Персонажи из сказок, фильмов и мультфильмов, придуманные и существующие только в россии. Сказочные герои русских сказок: имена и описания

От себя - статья потрясающая, написана легко, тонко и с юмором.

Статья взята из блога ЖЖ http://tsimbal.livejournal.com/86494.html#cutid1

tsimbal"s journal

Идея, что девочки, в детстве играя в сказки, и восхищаясь любимыми героинями, несознательно лепят по ним ролевую модель, не нова. Фактически, по ней не проехался только ленивый, но вместе с тем, она до конца не исчерпана. Я решила вставить свои пять копеек. Все ниженаписанное – результат наблюдений и ИМХО. Но не удивлюсь, если кому-то в голову раньше приходили те же мысли. ЕЦ

Итак, ролевые модели.

Золушка
Самая популярная модель всех времен, популярная настолько, что в нее успешно играют и девочки, и мальчики, и взрослые, и мировая литература вкупе с кинематографом. Распадается на две подмодели, которые могут сосуществовать как вместе, так и по отдельности

Вариант 1: «Все мои проблемы решит богатый/знатный муж и добрая фея»

Эти золушки вырастают в уверенности, что они рождены для высот, и, чтобы блистать, им не хватает самой малости – того, кто, собственно, обеспечит им «небо в алмазах». Они «поведены» на удачном браке (ну, не обязательно браке) и решении проблем одним махом в стиле, «придет принц и все порешает». Золушки часто отличаются доверчивостью, но при этом действительно неприятные истории влипают очень редко – им везет. Они, как правило, не забывают о том, что экипировка тоже имеет значение, а потому, прежде чем покорять принца, нужно растрясти «добрую фею» (чаще родителей, но есть и варианты) на достойный прикид.

Большинство из них, кстати, неплохо устраиваются в жизни – они очаровательно-наивны, смотрят преданно-влюбленными глазами, и готовы быть второй, а то и третьей скрипкой. Золушки редко делают карьеру, им это просто не нужно. Их карьера – замужество, и не удается она только у тех, у кого большие финансовые претензии к жизни. Свою часть «работы» - дом семья, дети – обычно выполняют безукоризненно, во всяком случае, мужьям на них жаловаться не приходится. Золушки – снисходительные жены, они прощают все, кроме глобальных финансовых катастроф и развода. Но даже в этом случае Золушка не унывает. Вокруг нее всегда будет достаточно мужчин, на которых можно положиться.

Вариант 2: «я буду хорошей, и получу принца»

Золушкам этого типа гораздо сложнее в жизни, хотя они столь же нежны, очаровательны и покладисты. Во-первых, потому что хорошим быть всегда трудно, а во-вторых, потому что неполучение обещанной сказкой награды изрядно раздражает и даже приводит к внутренним конфликтам. «Я стараюсь, стараюсь – а ни принца, ни феи, ни кареты, ни красивого платья, наконец, на горизонте нет! Одни только мачехи, которые норовят использовать». Но это монолог глубоко внутренний, а в роли «мачехи» может быть кто угодно: готовность таких Золушек услужить расслабляет, и пользоваться ими начинают все, кому не лень. Часто Золушка тихо плачет в подушку, обещает себе быть мужественной – и опять бегает за кофе коллеге, помогает убирать соседке, занимает деньги, уже слабо веря, что когда-нибудь ей за это воздастся. Принцем в такой ситуации будет тот, кто просто вытащит ее из этого болота, оценит и ответит «добром на добро». Но такой сценарий, увы, редкий: чаще всего такие Золушки притягивают как раз отменную мразь, хотя… И хороший человек может превратиться невесть во что при таком развращающем всепрощении. Еще вправить мозги Золушке может какая-нибудь добрая фея. В юности достаточно хорошей и более мудрой и старшей подруги. Золушке в тридцать поможет разве что фея-психолог.

Оба типа Золушки едины в одном: счастливый брак – наше ФСЕ. Карьера не для них, одной она не нужна, вторую всегда будут обходить с повышениями. Но, по-хорошему, «хорошая жена» - это уже карьера, а?

Белоснежка

При внешней схожести сказок, Золушка и Белоснежка – просто полярные героини. Они оба уповают на принца, но Белоснежка при этом - хозяйка своей жизни. Счастливый брак входит в число ее приоритетов, принц прискачет за ней – она знает это. Но пока нужно жить в этом мире, налаживая отношения со всеми, от зверей – до злой мачехи. Диснеевский мультик – это просто кладезь характера героини. Помните, как она организовала всех лесных зверюшек убирать дом гномов? А как ненавязчиво построила гномов, став из гостьи хозяйкой в их доме? Белоснежка учится ненавязчиво управлять окружающими с детства. Она приветлива и доброжелательна, с удовольствием поможет – но чуть позже вы обнаружите, что это вы, в основном, помогаете ей. Белоснежка невероятно дружелюбна, но при этом легко расстанется с окружением, когда на горизонте появится Принц. Кстати, о последнем: Беслоснежка почти всегда знает, за кого она хочет выйти замуж, и не торопится, если нужного варианта нет. «Неподходящие», будь они хоть семи пядей во лбу и безмерно богаты, записываются в «гномы». «Гном» - это-мужчина-друг, которому не обломится. Никогда. Но на все остальное: поддержку, улыбку, чай с кексом и помощь «гном» рассчитывать может. Как и на то, что таскать мебель в белоснежкином доме, чинить ей компьютер и проводку будет именно он. В ожидании принца Белоснежки делают неплохую карьеру. Они прирожденные организаторы, и любым коллективом могут управлять также - легко и ненавязчиво. Природная практичность не даст Белоснежке сделать карьеру в науке или в каких-то «мужских» сферах.Идеи и абстрактные понятия – не ее стихия. Хотя и чисто женские коллективы Белоснежки не жалуют – их обаяние гораздо лучше действует на мужчин. Если вы стали принцем Белоснежки, то вам повезло. Они – хорошие жены, причем, в отличие от Золушек – «в любую погоду». Недостаток только один – так или иначе, мытьем или катаньем, Белоснежка устроит так, что все важные семейные решения будет принимать она. Ненавязчиво, с ласковой настойчивостью. Вы можете этого даже не заметить. А если вы – не «из тех мужчин», не беспокойтесь. Значит, вы нее ее принц, и будете в лучшем случае, гномом.

