно поставлены ветеринарное обслуживание и выведение лучших пород скота. В колхозах сооружены животноводческие помещения. Организована заготовка кормов, что дало возможность наладить стойловое содержание крупного рогатого окота и лошадей в зимний период. Все шире применяется механизация трудоемких процессов животноводства (механическая стрижка овец и др.). Зимние пастбища (кутаны), использовавшиеся до революции лишь для нужд животноводства, перестали быть только пастбищами. На кутанах выращиваются зерновые и огородные растения, фруктовые деревья и виноградная лоза.

Для переработки продукции животноводства построены маслосыродельные заводы и другие предприятия.

В корне изменились условия жизни чабанов. На альпийских лугах и плоскостных кутанах построены удобные жилища для животноводов, организованы общественное питание, доставка литературы, радиосвязь. Систематически ведется культурно-просветительная работа.

Широко распространены домашние производства, которыми занимаются женщины для удовлетворения потребностей семьи: вязание, изготовле ние войлочных изделий, прядение и ткачество. Часть этих изделий сбывается на колхозных базарах или продается соседям. В некоторых колхозах организованы женские ремесленные артели - бурочные, суконные, трикотажные (выделывающие свитеры, шерстяные вязаные платки, носки, п"ерчатки) и т. д.

Большой интерес представляют изящные вышивки работы женщин из" селений Баршамай и Чабахни Кайтагского района. Вьгшивки эти, имеющие богатый и оригинальный орнамент, служат для украшения больших подушек, подзоров и занавесок для стенных ниш. Золотошвейные работы, украшающие женские головные уборы, кисеты и т. п., выполняются в небольшом количестве в сел. Акуша и других нагорных местностях. Традиционные цветочные вышивки на женских головных уборах, подкувшин- ных подстилках и других предметах местного обихода распространены главным образом в селениях Сергокалинского района. Вышивка стебельчатым швом и изготовление нитяных кружев - явления новые, они получили наибольшее распространение в сел. Цудахар. В ряде селений Дахадаевского района, а также в Акушинском и Сергокалинском районах вяжут шерстяные носки, преимущественно с геометрическим орнаментом. В некоторых селениях (в частности, в Акушинском районе) изготовляют вязаные шерстяные платки и разные трикотажные изделия. Разнообразные войлочные изделия - узорные и простые к©шмы, белая войлочная обувь в виде сапог с зашутыми носками, бурки - производятся во всех основных даргинских районах. Паласы ткутся во многих селениях Левантинского, Акушинского, Дахадаевского и других районов. Выделка сукон высокого качества в прошлом была распространена едва ли не во всех районах даргинской территории, а изготовление бумажных и шелковых тканей - преимущественно в Сергокалинском и Кайтагском районах.

Производством сафьяна и изделий из кожи (обуви, шуб, шапок) занимаются в свободное от работы в колхозе время мужчины, готовящие продукцию для сбыта и собственного потребления. Наибольшую известность приобрела выделка сафьяна кожевниками сел. Цудахар.

Значительное место в общем комплексе даргинских производств принадлежит дерево- и камнеобработке. Среди колхозников селений Акуша п Ходжал-Махи имеются мастера-строители, резчики по дереву и камню. В ряде селений Левашинского, Акушинского, Дахадаевского и Сергока- л и не кото районов изготовляются деревянные, художественно выполненные детали жилищ: опорные столбы, карнизы, наличники и т. п. В тех же районах производятся деревянные резные лари, сундуки, диваны, шкафы, детские люльки и т. д.

Росписью по дереву занимаются жители селения Ходжал-Махи. Во многих даргинских селениях изготовляются каменные резные надгробия н различные декоративные архитектурные детали: опорные столбики, кронштейны, отдельные орнаментированные блоки с советской эмблематикой и т. д.

В различных даргинских селениях имеются специалисты по обработке металлов: кузнецы, лудильщики, медночеканщики, жестянщики, слесари и др. Известна артель металлистов сел. Харбуки в Дахадаевском районе, выпускающая первоклассные по качеству кузнечные изделия, распространенные по всему Дагестану.

Жители сел. Кубачи, известного по письменным памятникам начиная с IX в., специализировались на художественной обработке металла. Среди изделий кубачинских мастеров, издавна славящихся своим искусством далеко за пределами Кавказа, когда-то занимали большое место кольчуги, панцири, шлемы, налокотники, ружья и пистолеты. Это производство в начале XIX в., с распространенном русского огнестрельного оружия, утратило свое значение и во второй половине XIX в. почти прекратило существование. Вместо этого расширилось производство холодного оружия, которым Кубачи также славились еще в средние века. Одновременно большое распространение получило златокузнечество - изготовление украшений из ценных металлов, оправы к холодному оружию, седельных украшений, дорогих стремян, газырей и пр. С конца XIX в. кубачинцы стали также делать портсигары, спичечницы, серебряную утварь, посуду.

На базе старинных производств в сел. Кубачи после Октябрьской революции была организована артель «Художник», пользующаяся большой известностью далеко за пределами Дагестана. В настоящее время она обладает хорошими производственными помещениями и разнообразным специальным инвентарем. Артель выполняет сложные заказы, над которыми работают как старые, так и молодые мастера; большое внимание уделяетЬя подготовке новых кадров. Кубачинские мастера обладают совершенной и многосторонней техникой. Среди них есть специалисты разных отраслей: гравировщики, мастера по черни, мастера насечки (инкрустации) ценными металлами по кости, рогу и железу, филигранщики, специалисты по технике сквозной и накладной филиграни, эмальеры, мастера серебряного литья и серебряной ковки, монтировщики. Часто один и тот же мастер владеет несколькими специальностями и в своих произведениях комбинирует гравировку с насечкой, филигрань с эмалью и т. д.

Помимо златокузнечества в Кубачах существует еще две отрасли металлообработки: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Кубачинские литые медные котлы хороши по качеству, изящны по форме и были чрезвычайно удобны для распространенных в прошлом у народов Дагестана открытых очагов.

После Великой Октябрьской социалистической революции кубачинцы достигли в своем искусстве еще более высокого уровня, чем прежде, освоив новые художественные приемы и мотивы. В 1922 г. кубачинские мастера по заказу бакинских рабочих сделали в подарок В. И. Ленину серебряную модель нефтяной вышки в виде декоративной, композиции, украшенной тончайшим орнаментом. Изделия кубачинских мастеров экспонировались на многих выставках и конкурсах, неоднократно премировались. Лучшие кубачинские мастера Г. Кишов, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, М. Мугиев и другие отмечены за свою работу правительственными наградами. В последние годы кубачинская артель освоила выпуск новых видов ювелирных изделий: сахарниц, кофейников, молочников, чайников, вазочек, браслетов и пр.

К числу"основных занятий даргинцев следует отнести и работу значительной их части на фабриках заводах, железнодорожном транспорте, нефтяных и рыбных промыслах, а также в районных промкомбинатах. Формирование кадров рабочих из даргинцев приняло, разумеется, широкий размах только после революции. Среди рабочих даргинцев немало передовиков производства. Значителен процент даргинцев и среди инженерно-технического персонала промышленных предприятий Дагестанской АССР.

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана. Они составляют 16,5 % от всего населения республики. Всего в России насчитывается около 590 тысяч представителей этого народа. За пределами Дагестана больше всего даргинцев – более 50 тысяч человек – живут в Ставропольском крае.

Происхождение и история даргинцев

Самоназвание народа – дарган, дарганти – по-видимому, происходит от слова "дарг". Понятие довольно трудно перевести на русский язык – это нечто внутреннее, то, что противопоставлено внешнему окружению. Формирование даргинского народа происходило на протяжении последней тысячи лет под влиянием военных усобиц проживавших в горах Дагестана племён, а также нашествий турецких и иранских армий. Впервые этноним даргинцы появляется в одной из летописей XV века.

Несмотря на существование общего литературного даргинского языка, сложившегося на основе акушинского диалекта, далеко не все даргинцы одинаково хорошо понимают друг друга: насчитывается около 17 диалектов, довольно существенно различающихся между собой. Письменный даргинский использует кириллический алфавит.

Вплоть до вхождения в 18 веке в состав российского государства земли, населенные даргинцами, находились под управлением союза сельских обществ Акуша-Дарго Кайтагского уцмийства. Во времена Кавказской войны даргинцы в большинстве своем поддерживали Шамиля, однако активного участия в военных действиях не принимали.

В советский период истории российского государства, когда была образована Дагестанская АССР, многие даргинцы переселилось из горных в равнинные районы республики.

Ремесла даргинцев

У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кубачинские мастера также издавна славились изготовлением кольчуг, шлемов, панцирей, налокотников, ружей и пистолетов. Парадное оружие (ножны, рукоятки шашек и кинжалов) даргинцы весьма умело оправляли серебром и позолотой и украшали узорчатыми пластинками из кости. Причем, искусство златокузнецов не забыто и в наши дни. К примеру, в Кубачах, каждый, от мала до велика, владеет ювелирным мастерством: оно передается в семьях из поколения в поколение. Помимо оружия, создают местные умельцы подсвечники, парадную посуду и, конечно, женские украшения. Работают с серебром, медью, костью и эмалью.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Быт даргинцев

Быт даргинцев издавна регулировался традиционным правом - обычаями, принятыми в том или ином джамаате (сельской общине). Общины, в свою очередь, объединялись в более крупные сообщества, часть которых на протяжении долго времени составляла так называемую Акушимскую конфедерацию. Внутри общин жизнь даргинцев формировалась вокруг малых семей и их групп (тухумов), ведущих родство от одного общего предка.

Как и у многих других кавказских народов, наиболее наглядно обычаи даргинцев проявляются в ритуале гостеприимства: в дом приглашался любой человек вне зависимости от его национальности, религиозной принадлежности, места проживания. Любой визитёр и до сих пор может быть уверенным в том, что в доме у радушного даргинца его ожидает богато уставленный кушаньями стол и комфортный ночлег. А за безопасность гостя в доме лично отвечает хозяин.

За даргинским столом о диетах лучше забыть сразу! В центр стола при каждом застолье обязательно выставляется национальная кулинарная гордость – чуду – что-то среднее между блинами с припеком и "закрытым" пирогом. Традиционные чудо-начинки - мясо, овощи, творог и горные травы. Столь же обязателен и хинкал (не путать с хинкали), рецепт которого свой у каждой хозяйки. Самые популярные супы - из пшеницы, гороха или фасоли. А запивать все это разнообразие полагается бузой – слабо- или безалкогольным квасом, который сами даргинцы называют напитком аксакалов.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Даргинцы. «Огонь, вода и...», 2006


Общие сведения

ДАРГ‘ИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, один из крупнейших народов Дагестана (Россия), коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365 тыс. человек.

Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) составляет по переписи 2010 г. - 589 тыс. 386 человек. Непосредственно в Дагестане - 425526. По данным Переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек.

Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.

Распространен также и русский язык. Письменность на основе русского алфавита с 1938 года. До этого была латиница и персидское письмо. Первые сборники даргинских стихов были изданы в начале XX века, однако по содержанию они были религиозными, а в грамматическом и в языковом отношениях - полударгинскими, полуарабскими. Развитие даргинская литература получает лишь после Октябрьской революции. В первые годы революции удается только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев, а с мая 1925 года начинает выходить первая газета на даргинском языке.

11 сентября 1961 года в Избербаше на базе первой национальной даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте открылся первый профессиональный драматический театр даргинцев - Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая.


Далеко за пределами Дагестана известен даргинский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, автор популярных стихов, пьес и повестей. Его повесть из жизни современного Дагестана «Даргинские девушки» (1962) переведена на русский, французский, английский, немецкий, испанский, польский языки.

Верующие даргинцы - мусульмане-сунниты. В быту и культуре даргинцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона. Например, Абдал (Авдал) - бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей заботится о диких животных, ограничивает отстрел зверей. Бадз - божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Берхи (Бархи) - божество солнца, имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Куне — добрый дух, покровитель рода, семейного очага; приносит изобилие в дом. Куне невидим, является в дом в пятницу. Чтобы задобрить Куне, хозяйки смазывают в пятницу горячие печки жирным куском мяса или маслом.

Земля почиталась даргинцами как богиня-мать, возрождающая, дающая жизнь и плодородие. У даргинцев, как и у их соседей аварцев, существовал древний ритуал - бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к плодотворящей силе земли и предков.


К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Даргинцы - 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921 Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.


Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Б‘ольшая часть Даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы - патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.


Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах - двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

М.О. Османов



Очерки

Земля глубока, а небеса высоки

Первое упоминание этнонима даргинцы встречается уже в XV веке — в комментариях к арабским рукописям. Но история даргинцев начинается гораздо раньше. На землях нынешнего Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. В XIV веке у них утвердился ислам. С XVI столетия развиваются русско-дагестанские связи. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав России.Даргинцы живут в средней части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье). Говорят они на даргинском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. В нем много диалектов, в том числе — акушинский (на его основе образован литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространен среди даргинцев и русский язык. Письменность на основе кириллицы создана в 1938, до этого была латиница, а еще раньше — персидское письмо. Верующие — мусульмане-сунниты. По данным переписи населения 2002 года. численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек. В самом Дагестане — 425,5 тысячи. Это 16,5% всего населения многонациональной республики. Основные занятия даргинцев — земледелие, скотоводство, домашние промыслы.


В путь-дороге человек распознается

Конечно, это всего лишь перечень голых фактов. Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара (1931—1991), создававшего свои произведения на даргинском языке. Это: «Ожерелье для моей Серминаз», «Горцы на отдыхе», «Даргинские девушки», «Солнце в «Гнезде орла», «Любви бирюзовый цвет», «Тайна рукописного Корана». Все они переведены на русский язык.Особенной популярностью пользуется повесть «Ожерелье для моей Серминаз». По ее мотивам известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе поставил комедийный фильм «Ожерелье для моей любимой» (1971). Абу-Бакар сумел превратить простую любовную историю о поисках подарка в философскую притчу, в которой рассказывается обо всем народе, его нравах, обычаях и силе духа. В ней много юмора, а также комичных и гротескных ситуаций, но по сути своей повесть серьезна. Она убеждает читателя в том, что именно любовь преодолевает вековую вражду между родами. В пословицах даргинского народа, создававшихся веками, тоже много комических ситуаций. Это не случайность и не прихоть поэтического воображения. Ведь что такое пословица? Своеобразный итог жизненного опыта, пойманный в сети слов. У верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?» Он ответил: «А что у меня прямое?»Овца в той же шкуре и жиреет и тощает.После дождя бурку не надевают.Был бы мир пловом, а я — ложкой!Вода останавливается в луже. (Интересно, что эту пословицу даргинцы употребляют в том смысле, что деньги к деньгам.)Если есть ячмень, коню не нужна нагайка.Дрова в лес не возят.Даже море дождь любит.


У кого земли много, у того быки тощие

Какие качества делают даргинца даргинцем? Если человек совершает поступок, заслуживающий с точки зрения даргинской (и дагестанской) этики поощрения или наказания, это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет всех его родственников. Поэтому человек старается не совершать ничего такого, что заставило бы близких по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, даргинец, как и многие дагестанцы, получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.


Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится

Особым статусом у даргинцев обладают два обычая — гостеприимство и почитание старших. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к одной из самых величайших добродетелей. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — все для гостя. Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших — характерен для семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество — молодые уступают место. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают. Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому не нужной!» считается наиболее суровым. Старые люди, если молодежь относится к ним невнимательно, тоже бранятся: «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».Есть еще целый ряд религиозных традиций, которые соблюдаются повсеместно. Даргинцы — люди верующие. Все жизненные события сопровождаются у них религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению эмоциональных связей. Она регулирует жизнь не только верующих, но и неверующих. Религиозные обряды переплелись с традиционными нормами поведения, которые прививаются с детства. На уровне обыденного сознания мораль и религия воспринимаются как вещи неразделимые.


Какой мост построишь, по такому и перейдешь

Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией богатых, состоятельных людей. Сегодня так называемые новые даргинцы чаще всего многоженцы, что подчеркивает их возросший социальный престиж. Отношения в даргинских семьях строятся на традиционной основе: мужчины занимают главенствующее положение, женщины — зависимое. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Из мусульманских праздников особо ценятся день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Есть и другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни. К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. На эту тему есть даже такая притча: «В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: «Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?»— «В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни» — ответила ласточка и полетела за новыми каплями».