Что такое сюжет в. Сюжеты для рассказов

Когда читаешь или слышишь отзывы о просмотренных фильмах или прочитанных книгах, наталкиваешься на такие комментарии к сюжету, как: необычный, тривиальный, динамичный, захватывающий и множество других разнообразных эпитетов. Но что такое сюжет как понятие? Какие имеет значения?

Определение понятия в различных источниках

Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, "Словарь эстетики" 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в "Словаре литературных терминов", системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В "Большом энциклопедическом словаре" и "Современной энциклопедии" (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

Сюжет и фабула: тождество или дополнение

Что такое сюжет и фабула? Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие? В "Современной иллюстрированной энциклопедии" указано, что данные термины по-разному используются в обозначении событийного ряда произведений. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу - основным художественным конфликтом. Хотя, помимо этой версии, существует множество других, заслуживающих право на существование. Считается, что теория сюжета в своем классическом варианте сформировалась в Древней Греции. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета - это событие и действие. Аристотель считал миф основой любого драматического или эпического произведения, а сам миф образовывался от сплетенных в действия событий. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка, и миф стал фабулой. Что такое сюжет в "Толковом словаре русского языка" Ушакова? Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула - это содержание самих событий и их последовательность. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.

Элементы сюжета

Совокупность и последовательность действий и событий - это сложное целое понятие. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении? Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. Произведение начинается с экспозиции, которая несет первую информацию о персонажах, событиях, времени повествования и мотивирует читателя продолжить знакомство с дальнейшей историей. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий. Следующим этапом становится само развитие действия - это самый весомый момент произведения, где уже знакомые персонажи раскрываются в перипетиях истории. На этом этапе невозможно уже бросить произведение, так как уже интересно, чем же все закончится. Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В развязке напряжение начинает спадать, и конфликт разрешается, завершая связанные с ним события. Эпилог обычно демонстрирует положение дел по прошествии некоторого времени с момента основных событий. Также в произведении может быть и пролог, который открывает произведение, он является некоторого рода вступлением в ход повествования и раскрывает первопричины событий, которые буду происходить далее. Каждый из элементов сюжета может как присутствовать, так и нет, в зависимости от задумки автора.

Типы сюжетов

Существует такое понятие, как «бродячие сюжеты». Их выделяют в довольно-таки большую группу, когда речь идет о типологии сюжетов. Что такой сюжет бродячий? Это повторяющиеся в народном творчестве разных народов комплексы сюжетных мотивов, которые составляют основу произведения. В "Терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению" указано, что такие бродячие сюжеты повторяются в разных эпохах и странах за счет близости общественного опыта, сходства социальных условий, исторических связей и прочего. Основных генетических групп, на которые подразделяются традиционные сюжеты, четыре: исторические, мифологические, литературные, фольклорные. Однако это лишь одна из предложенных литераторами классификаций. Пожалуй, одна из самых логичных и удобных. Таким образом, был наиболее полно получен ответ на вопрос: «Что такое сюжет в литературе?»

Касательно театра и кинематографа

Понятие сюжет является общепринятым для всех направлений. Что такое сюжет фильма? То же самое, что и сюжет литературного произведения, театральной постановки, игры, картины - он представляет собой основу формы того или иного произведения. Это ряд событий, которые происходят на экране, перипетии в жизнях героев, это то, без чего ни один фильм существовать не может.

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ

(фр., от лат. subjectum - предмет). Содержание, сплетение внешних обстоятельств составляющих основу извест. литерат. или художеств. произведения; в музыке: тема фуги. На театральном языке - актер или актриса.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

СЮЖЕТ

самое происшествие, о котором рассказывается в литературном произведении; момент, изображенный на картине; предмет беседы, содержащие музык. пьесы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

СЮЖЕТ

франц. sujet , от лат. sub jectum , предмет. Содержание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Сюже́т

(фр. sujet)

1) последовательность и связь описания событий в произведении литературы;

2) в изобразительном искусстве - предмет изображения.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Сюжет

сюжета, м. [фр. sujet ]. 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). 2. В изобразительном искусстве – предмет изображения.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Сюжет

а, м. (фр. sujét).
1. Последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.
|| Ср. интрига , фабула .
2. В произведении изобразительного искусства: предмет изображения. Живописные полотна на бытовые сюжеты .
Сюжетный - относящийся к сюжету 1, 2, сюжетам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СЮЖЕТ" в других словарях:

    - (от фр. sujet предмет) в литературе, драматургии, театре, кино и играх ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) … Википедия

    1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое … Литературная энциклопедия

    сюжет - а, м. sujet m. 1. Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения. БАС 1. || перен. Взаимоотношения. Он <новичок> сразу понимает сюжет камеры: скрытую силу П … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сюжет - СЮЖЕТ повествовательное ядро художественного призведения, система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий.… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    - (от фр. sujet субъект, предмет) последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия С. в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его разрушать. В изучении С … Энциклопедия культурологии

    СЮЖЕТ, сюжета, муж. (франц. sujet). 1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). Сюжет Пиковой дамы Пушкина. Избрать что нибудь сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего… … Толковый словарь Ушакова

    Из жизни. Разг. Шутл. ирон. О каком л. бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116. Сюжет для небольшого рассказа. Разг. Шутл. ирон. 1. То, о чём стоит рассказать. 2. Какая л. странная, любопытная история. /i> Из… … Большой словарь русских поговорок

    сюжет - СЮЖЕТ, интрига, фабула … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (французское sujet, буквально предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют … Современная энциклопедия

Книги

  • Сюжет и стиль , В. В. Виноградов. Предлагаемая вниманию читателей книга ставит своей задачей проследить исторические тенденции стилистического варьирования и изменения одной сюжетной схемы на протяжении XIX в. в разных…

СЮЖЕТ - развернутый образ события или цепи событий, доминирующий элемент образного мира и вообще семантики художественного текста, основное средство (форма) выражения тематического содержания в эпосе и драме, а иногда и в лирике. В свою очередь, сюжет является содержанием художественного сообщения (повествования, драматического действия), которое выступает в качестве его формы.

Сюжеты разграничивают на концентрические и хроникальные. В первых изображенные события и поступки персонажей скреплены причинно-следственной связью. Если бы не умер дядя Евгения Онегина, тот не приехал бы в унаследованное имение, не познакомился бы с Ленским. Если бы Ленский, влюбленный в Ольгу (что заинтересовало Онегина), не привез его к Лариным, не произошла бы встреча Евгения с Татьяной, не завязался бы основной конфликт. Если бы Ленский, куда более терпимый к соседям-помещикам, чем Онегин, неосторожно не пообещал ему, что на именинах Татьяны будет только “своя семья”, Евгению не за что было бы ему мстить, ухаживая за Ольгой, а Ленскому - не за что вызывать друга на дуэль, не состоялась бы коллизия романа, закончившаяся дуэлью и смертью Ленского. He будь этого, мучимый совестью Евгений не отправился бы так скоро путешествовать, Татьяна не посетила бы его дом, не заподозрила бы, познакомившись с библиотекой Онегина: “Уж не пародия ли он?”, - что, безусловно, повлияло на ее согласие выйти замуж (“...для бедной Тани / Все были жребии равны...”) и на несправедливое отношение к влюбившемуся в нее Онегину как к прежнему победителю женщин.

Концентрические сюжеты не исключают и момента случайности. Онегин вернулся в свет и нашел там новую Татьяну, блестящую княгиню, совершенно неожиданно для себя. Внезапные, резкие повороты в течении событий называются перипетиями. Иногда перипетии мотивированы, иногда - нет, просто выражают превратности судьбы. В “Капитанской дочке” перипетиями являются помилование Гринева Пугачевым прямо под виселицей (оно мотивировано вмешательством Савельича, которого узнал бывший “вожатый”) или арест Гринева, когда, казалось бы, все для него и Маши пошло на лад благодаря случайной встрече с знакомым - Зуриным (еще одна перипетия). В “Мастере и Маргарите” Булгакова к перипетиям относятся гибель Берлиоза, встреча Ивана Бездомного в психиатрической лечебнице с мастером, в рассказе мастера - выигрыш им по облигации ста тысяч, что дало ему возможность засесть за роман о Пилате, судьбоносная встреча с Маргаритой, катастрофа с романом и предательство Алоизия Могарыча, повлекшие за собой расставание влюбленных, затем - появление перед Маргаритой Азазелло, который ей дает надежду на встречу с ее возлюбленным, и многое другое.

Перипетии (например, раскрытие Ноздревым и Коробочкой тайны Чичикова как покупщика “мертвых душ”) возможны и в хроникальных сюжетах, где соединение эпизодов происходит в основном более или менее случайно. Произвольно, точнее, согласно конкретному художественному заданию размещаются и внесюжетные элементы. Так, в “Мертвыхдушах” развернутая экспозиция - предыстория Чичикова с мотивировкой его аферы, объединяющей весь сюжет, - дана в заключительной, 11-й главе первого тома. Цель перестановки событий во времени - та же, что в “Герое нашего времени”: создается некоторая таинственная атмосфера, читатель заинтриговывается. В.М. Шукшин, рассказав несколько историй из жизни своего персонажа по прозвищу Чудик, особенно подробно остановившись на его поездке к брату на Урал, по завершении действия (Чудик вернулся из поездки) в заключительном абзаце дает нечто вроде экспозиции - представляет героя: “Звали его - Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом”.

К внесюжетным элементам художественного мира произведения относятся также пролог или вступление, роль которого может быть исключительно велика (в “Медном всаднике” тема Петра как великого преобразователя развертывается главным образом в описании основанного им Петербурга во вступлении), а может ограничиваться задачей некоего лирического сопровождения сюжета, хотя бы при этом к нему что-то и добавлялось (кольцевое обрамление - описание могилы героя и ее посещения героиней - сюжета повести В.П. Астафьева “Пастухи пастушка. Современная пастораль”, состоящей из четырех частей: “Бой”, “Свидание”, “Прощание” и “Успение”), всякие отступления (лирические в “Евгении Онегине” и “Мертвых душах”, публицистические - философско-исторические - в “Войне и мире”; у Толстого отступления связаны с художественными сценами в основном позицией страстного и убежденного автора, у Гоголя, при антитезе повествовательных и лирических мест текста, они художественно связаны все же теснее, чем рассуждения и повествование Толстого, эта антитеза входила в замысел “поэмы”, а у Пушкина отступления иногда вовсе и не отступления, они движут сюжет: “...и вот сама / Идет волшебница зима” - по зимнему тракту Татьяну повезут в Москву на выданье), эпилог или заключение, т.е. уплотненное во времени краткое уведомление о том, что случилось с персонажами после изложенного в сюжете, как правило некоторое время спустя (характерно для романов Тургенева; в пушкинской “Капитанской дочке” роль эпилога играет комментарий “издателя” к запискам Гринева; в “Войне и мире” эпилог большой, из двух частей: повествовательной и философско-публицистической).

Некоторые теоретики отрицали необходимость выделять наряду с понятием “сюжет” понятие “фабула”. “Фабула” по-латыни значит “рассказ, повествование”. В России в первой половине XIX в. под “рассказом” понимали не только сам факт рассказывания о чем-то, но и способ, манеру этого рассказывания (см.: Эпос). Прозаиков и поэтов критики хвалили за искусство “в рассказе”. Белинский писал: “Форма романов вроде “Онегина” создана Байроном; по крайней мере, манера рассказа, смесь прозы и поэзии в изображаемой действительности, отступления, обращения поэта к самому себе и особенно это слишком ощутительное присутствие лица поэта в созданном им произведении, - все это есть дело Байрона”. С разными пониманиями “рассказа” и связано разграничение сюжета и фабулы. Сюжетом в русском литературоведении XIX в. называлась именно совокупность изображенных в произведении событий, точнее, образ событий. В 1920-е гг. представители формальной школы в литературоведении В.Б. Шкловский, Б.В. Томашевский и др. то, что раньше называлось сюжетом, назвали фабулой и отнесли ее к “материалу”, не имеющему художественного значения. В произведении “материал” оформляется и становится сюжетом. “Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом произведения”, - писал Томашевский. “Тем не менее в современном литературоведении преобладает значение термина “сюжет”, восходящее к XIX в.”.

Фабула чаще всего понимается как манипуляции с художественным временем, перестановка событий во времени; пример - лермонтовский роман о Печорине. Строго говоря, никакой перестановки в нем нет. Просто читателю сначала рассказали о здравствующем Печорине, а потом дали возможность прочитать дневник умершего Печорина. Предыстория Павла Петровича Кирсанова в “Отцах и детях” введена со ссылкой на рассказ Аркадия Базарову, хотя излагается автором. Ho вот в “Евгении Онегине” Пушкин рассказывает предысторию своего “приятеля” начиная с его детства уже после того, как в первой строфе привел внутренний монолог этого “молодого повесы”, расстающегося со столичной жизнью и скачущего в деревню к умирающему дяде. Л.Н. Толстой в “Войне и мире” сначала показал освобождение партии русских пленных партизанскими отрядами Денисова и Долохова, а затем поведал читателю о том, что Пьер Безухов пережил перед этим в плену. В таких случаях авторы в полном смысле слова поворачивают художественное время назад. Между тем в сюжете оно, конечно, остается однонаправленным и равномерным, никаких сказочных чудес не происходит, у героев “Войны и мира” нет такой машины времени, как у изобретателя Тимофеева в комедии М.А. Булгакова “Иван Васильевич”. И это далеко не единственная манипуляция, которую может себе позволить автор. Художественное время обладает способностью “сокращаться”, “растягиваться”, “прерываться”: об одном рассказывается бегло, о другом подробно, о третьем вовсе умалчивается. В “Медном всаднике” сказано просто: “Прошло сто лет...” Условно и пространство: автор мгновенно, когда ему нужно, переносит действие из одного места в другое (“единство места” классицистов приводило лишь к другим условностям: все события происходили, например, на одной городской площади). Мысли некоторых персонажей писатель, выступая как всеведущий автор, передает, мысли остальных персонажей читателю остаются неизвестными, и это не значит, что они не умеют думать и не думают, просто передавать их мысли не входит в задачу, которую художник себе поставил. Итак, в сюжете все персонажи живут в едином времени и пространстве, у всех, предполагается, есть свой облик, какие-то мысли, но о чем и как сообщать, давать ли, например, портреты всех персонажей - решает автор, создавая фабулу. Фабула оформляет сюжет, выражает его, является его формой. Поэтому они никогда не могут совпадать, как часто говорят. Они только бывают однонаправленными и разнонаправленными. Сюжет есть основной элемент семантики текста (образного мира), а фабула - основа композиции образного мира в эпосе и драматургии. Сюжет кончается развязкой, фабула - финалом. Печорин умер в середине романа. Это развязка. В финале он, снова живой, полный сил и энергии, совершает свой лучший поступок, подвиг, спасая человека, которого собрались пристрелить, не дав покаяться, фактически на глазах его матери. Лермонтов пожелал, чтобы близкий ему персонаж запомнился читателю героем.

По отношению к лирическим произведениям вместо слова “финал” употребляют слово “концовка”.

Меня спрашивают: «Откуда ты берёшь образы для своих стихов и рассказов?» Да везде: в кафе, на работе, на улице…

Купил я как-то билеты на поезд и решил от пермского вокзала прогуляться пешком: теплынь, бабье лето. Иду себе, греюсь на солнышке, дай, думаю, посижу на лавочке, и блокнот достал. Вдруг, как говорится, придёт че в голову? В общем, записка на салфетке… И не ошибся ведь.

Сижу, глаза прикрыл и жду, когда рифма снизойдёт. И что Вы думаете, быстрее рифмы, но очень тихо, подошёл сюжет для рассказа.
- Кхе, кхе, простите, сударь, - вывел меня из нирваны мягкий голос.

Мои глаза увидели некоего гражданина средних лет изрядно потрёпанного жизнью. Обладатель мятого костюма был давно не брит, не причёсан и, вероятно не мыт. Но всё это почему-то нисколько не отталкивало. Вспомнился Паниковский. Впрочем, на артиста Мошкова он тоже смахивал, в чём я скоро очень даже убедился. Я вопросительно глянул на него, и он начал:
- Здравствуйте, уважаемый! Простите меня за невольное вторжение, но я не мог не остановиться рядом с вами. Судя по вашему лбу, вы человек наделённый разумом…
Я невольно заволновался и, даже как-то захотелось, что бы эти слова, услышали ещё какие-нибудь люди.
-Вы не ошиблись, - попробовал я ответить хоть как-то, - а он поправил несуществующий галстук, и продолжил:
- Вы сразу произвели на меня хорошее впечатление, а уж поверьте, я людей повидал в разных местах…

При этих словах я вдруг заметил на его руке наколку в виде русалки, хвост которой украшало имя Аня. Перед буквой А была густо заштрихована, как я понял, буква Т или М. А может и В. Ну, всяко в жизни бывает…

Понимаете, друг мой, - он сунул руку под пиджак, почесал подмышку, и стало заметно, что расстёгнутые штаны держат разного цвета подтяжки, - я очень хочу домой, но каждый шаг причиняет мне невыносимую боль. Я участвовал в различных битвах, защищая Отечество, и мой позвоночник перебит в нескольких местах. Могу снять свои скромные одежды и показать незаживающие раны, - и не смотря на мой протест, Герой Отечества стал снимать пиджак, не переставая при этом говорить:
-Я хочу ехать в Мотовилиху к своим родным пенатам, как человек, на автобусе и при этом вспоминать вас добрым словом. Одарите меня, пожалуйста, десятью рублями…

Он стоял освещённый солнцем, и под расстёгнутой его рубахой, как в кривом зеркале синим, сияли наколотые лучи, а я был удивлён этим сочетанием унижения и достоинства. Я был покорён столь тонким психологическим подходом. Я был восхищён почти профессиональным артистизмом. И я не мог не дать этому необычному человеку десятку, которую он вероятнее всего превратит в ближайшей аптеке в пузырёк какой-нибудь настойки. Бог с ним…
-Премного вам благодарен, сударь. Вы знаете, я прошёл долгий путь, примерно десять лавочек, и никто ведь не дал мне ни одной копейки, зажрались сволочи. Простите мне эту невольную грубость. Ну что же, приятного вам отдыха, мне пора...

Шагов десять он прохрамал, а потом бодрой рысью запылил, как я и предполагал, в сторону дурацкой вывески «Мир лекарств».

Нисколько не жалея о подаренной десятке я взялся за перо…

Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы - все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.

Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей - они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» - и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.

Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными - если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

Развивайте события. Развитие событий - это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.

Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.

Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.