Изменение ценностей. Особенности формирования системы жизненных ценностей


Хотя основные ценности относительно постоянны, в целом общественные ценности непрерывно изменяются. Специалисты по маркетингу должны обратить особое внимание на «переходные» ценности, затрагивающие все сферы рынка. Изменения, происходившие в 1990-х гг. (см. табл. 11.1), являют собой пример изменения парадигмы или фундаментального переупорядочения представлений потребителей и субъектов рынка об окружающем мире.26 Эти изменения заложили основы для нынешней рыночной среды. Возможно, взглянув на правый столбец табл. 11.1, вы захотите задуматься о том, как будут изменяться ценности в ближайшие несколько десятилетий и какое влияние это окажет на решения, которые вы будете принимать в роли потребителя или менеджера.
Смену общественных ценностей можно прогнозировать, основываясь на понятиях жизненного цикла: ценности человека изменяются с возрастом. Следовательно, молодежь, обладая некими собственными, присущими только ей, ценностями, через несколько десятилетий поменяет свои ориентиры, и общественные ценности будущего не будут отличаться от сегодняшних, поскольку молодые люди, становясь старше, усваивают ценности своих родителей (основное положение теории поведенческой ассимиляции). В противоположность ей постепенная замена существующих ценностей объясняется сменой поколений: молодые люди, представляющие на данный момент «ведущее» поколение, внедряют собственные ценности. Взрослея, они сохраняют ценности своей юности, которые заменяют общественные установки пожилых потребителей.27 Какая из этих теорий, на ваш взгляд, в большей мере соответствует истине? Останутся ли прежними ваши взгляды на жизнь лет через 30 или вы будете рассуждать, как ваши родители? Ваш ответ будет зависеть от того, в какой мере на ваши жизненные ценности повлияли культурная триада (семья, религия и школа) и прошлый жизненный опыт. Степень убедительности коммуникаций будет зависеть от ценностей, которые, вопреки мнению об их относительной стабильности и связи с культурными нормами и традициями, в действительности являются гибкими и в большей мере управляются вашими личными особенностями характера.28
Таблица 11.1. Западная цивилизация: изменение ценностей

Традиционные ценности

Новые ценности

Мораль самоотречения

Мораль самореализации

Высокий заработок

Высокий уровень качества жизни

Традиционные сексуальные роли

Стирание границ сексуальных ролей

Общепринятое определение успеха

Индивидуальное понимание успеха

Традиционная жизнь семьи

Альтернативные модели семьи

Вера в промышленный прогресс, обществен-

Вера в собственные силы

ные институты


Жить, чтобы работать

Работать, чтобы жить

Поклонение героям

Увлечение идеями

Экспансионизм

Плюрализм

Патриотизм

Стирание границ между национальностями

Неравномерное развитие

Повышение неприятия ограничений

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг и информации

Восприимчивость к техническим новшествам

Ориентация на технологию

Примечание: развитые западные общества постепенно отказываются от традиционных ценностей и все больше переходят на новые.

Источник: Joseph T. Plummer, «Changing Values», Futurist, 23 (январь-февраль 1989), 10.
Изменение влияния семьи
В большинстве культур семья является важнейшим фактором формирования социальных ценностей. Подробнее влияние семьи рассматривается в гл. 12. Здесь остановимся лишь на основных моментах. В настоящее время дети все меньше испытывают влияние «дома» и родителей. Поскольку многие матери работают не дома, большинство детей сегодня посещают дошкольные учреждения разных типов (в 1965 г. детские сады посещали только 5,7% детей). Теперь дети все больше усваивают ценности вне дома. Родителей заменяют няни, детские сады, масс-медиа. Увеличение числа детей, воспитываемых матерями-одиночками, тоже уменьшает потенциальное родительское влияние. Увеличение числа разводов ослабляет влияние семьи, поскольку дети в основном общаются только с одним из родителей. Эти дети и сами реже формируют традиционные семьи, что впоследствии оказывает влияние на ценности будущего поколения. Семья как изолированное ядро или географическое удаление семьи от бабу- шек-дедушек и других родственников (расширенная семья) также ослабляет влияние семьи на передачу ценностей.
Изменение влияния религии
Большое влияние на культуру общества оказывает приверженность людей религиозным институциям. Уровень веры людей в Бога или «Высшую силу» может оказывать воздействие на многие аспекты их поведения. В статье врезки «Рыночные факты 11.1» отражены некоторые подобные влияния на то, как люди голосу-