Красная шапочка

Если любимая героиня вашей дочки, Красная Шапочка – то я заранее вам сочувствую. Шапочки обладают магнетическим талантом влипать в неприятности, особенно эротического характера. Это они легко идут в гости к случайным знакомым и едут с подружками на неведомую «дачу». Они же доверчиво отдают деньги проходимцам и возвращаются ночью в короткой юбке. Шапочка – магнит для негодяев. Она – доверчивая, болтливая и, как правило, симпатичная. В семье, Шапочка - ребенок, который где-то бегает сам по себе, не избалованный лишней опекой. По первому впечатлению, Шапочку жаль, но если присмотреться ближе, то выясняется, что части Шапочек нравится «рисковая» жизнь и без этого они себя не мыслят. Одна моя знакомая Шапочка вечно ввязывалась в какие-то эпопеи то с ментами, то с бандитами. Ее рассказы выглядели как сюжеты плохих боевиков: не видь я ее в этой гоп-компании, в жизни бы не поверила. «Ты не представляешь, как возбуждает, когда твой мужик играет на тебя в карты» . Я - не представляла. Другая Шапочка хвасталась, что в поезде так впечатлила спутника, что они ночью, на полдороге вышли в каком-то городе, сняли номер в отеле и провели роскошную ночь. Утром спутник исчез, а она не знала, как теперь добраться домой (он ее не обокрал, просто на другой билет у нее денег не было). Эпопеи Шапочек похожи на бред, но, что забавно, обычно это правда, слегка приукрашенная живым воображением. Увы, век рисковых приключений для Шапочек недолог. Они рано взрослеют и зачастую, после тридцати вся бурная молодость - уже на их лицах. Но зато к этому времени они прожили 5-10 жизней более спокойных обывательниц. Шапочки, увы, группа риска в плане алкоголя и наркотиков (их тянет любой омут).
Иногда рядом с Шапочкой может оказаться Спаситель, тот самый дровосек. Если шапочка еще не освоилась на пути приключений, ее можно «одомашнить». Если нет, то рано или поздно она все равно начнет во что-нибудь влипать. «Шапочки» за тридцать, кстати, порой неплохо устраиваются в жизни: у них богатый жизненный опыт и отличное знание мужчин. Матери она добрые, но на детей обычно времени нет. И самое главное: с ними никогда не соскучишься!

Отбросим сюсюканья андерсеновской сказки и честно признаем: Герда – это девочка-танк. «Вижу цель – не вижу препятствий» - это про нее. Спокойная целеустремленность, невероятная настойчивость. Ее «Каем» может быть все что угодно – карьера, наука, мужчина… Герда получит это – можете не сомневаться. Она располагает к себе и умеет заставить себе помочь. Иначе, чем Белоснежка, не окольными путями, а напрямую. В своей правоте не сомневается. Если ради цели нужно – сделаем. Герды, как правило, серьезные девушки – и цели у них тоже серьезные. Если целью оказался мужчина – ему можно посочувствовать и позавидовать в равной мере. Герда сделает для него все – пройдет пешком до Лапландии, победит Снежную королеву, ограбит разбойников, откроет ногой дверь в королевские покои… НО. Мнение самого «Кая», нужна ли ему Герда, ей, по большому счету, не интересно. Он «попал». Отбиться от Герды, уверенной, что Вы – Кай ее жизни – нереально. И рано или поздно вы поймете, что Герда – отличный вариант. Она будет женой и матерью в одном флаконе. Она поможет сделать карьеру, заработает денег, родит и воспитает детей, не забывая, что вы – ее главный ребенок. Она не даст вам хоть что-то решить самому – и в отличие от той же Белоснежки, озвучит это честно. Справедливости ради, Герды редко увлекаются самостоятельными мужчинами. Их Кай – типичный «сынуля», которого это вполне устраивает.

Маленькая разбойница

Пацанка. Играет с мальчишками, хочет быть среди них своей, иногда – относится свысока. Как правило, выросла в семье, где или обходились без мужчин, или папа летал в эмпиреях, а мама тащила на себе дом, работу и не забывала прививать дочке мнение, что все мужики – тунеядцы. Другой вариант, папа вообще ушел, встречался с ребенком редко, но оставил о себе хорошее впечатление. В обоих случаях, Маленькая Разбойница вырастает в уверенности, что на мужчин положиться нельзя, разобрать автомат Калашникова и починить электричество можно и самой, и стоит ли тратить время, чтобы гоняться за мужчинами – это вообще вопрос…

С возрастом выясняется, что стоит, поскольку Маленькие Разбойницы – отчаянно влюбчивый народ. Причем, при всей их яркости и часто – темпераменте – они влюбляются… да-да-да, если не в принцев, то в мальчиков из «хороших семей», склонных к тому же летанию в эмпиреях. Романы часто бурные, но оканчиваются по-разному, т.к. родня избранника Маленькую Разбойницу принимает в штыки. Разбойница – искренняя, порывистая, с добрым сердцем – не умеет производить нужное впечатление. Золушку, взятую из трущоб, выручат сияющие глаза и умение молча улыбаться. Разбойница обязательно ляпнет что-нибудь вызывающее, оденется во что-то непонятное, и обратит на себя внимание самым необычным способом. Ей легко быть страстной, но она совсем не умеет быть женственной и частенько страдает из-за этого (но не признается, это ведь «нюни»). Зато с Разбойницей никогда не скучно. Она сентиментальна, эмоциональна, часто меняет принятые решения, но она – преданный и надежный товарищ. Конечно, идеального порядка в ее доме не будет никогда. Она выросла в пещере, и уют понимает по-своему. Зато делать мелкий ремонт и чинить сантехнику в доме будете тоже не вы. Вам разрешат быть в «эмпиреях».

Мальвина

"Девочка-пай". Правильная девочка «из хорошей семьи». Как правило, отличница, активистка и гордость школы. Ее в детстве научили как себя вести, и «шаг вправо шаг влево» Мальвина воспринимает как попытку к бегству. Поэтому, зачастую этими правилами она пытается напрячь окружающих и из-за этого слывет особой скучной. Мальвина – как правило, красивая девочка – во всяком случае, умеющая себя подать. С ней рядом хватает мальчиков ее круга, но… Мальвинам нравятся хулиганы. С немытыми руками, лазящие через окно, презирающие правила. Втайне она им завидует, явно – пытается перевоспитать. Наивно верит, что «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком» и хотя бы не сморкаться в скатерть в ее присутствии. Зачастую, после таких попыток перевоспитания и появляются идеальные женщины с маленькими детьми от неизвестно кого… Обжегшись на хулигане, Мальвина часто бросается в объятья какого-нибудь унылого Пьеро, чья сиротливая морда раньше вызывала у нее тошноту. Но для нее это не вариант: она не из тех, кто будет тащить семейный воз и Пьеро по жизни. Чаще рядом с ней возникает надежный спутник постарше, или просто хороший человек, способный ее оценить. Мальвина – хорошая хозяйка и мать, она аккуратистка и умница. Если хулиган не внесет диссонанс в ее жизнь, она даже делает неплохую карьеру – чаще как преподаватель или инженер.

Мэри Поппинс

Если вы когда–нибудь сталкивались с барышней, которая знает все и по любому поводу готова снабдить вас кучей ценных советов, вы знаете, что за чудо Мэри Поппинс. Она – совершенство. Она сама так решила. Она все умеет делать наилучшим образом: даже варить яйца и мыть половую тряпку. Вы делаете это неправильно, а как правильно, она сейчас научит. Мэри обожают поучать и давать советы. Больше они любят только рассказывать о своей замечательности. У нее все лучшее – лучший муж, вундеркинды –дети, успешная карьера, парикмахер-стилист по знакомству и недорого… Но если вы присмотритесь, то обнаружите, что зачастую карьера Мэри – это должность старшей из трех секретарш, ее прическа была актуальной лет десять назад, а муж… Может он и работает на трех работах, но вы бы на его месте поступили также – т.к. долго находиться рядом с Мэри значительно сложнее. Самое страшное испытание – иметь Мэри в качестве свекрови, невестки или золовки. Это можно выдержать, лишь живя в другом городе. Справедливости ради: Мэри действительно старается сделать все как можно лучше. Зачастую, во многих областях она действительно спец – хотя, возможно и не такой, как кажется ей самой. Она подтянута, элегантна, занимается спортом и ведет здоровый образ жизни. Для нее придуманная схема жизни – единственно возможная, это щит – которым она закрывается от реальности. Поэтому, когда выясняется, что муж уходит, а дочь беременна в 14 лет – для Мэри это катастрофа и крушение мира. Но так происходит довольно редко. Обычно, Мэри находят себе покладистых спутников и успешно строят окружающих всю жизнь.

Златовласка

Златовласка – это красавица с норовом. Зачастую, из хорошей или богатой семьи. С детства знает, как хорошо быть красивой, как приятно, когда вокруг вьются мужчины и все вопросы решаются сами собой. Свою красоту и прочие таланты рассматривает как капитал для жизнеустройства, а потому всячески холит и лелеет. Если Золушка готова сама добиваться принца, то Златовласка привыкла, чтобы добивались ее. Нахрапом и обаянием тут не взять, предприятие требует длительной осады и зачастую немалых средств. Кроме того, Златовласка будет невзначай постоянно проверять вас, как вы поведете в той или иной ситуации, можно ли на вас положиться и тот ли вы, за кого себя выдаете. Если надо она даже наведет справки.

Златовласка очень следит за собой, она выглядит «на высшем уровне» и хочет, чтобы ее спутник понял это – ему потом все эти «мелочи» оплачивать. Зато это идеальная девушка для вечеринки любой важности, та самая «королева в гостях и куртизанка в постели», и часто хорошая хозяйка при этом.

В отношениях Златовласку могут ожидать два подводных камня. Во-первых, она быстро обнаруживает, что спутник видит в ней не человека, а трофей и вложение денег (а Златовласку это задевает). Во-вторых, иногда всем замечательный объект вдруг бросает Златовласку ради куда менее эффектной Золушки, а то и вообще кого-нибудь невзрачного, увлеченный искренностью и настоящими чувствами… У самой Златовласки с чувствами (помимо требуемых ролью) сложно – она или слишком практична для этого или воспитана так, чтобы держать их при себе. Нюанс: добиваться Зластовласки куда интереснее, чем собственно жить с ней. Она сумеет создать красоту и комфорт, но не поддержать атмосферу тепла и доверия. Поэтому, Златовласки или выходят за мужчин сильно постарше или меняют мужа каждые несколько лет.

Алиса в стране чудес

Алиса с детства необычный ребенок, обращающий внимание на вещи, которые других мало волнуют. Ей не скучно одной, она играет в собственные игры, часто создает вокруг себя целый мир. Иногда ее считают туповатой – поскольку соображает она медленно, рассуждает не всегда логично, а математика – вообще не ее стихия. Алиса плохо вписывается в компании, она одиночка и мечтательница. Тем не менее, в юности охотно попадает во всякие тусовки, ролевые игры, походы и т.д. Она – не часть коллектива, а скорее наблюдатель, ей – ИНТЕРЕСНО. Ради своего Интересно она пойдет туда, куда не рискнула бы пойти ни храбрая Маленькая Разбойница, ни рисковая Шапочка. И что характерно, Алиса выберется из ситуации живой, невредимой и без потерь.

На мальчиков Алиса производит двойственное впечатление. Если она хорошенькая, то ее странность будет считаться загадочностью, и поклонники будут драться за право проводить ее до дома. Алисе ординарной внешности придется сложнее – таких обычно считают чудачками, хотя и не шпыняют особо. В коллективе на работе их недолюбливают, поскольку Алиса всегда вне коллектива – она играет только в собственные игры. Алисы – натуры творческие, они рисуют и вышивают, пишут стихи и рассказы. Но все это весьма непрактично, извлекать из своих талантов деньги Алиса никогда не научится. Из мужчин Алисе лучше всего подходит или «чудак» ее типа, или тот, кто будет относиться с пониманием к ее очень нетривиальному взгляду на мир, работу, жизнь, домашний уют и воспитание детей. Отличная, но несколько утрированная вариация на тему Алисы – Луна Лавгуд из «Гарри Поттера».

