Какие произведения написал гауптман герхарт.

Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (нем. Gerhart Johann Robert Hauptmann ; 15 ноября - 6 июня ) - немецкий драматург . Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1912 год .

Новейшим крупным произведением Гауптмана является драматическая поэма «Ткачи» («Die Weber», ), мастерски изображающая экономическое положение силезских рабочих. Кроме драм, Гауптман написал ещё несколько рассказов («Der Apostel» и др.). Гауптман талантливее и глубже Зудерманна, а в способе разработки своих сюжетов гораздо детальнее и смелее Ибсена. Индивидуализация лиц посредством оттенков речи доведена у него до высокой степени совершенства.

За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя , с проблемы наследственности в своих ранних вещах («Vor Sonnenaufgang», «Friedensfest»), Гауптман в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешёл к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его «Einsame Leute», где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, ещё недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имеет его драма «Die Weber» (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: «У каждого человека должна быть мечта» («Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en»). Она очень интересна по технике: героем её является толпа, состав которой изменяется в каждом действии.

В дальнейшем творчестве Гауптмана пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными, фантастическими драмами. В «Ганнеле» ("Hannele’s Himmelfahrt ", 1892) Гауптман с большим успехом объединяет изображение самой грубой действительности - жизни в ночлежном приюте - с фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Гауптмана относятся историческая драма «Флориан Гайер » (1895), «Михаил Крамер» (1901), «Возчик Геншель» (1898), народные фарсы «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу» и новейшая его драма «Роза Бернт» (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей.

В «Флориане Гейере» Гауптман сделал попытку возродить историческую хронику. «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу», по силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В «Розе Бернт» опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Гауптмана, который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Гауптмане высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: «Потонувший колокол» (1896) и «Бедный Генрих» (1903). «Потонувший колокол» - трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. «Бедный Генрих» - переработка старинного немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Гауптмана - сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и её непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.

В духе иррационализма написаны драмы «Зимняя баллада» (1917), «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920); романы «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Остров великой матери» (1928). Проза Гауптмана, за исключением романа «Еретик из Соаны» (1918, рус. пер. 1920), содержащего обличение ханжеской морали, уступает по художественной силе его драматургии. В позднем творчестве Гауптмана выделяется драма «Перед заходом солнца» (1932), в которой звучат социально-критические мотивы. В период господства фашизма в Германии Гауптман отошёл от современных тем. Написал автобиографический роман «Приключение моей юности» (1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридах (1941-44). Поэма «Великий сон» свидетельствовала о враждебности Гауптмана нацизму. После крушения гитлеровского режима Гауптман был избран почётным председателем организации демократической интеллигенции «Культурбунд».

Произведения

Романы

  • Юродивый Эмануэль Квинт (1910)
  • Атлантида (1912)
  • Призрак (1923)
  • Ванда, демон (1926)
  • Остров великой Матери (1928)

Пьесы

  • «Перед восходом солнца» (Vor Sonnenaufgang), 1889;
  • «Праздник мира» (Das Friedenfest), 1890;
  • «Одинокие» (Einsame Menschen), 1891;
  • «Ткачи» (Die Weber), 1892;
  • «Коллега Крамптон» (College Crampton), 1892;
  • «Бобровая шуба» (Der Biberpelz) 1893;
  • «Ганнеле» (Hanneles Himmelfahrt), 1893;
  • «Флориан Гейер» (Florian Geyer), 1896;
  • «Эльга» (Elga), 1896;
  • «Потонувший колокол» (Die versunkene Glocke), 1896;
  • «Извозчик Геншель» (Fuhrmann Henschel), 1898;
  • «Шлюк и Яу» (Schluck und Jau), 1900;
  • «Михаэль Крамер» (Michael Kramer), 1900;
  • «Красный петух» (Der rote Hahn), 1901;
  • «Бедный Генрих» (Der arme Heinrich), 1902;
  • «Роза Бернд» (Rosa Bernd), 1903;
  • «Девы из Бишофсберга» (Die Jungfern von Bischofsberg), 1905 (вышла в 1907);
  • «А Пиппа пляшет» (Und Pippa tanzt), 1906;
  • «Заложница Карла Великого», 1908;

В астрономии

  • В честь героини пьесы Гауптмана «А Пиппа пляшет» назван астероид (648) Пиппа (англ.) русск. , открытый в 1907 году.
  • В честь героини пьесы Гауптмана «Бедный Генрих» назвн астероид (670) Оттегебе (англ.) русск. , открытый в 1908 году.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Дом-музей Нобелевский лауреат Герхарт Гауптман - король острова Хиддензе. Репортаж Deutsche Welle
  • Разговор с Герартом Гауптманом - очерк А.В. Луначарского

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 15 ноября
  • Родившиеся в 1862 году
  • Умершие 6 июня
  • Умершие в 1946 году
  • Писатели на немецком языке
  • Драматурги Германии
  • Немецкие драматурги
  • Писатели Германии
  • Родившиеся в Силезии
  • Умершие в Силезии
  • Лауреаты Нобелевской премии по литературе
  • Члены ПЕН-клуба
  • Кавалеры Баварского ордена Максимилиана «За достижения в науке и искусстве»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гауптман, Герхарт" в других словарях:

    Гауптман (Hauptmann) Герхарт (15.11.1862, Оберзальцбрунн, 6.6.1946, Агнетендорф), немецкий писатель. Сын трактирщика. Учился в художественной школе и Иенском университете. Выступил в литературе в 80 х гг. Известность Г. принесла драма «Перед… … Большая советская энциклопедия

    ГАУПТМАН Герхарт - ГАУПТМАН, Хауптман (Hauptmann) Герхарт (1862—1946), немецкий писатель. Драмы, в т.ч. «Перед восходом солнца» (1889), «Праздник перемирия» (1890), «Одинокие» (1891), «Ткачи» (1892), «Возчик Геншель» (1898), «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1911) … Литературный энциклопедический словарь

Немецкая литература ХХ века. Германия, Австрия: учебное пособие Леонова Ева Александровна

Герхарт Гауптман

Герхарт Гауптман

В 1940 г. немецкий драматург Б. Брехт, создатель «эпического театра», напишет, что «история нового театра ведет свое начало от натурализма». Если же брехтовскую мысль конкретизировать, то следует со всей определенностью сказать, что художественные достижения немецкой драматургии рубежа веков связаны прежде всего с творчеством Герхарта Гауптмана (1862–1946).

Родился Г. Гауптман в семье разбогатевшего, но затем обанкротившегося крестьянина-силезца, содержателя гостиницы. Дед писателя был ткачом, очевидцем восстания 1844 г., вошедшего в историю пролетарского движения. Сам Гауптман в юности увлекался скульптурой и живописью, изучал естественные науки, много странствовал. Знакомство с натуралистами в 80-е годы XIX в. во многом определило направленность его творчества и дало о себе знать в первых же его пьесах.

Начинал Гауптман как поэт и новеллист. К числу его наиболее значительных беллетристических произведений, созданных на рубеже веков, относятся новеллы «Масленица», «Стрелочник Тиль», а также романы «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Атлантида» (1911–1912). Герой романа «Атлантида», молодой человек по имени фон Каммахер, персонаж в известной степени автобиографический, предпринимает океанское плавание из Европы в Новый Свет, во время которого путешественнику пришлось пережить небывалой силы шторм и гибель парохода «Роланд». Спустя всего несколько месяцев после опубликования романа потерпел крушение самый большой в то время пассажирский лайнер «Титаник». Из двух тысяч человек, находившихся на борту корабля, спастись удалось не более трети. В авторе «Атлантиды» увидели своего рода провидца, а в его произведении – грозное предупреждение человечеству накануне Первой мировой войны.

Тем не менее не в прозе, а в драматургии сказал Гауптман основное свое слово. В отличие от многих писателей, Гауптман не оставил работ критико-литературоведческого или философского характера. Исключением являются относящаяся еще к студенческим годам работа «Мысли о создании статуй» и авторское предисловие к сборнику драм, изданных в 1906 г. Как собственно художественная практика, так и эти работы свидетельствуют о том, что, несмотря на приверженность к натурализму, Гауптман не ограничивал им свой художественный метод. Интерес к Дарвину не смог заслонить социальных, философских, психологических аспектов жизни отдельного человека и общества в целом. Более того, элементы натурализма нередко оттесняются (либо вовсе вытесняются) на второй план неоромантическими тенденциями, ибо, по Гауптману, «драматург-поэт ставит себе целью отражать не реальные противоречия наличного мира… а свои собственные драматические импульсы…» Эта эстетическая установка не исключала, однако, интереса писателя к «болезненной» действительности со всеми ее противоречиями. Как результат – обнаруживающиеся во многих произведениях Гауптмана глубоко реалистическое мировидение, масштабность и актуальность поднимаемых проблем, современность звучания.

Удивительно широк круг тем, к которым обращался Гауптман, причем темы эти он черпал как из прошлого, так и из современности. Обширен и диапазон литературных влияний на немецкого драматурга: это Шекспир и Гёте, Тургенев и Достоевский, Ибсен и Л. Толстой. В 1945 г., уже как бы подводя итог своему большому жизненному и творческому пути, Гауптман писал: «Истоки моего творчества восходят к Толстому… Моя драма «Перед восходом солнца» возникла под воздействием «Власти тьмы», ее своеобразной, смелой трагедийности». Созданная в 1889 г. пьеса «Перед восходом солнца» была посвящена теоретикам натурализма в Германии А. Хольцу и И. Шлафу. Впервые поставленная известным немецким режиссером Отто Брамом, драма начала свою долгую сценическую жизнь в театрах мира. Это первое значительное произведение Гауптмана свидетельствовало о его стремлении соединить натуралистический и реалистический художественные методы, а социальные проблемы – с теорией наследственности.

Ключевой персонаж пьесы – Елена Краузе, человек глубоко нравственный, думающий, цельный, трагически одинокий в кругу своей семьи. Всеми силами пытается она сохранить себя, защититься от тех чудовищных пороков, которые погубили ее отца и сестру, убили в них все человеческое. И исключений вокруг почти нет, как констатирует один из героев драмы, доктор Шиммельпфенниг, характеризуя «здешнюю жизнь»: «Везде и всюду пьянство! Обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное вырождение». Вырваться отсюда, из атмосферы алкоголизма, разврата, стяжательства и лицемерия, но – как? Бежать с любимым, но – кого полюбить? И вот он является, Альфред Лот, так не похожий на всех тех, кто окружает Елену, искренний и честный, посвятивший свою жизнь суровой борьбе «за всеобщее счастье». «Для того чтобы я стал счастлив, все люди вокруг меня должны стать счастливыми. Для этого должны исчезнуть нищета и болезнь, рабство и подлость», – говорит Лот Елене. Но именно этот-то «очень, очень хороший человек», как называет его Елена, и довершает трагедию ее судьбы. Убежденный позитивист, Лот в вопросах любви, как и во всех других, «трезв и логичен»: он считает «самым важным произвести на свет физически и духовно здоровое поколение», а потому его избранница должна иметь абсолютно здоровую, безупречную наследственность. Оказавшись неожиданно посвященным в историю семейства Краузе, Лот решает овладеть своими чувствами, коль скоро «это имеет смысл», иначе говоря – бежит от страстно влюбленной в него Елены, обрекая ее на гибель. Впечатление жуткой безысходности оставляет финал драмы: под вопли пьяного отца, возвращающегося из трактира, Елена кончает жизнь самоубийством.

Образ Лота воспринимается неоднозначно. Ни тюрьма, ни лишения не смогли его сломить, и этот стоицизм и бескомпромиссность не могут не вызывать уважения. Но убеждения, превращенные в догму, делают Лота эгоистом, лишают органичности его же собственное существование. Все, о чем он думает, что делает, «должно иметь практическую цель», и только. Поэтому гётевский «Вертер», с его точки зрения, – «глупая книга», «для слабых людей», а Ибсен и Золя – «вообще не художники… они неизбежное зло», и то, что они предлагают читателю, – «это лекарства», а не искусство. В глубине души Лот, вероятно, и сам до известной степени сознает неестественность своей жизни («Знаешь, я ведь еще не жил! До сих пор я еще не жил!»), однако победить себя он не в силах.

И все же нельзя свести содержание пьесы к еще одной – на этот раз немецкой – интерпретации теории наследственности. Не случайно Гауптман определил жанр своего произведения как «социальная драма». Социальные вопросы в общем ряду проблем, поднятых автором, занимают очень важное место, а на примере отношений в семействе Краузе показана широкая картина общественной жизни. Особый интерес в этом смысле представляет образ зятя Елены – Гофмана, чьи разглагольствования о «неудобствах», причиняемых богатством, о собственной «просвещенности» и «высоких идеалах» – всего лишь демагогические фразы, призванные замаскировать ненависть к тем, кто, подобно Лоту, своей деятельностью «подрывает основы», «развращает народ». Гофман – не алкоголик, как его жена и тесть, но он не менее их духовно убог и страшен, он даже, говоря словами Елены, «хуже их всех». Его благосостояние произрастает на «болоте», на грязи, в которую он не прочь столкнуть и Елену.

Первая драма Гауптмана поведала читателям о трагедии несостоявшейся жизни, которая оборвалась, в сущности, так и не начавшись, «перед восходом солнца». К темам распада связей между самыми, казалось бы, близкими людьми, духовной изолированности человека, его трагического несоответствия враждебному миру Гауптман обратился в своих социально-психологических драмах «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие» (1891).

В 1892 г. писатель закончил работу над драмой «Ткачи». До нее в немецкой драматургии после бюхнеровской «Смерти Дантона» не было другой пьесы, в которой бы с такой силой был показан бунт, протест пролетариев против нечеловеческих условий своей жизни. Сюжет произведения восходит к истории восстания силезских ткачей в 1844 г. Это событие отразил в своем знаменитом стихотворении «Силезские ткачи» Г. Гейне, к нему обращались Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт и многие другие немецкие писатели. Драма Гауптмана имела самый широкий резонанс в демократической среде. Правительственные же круги Германии как во времена Вильгельма II, так и позднее, не смогли простить автору этой крамолы.

Герой пьесы – массовый, что декларируется уже в самом ее названии. Однако ткачи Гауптмана – масса отнюдь не безликая, не серая однообразная толпа, в виде которой спустя два с лишним десятилетия будут изображать рабочих драматурги-экспрессионисты. Многие гауптмановские образы психологически рельефны, глубоко индивидуальны. «Красного» Беккера, молодого и дерзкого, и мрачного Анзорге, терпеливого старого Баумерта и вернувшегося со службы Морица Егера, горячую, язвительную Луизу и других ткачей и ткачих сводит вместе, соединяет в грозный, все сметающий на своем пути поток стремление «самим постоять за себя», пусть один-единственный раз «вздохнуть полной грудью», «перерезать веревку, на которой висели».

Условия жизни рабочих невыносимы. В то время как фабрикант Дрейсигер и ему подобные утопают в роскоши, ткачи влачат нищенское существование. Муки голода, ужасные болезни, смерть детей – страшные приметы их быта. Неизгладимое впечатление оставляет эпизод трапезы в лачуге Баумерта: в этот вечер его семья радуется, ибо на ужин удается раздобыть собачье жаркое. И это еще не самое худшее. Когда старый ткач Гильзе, изнуренный работой и болезнями калека, пытается учить домочадцев терпению, его невестка Луиза вызывающе бросает: «А не будет у нас черной муки, сделаем так, как Венглеры: разнюхаем, куда живодер закопал подохшую клячу, выкопаем и будем жрать падаль».

Совершенно однозначно отношение Гауптмана к духовенству, которое заодно с «господами дрейсигерами, этими палачами». Именно пастор Киттельгауз подает мысль о том, чтобы покончить с бунтом, «этим неслыханным безобразием», с помощью полиции. Чем чаще мрут бедняки, тем выгоднее «духовным пастырям». Фабриканты, духовенство, полиция – вот силы, в которых персонифицируется социальное зло. Однако важно отметить, что драматург не идеализирует и рабочих. Среди них есть штрейкбрехеры и предатели, как те красильщики, которые помогают жандармам арестовать Морица Егера. Все симпатии автора – на стороне вышедших «на площадь», чтобы добиваться «лучшей жизни». Но у восставших нет ясного представления не только о целях борьбы, но и о причинах своих бед и страданий. «Они своего добиваются: пробраться на фабрику!.. – говорит один из героев. – Разбить механические станки! Ведь это станки разорили ткачей, работающих вручную». (Как не вспомнить здесь воспетых Байроном луддитов.) Круша все на своем пути, рабочие идут навстречу смерти. Характерно, что автор не довел изображаемые им события до реального финала. Из истории известно, что восстание силезских ткачей было потоплено в крови. Гауптман же оборвал пьесу – своеобразный гимн восставшему народу – на самой высокой ноте: даже расстрел не останавливает рабочих, к ним присоединяются и те, кто колебался, и вот уже ткачи теснят вооруженных солдат. Писатель мастерски применил прием полилога (многоголосия), который особенно органичен в конце драмы: голоса с улицы и голоса в «доме», смех и крики ужаса, пение и выстрелы передают все напряжение, весь драматизм ситуации.

При чтении пьесы неизбежны аналогии с романом Э. Золя «Жерминаль». Речь идет не только о сюжетном сходстве, не только о явно выраженных элементах натурализма у обоих художников (прежде всего в описании быта и внешности героев) при очевидном преобладании реалистических тенденций, но и о пафосе того и другого произведений.

Разработку исторической тематики Гауптман продолжил в драме «Флориан Гейер» (1896), на этот раз обратившись к гораздо более далекому прошлому – к событиям Крестьянской войны 1525 г. Но и этим не исчерпывается круг тем, привлекших внимание драматурга в 1890-е годы, как не исчерпывается диапазон его художественных структур эстетикой реализма и натурализма. Так, в стихотворной драме «Потонувший колокол» (1896) синтезированы черты неоромантизма и символизма, реалии немецкой провинции и картины, рожденные фантазией автора, фольклорные мотивы и элементы древненемецких христианских мифов. Не вызывает сомнения влияние на Гауптмана творческих принципов норвежского драматурга Г. Ибсена, с чьей пьесой «Пер Гюнт» многими нитями связан «Потонувший колокол».

Перед нами – два совершенно чуждых друг другу мира, один из которых населен обывателями, другой – сказочными, фантастическими существами. Обитатели гор – Водяной и Леший, старая мудрая колдунья Виттиха и юная золотоволосая фея Раутенделейн, гномы и эльфы – с презрением относятся к «долине», к «людям-волкам», которые всегда готовы «светлую испортить жизнь, запакостить ее». Как приговор филистерству и бездуховности звучат гневные слова Виттихи: «Я знаю, знаю; чувство – грех у вас, // Земля, по-вашему, лишь тесный гроб, // А голубое небо – крышка гроба, // А звезды – свечки; солнце – дырка в небе, // Для вас и сам Господь всего лишь поп».

Иные законы – красоты и гармонии – руководят жизнью «гор». И все же два объемных образа-символа – «долина» и «горы» – гораздо многозначнее и сложнее, именно многозначность и неодномерность делают их диалектичнее и убедительнее. Так, гротескные сказочные существа поразительно разнообразны в своем поведении и характерах – мудрые и проницательные, комичные и даже безобразные. В этом смысле эстетика Гауптмана определенным образом приближается к романтическим принципам Гюго, к его представлениям о гротеске, о необходимости смешения в одном персонаже высокого и низкого. Гауптмановские обитатели «гор» презирают «слабый, жалкий, человечий род», но им самим не дано чувствовать глубоко и беззаветно. Лишь полюбив Генриха, Раутенделейн узнает, подобно Снегурочке из пьесы-сказки А.Н. Островского, что такое слезы и страдания: «…так, значит, // Я плакала сейчас? Ах, вот как плачут! // Я поняла…»

В то же время жизнь людей, при всем ее несовершенстве и обыденности, по-своему полнокровнее, чем безмятежное существование горных духов и фей. Генрих и его жена Магда по натуре своей чужды друг другу. Магде неведом дух творчества, сжигающий ее Генриха. «Я смысла слов твоих не понимаю», – говорит она в ответ на его мучительные терзания. Любовь Магды – это любовь к Генриху-супругу, Генриху – отцу ее детей, Генриху – просто человеку. Но и ее достаточно, чтобы обезуметь от горя и броситься в реку, туда, где покоится злосчастный колокол – творенье мужниных рук и сердца.

Магда и Раутенделейн – как две путеводные звезды, две нити Ариадны, одна из которых влечет литейщика Генриха к земле, к реальности, вторая манит к горным высям, к мечте. Но художнику нужно и то, и другое. Трагедия Генриха в том и заключается, что он не может соединить, сплавить в своем творчестве оба эти начала. Он и сам весь соткан из противоречий: дерзкий и слабый, честолюбивый и искренний, гордый и жалкий. «Душа и бьется в нем и рвется».

Ты был побег могучий и прямой,

Но, сильный, – ты бессильным оказался,

Ты званым был, но избранным не стал, -

говорит Генриху Виттиха. Эту свою «разорванность» сознает и сам мастер:

Лучше и раньше других Генрих понял, что отлитый им колокол, в который он вложил всю свою душу,

Не для высот был создан и не мог

В вершинах горных отзвук пробуждать.

Метание между реальностью и мечтой, «долиной» и «горами» заканчивается смертью Генриха.

О том, что творческие принципы автора «Потонувшего колокола» во многом восходят к эстетике романтизма, свидетельствует уже само присутствие в драме темы художника и искусства. Дань ей в свое время отдали немецкие романтики Новалис, Брентано, Гофман. Подобно их героям, гауптмановский Генрих мечтает о согласии частей с целым, о гармоничности и завершенности, которые и являются приметами «сокровища», позволяют из «массы грубой», из «хаоса» родиться «форме», подлинному произведению искусства.

Пьесы Гауптмана, созданные как в 1890-е годы, так и в начале XX в. («Бедный Генрих», «Крысы» и др.), поражают чрезвычайным многообразием поэтических средств и художественных приемов. Все они, будь то драма или сказка, социально и философски насыщены, глубоко психологичны, изобилуют символами, придающими частным конфликтам характер обобщения. Начиная с пьесы «Перед восходом солнца», через всю драматургию Гауптмана лейтмотивом проходит образ солнца, символизирующий новые человеческие и общественные отношения, силы созидания, светлую жизнь. «Беспомощный и жалкий, я тоскую // О солнце, об отце моем…» – взывает мастер Генрих в «Потонувшем колоколе». «Перед заходом солнца» – так по аналогии с первой драмой назовет Гауптман свою самую значительную из пьес, созданных после Первой мировой войны. Согласно завещанию писателя, он и похоронен был на северном побережье перед восходом солнца.

В 1912 г. Гауптману была присуждена Нобелевская премия. Его произведения привлекали внимание многих театров мира. В России великолепные постановки пьес Гауптмана осуществлены Московским художественным театром, театром им. Е.Б. Вахтангова, Малым театром. В конце XIX – начале XX в. в Минске и Витебске были поставлены его драмы «Возчик Геншель» и «Потонувший колокол».

(1946-06-06 ) (83 года) Род деятельности

Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (нем. Gerhart Johann Robert Hauptmann ; 15 ноября , Оберзальцбрунн - 6 июня , Агнетендорф) - немецкий драматург . Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1912 год .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    2000921 01 Аудиокнига. Гауптман Герхарт "Перед заходом солнца"

    2000921 02 Аудиокнига. Гауптман Герхарт "Перед заходом солнца"

    2000029 03 Аудиокнига.Грин А.С. "Бегущая по волнам"

    Манн Т. Будденброки

    Субтитры

Жизнь и творчество

Новейшим крупным произведением Гауптмана является драматическая поэма «Ткачи» (), мастерски изображающая экономическое положение силезских рабочих. Кроме драм, Гауптман написал ещё несколько рассказов («Der Apostel» и др.). Гауптман талантливее и глубже Зудерманна, а в способе разработки своих сюжетов гораздо детальнее и смелее Ибсена. Индивидуализация лиц посредством оттенков речи доведена у него до высокой степени совершенства.

За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя , с проблемы наследственности в своих ранних вещах («Vor Sonnenaufgang», «Friedensfest»), Гауптман в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешёл к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его «Einsame Leute», где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, ещё недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имеет его драма «Die Weber» (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: «У каждого человека должна быть мечта» («Jeder muss halt a Sehnsucht haben»). Она очень интересна по технике: героем её является толпа, состав которой изменяется в каждом действии.

В дальнейшем творчестве Гауптмана пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными, фантастическими драмами. В «Ганнеле» («Hannele’s Himmelfahrt», 1892) Гауптман с большим успехом объединяет изображение самой грубой действительности - жизни в ночлежном приюте - с фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Гауптмана относятся историческая драма «Флориан Гайер » (1895), «Михаил Крамер» (1901), «Возчик Геншель» (1898), народные фарсы «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу» и новейшая его драма «Роза Бернт» (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей.

В «Флориане Гейере» Гауптман сделал попытку возродить историческую хронику. «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу», по силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В «Розе Бернт» опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Гауптмана, который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Гауптмане высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: «Потонувший колокол» (1896) и «Бедный Генрих» (1903). «Потонувший колокол» - трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. «Бедный Генрих» - переработка старинного немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Гауптмана - сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и её непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.

В духе иррационализма написаны драмы «Зимняя баллада» (1917), «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920); романы «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Остров великой матери» (1928). Проза Гауптмана, за исключением романа «Еретик из Соаны» (1918, рус. пер. 1920), содержащего обличение ханжеской морали, уступает по художественной силе его драматургии. В позднем творчестве Гауптмана выделяется драма «Перед заходом солнца» (1932), в которой звучат социально-критические мотивы. В период господства фашизма в Германии Гауптман отошёл от современных тем. Написал автобиографический роман «Приключение моей юности» (1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридах (1941-44). Поэма «Великий сон» свидетельствовала о враждебности Гауптмана нацизму. После крушения гитлеровского режима Гауптман был избран почётным председателем организации демократической интеллигенции «Культурбунд».

Произведения

В астрономии

В честь героинь пьес Гауптмана «А Пиппа пляшет», «Бедный Генрих» и «Заложница Карла Великого» названы открытый в 1907 году астероид (648) Пиппа , открытый в 1908 году (670) Оттегебе и открытый в 1909 году (686) Герзуйнд соответственно.

Нобелевская премия по литературе, 1912 г.

Немецкий драматург и романист Герхарт Иоханн Роберт Гауптман родился в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша), известном курорте в Силезии. Он был младшим из четырех детей Роберта Гауптмана, владельца фешенебельного отеля, и Марии Штрелер. Учился Герхарт в сельской школе, где изучал латынь, и в гимназии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Однако к своим занятиям юноша проявлял мало интереса, считая школу «пыткой», и в возрасте 15 лет был отправлен изучать фермерское дело в имении своего дяди, где он жил в течение года. Хотя пребывание Герхарта на ферме было кратковременным, опыт, который он приобрел, в дальнейшем сказался. «Я именно тогда стал понимать, что я собой представляю, чего стою и каковы мои права, – писал Г. 30 лет спустя. – Я приобрел независимость, решительность и собственный взгляд на мир – все то, чем располагаю и теперь».

В 1880 г. по совету своего брата Карла Г. поступил в Академию художеств в Бреслау в класс скульптуры, а в следующем году обручился с Марией Тинеман, состоятельной женщиной, которая на первых порах оказывала своему жениху солидную материальную помощь. Учась на историческом факультете Йенского университета, Г. сблизился с видным немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Чарлза Дарвина, оказавшего своими теориями большое влияние на развитие реализма в европейских литературах.

Изучая скульптуру в Риме в 1883...1884 гг., Г. заинтересовался античным искусством и написал эпико-романтическую поэму по мотивам мифа о Прометее. В 1885 г. он женится на Марии Тинеман и поселяется в городке Эркнере в пригороде Берлина, где попадает в среду прогрессивно мыслящих интеллектуалов и с увлечением читает Маркса, Энгельса, Толстого, Золя и Ибсена.

Несмотря на то что натурализм в это время уже прочно укоренился в литературе России, Франции и скандинавских стран, в Германии этот художественный метод распространен не был, романтизм оставался основным литературным жанром немецкой литературы. В 1889 г. группа немецких писателей и критиков создала театр-студию «Свободная сцена», где сначала были поставлены «Призраки» Ибсена, а затем первая пьеса Г. «Перед восходом солнца» ("Vor Sonnenaufgang", 1889) – трагическая история быстрого обогащения и столь же быстрого краха крестьянской семьи, написанная на силезском диалекте. Первая натуралистическая драма на немецком языке, эта пьеса потрясла публику своим беспощадным правдоподобием и живым народным языком; благодаря ее скандальному успеху о Г. заговорили как о серьезном, подающем надежды драматурге.

На двух следующих пьесах Г., «Праздник перемирия» ("Das Friedensfest", 1890) и «Одинокие» ("Einsame Menschen", 1891), сказалось влияние Ибсена. Истинное же признание принесла Г. пьеса «Ткачи» ("Die Weber", 1893), выдержанное в реалистическом ключе описание забастовки силезских ткачей 1844 года. Драматург отказывается здесь от традиционного деления действующих лиц на положительных и отрицательных, от нравственного суда над своими героями.

«Бобровая шуба» ("Der Biberpelz", 1893), сатирическая комедия о покладистой прачке, также написана в натуралистической манере. Однако в следующей пьесе, «Вознесение Ханнеле» («Наnnеles Himmelfahrt", 1894), Г. удивил и зрителей и критиков отходом от натурализма к символизму и фантазии. В этой пьесе натуралистические сцены в прозе, рисующие жизнь затравленной 14-летней девочки, чередуются со стихотворными пассажами, представляющими собой ее мечты. Возвращаясь к натурализму во «Флориане Гейере» ("Florian Geyer", 1896), Г. создает широкую историческую панораму крестьянской войны 1524...1525 гг. В «Потонувшем колоколе» ("Die versunkene Glocke", 1897) Г., изображая мытарства художника, мастера, широко пользуется элементами сказки, предания, поверья.

Между тем Г. преследовали семейные неурядицы. В 1900 г. молодая скрипачка и актриса Маргарет Маршалк родила от него сына. В следующем году Г. строит дом в Агнетендорфе (ныне Ягнякув, Польша), куда переезжает вместе с Маршалк и ребенком. В 1904 г., после развода с женой, от которой у него было трое детей, он женится на Маршалк.

Расстроенный падающей популярностью и отсутствием творческой энергии, Г, в 1907 г. отправляется в Грецию, где создает «Греческую весну» ("Griechischer Fruhling", 1908). Написанная в форме путевого дневника, эта книга в действительности представляет собой попытку Г. разобраться в противоречии между приверженностью к христианскому наследию и тягой к язычеству античной культуры. Этой же теме посвящены и два романа: «Юродивый Эммануэль Квинт» ("Der Narr in Christo Emmanuel Quint", 1910) – история о силезском плотнике, современном мистике, чья жизнь сравнивается с жизнью Иисуса; и «Остров великой матери» ("Die Insel der grossen Mutter", 1912).

B 1912 году Г. был награжден Нобелевской премией «прежде всего в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства». Представитель Шведской академии Ханс Хильдебранд в своей речи с похвалой отозвался о способности Г. «проникать в глубины человеческого духа... Реализм в пьесах Г. неизбежно ведет к мечте о новой и лучшей жизни, к претворению этой мечты в жизнь».

Поблагодарив Нобелевский комитет в краткой ответной речи, Г. отдал должное «тем идеалам, которым служит Нобелевский фонд». «Я имею в виду идеал всеобщего мира, к которому в конечном счете стремятся искусство и наука», – сказал он.

Будучи пацифистом на протяжении всей жизни, Г. сохранил свои убеждения и во время первой мировой войны; после поражения Германии в 1918 г. драматург выступал за создание Веймарской республики. После прихода Гитлера к власти, несмотря на то что Гитлер и нацизм были ему отвратительны, драматург предпочел остаться на родине, чем вызвал недовольство многих своих почитателей.

Во времена «третьего рейха» пьесы Г. редко ставились на сцене; вместе с тем нацистское правительство в 1942 г. выделило средства на издание полного, 17-томного Собрания сочинений драматурга. В эти годы писателем созданы фантастическая поэма «Великий сон»

("Der grosse Traum", 1942) и «Атриды» ("Die Atriden-Tetralogie", 1949) – драматическая тетралогия в стихах на сюжет греческой легенды об Атридах, где жестокость греческих мифов перекликается с ужасами второй мировой войны.

Когда в 1945 г. союзники разбомбили Дрезден, город, который Г. очень любил, драматург был глубоко потрясен и впал в апатию. В 1946 г. Г. умер от воспаления легких в своем доме в Агнетендорфе.

После смерти Г. его слава померкла, пьесы драматурга ставятся теперь, как правило, только в Германии и гораздо реже в других странах. «Пьесы, написанные им за последние 25 лет жизни, ничего собой не представляют, – писал критик Джон Гасснер, – и теперь даже главные его произведения звучат фальшиво – как в самой Германии, так и за ее пределами».

Даже горячие почитатели Г. признают, что самые удачные его пьесы – ранние. И тем не менее, оценивая достижения драматурга в целом, его биограф Хью Гартен называет Г. «одним из последних истинных гуманистов, который унаследовал и, во всем многообразии своих героев, развил великую европейскую традицию».

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.


ru.wikipedia.org


Биография


Герхарт Гауптман родился в 1862 году.


Первая драма его «Тиверий» - довольно шаблонное произведение в староромантическом вкусе, равно как и поэма «Удел прометидов». Но вскоре из Гауптмана выработался писатель-натуралист. Первым опытом в этом новом направлении была повесть «Стрелочник Тиль» («Bahnwarter Thiel»). Затем он написал драму «Vor Sonnenaufgang» и отдал её дирекции «Вольной сцены», только что организованной в Берлине кружком литераторов. Пьеса была представлена в 1889 году и своим крайне «дерзким» реализмом подняла в печати целую бурю.


Гауптман является здесь учеником Ибсена, хотя ещё незрелым, но уже с проблесками сильного, самобытного таланта. В том же 1889 году появляется вторая пьеса Гауптмана, «Праздник мира» («Das Friedensfest»), в которой он окончательно выступает на путь сознательного натурализма и делает смелую попытку к созданию нового драматического стиля.


Известность Гауптмана упрочивается и талант его признается серьёзной критикой только после постановки двух следующих пьес: драмы «Одинокие» («Einsame Menschen», 1890) и комедии «Наш товарищ Крамптон» («College Crampton», 1891); последняя пьеса - одна из самых веселых и умных во всей новейшей немецкой литературе. В «Одиноких» Гауптман обнаружил некоторую близость к взглядам графа Льва Толстого на брак.


Новейшим крупным произведением Гауптмана является драматическая поэма «Ткачи» («Die Weber», 1892), мастерски изображающая экономическое положение силезских рабочих. Кроме драм, Гауптман написал ещё несколько рассказов («Der Apostel» и др.). Гауптман талантливее и глубже Зудерманна, а в способе разработки своих сюжетов гораздо детальнее и смелее Ибсена. Индивидуализация лиц посредством оттенков речи доведена у него до высокой степени совершенства.


За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах («Vor Sonnenaufgang», «Friedensfest»), Гауптман в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешёл к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его «Einsame Leute», где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, ещё недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имеет его драма «Die Weber» (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: «У каждого человека должна быть мечта» («Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en»). Она очень интересна по технике: героем её является толпа, состав которой изменяется в каждом действии.



В дальнейшем творчестве Гауптмана пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными, фантастическими драмами. В «Ганнеле» ("Hannele’s Himmelfahrt ", 1892) Гауптман с большим успехом объединяет изображение самой грубой действительности - жизни в ночлежном приюте - с фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Гауптмана относятся историческая драма «Флориан Гайер» (1895), «Михаил Крамер» (1901), «Возчик Геншель» (1898), народные фарсы «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу» и новейшая его драма «Роза Бернт» (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей.


В «Флориане Гейере» Гауптман сделал попытку возродить историческую хронику. «Бобровая шуба», «Красный петух», «Шлук и Яу», но силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В «Розе Бернт» опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Гауптмана, который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Гауптмане высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: «Потонувший колокол» (1896) и «Бедный Генрих» (1903). «Потонувший колокол» - трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. «Бедный Генрих» - переработка старинного немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Гауптмана - сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и её непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.


В духе иррационализма написаны драмы «Зимняя баллада» (1917), «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920); романы «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Остров великой матери» (1924). Проза Гауптмана, за исключением романа «Еретик из Соаны» (1918, рус. пер. 1920), содержащего обличение ханжеской морали, уступает по художественной силе его драматургии. В позднем творчестве Гауптмана выделяется драма «Перед заходом солнца» (1932), в которой звучат социально-критические мотивы. В период господства фашизма в Германии Гауптман отошёл от современных тем. Написал автобиографический роман «Приключение моей юности» (1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридах (1941-44). Поэма «Великий сон» свидетельствовала о враждебности Гауптмана нацизму. После крушения гитлеровского режима Гауптман был избран почётным председателем организации демократической интеллигенции «Культурбунд».


Пьесы

«Перед восходом солнца» (Vor Sonnenaufgang), 1889;
«Праздник мира» (Das Friedenfest), 1890;
«Одинокие» (Einsame Menschen), 1891;
«Ткачи» (Die Weber), 1892;
«Коллега Крамптон» (College Crampton), 1892;
«Бобровая шуба» (Der Biberpelz) 1893;
«Ганнеле» (Hanneles Himmelfahrt), 1893;
«Флориан Гейер» (Florian Geyer), 1896;
«Эльга» (Elga), 1896;
«Потонувший колокол» (Die versunkene Glocke), 1896;
«Извозчик Геншель» (Fuhrmann Henschel), 1898;
«Шлюк и Яу» (Schluck und Jau), 1900;
«Михаэль Крамер» (Michael Kramer), 1900;
«Красный петух» (Der rote Hahn), 1901;
«Бедный Генрих» (Der arme Heinrich), 1902;
«Роза Бернд» (Rosa Bernd), 1903;
«Девы из Бишофсберга» (Die Jungfern von Bischofsberg), 1905 (вышла в 1907);
«А Пиппа пляшет» (Und Pippa tanzt), 1906;
«Заложница Карла Великого», 1908;
«Крысы» (Die Ratten), 1911.