ют на выборах, а также распределение этих влияний по возрастным группам и географическому расположению. В формировании ценностей США и других западных культур исторически важная роль принадлежала иудеиско-христианским религиозным институтам, но в последние годы ситуация изменилась. Лишь чуть больше половины (52%) взрослых американцев относят себя к числу протестантов, около трети - к последователям Римской Католической церкви, 1,3% - к иудеям, 0,5% - к числу мусульман, а все остальные распределены по более чем ста категориям.29 Процент потребителей, которые не ассоциируют себя ни с одной из религий (т. е. атеистов, агностиков, гуманистов и секуляристов), возросло с 8% населения США в 1990 г. до 14% в 2001 г.
Для современной религиозной ситуации США характерны следующие тенденции: Спад приверженности традиционной церкви и религии, начавшийся после Второй мировой войны, вместе с исканиями поколения «беби-бумеров». Если в 1958 г. религиозные воззрения своих родителей не разделял каждый 25-й американец, то к 2001 г., по данным опроса американцев, посвященного религиозной идентификации (American Religious Identification Survey), 16% американцев изменили свои религиозные предпочтения.30 Наиболее успешно развивающиеся церковные общины относятся к числу социально консервативных групп с высоким уровнем вовлеченности. Это Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня (Мормоны), Церкви Христа и Сообщество Господа, каждая из которых увеличила число своих сторонников с 1990 г. на 19%. Редеют ряды пресвитерианцев и Объединенной Церкви Христа, которые потеряли с 1990 г. 12% и 15% соответственно.31 Возрастает популярность нехристианских конфессий. Увеличение этнического многообразия сопровождается ростом числа людей, исповедующих буддизм, ислам и др. религии. Нередко это консервативные религии, культивирующие уважение к старшим членам семьи. Отход от традиционной религиозности в сторону духовности. Многие американцы, особенно достигшие зрелого возраста lt;lt;беби-бумеры», вместо традиционных религий обращаются к поиску основанных на опыте веры и духовности. Духовность, более личная и практическая, провозглашает не стремление к спасению, а, скорее, освобождение от напряжения, не просто благо, а чувство удовлетворения и благодать.32 При таком свободном определении веры и религии миллионы американцев неожиданно страстно увлеклись поисками ду-
33
ховности, и как никогда много людей стали говорить о своей «религиозности» (хотя они не посещают церковные службы). Таким образом, 90% американцев отмечают, что религия играет значительную роль в их обыденной жизни, и лишь 10% считают религию «не столь важной».34 Более значительная религиозность женщин. Женщины склонны сильнее, чем мужчины, выражать свои религиозные чувства и духовные искания, зачастую они посещают занятия по изучению Библии и женские группы, в рамках которых они поддерживают друг друга в этих устремлениях, а также берут на себя больше ответственности по передаче религиозных ценностей своим детям и внукам. Кроме того, по сравнению с мужчинами они чаще определя

ют успех с религиозных позиций.33 Такие известные личности, как Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Деми Мур и Мадонна, являются приверженцами Каббалы, формы мистического иудаизма.36
Религия и духовностьявляются серьезным бизнесом и оказывают влияние на серьезный бизнес. Активизация духовных исканий привела к росту спроса на религиозную литературу, духовные общества, одежду с религиозными логотипами, нетрадиционную медицину, духовное образование, религиозные радио- и телевизионные программы, паломнические туры и различную религиозную музыку - от U2 до МегсуМе. Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» стал одним из наиболее кассовых благодаря маркетинговым усилиям, нацеленным в основном на христиан, а книга Рика Уоррена «Жизнь, направляемая целью» была распродана в количестве более 21 млн экз., и это привело к возникновению сотен домашних и церковных групп, где изучаются описанные в книге факты.37 В статье «Поведение потребителей и маркетинг 11.2» описывается, как иногда ценности религиозных потребителей оказывают воздействие на крупнейшие розничные компании и их поставщиков.

Современный пожилой человек после выхода на пенсию проживает еще, как правило, почти четверть своего жизненного пути (в сравнении со средней продолжительностью жизни). Поэтому в наше время постепенно меняется отношение к старости, что отражается и на самоосознании пожилых людей. Окончание трудовой деятельности для большинства пенсионеров не означает завершения активной социальной жизни. Как правило, они начинают заниматься общественной работой.

Однако еще достаточно много пожилых людей, для которых прекращение любимой деятельности оборачивается так называемым "пенсионным стрессом", так как выход на пенсию создал для них условия вынужденной праздности, к которой не все люди могут привыкнуть. Такое состояние обостряется ощущением контраста между собственной пассивностью и деятельной жизнью общества. Некоторые пожилые люди воспринимают этот контраст как нечто унизительное. У других в психике происходит процесс вытеснения - защитный механизм психики, под действием которого из памяти человека выводятся из сознания в сферу

бессознательного сведения, вызывающие у пожилого человека неприятные эмоции, а иногда и стрессовый бред.

Ни один лентяй еще не достиг глубокой старости. Известно, что все долгожители ведут активный образ жизни. Великий французский философ XVI века Мишель де Монтень заявил: "Я хочу умереть за работой". В этом вполне искреннем заявлении содержится также желание человека продлить свою жизнь. Эксперименты и наблюдения доказывают, что люди, интенсивно работающие до глубокой старости, прибавляют себе годы земного бытия.

Люди, посвятившие свою сознательную жизнь труду на благо общества, заботам о своих близких, обычно мало думают о себе, о своем психическом и физическом здоровье. Поэтому внезапное переключение на самого себя может невольно вызвать у такого человека протест, возмущение. Ему это может показаться крайним эгоизмом, "скатыванием" в духовную пропасть. Нередко берет верх пессимизм, неверие в свои силы и возможности. "Теперь земля вылечит", - говорят они с горечью о своих недомоганиях. Некоторым престарелым людям порой, кажется, что смерть уже стоит у порога, что ничто им уже не поможет, а поэтому жизнь как бы кончилась. Подобные взгляды абсолютно неверны и вредны. Цель, которая обязательно должна стоять перед пожилыми людьми, - изменение жизненных ценностей в пользу активной старости, ориентированность на помощь окружающим, а не существование, вызывающее жалость, требующее помощи со стороны других.

Более подробно по данной теме см. в работе .

6. Психология старчества

6.1. Особенности памяти и мышления в старческом возрасте

В последние годы геронтопсихологические исследования

(геронтопсихология - отрасль возрастной психологии, изучающая процессы старения и психические проблемы, связанные с ними) несколько изменили взгляды на умственное состояние старых людей. Так, одни ученые считают, что развитие умственных способностей заканчивается рано, между 15-ю и 25-ю годами жизни. Хотя опыт и знания, используемые при разных обстоятельствах, человек приобретает и в последующие десятилетия жизни, однако его разум в некотором смысле будто бы деградирует. Другие ученые приходят к выводу, что в пожилом возрасте разумность не снижается, а лишь изменяется, становится иной, поэтому ее не стоит оценивать с помощью, например, тестов, применяемых для исследования разумности молодых людей.

Взрослея, а затем и старея, человек учится искусству общения, умению решать жизненные проблемы, учиться дипломатии, осторожности и т.п. Эта практическая мудрость в старости не исчезает, наоборот, по мере накопления опыта возрастает, приобретая иной характер. Правда, способность к прогнозированию и стремление к новым свершениям, как правило, слабеют. Человек начинает смотреть на мир и на жизнь как бы "с высоты птичьего полета", с некоторым равнодушием и снисходительностью наблюдая за хлопотами, устремлениями людей молодого возраста. Иногда даже появляется ощущение бренности бытия, появляются" мысли о смысле жизни, возрастает интерес к философским обобщениям.

Если ум юноши больше ориентирован на внешний мир, живо и быстро реагирует на жизненные явления, часто без их серьезного анализа, то ум старого человека менее "живой", хуже реагирует на внешние факторы, глубже анализирует жизненные явления, оценивает жизнь и ее проблемы спокойно, бесстрастно, с более широкой перспективой, в которой могут "потеряться" детали, зато более осмысленно "оттеняется" суть и взаимосвязь событий. Порыв к действию уступает место размышлениям и хладнокровной, спокойной оценке происходящего, возрастной компенсации. Позиция "невозмутимого мудреца", предопределяющая пожилому человеку роль наставника, руководителя и опекуна, возникает не только в связи с жизненным опытом, но и из-за "гормонального затишья", благодаря которому ум старого человека не терзают ни страсти, ни жажда новых впечатлений, ни стремление к поспешным и необдуманным поступкам.

