Все перепуталось в доме. Что означает фраза "Всё смешалось в доме Облонских"

Я, как любой посмотревший, просто обязана написать об уже упомянутой мной экранизации легендарной «Анны Карениной» Льва Николаевича. Вчера, наконец, и я удостоилась просмотра этой картины. Не ждала ничего хорошего, и эти ожидания практически в полной мере подтвердились. Начну с хорошего, вернее, с понравившегося – ведь обо всем мы судим субъективно.

Задумка! Действие фильма (романа) – это театр. Смена декораций, сцен, актеров, жизнь за кулисами. Любопытно, и, наверное, сложно к исполнению. Но тут же странность: в начале фильм испещрен этими сменами, а потом они появляются все реже и реже… А почему – я не поняла…

Все время какая-то беготня. Происходящие события – не важны. Все это происходит лишь на фоне смены декораций, поеданий обедов, работы и стрижек в парикмахерских. Но никак не наоборот. Я едва вспоминала точные события книги (ведь я ее читала года два назад), потому что фильм никак не дает этого. Все суетятся, а все остальное им в этом способствует. Для чего вообще тогда это все? А некоторые эпизоды и актеры просто смешны. Среди них Стива Облонский – ну, просто комедиант (интересно, мне одной он таковым не показался в книге?). Все сцены с его участием никак не отнесешь к жанру драмы, к которому авторы определяют фильм. Долли находит записку горничной и плачет. Да как плачет. Это даже что-то из клоунады. А ведь именно разрыв в семье Облонских, именно это событие положило начало всем дальнейшим событиям. Так почему же режиссер смеется над этим, смеется над Стивой и его женой? Сюда же подключается временами Левин. Его абсурдный вид (ведь и не сказать иначе) временами с надетой шляпой-цилиндром дополняет общую цирковую игру уже указанных героев. Он спешно, почти бегом делает предложение Китти. Правда, как его в таком обличье воспринять всерьез – не знаю. Линия этих героев еще удобоварима, правда, опять суетна. Ни одного чувства не рассмотришь, не разглядишь. Их просто нет. Они не успевают возникать. В кратком содержании на это не обращают внимание.

Внимание обращено на трех главных – Анна, Вронский, Каренин – в звездной тройке Кира Найтли, Аарон Тейлор-Джонсон, Джуд Лоу соответственно. Наверное, многие не согласятся, но Кира никак не Анна. Тут и комментировать нечего. И ее игра в этом фильме постоянно возвращает к точке отсчета «Кира – не Анна». Понравились двое мужчин-соперников. Иногда они даже чуточку приостанавливали общий забег и что-то показывали зрителю, но только иногда.

Грамотная экранизация вновь возвращает нас к источнику, вновь затрагивает те же вопросы. Может, немного иначе их освещает, но проникает в зрителя, заставляя его вновь погрузиться в быт «семей несчастливых по-своему». А в данном случае режиссер предлагает совершить забег на дистанцию в два часа. Успел по сторонам что-то увидеть – молодец. Но такой перед тобой никто не ставит. Правда, посмеяться вначале есть над кем. А поплакать в конце как-то не приходится…

Подавленное состояние духа не покидало Пашкова до следующего воскресения, когда он в очередной раз пошёл к Матвееву.

Судя по вашему виду, дела у вас идут не так, как хочется?- не постеснялся высказать свои умозаключения профессор.

Как вы думаете, Виктор Михайлович, почему у нас такой низкий уровень жизни?- задал встречный вопрос Пашков, устраивая на вешалку свою куртку.

Ну, это не по адресу, я не экономист. Хотя, смотря как оценивать нашу бедность, как и с кем сравнивать. Мы почему-то в своих сравнениях привыкли игнорировать весь мир, кроме Евро-пы, Северной Америки, ну ещё Японии и Австралии. Буд-то существуем только мы и только они. А ведь по сравнению с большинством стран мира мы живём не так уж и плохо.

Почему Америка и Европа, не только. Вон, говорят, уже даже турки лучше нас живут, Тайвань, Сингапур, тигры эти азиатские,- возразил Пашков.

Тигры, может быть, а Турция... Не думаю. Китай, Индия, Пакистан, Индонезия... да скорее всего и Бразилия с Мексикой... Большие, значительные государства, а уровень жизни там ниже на-шего. А уж что касается культуры, науки, тем более.

Насчёт Китая не согласен. У них, я читал, самые высокие в мире темпы развития. По вало-вым показателям промышленности они сейчас вторая держава в мире, после Штатов.

Вы забываете сколько там народу, а развитие страны прежде всего определяется не вало-вым национальным продуктом, а национальным доходом на душу населения. По этому показате-лю Китай далеко позади нас, несмотря даже на то, что у нас после девяносто второго года ката-строфически упало производство. Понимаете, Сергей, нам, стране, народу с таким большим культурным потенциалом довольно трудно окончательно скатиться вниз.

Вы что же, серьёзно считаете, что культура может спасти от нищеты?

Конечно, и от хаоса тоже, от братоубийства. У нас ведь всё-таки в основном население не нищее, а бедное, это не одно и то же. Почему после семнадцатого года у нас вспыхнула Гражданс-кая война, а в Германии, при схожей ситуации, нет? Потому что у нас в то время было восемьдесят процентов населения неграмотно, и естественно малокультурно, а у немцев уже тогда была стопроцентная грамотность, у них не было такого чудовищного разрыва между элитой и массой простого народа. И после второй мировой войны они переживали глубочайший кризис нации, разгром страны. А сейчас, что мы имеем?... Благодаря высокому культурному потенциалу немцы вновь стали великой нацией. Обратный пример - Афганистан. Они не могут остановить междоусобицу. У нас же наблюдается диспропорция развития другого порядка. У нас, культура, наука, военная мощь на уровне передовых стран, а производительность труда, культура труда и быта почти на уровне третьего мира. Жить хотим как на Западе, а работать так же не научились. Нельзя летать в Космос, не накормив, не одев и обув свой народ, не научившись как следует обрабатывать ту же землю. А мы вот этот парадокс, как ни странно, сумели претворить в жизнь. Отсюда все наши беды.

Пашков задумался.

А к чему вы решили поднять этот вопрос, насчёт бедности?- поинтересовался Матвеев.

Да так, верно вы заметили, дела мои не очень... - на Пашкова вдруг неуправляемо нака-тился приступ откровенности. Почему-то этому постороннему старику он не боялся сказать то, что скрывал даже дома.- Я же вам как-то говорил, что с золотыми радиодеталями дело имею, и что хозяин у нас сынок шишки. Так вот это мажор чёртов, угрожает посадить.

Это серьёзно.

Не думаю, пугает, скорее всего, но нервы мотает. Тут даже не в этом дело. Я вот вас слу-шая сам уже до многого допетриваю. Ведь не его же это золото. Оно у наших предков, у моего отца с матерью, у вас отнято и в эти транзисторы, микросхемы, контакты забухано. Вы же помните, какие очереди за всем были в советские времена. В газетах писали, что планы перевыполняются, про миллиарды пудов зерна, а в магазинах пусто, ничего достать было невозможно, даже колбасы самого плохого качества. Они ведь, тот же папаша нашего хозяина, не на мясо, масло, хлеб, промтовары, не на музеи с галереями эти средства тратили, не на образование, чтобы тех же ВУЗов гуманитарных было достаточно. Они всё то золото в ЭВМ тоннами забухивали, которые не на благосостояние работали, а оборонку, Космос и тому подобные траты без обратной отдачи. Это всё бы ничего, если бы мы жили богато, а мы то впроголодь. На Западе куда богаче нас жили, а золото после шестидесятых на радиодетали уже не тратили. Я видел их ЭВМ семидесятых и восьмидесятых годов. Золотых, даже серебряных деталей там нет. А нашим всё нипочём, вся страна на картошке сидит, в бараках и коммуналках мучается, а они золото без счёта переводят. Сами то они, конечно, как при коммунизме жили. Верно вы говорили, рабовладельцы, они и есть рабовладельцы, тешили себя, капризы свои осуществляли, а мы для них скот, рабы. А что раб ест, как живёт, господину это до фени, он хочет спутник запустить, атомную бомбу сварганить, чтобы иметь основания ботинком в ООН по трибуне постучать. А сейчас один из сыновей этих гадов, кто то золото у нас и наших предков отнимал, хочет его себе по дешевке приватизировать,- Пашков умолк, будто мгновенно обессилев.

Успокойтесь Сергей. Вы и правы и неправы одновременно. Запомните, золото - это всего лишь эквивалент, условно принятый людьми для обозначения оценки труда. А истинные, нетлен-ные ценности, вот они, результаты труда, размышлений, фантазии, то о чём мы с вами говорим,- профессор движением руки объял полки с альбомами репродукций музейных собраний.

Почувствовав, что Пашков все же не может так сразу переключиться с эквивалента на истинные ценности, он с улыбкой без предупреждения приступил к очередной лекции:

В прошлый раз мы закончили художниками-передвижниками, а сегодня поговорим...

Извините, Виктор Михайлович, я вас перебью. Мы не только о передвижниках говорили, но и о меценатах. А я хочу опять о нашей реальности сказать. Вот гляжу я на нынешних богачей. Наш хозяин конечно пешка, мелкота. Но мне кажется и прочие сверхбогатые, кто смог миллионы наши хапнуть такие же гниды. Разве они такие как Третьяков, Мамонтов, Бахрушин, разве дадут они хоть копейку на искусство. Черномырдин даст - не верю, Брынцалов даст - не верю. Они же примитивные малокультурные люди, хоть и очень хитрые. Алекперов, Абрамович, Березовский - они не русские, им вообще русская культура до фени.

Сергей, не будьте так строги к нынешним нуворишам. Они же насыщаются после советс-кого "голодного пайка". Предки Третьяковых и Бахрушиных тоже ведь были заурядные, неграмот-ные купцы. Ждать меценатства можно только от потомков нынешних денежных воротил, от сы-тых, рождённых в сытости. А насчёт нерусских богачей... Русская культура настолько притяга-тельна, что легко затянет в свои "недра" сделает своими почитателями не только русских. И по-том, вы всех собак вешаете на сумевших разбогатеть, на ничтожную пока кучку насыщающихся. Далеко не всё от них зависит, ведь в России всегда политика была весомее экономики. К сожа-лению и сейчас куда больше зависит от политиков, нежели от богачей. А вы думаете наши политики, те у которых фактически в руках власть, по настоящему высокообразованные, культурные люди?- Матвеев замолчал, ожидая реакции Пашкова, но тот лишь недоуменно пожал плечами.- Помните, когда ещё Хасбулатов был спикером парламента, на одном из заседаний госдумы он, профессор Плехановской академии, обронил фразу, её тогда по всем телеканалам транслировали: "Всё перемешалось в доме Обломовых". И это не намеренная ошибка, он искренне считает, что где-то у классиков русской литературы написано так. Это у него всё смешалось в мозгах, для него, что Обломов, что Облонский, без разницы. Но это чеченец, человек весьма далёкий от русской культуры. Самое удивительное то, что зал, в котором находились и Гайдар, и Чубайс, и Явлинский и прочие вроде бы высокообразованные по советским понятиям парламентарии, этот зал совершенно не отреагировал, никто даже не рассмеялся, они тоже не читали, или читали вполглаза, и Толстого, и Гончарова. И никто из дикторов телевидения, телекорреспондентов, телеведущих, на этот ляп внимания не обратил. А ведь эти люди гуманитарии, литературу изучали, сдавали множество экзаменов...

«Чуть подруг не потеряла»

И.А.Дедюхова

Современный обыватель только успевает переключаться с одного информационного повода на другой. Происходят поистине захватывающие вещи: то ловят на слове плагиатчиков в науке и литературе, то всплывает незадекларированная собственность у депутатов, то детективы разворачиваются в местах, несколько не свойственных данному жанру (Эркюль Пуаро от зависти должен съесть свою шляпу, ему только аристократов на маскараде разоблачать доводилось, а вот чтоб весь коллектив знаменитейшего театра мира… на это только наше МВД способно). Вобщем, интересно живут люди…

«Туда бежали-стреляли, обратно бегут-стреляют. Как интересно живут люди!» … «Туда ехали- за ними гнались, обратно едут- за ними гонятся.» (С, «Не бойся, я с тобой»)

Поэтому иногда хочется отвлечься, приобщиться к прекрасному, ознакомиться с новинками литературы.

Ну, да-да тезис И.А.Дедюховой, который в прошедшие праздники так возмутил окружающих: «Я у Вас — не плохой, не хороший писатель, а единственный», — все-таки (скажем так) «напрягает»… и её саму тоже (похоже), вследствие чего дала она нам с Аделаидой ссылочку: Юрий Буйда «Вор, шпион и убийца» (Автобиографическая фантазия)

Натали

В качестве небольшого вступления. Будучи «молодой и глупой», а также «физиологической читательницей» (т.е. испытывающей такую же потребность в печатном слове, как и в пище), решила почитать роман Э.М.Ремарка «Время жить и время умирать» за завтраком.

Смерть пахла в России иначе, чем в Африке. В Африке, под непрерывным огнем англичан, трупам тоже случалось подолгу лежать на «ничейной земле» непогребенными; но солнце работало быстро. Ночами ветер доносил приторный, удушливый и тяжелый запах, — мертвецов раздувало от газов; подобно призракам, поднимались они при свете чужих звезд, будто снова хотели идти в бой, молча, без надежды, каждый в одиночку; но уже наутро они съеживались, приникали к земле, бесконечно усталые, словно стараясь уползти в нее — и когда их потом находили, многие были уже совсем легкими и усохшими, а от иных через месяц-другой оставались почти одни скелеты, громыхавшие костями в своих непомерно просторных мундирах. Эта смерть была сухая, в песке, под солнцем и ветром. В России же смерть была липкая и зловонная.

…Завтрак пришлось прервать, книга осталась непрочитанной и поныне…

Нужно же учитывать особенности функционирования собственного организма, реакция которого может оказаться слишком «физиологичной». Брезгливость — это естественное проявление защитной функции биологической особи.

E.A. KORNEEV. «El bloqueo de Leningrado»

Понятно, что в данном случае, Ремарк «не виноват», в названии книги честно всех предупредил, что будет непросто. «Думать надо, соображать» (с А.Райкин) Ирония направлена исключительно по адресу «всеядной» читательницы (т.е. самоирония).

(Натуралистичность повествования может вступить в конфликт с физиологией читателя.)

Аделаида

Ах, молодость, молодость… Поддавшись массовому увлечению романом В.Набокова «Лолита», я тоже с самыми лучшими ожиданиями окунулась в чтение оного. Мучительно продравшиcь через начало и наивно ожидая, что вот-вот начнется роман, я как-то постепенно начинала соображать, что я просто куда-то вляпалась. Мерзко и липко было все, чего коснулся пером несостоявшийся Нобелевский лауреат. Невнятные образы, постоянно рвущаяся линия сюжета, (видимо она была просто «ажурная», как нынче выражаются), методично затаптываемый в грязь образ женщины, причем не одной (чего лукавить, всякие дамы могут встретиться на пути мятущейся мужской души), а всех подряд, описание женских прелестей, так поэтично воспетых классиками, было подобно копанию в нечистотах. И это роман о любви?… Нет, увольте. Дрянь. Не добравшись и до середины, я прекратила это насилие над собственной душой, и почувствовала такое несказанное облегчение, что даже слабые угрызения совести, что мол всем нравится, а я не смогла оценить, быстро умолкли.

Натали

Люблю выражение «память услужливо подсказывает» — это индикатор того, что в ней что-то уже есть и «поисковик функционирует» . Так вот, из недр своего ЗУ (запоминающего устройства) извлекается ещё одна неудачная попытка почитать. На этот раз роман Генри Миллера «Тропик рака». Чтение не сопровождалось приемом пищи («опыт — сын ошибок трудных» (С) тогда эта строчка звучала еженедельно и сознание не в состоянии было её забыть), но результат был тот же, что и в вышеописанном случае, может только, несколько позже (сломалась на сцене в борделе с приятелем, плохо знавшим принципы функционирования специализированной сантехники).

(Ой, некоторые вещи могу изъяснять окружающим только с использованием либо профессиональной, либо научной лексики. Надо же!)

Аделаида

В давнишние годы в среде верующих передавалась изустно история о неотвержимости наказания за богохульство «Зоино стояние». Вышедший в 2009 году фильм Александра Прошкина по роману Юрия Арабова «Чудо» конечно же был мной восторженно оценен авансом и от просмотра я ждала только радостного восторга. И снова обманка. Тягостное, безрадостное существование жителей маленького городка,тупые, похотливые женщины, беспробудно пьющие мужчины. Какой-то невнятный поп, который в Бога не верил. В пятидесятые годы пойти в священники без веры в Бога мог только безумец. Арабов видимо пытался представить себя на месте этого попа, потому и не смог понять. И описал он, соответственно, тоже себя, во всех образах, только себя — любимого. Только от ненависти ко всем живущим можно было навалять таких персонажей.

(Некорректно затрагивать религиозные чувства представителей иной конфессии )

Натали

Помню я этот тезис: «Можно говорить обо всем». Да и несильно-то с ним спорю в силу приобретенного в студенческие годы навыка общения на сколь угодно рискованные темы без использования обсценной лексики и откровенной непристойности. Около костра ночью на каком-нибудь слете в компании интересных людей помимо звучавших песен велись живые беседы на весьма актуальную в том возрасте тему отношений между мужчиной и женщиной (точнее между юношами и девушками), но было принято делать это так, чтобы не присутствовало ни малейшего намека на оскорбление, сейчас только начинаю ценить тот уровень культуры, который демонстрировали окружающие.

Хотя, повторюсь, обсуждались весьма рискованные моменты, и присутствовал даже некий «спортивный» азарт, кто сможет наиболее прилично изложить ну уж самые пикантные вещи. Да, при этом приходилось максимально использовать свой лексический запас, расширять вокабуляр по данной тематике, создавать и задействовать весьма нетривиальные образы. Не спорю — это благотворно сказывалось на развитии интеллектуальных способностей. Получался такой высоко замотивированный тренинг:-).

Поэтому «можно говорить обо всем», вопрос состоит только в том «как?», «каким образом?». То есть — пресловутый вопрос «о форме».

(Форма способна придать требуемую уважительную интонацию сколь угодно интимному содержанию)

Аделаида

Об этот пресловутый вопрос столько копьев сломано. Если не владеешь формой, то все твое внутреннее содержание годится только для личного потребления.

Интерес к запретному можно тоже выражать по-разному.

Семенюк Евгений Михайлович.

Весело и непринужденно, но чувство меры должно быть начеку.

Ну, или нести черты бесспорной гениальности.

Натали

Природа. Натура. Naturе.

Говорят нынче одно из модных мест в Москве — заведеньице «Жан-Жак». Вспоминается Жан-Жак Руссо с его призывом, типа, «назад к природе» из «Новой Элоизы». Не уверена, что большинство из поколения наших родителей роман читало (как, впрочем, и мы), наслышаны были, наверное, но совету этому следовали неукоснительно, посылая своих чад (то есть нас) «в деревню, к тетке, в глушь…» (С), ну или в пионерский лагерь, накрайняк.

Мне досталась мамина тетушка и деревня, которая, в свою очередь, у ряда снобливых горожан ассоциируется с таким понятием, как «навоз». Да, вот русский язык не владеет таким обширным альковным словарем, как французский, зато, мне кажется, об этом «продукте» в крестьянской среде было создано много выражений и оборотов, позволяющих прилично побеседовать на столь актуальную для сельского домохозяйства тему.

Если обратиться к истории времен Жан-Жака, то его «натурализм» не был чем-то экстроординарным и для русского дворянства, которому приходилось заниматься и хозяйством тоже. Вон, Александр Васильевич Суворов прекрасно знал, какое количество коров потребно для конкретного поместья. Ведь, буренушек держали, даже, не столько для получения молока, сколько для производства навоза, который являлось основным видом удобрения, позволяющим поддерживать хоть какую-то приемлемую плодородность бедных земель средней полосы.

Аделаида

Навоз, это поэзия крестьянской жизни, это радостная суета, надежда на добрый урожай. Моя мама, если удавалось купить хороший навоз, всегда говорила: «Как масло, хоть на хлеб намазывай». Все радостно кивали, и ни у кого не возникало никаких негативных ассоциаций.

(Многие весьма натуралистические вещи воспринимаются без негатива в силу их объективной необходимости и достаточной степени отстраненности от человека)

Натали

Уже существует нынче такой устоявшийся мем, как «загаженные подъезды», причем озвучивается он в основном мужчинами. Но, будучи женщинами, живущими сейчас в обычных условиях сталкиваешься с повседневным поведенческим хамством со стороны мужчин же. Ну, дурно пахнущие подворотни – это же не женская «заслуга»?

Аделаида

Это уже неуправляемое стихийное явление. В силу некоторых анатомических особенностей гадить в общественных местах женщине гораздо затруднительнее, чем мужчине. Да, еще сильная половина человечества имеет отвратительную привычку постоянно освобождаться от мокроты и разбрасывать ее везде, где находятся, подчас соревнуясь друг с другом у кого дальше полетит. Идешь по улице после таких метателей, опустив голову, с одной мыслью — не вляпаться. Прямо скажем, удручающий «натурализм», Cadbury «в натуре»….

(А вот ряд проявлений человеческой физиологии табуированы в культуре в виду имеющихся требований санэпидемиологического свойства к совместному существованию некоторого сообщества людей)

Натали

И среди всего этого надо воспитывать детей так, чтобы они не создавали этой грязи и не «вляпывались» в нее. Поэтому, стараешься направить их внимание к искусству, к проявлениям настоящей культуры, созданной человечеством за свою столь протяженную историю и даже в «такие непростые времена», которые, как мы знаем, случались.

Вот и поучала нас (родителей) директрисса нашей женской гимназии: «Идущая по улице с букетом цветов девочка не свернет в подворотню»…

Аделаида

Но, в тоже время, сколько радости доставляет маленький ребенок со всеми своими физиологическими проявлениями, которые подчас обсуждаются как самые главные семейные новости.

Несколько иное отношение, невеселое, складываетс при уходе за тяжелобольными родственниками. Но любовь к близкому человеку ставит именно этот барьер отстраненности, а вперед выступает только сострадание и желание помочь.

Зато похоже, что большинство современных деятелей, причисляющих себя к художникам, никогда не ходили с букетом цветов по улице. Такое явление как перформанс могло родиться только в загаженной, вроде подворотни, голове создающего.

(Как неоднократно замечала И.А.Дедюхова, культура защищает, прежде всего, носителя оной)

Натали

Эх, были времена, когда писатели старались потрафить, прежде всего, основной части своей аудитории, то есть дамской.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
ПОСВЯЩЕНИЕ

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал; …

А.С.Пушкин

Лев Николаевич Толстой приглашал в салон Анны Павловны Шерер.

— Ну что, князь, Генуя и Лукка стали не больше как поместья, поместья фамилии Буонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого антихриста (право, я верю, что он антихрист), — я вас больше не знаю, вы уже не друг мой, вы уже не мой верный раб, как вы говорите. Ну, здравствуйте, здравствуйте. Я вижу, что я вас пугаю, садитесь и рассказывайте. Так говорила в июле 1805 года известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, встречая важного и чиновного князя Василия, первым приехавшего на ее вечер. («Война и мир» Л.Н.Толстой)

Переломному времени, годам испытаний посвящено начало романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия»

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

О запахах даже зимнего сада поведает станичник Михаил Александрович Шолохов во первых строках своего романа «Поднятая целина».

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под снега, из-под мертвой листвы земли.

Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых потемок, до поры, пока не просунется сквозь голызины ветвей крытый прозеленью рог месяца, пока не кинут на снег жирующие зайцы опушенных крапин следов…

А потом ветер принесет в сады со степного гребня тончайшее дыхание опаленной морозами полыни, заглохнут дневные запахи и звуки, и по чернобылу, по бурьянам, по выцветшей на стернях брице, по волнистым буграм зяби неслышно, серой волчицей придет с востока ночь, — как следы, оставляя за собой по степи выволочки сумеречных теней.

Наверное, не надо забывать, что:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог «, — так говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 1;1).

Аделаида

Увлеклись мы с тобой, душенька, а про «классика» современности и его роман, подзабыли. Душа сопротивляется. Но «страна должна знать своих героев», приступим. Повествование начинается незатейливо и харизматично.

«Утро началось с ведра, которое стояло в углу кухни. Первым к ведру подошел отец, его струя ударила в цинковое дно с режущим звоном. Второй была мать. Она постанывала…»

Натали

(Звук падающего тела… моего ) Обморок — это тоже физиологическая реакция, кстати…

(Едва придя в себя) Роман, говорите… Современная литература… Небось ещё настоятельно рекомендуется к прочтению… (плохо скрываемая угрожающая интонация)

А вдруг сработают безусловные рефлексы, пока ещё никак не проявлявшиеся?…

(Человеческая природа, ведь, изучена не до конца)

Ковалевский-Misser. Хулиганки.

Все смешалось в доме Облонских was last modified: Январь 1st, 2016 by Natali

Всё смешалось в доме Облонских
Из романа (ч. 1, гл. 1) «Анна Каренина» (1877) Л. Н. Толстого (1828- 1910): «Всё смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме... Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета». Иронически о неразберихе, беспорядке, путанице и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Всё смешалось в доме Облонских" в других словарях:

    Разг. Шутл. О полной неразберихе, сумятице. /i> Цитата из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». БМС 1998, 165; ШЗФ 2001, 46 …

    АННА КАРЕНИНА - Роман Л.Н. Толстого*. Над романом «Анна Каренина» Л.Н. Толстой работал 5 лет с 1873 по 1877 г. Впервые роман был напечатан в 1877 г. События романа развиваются в 70 е гг. ХIХ в. после отмены крепостного права и последовавших за этим реформ… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Анна Каренина (значения). Анна Каренина … Википедия

    Безумный дом. Ряз. То же, что сумасшедший дом. ДС, 52. Белый дом. Публ. 1. Правительство, парламент США. 2. Здание правительства России в Москве. Мокиенко 2003, 25. 3. Жарг. мол. Шутл. Туалет. Урал 98. Божий (Господень) дом. 1. Прост. Устар.… … Большой словарь русских поговорок

    Аюсь, аешься; св. 1. Перемешиваясь, образовать смесь. Спирт смешался с водой. Графит смешался с маслом. Краски смешались. Снег смешался с грязью. 2. (нсв. также мешаться). Расположиться беспорядочно, вперемешку друг с другом; перемешаться.… … Энциклопедический словарь

    Раздел математической логики, посвященный проблеме отношения высказывания или его частей к реальности. Основатель современной Л. с. немецкий ученый Готтлоб Фреге. Прежде всего, он сформулировал различие между денотатом (значением) знака (то есть… … Энциклопедия культурологии

    СМЕШАТЬСЯ, смешаюсь, смешаешься, совер. (к смешиваться). 1. Стать смешанным, образовать смесь, соединившись с чем нибудь. Маргарин смешался с маслом. 2. перен. Перепутаться, стать спутанным, не различенным. Смешались все понятия. «Всё смешалось в … Толковый словарь Ушакова

    Одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. З.… … Литературная энциклопедия

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    ТОЛСТОЙ Л.Н. - Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой*. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил… … Лингвострановедческий словарь

Книги

  • Анна Каренина. В 2-х томах , Толстой Лев Николаевич. По известности зачина роман Льва Толстого "Анна Каренина" (первое книжное издание - 1878 год) сравним разве что с" Мой дядя самых честных правил…"Впрочем, именно Пушкин и послужил Льву…
  • Анна Каренина. В 2-х томах , Толстой Лев Николаевич. По известности зачина роман Льва Толстого`Анна Каренина` (первое книжное издание - 1878 год) сравним разве что с`Мой дядя самых честных правил ` Впрочем, именно Пушкин ипослужил Льву…

Каждый человек за день хотя бы несколько раз употребляет устойчивые речевые обороты, даже не задумываясь, кого он в данный момент цитирует. Большая часть таких выражений пришла к нам не из народного творчества, как можно было подумать. В основном, в устную речь они «перекочевали» из литературных произведений и кинофильмов. Прямо как «все смешалось в доме Облонских», откуда фраза и где она впервые прозвучала? Не знать такое лет сто назад считалось признаком дурного тона.

Как появляются «крылатые фразы»?

Процесс формирования устойчивого выражения не так уж прост:

  • В свет выходит новая книга, фильм или песня.
  • Показывая свою осведомленность, люди начинают цитировать новое произведение, надеясь произвести впечатление на окружающих.
  • Как правило, такая мода зарождается среди «привилегированных» слоев населения и небольших замкнутых сообществ.
  • Желая подрожать «высшему свету», основная масса начинает использовать те же самые слова и выражения.
  • Если фраза приживается, уже через десяток лет ее начинают использовать автоматически, не задумываясь над смыслом и происхождением оригинальной цитаты.

Схема рабочая и за последние несколько столетий она практически не изменилась.

Все дело в обществе, которое тоже претерпело незначительных изменений . Осведомленность и хороший вкус в цене большую часть истории человечества, уже давно не обязательно бегать с копьем за мамонтом, чтобы произвести впечатление. А подражание элите свойственно абсолютно всем, на разных этапах развития общества и культуры.

Влияние на язык и культуру

А как «крылатые фразы» сказываются на ценности самого языка? Интересно проследить за этим на длинном отрезке времени, чтобы убедиться, что такое влияние не оказывает пагубного воздействия. С практической точки зрения :

  1. Речь становится более сложной, ведь фразеологизмы в основном иносказательны или несут скрытый смысл.
  2. Даже уже спустя 50 лет, первоначальный смысл выражения может теряться, большая часть общества перестает понимать, о чем именно идет речь.
  3. Увеличивается расслоение общества, обыкновенный пролетарий редко когда поймет общающихся цитатами представителей «высшего общества».
  4. Отдельные лица начинают кичиться тем, что знают больше таких фраз, чем другие.

С чисто бытовой точки зрения, устойчивые выражения это не особо удобная вещь. Мало кто их понимает, а недопонимание - главный враг общения. Но давайте посмотрим на вопрос с точки зрения культуры :

  • Язык становится более разнообразным. Одни и те же чувства и мысли можно выразить десятком разных фраз.
  • Наличие постоянных отсылок к какому-либо произведению рано или поздно заставит обывателя ознакомиться с ним.
  • На определенном отрезке времени существуют выражения, которые понятны для всех. Так что зачастую можно наоборот добиться понимания, используя «крылатую фразу».
  • Разнообразие способствует развития языка и общего уровня культуры населения.

Выходит, не такая уж это и плохая вещь.

Откуда знаменитая фраза?

Сегодня речь пойдет об одном конкретном выражении: «все смешалось в доме Облонских ». Чтобы понять происхождение и смысл фразы, достаточно знать, что:

  1. В 1878 был издан роман «Анна Каренина», за авторством Льва Толстого.
  2. Главными героями произведения выступало семейство Облонских.
  3. Именно этими словами начинается сам роман.
  4. Повествование в нем идет о не слишком счастливой семейной жизни этого самого семейства.

Уже с первой страницы произведения можно представить себе всю глубину проблемы:

  • Муж главной героини завел интрижку на стороне с гувернанткой.
  • Жена на этой почве решила устроить скандал и демонстративно закрылась в своей комнате.
  • Не слишком-то верный супруг воспользовался таким подарком судьбы и скрылся в неизвестном направлении.
  • Слуги семейства тоже не желают жить в таком бедламе и постепенно покидают дом.

В доме несчастного семейства мы видим путаницу, неразбериху, непорядок и постоянные ссоры. Читатель застает тот момент, когда организованная «ячейка общества» начинает рушиться, с катастрофическими темпами.

Современный институт брака

Романы из позапрошлого века дают нам очередной повод задуматься об институте брака. Что лучше, браки по расчету или по любви? Каждая сторона готова выдвинуть свои аргументы и контраргументы.

По расчету

По любви

Это пойдет на пользу семейству, его финансовому и социальному положению.

В юном возрасте связывать свою жизнь с кем-то можно только от избытка чувств.

Между мужем и женой нет страсти, а, следовательно, не будет и серьезных разочарований и потрясений.

В таких парах чаще встречается супружеская верность, что благодатно влияет на воспитание детей.

За годы брака можно привыкнуть друг к другу и даже проникнуться взаимными чувствами.

Какими бы средствами не обладал партнер, жить придется с ним, а не с его капиталами.

Лишь единицы способны пронести любовь сквозь годы, а вот примеров успешных браков по расчету хватает.

Насилие над собой еще никого не сделало счастливым. Да и когда это вообще доводило до добра?

Так что же лучше? Все зависит от возраста . В юные годы, когда в крови играют гормоны, а в сердце живет образ любви, выходит по расчету - не лучшая идея. Но если в брак вступают умудренные житейским опытом люди, не всегда стоит гоняться за изменчивым чувством влюбленности. Оно пройдет, а вот корыстные интересы и соображения останутся.

«Анна Каренина» и проблемы отдельного семейства

Крылатая фраза пришла к нам из классической русской литературы. Это дословная цитата из начала произведения Льва Толстого «Анна Каренина». Несмотря на то, что роману уже не первая сотня лет, о нем не забывают и до сих пор используют целые выражения из этой книги. Если собеседник использовал эту фразу в разговоре, значит, он подразумевал какую-то сумятицу, недопонимание, расстройство и хаос .

Ситуацию, которая очень близка к критической и если ее не разрешить, все закончится не очень хорошо. Если подзабыли, у главной героини Льва Толстого все закончилось совсем уж печально. Для тех, кто по какой-то причине не читал «Анну Каренину», такое напоминание - лишний повод зайти в библиотеку или книжный магазин и разжиться заветным томиком.

Не стыдно интересоваться чем-то новым . Да и сейчас не так часто услышишь что-то в духе, «все смешалось в доме Облонских», откуда фраза знают только самые начитанные. Но их ряды всегда можно пополнить, достаточно выделить немного времени и заполнить пустующую книжную полку.

Видео о легендарной фразе

В этом видео Катя Клэп расскажет, как появилась фраза «Все смешалось в доме Облонских» и что она означала: