Антиробинзонада «Повелитель мух» У. Голдинга

Философский роман-притча Уильяма Голдинга «Повелитель мух» впервые увидел свет в 1954 году. Первоначально многие издательства отказывались брать рукопись неизвестного автора, но когда произведение было напечатано, оно сразу же завоевало внимание как читателей, так и критиков. Простой сюжет, реалистичные детские образы, психологически выверенная подоплёка поступков персонажей, экзотическое место действия слились в «Повелителе мух» в страшную антиутопию, показывающую «озверение» рода человеческого.

На протяжении XX века большинство литературоведов рассматривало «Повелителя мух» как роман-предупреждение , роман – указание на то, чем может закончится для цивилизации приверженность идеям нацизма и фашизма. Между тем, политическая составляющая произведения – всего лишь одна из исторических частностей, в то время как смысл «Повелителя мух» - более обширен и всеобъемлющ. В своём романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременную сущность человеческой натуры – греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.

Завязка романа приходится на момент знакомства Ральфа и Хрюши: встретившиеся после авиакатастрофы мальчики пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Собранные трубным гласом морского рога английские дети (малыши, пяти-шести лет и подростки – десяти-тринадцати) поначалу пытаются сохранить на острове культурные и цивилизационные основы своей страны.

Мальчики устанавливают правила, главным из которых является постоянное поддержание дымящего костра. Огонь в «Повелителе мух» становится символом жизни – он служит надеждой на спасение, около него греются и разгоняют ночные страхи. Для защиты от дождя дети строят шалаши, для уборной находятся укромное место. Старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты. Жизнь на острове идёт почти идеально: двенадцатилетний Ральф воспринимает новый, лишённый взрослых мир как сказку, некую идиллию, в которой всё хорошо. Другие дети поначалу относятся к случившемуся с ними как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, бывшие хористы во главе с Джеком Меридью становятся «охотниками».

Всё меняется с первой кровью. Как только Джек понимает, что ему по силам убить поросёнка, охота из забавы превращается в образ жизни. Вслед за своим вожаком бывшие хористы меняется до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства. Ощущение собственной значимости и власти затмевает собой всё – в том числе и желание вернуться в привычный мир людей. В начале охотники бросают костёр, затем и вовсе превращаются в дикое племя во главе с Вождём, чьи приказания исполняются беспрекословно. Новая, опьянённая вседозволенностью цивилизация, поглощённая первобытным страхом перед неведомым Зверем, решает умилостивить последнего ужасным даром – насаженной на палку свиной головой. Когда последняя протухает, вокруг неё собираются мухи, превращая и без того омерзительный предмет в материализовавшийся облик Зла.

Образ Зверя в романе соотносится с образом Дьявола («повелитель мух» – в переводе с древнееврейского означает «Вельзевул»). Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире, остальные ребят в тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя. Это знание открывается только одному из мальчиков – самому слабому и, одновременно, самому разумному – постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает чёткий ответ о том, что Зверь – это «неотделимая часть» его самого.

Полноценный Зверь складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «её» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когда-то цивилизованных детей выходят наружу и убийство совершается по-настоящему.

Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удаётся, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном – всего лишь несчастный случай. Последующее убийство Хрюши, совершённое при свете солнца, и травля Ральфа служат кульминацией «Повелителя мух». Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы – высадившегося на остров английского офицера. Последний становится в романе прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.

Художественные образы мальчиков соотнесены в романе с конкретным человеческим началом: Ральф – добрый, культурный, стремящийся к порядку, не боящийся ответственности; Хрюша – косноязычный, умный, умеющий рассуждать изобретатель; Саймон – слабый, зрящий в корень философ-индивидуалист; Джек – властолюбивый диктатор; Роджер – угодливый слуга и жестокий садист; близнецы Эрик и Сэм – простые, плывущие по течению люди, симпатизирующие добру, но склоняющиеся под грубой силой; малыши – ещё неокрепшие личности, не успевшие сделать выбор между добром и злом, но чувствующие последнее интуитивно.

Есть такие фильмы, которые из года в год не стареют и «Повелитель мух» один из них. Он представляет собой социальную драму актуальную в любое время. Экранизация данного произведения довольно четко передает идею автора о том, что в отсутствии внешнего контроля человек может превратиться в монстра. Фильм получился о детях, но далеко не детский.

