Кто сказал «не хочу учиться, а хочу жениться».

Не хочу учиться, а хочу жениться — ставшая символом спесивости, лени и капризности реплика Митрофанушки — героя комедии русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина (1745 — 1792) «Недоросль»

«Недоросль», действие 3, явление 7

Г-жа Простакова . Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан . Ну! А там что?

Г-жа Простакова . А там и женисся.

Митрофан . Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сего дни ж быть сговору.

Г-жа Простакова . Придет час воли божией!

Митрофан . Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться . Ты ж меня взманила, пеняй на себя

    Имя Митрофанушки стало синонимом тинейджера-лентяя и балбеса

Д. И. Фонвизин (1745 — 1792)

На самом деле фамилия автора «Недоросля» von Wiesen. Фонвизиным он стал благодаря филологу и литературоведу XIX века Тихомирову, обозначевшему его так для удобства русских читателей. Денис Иванович происходил из семьи обрусевших немцев, перебравшихся в Россиию ещё при Иване Грозном. Учился в Московской дворянской гимназии при университете, затем два года был его студентом. Служил в иностранной коллегии переводчиком. Видимо. имея большой досуг, переводил и литературные произведения: датского баснописца Гольберга, Вольтера, аббата Террасона, французских поэтов и драматургов, Овидия. Отслужив в министерстве иностранных дел, Фонвизин получил место секретаря графа Никиты Ивановича Панина, который в свою очередь был воспитателем наследника престола Павла. В 1777-1778 годах Фонвизин жил во Франции. В русскую литературу он вошел комедиями «Бригадир» и «Недоросль». Фонвизин по существу был одним из первых русских писателей-реалистов, непосредственным предшественником Грибоедова, Пушкина, Гоголя.

«Недоросль»

Премьера комедии состоялась в 1782 году, опубликована была в 1783-м. В ней Фонвизин остро критикует современные ему помещичьи нравы, крепостное право. Даже фамилии действующих лиц говорят сами за себя: Скотинин, Стародум, Простакова, Правдин. Мнение о комедии Д. Писарева: «… Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось… Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности… Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени».

Не хочу учиться, хочу жениться. Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не хочу учиться, хочу жениться. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (хочу, хочешь) что, чего. хотить (хочу, хотишь) южн., зап., костр. желать, волить, иметь охоту, охотиться, стремиться, побуждаться к чему, намереваться, собираться. Хочу половина могу, твердая воля. Не хочу есть, сыт. Не хочу учиться, хочу… … Толковый словарь Даля

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Недоросль Жанр: комедия

Юмористический поэт и сотрудник разных журналов. Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен… … Большая биографическая энциклопедия

Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Недоросль: пьесы, проза , Фонвизин Денис Иванович. Ничего обидного в слове "недоросль" в России Х VIII века не было - так именовали несовершеннолетних дворян, еще не поступивших на государеву службу. Но вот написал Денис Иванович Фонвизин…
  • Недоросль (аудиокнига МР 3) , Д. И. Фонвизин. "Недоросль" - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество.…

В школе дети не только учатся, но и женятся. Ситуация с ранними браками среди учеников встречается во многих школах. Несмотря на новые времена, отношение к этому явлению осталось прежним: в большинстве случаев негативным.

Как правило, ни педагоги, ни сами ученики не хотят видеть в школьном коллективе ни беременную жену-подростка, ни ее мужа, который еще даже паспорт не получил. Если с ранним сексом ничего поделать не удается, так сказать, природа и интернет берут свое, то с ранними браками в школе нужно все-таки бороться.

Последствия такого шага

Если в школе случилась подобная ситуация, то в большинстве случаев такому жениху с невестой советуют оставить школу и не подавать плохого примера другим детям. Это правильно. Не все дети развиваются одинаково быстро, не все понимают, что происходит с их одноклассницей, о которой все шепчутся, что она забеременела, и потому лучше от таких учеников избавляться.

Родители тоже от этой ситуации не в восторге и в лучшем случае стараются поженить своих детей и слепить из них кое-какую семейную пару. В некоторых случаях это удается, но в большинстве у такой семьи нет перспектив на существование и развитие.

Тем не менее, ранние браки в школе случаются постоянно, и информация о том, что это плохо, никак не влияет на некоторых школьников. Они как женились еще в школе, так и женятся.

Это, в первую очередь, касается девочек, которые выходят замуж в восьмом или даже в седьмом классе. Плохо это или хорошо, и для кого именно плохо или хорошо сложно сказать. Но лучше, чтобы дети в школе занимались учебой, а не разглядывали беременную школьницу.

Пожениться поженились, но что делать дальше?

Разумеется, что после такой скоропалительной свадьбы и тем более рождения ребенка молодых родителей, у которых даже еще и паспорта нет, мало интересует аттестат и будущее. Они считают, что для них самое главное - это то, что они вместе и всегда могут делать то, что хотят. Некоторые такие пары открыто смеются над своими одноклассниками, которые по-прежнему продолжают ходить в школу, и не попробовали еще всех прелестей взрослой жизни.

Такое положение вещей может длиться на продолжении некоторого времени. Но потом молодые муж и жена, у которых нет ни аттестата, ни диплома о высшем образовании, начинают так сказать «прозревать». Они начинают понимать, что ранний секс - это, конечно, очень хорошо, но то, что у них нет образования - очень плохо. Ранний брак, кроме ребенка - это еще и:

  • отсутствие образования;
  • постоянные скандалы и обвинения;
  • неоднозначное отношение окружающих и т. д.

В то время, когда их одноклассники учатся в ВУЗах или уже закончили и получили дипломы, у них кроме ребенка и денег, которые им дают родители, ничего нет. Они сидят на шее у родителей и не могут даже найти для себя хорошей работы.

В этом ничего удивительного нет, если учесть большую конкуренцию на рынке труда. Сегодня для того, чтобы найти престижную работу, нужно уже иметь не один, а два или даже три диплома о высшем образовании. Только в этом случае можно попасть в офис, сидеть там целый день за компьютером и делать вид большой занятости.

Осознав все это, молодая семья начинает уже сожалеть о том, что оба не окончили школу и начинают обвинять во всем своих родителей. Хотя они ни в чем не виноваты и в свое время отговаривали своих чад от поспешного решения. Правда, безрезультатно.

Теперь уже одноклассники с высшим образованием, у которых есть не только семья, но и диплом и престижная работа, начинают, смеяться над своими бывшими одноклассниками, которые из-за секса оставили некогда школу. Как говорится: «Поспешишь - людей насмешишь». Эта народная мудрость говорит о многом.

Если у молодой пары, которая бросила школу из-за желания, пожениться еще за школьной партой, ничего, кроме ребенка нет, то у их одноклассников есть не только семья, но и диплом и хорошая работа.

После этого некоторые горе-влюбленные, которые предпочли школе женитьбу, снова возвращаются в школу и пытаются догнать упущенное время. Удается это немногим. Это говорит о том, что всему свое время. Время учиться и время жениться.

Иногда наше образование — следствие родительских амбиций или юношеского максимализма. Иногда же — полностью осознанный выбор, что бывает довольно редко. Ведь когда тебе 16−17 лет, трудно принять правильное решение, а тем более решение на всю жизнь. Для кого-то образование — это просто для «галочки», а кто-то получает его дважды и трижды. Но с чего же все начиналось, и как это было пару веков назад?



ХVIII век

«Не хочу учиться, хочу жениться!» — эта поговорка корнями уходит в петровскую эпоху. В 1714 году Петр I издал закон, который запрещал создавать семьи юношам, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук. Также он требовал, чтобы подданные обучали своих детей письму и чтению.

Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» придумана в эпоху Петра I


В первую очередь Петр I был ориентирован на Европу. Задача была подчинить образование государству, а не церкви. Поэтому приоритетной государственной миссией считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности. С целью подготовки образованных людей из купеческих и дворянских семей были открыты государственные школы. Позже появилась система профессионального образования. Открылось множество школ: гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, артиллерийская, инженерная, навигацкая.


XIX век

В начале века введена новая система народного образования и управления учебными заведениями. Бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян) и преемственность учебных заведений были ее основными принципами.

Первый год ученик проводил в приходском училище. Там его два года готовили к следующему этапу — уездному училищу. А затем 4 года в гимназии готовили к поступлению в университет.

В приходских и уездных училищах проходили: Закон Божий, чтение, письмо, первые действия арифметики, рисование, география, история, чтение книги о должностях человека и гражданина. В гимназиях же не было предусмотрено изучение родного языка, отечественной литературы и Закона Божия. Предполагалось изучение новых иностранных и латинского языков, математики, географии, всеобщей и российской истории, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции.


Крестьяне и низшие сословия до 1861-го оставались безграмотными


Позже при гимназиях начинают открываться пансионы, где изучают французский язык, танцы, музыку, фехтование и верховую езду.


Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из которых был свой университет. Кстати, девочки и дети крепостных крестьян не допускались до учебы в гимназиях и университетах. К тому же, почти все крестьяне и горожане низших сословий до 1861 года оставались безграмотными, так как количество начальных школ для народа было ничтожным.

После отмены крепостного права стала очевидна потребность в разработке новых учебных методик. Для всех слоев населения нужны были новые типы школ.

В 1864 году открылись два типа гимназий: классическая — давала право на поступление в университет, и реальная — не давала такого права. Высшие заведения того времени имели четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Были установлены бессословные женские училища. Девушек знакомили с религиозно-нравственным и умственным образованием. Но в университет они все еще не допускались.



XX век

Для того, чтобы поднять уровень грамотности населения, стали возникать школы нового типа. Культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома. Стало развиваться техническое образование. Увеличилось количество учебных заведений, в том числе и для женщин. На тот момент Россия стала самой литературной страной. В 1913 году издавалось 874 газеты и 1263 журнала.


После 1920-х образование стало идеологически окрашенным


После двадцатых годов образование стало ярко идеологически окрашенным. Началось сокращение основного общего образования, и распространение фабрично-заводских училищ. Советская власть вытесняла старых преподавателей и заменяла их новыми, идеологически пригодными. Талантливых людей отстраняли, либо репрессировали. Это привело к тому, что в 1928 году было не занято около четверти вакансий профессоров и ассистентов. Кафедры философии и юридические факультеты были закрыты. А дети дворян, духовенства и буржуазии в вузы просто не принимались.



В школах вводились единые обязательные программы и планы. Развитие творческой личности ребенка было запрещено. Вместо этого главную роль занимала строгая дисциплина и послушание. Индивидуальные особенности детей попросту игнорировались. На всех уровнях образования не было права выбора и самостоятельного решения. Все контролировалось органами свыше. Все — и учителя, и ученик — были загнаны в жесткие рамки общеобязательного учебника.

В конце 80-х произошла еще она реформа, которая была основана на принципиально противоположной политике. Цель была возобновить развитие личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы.


Система образования СССР запрещала развитие творческой личности ребенка

Также многие языки народов, которые были отменены ранее, получили письменность и возможность их изучения в школах. Что касается высшего образование, то основным содержанием были гуманизация и дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах.

На данный момент больше половины дипломированных специалистов идут работать не по своей профессии. Образование, которое делает упор на теорию, выпускает практически непригодные кадры. Число выпускников вузов растет, а рабочих мест — сокращается. При этом работодатели хотят видеть опытного сотрудника. В итоге молодой специалист остается не у дел.


Звонок взволнованной мамы на детский телефон доверия: "Моя дочь ушла из дома к своему молодому человеку. Теперь она живёт у него. Что мне делать? Ей всего 16 лет и ещё целый год учиться в школе, сдавать ЕГЭ" .

Конечно, ситуация, прозвучавшая в этом звонке — это самый крайний вариант конфликтных отношений между детьми и родителями. Уход сына или дочери из родительского дома говорит о сильном неблагополучии в семье. Но этот пример ярко показывает, до чего можно дойти, если конфликт с подростком пустить на самотёк и не пытаться решать его. Чаще всего к психологу обращаются с жалобами на то, что дети перестали слушаться, приходят домой слишком поздно, прогуливают школу или перестали учиться, гуляют допоздна с друзьями или всю ночь напролёт играют на компьютере. Есть небольшая разница между подростками-девочками и подростками-мальчиками. Девочки, чаще всего, вступая в конфликт с родителями, говорят, что для них будущая семья на первом месте, а учёба на втором. Мальчики же оправдываются тем, что в школе уже делать нечего, они всё знают и не нужно их постоянно учить жизни. И вместо учёбы, они уходят в компьютерные игры. Сама по себе школа не является причиной конфликта, скорее, поводом для него.

Нет, наверное, такого человека, который не знал бы, что подростковый период — это один из самых сильных кризисов в жизни человека. Возраст примерно с 12 до 18 лет является переходным этапом от детской к взрослой жизни. Это период, когда семейные ценности проверяются на прочность. Уже недостаточно сказать своей дочери или сыну, что это плохо или хорошо, уже нужно объяснить, почему это так. И не факт, что ваше объяснение быстро примется подростком. Он может захотеть проверить — правда ли это. Обесценивание родителей — нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска собственной идентичности, собственной жизни. Это нужно ему для того, чтобы научиться жить во взрослой жизни без помощи родителей.

На пути поиска собственной идентичности, совершенно естественно, подросток совершает много ошибок. Он действует жёстко, непримиримо, зачастую не думая о последствиях. В своём поиске он идёт напролом, не думая о тех, кто его вырастил и воспитал. Чаще всего ребёнок забывает, что родители продолжают его кормить, одевать, платить за обучение, покупать компьютерные игрушки, оплачивать походы на вечеринки. Он принимает это за должное, считает, что это прямая обязанность взрослых по отношению к нему. Выражение: "За всё нужно платить" — пока не входит в его ценности. Он — потребитель!

В ответ родители также начинают ошибаться. Они продолжают действовать так, как будто их сын или дочь ещё маленькие и не способны к самостоятельным поступкам. От своих выросших детей взрослые требуют лишь послушания и прилежания. При этом игнорируется факт взросления подростка, его стремление к независимости. Очень часто родители считают, что лучше знают, кем нужно стать их ребёнку, каким ему нужно быть. Здесь и происходит столкновение интересов, конфликт взрослых и детей, который может вырасти в кризис семейной системы.

Типичные признаки кризиса в семье:

  • конфликты;
  • рост взаимных обид, претензий и упрёков;
  • проблемное, иногда девиантное поведение подростка;
  • резкое падение школьной успеваемости, отказ от учёбы в школе;
  • подростковая депрессия и т.д.

Возникает вопрос: что же с этим делать? Как защитить своего ребёнка, не навредив ему? На самом деле, это очень сложный вопрос, и невозможно дать однозначный ответ. Миновать подростковый кризис невозможно, но его можно смягчить, сделать не таким разрушительным:

  1. Первое, что нужно сделать — это принять своего ребёнка таким, какой он есть, с его недостатками. Если он себя сейчас ведёт не очень адекватно, это не значит, что он всю жизнь будет таким. Это кризис, и ему сейчас также тяжело, как и вам, но от того, как вы будете принимать его в этот период, находить компромиссы с ним, будет зависеть в чью сторону он развернётся при выходе из него.
  2. Второе, что можно сделать — это выработать новые правила и законы, которые будут действовать в семье по отношению к подростку. Лучше всего это сделать на семейном совете, в котором участвуют все члены семьи. Каждое правило, каждый запрет, обсуждается, когда они возникли и для чего. Например, запрет гулять после 22:00 объясняется не только беспокойством родителей за здоровье и жизнь ребёнка, но и законом страны. А поскольку ответственность за детей до 18 лет лежит на родителях, то и наказание будут нести они. Соответственно, нарушая это правило, подросток подводит не только себя, но и своих родителей, тем самым показывая свою безответственность и неготовность к взрослой жизни. И так по каждому правилу. Какие-то запреты уже можно снять и не контролировать их. Какие это будут запреты или правила, каждая семья решает сама. Здесь всё зависит от степени готовности к новой жизни вашего ребёнка, от ценностей семьи, но в любом случае родители должны доверять ему. Во всех странах мира действует презумпция невиновности — человек не виноват, пока не доказано обратное. Т.е. пока ваш сын или дочь не сделали, что-либо плохое, не стоит думать, что они могут это сделать.
  3. В-третьих, если вы уже выработали все правила, то необходимо строго придерживаться их. Любое нарушение в ту или иную сторону, покажет вашему ребёнку всю несерьёзность ваших намерений и позволит ему действовать по своему желанию. Причём, это не зависит от того, разрешите ли вы ему что-то по доброте душевной или, наоборот, запретите то, что раньше разрешали. В любом случае, доверие своего ребёнка вы уже потеряли и, вернуть его будет сложно, если не сказать невозможно. Кроме того, выполнять эти правила должны члены всей семьи. Если кто-то из взрослых будет нарушать их, ребёнок быстро научится манипулировать вами.
  4. И последнее. Разговаривайте со своим сыном или дочерью, как со взрослым человеком, учитывайте его мнение, рассуждайте, философствуйте, спрашивайте его совета. Не игнорируйте его. Объясняйте ему свои поступки, говорите о своих страхах за него и выслушивайте его ответ. Поощряйте, хвалите его. Не дожидайтесь великих достижений для того чтобы похвалить. Каждый его позитивный поступок заслуживает вашего одобрения. Только так ваш ребёнок сможет стать полноценным членом семьи, который будет защищать её ценности, а не идти вразрез с ними.

Но, что же делать, если вы всё упустили, и подросток уже игнорирует ваши требования?

  1. Вернитесь к пункту №1, т.е. принимать и любить его таким, какой он есть. Только безусловная любовь может вернуть доверие подростка. К сведению, безусловная любовь — это любовь не за какие-то заслуги, а просто так, безо всяких условий.
  2. Попробуйте научиться доверять ему. Кризис пройдёт и он поймёт, что ваши поступки были заботой о нём.
  3. Никакого насилия, ни эмоционального, ни физического. Если же вы начнёте применять насилие, ваш ребёнок закроется от вас, вы никогда не сможете вернуть его доверие, и ещё он решит, что именно с помощью таких методов лучше всего добиваться успеха в жизни. Но как вы сами понимаете, у этих методов есть и обратная сторона, которая может больно ударить по вам и вашему ребёнку. Например, физическое насилие может привести к юридической ответственности.
  4. Поговорите с ребёнком. Выберите время для этого, когда вы оба готовы выслушивать. Во время острого конфликта это бесполезно делать, никто из вас не услышит доводы другой стороны. А вашей задачей является донести те переживания, которые у вас есть, и услышать ответную реакцию на них.

Если ничего не выходит и конфликт только нарастает, то, возможно, стоит записаться на приём к психологу. Причиной проблемного поведения подростка может быть не только семья, но и какие-то внешние события (друзья, школа, наркотики, преступления, любовь). Либо, другой вариант, вы принимаете его поведение слишком близко к сердцу, и, успокоившись, вы по-другому посмотрите на ситуацию внутри семьи.

Удачи Вам! Надеюсь, в вашей семье не дойдёт до таких крайностей, после которых не будет дороги назад!