Ролдугин виолончелист. Виолончелист Ролдугин: я ходил с протянутой рукой и клянчил деньги на инструменты

», многие средства массовой информации и оппозиционные блогеры продолжают обсуждать причастность известного российского музыканта Сергея Ролдугина к скандалу, возникшему после публикации отчетов, основанных на «панамском архиве», посвященном деятельности многих офшорных компаний.

В этой связи отмечается, что рост интереса к персоне Ролдугина был обусловлен заявлением российского президента . Последний, в частности, заявил, что исполнитель, который является его другом, имеет звание народного . Он в настоящее время признан лучшим в своем роде в РФ. Ролдугин, помимо своей концертной деятельности, имеет пакет ценных бумаг одной из крупных российских компаний, и, таким образом, его доход зависит не только от творческой работы, но и от дивидендов.

После этого указал, что Ролдугин тратит практически все заработанные таким образом средства на покупку инструментов, изготовленных известными мастерами. Приобретенные в европейских странах раритеты он привозит в Россию. По словам Путина, все они стоят очень дорого.

Спустя некоторое время сам виолончелист указал в беседе с представителем одного из государственных центральных каналов, что на протяжении долгого времени ходил по инстанциям и выпрашивал деньги в связи с тем, что старинные музыкальные инструменты очень дорогие. Однако после того, как он зарегистрировал организацию в офшорной юрисдикции, проблемы с деньгами у него отошли на задний план. Как отмечает американский ресурс, по данным расследователей, у Ролдугина в имеется примерно 2 миллиарда долларов.

Приобретенные инструменты виолончелист не собирался оставить себе. По его словам, четыре единицы он намерен преподнести в качестве дара детскому центру образования, расположенному в городе Сочи. Среди них он упомянул фортепиано, изготовленное фирмой Fazioli. Он назвал его «восхитительным» изделием. Также он отметил: любой эксперт подтвердит, что указанные инструменты стоят огромных денег. Он отметил, что одна только виолончель, изготовленная Страдивари в его лучший творческий период, может обойтись в несколько миллионов долларов.

Сотрудники известного оппозиционного издания «Ведомости» проверили слова, произнесенные Ролдугиным. По их словам, в прошлом году всего в Российскую Федерации ввезли музыкальных инструментов на сумму немногим меньше 50 миллионов долларов. В общем было поставлено в РФ около 40 тысяч единиц. Инструменты, упомянутые Радугиным, как уверяет издание, вообще никто не продает.

Представитель американского ресурса попытался разобраться с тем, сколько именно и какие инструменты господин Ролдугин подарил, в частности, различным санкт-петербургским организациям, связанным с музыкой. При этом в некоторых из них заявили, что не собираются отвечать на вопросы относительно деятельности Ролдугина. В других посоветовали направить письменный запрос. В Консерватории отметили, что такого рода информацию могут получить исключительно уполномоченные ведомства после того, как пришлют официальное требование.

Путин нервничает, так как понимает, что кольцо вокруг него и его миллиардов сжимается - эксперт.

Георгий Сатаров, известный российский из «ИНДЕМ», отметил, что ему заявление российского лидера не показалось достаточно убедительным. По его словам, Путин по какой-то причине не сообщил в полной мере о структуре доходов виолончелиста, не рассказал о деятельности офшорного предприятия Ролдугина. Он только рассказал, что тот является миноритарным акционером, указывает эксперт. В то же время независимый специалист указал, что это отнюдь не первый случай, когда российский президент нагло и цинично лжет.

По его мнению, то обстоятельство, что в музыкальных учреждениях Санкт-Петербурга не пожелали рассказать о деятельности Ролдугина, можно объяснить только тем, что сотрудники этих организаций просто опасаются остаться без рабочего места.

Как подчеркивает господин Сатаров, проблема отнюдь не в виолончелисте. Дело в том, что проведенное расследование оказало определенное влияние на подход к проблеме существования офшорных юрисдикций. Путин нервничает, так как опасается, что так или иначе удастся вывести на чистую воду его тайные капиталы. По мнению вышеупомянутого специалиста, предпринимаемые Российской Федерации меры на антикоррупционном фронте не были в достаточной мере эффективными. В то же время после того, как такая информация была опубликована, западные цивилизованные страны могут изменить свой подход и более сурово станут бороться с теневым оборотом средств.

Как полагает известный активист и борец с режимом Игорь Яковенко, публикация разоблачений в первую очередь была ориентирована на западного потребителя. Российская публика не являлась целевой аудиторией. Он отмечает: было бы наивно думать, что все это расследование затевалось только для того, чтобы в очередной раз пнуть Россию. Журналисты, принимавшие участие в расследовании, в первую очередь хотели внести больше прозрачности в деятельность теневого финансового рынка своих государств.

Господин Яковенко полагает, что большинство умных людей говорят о том, что у Путина огромное состояние, уже довольно давно. Таким образом, свидетельство о проведении финансовых операций в офшорных зонах на общую сумму 2 миллиарда четко показывает, что все они были полностью правы. В то же время он указал, что в большинстве своем на россиян эти разоблачения не произвели впечатления. По его словам, обыватели в основном верят пропагандистским телеканалам. Они в числе прочего не поверили и не так давно опубликованному разоблачению деятельности российского генерального прокурора Чайки, подготовленному известным оппозиционным деятелем Навальным.

Создается впечатление, что для этого в министерстве придумали элегантную схему: его работодателем стал не министр, как у других, а директор Санкт-Петербургского Дома музыки, где он работает худруком.

Ролдугин отказался общаться с Forbes, когда редакция готовила .

Пресс-служба Министерства культуры сообщила, что разница между ним и остальными художественными руководителями госучреждений культуры (такими, например, как Владимир Спиваков из «Национального филармонического оркестра России», Юрий Башмет из «Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и десятками других. — Forbes ) состоит в том, что «в соответствии с приказом Минкультуры России от 14.08.2015 № 2222… художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Ролдугин Сергей Павлович, назначенный на свою должность генеральным директором Анисимовым Олегом Геннадьевичем, не представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Минкультуры России… У «Дома музыки» обязанности по публикации таких сведений нет (обязанность публикации таких сведений лежит на министерстве)».

Изящная двухходовка — и заинтересованные в борьбе с коррупцией граждане никогда не узнают, не пора ли внести малоизвестного до панамского скандала музыканта в список Forbes.

Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл - Россия» Илья Шуманов подчеркивает, что в приказе Минкульта, определяющем список руководителей, обязанных отчитываться о своих доходах и имуществе, перечислены три позиции: руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер. Тем не менее отчеты регулярно представляют и художественные руководители. «С точки зрения конспирологии я могу представить, что, возможно, изначально в этом приказе речь шла и о худруках, и в пользу этого говорит то, что данные художественных руководителей остальных организаций министерство публикует, — говорит Шуманов. — А потом эту позицию могли из приказа вычеркнуть».

На художественных руководителях, объясняет он, зачастую лежит бо льшая ответственность, чем на администраторах. Хотя «если подходить формально, Ролдугин, действительно, отчитываться не должен». Шуманова смущает и то, что последний приказ с перечнем должностей был подписан 29 декабря 2015 года, а зарегистрирован в Минюсте 15 марта 2016 года -- как раз в промежутке между этими датами разразился скандал с документами фирмы Mossack Fonseca.

В итоге остается только гадать, какие бы цифры появились на свет, если бы Ролдугин отчитывался наравне с коллегами-худруками. Судя по данным с сайта Минкульта, больше всех заработал в 2015 году художественный руководитель-директор «Мариинского театра» Валерий Гергиев - 130 млн рублей, или около $2 млн. Из графика его выступлений, размещенного на личном сайте артиста, следует, что за год он выступил с оркестром 286 раз (из них 154 в России и 132 - за рубежом) — значительно чаще чем раз в два дня.

У Ролдугина полноценного собственного сайта нет, но, если собрать упомянутые на сайте Дома музыки его выступления, получится, что в сезоне 2015-2016 он как исполнитель и дирижер дал 13 концертов в России и два за рубежом. Хорошо знающий его руководитель одного из концертных агентств подтверждает: «У него много мастер-классов, а концертов действительно 15 [в год]».

Ролдугин еще курирует как художественный руководитель программу «Река талантов» (длительные гастроли молодых исполнителей по Поволжью) и «Посольство мастерства» (зарубежные гастроли российских исполнителей). Руководитель агентства сомневается, что сведения о доходах Ролдугина были скрыты специально. По его мнению, «видимо, Сергей Павлович не хотел принимать на себя еще и административную нагрузку и выбрал такой вариант оформления на работу».