История повествует о подростках-курсантах, которые в результате авиакатастрофы оказались на необитаемом острове. Им нужно выжить в диких условиях, но самое главное для них еще впереди, это они сами… Сразу оговорюсь, что ситуация несколько утрирована. Во-первых выжили в аварии вообще все и лишь пилот получил ранение, что несколько удивляет. Во-вторых сам остров похож на райские угодья: нет ядовитых змей, прочих опасных хищников, вода под боком и т. д. Только «добыча»,«охотниками» же становятся сами герои. Также в канве произведения было подспорьем то, что несмотря на свой небольшой возраст(10-14лет) все мальчишки были кадетами, а значит обладали военной выдержкой и способностью выживать в экстремальных условиях. Я считаю, что все эти условности допускаются специально, чтобы акцентировать внимание именно на человеческих отношениях, а не на сопутствующих проблемах. Кого-то данный минимализм может отпугнуть, но истинный киноман должен ценить содержание, а не форму.

По ходу фильма обращаешь внимание на ключевые моменты повествования, которые отражают переход цивилизованного человека к племени. Если вначале реализуется попытка создать некое подобие общества с общими собраниями и распределением обязанностей, то с течением времени ситуация стремительно ухудшается. Копья, раскрашивание лиц, нарастающая жестокость, показные наказания и, наконец, охота на людей — все это стадии вышеописанного пути. Ключевым моментом на мой взгляд является убийство кабана. Неопытные кадеты были не силах это сделать, однако «охотникам» это удалось без проблем. Поняв свою силу и превосходство они получили власть, которой не сумели воспользоваться.

Важную роль также играет психология толпы, представленная здесь в самом жутком варианте. И те кто ею следовали не понимали простой истины, что тот, кто присоединяется к силе(большинству) сам же ее и создает.

Фильм интересен с точки зрения отражения человеческой сущности, которая, потеряв социальные оковы, предстает во всей красе. После просмотра невольно задаешься вопросом «как бы я поступил на этом месте?», поддался стадному инстинкту или попытался до последнего сохранить в себе все человеческое, то, что по сути и ставит нас на вершину эволюции. И что один человек может сделать против толпы? Картина заставляет думать и это главное.

Много лет тому назад по ТВ посмотрел кусок фильма "Повелитель мух" и был, конечно, потрясён. Оказывается, это был фильм, созданный в 1963 году по одноименной книге Уильяма Голдинга. Прошло много лет и я снова встретился с героями этого удивительного произведения. Ведь, правда, стоит взять ребенка из самой распрекрасной семьи, отнести его в джунгли, лес и если его не съедят звери, то зверем станет он. Это будет точно не Маугли. Цивилизация это тысячелетний опыт поколений и как животных не получится, генетически не передается человеку многое из того, что получают с рождения животные. Уильям Голдинг это со всей очевидностью подтвердил, что чувство стадности будет постепенно овладевать человеком, если за ним не присматривать. Он быстро теряет внедренное в него воспитание и начинает вести себя так, чтобы выжить сегодня, завтрашний день его не интересует. Актуально ли это произведение сегодня? Ещё бы. На православной украинской земле славяне убивают, пытают, насилуют славян. На Востоке правоверные мусульмане проделывают то же самое с себе подобными. Что происходит?
О жестокости подростков известно каждому, но что удивительно, любая мать маленького убийцы будет кричать, что её ребёнок самый лучших, тихий, умный и спокойный и преступление совершить никак не мог. Огромный океан выплеснул на берег группу маленьких англичан, чудом спасшихся во время авиакатастрофы. Это были правильно мальчики от шести до 11 лет. Они уже прекрасно знали, что такое хорошо и что такое плохо. Казалось бы испытание, которому подвергла их судьба, должно было объединить, сцементировать внезапно возникший детский коллектив. Казалось бы, но как бы не так. Написанный удивительным простым "школярским" языком роман читается легко но с каждой страницей понимаешь, что приближается нечто ужасное, страшное, что не должно было произойти с этими благовоспитанными мальчиками. Дети постепенно превращались в монстров. Их купили, грубо говоря куском плохо прожаренной свинины. На весах лежала еда и человечность ребенка. Еда победила. Сэр Уильям Голдинг замечательно выписал образы детей. Главные герои книги предводитель Ральф, мудрый, толстый Хрюша, антипод Ральфа Джек, близнецы, как живые, не придуманные живут, адаптируясь в соответствии с законами джунглей, звереют и, наконец, готовые к убийству, легко убивают своих товарищей. Каждому написанному слову в романе веришь и это страшно: ведь наши дети, внуки могли бы попасть на остров без взрослых и сломаться, потерять свою человеческую сущность. Естественным является и финал произведения, когда все мальчики, ещё не понимая, что творили, начинают рыдать вслед за избранным ими предводителем Ральфом и брошенным ими же в пучину горя и страданий. Эту книгу и эти два фильма нужно смотреть детям, как назидание, может быть кому-то и поможет в становлении, как человека. Не зря это произведение стало лучшим романом 1954 года, а сам автор в последствии лауреатом Нобелевской премии в области литературы и искусства.


Оказавшись на острове, дети начинают стремительно превращаться в дикарей...

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» увидел свет в 1954 году. Первая книга писателя-англичанина прокладывала свой путь к читателю долго и трудно: прежде чем роман был напечатан, рукопись побывала более чем в двадцати издательствах – и везде ее отвергали. Но писатель не сдавался, и его дебютный роман все же был издан, а через некоторое время стал настоящим бестселлером. Позже «Повелитель мух» был включен в программу по литературе многих учебных заведений США.

Сегодня мы знаем этот роман как «Повелитель мух». Однако авторское название книги было иным – «Незнакомцы, явившиеся изнутри». Новое название было придумано во время подготовки книги к изданию и придало ей некоторый мистицизм: «Повелитель мух» как бы отсылает нас к Вельзевулу, дьяволу.

Попытки лучше понять суть этого литературного произведения продолжаются до сих пор. Одни называют его философской притчей, другие – аллегорией, третьи – гротескной антиутопией или романом-предупреждением. Некоторые пытались увидеть в «Повелителе мух» скрытый библейский сюжет.

Однако все споры о романе не дают четкого объяснения, почему он так привлекает и одновременно отталкивает и пугает. В 2005 году журнал «Time» включил «Повелитель мух» в список ста лучших романов, написанных на английском языке. И в то же самое время книга Голдинга является одним из самых спорных произведений ХХ столетия. В чем же секрет этого романа? Ответить на этот вопрос нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Робинзонада ХХ века

Во время неизвестной войны из Англии эвакуируют группу детей. Но самолет терпит крушение, в результате которого дети оказываются на необитаемом острове. Сначала благовоспитанные мальчики пытаются найти хоть кого-то из взрослых – пилота и «того дядьку с мегафоном», но очень быстро выясняется, что никого, кроме них, на острове нет. Тропическая природа острова обещает райскую жизнь и захватывающие приключения, но идиллия длится недолго.

Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.


Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.

Тем временем на острове происходят необъяснимые вещи, порождающие страхи. Мальчишки из племени Джека создают примитивный языческий культ поклонения Зверю. Дети пытаются вызвать его милость жертвоприношениями, устраивают первобытные пляски. В разгар одного из таких диких обрядов, войдя в экстаз и потеряв над собой контроль, «охотники» закалывают копьями одного из мальчиков, Саймона.

Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.

Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота... В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.

Незнакомцы, явившиеся изнутри

Как так случилось, что Уильям Голдинг в сорок лет взял и написал такой странный и даже страшный роман? Сам писатель во многом объясняет особенности своего мировоззрения опытом войны:

«Будучи молодым человеком, до войны я имел легковесно-наивные представления о людях. Но я прошел через войну, и это изменило меня… Война научила меня совсем иному: я начал понимать, на что способны люди…»

Много размышляя о жизни и обществе, он делает еще более суровые выводы:

«Факты жизни приводят меня к мысли, что человечество поражено болезнью… которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я и пишу со всей страстностью, на какую только способен, и говорю: „Смотрите, смотрите, смотрите, вот какова она, природа самого опасного из всех животных – человека!“»

Если рассматривать эти слова с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что к таким выводам подводит писателя его чуткость и . Главная мысль, которую передает автор в своем романе – это удивительно парадоксальная человеческая особенность превращаться из цивилизованного члена общества в дикаря в самые короткие сроки. Воспитание и культурные ограничения, стремление соблюдать правила приличия в обществе, гражданская позиция и социальная ответственность очень часто слетают с ранее цивилизованного человека, как ненужный налет, когда речь заходит о выживании, когда мы получаем стресс, который не способны адаптировать.

«Пока нас спасут, мы тут отлично проведем время. Как в книжке!»

Главными героями жестокого романа Уильяма Голдинга становятся дети, а не взрослые. Почему? Причин такому выбору героев несколько. Одна из них лежит на поверхности и декларируется самим автором: «Повелитель мух» своим необычным сюжетом и даже именами главных героев отсылает нас к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна (1858). Этим приключенческим романом в стиле робинзонады в свое время зачитывался и сам Голдинг, и его ровесники. Однако увлечение этой романтически-идеалистической историей, в которой воспеваются имперские ценности Англии конца XIX века, не помешало выросшим читателям «Кораллового острова» превратиться впоследствии в жестоких убийц, что и видел Голдинг во времена военной службы.

То, что герои «Повелителя мух» – подростки, является также ответом автора на бытующее в западных странах представление о том, что дети – ангелы. Уильям Голдинг жестко развенчал этот миф. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, его героями стали примерные мальчики, вырванные войной из самого сердца человеческой цивилизации – благовоспитанной Англии. Недаром один из героев в начале повествования не без снобизма заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует».


На этом писатель не остановился. Он сорвал защитные маски не только с цивилизованной благовоспитанности, но и с религиозной благочестивости: самыми дикими и жестокими убийцами становятся в его книге мальчики-певчие из церковного хора. Преображение в язычников-дикарей тех, кто еще не так давно пел ангельскими голосами в храме, происходит с такой скоростью, что не оставляет никакой надежды на помощь церкви и религии в попытках человека остаться человеком (в противоположность «Коралловому острову», в котором дети, напротив, местных дикарей обращают в христианство).

Казалось бы, писатель не оставляет читателям надежды на лучший исход. Мы должны жить с этим страшным зверем внутри, который дремлет до поры до времени, но в любой момент может вырваться наружу. Но эту надежду нам дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Человечество вовсе не больно, оно не деградирует, а напротив, стремительно развивается! В романе Голдинга самым подробным образом выписан человека, который вполне был уместен во времена первых людей, десятки тысяч лет назад. Но в наше время, в цивилизованном обществе, в котором соблюдаются кожные законы и ограничения и развита зрительная культура, такое поведение человека неприемлемо.

Строители системы безопасности

Следует обратить внимание на то, что героями «Повелителя мух» являются исключительно мальчики. С одной стороны, это все та же отсылка автора к произведениям детской литературы прошлого, когда мальчики и девочки еще обучались и воспитывались отдельно. Однако системно-векторная психология Юрия Бурлана дает свое четкое объяснение этому явлению, которого во времена написания романа автор еще не мог знать.

Согласно системно-векторной психологии, только мужчины являются носителями видовой роли, то есть выполняют определенные задачи, возложенные на них обществом. У женщин, кроме , которые сопровождали мужчин на охоте и войне, такой видовой роли нет – главная задача женщины родить потомство и заботиться о нем. Поэтому задача построения коллективной системы безопасности, которая позволяет человеческому виду выжить и продолжить путь в будущее, целиком лежит на мужской части человечества.

Мальчики, входя в пубертат, отделяются от близких, семьи и, становясь полноправными членами общества, начинают поддерживать созданную в нем систему коллективной безопасности. Такая система безопасности строится в первую очередь на строгом , которое обеспечивает выполнение каждым членом стаи своей видовой роли. При правильном ранжировании стая функционирует идеально слаженно. Это обеспечивает членам стаи возможность выжить всем вместе.

Именно процесс ранжирования и попытку создать собственную систему безопасности мы можем наблюдать в ходе прочтения романа. Почему оказавшиеся на необитаемом острове подростки не смогли создать жизнеспособную модель человеческого общества, подчиняясь одному вождю и выполняя каждый свою роль, мы рассмотрим чуть позже.

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – , которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.


Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…»

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась».

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Самозванец или вождь?

Предводитель охотников Джек заставляет членов своего «племени» называть себя вождем. Вот только настоящий ли он вождь или всего лишь самозванец? С самого начала между ним и Ральфом возникла конкуренция за роль главного. Сначала победил Ральф, но он не сумел удержать власть. В конце концов, путем жесточайшей борьбы Джек добился своего – но к чему это привело? Телесные наказания (одному из малышей устраивают демонстративное избиение палками), убийства и охваченный огнем остров.

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, стремление быть лидером – одно из свойств . Но настоящим природным вождем может стать человек с другими устремлениями, с иным устройством психики – обладатель . Только для уретральника его стая превыше всего, а жизнь стаи – важнее собственной жизни. Настоящему вождю не требуется доказывать свое главенство, добиваться власти изощренными способами – все это и так принадлежит ему по праву. Члены стаи на бессознательном уровне чувствуют защищенность, которая исходит от того, кто готов отдать свою жизнь за их жизни, и естественным образом беспрекословно подчиняются уретральному вождю. Уретральное ядро объединяет стаю, иначе начинается разобщение.

