Музыкальные продюсеры. Продавцы звука

Процесс перехода экономики в рыночные условия затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, и том числе и музыкальную индустрию. В этой области, как и в любой другой области культуры произошли коренные изменения. В первую очередь следует отметить выделение экономического блока отношений в сфере музыкальной индустрии. Так, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, все больше выдвигается как необходимая часть продюсерской деятельности в музыкальном бизнесе. Взаимодействие этих двух составляющих - экономики и творчества – обеспечивает одновременно конкурентоспособность и оригинальность музыкальных проектов, которые являются объектом пристального внимания публики.

Музыкальный продюсер (англ. music producer ) - лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла 3 , радиопередачи и т. п.). Продюсер подбирает звукоинженеров 4 , монтажёров 5 , ассистентов. Как правило, у крупных лейблов 6 имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.

Продюсерская деятельность (продюсирование ) – это некий творческий процесс, реализация какого либо проекта от начала и до конца. 7

Профессия «продюсер» только сейчас начинает появляться в московских ВУЗах. А те, кто становился продюсерами до этого, были своего рода первопроходцами, они полагались только на собственную интуицию.

Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои отличительные особенности, технологию, «подводные камни», но вместе с тем подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности. Она включает в себя множество процессов. Среди них финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Так, экономика музыкального проекта - одна из важнейших составляющих управления и предпринимательства в этой сфере.

Рассмотрим все компоненты шоу-бизнеса, объединенные управленческим рычагом, за который отвечает продюсер (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности продюсера.

Как видно из рисунка, музыкальная индустрия включает в себя такие элементы, как экономика, творчество, право и менеджмент. Как же соотносятся все эти компоненты в музыкальном бизнесе? Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна без дополнительных пояснений. Организацию любого проекта обеспечивают управленческие отношения, опирающиеся на личностный фактор. К тому же организация любого музыкального проекта начинается с подбора артистов и других участников, ответственных за различные участки процесса. Вот здесь и необходим профессиональный менеджмент. А обеспечивают управленческие отношения на цивилизованном уровне правовые принципы, нашедшие свое отражение в законодательстве и договорном регулировании.

Музыкальное продюсирование или продюсирование музыкального проекта – это сложный многоуровневый процесс, который требует от продюсера как творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и нервов.

Понятие продюсера как человека, ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности музыкального продукта, на практике возникло уже давно. Но получает свое признание у официальных структур постепенно.

Продюсерская деятельность тесно связана с другими сферами культуры - кино, театром, телевидением. Это происходит по той причине, что шоу-проект представляет собой синтез различных видов искусств. Он включает в себя музыкальный материал, режиссуру, работу клипмейкера, имиджмейкера и т. п. Но так или иначе основным объектом интереса продюсера является интеллектуальная собственность. В первую очередь, она имеет определенную ценность как объект культуры, а в бизнесе продюсера интересует и цена, за которую эта собственность приобретается.

Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные приемы продвижения (например, концертная и гастрольная деятельности, информационная поддержка и т. д.), но и специфические – мерчендайзинг 8 , участие в престижных музыкальных фестивалях, создание промокампании 9 в Интернете. Несмотря на такую разностороннюю деятельность, продюсер делает ставку, как правило, на одно или несколько направлений. Таким образом, появляются проекты, фундаментом которых являются либо оригинальная идея, либо вокальные данные исполнителей, либо мастерство композитора.

Естественно, продюсер заинтересован охватить все стороны проекта, но основной акцент, основную направленность увидеть достаточно несложно.

Как было отмечено, музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разно-уровневых событий, людей и процессов. Все они так или и иначе связаны с генерированием идеи, созданием проекта, продвижением на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Особенно важно это стало в период становления договорных отношений на цивилизованный уровень.

Под понятиями продюсерская деятельность и продюсирование подразумевается деятельность, направленная на организацию и решение поставленных задач, направленных на реализацию проекта.

Различают множество ответвлений продюсерской деятельности, которые выступают как самостоятельные профессии в различных отраслях мира искусства и шоу-бизнеса. Студийный продюсер сотрудничает с киностудиями и не ведёт финансовые вопросы. Его задача только лишь художественная сторона проекта. Однако, на ряду с этим, он не несёт ни каких рисков. Независимый продюсер ищет спонсоров своего проекта, занимается вопросами распространения. Генеральный продюсер несёт полную ответственность за проект, определяет бюджет проекта, заключает контракты с исполнителями. Исполнительный продюсер по сути выполняет всю работу, курирует развитие проекта, творческие и организационные моменты. Линейный продюсер возглавляет блок, касаемый реализации проекта, следит за графиком съёмок. Саунд-продюсер занимается вопросами звукозаписи, качеством музыкального материала.

Таким образом под понятием продюсер подразумевается организатор разноуровневых творческих, управленческих, правовых и экономических событии, процессов и явлений.

Кто такие музыкальные продюсеры? Вот что на это нам отвечает Википедия: Музыкальный продюсер - лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев - для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен , реже - съёмок клипов, ещё реже - организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта - ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях - осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя , в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ.

Жирным я выделила на мой взгляд особо вопиющие факты. Скажите если все это делает продюсер, то что делает музыкант, композитор?

Вот кто такой просто продюсер Продюсер (от англ. producer - производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.
Другими словами, говоря простым русским языком, музыку сейчас делаю торговцы.

Что такое музыка и зачем она нужна?

Музыка (прилагательное от греч. - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыкальное содержание

Как и прочие виды искусства музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются прежде всего в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления. Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится. Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа:
музыка - это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного;
музыка - это запечатление внечеловеческого: Бога, сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного.

Между этими полюсами существуют и промежуточные мнения, пытающие связать их между собой, например, что «музыка - это отражение действительности в эмоциях и идеях человека», а также отдельно выделяется группа высказываний, сводящий музыку только к звукам («музыка - всё, что звучит»).

Пытаясь дать наиболее объемлющую формулировку, доктор искусствоведения Казанцева Л. П. даёт следующее определение музыкального содержания:
«Музыкальное содержание - это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, порожденная композитором при помощи сложившихся в ней объективированных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в восприятии слушателя».

При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени - от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы представлений, что помимо богатства образов даёт также динамическую увлечённость, способность захватить слушателя за собой.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже давлеть над создателем, мешая ему свободно творить. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю, который на самом деле существует ровно в той же культурной атмосфере. Таким образом, известный материал помогает коммуникации произведения со слушателем и может служить «средством доставки» нужного автору содержимого, его художественных идей до человека.

Что же мы получаем в итоге?

Музыку сейчас делаю музыкальные продюсеры, исполнители и музыканты, всего лишь марионетки в их руках. О какой культуре духовности в этой музыке можно говорить, если она сделана просто торгашом?

Мы – то, что мы слушаем и это категорически ужасно. Кто то может мне возразить, сказав, что не все в нашей музыке плод деятельности продюсеров, и это будет справедливо, однако хочу заметить, что те музыканты у которых нет этого пресловутого продюсера находятся в крайне плачевном положении, а процветают именно торговцы. Взять, например самых известных на сегодня Псая и Джастина Бибера – сто процентные продюсерские проекты. На нашей сцене тоже самое, вот самые успешные русскоязычные исполнители 2012 года. 1. Иван Дорн 2. Нюша 3. Дима Билан.

Владелец студии Clan Soprano , соавтор и саундпродюсер песен группы «Винтаж», Мити Фомина и Валерии, рассказал изданию Медиастанция о том, кто такой «музыкальный продюсер» и чем он занимается на самом деле. Мы цитируем избранное.

О стереотипах

…продюсером в России стихийно стали считать того, кто своими усилиями разного толка, от вложения денег до организации концертов или раздачи кассет, обеспечит артисту популярность. И все бы так и продолжалось, если бы интеграция с мировым шоу-бизнесом и доступность информации в Интернете не дали нам всем понять что «там» все как-то иначе. Продюсерами называют таких людей, как Timbaland и Pharrel Williams. Diplo и Skrillex получают Грэмми как продюсеры песни Where Are Ü Now, исполненной Джастином Бибером. И эти ребята совсем не соответствуют обывательскому образу продюсера как «дядьки с пузом, который отслушивает девочек, развалившись на диване».

О настоящей роли музыкального продюсера

Продюсер – это человек, который отвечает за то, какой продукт в итоге услышит публика. Продюсер может сделать все сам, то есть полностью написать песню, сделать аранжировку, записать вокал, произвести сведение трека, создать концепцию видеоряда. Может часть этих функций делегировать. Но все равно решение о том, что должно получиться в финале, принимает исключительно продюсер. А в танцевальной музыке бывает так, что успешный трек сделан вообще без артиста. И в данном случае титульным лицом такого трека является сам продюсер. В качестве примера можно привести такие очень успешные треки: Martin Garrix – Animals – почти инструментальный трек или Chainsmokers – Don’t Let Me Down, где голос вокалистки звучит, но, по сути, не является основополагающим, а певица просто приглашена продюсерами для реализации их задумки.

О задачах продюсера

Просто что-то спеть – мало. Нужно создавать концепцию артиста, вытаскивать из него то самое классное, честное, сильное, что в нем есть, придумывать и качественно воплощать интересное звучание, искать яркие пути реализации финального музыкального продукта. И это все – задача продюсера.

О том, с кем путают «продюсера»

…тот, кто вкладывает деньги, называется инвестор. Тот, кто руководит административным процессом, называется исполнительный директор или менеджер. Концертный директор организовывает концерты; тур-менеджер находится непосредственно в туре с артистом.

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: [email protected]
Подписывайтесь на лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

ПРОДАВЦЫ ЗВУКА
Десять самых влиятельных музыкальных продюсеров России Любовь бывает разной - любовь кошки к мышке, вампира - к человеческой крови, ребенка - к конфетам, от которых, как известно, портятся зубы. Бывает любовь народная. Чувство страшное по силе и необъяснимое по сути. Так сначала любили Гитлера, потом Леню Голубкова. Так любят группы «Чайф» и «Руки вверх». И редко кто догадывается, что КТО-ТО заставляет их ЛЮБИТЬ. Что на путях-дорогах любви куча проходимцев - Лис и котов Базилио, которые мечтают только о том, чтобы провести несчастного Буратино, оставив ему лишь деревянный нос и необъяснимую любовь. А самим отправиться в темный лес и закопать в одном им известном месте пять заветных золотых, а потом сидеть и дожидаться их всходов. Речь, как вы уже поняли, о музыкальных продюсерах. Теоретизировать не будем - посмотрим на живые примеры и составим рейтинг

ПЕРВОЕ МЕСТО
Юрий АЙЗЕНШПИС («Кино», «Технология», Влад Сташевский, «Динамит»; гендир продюсерской фирмы «Медиастар»)
Юрий Шмильевич Айзеншпис готов убить любого, кто случайно произнесет его отчество как «Шмильич». С гением продюсерского искусства - никакой фамильярности. Несмотря ни на что, он практически всегда остается эстетом. Проведя более полутора десятков лет на зоне, Айзеншпис не сделал себе ни одной татуировки. А где-то полгода назад он все из тех же эстетических соображений закрасил благородные седины на голове черной краской, после чего по кулуарам поползли упорные слухи: Юрий Шмильевич отправился на поиски новой однополой любви. Про Айзеншписа рассказывают абсолютно ужасные вещи, кроют на чем свет стоит и считают самым большим монстром шоу-бизнеса. Он на самом деле очень хороший профессионал (достаточно посмотреть на список имен, которые он раскрутил). С ним предпочитают не связываться все... кроме музыкантов. Он никогда не позволял себе никаких непорядочных вещей по отношению к людям, за которых он взялся. Если этот человек берется за дело, то доводит вверенный коллектив до определенного уровня, - при этом не имеет значения, какого уровня музыка и сам исполнитель.
Если Айзеншпис снимает клип - это действительно дорого. Он снимает его на свои деньги, иногда даже рискуя именем.
За группу «Кино» Айзеншпис взялся, когда они уже были популярны. Но без талантливого продюсирования музыканты не заработали бы столько, сколько получили. Годы, которые «Кино» проработала с Айзеншписом, - лучшие годы группы.
Следующий проект, который он взялся раскручивать - «Технология», - тоже оказался удачным. Может, он и не так уж много заработал на них, но поднял с нуля и раскрутил до достойного уровня.
Айзеншпис - великолепный бизнесмен и креативщик, он очень хорошо понимает, что в данный момент времени «покатит», а что нет.

ВТОРОЕ МЕСТО
Игорь МАТВИЕНКО («Любэ», «Иванушки», «Девочки»)
Матвиенко - творческий человек. В основном он занимается тем, что отбирает для групп материал и сам пишет песни. Например, музыку «Атас» и «Давай наяривай» написал именно он. Не обидел и «Иванушек» - «Вселенная» и «Два бездонных океана глаз» - тоже дело его рук. С моментами бизнеса Игорь Игоревич предпочитает связываться меньше. Для подобных нужд (чтобы руки не марать) он создал «Продюсерский центр Игоря Матвиенко», где всеми пиарами и контрактами занимаются специально обученные сотрудники. Сам он в бизнес старается особо не лезть, хотя вкусы «пипла» представляет себе достаточно хорошо. Хороший показатель его человечности - долговременные отношения с одними и теми же людьми - как с группами, так и с околомузыкальными деятелями, которые помогают ему в продюсерском центре. Например, с одним из лучших поэтов-песенников в стране Александром Шагановым он работает уже около 10 лет.

ТРЕТЬЕ МЕСТО
Александр ШУЛЬГИН (Валерия; владелец прав на «творческое наследие» Визбора)
У Шульгина, по нашей информации, плохой характер. К людям он относится в основном негативно. В среде шоубиза ходят упорные слухи, что он бьет свою жену, певицу Валерию. Между прочим, мать троих детей и средство зарабатывания денег. Что думает по этому поводу Валерия, нам никто не скажет, потому что на всех интервью певицы муж-страж - непременный атрибут. При всем при этом Шульгин - хороший бизнесмен. Он - один из самых практичных и перспективных в данный момент людей в сфере шоу-бизнеса. В то время, когда он находился в должности генерального продюсера «Рек рекордз», это была одна из самых преуспевающих звукозаписывающих компаний, которая занималась коммерческой музыкой. Она успешно составляла конкуренцию даже «Союзу», который вообще считался вне конкуренции.
Он первым рассмотрел и записал «Мумий-тролля». Удачный опыт продюсирования поставил на собственной жене.
Мало кто помнит, что свою первую пластинку Валерия записала в Германии, называлась она «Тайга симфони» и пелась на английском языке. Альбом получил плохую критику и у нас, и на Западе. Критики и там и здесь вдоволь посмеялись над акцентом волжской девушки. Ей это пошло на пользу - она запела по-русски. На этот раз то, что велел ей строгий муж. И не просчиталась.
Шульгин работает по западному стандарту - нанимает для исполнителя профессиональных музыкантов, аранжировщиков. Но до Айзеншписа он недотягивает. Там, где Юрий Шмильевич все сделает блистательно и в бешеном темпе, Шульгин будет действовать медленно и с расстановкой. Потому и остается лучшим из средних.

Дмитрий ГРОЙСМАН («Чайф», «Серьга» в лучшие свои годы)
Гройсман занялся «Чайфом», когда группа уже набирала известность. Но именно он довел ее до стадионного уровня. «Чайф» удержал планку, даже когда упал рейтинг «Алисы» и «Агаты Кристи». Народная любовь к группе остается само собой разумеющимся делом, даже когда новые альбомы уже не так хороши. Устойчивый положительный имидж группы не позволяет ругать солидного Шахрина, молодецкие прыжки по сцене и осуждать его за кошмарные произведения вроде «Аргентина-Ямайка - 5:0». И все потому, что Гройсман - хороший бизнесмен. Был бы креативщиком получше - может, и «породил» бы еще какой-нибудь «звездный» коллектив.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО
Олег НЕСТЕРОВ (Найк Борзов, «Нож для Фрау Мюллер», «Ундервуд» и др.; генпрод рекорд-компаний «Легкие», «Снегири»)
Нестеров, как известно, сам музыкант. (Помните, романтично так пел про ландыши: «Карл-Маркс-штадт, Карл-Маркс-штадт»...). Его группа «Мегаполис» - редкий пример довольно приличной, исконно московской группы. Может быть, поэтому свою продюсерскую деятельность Нестеров выстраивает больше в форме помощи утопающим. Вытаскивает малокоммерческие проекты, интересные по большому счету только узкой публике. Миссия благородная, но малоприбыльная. Похоже, Нестерова это не волнует - он до сих пор продолжает собирать «под крылышко» молодые некоммерческие проекты.

ПЯТОЕ МЕСТО
Александр ПОНОМАРЕВ («Сплин», «Би-2», «Наутилус» на закате своей карьеры)
Пономарев выгонял из «Сплина» музыкантов, раздувал звездную болезнь у Саши Васильева и периодически вел себя не очень красиво. К примеру, на заре юности группы «Сплин» был такой человек - Сергей Рымов. Он за свои деньги возил «Сплин» из Питера в Москву, искал им деньги под запись первых пластинок. Музыканты даже одно время жили у него. Потом к «Сплину» пришел Пономарев и Рымова отодвинул. Тогда «Сплин» начал делать чисто коммерческие вещи типа «Орбит без сахара». В результате - любовь стадионных масс. Пономарев достаточно неплохо чувствует русскорокерскую конъюнктуру. Песни его групп хорошо ротировались, альбомы продавались, но в творческом плане с этого момента и «Сплин», и сам Васильев стали гнить и портиться. Еще немного, и это будет вчерашний день.
У Пономарева есть один отличительный минус - ни одну группу он не поднял с нуля. На «Сплин» присел, когда он поднимался, а «Би-2» оседлал, когда на улицах в угаре распевали «Полковника».

ШЕСТОЕ МЕСТО
Владимир МЕСХИ (продюсер фестиваля «Максидром»; «Маша и Медведи», «Конец фильма», «Агата Кристи»)
Месхи носит прическу «каре»и издалека похож на человека, который пахнет рок-н-роллом. Еще минимум лет пять он наверняка будет пользоваться бешеным успехом у девочек, которые «созрели» и хронически «жуют орбит без сахара». Как мужчина.
Как продюсер Месхи очень не любит, когда кто-то заявляет, что как минимум половина заслуги в деле создания «Максидрома» принадлежит Михаилу Козыреву. Хотя сам он к созданию фестиваля действительно руку приложил и худо-бедно продолжает тащить его до сих пор (Козырев к фестивалю уже никакого отношения не имеет). Что до продюсирования групп, то первоначально взлетевшая «Маша» съехала с рельсов, а преуспевающая «Агата Кристи» вдруг взяла да и «захирела». Все это говорит об одном - Месхи не может протащить проект от начала до конца.

Леонид ГУТКИН (Данко, «Братья Улыбайте»; гендиректор «Крем рекордз»)
Среди «подшефных» Гуткина не выросло ни одной яркой звезды. Данко, который так проникновенно провыл «Малыша», суперпроектом все равно не стал и, по всей видимости, не станет. «Братья» после хип-хоп-баллады о «Юлии», которая «любит Юрия» и поэтому не может вести привычный образ жизни, как-то очень быстро почувствовали себя популярными, потонули в собственном пафосе и еще больше опопсели. Разве что Дельфин, который записывается на «Креме», - настоящая звезда. Но в том-то и дело, что только записывается. (Но он, по нашим сведениям, скоро разрывает контракт.) Такой нетворческий подход к «производству» со стороны известного продюсера совершенно непонятен. Ведь сам Гуткин какой-никакой, но все же музыкант. (В свое время нынешний директор рекорд-лейбла с удовольствием музицировал в группе «Автограф». Он был тогда самым флегматичным музыкантом группы. Флегматиком, судя по его продюсерскому стилю, он остался и до сих пор.)

СЕДЬМОЕ МЕСТО
Иосиф ПРИГОЖИН (Кристина Орбакайте, Александр Маршалл, Паскаль; генеральный продюсер Nox music)
Не так давно Иосиф Пригожин выпустил книжку произведений с туманным названием «Политика - вершина шоу-бизнеса» - пособие для начинающих продюсеров. В книге автор явно любуется самим собой. Ближе к середине книги именитый гражданин высказывает мнение, удивляющее новизной. «Российского шоу-бизнеса нет! - пишет Иосиф Игоревич на странице 97. - Его никогда не было». Тем не менее в мире несуществующего шоу-бизнеса Пригожин умело отбирает проекты с изначальным именем и бюджетом, а потом стрижет с них купоны. Он уверенно сидит в своей нише (примерно как те, кто работает с Басковым).
Пригожин - человек амбициозный и самовлюбленный. Достаточно прочитать все ту же книгу, чтобы убедиться в этом. На каждой странице Иосиф Игоревич отсвечивает ореолом гуру. Неудивительно, что недавно он умудрился связаться с таким же нарциссом, как и он сам, - нижней строчкой нашего хит-парада Леонидом Бурлаковым.

ВОСЬМОЕ МЕСТО
Леонид БУРЛАКОВ (раньше - «Мумий-тролль», Земфира, теперь - «Тандем», «Седьмой прохожий»)
Леонида Бурлакова очень любят журналисты (своими многократными громкими заявлениями о том, что именно он раскрутил Земфиру и «МТ», Бурлакову удалось убедить четвертую власть в собственной звездности). Зато его очень не любят музыканты, работавшие с ним хотя бы непродолжительный период времени. И есть за что. Первым пострадал Илья Лагутенко.
В сфере шоу-бизнеса ходят упорные слухи, что Бурлаков задолжал музыкантам «МТ» энную сумму денег, которые заработали музыканты, наделал долгов от имени группы, потратил их, а под занавес вытащил «МТ» на заведомо ущербный последний концерт в «Олимпийском».
Илья забрал у него все права и ушел. Потом ушла Земфира. При этом много не потеряла - спродюсировал ее в основном Лагутенко, а рука Бурлакова функционировала только в области загребания денег.
Хотя это не мешало «суперпродюсеру» утверждать, что гений - именно он.
После чего покинутый всеми Бурлаков отправился сотрудничать с Иосифом Пригожиным. Сотрудничество закончилось, едва успев начаться. Виной всему послужили финансовые несостыковки Пригожина с Бурлаковым. Оставшиеся без финансирования новые проекты Бурлакова вряд ли долго продержатся. Хотя это не мешает ему постоянно кормить музыкантов «завтраками».

Оценки в рейтинге выставим по пятибалльной системе. Критерии следующие.
1) Моральные качества
Суперхороших и суперчестных продюсеров не бывает. Профессия такая - надо и рыбку съесть, и музыканта не обижать. Поэтому моральные качества товарищей мы будем оценивать, отвечая на вопрос: честен ли гражданин с вверенными ему музыкантами?
2) Креативщик
Степень подкованности, умение ориентироваться в конъюнктуре музыки, понимание музыкальной конъюнктуры - очень важные качества продюсера.
3) Бизнесмен
Умение делать деньги для себя и для группы, стараясь при этом "кинуть" как можно меньше партнеров, - признак хорошей деловой хватки.

Оценки будем ставить, как в школе, - по пятибаллной системе.

Продюсер Мораль Креатив Бизнесмен В сумме
Айзеншпис 5 4 5 14
Бурлаков 0 3 0 3
Нестеров 4 4 3 11
Шульгин 3 4 5 12
Пригожин 2 3 3 8
Матвиенко 4 5 4 13
Пономарев 3 3 4 10
Гроссман 5 3 4 12
Месхи 2 4- 4 10-
Гуткин 4 3 3- 10-

Dante — несмотря на то, что карьера этого поп-исполнителя только началась, у него уже не мало успехов — поддержка со стороны музыкальных каналов и радиостанций, концерты, выступления, номинации в профессиональных премиях и самое главное, внимание и любовь публики. И что самое интересное, всего этого он достиг сам, без продюсеров и лейблов. Мы встретились с артистом и поговорили о том, как Dante совмещает в себе творчество и менеджмент и сложно ли это.

Начнем с простого.. С чего начался Ваш творческий путь?

Мой профессиональный творческий путь начался совсем недавно. Все началось с музыкальной школы, участия в различных вокальных конкурсах. Первая полноценная песня была записана в возрасте 14 лет. После чего я понял, что с композиторством я имею полное взаимопонимание. Постепенно, я совершенствовал в себе навыки написания песен. Начинал понемногу осваивать и изучать музыкальную индустрию. И примерно, лет через 7-8 я начал твердо понимать, как должна звучать песня, чтобы она нравилась абсолютно всем. Сейчас мои песни играют на радио и находят отклик в сердцах слушателей, поэтому я понимаю, что все делаю правильно.

Во-первых, хочу сразу отметить, что если у меня нет своего продюсера, это не значит, что у меня нет своей команды. Для любого артиста это, наверное, самое важное — найти своих людей, которые в вас просто поверят. Тогда все будет получаться.

Артист в первую очередь должен быть сосредоточен на творчестве, должен понимать, что именно он несет своему слушателю и как публика на него отреагирует. При этом если ты, как артист, хочешь держать весь проект в своих руках, то должен совмещать творческую часть и менеджмент. Этому нужно учиться и это приходит с опытом. Но именно это является залогом долгосрочной карьеры и независимости от продюсеров.

В России слово продюсер — это скорее инвестор, человек, который финансирует проект и поэтому считает, что является ключевой персоной. В Штатах противоположенная позиция: понятия продюсера нет, есть музыкальный продюсер — человек, отвечающий за весь музыкальный материал, и есть генеральный менеджер, от которого во многом и зависит успех проекта. Какой точки зрения придерживаешься ты?

Скажу так, что в России сейчас постепенно меняется история. Уже появилось достаточно много артистов, которые говорят, что они без продюсеров, но они работают с PR-компаниями или самостоятельными менеджерами из музыкальной индустрии. Я не исключение. В моей команде сейчас 3 человека, с которыми мы вместе обсуждаем все вопросы и дела. Также очень важно взаимодействовать со своими фан-клубами, у меня это даже не фанаты, а семья #Dantefamily. Сейчас слушатель — это самый главный продюсер. Можно напрямую у своих фанатов спросить, как им новая песня. Я не сторонник финансово зависеть от кого-то, поэтому мне, конечно, ближе американский вариант. Есть музыкальный продюсер, и есть менеджер — это очень правильно. Я, например, в своем проекте занимаю статус музыкального продюсера, я всегда сам выбираю весь материал. Но никогда артист не сможет совместить в себе все навыки. На формирование своей команды я потратил примерно около 4 лет. Я очень долго искал тех людей, с которыми мне будет очень просто, понятно и эффективно работать. А так я считаю, что времена продюсеров-инвесторов, не разбирающихся в музыкальной индустрии, закончились.

Нужно ли профессиональное образование для того, чтобы стать продюсером? Или достаточно знаний основ продвижения и база полезных и налаженных в индустрии связей?

Двоякий вопрос. Для того чтобы стать музыкальным продюсером, музыкальное образование является обязательным. Для того чтобы стать хорошим менеджером, нужно просто иметь большую практику. И, например, певица 16-ти лет может уже к 25 годам прекрасно осознавать, что и как работает в шоу-бизнесе, чтобы добиться нужных результатов. Поэтому здесь все сильно будет зависеть от персонажа, его материала и ситуации.

Как стать музыкальным продюсером? С чего начать, как продолжить? Распишите пошагово.

Для начала нужно закончить музыкальную школу и понять, что такое музыкальные стили, музыкальный формат, что такое музыка. Уже потом начать изучать индустрию. Понять, что такое «Хук» и как написать запоминающийся текст и мелодию, что такое «Хит». Естественно, нужно найти такого саунд-продюсера, который сможет гениально работать во всех стилях. После того, как вы определились со стилем, можно выбирать сферу влияния — супер коммерция, топовая коммерция и мега-актуальное. Также, музыкальный продюсер должен четко понимать, во имя чего он все делает. Есть очень много продюсеров, которые занимаются некоммерческой музыкой, в большей степени ради искусства.

Основной практический навык лично для меня заключается в том, что очень редко слышу объективное мнение по поводу своей музыки. В первую очередь нужно быть готовым к критике. Если вашу музыку критикуют, значит, вы заставили людей на вас отреагировать. А когда вам в ответ молчат, то, скорее всего, люди боятся критиковать, потому как песня откровенно плоха. Не всегда ваш хит поймут сразу и поэтому нужно действовать по одной простой схеме «Я знаю как надо и я вам это докажу!». Нужно много работать, но не перерабатывать. Много верить в себя, но не становиться очень самоуверенными. И еще один момент важный для любого музыканта — это вдохновение. Черпайте силу и энергию отовсюду, что вас окружает.

Как ты относишься к такому понятию как «Формат», которое так любят радио и ТВ? Приходилось ли тебе подгонять свои песни под ту или иную радиостанцию?

Слово «Формат» — сложная штука сейчас. Иногда мы сталкиваемся с тем, что на самых топовых радиостанциях может звучать абсолютно неформатный трек. Начинающим артистам приходится подгонять свои песни под радио. Мне пока этого не приходилось делать, так как у меня уже был огромный опыт до выхода на большую сцену и сейчас я в состоянии создать тот продукт, который будет интересен всем. И я сам люблю слушать классную поп-музыку.

Есть ли в планах создание собственного лейбла? В чем отличие продюсерского центра от музыкального лейбла?

На самом деле это очень широкий вопрос. Создание музыкального лейбла — это, прежде всего независимость, это возможность заниматься дистрибьюцией своего материала. Молодые артисты, которые приходят со своими песнями в продюсерские центры и на лейбл, должны осознавать важные отличия: ПЦ — это то место, где из артиста будут делать звезду. Музыкальный лейбл не несет никаких обязанностей перед музыкантами. И принося песню на лейбл, артист получает возможность монетизации своего контента.

Какими качествами должен обладать продюсер в России, чтобы его проект добился успеха?

Стрессоустойчивостью, причем это качество должно быть в троекратном размере. Любой продюсер всегда понимает, что с первых дней работы с артистом легко ему не будет.

Что важнее — сильный продюсер или самобытный артист?

Важнее, когда сильный продюсер и самобытный артист вместе. А когда одна сторона в этой связке хромает, ситуация будет очень плачевной. Поэтому всем молодым артистам я желаю найти очень сильных директоров и менеджеров, которые вас поддержат.

Что для вас успех. Когда можно сказать, что продюсер стал успешным?

Успех — очень индивидуальная история. В моей картине мира — это создание нескольких 100% хитов, которые прославят меня на весь мир.

Ваши кумиры и почему.

Если говорить честно, у меня нет никаких кумиров. Для меня есть очень много классных музыкантов в мире, известных и неизвестных, которых я люблю и уважаю. Люблю творчество Whitney Houston, Michael Jackson, Lady Gaga.. Я следил за тем, как они развивали свое творчество, изучал их биографии и учусь на их огромном опыте.

Какие самые большие трудности ждут начинающего и не только продюсера? Приведите свои примеры из практики и как вы с ними справились.

Самая большая трудность, которая настигает любого продюсера — доказать всем, что именно ваш артист самый лучший. Артист — это очень сложная структура и сложный человек. В первую очередь нужно справиться с собственными страхами, неуверенностью, внутренними волнениями. Любой продюсер должен очень планомерно двигаться к своей цели и четко понимать, что он делает правильно, а над чем нужно еще поработать.

В первую очередь нужно четко понять свои цели и возможности. Почитайте книги по психологии. Это нужно для повышение самооценки как продюсера, так и артиста. Совету прочитать какие-то мотивирующие статьи и книги. Понимаю, что это может выглядеть банально и смешно, но когда вы произносите про себя одну и ту же фразу 20-30 раз и она входит в ваше подсознание, двигаться к намеченной цели будет очень просто. Изучайте книги о музыкальном рынке и посещайте интересные семинары по продвижению в социальных сетях. Не стесняйтесь учиться и набираться опыта.

Post Views: 0