Краткое содержание бородина. Между наукой и искусством: химик и композитор Александр Бородин

Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887).


Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью, он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование Александра Порфирьевича, которое проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь»и в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал Бородин в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время его деятельности, как и мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.

Разносторонним и внутренне единым является музыкальное творчество Александра Порфирьевича Бородина. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы. «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе, — писал Стасов.— Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.

Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина — защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Обращаясь к далекому прошлому, Бородин, подобно другим членам «Могучей кучки», не уходил от современности, а, напротив, отвечал на ее запросы.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории. При этом его мысль устремлялась к более древним временам, далеко в глубь веков.



В событиях прошлого находил он подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Бородин прославлял творческие силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. (Недаром в одном из писем он назвал знакомого деревенского парня Ильей Муромцем.) Тем самым композитор приводил современников к осознанию того, что будущее России принадлежит народным массам.

Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далекого прошлого, но и своих современников — шестидесятников, лучших представителей молодой России. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости, какие отличали героев богатырского эпоса.

Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкин ской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.


Бородин. Набросок неизвестного художника


Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки— все это заставляет вспомнить Глинку. Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни — 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты — внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана



Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует ее драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Поскольку он стремился передать в музыке самые общие и устойчивые качества народного характера, постольку и в фольклоре он искал такие же черты — прочные, устойчивые, непреходящие. Поэтому он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,— к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского). Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.


"Портрет Александра Бородина" кисти Ильи Репина, 1888

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей.

Своими ориентальными образами Бородин расширил представление о восточной музыке. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»). Это имело большое прогрессивное значение. В ту эпоху происходило присоединение народов Средней Азии к России, и внимательное, любовное воспроизведение их напевов явилось выражением симпатии к ним со стороны передового русского композитора.

Своеобразие содержания, творческого метода, отношения к русской и восточной народной песне, смелые искания в области музыкального языка — все это обусловило чрезвычайную самобытность музыки Бородина, ее новизну. При этом новаторство сочеталось у композитора с уважением и любовью к многообразным классическим традициям. Друзья Бородина по «Могучей кучке» порой шутливо называли его «классиком», имея в виду его влечение к музыкальным жанрам и формам, характерным для классицизма,— к четырехчастной симфонии, квартету, фуге,— а также к правильности и закругленности музыкальных построений. В то же время в музыкальном языке Бородина, и прежде всего — в гармонии (альтерированные аккорды, красочные доследования), есть черты, сближающие его с западноевропейскими композиторами-романтиками, в том числе Берлиозом, Листом, Шуманом.

Последние годы жизни и творчества, в конце 70-х — начале 80-х Бородин создал: Первый и второй квартеты



Струнный квартет №1 ля мажор
1 Moderato - Allegro
2 Andante con moto - Fugato. Uno poco mosso
3 Scherzo. Prestissimo
4 Andante - Allegro risoluto

Ростислав Дубинский, скрипка
Ярослав Александров, скрипка
Дмитрий Шебалин, альт
Валентин Берлинский, виолончель



Струнный квартет №2 ре мажор

5 Allegro moderato
6 Scherzo. Allegro
7 Notturno. Andante
8 Finale. Andante - Vivace

Симфоническую картину «В Средней Азии»



Несколько романсов, отдельные, новые сцены для оперы





С начала 80-х годов Александр Порфирьевич Бородин стал писать меньше. Из крупных произведений последних лет жизни можно назвать только Третью (неоконченную) симфонию. Помимо нее, появились лишь «Маленькая сюита» для фортепиано (сочиненная в значительной части еще в 70-х годах), немногие вокальные миниатюры и оперные номера.

Уникальный человек - Александр Бородин, композитор и ученый в одном лице. Он с равным успехом реализовался в двух противоположных сферах деятельности, что бывает чрезвычайно редко. Жизнь его является примером трудолюбия и страстной любви ко всякому творчеству.

Семья и детство

1833 года в Санкт-Петербурге на свет появился ребенок, он был плодом внебрачной связи князя Луки Степановича Гедианова и простолюдинки Авдотьи Константиновны Антоновой. Отцу на момент рождения сына было 62 года, а матери - 25, пожениться они не могли в силу сословных различий, и признать малыша у князя не было возможности. Поэтому его записали как сына крепостных Гедианова. Так появился будущий композитор Бородин Александр Порфирьевич. До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.

Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, только это позволило Бородину официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.

Увлечение музыкой

В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.

Позже мальчика обучали игре на фортепьяно, а виолончель он смог освоить самостоятельно. В 9 лет появляются его первые сочинения. Саша Бородин, композитор по своей природе, сочиняет для барышни польку «Элен». Вместе со школьным товарищем он посещает все концерты в Санкт-Петербурге, разучивает произведения классиков, немного сочиняет, например пишет концерт для флейты, скрипки и виолончели по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Юный Александр Бородин - композитор от Бога, однако увлекался не только музыкой. У него было немало интересов, он любил лепить, рисовать, но самой большой его страстью уже с детства была химия.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни - с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.

Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов - весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами - Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Химия как дело жизни

Вся композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями. В 1864 году он получает звание ординарного профессора, через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии. В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества. В 1877 году он становится академиком родного вуза, в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.

Путь в музыке

Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.

Оперное творчество

За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.

Оперы композитора Бородина - это плод его многолетней работы. «Богатырей» он написал в 1868 году. Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада». В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением - оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями. Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Камерная музыка

Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.

Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение - настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Общественная деятельность

Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.

Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».

Частная жизнь

Композитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 г. от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней красавицы мещанки Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина.

До семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, но перед смертью тот дал сыну вольную и купил для него и его матери дом, где и прошло детство Саши. Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве он обнаружил музыкальную одаренность, в девять лет написав первое произведение - польку «Helen», а в возрасте 10 лет Александр стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Друг его детства и юности Михаил Щиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но и чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немного за это преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых, боялись пожара».

Медицина и химия

В 1850 г. семнадцатилетний Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 г. Изучая медицину, он продолжал заниматься химией.

В марте 1857 г. Бородин был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1859-1862 гг. Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей - в Германии (Гейдельбергский университет), а также в Италии и во Франции. Гейдельбергский период стал особенно значимым для молодого ученого, в том числе и потому, что в знаменитом университете в то время училось немало молодых русских ученых разных специальностей. Среди них были Менделеев, Сеченов, Юнге, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый Гейдельбергский кружок. Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства.

По возвращении из-за границы Александр Порфирьевич, получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, где до конца жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами. Некоторое время он преподавал и в Лесной академии, где стал профессором кафедры химии, а также на Женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.

С 1874 г. он руководил химической лабораторией, а с 1877-го стал академиком Медико-хирургической академии.

В 1868 г. Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

А.П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н.Н. Зинина, вместе с которым в 1868 г. стал членом-учредителем Русского химического общества.

Основатели Русского химического общества. 1868

А.П. Бородин - автор более 40 работ по химии. Именно он открыл способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 г.) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провел исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

Еще во время учебы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятия музыкой мешают серьезной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 г. он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок - «Могучую кучку». Под влиянием М.А. Балакирева, В.В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М.И. Глинки.

Музыкальное творчество

В музыкальном творчестве Бородина отчетливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Александр Порфирьевич работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по авторским материалам композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 г. в Санкт-Петербургском Мариинском театре опера имела оглушительный успех и по сей день остается одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А.П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 г. и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признается написанная в 1876 г. Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и 1881 гг.

Бородин-композитор имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны и, дабы сохранить их, Бородин покрывал рукопись специально разработанным им особым раствором желатина. Так химия помогала музыке!

Репин И.Е. Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина (1888), Государственный Русский музей

А.П. Бородин был знаком со многими художественно одаренными людьми своей эпохи, но особенно яркой была его дружба с И.Е. Репиным. Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. Постоянное стремление к самоусовершенствованию, к познанию всего нового, причастного к широчайшей сфере творчества, влекло Репина и к миру науки. Он был не только знаком с ученым, но интересовался его профессиональной деятельностью: посещал публичные лекции, бывал в лабораториях, операционных залах, собирал и хранил книги, на многих из которых стояли дарственные надписи.

Бородин умер скоропостижно, от сердечного приступа, в 1887 г. А год спустя Репиным был написан портрет выдающегося художника и музыканта - как своеобразный реквием на смерть великого человека. Он изображен в своей излюбленной позе во время концерта в Дворянском собрании (ныне - Большой зал Санкт-Петербургской филармонии).

При жизни Бородин был уникальным человеком (1833-1887). Он был химиком, композитором и даже медиком. Результаты его работ сохранились по сей день и оставили свой отпечаток в истории.

Мальчик был сыном князя Имеретии Луки Степановича Гедианова и обыкновенной крепостной крестьянки Авдотьи Константиновны Антоновой, что в то время считалось неправильным. Именно поэтому при рождении его отдали в семью Бородиных. До 8 лет мальчик был обыкновенным крестьянином, но после смерти князя Александру дали вольную, после чего он стал жить со своей матерью и её мужем в доме, купленном князем перед смертью.

Бородин обучался на дому, но это не помешало ему прекрасно освоить письмо, чтение и языки. С детства у мальчика была предрасположенность к музыке.

С 9 до 15 лет он осваивал уже 3 инструмента: флейту, фортепиано и виолончель.

С 10-ти лет начал интересоваться и химией.

В 1850 году Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую академию, а в 1857 уже был назначен на должность ординатора. В 1858 году получил докторскую степень, и в этом же году был сослан в город Солигалич для изучения составляющей минеральных вод. Отчёт об этой работе принёс ему широкую известность.

Во время учёбы в академии Бородин продолжал интересоваться музыкой и писал произведения различных жанров, но это абсолютно не нравилось его руководителю. Поэтому на протяжении всего обучения в академии он Бородин тщательно скрывал это, что стопорило его творческое развитие. В 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом музыкального сообщества «Могучая кучка». Работал над своей оперой «Князь Игорь» 18 лет, но так и не окончил её.

Умер Александр Порфирьевич у себя на квартире во время празднования Масленицы. Причиной оказался разрыв сердца.

Для детей

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение "Польку". Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По - этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико - хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно - сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт - профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России. Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу "Князь Игорь", он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772—1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859—1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852—1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850—1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
    • Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номерПоловецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.