Однако среди мальчиков на острове не оказалось уретрального. Еще не развитый кожный лидер не может вести стаю на длинные дистанции – стая погибнет. Этот путь к неминуемой гибели мы наблюдаем в конце книги.

Цитаты с тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Год написания:

1954

Время прочтения:

Описание произведения:

Повелитель мух это первый роман Уильяма Голдинга. Роман написан в аллегорическом жанре. Повелителем мух является голова убитой свиньи, насаженная на кол охотником.

Роман отказались печатать множество издательств. Все же, когда после переработки первых страниц книги ее издали, она не получила признания. За первый год было продано меньше 3000 книг. Но уже через несколько лет роман заметили, он стал буквально бестселлером и даже был введен в учебную программу школ и колледжей.

Время действия не определено. В результате произошедшего где-то ядерного взрыва группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказывается на необитаемом острове. Первыми на берегу моря встречаются Ральф и толстый мальчик в очках по прозвищу Хрюша. Найдя на дне моря большую раковину, они используют её как рог и созывают всех ребят. Сбегаются мальчишки от трёх лет до четырнадцати; последними строем приходят певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Ральф предлагает выбрать «главного». Кроме него, на главенство претендует Джек, но голосование заканчивается в пользу Ральфа, который предлагает Джеку возглавить хористов, сделав их охотниками.

Небольшой отряд в составе Ральфа, Джека и Саймона, хрупкого, склонного к обморокам хориста, идёт в разведку, чтобы определить, действительно ли они попали на остров. Хрюшу, несмотря на его просьбы, с собой не берут.

Поднимаясь в гору, мальчики испытывают чувство единения и восторга. На обратном пути они замечают запутавшегося в лианах поросёнка. Джек уже заносит нож, но что-то останавливает его: он ещё не готов к убийству. Пока он медлит, свинье удаётся бежать, и мальчик испытывает стыд за свою нерешительность, давая себе клятву в следующий раз нанести смертельный удар.

Мальчики возвращаются в лагерь. Ральф собирает собрание и объясняет, что теперь им все придётся решать самим. Он предлагает установить правила, в частности, не говорить всем сразу, а давать высказаться тому, кто держит рог, - так они называют морскую раковину. Детей пока не пугает, что их, возможно, не скоро спасут, и они предвкушают весёлую жизнь на острове.

Вдруг малыши выталкивают вперёд щуплого мальчика лет шести с родимым пятном на пол-лица. Оказывается, тот ночью видел зверя - змея, который утром превратился в лиану. Дети высказывают предположение, что это был сон, кошмар, но мальчик твёрдо стоит на своём. Джек обещает обыскать остров и проверить, есть ли тут змеи; Ральф с досадой говорит, что никакого зверя нет.

Ральф убеждает ребят, что их, конечно, спасут, но для этого нужно развести на вершине горы большой костёр и поддерживать его, чтобы их могли увидеть с корабля.

Совместными усилиями они складывают костёр и поджигают его с помощью Хрюшиных очков. Поддержание огня берет на себя Джек со своими охотниками.

Вскоре выясняется, что никто не хочет серьёзно работать: строить шалаши продолжают лишь Саймон и Ральф; охотники, увлёкшись охотой, совершенно забыли про костёр. Из-за того, что костёр погас, ребят не заметили с проплывавшего мимо корабля. Это становится поводом для первой серьёзной ссоры между Ральфом и Джеком. Джек, как раз в этот момент убивший первую свинью, обижается, что его подвиг не оценили, хотя сознаёт справедливость упрёков Ральфа. От бессильной злобы он разбивает Хрюше очки, дразнит его. Ральфу с трудом удаётся восстановить порядок и утвердить своё главенство.

Для поддержания порядка Ральф собирает очередное собрание, теперь уже понимая, как важно уметь грамотно и последовательно излагать свои мысли. Он вновь напоминает о необходимости соблюдать установленные ими же самими правила. Но главное для Ральфа - изжить закравшийся в души малышей страх. Взявший слово Джек неожиданно произносит запретное слово «зверь». И напрасно Хрюша убеждает всех, что нет ни зверя, ни страха, «если только друг дружку не пугать», - малыши не хотят этому верить. Маленький Персиваль Уимз Медисон вносит дополнительную сумятицу, утверждая, что «зверь выходит из моря». И лишь Саймону открывается истина. «Может, это мы сами...» - говорит он.

На этом собрании Джек, чувствуя свою силу, отказывается подчиняться правилам и обещает выследить зверя. Мальчики делятся на два лагеря - тех, кто олицетворяет разум, закон и порядок (Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто представляет слепую силу разрушения (Джек, Роджер и другие охотники).

Той же ночью дежурившие на горе у костра близнецы Эрик и Сэм прибегают в лагерь с известием, что видели зверя. Весь день мальчики обшаривают остров, и лишь вечером Ральф, Джек и Роджер отправляются на гору. Там в неверном свете луны они принимают за зверя повисший на стропах труп парашютиста со сбитого самолёта и в страхе бросаются бежать.

На новом собрании Джек открыто упрекает Ральфа в трусости, предлагая себя в качестве вождя. Не получив поддержки, он уходит в лес.

Постепенно Хрюша и Ральф начинают замечать, что в лагере остаётся все меньше ребят, и понимают, что те ушли к Джеку.

Мечтатель Саймон, облюбовавший в лесу полянку, где можно побыть одному, становится свидетелем охоты на свинью. В качестве жертвы «зверю» охотники насаживают свиную голову на кол - это и есть Повелитель мух: ведь голова сплошь облеплена мухами. Раз увидев, Саймон уже не может отвести взгляда от «этих издревле неотвратимо узнающих глаз», ибо на него смотрит сам дьявол. «Ты же знал... что я - часть тебя самого. Неотделимая часть», - говорит голова, словно намекая, что она и есть воплощённое зло, порождающее страх.

Чуть позже охотники во главе с Джеком совершают набег на лагерь, чтобы добыть огонь. Лица их вымазаны глиной: под личиной проще творить бесчинства. Захватив огонь, Джек приглашает всех присоединиться к его отряду, соблазняя охотничьей вольницей и едой.

Ральфу и Хрюше страшно хочется есть, и они с остальными ребятами идут к Джеку. Джек вновь призывает всех вступить в его воинство. Ему противостоит Ральф, который напоминает, что его избрали главным демократическим путём. Но своим напоминанием о цивилизованности Джек противопоставляет первобытный танец, сопровождаемый призывом: «Зверя бей! Глотку режь!» Неожиданно на площадке появляется Саймон, который был на горе и своими глазами убедился, что никакого зверя там нет. Он пытается рассказать о своём открытии, но в темноте его самого принимают за зверя и убивают в диком ритуальном танце.

«Племя» Джека располагается в «замке», на напоминающей крепость скале, где с помощью нехитрого рычага на противника можно сбрасывать камни. Ральф тем временем из последних сил пытается поддерживать костёр, единственную их надежду на спасение, но Джек, как-то ночью прокравшийся в лагерь, крадёт Хрюшины очки, с помощью которых ребята разводили огонь.

Ральф, Хрюша и близнецы отправляются к Джеку в надежде вернуть очки, но Джек встречает их враждебно. Тщетно Хрюша пытается убедить их, что «закон и чтоб нас спасли» лучше, чем «охотиться и погубить все». В завязавшейся драке близнецов берут в плен. Ральфа тяжело ранят, а Хрюшу убивают брошенным из крепости камнем... Разбит рог, последний оплот демократии. Торжествует инстинкт убийства, и вот Джека на посту вождя уже готов сменить Роджер, олицетворяющий тупую, звериную жестокость.

Ральфу удаётся скрыться. Он понимает, «что раскрашенные дикари ни перед чем не остановятся». Видя, что часовыми стали Эрик и Сэм, Ральф пытается переманить их на свою сторону, но они слишком напуганы. Они лишь сообщают ему, что на него готовится охота. Тогда он просит, чтобы они увели «охотников» подальше от его укрытия: он хочет спрятаться неподалёку от замка.

Однако страх оказывается сильнее понятий чести, и близнецы выдают его Джеку. Ральфа выкуривают из леса, не давая ему спрятаться... Как затравленный зверь мечется Ральф по острову и вдруг, выскочив на берег, натыкается на морского офицера. «Могли бы выглядеть и попристойнее», - упрекает тот ребят. Известие о гибели двух мальчиков поражает его. И представляя, как все начиналось, он говорит: «Все тогда чудно выглядело. Просто «Коралловый остров».

Вы прочитали краткое содержание романа Повелитель мух. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.