Франц Шуберт: биография.

Шуберт был принят "певчим мальчиком" в придворную капеллу и Конвикт - авторитетное в Вене школу с пансионом, с ним занимались Венцель Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) Антонио Сальери (контрапункт и композиция). Течение 1810 - 1813 он написал большое количество разнообразных произведений: оперу , симфонию , фортепианные пьесы и песни, в частности "Жалоба Агари" (Hagars Klage, 1811).

Он выбрал темы, темы средневековых легенд или германской мифологии, поставив их на службу своим философским, религиозным и политическим идеям. В это время он женился на Козиме, дочери Листа. Последним драматическим достижением стал Парсифаль. Адепт мистического, символического театра, он достиг тесного слияния текста и музыки, тематического единства, созданного лейтмотивом, и успешного союза между голосами и инструментами.

Его отец, басист небольшого оркестра в элегантном ресторане в Гамбурге, дал ему первые уроки музыки в возрасте пяти лет. Когда ему было семь лет, его отец уговорил мальчика взять уроки у Отто Косселя, пианиста. Коссел показал ему музыку Баха, и вскоре Брамс смог сыграть на скрипке, виолончели и роге, а также на фортепиано, и он мог сопровождать своего отца в танцах и тавернах Гамбурга.


1.2. 1810-е годы

Фантазия "Скиталец" D. 760
Allegro con fuoco

II. Adagio

III. Presto

IV. Allegro
Исполнитель Даниэль Бланч. За разрешением Musopen

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der). Она была закончена к январю 1819 года и выполнена в "Кертнертортеатри" в июне 1820 года. Летние каникулы в 1819 году Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии , где и создал широко известный фортепианный квинтет "Форель" (ля мажор).

Когда Брамсу исполнилось десять лет, Коссель посоветовал отцу послать его профессору Марксену, превосходному учителю фортепиано и музыкальной теории. Марксенс был суровым, но одаренным учителем с открытым умом, позволяя студенту развивать свой творческий талант.

Этот год был решающим в его карьере, где он мог встретить другие культурные центры и личности в музыкальной среде: скрипач Джозеф Йоахим, Лист и Шуман. Он стал директором концертов при дворе принца Липпе-Детмольда, позднее регента хорбургского хора, до поселения в Вене, где он был директором «Сингверейн дер Гезельшафт дер Мусифрейнд».

Узкий круг друзей, которым Шуберт окружил себя, претерпело серьезный удар в начале 1820. Шуберт и еще четверо его товарищей были арестованы австрийской тайной полицией, которая с подозрением относилась к любым студенческих кружков. Одного из друзей Шуберта, поэта Иоганна Зенне, отдали под суд, тюрьму на год, а потом навсегда запретили появляться в Вене. Четырем другим, включая Шубертом, вынесли серьезное предупреждение, ставя им в вину, в частности, "против [власти] с использованием оскорбительной и недостойной лексики" . Шуберт никогда больше не виделся с Зенне, но положил на музыку две его поэзии "Selige Welt" and "Schwanengesang". Возможно, что этот инцидент привел к разрыву с Майргофером, с которым Шуберт тогда жил .

Затем начинается самый плодотворный период карьеры композитора. Там Брамс пишет необычайно важные дела. После своей первой симфонии Брамс выиграл аплодисменты знаменитого Маэстро фон Бюлова, который стал самым ярым защитником своей работы. На протяжении многих лет Брамс становился все более и более интроспективным и молчаливым. Одиночество было для него незаменимым, его единственное желание состояло в том, чтобы создать спокойствие, необходимое для сочинения. Она никогда не была замужем, ее повседневная жизнь была простой; он готовил завтрак, обедал в популярных ресторанах и всегда путешествовал в третьем классе.


1.3. Период музыкальной зрелости

Композиции 1819 и 1820 отмечены значительным прогрессом музыкальной зрелости . В феврале началась работа над ораторией "Лазарь" (D. 689), которая осталась незавершенной, потом появились среди прочих, менее выдающимися работами, двадцать третьего псалм (D. 706), "Gesang der Geister" (D . 705/714), "Quartettsatz" (до минор , D. 703) и фантазии "Скиталец" (нем. Wanderer-Fantasie ) Для фортепиано (D. 760). В 1820 были поставлены две оперы Шуберта: "Die Zwillingsbr?der" (D. 647) в Кернтернтортеатри 14 июля и "Die Zauberharfe" (D. 644) в театре Ан-дер-Вин 21 августа . До почти все крупные композиции Шуберта, кроме мес, выполнялись только любительским оркестром, который вырос из домашних вечеров квартетов композитора. Новые постановки познакомили с музыкой Шуберта широкую публику . Однако, издатели не спешили с публикациями. Антон Диабелли с колебаниями согласился напечатать некоторые произведения на условиях комиссии . Так были напечатаны первые семь опусов Шуберта, все песни. Когда комиссия закончился, композитор стал получать скупую плату - и этим его отношения с крупными издательствами ограничились. Ситуация несколько улучшилась, когда в марте 1821 Фогль выполнил "Der Erlk?nig" на очень успешном концерте . Того же месяца Шуберт сочинил вариации на тему вальса Антона Диабелли (D. 718), войдя в число 50 композиторов, внесших вклад в сборник Союза музыкантов Родины.

Его последние дни прошли спокойно, окруженные несколькими верными друзьями. Ваша печень ухудшается, и появляется истинная природа болезни: рак. Это был его последний успех в жизни. Вскоре после этого, уже уставшего и больного, он умер 3 апреля того же года.

Наследник Бетховена Брамс предлагает в своей работе совершенный синтез романтизма и классицизма. Он не презирал венгерскую народную песню, которую он включил в типично скандинавскую и роскошную поэзию. Виртуозный пианист, Брамс много сочинил для своего инструмента.

Очень насыщенная, его камерная музыка включает сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнеты и фортепиано, трио, квартеты, квинтеты и секстеты. Для оркестра он написал «Вариации для темы Гайдна», четыре симфонии, два открытия, два фортепианных концерта, концерт на скрипке, концерт на скрипке и виолончели. Их Лидер вписаны в германскую традицию, а также их музыку священного вдохновения.

После постановки двух опер Шуберт с еще большим рвением, чем раньше, начал творить для сцены, но эта работа по разным причинам почти полностью пошла насмарку. В 1822 ему было отказано в постановке оперы "Альфонсо и Естрела", отчасти из-за слабого либретто . Опера "Фьеррабрас" (D. 796) тоже была возвращена автору осенью 1823, в значительной степени из-за популярности Россини и итальянского оперного стиля и провал оперы Карла Вебера "Eврианта" . "Конспиратор" (Die Verschworenen, D. 787) запретил цензор, очевидно из-за названия , а "Розамунда" (D. 797) была снята после двух вечеров из-за низкого качества пьесы. Две первые из этих работ написаны очень масштабно и поставить их было чрезвычайно трудно ("Фьеррабрас", например, имел более тысячи нотных страниц), но "конспираторы" были яркой привлекательной комедией, а в "Розамунда" есть волшебные музыкальные моменты, которые принадлежат к лучшим образцам творчества композитора. В 1822 Шуберт познакомился с Вебером и Людвигом ван Бетховеном , но эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Говорят, что Бетховен несколько раз публично признавал талант юноши, но он не мог знать творчества Шуберта в полном объеме, поскольку при жизни композитора вышла только горстка произведений.

С детства композитора известно, что очень ранние выявленные музыкальные дары. Два года спустя семья переехала в Алапиев, где отец композитора управлял сталелитейным заводом. В этом году его родители решили, что он должен быть адвокатом. Отрочество композитора проходило между исследованиями подготовительных курсов Санкт-Петербургского юридического факультета и фортепиано с его новым учителем Кундигером.

Через несколько месяцев он решает уволить свою работу в министерстве юстиции, полностью посвящая себя музыке. С тех пор Чайковский пережил период трудностей и нищеты, давал некоторые уроки, сопровождал посредственных певцов на фортепиано и делал копии баллов.

Осенью 1822 Шуберт начал работу над произведением, более все остальные произведения того периода продемонстрировал зрелость его видение музыки - "Неоконченной симфонии" си-бемоль минор . Причина того, что композитор забросил работу, написав две части и отдельные музыкальные фразы третьей, остается невыясненной. Удивительно и то, что он не рассказывал об этом произведении товарищам, хотя то, чего он достиг, не могло не вызвать у него чувство энтузиазма.

Другие времена собирались начать в его жизни. Чайковский был поклонником музыки Римского-Корсакова, одного из пяти, и его протест сфокусировал внимание на других членах группы, которые пригласили его навестить их в Санкт-Петербурге. Этот факт, однако, не сделал его новым членом группы; композитор не особенно восхищался музыкой группы, а остальные четверо считали музыку Чайковского слишком западной.

Следующие годы карьеры Чайковского были отмечены растущим успехом как композитора и регента. На личном уровне последняя треть его жизни была отмечена той странной связью, которую он имел с Надеждой фон Мек, вдовой Карла-Георг-Отто фон Мек, богатого владельца первых двух российских железных дорог. Единственное установленное условие состояло в том, что они никогда не должны встречаться, обмениваясь только письмом. Помогая другим, Пахульский в конце концов убедил ее, что Чайковский был только спекулянтом.


1.4. Шедевры последних лет жизни

The Соната для арпеджионе, D. 821
Allegro Moderato

Adagio and 3. Allegretto
Исполнители: Ганс Голдштейн (виолончель) и Клинтон Адамс (фортепиано)

В 1823 Шуберт кроме "Фьеррабраса" написал также свой ​​первый цикл песен "Моя прекрасная млинарка" (D. 795) на стихи Вильгельма Мюллера. Вместе с поздним циклом "Зимняя прогулка" 1927, также на стихи Мюллера, этот сборник считается вершиной немецкого песенного жанра Lied . В этом году Шуберт написал еще и песню "Ты покой" (Du bist die Ruh, D. 776). 1823 также был годом, когда у композитора появились синдромы сифилиса .

Композитор был очень потрясен не материальными аспектами, так как в то время он был на высоте славы и зарабатывал много денег, но для аффективного смысла. Глубоко потрясенный, Чайковский укрылся в музыке и путешествиях. Чайковский сочинил пьесы для фортепиано, камерную музыку, шесть симфоний, фантастические открытия, балеты, три концерта для фортепиано, концерт для скрипки и вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. В дополнение к песням он написал десять опер, среди которых Евгений Онегин и Леди Пики, двое вдохновленные Пучкиным.

Весной 1824 Шуберт написал октет фа мажор (D. 803), "Скэч большой симфонии", а летом снова уехал в Желизо. Там он попал под чары венгерской народной музыки и написал "Венгерский дивертисмент" (D. 818) для двух фортепиано и струнный квартет ля минор (D. 804).

Друзья утверждали, что Шуберт был безнадежно чувства к своей ученице, графине Каролины Эстергази, но он посвятил ей только одно произведение "Фантазию в фа минор" (D. 940) для двух фортепиано .

Под влиянием западной музыки Чайковский стоял на краю русского национализма, воплощенного Группой Пяти. Блестящая оркестровка, коммуникативная мелодия и драматическая интенсивность означают все ее производство, популярное во всем мире. Фактически, во всех крупных городских центрах континента самые важные представления театрального декламадо были выведены на сцену с какой-то музыкальной составляющей, которая обычно ограничивалась открытием большей согласованности и секциями связи большего или меньшего размера между но также могут включать в себя музыкальные номера, вставленные в само действие драматических действий.

Несмотря на то, что работа над музыкой для сцены, а позже официальные обязанности, отнимали много времени, Шуберт в эти годы написал значительное количество произведений. Он завершил массу в тональности ля-бемоль минор (D. 678), работал над "Неоконченной симфонии", а в 1824 написал вариацию для флейты и фортепиано на тему "Trockne Blumen" из цикла "Моя прекрасная млинарка" и несколько струнных квартетов. Кроме того, он написал сонату для популярного в те времена арпеджионе (D. 821) .

Игра Чизи, явно меньшая фигура в немецкой литературно-театральной сцене того времени, была явно посредственной и неудачной даже в связи с его дебютом, но то же самое было не в отношении Музыка Сцены, созданного для этой цели Шуберта в полной зрелости, который только что составил цикл песен «Бела Молейра» и оперу Феррабраса, его самый амбициозный оперный опыт.

Для музыкального отбора также был приглашен специалист из каждой области. Верно, что растущее открытие репертуаров Древней музыки от средневековья до полного классицизма начинает все больше и больше выделять их пространство для прослушивания и что некоторые из пионеров Музыкального модернизма, от Дебюсси и Равеля до Стравинского и Бартока они стали, в конце концов, почти через сто лет после их времени, почти текущими ссылками.

Проблемы предыдущих лет компенсировали успехи счастливого 1825. Количество публикаций быстро увеличивалось, нищета несколько отступили, и лето Шуберт провел в Верхней Австрии , где его приветствовали. Именно во этого тура он написал "Песни на слова Вальтера Скотта". К этому циклу принадлежит "Ellens dritter Gesang" (D. 839), широко известный под названием "Ave Maria". Песня открывается приветствием Ave Maria, которое затем повторяется в припеве. Немецкий перевод стихотворения Скотта с "Ламермурськои невесты", выполнен Адамом шторками, при выполнении часто заменяют латинским текстом молитвы Ave Maria . В 1825 Шуберт написал также сонату для фортепиано ля минор (Op. 42, D. 845) и начал симфонию № 9 до мажор (D. 944), завершенную следующем году .

И это не только в строгом смысле классической музыки подтверждает это явление. Практически вся городская популярная музыка нашего времени, от поп-рока до джаза и хип-хопа до так называемой мировой музыки, основана не только на формальных, мелодических и гармонических базах, унаследованных от романтической традиции, но и на выразительных языковых и коммуникационных кодексах чувства и эмоции, которые ясно вытекают из музыкальной мысли девятнадцатого века. И то же самое происходит с музыкой, которую мы слышим почти подсознательно, как саундтрек, окружающий нашу повседневную жизнь, от аудиовизуальной рекламы до музыки со дна супермаркетов и лифтов.

С 1826 по 1828 Шуберт жил постоянно в Вене, кроме краткого визита в Грац в 1827. В эти годы его жизнь была бедна события, и его описание сводится к списку написанных произведений. В 1826 он завершил симфонию № 9, которую позже стали называть "Большой". Это произведение он посвятил Обществу друзей музыки, и получил от него гонорар в знак благодарности . Весной 1828 он дал единственный в своей жизни публичный концерт, на котором исполнял собственные произведения. Концерт прошел с успехом . Струнный квартет ре минор (D. 810) с вариациями на тему песни "Смерть и дева" был написан зимой 1825-1826 и впервые выполнено 25 января 1826. В том же году появились струнный квартет № 15 ре мажор (D. 887, Op. 161), "Искристое рондо" для фортепиано и Крипке (D. 895, Op. 70) и соната для фортепиано ре мажор (D. 894 , Op. 78), впервые опубликована под названием "Фантазия в ре". Кроме этого были написаны три песни на слова Шекспира .

Что, в конце концов, по сути отмечает романтическое видение Музыки в путешествии, которое ведет нас, по крайней мере, от зрелого Бетховена до финального памятника Рихарду Штраусу? Прежде всего, ставка на творческую индивидуальность, способная постоянно оспаривать письменные соглашения, установленные в каждый момент. Затем открытие внутренней вселенной индивидуальных чувств, любви к ненависти, депрессии к экстазу, нежности к насилию и изучения контекстов жизни, в которых эти чувства могут усугубиться, от любви к полноте предательству и оставлению, от мужества до опасности от страха смерти, от верности Отечеству и от религиозной преданности до изначальной верности любимому объекту.

В 1827 Шуберт написал цикл песен "Зимний путь" (Winterreise, D. 911), Фантазию для фортепиано и скрипки (D. 934), экспромты для фортепиано и два фортепианных трио (D. 898 и D. 929) , в 1828 "Песню Мирьем" (Mirjams Siegesgesang, D. 942) на слова Франца Грилльпарцера, мессу в тональности ми-бемоль (D. 950), Tantum Ergo (D. 962), струнный квартет (D. 956), три последних сонаты и сборник песен, напечатанных посмертно под названием "Лебединая песня" (D. 957) . Эта сборка не является настоящим циклом, но песни, входящие в нее, сохраняют единственность стиля и объединены атмосферой глубокой трагедии и мрачной сверхъестественности, не свойственной композиторам предыдущего столетия. Шесть из этих песен написаны на слова Генриха Гейне, чья "Книга песен" вышла осенью. Девятая симфония Шуберта датирована 1828 годом, но исследователи творчества композитора считают, что в основном она была написана в 1825-1826 и только несколько переработана для выполнения 1828 . Для Шуберта такое явление очень необычное, поскольку большинство его значительных произведений не вышедших при жизни, не говоря уже о концертное исполнение. В последние недели жизни композитор начал работать над новой симфонией Бетховеном Лейпциг и Джордж Крам были или упорными популяризаторами музыки Шуберта или делали аллюзии на нее в своей собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал выполнению многих песен Шуберта и часто выполнял его соло и дуэты .

Тогда есть связь с природой и увлечением ее тайнами: преемственность дня и ночи, цикл времен года, сила элементов, элементарная красота пейзажа, песня птиц. Наконец, страсть к истории и построение коллективной идентичности на местном, региональном или национальном уровне, которые одновременно вдохновлены построенным культурным наследием прошлого и живыми народными традициями каждой страны, как постоянное свидетельство их соответствующих корней глубже идентичность.

Хорхе Ваз де Карвалью, в своем двойном статусе талантливого музыканта и человека культуры, ведет нас в эту коллекцию с помощью личного маршрута пересмотреть некоторые из наиболее актуальных моментов романтического музыкального репертуара и эстетической вселенной, в которой они возникли.


2. Творчество


2.3. Творчество последних лет

В некоторых произведениях Шуберта последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), полны энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Шуберт получил признание главным образом как автор песен, много его крупных инструментальных произведений было впервые исполнено через десятилетия после смерти ("Большая симфония" до мажор в полном объеме впервые прозвучала под руководством Феликса Мендельсона в 1839, "Неоконченная симфония" в 1865). Однако настоящее признание инструментальная музыка Шуберта получила только в 20 веке.

Франц Петр Шуберт, австрийский композитор. После короткой карьеры в качестве мастера школы, он преподает музыку дочерей графа Иоганна Эстерхази. Влюбленные свободы, и щедрый характер, Шуберта страдать всю свою жизнь с финансовыми трудностями и будет управлять его издателей. Он написал оркестровая музыка, включая сценическую музыку Розамунды и десять симфоний. Его камерная музыка включает в себя квартеты, среди которых «Молодая девушка и смерть», и форель.

Сын школьного учителя и бывшего слуги, у родителей было 13 детей, только 5 из которых выжили. Особенность жизни музыканта.

  • Ранний музыкант: 1-я композиция в возрасте 13 лет.
  • В подростковом возрасте он восхищался Бетховеном, Моцартом и Гайдном.
  • Классика: камерная музыка Симфонические композиции для театра Романтический.
Он становится учеником Антонио Сальери, директора музыки в Венском суде. В течение этого периода обучения он начинает сочинять, несмотря на нежелание своего отца, который запрещает ему даже идти домой, пока его мать умирает.


3. Список произведений "Заговорщики" (Die Verschworenen, 1823)

  • "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, 1820)
  • "Розамунда" (Rosamunde, 1823)

  • 3.2. Для солистов хора и оркестра

    • 7 мес (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2-1815, 1816; 1819-22; 1828)
    • Немецкий реквием (1818)
    • Немецкая месса (1827)
    • 7 Salve Regina
    • 6 Tantum ergo
    • 4 Kyrie eleison
    • Магнификат (1815)
    • 3 оферториумы
    • 2 Stabat Mater
    • оратории и кантаты

    3.3. Для симфонического оркестра


    3.4. Вокальные произведения

    Шуберт написал около 600 песен, в частности:

    Шуберт сначала пишет для фортепиано, то не менее восьми струнных квартетов, некоторых открытий и лидера. По-чешски по природе, у Франца Шуберта будет мало денег на всю его короткую жизнь, но он не будет беспокоиться об этом, тем более, что его друзья всегда там, чтобы помочь ему, поскольку он там, чтобы развлечь их Даже если он умер в возрасте тридцати одного года, у него было время сочинить более тысячи произведений, в том числе шестьсот песен, один из самых важных произведений его репертуара, составленный из текстов величайшие поэты немецкого языка, его друзья или поэты, которые, как известно, славятся своим лиером.

    Вокальные ансамбли, в частности

    • Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов
    • Вокальные квинтеты для 2 теноров и 3 басов

    3.5. Камерные ансамбли 1812 - )

  • рондо, вариации и другие пьесы,
  • Для фортепиано в 4 руки:

    • 2 сонаты (1818 ; 1824 - "Большой дуэт")
    • увертюры,
    • фантазии,
    • Венгерский дивертисмент (1824),
    • рондо,
    • вариации,
    • полонезы,
    • марши

    Имя: Франц Шуберт (Franz Schubert)

    Дата рождения: 31 января 1797 г.

    Возраст: 31 год

    Дата смерти: 19 ноября 1828 г.

    Место рождения: Вена, Австрия

    Рост: 156

    Деятельность: композитор, один из основоположников романтизма в музыке

    Семейное положение: не был женат

    Франц Шуберт: биография

    Воланд из романа сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

    Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).



    При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

    Детство и юношество

    Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).



    Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.



    Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

    Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.



    Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

    «Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

    А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

    Музыка

    Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.



    В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.



    В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

    Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

    Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

    Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.



    Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

    В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

    Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

    Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

    Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

    В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

    Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

    После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.



    Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

    «Что будет со мной... – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

    Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

    Личная жизнь

    В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

    Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.



    Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

    Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.



    Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

    Смерть

    Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.



    Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

    • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
    • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
    • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
    • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
    • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
    • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
    • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

    Дискография

    Песни (всего более 600)

    • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
    • Цикл «Зимний путь» (1827)
    • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
    • Около 70 песен на тексты Гёте
    • Около 50 песен на тексты Шиллера

    Симфонии

    • Первая D-dur (1813)
    • Вторая B-dur (1815)
    • Третья D-dur (1815)
    • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
    • Пятая B-dur (1816)
    • Шестая C-dur (1818)

    Квартеты (всего 22)

    • Квартет B-dur op. 168 (1814)
    • Квартет g-moll (1815)
    • Квартет a-moll op. 29 (1824)
    • Квартет d-moll (1824-1826)
    • Квартет G-dur op. 161 (1826)