Снежная королева

Снежная Королева всегда немножко меньше ребенок, чем остальные. В дестве она часто замкнута, сдержана, иногда производит впечатление безразличной (реже, но бывает наоборот: общительна, но явно держит дистанцию). У Королевы ясный практический ум, она целеустремленна и настойчива. Из всех сказочных героинь у Снежной Королевы больше всего шансов сделать удачную карьеру – она бизнес-леди от рождения. Часто «строгая, но справедливая», но бывают и варианты. Жизнь свою строит так, чтобы как можно меньше от кого-нибудь зависеть, эмоциональным обязательствам предпочитает что-то более конкретное. Умеет производить впечатление - даже при средних внешних данных в величественности ей не откажешь. Правда, окружающие Королеву скорее побаиваются, чем любят. Ее сложно задобрить улыбками или обаянием. Если ваша шефиня – Королева, то работу придется делать качественно и в срок. Комплименты любит, но воспринимает как должное.

С мужчинами отношения складываются по-разному. Королева предпочитает мужчин солидных, состоявшихся, надежных – но для них она слишком авторитарна. К тому же Королевы часто не темпераментны, секс для них – дело десятое. Поэтому, Королевы нередко не замужем, что, в общем-то, не удивляет их родственников и друзей.

А вот друзья у Снежной Королевы есть. Не слишком близкие: и она не из тех, кто будет плакаться в жилетку, и знакомым не придет на ум рыдать на ее плече. Но дружбу как компанию и взаимовыручку она признает, дружбу по интересам – тоже. С возрастом иногда начинает страдать от одиночества, но все попытки создать семью в зрелом возрасте обречены на провал. Она слишком любит командовать, и к тому же не выносит чужих людей в своем доме. Если вы влюбились в Снежную Королеву, вам можно только посочувствовать. Не пытайтесь ее растопить. Эта женщина не скрывает подо льдом горячее сердце – она из льда состоит.

Русалочка

Добрая хорошая, но застенчивая девочка. Любит читать, особенно истории о несчастной любви. Если других умиляет финал «и жили они долго и счастливо», то Русалочка предпочитает рыдать над историями «ну в общем все умерли», хотя конечно, ее конек – «она любила его больше жизни, но не сказала ему об этом». Быть Русалочкой – сущее наказание, понять которое может лишь тот, кто знает что такое закомплексованность не по наслышке. Но Русалочки бывают и другими – активными, общительными - с подружками. А вот с мальчиками язык почему-то отнимается и немеет, причем не только в 10, 15, но и в 30 лет. Тем более, что влюбляются Русалочки обычно не в тех мужчин – в женатых, в бойфрендов подруг, в парней, видящих в ней только приятельницу… Русалочка как будто старательно избегает мужчин, с которыми может что-то получиться. Подсознательно ей нравится быть героиней большой романтической трагедии, а сознательно… Кому нравится в 27 лет рыдать в подушку от безнадежной любви?

Иногда Русалочки выходят замуж, причем не за своего принца, а так, за «осьминога по соседству». Но через некоторое время даже самый бесчувственный муж обнаруживает, что лишь используют, а фотку какого-нибудь одноклассника Вани носят в кошельке и обцеловывают каждый вечер. При этом то, что Ваня давно уже лыс и угрожающе пузат, а муж все еще ничего, значения не имеет. Но чаще Русалочка остается одна, отвергнув немало отличных вариантов.

Самое забавное, что счастье куда возможнее, чем она предполагает. «Принцу» может нравиться Русалочка, но неприступный вид, подчеркнутое дружелюбие и полное отсутствие кокетства с ее стороны, наводят его на мысль, что «здесь ловить нечего». К сожалению, вправлять мозги Русалочкам бесполезно. Прозрение приходит к ним, но часто после сорока, когда менять сложившуюся жизнь уже сложно.

Дюймовочка

Дюймовочка – это кроткое, безобидное на первый взгляд, создание, которое ни за что ни про что подвергается репрессиям со всех сторон. Это у нее нелады с одноклассниками и учителями, это против нее интригуют соседские девчонки, это ее обошли на конкурсе, и ни за что уволили с работы… В первый момент вы проникаетесь сочувствием к этому хрупкому гонимому созданию (вне зависимости от его габаритов, хотя Дюймовочки обычно действительно хрупкие). Вы отпаиваете ее чаем, слушайте ее горести и предлагаете помощь. Но проходит месяц-другой, и ситуация не меняется, на новом месте у Дюймовочки те же проблемы. То ли она как магнит притягивает к себе проблемы, то ли часть их – плод ее бурного воображения.

На самом деле, верно и то и другое. Дюймовочки действительно довольно часто раздражают окружающих – неумеренной эмоциональностью и хандрой, рассказом о своих бедствиях и нежеланием учиться на своих ошибках. Как Красная Шапочка из всех компаний попадет в самую опасную, так Дюймовочка из всех работы выберет ту, где стопроцентно кинут. Она не только доверчива, но и слышит только то, что ей хочется. Поэтому на работе обычное «молодец» будет сразу рассматриваться как «вот-вот повысят зарплату» (а потом будут слезы, потому что, размечтавшись, Дюймовочка потратила деньги в надежде на повышение, а его не случилось – интриги!)

Те же проблемы могут быть и с мужчинами. Дюймовочка очень женственна и чувствительна и любой нескромный взгляд в свой адрес может трактовать как «он меня домогался». Часто она сама не знает, чего она хочет и может морочить ухажерам голову не сознательно (на что мастерицы другие сказочные героини), а из-за перемены чувств и настроений. Как ни странно, лучший спутник для нее – сильный властный мужчина, который будет мало считаться с ее мнением и будет воспринимать ее… как Дюймовочку, хрупкую девочку-цветочек, очаровательное, но декоративное создание.

Шахерезада

Тонкая штучка. С детства усваивает, что для того, чтобы преуспеть в жизни нужно уметь «ездить по ушам», а если надо – то и внимательно слушать. Шахерезада любит и то и другое, и обычно знает меру. В женской компании она будет блистать сама, в мужской, если надо, даст блеснуть мужчине, обеспечив ему нужный фон. Шахерезада прирожденная актриса, причем актриса именно в жизни – она никогда не переигрывает. Другое ее отличие от сказочных и иных героинь, наделенных живым воображением: Шахерезада наслаждается процессом, но не забывает и о результате. Она темпераментна, но с головой на плечах и чувством юмора, впрочем довольно мягким. Шахерезада – восточная женщина, даже если и нордическая блондинка. Она верит, что женщине убивать силы на карьеру и зарабатывание денег по меньшей мере, глупо – для этого рядом есть мужчина. Достойный мужчина. «Сыночки», непризнанные гении и прочие «тоже варианты» не ее стиль – скорее, муж будет старше и солиднее, но именно он обеспечит ей если не сказку, то покой и комфорт. В ответ он получит практически идеальную спутницу, разве что… В «верность в постели» мужчин Шахерезада не верит, от них этого не ждет, но и сама может мимолетно увлечься на стороне. Правда, она никогда не попадается, а если что – с блеском выкручивается из любой проблемной ситуации.

Самое приятное в Шахерезаде – она не агрессивна, предпочитает действовать мягко, хотя и настойчиво. Часто она «себе на уме», хотя по поведению этого не скажешь. Обычно Шахерезада – девочка из семьи с восточными корнями, неважно – кавказскими, мусульманскими, еврейскими. Или – из семьи с сильным патриархальным уклоном. Ей не придет в голову ни командовать мужчиной, ни подшучивать над ним, ни демонстрировать свое интеллектуальное или иное превосходство. Причем речь не только о «своем» - о любом мужчине. Поэтому, у мужчин Шахерезада пользуется неизменным успехом. Ей даже не обязательно быть красивой – при ее талантах это не имеет большого значения.

Анидаг – возможно, самая неприятная из сказочных героинь. Впрочем, нет – самая опасная. Быть милой, обаятельной, располагающей к себе она может, но от ощущения опасности рядом избавиться довольно сложно. Анидаг – девочка, которой или родители или жизнь объяснили, что достичь успеха можно только идя по трупам. Иначе – никак. Анидаг целеустремленная и честолюбивая, зачастую и не ленивая при этом. Если надо, она может вкалывать, хотя ее реальная стихия – интриги. «Пара десятков жалких трупиков только украсят мою триумфальную колесницу» - это ее кредо. Но напролом она не пойдет, а будет скорее действовать ядом – лестью и наговорами. От ее комплиментов за версту веет неискренностью, но далеко не все сразу это замечают. Анидаг – женщина яркая и эффектная, она может и любит нравиться. Комплексов, как правило никаких – если надо и постельные и иные таланты будут активно использованы во имя успеха ее «дела». С мужчинами держится слегка кокетливо, с нужными женщинами – может изображать задушевную подругу, с начальством – борца за дело фирмы. Кажется себе естественной, но на деле слегка переигрывает. Те же, кто все-таки попал под обаяние Анидаг, могут немало удивиться, узнав, какие гадости она говорит о них и какие сплетни распускает за их спиной. Для того, чтобы получить свою порцию яда, много не надо – зачастую, Анидаг может «утопить» просто так – в качестве «генеральной репетиции» перед настоящей войной. Справедливости ради: Анидаг – не садистка. Все ее козни – не удовольствия ради, а успеха для. Более того, она часто убеждена, что все успешные люди так и поступают.

Анидаг, как правило, добиваются успеха в жизни, но – не такого, о каком мечталось, и зачастую и этот успех – хрупок. К несчастью для них, Земля – круглая, у «трупов» есть знакомые, родственники и коллеги, и через какое-то время остается мало людей, не знающих о «талантах» незаменимой работницы. Таких чаще используют, чем продвигают – поскольку никто не берется им доверять. Исключение – когда в довершение к своей сволочной натуре Анидаг обладает настоящим талантом. Но такое бывает редко.

Семейная жизнь Анидаг скорее разнообразна, чем счастлива. Хотя для нее не проблема играть перед мужем (особенно нужным мужем) игру «королева в гостях, куртизанка в постели», если муж не идиот и не сильно старше, его утомляет отсутствие искренности в отношениях. Жить со стервой долго – тяжело, поэтому мужья периодически меняятся. Детей Анидаг часто не любит и не заводит вообще. А иногда наоборот – любит, но пытается привить им свои ценности.

В честь Миранды, из которой вышла бы замечательная мадам де Мертей, я выкладываю еще два женских типа. Они не сказочные – я не нашла подходящих сказочных героинь. Но они достаточно хороши, чтобы предстать вашему вниманию. ЕЦ

Маркиза де Мертей

Создание нечастое, ядовитостью сравнимое с очковой змеей. Маркиза – интригантка до мозга костей, интригантка из любви к интриге и… из зависти. Не очень красивая (но не блеклая!), но умная и внимательная девочка. Не без способностей, но с отсутствием явных талантов. Маркиза с детства жаждет не столько внимания, сколько влияния. Она – из тех людей, кому ИНТЕРЕСНО придумать какую-нибудь гадость-двухходовку (одноходовками Маркизы брезгуют даже в детском саду), и посмотреть «чего будет». Хобби у нее такое. Это Маркиза может «заложить» сбежавший с уроков класс или девчонок, которые пошли ночью кого-то «мазать». Но, упаси боже, не сама: она найдет исполнителя, сыграв или на его глупости или на его честности. Ей ИНТЕРЕСНО – и как получит класс, и что будет потом с несчастным «исполнителем». Способности Маркизы в юности к разбиванию романов ее «подруг» практически безграничны, при этом подруги вряд ли быстро догадаются, чьих рук это дело.

Маркиза не влюбчива (в какой-то мере, это ее трагедия – она НЕ УМЕЕТ испытывать сильные чувства, да и демонстрировать их у нее получается далеко не всегда), но любопытна, и возлюбленных у нее у нее может быть предостаточно – отчасти, ради власти, интереса, освоения новой техники. В отличие от Анидаг, Маркизе не нужна карьера. Ей нужно место, где можно видеть, управлять и доставать наибольшее количество народу.

Справедливости ради: сама Маркиза – птица редкая. Мне лично встречалась два раза в жизни. Куда больше псевдо-Маркиз – женщин, которые кажутся себе архи-интригантками. Это пародия на героинь книг «Как стать стервой» и «10 способов идти по трупам». Псевдо-маркизы тоже опасны (гадостей они могут сделать не меньше, чем оригинал), но они более самодовольны, а потому более заметны. Псевдо-Маркизы не гнушаются делать грязную работу (сплетни, слухи) сами – но, в отличие от Анидаг, не карьеры ради, а развлечения для. Их легче нейтрализовать, обнажив перед окружающими их интриганскую «сучность». Правда, не путем публичного скандала – Псевдо, в отличие от реальной Маркизы, разоблачений не боится, и мощи его недооценивает.

От самой Маркизы дешевле всего держаться подальше. Если же «счастье» уже есть в коллективе, слейте ей ложную информацию о вас, лучше непроверяемую, и через несколько разных источников. Не играйте в ее игры и не пытайтесь «прищучить» маркизу на ее территории. Помните простую истину: какое бы чмо не забрызгало вас грязью, всем прохожим вокруг вы не объясните, почему вы – весь в помоях. Поэтому – чем дальше, тем лучше.

В личной жизни Маркизы редко бывают счастливыми. Их талант к разрушению не сделает счастливей семью, не удержит мужчину, не добавит теплоты в отношения. Детей часто нет, или их можно искренне пожалеть. Зато выглядят Маркизы до старости прекрасно – они очень следят за фасадом.

Анжелика, маркиза ангелов

Романтическую Героиню в сказках найти трудно, это – территория женских романов. А Анжелика чувствует себя Женщиной едва ли не с рождения. Ее послушать, так даже в яслях влюбленные младенцы мужеска полу наперебой предлагали ей бутылочки с молоком и самый лучший горшок… Ее первые романтические драмы разыгрались еще в детском саду, и она до сих пор помнит цвет глаз и шорт своего первого кавалера, и ностальгирует, слыша песню «Маленькая девочка маленькому мальчику задает вопрос…» К концу начальной школы о ее романтических увлечениях можно писать книги –причем, это не пошлые «потискались», а настоящие драмы – с поцелуями, обещаниями «быть вместе навсегда», и даже мордобоями с соперниками…

Все это в исполнении Анжелики можно слушать бесконечно, но если вам удастся посмотреть на ее очередную «неземную любовь» со стороны, вы немало удивитесь(особенно, если умирающий от любви к ней, по словам Анжелики, кавалер, начнет прямо при ней строить вам глазки).

Проблема (а может счастье) Анжелики в том, что природа одарила ее чрезвычайно живым воображением, способным любое перемигивание воспринять как «он меня домогался». Канву своего Романа Анжелика создает сама, вплетая в него мужчину, вкладывая свою романтичность и темперамент. На первых порах, быть возлюбленным Анжелики – просто сказка. Она страстная, нежная, и все что ей нужно – это любовь! (Серьезно! Анжелики довольно бескорыстны). Это Златовласке подавай орхидеи и ресторан – Анжелику же можно побаловать подснежниками и пикником на пляже, и, вы получите куда более пылкую, а главное – искреннюю любовницу. Другое дело, что со временем пылкость и драматичность характера Анжелики начинает утомлять ее кавалеров. Ее же может бросить в омут новой любви скука – устоявшиеся отношения кажутся ей пресными.

В силу этого, Анжелики или не замужем вообще или меняют мужей как перчатки. Чаще все же первое, поскольку в Анжелике нет настойчивости, чтобы довести своего Принца до алтаря. Она слишком открытая, слишком импульсивная, слишком активно начинает вписывать мужчину в свою жизнь – все это пугает кандидатов в мужья.

Карьеры Анжелика обычно не делает. Она трудолюбива, умеет работать, но это не сфера ее интересов. Чаще всего у нее хватает ума не устраивать романтические драмы в офисе. Следит за собой, но особой ухоженностью не отличается. Чаще – потому что считает себя прекрасной в любом виде и любой одежде (и вне конкуренции – без). Детей (а они иногда появляются) воспитывает сама, с типично женской непоследовательностью: то балует, то строит. Любит театр и романтические книжки, в юности (а часто и всю жизнь) - обязательно пишет стихи. Хозяйка очень средняя - готовить умеет только 2-3 фирменных блюда, бардак может считать "творческим беспорядком". Безалаберна в финансах (купить деликатес на последние деньги, а потом есть хлеб неделю – это о ней). Зато оптимистка и отличная приятельница - если не забывать, что на первом, втором и третьем месте у Анжелики – мужчины. Друзья, дети, работа и деньги идут потом.

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они - типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой - злые силы. Отсюда - их характеристики - действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга - персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего - отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга - хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога - чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии - дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда - рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог - птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он - третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна - это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид - худой (Кощей - от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках - то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае - природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род - в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо - персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит - рыба-остров.

Познакомимся с жителями популярных детских книжек поближе?

В детстве любимые персонажи выдуманных историй оживали в воображении и нередко становились нам хорошими друзьями. Их реалистичность объясняется не только удивительными способностями фантазии, но и мастерством сочинителей сказок, которые создавали героев, основываясь на внешности и характере настоящих людей.

1. Робин Гуд

Прототип: Робин Локсли.



Существует несколько версий происхождения баллад о благородном разбойнике, грабящем богатых для помощи бедным. Согласно одной из самых достоверных теорий, Робин родился в 12 веке в селе Локсли и был йоменом (свободный крестьянин). Еще в юности он сколотил немаленькую банду, с которой орудовал в лесу Шервуда. Правда, намерения разбойников отличались от сказочных преданий, жестокие молодчики просто мародерствовали, и наживались абсолютно на всех. Деньги они, конечно, никому не раздавали.

2. Кристофер Робин и Винни Пух


Прототип: Кристофер Робин Милн и медведица Виннипег.



Алан Милн, можно сказать, скопировал главного героя историй о приключениях Винни Пуха со своего сына. Кристофер рос застенчивым и тихим ребенком, а его единственным другом была игрушка по имени Эдвард – медвежонок серии «Тэдди» фирмы «Фарнелл». Автор даже не стал менять имя мальчика, только его спутник был назван иначе, в честь медведицы Виннипег из Лондонского зоопарка. Ее настолько приручили к человеческому вниманию, что местные дети, включая Кристофера, часто подкармливали животное сгущенкой и гладили.

3. Алиса в стране чудес


Прототип: Алиса Лидделл.



Льюис Кэролл в молодости был дружен с семьей Лидделл, которая воспитывала нескольких дочерей. Писатель проводил много свободного времени с детьми, рассказывая им захватывающие истории о маленькой девочке, однажды повстречавшей на прогулке говорящего кролика. Когда скопилась целая серия приключений, Кэролл записал сказки, добавив в них интересные детали и новых персонажей. Книжку он подарил Алисе Лидделл на Рождество, которую она, будучи уже взрослой, продала за баснословные деньги для оплаты счетов.

4. Белоснежка


Прототип: Мария София Катарина Маргарета фон Эрталь.



Эта история началась в 1725 году, когда у судьи Филиппа фон Эрталя и его жены, баронессы Марии Евы фон Беттендорф, родилась очаровательная дочь, к слову, пятая в семье. Спустя 13 лет супруга многодетного отца скончалась во время родов десятого ребенка. Судья тосковал недолго, и уже через год женился на такой же «безутешной», но очень зажиточной вдове, Клаудии Хелене Элизабет фон Райхенштайн. Немолодая по тогдашним меркам дама (36 лет) больше всего злилась на Марию. Девочка с каждым днем взрослела и хорошела, а красота новой папиной жены заметно увядала. Неизвестно, почему Клаудия Хелена взъелась именно на пятую дочь судьи, ведь в замке проживало еще много детей от его первого брака, но Марии постоянно доставалось от мачехи. Однажды девочка узнала, что отцовская супруга замышляет ее убить, и сбежала, поселившись в хижине бедных рудокопов. Судейская дочь вернулась домой лишь после смерти Клаудии Хелены, и жила там до своей кончины в 1796 году. Замуж за принца Мария, естественно, не вышла, и вообще побывать в законном браке ей не довелось.

5. Карлсон


Прототип: Герман Геринг.



Дикое, но симпатичное привидение с моторчиком, оказывается, не просто реальный мужчина, но еще и один из лидеров нацистской партии, рейхсмаршал Великогерманского рейха и рейхсминистр Имперского министерства авиации. Астрид Линдгрен, автор сказки про Карлсона, была лично знакома с летчиком-асом еще с юности, и весьма симпатизировала ему, как и ультраправой партии в Швеции. Поэтому Герман Геринг стал прототипом главного героя в произведениях писательницы, в книгах упомянуты даже фирменные фразочки рейхсмаршала: «Я – мужчина в полном расцвете сил», «Мелочи – дело житейское». Да и внешне Карлсон очень напоминает Геринга, не говоря уже о намеке на его профессию в виде пропеллера.

6. Шрек


Прототип: Морис Тийе.



Уильям Стейг, автор детских рассказов об огромном зеленом огре с добрым сердцем, создал своего персонажа, впечатленный Морисом Тийе. Этот французский рестлер родился в России, на Урале. В детстве он был очаровательным маленьким мальчиком с нежными чертами лица, за что его прозвали Ангелом. Но к 17 годам у Мориса диагностировали акромегалию – заболевание, вызывающее разрастание и утолщение костей, особенно черепа. Парню, мечтавшему стать адвокатом, пришлось отказаться от своих стремлений из-за постоянных издевательств и насмешек над его внешностью. Тогда Морис и подался в рестлеры, причем на спортивной ниве он добился потрясающих успехов. Современники Тийе описывают его как сильного, доброго и приятного в общении великана с прекрасным чувством юмора. Типичный Шрек, не правда ли?

7. Дуремар


Прототип: Жак Булемард.



Продавец пиявок в сказке «Золотой Ключик» в реальности был весьма востребованным московским врачом французского происхождения по фамилии Булемард. Он жил в 1895 году и пользовался популярностью среди российской знати. Дело в том, что доктор практиковал экзотический на то время метод лечения с помощью пиявок, причем опыты с ними он показывал прямо на себе. Чтобы его не кусали комары во время ловли «лекарств», Булемард носил длинный плотный балахон. Малышня, которая все время околачивалась возле странного врача, дразнила Жака Дуремаром, коверкая его фамилию.

8. Пиноккио


Прототип: Пиноккио Санчес.



Если уж заговорили о Буратино, стоит упомянуть и оригинал этой сказки, написанный Карлом Коллоди. Ведущего персонажа детской книжки, конечно, никто не вырезал из полена, он даже не был ребенком, просто отличался очень маленьким ростом. Настоящий Пиноккио – герой войны, который после службы в армии потерял ногу и, как ни странно, нос. Благодаря стараниям врача Бестульджи мужчина смог начать относительно полноценную жизнь, хирург изготовил для него протезы взамен утраченных частей тела. Именно после встречи с Санчесом и его деревянным носом Коллоди придумал куклу Пиноккио.

9. Барон Мюнхгаузен


Прототип: Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен.



Самый бессовестный фантазер действительно существовал, он родился в 1720 году в Германии (город Боденвердер, Нижняя Саксония). Стрела амура заставила дворянина переехать в Россию, на родину его возлюбленной жены, где барон поступил на службу в армию офицером. Когда судьба все же позволила Иерониму Карлу Фридриху вернуться домой, во время дружеских посиделок он начал рассказывать соотечественникам о невероятных и курьезных приключениях, произошедших с ним в России. Истории Мюнхгаузена благодаря его бурной фантазии постоянно пополнялись новыми удивительными деталями и обстоятельствами.

10. Питер Пен


Прототип: Майкл Дэвис.



Вдохновителем Джеймса Барри, автора сказки о мальчике, который не хотел взрослеть, и фее Динь-Динь, стал сын его близких друзей, Сильвии и Артура Дэвис. Малыш Майкл был любознательным, озорным и общительным 4-хлетним ребенком, постоянно выдумывающим различные истории. Он действительно боялся стареть и периодически страдал от кошмаров, в которых присутствовал страшный моряк (капитан Крюк) и злые пираты. Барри настолько любил шалунишку, что наделил своего Питера Пена мельчайшими чертами характера и особенностями поведения Майкла.

Создают мифическую реальность фольклора: эти герои - важная часть жизни наших предков. Описание волшебной силы, которой владел каждый из героев и в которую верили в древности, дошло до нашего времени практически без изменений, хотя теперь она нам не совсем понятна. Детские сказочные персонажи знакомы нам с самого раннего возраста, но постепенно их образы выветриваются из памяти. Давайте вспомним некоторых из них.

Мужские сказочные персонажи

Иван-царевич, он же - Иван-дурак, он же - Иван - крестьянский сын. Основные качества этого персонажа - благородство и доброта. В любой из сказок Иван помогает и спасает, что в итоге приводит к благополучному разрешению ситуации, а его самого - к счастью. учит читателя прислушиваться к своему сердцу, к интуиции, сохранять честь в любой ситуации и не терять присутствия духа. Ивана часто сопровождает верный конь или Серый Волк. Конь - символ преданности и верности, а вот Волк - символ хитрости: они помогают Ивану во всех его начинаниях. Антиподом Ивана часто выступает Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж русских народных сказок, злой чародей. Его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга предметах и животных. В сказках Кощей похищает героиню и прячет ее на краю света в своем замке, а Иван обычно спасает ее. Реже Кощей выступает символом мудрости и хранителем знаний.

Женские сказочные персонажи

Василиса Прекрасная, она же - Василиса Премудрая. Основные качества персонажа - мудрость, красота, верность. Она не просто героиня, она - верный помощник Ивану, который должен освободить ее из заточения у Кощея, или сурового отца, или Змея Горыныча, или любого другого злодея. Василиса не беспомощно ждет, когда ее спасут, а всячески помогает герою, дает ему советы, обращается к своим друзьям среди людей и зверей. Василиса - символ мудрости и добродетели, у нее читатель учится быть отзывчивым и терпеливым. Другой женский персонаж, встречающийся в русских сказках, - Баба-Яга, она же - Яга-Ягинишна. Это, пожалуй, самый древний персонаж и самый многогранный. Яга обычно живет в и славится дурным характером - ее избушку на курьих ножках лучше обходить стороной. Она ворожит и колдует, но тем не менее чаще помогает, чем вредит, героям. Баба-Яга иногда выступает символом мудрости и хранителем древнего знания.

Животные - сказочные персонажи

Змей Горыныч - символ злого начала, представляющий собой дракона с тремя, шестью, девятью или двенадцатью головами. Нередко Змей похищает героиню и держит ее в заточении, откуда Иван должен ее освободить. Также Горыныч нередко выступает в роли охранника врат в подземное царство или дом Кощея. Кот-Баюн - коварный персонаж, убаюкивающий своим голосом. Он знает множество песен и сказаний, но часто выступает на стороне зла. Нередко бывает питомцем Яги или Кощея. Из наиболее нейтральных героев животного мира русских сказок можно назвать Жар-Птицу. Она обладает великой силой исцеления. Часто становится объектом желания царей, королей и самого Кощея, поэтому герой нередко отправляется на ее поиски. Изловить Жар-Птицу не так просто, потому что она слепит своим светом и обжигает.

Персонажи русских сказок многообразны, а сами сказки таят в себе великую мудрость...

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Сказочные имена

Сказочные имена – это имена героев любимых с детства сказок. За каждым сказочным именем встает образ, характер, судьба. Люди помнят сказки, прочитанные в детстве, всю свою жизнь, а книги с любимыми сказками хранят для своих детей.

Сказочные имена

Акелла

Алёнушка

Алёша Попович

Баба-яга

Багира

Балу

Бармалей

Барон Мюнхгаузен

Буратино

Василиса Микулишна

Василиса Прекрасная

Варвара-краса

Винни-Пух

Гадкий Утёнок

Герда

Данила-мастер

Дед Мороз

Дед Мазай

Добрыня Никитич

Доктор Айболит

Дуремар

Дюймовочка

Елена Прекрасная

Елена Премудрая

Жихарка

Златовласка

Змей Горыныч

Золушка

Иванушка-дурачок

Иван-царевич

Илья Муромец

Карабас Барабас

Карлсон

Кащей Бессмертный

Колобок

Конек Горбунок

Король Дроздобород

Кот Базилио

Кот Леопольд

Кот Матроскин

Кот Мурлыка

Кот в сапогах

Красная шапочка

Крокодил Гена

Курочка Ряба

Лиса Алиса

Лутоня

Мальвина

Мальчик-с-пальчик

Маугли

Микки-Маус

Мойдодыр

Марья-искусница

Марья-маревна

Морозко

Муха-цекотуха

Незнайка

Никита Кожемяка

Олле-Лукойе

Папа Карло

Пеппи-длинный чулок

Петушок-Золотой гребешок

Принцесса на Горошине

Почтальон Печкин

Пьеро

Просперо

Пчела Майя

Пятачок

Русалочка

Руслан и Людмила

Садко

Светогор-богатырь

Серая Шейка

Серебряное копытце

Сивка-бурка-Вещая Каурка

Синеглазка

Скрудж

Снегурочка

Снежная Королева

Синяя Борода

Спящая красавица

Соловей-разбойник

Суок

Три поросенка - Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Тугарин-змей

Федот-стрелец

Финист-ясный сокол

Фока на все руки дока

Хозяйка Медной горы

Храбрый портняжка

Царевна-Лебедь

Царевна-лягушка

Царевна-Несмеяна

Царь-Горох

Царь Додон

Царь Салтан

Чебурашка

Черепаха Тортилла

Чернавка

Черномор

Чипполино

Чудо-Юдо

Шамаханская царица

Шапокляк

Шерхан

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Сказочные имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги: