1 как автор представляет нам своего героя. На их полях она встречает е

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, -

Так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал - а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, -

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу...

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение - свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:

Я сердечно
Люблю героя моего...

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света...

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, - говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.

Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, -

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, - сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему даёт благонравие.
Д.И.Фонвизин

Евгений Онегин и Пётр Гринёв - главные герои романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные («лишний человек» в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.

«Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» - реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы «Евгения Онегина» (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф.Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф.Энгельс Письмо к М.Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему несовершенному миру. Он живёт своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои «южных» поэм Пушкина: русский пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко в поэме «Цыганы». Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намёками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.

Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринёва, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.

Гринёв и Онегин жили в разное время: первый - в годы царствования Екатерины Второй, другой - в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.

«Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я.Б.Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринёва - будущего автора мемуаров - внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля - фонвизинского Митрофана Простакова. Гринёв жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей - Савельичем (Митрофан - крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринёв выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» (I). Позже отец нанял для своего сына учителя - француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринёв вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А.П.Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил... (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.

Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III). О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринёв был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринёв-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина - служба государству. Младший Гринёв по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринёв - серьёзным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.

Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошёл мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно «взбесил» (5, XXXI) молодого поэта на балу, довёл дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался «лишним человеком» при всём своём уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил «без цели, без трудов До двадцати шести годов» (8, XII).

Гринёв получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачёвым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своём войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринёв не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.

Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьёзной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринёв, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.

Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.

На вопрос Как автор представляет нам своего героя в поеме "Евгений онегин"? заданный автором способ лучший ответ это
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом.. .
Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

Ответ от DAAAAA DAAAAAAAA [новичек]
“Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.вызов Ленского:
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.. .
Онегин - друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому - творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, - писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин - совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:
...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.. .
Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс - во всем этом виден Пушкин - единомышленник декабристов, Пушкин - представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.
Беру!
Беру!














  • Как автор представляет своего героя? Как воспитывался Онегин? Что было необычного в его характере?

  • Прокомментируйте один день его светской жизни. Ваше впечатление о герое (портрет, характер, поступки, интересы, ум, нравственные качества)

  • Найдите СХВ, передающие чувства грусти, горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.

  • Охарактеризуйте жизнь Онегина в деревне. Что связывает его с Ленским? Какими СХВ подчеркивается романтизм Ленского?

  • Представьте Татьяну. Кто она? Почему Пушкин сравнивает ее с Ольгой? На чьей стороне его симпатии? Докажите.

  • Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от этого визита?

  • В чем смысл его «проповеди»? Как это его характеризует?

  • Каково значения сна?

  • Каково поведение героев в преддверии и во время дуэли? Как автор относится к происходящему?

  • Зачем Татьяна посещает дом Онегина?

  • Как Пушкин представляет дворянство: петербургское, московское, поместное?

  • Какова роль природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны?

  • Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились герои?

  • Имел ли Белинский основания назвать роман – «энциклопедией русской жизни»? Докажите.


  • Начало работы в мае 1823 года в южной ссылке, в Кишиневе.

  • Закончен в сентябре 1830 года в Болдино.

  • В 1831 году переделал восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

  • Пушкин работал над романом 7 лет

  • 4 месяца 17 дней.





Хранили многие страницы а

  • Хранили многие страницы а

  • Отметку резкую ногтей; в

  • Глаза внимательной девицы а

  • Устремлены на них живей. в

  • Татьяна видит с трепетаньем, с

  • Какою мыслью, замечаньем с

  • Бывал Онегин поражен, д

  • В чем молча соглашался он. д

  • На их полях она встречает е

  • Черты его карандаша, ж

  • Везде Онегина душа ж

  • Себя невольно выражает е

  • То кратким словом, то крестом, з

  • То вопросительным крючком… . з


Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» . Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Цели: 1. Показать историю души человеческой, сложной и противоречивой.

2. Выяснить взаимодействие развития человека в зависимости от среды.

3. Воспитывать доброе, вечное в душах детей.

Добрый день, дорогие ребята, сегодня на уроке русской литературы мы будем говорить о романе великого, гениального писателя, об истории человеческой судьбы, о двойственности или противоречивости мыслей, чувств, поступков.

Знакомство с романом «Евгений Онегин» каждый из нас начинает в детстве. Давайте вспомним.

«Поэтическая минутка »

На фоне музыки звучат лирические отступления о природе из романа «Евгений Онегин»

«Опрятней модного паркета

Блистает речка льдом одета

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор

На стеклах легкие узоры

Деревья в синем серебре.

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Зима! Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив:

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

А сейчас мы поговорим об авторе и его романе. Роман «Евгений Онегин» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830. Но работа над романом не прекращалась. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 году. У Пушкина нет произведений, которые бы имели столь длительную творческую историю. Роман не писался на «едином дыхании», а складывался – из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества.

Перечислите других героев романа?

Чем интересна деревня, в которой оказался герой?

Чем отличаются Ольга и Татьяна7

По какой причине разгорается дуэль?

Чем интересны для нас письма Татьяны и Онегина?

С Евгения Онегина начинается история русского реалистического романа. «Это лучшее мое творение», - говорил Пушкин о романе. Вокруг романа развернулась литературная полемика. Она была связана с образом Онегина.

Записи на доске:

«Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни»

Белинский

Онегин - «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Герцен

«В Онегине есть сходство с Обломовым, оба - порождение помещичье - крепостнического строя.

Добролюбов

Онегин-«Митрофанушка Простаков новой формации»

Писарев.

Учитель: «Чья позиция ближе и понятнее вам» или ответим на вопрос: «В чем обвиняют Евгения Онегина». Проведем суд над Онегиным, работаем группами.

Обвинитель

Учился неприлежно

«Мы все учились понемногу…чему-нибудь и как - нибудь»

Ни блистал воспитанием.

«не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»

«как рано мог он лицемерить»-

45 строфа гл 1

«бывало он еще в постеле, к нему записочки несут»

11 строфа гл1

«Онегин - забав и роскоши дитя»

«Но был ли счастлив мой Евгений…» строфа 36

«труд упорный ему был тошен…»

Дядя был при смерти, Онегин приготовился ради денег ухаживать за ним…

Был искренен, процитировать стих-е о дяди

Его посетила русская хандра

17 строфа глава 2 «…Ушед от их мятежнй власти Онегин говорил об них с невольным вздохом сожаленья…»

«Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был…»

Онегин погубил Ленского

«им овладела тоска сердечных угрызений»

Влюблен в замужнюю женщину

Что вас особенно поразило в Онегине?

Положительное

Конфликт со «светом», обществом деревенских помещиков, затворничество в деревне.

Пустота души героя, следствие пустоты, бессодержательности светской жизни

И в Петербурге и в деревне Онегин читает книги, пытается писать, общается с Ленским и Лариными, тяжелую барщину заменяет легким оброком

В отношениях с Татьяной поступает благородно, искренне, душевно.

Не выдерживает испытания дружбой и любовью

Исследователи Кто он?, где родился, кто его родители, как одеваетсяОтличие автора и его героя

Секретарь: _Встать, суд идет.

Слово обвинителю.

Обвинитель:

Обвиняется:

В равнодушном отношении к своему образованию Строфа «учился неприлежно»

Адвокат : Но, господин судья, как сказал Пушкин: «Мы все учились понемногу…чему-нибудь и как - нибудь»

П. А: строфа глава

Судья –господин прокурор, продолжайте.

Обвинитель: -2. Евгений Онегин обвиняется в недостатке воспитания

2. Ни блистал воспитанием. «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

Адвокат : «Зато читал Адама Смита»

П. А : «Дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей»

Обвини Евгений Онегин обвиняется в лицемерии

Адвокат:

Обвинитель : 4. Обвиняется в лености души и тела

Адвокат:

Обвинител ь: 5. обвиняется в чрезмерном злоупотреблении роскошью и забавами.