Многие люди в старческом возрасте (особенно мужчины) тяжело переживают затухающую сексуальную потенцию, однако и в этом, безусловно, печальном факте можно найти нечто положительное. Ведь сексуальные страсти в молодости нередко бывают источниками многих осложнений и трагедий, часто мешают работе, "затемняют" трезвый взгляд на жизнь и ее проблемы. Сколько молодых людей жертвуют карьерой, губят свои возможности под напором "гормональной бури" и вожделений, толкающих их на ложный путь сомнительных приключений и даже на преступления! Более двух тысяч лет назад знаменитый римский оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43гг.до н.э.) видел большую ценность старости в свободе от натиска эротических инстинктов.

Можно с уверенностью сказать, что у большинства старых людей, не страдающих слабоумием, разум не менее светлый, чем у молодых, только с той разницей, что он в жизни ориентируется лучше. Его основные черты - жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, умеренность, рассудительность, осторожность. Но поскольку жизненные силы и способность к адаптации в какой-то степени снижаются, то инициатива и стремление к деятельности чаще всего идут на убыль. Пожилые люди более осторожно относятся ко всему новому, к изменению ситуации, порой инстинктивно предчувствуя все трудности адаптации.

Конечно, умственные способности могут с годами ослабевать, хотя следует отметить, что это происходит далеко не всегда. Иногда впечатления об ослаблении умственных способностей старого человека бывают ошибочными. Например, время между заданным старику вопросом и его ответом может быть более продолжительным, в связи с чем порой кажется, что психические процессы у пожилого человека протекают медленнее и для оценки ситуации ему требуется больше времени. А на самом деле очень часто подобные явления возникают не столько из-за ослабления работоспособности ума, сколько из-за нарушения работы органов зрения или слуха. Дефекты органов чувств пожилые люди обычно стараются скрывать, что нередко приводит к различным конфузам, например, человек не узнает хорошо знакомых людей на улице, не отвечает на их приветствия или говорит невпопад, а это обычно расценивается как старческое слабоумие.

Некоторые изменения общего (физического) состояния и умственных способностей не мешают пожилым здоровым людям жить нормальной жизнью. Они, конечно, могут теряться во время разговора, требующего быстрой реакции, могут не понять некоторые остроумные выражения или шутки, но, как правило, весьма успешно справляются (благодаря опыту и сноровке) со своей профессиональной деятельностью и домашней работой. Чаще всего эти люди понимают, что постепенно их умственные способности слабеют, особенно ухудшается память, однако они стараются это тщательно скрывать.

В решении рассматриваемой проблемы многое зависит от умственных способностей того или иного человека в молодые годы, от того, как формировался и развивался его ум. Постоянная умственная деятельность, особенно творческая, тренирует мозг, поддерживает его в работоспособном состоянии до самого преклонного возраста. Поэтому люди интеллектуального труда, например ученые, писатели, артисты, художники, очень часто и в глубокой старости проявляют ясность ума. И наоборот, люди, которые свой мозг никогда не нагружали, чаще впадают в старческое слабоумие. А у умственно недоразвитых людей состояние, близкое к деперсонализации*, может появиться даже в среднем возрасте. Способность к профессиональной деятельности и повседневным занятиям может сохраняться у пожилого человека довольно долго, даже при некотором ослаблении мыслительных функций. Большую роль в любом труде играют опыт, приобретенные функциональные навыки, благодаря которым некоторые из элементов работы человек может выполнять автоматически. А виды работ, которые требуют особого внимания или быстрого движения, пожилой человек может также выполнять хорошо, но на это у него уйдет времени больше, чем у молодого работника. Важным преимуществом, которое помогает пожилым людям, является осторожность и нежелание рисковать. Поэтому, например, у пожилых водителей аварий бывает меньше. Естественно, пожилым людям не следует перегружать себя работой, требующей быстроты реакции, то есть деятельностью, в которой малейшая ошибка чревата катастрофическими последствиями.

Если работа не требует особого риска, а работник давно освоил ее и привык к ней, то и в пожилом возрасте он выполнит ее хорошо, а иногда даже лучше молодого специалиста, так как для него эта деятельность, возможно, представляет единственную радость и удовлетворение, оставшиеся в его жизни, поэтому он относится к своей работе с любовью и пристрастием.

____________________________________________________________________________

* Деперсионализация - обезличивание, временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность

Исследование психического старения собственно возрастных форм психических нарушений возможно только с привлечением концептуального и терминологического аппарата клинической медицины. Каждая из функциональных систем организма обладает собственным рядом внешних клинических проявлений старения, т.е. набором симптомов старения, свидетельствующих о местных и общих возрастных изменениях. Классификация этих симптомов (в рамках любой клинической геронтологии) может быть произведена только с использованием тех приемов, которые применяются в аналогичной области клинической медицины.

Одной из причин этого является то, что симптомы старения схожи с симптомами болезни. Применительно к психическому старению - это ошибки памяти, сублимация, ошибки восприятия (иллюзии и галлюцинации), возрастной внутриличностный конфликт, ошибки суждений (бред), состояние аффекта. Разграничение собственно симптомов старения и признаков болезней, не связанных с инволюцией, невозможно без врача-специалиста. Кроме того, отношение к симптомам старения, несущим в себе проявления различных недугов, может быть только медицинским. Медицинская терминология, методические приемы, разграничения болезненных проявлений в статике и динамике - это аппарат, без которого не обойтись при рассмотрении определенных признаков возрастных изменений высшей нервной деятельности и старости. Психическое старение более, чем какое-либо другое, применительно к любой системе, оно отражает старение человека как существа биосоциального и социального. Это положение свидетельствует о том, что одних медицинских приемов для исследования психического старения недостаточно и для этой цели необходимы приемы психологии и социологии. Исследование психического старения с позиции общих закономерностей инволюции можно рассматривать как самостоятельный прием, позволяющий не только подойти к определению места и содержания психических нарушений в старости, но и к уточнению механизмов формирования основных линий психической жизни в этот период.

Вопрос о возможности разграничения старения на физиологическое (нормальное) и патологическое можно отнести к любому органу или системе человеческого организма. Этот вопрос - часть общей проблемы, "великого вопроса" о том, что же представляет собой старение: естественно ли оно, физиологично (а следовательно, и нормально ли) или вызвано внешними и внутренними причинами и патологично по своей сути. Надо признать, что, несмотря на многочисленные успехи теоретической геронтологии, которые стали возможны в результате применения новых методов генетики, биологии, морфологии, вопрос о причинах старения нельзя считать решенным.

30 лет назад А.Комфорт писал, что ни одно из имеющихся предположений само по себе не в состоянии объяснить старение. Это заключение в полной мере справедливо и для настоящего времени.

Более подробно по данной теме см. в работах .

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Доступ в ценностный диапазон мироздания.

Расширение картины мироздания, раскрытие поля возможностей, создание проявленных творений – всё это происходит, рождается одномоментно.

Есть точки, в которых совершаются переходы и происходит усиление возможностей слияния с пространствами совершенства. Сегодня один из таких дней, который может активировать и начать новый, более совершенный виток сознательной реальности, если выберете и шагнёте в ЭТО.

ЭТО не касается тех человеческих предпочтений, которые делят на «хорошее и плохое», совершают выборы «боль или радость», «чёрное или белое».

ЭТО гармоничное течение и равновесие в более высоких сферах сотворения, доступ к которым негласно всегда существует, но может перейти и в сознательное русло.

ЭТО другие акценты течения гармонии, где не существует разницы и человеческих аспектов.

Соприкасаясь с данными мерностями в такое время сознательно, вы способны переключаться из того, что знали, кем были, как привыкли себя ощущать и с чем идентифицировать, в другое, более развёрнутое состояние. Можно сказать, что ЭТО возвышенное, расширенное пространство мироздания, в котором есть проявленность сотворения.

Каждый из вас может думать, что он что-то знает, достиг, постиг в этой жизни (это может быть, действительно, так). В сравнении же с тем, что несёте в своём потенциале, это совсем немного, возможно даже, мельчайшая капля. Но любая капля частоты, которая складывается из осознаний и достижений, важна – она разбавляет всё остальное.

Иногда вы увлекаетесь тем, что идёте за чьим-то зовом. Вам кажется, что это ваш собственный зов, и берёте одну из иллюзий и начинаете играть ею в большем или меньшем аспекте, ключе. Тогда это становится частью вашего пространства. Когда берёте всё из этого, оно растворяется и исчезает.

Всё, что появляется в вашем поле зрения, заслуживает вашего внимания – особенно то, что хотите отторгать, от чего хотите отказаться. За тем внешним, что привлекает или отталкивает, лежит другое – то, что является частью вас самих, к чему стремитесь.

Когда стремитесь к чему-то, как вам кажется, «светлому» и отталкиваетесь от чего-то «тёмного», может оказываться так, что, отталкиваясь от «тёмного», отталкиваетесь от того света, который стоит за ним. Просто «тёмное» - это тот буфер, как микроэкзамен, который важно пройти, чтобы достичь того, к чему стремишься.

Микроэкзамены – это проверка на степень зрелости, на прочность – её всегда устраивает Мироздание. Это способ показать, что тебе нужно, что это имеет для тебя ценность.

О ценности в этом мире.

Они сейчас сужены до ценностей в различных направлениях. Особенно проявлена ценность материальных благ. Как бы ни был человек в индивидуальном сознании отключен от данной ценности, он, в любом случае, будет зависим, запитан на эту ценность. Почему? Потому что это та узкая составляющая большого целого, которая проводит в ценностный диапазон Мироздания.

Очень часто многие люди совершают ошибку, будучи подталкиваемы теориями о том, что для них что-либо не нужно или не важно. Отключаясь от чего бы то ни было, в данный момент – от ценностной составляющей, которая в каких-то аспектах гипертрофирована и выражена искажённо, но в других является проводником в глубинную ценность того, что является связью с Мирозданием.

Есть ценности Мироздания. Они находятся как бы в сердцевине шара, сферы. На перифирии находится точка материальных ценнностей. Многие люди западают на эту точку и остаются в её ареоле, не сдвигаясь дальше. Другие немного больше охватывают, захватывая ещё ценность семьи, ценность памяти, знаний, навыков и умений.

Ценность Мироздания гораздо больше – это ценность постижения того, что стоит за гранью расшифровывания, возможностью расшифровывания в слова и фразы данного состояния.

Как только возникает возмущение чем-то или кем-то, происходит отдаление от ценности Мироздания. Именно возмущение отбрасывает от себя самого и от своей ценности.

Ценность свою можно ощутить как ценность всех окружающих и всего окружающего вокруг. Ценность к себе является тем, что показывает: человек, который рядом с тобой, ценен для тебя или нет. Если ты теряешь уважение к нему, если теряешь видение значимого в нём, это знак данному существу о том, что оно улетучивается, отделяется от своей глубинной ценности, теряет связь с Мирозданием.

В такие моменты растёт ценность материального, ценность обладания чем-то и своей собственной устойчивости, и происходит подмена. Эта подмена может стать чреватой, когда займёт внутреннее пространство, которое ей не принадлежит. Подмене сначала принадлежит только одна часть, одна точка, но постепенно, когда человек обесценивает то, что приходит из других или от другого, отбрасывает, обесценивает, отказывается, на место обесценивания становится другое – то, чем он обладает в плотном мире.

Так человек обкладывает кирпичик за кирпичиком себя в своём поле, в своём пространстве статичностью и устойчивостью. Ему кажется, что сила его растёт, но эта сила в какой-то момент начинает быть его грузом, потому что этот груз нужно кормить своей собственной энергией жизненной силы.

Именно так многое устроено в социальном мире ныне для того, чтобы люди испытывали перегрузки, болезни, чтобы укорачивался срок их жизни.

Каждый может повлиять на данную ситуацию очень просто: когда он может видеть в другом человеке ценность, когда он может то, что было статичными кирпичиками, превращать в течение, и таким образом соединять свою связь с ценностью Мироздания.

Что значит ценность Мироздания?

Это ядро своей соединённости с Общим. Когда его достигаешь, происходит постижение слияния со всеобщим, целостным Сознанием. Тогда у тебя происходит обратный процесс, когда целостное Сознание – та ценность Мироздания, начинает питать тебя и течёт, заполняет все те микроёмкости ценности, которые есть в твоём поле: в твоём бессознательном, в твоём сознании, в твоих многих уровнях.

Оно заполняет те пустоты, которые были образованы в детстве, в предыдущих воплощениях, образованы там, где ты не можешь восстановить свою связь с самим собой, где не можешь воспользоваться своим знанием и своими навыками, где не работает то, что, по твоим ощущениям, должно работать.

Тогда включаются совершенно другие законы, когда не нужно принудительно выстраивать автоматические цепочки. Ты начинаешь просто направлять своё внимание, и в том направлении течёт ценностный поток. А так как он соотносится с Мирозданием, и в нём самом – та самая ценность, формирующее зерно, тогда всё скапливается, структурируется, формируется и сотворяется.

Раньше мы говорили о поле эфира. Сейчас это поле эфира также продлевается, но из более ёмкого состояния – из Мироздания, из состояния задействования своей сердцевины, своего ценностного наполнителя.

Это Знание и способность воспринимать это Знание не для всех, потому что оно переложено на слова и достаточно непросто для восприятия человеческим осознанием. Помимо слов существует и энергия, которая течет в определённое время открытого портала.

Если нет восприятия на понятийном уровне, но есть внутренний отзыв того, что «что-то в этом есть» для вас, что «есть какое-то зерно», и вы можете допустить существование чего-то, что сейчас не расшифровываемо, непонятно или недоступно, тогда просто позволяете этому непознанному, но ценному, которое наполняет Мироздание, активироваться, встроиться и создать вашу собственную связь. Именно связь индивидуального, которая когда-то отделилась и вышла в выборы дуальности, со всеобщим Единым, которое готово, желает и жаждет проявлять себя через индивидуальное наиболее совершенным способом.

Этот наиболее совершенный способ может быть дарован вам.

В то же время не существует ни одного момента, который вы прожили напрасно. Не существует ни одного момента ваших взаимодействий, выборов, ваших ситуаций, которые были, есть или будут несовершенны и менее для вас подходящи.

То, что есть – это бо́льшая степень осознавания или разумности индивидуального существа. Проявляя разумность, вы перещёлкиваете и создаёте бо́льшую способность включения себя в общие процессы Мироздания. Вы не просто течёте, как былинка в потоке воды, а способны участвовать, способны своим сознанием взаимодействовать и передавать свои желания и восприятия, а также слышать желания, восприятия, возможности и ценности окружающего мира и участвовать.

Ещё раз: ценность всегда проистекает из ценности. Вы видите ценность того, кто с вами, того, что вокруг вас. Видя эту ценность, вы соединяетесь, сливаетесь, перетекаете и создаёте возможность.

Мир бесконечно многообразен.

В мире существует множество слоёв и подмиров, которые содержат в себе разные формы жизни, разные степени ситуации.

Многие из вас, оказываясь в каких-то, казалось бы, иллюзорных ситуациях, просто ныряют в определённые миры. В этих мирах через иллюзию (через мечту, фантазию, представление) проживают себя другим. Это может быть неведомо, в силу того, что в данном воплощении для них это не раскрыто.

Есть те, в ком есть бо́льшая способность к расширению, растяжению. Это те, кому это надо. Другие в ме́ньшей степени способны к растяжению. Они следуют чётко своему направлению и задачам. Всё это просто разные спектры жизни, разные спектры восприятия.

Вы можете не разочаровываться и не обижаться на тех, кто не воспринимает вас такими, какие вы есть, кто не способен услышать ваши ценности, кто не способен воспринять тот мир, который для вас является реальностью. Просто подарите ему возможность видения его, этого существа, ценным – тем и с тем, какой он есть.

Так начнёте приближаться больше и больше к своим ценностям.

Что же касается материальных ценностей – это тот самый первый шаг на пути к себе, к своим высшим ценностям, к которому можно относиться с почтением и вниманием, понимая, что это не то, на чём нужно останавливаться и фокусироваться, прикрепляясь к этому, но то, что даёт тебе возможность проводимости и следования дальше, чтобы раскрыть себя больше.

Состояние благодарности к ценностям любого плана также открывает возможности дальнейшего движения в пути.

Часто катаклизмы с ценностями материального мира могут быть тем, что человек очень прикрепляется и дорожит ими. Он начинает переводить ценности материального мира из инструмента в цели и достижения, и тогда сами по себе эти ценности, их сознание пытается встряхнуть человеческое существо для того, чтобы оно заняло верную, правильную позицию.

Здесь отсутствует гордость за то, что у тебя больше накоплено материальных ценностей. Они не принадлежат тебе. Они даны тебе как инструмент, чтобы ты был способен правильно их распределять в том диапазоне и в тех окружениях, которые находятся с тобой, а не для того, чтобы подминать, прятать и скапливать для себя.

Когда кто-то скапливает и пытается удерживать, видя всех остальных и мир как угрозу, то другие планы и другие уровни его начинают разрушаться, потому что он наступает на ценностный пласт себя самого в высшем диапазоне.

Напрямую человек не связывает привязанность к материальным ценностям и р

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .