Чистый понедельник анализ героев. Чистый понедельник бунин

Давным-давно, много веков назад жили на нашей прекрасной планете древние греки. Занимались они самыми разными вещами: устанавливали основные законы хозяйственной деятельности, почитали красоту тела, изобретали стандарты мирового искусства, а на досуге устраивали Олимпийские игры, в которых непременно должен был побеждать именно сильнейший. Верили же древние греки в вещи самые разные, причем в буквальном смысле этого слова - античный пантеон настолько разнообразен, что в мире найдется не так много людей, способных навскидку перечислить хотя бы половину

Были в их картине мира титаны и боги, герои и нимфы, сфинксы и сирены, не говоря уже о циклопах и других более экстравагантных существах, имена которых засели в памяти человечества не так глубоко и прочно.

В этой же статье мы будем выяснять, кто такая Афина.

Разнообразие трактовок

Поскольку до наших дней, к сожалению, не удалось дожить ни одному древнему греку, исследователям приходится строить свои теории на археологических находках, письменных памятниках и прочих достояниях истории. Возможно, именно с этим связано разнообразие трактовок в отношении того, кто такая Афина.

Самой распространенной точкой зрения считается позиционирование этой представительницы греческого пантеона как Именно этому пониманию богини нас учат в учебных заведениях и популярных изданиях вроде «Я познаю мир». На самом же деле все обстоит намного шире, разнообразнее и интереснее, о чем и пойдет речь в этой статье. Итак, перейдем к делу: кто такая Афина?

Таинственное рождение богини

В никогда и ничего не бывает просто - все окутано некоей загадкой, тайной и исполнено неожиданностей. Рождение этой греческой богини - далеко не исключение. Начнем с того, что единого мнения на этот счет попросту не существует. В этом отношении все зависит от временных рамок трактующего. По ранним сведениям, греческая триумфально вышла из головы самого Зевса, причинив ему при этом просто невыносимую боль. Более поздние историки оказались несколько милосерднее и, согласно их трактовке, местом, откуда на свет появилась эта представительница пантеона, была борода Громовержца.

В любом случае, рождение богини можно расценивать как еще одно подтверждение тому, что древним грекам нравилось все необычное: то из пены морской богини появлялись, то из головы вылезали…

Почему это именно так

Согласно наиболее распространенной трактовке, история богини Афины начинается с желания верховного бога удержать свои позиции и предотвратить свержение с трона собственным сыном. Именно поэтому, согласно мифу, Зевс проглотил беременную на тот момент Метиду. И все бы ничего, если бы не случилось неожиданное. В скором времени Громовержец стал испытывать невыносимую боль и, чтобы облегчить эти страдания, Гефесту пришлось ударить главу пантеона топором по голове. Из образовавшейся дыры на свет триумфально вышла та самая Афина - древнегреческая богиня мудрости, покровительница городов и целых государств, мастерства, изобретательности и сноровки.

Значение в мифологической картине мира

На первый взгляд может показаться, что эта представительница древнегреческого пантеона не является одной из ключевых фигур, однако это мнение смело можно назвать ошибочным. Богиня войны входит в число двенадцати основных представителей Олимпа. Согласно некоторым мифам, именно Афина осталась в Греции, когда все остальные сбежали в Египет. Многие исследователи связывают с этим последующее название столицы страны в ее честь.

Внешний облик

Поскольку это богиня войны, внешне она значительно отличается от остальных. В первую очередь, следует отметить тот факт, что она традиционно изображается в мужских доспехах и со щитом, чего не скажешь даже об Артемиде, неизменными атрибутами которой считаются лук и колчан со стрелами.

Что касается более характерных черт, в дошедших до наших дней свидетельствах Афину называют «совоокой», сероокой и русоволосой, так что мы можем говорить о том, что у богини было нечто общее со славянскими девушками.

Если же говорить о символах этой представительницы олимпийского пантеона, то традиционно в этом отношении изображаются сова или змея как древнейшие символы мудрости.

Также неизменным атрибутом этой богини издревле считается оливковая ветвь, которая и сегодня в мировом сознании ассоциируется именно с Грецией.

Богиня-феминистка?

Несмотря на то что далеко не во всех письменных памятниках сохранились упоминания об участии Афины в гигантомахии, они все же есть и от этого никуда не деться. По текстам Гигина, свержение титанов в Тартар - отчасти заслуга этой богини. Согласно этому мифу, Афине удалось совершить этот подвиг благодаря помощи Зевса, Артемиды и Аполлона.

Несмотря на то что рождение богини войны, согласно основным мифам, было после битвы титанов, есть и другие свидетельства ее участия в этом событии буквально глобального масштаба. В качестве примера можно привести щит статуи на котором изображены другие подробности битвы.

Связь с троянским конем

Как ни странно, с этой войной также ассоциируется имя этой олимпийской воительницы. В целом Афина - богиня, мифы о которой отличаются довольно большим разнообразием. Так, согласно имеющимся памятникам письменности, именно ей принадлежит идея создания троянского коня. Также имеются свидетельства того, что данная манипуляция была проделана в ее честь.

Кто такая Афина в этой истории? Это не только автор идеи с троянским конем. Это еще и та богиня, которой удалось спасти ахейцев от голода в тот период, когда им необходимо было сидеть в ожидании действий. По сюжету мифа, Афина принесла им пищу богов для того, чтобы те не умерли от голода.

Она же втайне помогала втаскивать коня в осажденный город и подавала знаки в виде змей и землетрясений, когда кто-то высказывал возражения по этому поводу.

Изобретения

Мало где это упоминается, но именно этой представительнице греческого пантеона принадлежит сама по себе идея государства, изобретение колесницы и даже корабля. Большинство предметов быта вроде керамических горшков или плуга были изобретены именно Афиной. Она вообще считается покровительницей ремесленников. Согласно некоторым мифам, именно эта богиня в свое время обучила финикиянок ткацкому делу, а прялка во многих источниках упоминается как дар Афины.

Также она покровительствовала многим героям и исключительно справедливым войнам, чем и отличалась от Ареса, для которого сами сражения были целью и покровительство в них приносило ему исключительное удовольствие.


Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.

Богиня мудрости и знаний, непобедимая воительница, защитница городов и покровительница наук Афина Паллада пользовалась заслуженным почтением у древних греков. Она была любимой дочерью Зевса, и именно в ее честь названа современная . Героям Греции Афина Паллада помогала мудрыми советами и не оставляла в моменты опасности. Девушек Греции древнегреческая богиня учила ткачеству, прядению и кулинарии. Считается, что именно Афина Паллада изобрела флейту и учредила ареопаг (высший суд).

Внешность Афины Паллады:

Величественная осанка, большие серые (а по некоторым данным, голубые) глаза, русые волосы – весь ее облик говорит о том, что перед вами богиня. Афину Палладу, как правило, изображали в доспехах и с копьем в руке.

Символы и атрибуты:

Афина Паллада окружена мужскими атрибутами. На голове шлем с высоким гребнем. Обязательно присутствует щит (эгида) – он украшен головой Медузы Горгоны. Древнегреческую богиню мудрости Афину Палладу сопровождают сова и змея – символы мудрости. Отмечают, что неизменной ее спутницей была богиня победы Ника. Священное дерево оливу также можно назвать символом Паллады.

Афина Паллада окружена мужскими атрибутами: на голове шлем с высоким гребнем, в руках щит, украшенный головой Медузы Горгоны

Сильные стороны Афины Паллады:

Хотя Афина и была одной из наиболее «здравомыслящих» богинь древнегреческого Пантеона, тем не менее, ей был свойственен некий фаворитизм. На это, в частности, намекают мифы об Одиссее и Персее.

Родители:

Афина Паллада появилась на свет необычно и эффектно. Однажды Зевсу было предсказано, что его жена — богиня Метида — родит сына, который будет умнее и сильнее отца и свергнет его. Но вначале должна была родиться дочь. Зевс, не желая быть свергнутым, проглотил беременную Метиду. Вскоре он ощутил сильную головную боль и приказал Гефесту разрубить ему голову топором. Из головы Зевса и родилась Афина. Богиня уже при рождении была полностью вооружена.

Богиня родилась из головы Зевса и уже при рождении была полностью вооружена

Существуют и другие, менее распространенные версии о том, кто были родители древнегреческой богини Афины Паллады. По некоторым мифам ее матерью была нимфа реки Тритон, а отцом бог морей Посейдон.

Место рождения:

Нельзя однозначно утверждать, где именно родилась богиня Афина Паллада: различные мифы указывают на разные места. Так, она могла родиться у озера Тритонида или у реки Тритон, на Крите, на западе Фессалии, в Аркадии или даже в городке Алалкомены в Беотии. Наиболее распространенной считается версия, что родиной Афины является все же Крит.

Личная жизнь Афины Паллады:

Богиня Афина Паллада была девственницей и гордилась этим. Тем не менее, она воспитала приемного сына. Вот что рассказывают мифы. Однажды бог огня Гефест обратился к Зевсу с просьбой отдать ему в жены Афину. Поскольку ранее Зевс пообещал Гефесту выполнить любое его желание, ему ничего другого не оставалось, как согласиться. Да, громовержцу пришлось согласиться отдать в жены любимую дочь, однако он, все же, посоветовал ей защищаться.

Величественная осанка, большие серые глаза, русые волосы – весь ее облик говорит о том, что перед вами богиня

По одной из версий, древнегреческой богине мудрости пришлось обратиться к богу огня за оружием. Гефест, не растерявшись, попытался овладеть богиней. Однако дева Афина не собиралась вступать в интимную связь – ни с Гефестом, ни с кем бы то ни было. Афина Паллада бросилась прочь от чрезмерно возбужденного бога, и он погнался за ней. Когда Гефест догнал деву, она стала защищаться и даже ранила его. Гефест пролил семя на землю, и вскоре на свет появился младенец Эрихтоний. Он был рожден Геей — землей от Гефеста.

Афина Паллада взяла Эрихтония под свое покровительство. Она вскормила младенца своим молоком и воспитала его. Рос Эрихтоний в ее храме и всегда чтил богиню. Именно он начал проводить Панафинеи – празднества в честь Афины Паллады.

Храм богини

Главное святилище древних Афин и прекраснейшее произведение античного искусства – храм богини Афины (Парфенон) и сегодня является одной из главных визитных карточек Греции. Это светлое, как будто пронизанное насквозь лучами солнца, сооружение возвышается на в самом сердце древнего города.

Храм богини (Парфенон) украшен фрезами, изображающими сцены из ее жизни, — одна из главных визитных карточек Греции

Там же – в Парфеноне – находилась и наиболее известная статуя Афины Паллады работы Фидия. Будучи порядка 11 м в высоту, скульптура была выполнена из золота и слоновой кости на деревянной основе. Оригинал статуи не дошел до наших дней, однако она известна по сохранившимся копиям и изображениям на монетах.

Основные мифы об Афине Палладе:

Богиня Афина Паллада – героиня множества мифологических сюжетов.

К разряду наиболее известных относится миф о том, как она получила владычество над Аттикой, победив в соперничестве за область Посейдона. Каждый из богов сделал городу свой подарок: Посейдон – водный источник, Афина – оливковое дерево. Судьи решили, что подарок богини полезнее, и отдали предпочтение ей. Так Афина Паллада выиграла спор и стала владычицей Аттики, а город, где все это происходило, был назван в ее честь.

Другой миф рассказывает, как Афина Паллада участвовала в гигантомахии (битве с гигантами). На одного из гигантов грозная воительница обрушила остров Сицилию, с другого содрала кожу и покрыла ею собственное тело. Подробности этой битвы были изображены на щите статуи Афины.

Частые спутники богини — сова и змея – символы мудрости, а еще Ника — богиня победы

Афина Паллада участвовала и в Троянской войне. Она всячески помогала грекам во взятии Трои, и именно ей приписывают возникновение идеи, положившей конец многолетней осаде — об обмане троянцев с помощью Деревянного коня. Она подсказала Одиссею поместить в огромную статую деревянного коня отряд греческих воинов и оставить у ворот Трои, главные же силы греков отошли от Трои, якобы сняв осаду. Троянцы после некоторых колебаний втащили это деревянное сооружение в город. Ночью прятавшиеся внутри коня воины вышли, открыли городские ворота и впустили товарищей.

Иван Бунин известен многим читателям как гениальный писатель и поэт. За свою творческую карьеру литератор создал огромное количество стихов, рассказов, повестей и романов. Все они проникнуты глубоким смыслом и обладают интересным и захватывающим сюжетом. Особую популярность получил сборник рассказов «Темные аллеи». Все произведения из него повествуют о любви. У самого писателя это чувство вызывает противоречивые эмоции - счастливые и горестные одновременно. Чтобы более подробно рассказать о любви, написал «Чистый понедельник» Бунин. показывает, насколько оно неоднозначное и глубокое.

Странность любви между героями рассказа

Любовь - это не только радость от встреч, но и муки расставания, это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать глубину чувств своих персонажей. Писатель даже не дал им имен, ведь историю рассказывает сам герой, а образ героини такой сложный, многогранный и загадочный, что имени ей и не нужно. Еще в начале произведения становится ясно, что будущего у влюбленных не будет. Это красивая, молодая, полная сил и энергии пара, но они слишком разные.

Мужчина зациклен на своих чувствах, и это мешает ему лучше узнать духовный мир своей возлюбленной. Они вместе проводят много времени, устраивают пикник, ходят в рестораны, посещают театр, но девушка кажется слишком отстраненной. Героиня находится в поисках своего истинного предназначения - именно это показывает анализ. «Чистый понедельник» Бунин сочинил, чтобы рассказать о том, что рано или поздно каждому человеку предстоит решить, что делать дальше, определить, правильный ли путь он избрал. Девушка не желает говорить о будущем, категорически отрицает вероятность брака, говорит, что не готова стать женой. Мужчина понимает, что это ненормально, но все же соглашается со странностями любимой.

Поиск своего места в этом мире

Героиня не может найти себя - это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать душевные переживания девушки. Она делала все то, что было принято в обществе: училась, красиво одевалась, посещала театр, встречалась с любимым человеком. Но в глубине души женщина осознавала, что все это не то, что ей необходимо. Именно этим объясняется отстраненность главной героини, ее нежелание говорить о совместном будущем с возлюбленным. Она всегда делала все так, как и все, но это ее не устраивало.

Болезненное расставание

Противоречивые чувства все чаще возникают в душе девушки, она уже не может жить просто и беззаботно, как большинство молодых людей. Решение кардинально изменить свою жизнь уже давно назревало у героини, об этом говорит и анализ. Чистый понедельник Бунин не зря выбрал для переломного момента в судьбе персонажей. В первый день Великого Поста девушка решает посвятить себя служению Богу. Героиня заставляет мужчину страдать от расставания, но и сама она мучается от этого.

Рассказ «Чистый понедельник» в основном посвящен сильной личности девушки, которая не побоялась сделать не так, как все, резко изменить свою жизнь и найти смысл своего существования.