Конспекты открытых уроков по сольному пению дети. Учительские университеты

План урока по вокалу

Цели урока: формирование эмоционально-образного мышления в пении воспитанников первого года обучения. Задачи урока: Обучающие: 1.Обучить детей свободному владению своим голосовым аппаратом; 2.Обучить передавать, изображать в исполнении свои музыкально-слуховые представления, используя музыкальные средства выразительности; 3.Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время занятий (звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции, точность интонирования….), посредством эмоционально-образного воздействия. Развивающие: 1.Развивать голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально-технических упражнений; 2.Расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий; 3.Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость и творческое отношение к песенному репертуару; 4.Развивать артистические способности. Воспитательные: 1.Формировать эстетический вкус, эмоциональное сопереживание и отзывчивость на стихотворный текст и музыкальное сопровождение песен; 2.Воспитать смелость и уверенность в себе, веру в свои силы; 3.Развивать инициативность обучающегося, самостоятельность в действиях, суждениях в процессе освоения им певческой деятельности; 4.Формировать мотивацию к пению. Краткое описание хода урока: 1. Организационная часть. А) Подготовка рабочего места, музыкального инструмента, аудиоаппаратуры. Б) Приветствие. В) Мотивация. 2. Совместная практическая работа педагога и ученика. А) Актуализация прежде приобретённых знаний, навыков. Б) Эмоционально-художественное раскрытие стихотворного текста песни. В) Передача художественного замысла текста через эмоциональное, чувственное пение свей песни. 3. Подведение итогов занятия.

Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока: Свободное владение своим голосом. Приобретение индивидуального творческого облика начинающего певца. Совершенство артикуляционного аппарата в речи и в пении. Проявление интереса к культуре своего народа и к культуре народов Поволжья. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Удерживать цель урока до получения результатов. Корректировать действия обучающегося, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: Культурологическая. Профессиональная. Коммуникативная. Интеллектуально-познавательная.

Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На разных этапах урока для активизации голосового аппарата и улучшения дикции применялись скороговорки, артикуляционная гимнастика, метод мелодекламации, прием мысленного пропевания с беззвучной артикуляцией. Использование на уроке разнообразных технологий (личностно-ориентированной, развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения), либо их элементов (проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, ИКТ, арттехнологий) сделало его интересным, насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО «Московский областной музыкально-педагогический колледж»

ПЦК вокала и хорового дирижирования

Открытый урок

по дисциплине «Вокальный класс»

Тема:

Преподаватель:

Пономаренко Н. И.

Студентка 21 гр.:

Вакун Ю.

08.02.2011г.

г. Егорьевск

План – конспект урока.

Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

Обучающие

Обеспечить формирование у студента знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у студента

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Используемая нотная литература :

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

2. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ студента).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки … » с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны «Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника. Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY. Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

улучшают дренажную функцию бронхов,

положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.

"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

ЛИТЕРАТУРА

Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru


Методическая разработка открытого занятия

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна

Концертмейстер: Ким Татьяна Инхвановна

Тема урока: Опора дыхания как здоровье сберегающие

технологии на занятиях вокала.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 4

Тип урока: комбинированный

Открытое занятие

предмет: вокал (4 года обучения)

Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Ц ель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,

этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,

разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,

Воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,

развитие навыков концентрации внимания,

развитие навыков единой дыхательной техники,

развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Тип урока : интегрированное занятие по вокалу

Наглядные средства:

с текстами распевов,

2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.

3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна…»

4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»

Технические средства

1. типовой учебный класс

2. пианино,

3. классная доска, мел.

4. фотоаппарат

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

1. Организационный момент – ( 2 мин.)

– Приветствие

Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Дыхательная гимнастика (5 мин)

    Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

    Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

    Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. (5 мин)

    «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Задача для исполнителя: внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.

3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. Таблица типов дыхания. ( 10 мин.)

Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

    Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

    Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

    Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

    Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)

Вопросы педагога:

Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответ учащегося:

(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

Что влияет на дыхание? – ответ учащегося:

(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),

Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответ учащегося:

(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)

Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответ учащегося:

(косто - абдоминальное, абдоминальное)

Задача : – развитие умственной активности, активизация памяти.

5. Физкульт – минутка . (5 мин.)

Музыкальная игра «Самый ловкий»

Практическая работа.

6. Разучивание вокального произведения– ( 5 мин.)

Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Солистка: Хамидова Дарья.

7. Отработка певческого дыхания

( на примере песни «Колыбельная» из кинофильма «Цирк») – (5 мин.)

«Колыбельная» – исп.Юля Ли. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.

8. Подведение итогов: – анкетирование – ( 3 мин.)

Задача – вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить

9. Домашнее задание. (2 мин)

Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.

Дополнительные сведения для педагога:

Тема : Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

Различают следующие типы дыхания:

1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

2. Грудное дыхание , при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

    Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?

ответы учащихся:

    концентрация внимания

    быстрый вдох

    задержка дыхания

    медленный выдох

    Что влияет на дыхание?

ответы учащихся:

  • постоянная тренировка на занятиях

    концентрация

    Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?

ответы учащихся:

    развивается грудная клетка

    дыхание устойчивое

    пластичное

    Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца?

ответы учащихся:

    косто – абдоминальное

    абдоминальное

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти

План – конспект урока

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

Используемая нотная литература:

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

Улучшают дренажную функцию бронхов,

Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

Улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение № 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иго­лочка». Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чис­тим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

ЛИТЕРАТУРА

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:

Добрый день, коллеги!

Сегодня мы поговорим о планировании урока вокала.

Как провести урок, из каких частей состоит урок вокала – эти вопросы часто звучат в письмах подписчиков.
Как-то я прочитала, что любой, даже самый плохой план лучше импровизации. А импровизация – это хорошо выученные домашние заготовки.

Планируем урок вокала

При планировании урока вокала преподавателю , что вся работа должна быть направлена на развитие музыкальных способностей детей, поддержание интереса к вокальному творчеству, овладение вокально-техническими навыками. Уроки вокала помогают ученикам стать свободными и артистичными. Все формы работы подчинены задаче – научить детей петь, и петь профессионально, чтобы голос был красивый, подвижный, полетный и пластичный.
На вокале преподаватель работает над чистотой интонации, а для этого нужно выработать координацию слуха и голоса. Над формированием четкой и выразительной дикции, ясной артикуляции, укреплением певческого дыхания. И, конечно же, на уроках вокала нарабатывается репертуар – учебный, концертный, конкурсный.

Распевание

Обязательная часть урока – различные упражнения и распевание.


Именно с распевания начинается вокал. Распевание – это своеобразный разогрев певческого аппарата. У меня были моменты, когда планировала больше времени уделить подготовке к концерту, и намеренно пропускала распевание. Но учащиеся настолько серьезно относятся к урокам, и понимают – в первую очередь необходимо распеться, что прямо заявляют: «А я еще не распевалась», «Мне нужно распеться».
Я уважительно отношусь к таким заявлениям, и, конечно же, начинаю распевать ученика.

Одна из задач распевок – расширение диапазона, когда небольшая по объему фраза повторяется по полутонам в восходящем и нисходящем движении. Попутно с расширением диапазона распевки решают и другие вокально-технические задачи. К распеванию можно отнести и пение вокализов небольших произведений без слов. Исполняют вокализы на определенные слоги, гласные звуки, или сольфеджируют — то есть поют с названием нот.

Дикция и артикуляция

Следующим пунктом в плане урока может быть – правильным произношением текста. В вокале есть свои правила произношения, и их нужно соблюдать. Можно проработать отдельно произношение согласных, гласных звуков и слогов. Поработать над скороговорками и чистоговорками .

Скороговорки следует произносить по несколько раз, четко, внятно и выразительно, обязательно в медленном темпе. Когда ученик справляется с поставленной задачей, темп ускоряется.

Чтобы работа над дикцией была результативной, нужно заняться артикуляцией. – это правильное очертание рта, определенное положение языка, нёба и гортани во время формирования звуков.

Работа над дыханием

Важный этап урока вокала – работа над певческим дыханием : , выявлением различий между речевым и певческим дыханием, закреплением трех фаз певческого дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох нужно научить брать активно, в темпе произведения. Преимущество отдавать смешанному вдоху – носом и ртом одновременно. При вдохе только носом вдох получается шумным и долгим, этот вдох можно применять в произведениях медленного или спокойного темпа.
Если вдох только ртом – появляется сухость во рту.

Цифровая поэзия


Интересная форма работы на уроке вокала – , где основа – это цифры и числа. Читать такую поэзию нужно вслух, выразительно, в разных темпах и в разном характере. Цифровая поэзия поможет в выработке эмоциональности и артистичности, а также сделает голос гибким и эластичным.

Параллельно преподаватель уделяет внимание тембру,

Работа над репертуаром

После тренировочной части можно переходить к работе над репертуаром .

Пение может быть с аккомпанементом, с фонограммами и без сопровождения. Произведения должны быть разноплановыми и контрастными по характеру, стилю, темпу.
Рекомендуется планировать не только учебную программу, но и включать в план произведения концертные и конкурсные.

Итоги урока

В конце урока обязательно подведение итогов и домашнее задание, которое ученикам нужно выполнить к следующему уроку.

Вот примерно из таких блоков и состоит план урока вокала в музыкальной школе.

Коллеги, если у Вас есть интересные формы работы, которые планируете для проведения урока, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Спасибо за то, что поделились статьей с друзьями!

С уважением, Ирина Анищенко