Адвокат : «Но был ли счастлив мой Евгений…»

П. А .строфа 36

Обвини Евгений Онегин обвиняется в нежелании трудиться, быть полезным

Адвокат : Строфа 45

Обвинител ь: 7. Обвиняется в корыстных целях

Адвокат: Господин судья, мой подзащитный был искренен, процитировать стих-е о дяди

Обвинитель : 8. Обвиняется в нежелании бороться с трудностями

Адвокат: 37 строфа

Обвинитель : 9. Осуждается в презрении к людям

«Он людей, конечно знал и вообще их презирал»

Адвокат: «Но правил нет без исключений, иных он очень отличал и вчуже чувства уважал…»

Обвинитель : 10. Евгений Онегин осуждается в неумении любить

«В любви считался инвалидом» 19 строфа гл.2

Адвокат: 17 строфа глава 2 «…Ушед от их мятежной власти Онегин говорил об них с невольным вздохом сожаленья…»

Обвинитель : Обвиняется за безответность к чувствам любви Татьяны, за отказ быть семьянином

«Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью, ты в руки модного тирана уж отдала судьбу свою»

Адвокат : «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был…»

«…И обмануть он не хотел доверчивость души невинной…»

Обвинитель: Обвиняется за неумение решить конфликт иным способом, нежели дуэль, за неумение противостоять общественному мнению, за трусость.

Адвокат:

Обвинитель : Обвиняется за убийство молодого поэта, влюбленного романтика, помещика Владимира Ленского.

Адвока т: «им овладела тоска сердечных угрызений»

Обвинитель: Обвиняется в любви к замужней женщине, княгине Р.

Адвокат :

Судья : Итак, перейдем к прениям

Прокурор:

Кто такой Онегин? Какую пользу он принес окружающим его людям? Какую жизнь он ведет?

Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой - суетная, беззаботная жизнь, насыщенная развлечениями и любовными романами. Я считаю его виновным.

Адвокат:

Да, мой подзащитный не идеален, не лишен, как, впрочем и все люди, недостатков. Но несмотря на то, что он зависел от условий света, от образа жизни, который навязывали каждому дворянину, он протестовал, старался изменить свою жизнь, свой характер, он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек, он сумел увидеть в ней искренние чувства. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка. Онегин не верил в любовь, и в этом была его беда, его страдания, что чувства в нем так рано остыли. Отказ Татьяны от его любви, там, в Петербурге, производит переворот в его душе. Он получил свое наказание, утратил надежду на счастье, вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь, его жизнь стала более содержательной Он не виновен.

Судья: Предоставим слово основному свидетелю - .

Пушкин: «Я писал этот роман с 1823 года по1830годы. В романе я не судья и тем более не прокурор, я не сужу и не обвиняю героев, а наблюдаю и анализирую их характеры, как друг и очевидец, обычный человек, которому что-то нравится в героях, что-то не нравится. Я хотел показать настоящую русскую жизнь с атмосферой городских дворянских салонов, внешне ослепительной, но внутренне пустой и провинциальное дворянство с его сплетниками и глупцами, остряками и дуэлянтами. Я понимаю Онегина и сочувствую ему. Мой герой - один из лучших представителей высшего общества не нашел применения своим способностям, не принес пользы никому, не нашел счастья в действительности и в этом его трагедия.»

Судья: обвиняемый вы будете говорить свое последнее слово?

Онегин : Да.

Я так еще молод. Мне всего лишь 26 лет. А я уже охладел к жизни. Я пытался найти для себя новые духовные ценности, новые пути. В Петербурге, да и в деревне я читал книги, пробовал писать, общался с немногими близкими мне по духу людьми. Попытался в деревне «порядок новый учредить»- заменив барщину «оброком легким». Я хотел бы, но не знал, чем заняться. Я недоволен был всем, что видел вокруг себя и понимал, что вынужденным бездельем я гублю себя. Оттого я делался все более угрюмым. Я вас прошу: не судите меня строго…

Судья : Суд удаляется на вынесение приговора. (В перерыве, задается вопрос: «Почему проводит своего героя через испытание дружбой и любовью? Это вывод по уроку.

Секретарь : Встать, суд идет.

Судья: Приговор - Ввиду сложности возложенного на суд дела я привлекаю для вынесения приговора суда участия двенадцати присяжных. (Дом. Задание)Вы должны написать в своих сочинениях: виновен ли Онегин? Кто виноват в страданиях героя?

Учитель: Прощаясь с романом «Евгений Онегин» перечитаем 49, 50 строфы последней главы.

Итог урока. Оценки.