Герои музыкальных произведений которые раскрывают чувства человека. Использование музыки для вызова эмоций

Образы радости в музыке

  1. Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
  2. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов.
  3. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
  2. Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

В аттическую форму заключён
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жён
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживёшь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
«В прекрасном - правда, в правде - красота.
Вот знания земного смысл и суть…»

Дж. Китс (английский поэт)

Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.

Словно невидимыми токами пронизано бытие нашими чувствами, сокровенными, скрытыми от постороннего наблюдения, порой тщательно оберегаемыми. Но как же бывает иногда необходимо выбраться из самого себя, ощутить свою сопричастность с миром других людей, почувствовать себя частью этого мира!

Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,-

писала Анна Ахматова в стихотворении «Музыка».

И действительно, музыка, пробуждающая и понимающая нас, помогает хотя бы ненадолго преодолеть эти оковы одиночества, в которых мы пребываем наедине со своими восприятиями, волнениями и надеждами. В ней узнаём мы свои затаённые мысли, сны, фантазии, печали и радости, узнаём, что и другие люди во все времена думали и волновались о тех же вещах, что и мы.

Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или абстрактной «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!

Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то мы найдём здесь разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки - есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьёзного человека. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания. Не случайно композиторы всех времён так охотно включали в свои произведения весёлые народные песни и пляски, не только оживляющие звучание их собственной музыки, но и создающие эффект подлинного, живого, достоверного веселья.

Самым известным симфоническим произведением Михаила Ивановича Глинки является его гениальная «Камаринская» - фантазия на две русские темы. Это сочинение стало новым словом в русской музыке. В ней композитор использовал песню для создания произведения, рисующего разные стороны народной жизни и народного характера. Но это не просто картинка русского деревенского быта. Здесь раскрыто богатство творческой фантазии народа.

«Камаринская» - это вариации на темы двух русских народных песен (эта форма называется двойными вариациями). Первая песня - напевная, задумчивая свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая - весёлая оживлённая плясовая «Камаринская».

Интересно использует здесь Глинка инструменты симфонического оркестра. Особенно струнные, которые звучат то как голоса невидимого хора, то лёгким пиццикато подражают балалайке. А духовые деревянные звучат как наигрыши свирели.

Родион Щедрин в «Озорных частушках» использовал подлинные мелодии частушек, записанных в разных уголках России - на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по очереди, очень подходит форма концерта-соревнования, где поочерёдно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор.

Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) - фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами, или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Искусство Садко-гусляра неотразимо воздействует даже на силы природы, которые он укрощает, подчиняет своей воле. Причём сам он поёт и играет на гуслях так, как искони века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной. А иногда и подлинно народная…

Вопросы и задания:

  1. Что представляет собой «Камаринская» М. Глинки?
  2. Какие приёмы развития, идущие от народной музыки, использовал в «Камаринской» композитор?
  3. В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки, не востребованному серьёзными композиторами?
  4. В чём оригинальность этого произведения? Какие особенности симфонического письма вы можете отметить?
  5. Почему о музыке часто говорят, что это «язык человеческих чувств»?
  6. Помните ли вы случай, когда музыка оказывала на вас влияние помимо вашей воли? Какая это была музыка? Расскажите об этом.

Содержание которого раскрывает некую заложенную в него композитором словесную программу, очень часто поэтическую, - вот что такое программная музыка. Это явление придаёт ей специфические черты, отличающие ее от непрограммной, которые отображают настроения, чувства, душевные переживания человека. Программа может быть отражением каких угодно явлений действительности.

Конкретика и синтез

По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.

Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.

Размежевание

Постепенно бытовой уклад человечества совершенствовался, искусство становилось изощрённее, и появилась тенденция к разъединению его основных родов и видов. Действительность обогащалась, и отображение этого уже достигалось во всём многообразии, хотя синкретическим искусство навсегда осталось в обрядовых, духовных, вокально-инструментальных, драматических аспектах. Совместные действия музыки и слова, однако, определяющие программность, тоже никогда от музыки далеко не уходили.

Это могут быть названия, которые предусматривает программная музыка. Примеры - в сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского где у каждой пьесы есть не только "говорящее", но и "рассказывающее" название: "Утренняя молитва", "Нянина сказка", "Болезнь куклы" и все остальные маленькие произведения. Это его же сборник для детей постарше "Времена года", где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.

Музыка плюс литература

Программная музыка для детей особенно понятна, если у произведения есть и название, и сопроводительное слово, которое составляет сам композитор или писатель, вдохновивший его, как сделал Римский-Корсаков в симфонической сюите "Антар" по сказке Сенковского или Свиридов в музыке к повести

Тем не менее программа музыку лишь дополняет, не являясь точным разъяснением. Просто объект вдохновения один и тот же у писателя и композитора, а средства всё-таки разные.

Музыка минус литература

Если пьеса называется "Грустная песенка" (например, есть у Калинникова, Свиридова и многих других композиторов), это определяет только характер исполнения, но никак не конкретное содержание, тем и различны программная и непрограммная музыка. Конкретика - это "Собачка потерялась", "Клоуны", "Дедушкины часы" (которые потикают-потакают, а потом непременно будут бить). Такова практически вся программная музыка для детей, она глубже и быстрее понимается и лучше усваивается.

Музыкальный язык чаще всего сам конкретизирует программное содержание посредством своей изобразительности: звучание может имитировать пение птиц ("Жаровонок", "Кукушка"), нагнетание напряжённости, веселье народного гулянья, ярмарочные шумы ("Необычайное происшествие", "Масленица" и другие. Это так называемая звукопись, которая тоже проясняет, что такое программная музыка.

Определение

Любое снабжённое словесной характеристикой произведение обязательно содержит элементы программности, которая имеет множество видов. А что такое программная музыка, можно понять, даже слушая или разучивая этюды. Они сами по себе призваны развивать технические возможности музыканта в роли развёрнутых упражнений и могут не только программы не содержать, но и музыки как таковой, но всё равно зачастую носят в себе черты программности и даже бывают программны абсолютно. Но если в инструментальном произведении есть сюжет, и содержание последовательно раскрывается, это обязательно программная музыка. Примеры можно найти и в национальных народных, и в классических сочинениях.

"Три кита" и национальные черты в программе

Также помогают понять, что такое программная музыка, определённые черты прикладных ("Полюшко", например), марша во всём жанровом разнообразии ("Марш Черномора" и "Марш деревянных солдатиков"), а также танца - народного, классического, фантастического. Это, с лёгкой руки Д.Б. Кабалевского, в музыке - "три кита", определяющие жанровую принадлежность.

Характерные черты национальной музыки тоже обычно служат программности музыкального произведения, задавая общую концепцию, темп, ритм сочинения ("Танец с саблями" Хачатуряна, например, "Два еврея..." и "Гопак" Мусоргского).

Пейзажная и сюжетная программность

Отображение одного или ряда образов, которые на протяжении всего сочинения не претерпевают изменений, - тоже программная музыка. Примеры произведений можно найти повсеместно: "В полях" Глиэра, "По скалам и фьордам" Грига и так далее. Сюда же можно отнести картины праздников и битв, музыкальные изображения пейзажные и портретные.

Даже одни и те же литературные сюжеты композиторы воплощают в музыке по-разному: например, "Ромео и Джульетта" Шекспира у Чайковского вылилась в увертюру, где программность обобщённая, а у Берлиоза - последовательная. И то, и другое, разумеется, программная музыка. Название чаще всего может рассматриваться как сюжетная программа, например "Битва гуннов" Листа по одноимённой фреске Каульбаха или его же этюды "Хоровод гномов" и "Шум леса". Иногда произведения скульптуры, архитектуры, живописи помогают понять, что такое программная музыка, поскольку участвуют в выборе изобразительных средств для музыкальной картины.

Вывод

Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.

Поэтому многие композиторы от программности пытались отказываться (в том числе Малер, Чайковский, Штруаус и другие), но, несмотря на это, полностью непрограммной музыки ни у одного из них не получилось. Единство музыки и конкретики её содержания никогда не является нерасторжимым и абсолютным. И чем более обобщённо отражается содержание, тем лучше для слушателя. Что такое программная музыка - станет понятно по малейшим штрихам развития музыкальной мысли: имеющий уши, так сказать, услышит, несмотря на то что единое определение и даже одинаковое понимание этого явления в музыке в среде музыкальных теоретиков пока не появилось.

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

8.2. Музыкальные эмоции

8.2. Музыкальные эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение.

Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временно й природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой» .

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».

Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов . Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения (Б. М. Теплов). Похожие мысли высказывает А. Шнабель: «Среди всех искусств музыка занимает исключительное и несоизмеримое с другими видами положение. Она – везде – становление и в силу этого никогда не может быть “схвачена”. Ее невозможно описать, от нее нет никакой практической пользы; ее можно только переживать…» .

Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б. М. Теплов делает следующие весьма значимые выводы.

1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» . В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д.). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным . «Музыка есть эмоциональное познание» [там же].

2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность .

Способность человека к переживанию музыки Б. М. Теплов считал признаком музыкальной одаренности, музыкальности, а ядром музыкальности – «эмоциональную отзывчивость на музыку» .

Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее.

Или различия приобретают стилистический характер. «Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в. ; «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в. ; «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века.

Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временно й протяженностью музыкального произведения. На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. Так А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis » приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость . Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей.

XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.

В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют: 1) жизненные эмоции окружающего мира; 2) эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства; 3) специфические музыкальные эмоции .

В связи с этим становится понятной сложность изучения проблемы музыкальных эмоций и отсутствие разработанной теории. Исследуя теорию музыкального содержания, В. Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций.

1. Эмоции как чувство жизни.

2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.

3. Эмоции восхищения мастерством искусства.

4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.

5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).

6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала).

Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся: а) моторно-ритмическая сфера; б) певческая или вокальная сфера, переносимая в звучание тембров музыкальных инструментов; в) речевая или декламационная сфера.

Моторно-ритмическая сфера воздействует ритмической периодичностью, разнообразием акцентов, мелодическими вершинами и кульминациями, звучанием гармоний и различными градациями силы звука. Данная сфера обладает универсальным воздействием на человека, вплоть до погружения в состояние гипноза.

Певческая или вокальная сфера включает весь диапазон интонаций человеческого голоса и непрерывно пополняется интонациями речевой сферы.

Речевая или декламационная сфера содержит огромный и весьма эмоциональный материал: интонации просьбы или жалобы, страха или угрозы, восторга или негодования и др.

Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа. Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.

Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального “аффекта”, внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения», – указывает В. Н. Холопова . Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение. «Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции» .

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

4 Дети и эмоции Что же на самом деле происходит? Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» - далек от реальности!Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так

Из книги Детский сад и подготовка к школе автора Бирюков Виктор

Совет 24 Музыкальные инструменты Подойдут даже игрушечные Хотим сразу внести ясность: мы отнюдь не призываем обучать детей музыке, и вот почему. В царские времена музыке в обязательном порядке учились дети привилегированных сословий. Крестьяне с рабочими могли об этом

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Занятие 28. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.Ход занятия1. Упражнение на гласные и согласные

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Занятие 29. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.Ход занятия1. Рассматривание репродукций картин,

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Слушаем музыкальные звуки Цель приведенных ниже игр и упражнений – научить ребенка вслушиваться в музыкальные звуки, эмоционально реагировать на них. Познакомьте малыша с веселой, быстрой, медленной, громкой и тихой мелодиями.При этом старайтесь вызвать у ребенка

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Блокирующие эмоции Дети-интроверты склонны испытывать чувства вины и стыда, что объясняется, как я уже говорила в главе 2, особенностями их нервной системы. Это тормозящие эмоции, которые вызывают замедление активности ребенка. Без них дети не могут научиться отличать

Из книги Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года автора Мулюкина Елена Гумаровна

Эмоции («Э» в ЛИМЭС) Изменения вследствие успешной учебы происходят как в интеллекте, так и в эмоциях. Эмоции могут способствовать учебному процессу, а могут мешать ему.Эмоции человека управляют его вниманием, которое, в свою очередь, управляет обучением и памятью. (Sylwester).

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Музыкальные развивающие игры Когда вы играете на инструменте, вы покажите ребёнку, что звуки бывают разные по высоте. Высоту звучания нагляднее всего демонстрировать именно на клавишных.Про высокие звуки можно сказать, что это птичка летает и поет, а низкие сравнить с

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Что такое эмоции? Радость, печаль, интерес, гнев – все это эмоции. Они играют в жизни человека огромную роль и могут дать заряд неисчерпаемой энергии, а могут выжать так, что никакая работа не будет под силу. Их столь важная роль сложилась в процессе эволюции. Эмоции

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Моделируем эмоции Чтобы сделать чтение еще более интерактивным, я стал повторять выражения лиц персонажей книги Мо Виллемса «Делиться ли мороженым?» (Should I Share My Ice Cream?) – нашей любимицы из цикла о Слоненке и Поросенке. Ее герои сильно приподнимают брови, морщат лбы и

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Чувства и эмоции Ваше лицо по-прежнему остается объектом изучения. Пальчики исследуют ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы – это два разных человека: если себя дергать за волосы – делается больно, а если дернуть вас, даже если сильно, то почему-то

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

Новые эмоции Палитра чувств малыша становится все разнообразнее. Если раньше из всей гаммы эмоций малыш выделял только положительные, то теперь в общении со взрослыми ребенок начинает уже использовать и отрицательные эмоции. Например, если малышу сейчас хочется играть,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Из книги автора

Из книги автора

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к

Основные параметры музыки (темн и лад) Основное настроение Характеристика Названия произведений
Медленная мажорная Спо­койствие Лирическая, мягкая, созерцатель­ная, напевная, элегическая Бородин.Ноктюрн из струнного квар­тета:
Шопен.Ноктюрн фа-мажор (крайние части);
Шопен.Этюд ми- мажор (крайние части);
Шуберт.Аве Мария:
Сен-Сане.Лебедь.
Медленная минорная Печаль Сумрачная, тра­гическая, тоскливая, гнетущая, уны­лая. скорбная Чайковский. V симфония, вступле­ние;
Его же.VI симфония, финал;
Григ. Смерть;
Шопен.Прелюдия до-минор;
Шопен.Марш из сонаты сн-бемоль- минор.
Быстрая минорная Гнев Драматическая,взволнованная, тревожная,беспокойная, мятежная,гневная,отчаянная Шопен.Скерцо № 1 этюд№ 12, соч. 10;
Скрябин.Этюд№ 12, соч. 8;
Чайковский.VI симфония. 1-я ч., разработка;
Бетховен.Финалы сонат № 14, 23;
Шуман.Порыв.
Быстрая мажорная Радость Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович.Праздничная увертюра;
Лист.Финалы рапсодий N? 6,12;
Моцарт.Маленькая ночная серенада, финал;
Глинка.Руслан и Людмила, увертюра;
Бетховен.Финалы симфо­ний №V. IX

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния

1. Для уменьшения раздражительнос­ти, разочарования и для повышения чувства бренности жизни Бах «Кантата № 2
Бетховен "Лунная соната"
Прокофьев «Соната «Рс» Франк «Симфония ре-минор»
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен "Мазурка и прелюдии"
Штраус "Вальсы"
Рубинштейн «Мелодия»
3. Для общего успокоения, умиро­творения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен «6-я симфония»,
ч. 2 Брамс «Колыбельная»
Шуберг «Але Мария»
Шуберг "Анданте из кваргета"
Шопен «Ноктюрн соль минор»
Дебюсси "Свет луны"
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах «Итальянский концерт»
Гайдн «Симфония»
Сибелиус «Финляндия»
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах "Концерт ре-минор для скрипки"
Барток "Сонага для фортепьяно"
Брукнер "Месса ми-минор"
Бах «Кантата № 21»
Барток "Квартет № 5"
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен «Фиделио»
Моцарт "Дои Жуан"
Лист "Венгерская рапсодия № 1"
Хачатурян «Сюита «Маскарад»
Гершвин "Американец в Париже"
7. Для улучшения настроения Шопен "Прелюдия"
Лист "Венгерская рапсодия № 2"