Доходы нередко оценивают по размеру расходов, которые человек может себе позволить. По словам Путина, Ролдугин тратит все заработанное на покупку уникальных скрипок и виолончелей. На последней прямой линии президент рассказал, что артист купил две скрипки и две виолончели. Лишь за одну из них — виолончель Страдивари Stuart (1732 года) — Ролдугин якобы заплатил $12 млн, признался Путин.

Эта покупка тоже не обошлась без странностей. Как только Путин объявил о дорогом приобретении Ролдугина и его цене, продавший виолончель аукционный дом Reuning

О нем президент на встрече с журналистами говорил с особой теплотой.

"Многие творческие люди в России — я не знаю, каждый второй, может быть, если вы обратите внимание, — пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович — тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает. Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного! Какие-то зарабатывает. Что любопытно и интересно, я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Это дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное. Но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает все из своих средств. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья", — заявил .

Так о ком говорил Путин?

Как же хотелось на безрыбье американцам в поисках компромата на Путина покусать хотя бы Петербург, город, где Путин родился, где наверняка крестил своих детей, где, конечно, так много знакомых. Ну, должно же быть хоть что-то, за что можно зацепиться?!

До какой же степени город-герой Ленинград оказался не по зубам кусателям. Мало того, выясняется, что культурная столица и сама может дать в зубы.

В дворце на набережной реки Мойки с утра до ночи проводит время человек, который придумал "Реку талантов" — уникальную систему поиска и воспитания молодых дарований России, для которых и открыт в царских интерьерах государственный Санкт-Петербургский Дом музыки.

Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, — тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем офшорных миллиардов. А он и не возражает. Все так называемые миллиарды в Алексеевском дворце в полной сохранности, и их можно потрогать.

Многое в Алексеевском дворце удалось сберечь, но что-то растащили по дачам еще в советское время, что-то варварски уничтожали уже в 90-х. Огромную часть интерьеров скрупулезно восстанавливали заново по фотографиям.

Было время, когда в княжеском парке за окнами то и дело стреляли. В Петербурге делили сферы влияния, а во дворце толпились кортежные девицы для бандитов всех мастей.

"Дворец был в аренде у одной московской фирмы 11 лет. Не буду называть, чтобы остаться в живых, но они довели его до такого состояния, что его можно было купить за бесценок. Обычная схема. Разрушалось все. Водосточные трубы они повернули в подвал, чтобы все мокло и рушилось, чтобы потом снести или за копейки купить. Фактически мы спасли дворец", — отметил Сергей Ролдугин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки.

А потом наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами.

Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки.

"Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил", — вспоминает Ролдугин.

В какой-то момент меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы.

"Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь", — говорит Ролдугин.

Поинтересовались. Те самые инструменты в мировых каталогах. Подобных виолончелей Страдивари на планете чуть больше десяти. У одной — даже свое имя — Стюард. 1732 год. Эти инструменты не продаются. Рынок ставит лишь нижнюю планку цены, за которую кому-то раз в сто лет может посчастливиться ее приобрести, — 11,5 миллиона долларов.

А вот виолончель мастера Гофриллера — еще одна гордость Дома музыки. И тоже несколько миллионов. Но Ролдугина интересует другая цифра — 1698 год. Еще до основания Петербурга.

"Одни только эти цифры приводят в трепет и профессионалов, и знатоков. Все это — уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", — отметил Сергей Ролдугин.

Для него это самый волнующий момент. Инструмент помнит еще Петра Великого. Один из владельцев — прусский король Вильгельм. "Теперь этот инструмент будет жить в России. Звук, как говорил Райкин, "специфисиский". Как я говорил, голос Карузо. Это и есть его голос", — рассказал Ролдугин.

"Прекрасный музыкант, который, как сказал президент, занимается бизнесом, и в отличие от многих деятелей культуры преуспел в бизнесе, который на эти деньги покупает музыкальные инструменты, которые дороже многих музейных экспонатов, которые государство покупает. С Сергеем Павловичем все абсолютно ясно. Он слишком яркий человек в культуре, поэтому на него иногда сыплются недоброжелательные шишки. И это тоже должно входить в должностные инструкции", — считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сергей Ролдугин не хвастает, но и не скрывает, что знаком с Владимиром Путиным еще с 1977 года. Музыкант действительно крестил старшую дочь будущего президента. И, наверное, признается Ролдугин, это знакомство помогает тому, что культуру в России бизнес поддерживает охотно. Хотя и он, и Валерий Гергиев чаще вместе тратят на гастроли одаренной молодежи деньги из своего бизнеса.

"Зачастую мы вместе планируем такие вещи. Очень многие скрипачи и виолончелисты, пианисты — я могу назвать Сергея Редькина, это очень хороший пианист, один из победителей конкурса Чайковского, Павла Милюкова, это замечательный скрипач — развиваются, растут. Я вообще впервые о них услышал от Ролдугина, я не слышал таких имен", — отметил Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра.

Друзья говорят, что Сергей Ролдугин остался школьником. Когда были деньги на завтрак, он покупал ноты.

"Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь, кто это может? А я могу. Разве это не счастье?" — задается вопросом Сергей Ролдугин.

Скрипач Павел Милюков, талант, найденный Ролдугиным в Перми, — один из сотен, на которого обрушилось это счастье. Теперь он выступает по всему миру. А в руках у него — еще один экземпляр из каталогов мирового достояния культуры, выданный в Доме музыки, шедевр стоимостью в несколько миллионов долларов — скрипка мастера Пьетро Гварнери, 1701 год.

"Попробуйте на Западе, чтобы, чтобы кто-то снял зал для молодых неизвестных ребят. Это исключительные случаи, и всегда за ними стоят какие-то финансовые заинтересованные инвесторы, которые верят в это. А мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!" — радуется Ролдугин.

А еще бесконечные концерты по всему миру и российским регионам, фестивали в ближнем зарубежье, где миллионы людей мечтают оставаться в орбите великой русской культуры.

"Ролдугин — это человек, который любит свое дело. И у него дело стоит превыше всего. Он с маленькими детьми как работает. Приезжает в Вильнюс, Каунас на фестиваль, у него мастер-классы, он встречается с молодыми ребятами, дает возможность им дальше продвигаться, учиться. Они щедрые, они делятся, когда нужна помощь в какой-то стране или в России. Всегда обращаешься в Дом музыки — тебя слышат. Это очень ценно", — признался Гентолтас Жельвис, председатель Совета литовцев в России, заслуженный деятель искусств, профессор.

Жельвис говорит, что все эти панамские документы — пена. Во всяком случае, России они точно не вредят. Действительно, если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко — запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!

"Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче — я владею талантами России!" — заявил Ролдугин.

Материалы, на которых что-то или кого-то хотели поймать, публиковались от имени некоего Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP). Его глава Дрю Салливан открыто признал, что финансируется американским Агентством по международному развитию (USAID).

Центр Салливана работал в связке с еще одной организацией — это Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists — ICIJ).

И вот тут обнаруживается матрешка. Совсем не русская. Консорциум журналистских расследований, в свою очередь, вышел в 1997 году как проект так называемого Центра Общественной честности (Center for Public Integrity — CPI). Именно этот центр на гранты Фонда Сороса и Фонда Макартуров, Фонда Форда и других много лет аккумулирует вокруг себя журналистов из различных стран. Например, недавно все журналисты сообща отрабатывали гранты по расследованию контрабанды табака. И вот теперь — новое общее задание. Поступило оно от курирующей организации — это Американский Совет по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors — BBG), где работает Ричард Лобо, бывший подчиненный Джона Керри в Госдепе США. До этого он занимал высокие должности в медиаструктурах США, причем по личным назначениям Барака Обамы.

Здесь же в Совете по вещанию — и лично Джон Керри, то есть это уже кураторство самого Госдепа. А теперь внимание: в 2015 году Госдепартамент США и Агентство по международному развитию (USAID) потратили на поддержку "свободы информации и независимой прессы в мире" 65 миллионов 400 тысяч долларов. И внушительную часть этих денег получили как раз Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр по расследованию коррупции (OCCRP). Вот теперь круг замкнулся. Не хватает разве что последней детали. Материал для информационной "канализации" этой матрешки поставляет АНБ — Агентство национальной безопасности США.

А это уже другая история. Мало, кто знает, что перед самым Майданом в Киеве в разгар дискуссии о том, надо ли Украине идти на договор об ассоциации с Европой, в стране был выключен независимый канал "ТВi".

Потом в гари Майдана Киев стал терять население Крыма. Но понять, что происходит на полуострове, украинцы тоже не смогли. В марте 2014 года на Украине погасли все российские информационные каналы, которые транслировала кабельная сеть "Воля". Крупнейший оператор телесетей вел себя так, как говорили из Вашингтона, потому что стратегический ресурс Украины заблаговременно купил крупный венчурный фонд США. Также 2008 году американцы задались целью скупить и российские телевизионные сети.

"Кстати говоря, хорошо, что у нас вообще кабельные сети сохранились. Вы знаете, что мы чуть-чуть их не потеряли. Несколько лет назад, если бы еще немножко, и все бы наши кабельные сети ушли к иностранному оператору. Просто в одно касание. Но этого не случилось. Они сейчас находятся в России и у российских собственников", — подчеркнул Владимир Путин.

Тогда эту многоходовую сделку на рынке не все и заметили, так как проводилась она под прикрытием ФСБ. Что же это была за сделка в 2008 году?

"В 2008 году нами была получена оперативная информация об интересе американских спецслужб к телекоммуникационным активам России. В частности, крупнейший оператор кабельного телевидения и Интернета, его активы были выведены в офшор, готовился к сделке по продаже этих активов американской компании, финансируемым специальными фондами", — рассказал один из сотрудников ФСБ.

Компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. И на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций.

"Было принято решение по возврату государственного контроля над этим активом", — сказал один из сотрудников ФСБ.

Стоимость акций "Национальных телекоммуникаций" была оценена владельцами в полтора миллиарда долларов. Чтобы собрать такую сумму в офшоре, а выкупать наши кабельные сети нужно было именно там, государство обратилось к бизнесу. Львиную долю взялась оплачивать "Национальная Медиа Группа". Пакет поменьше брали на себя "Северсталь" и "Сургутнефтегаз". В поддержку был и сформирован пул банков. В равных долях — Сбербанк, ВТБ и "Газпромбанк". В апреле 2008 года пул российских компаний выкупил все 100% акций "Национальных телекоммуникаций". Стратегический ресурс России увели из-под носа американцев. Это и был питерский удар в зубы.

"И передача активов компании госкомпании "Ростелеком", — пояснил один из сотрудников ФСБ. Показательно в этой связи то, что "Ростелекому" передали национальные сети за те же деньги.

То есть этот пул компаний, купив за полтора миллиарда долларов "Национальные телекоммуникации" в офшоре, потом за те же деньги безо всякой прибыли для себе фактически передал это государству?

Абсолютно правильно, — отметил один из сотрудников ФСБ.

"Масштабные подозрительные сделки друзей Путина" — это в заголовках западных СМИ, выходивших всю прошедшую неделю со ссылкой на все те же панамские документы. 200 миллионов долларов — прибыль от сделки с "Национальными коммуникациями", где выгодоприобретателем мог быть Путин, пишут расследователи. Прибыль, как выясняется, — ноль. Впрочем, как глава государства Путин да и Россия — явные выгодоприобетатели.

Не будем моделировать ситуацию, при которой десятки миллионов зрителей нашей страны достались бы американцам. Просто посмотрим, кем эти американцы оказались на Украине.

Providence Equity Partners — один из крупнейших фондов прямых инвестиций в медиа- и телекоммуникации. Активы — 21 миллиард долларов. Является частью компании USIS, которая отвечает за проверку кадров для американских госструктур, в разведывательных и военных сферах. Эта же компания принимала на работу Эдварда Сноудена. Дальше рассказывать не стоит. Можно лишь представить, какой осадок у американских спецслужб оставили офшоры, где их оставили без российской добычи. Вряд ли в АНБ подозревали, что столкнутся в офшорах с российскими спецслужбами. А именно так и получилось.

"Мы выполняли задачу по сохранению контроля государства за стратегическим активом РФ. И она была выполнена", — отметил один из сотрудников ФСБ.

Нам не рассказали, чьи еще офшоры наши спецслужбы могут использовать в интересах страны с привлечением государственно ориентированного бизнеса. Пусть и в следующий раз это будет сюрпризом для ЦРУ. А на этот раз они сработали плохо и не на тех нарвались

Инструмент работы Страдивари за $12 млн могут защитить от ареста за границей особой схемой владения

Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин , сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».

Стивен Хонигберг играет на теперь уже российском «Стюарте».

Начнем с конца - про Японию. Про антикварную виолончель Дюпора (Страдивари ее сделал в 1711 году) сейчас все знают, поскольку, во-первых, на ней с 1974 по 2007 гг. играл Мстислав Ростропович (и называл своей любовницей), а, во-вторых, она объявлена самой дорогой в мире (по косвенным данным, после смерти Ростроповича инструмент был приобретен Японской музыкальной ассоциацией за 20 млн. долларов).

Не удивительно, что не менее , на которой в последнее время играл американский музыкант Стивен Хонигберг, могла быть приобретена за 12 млн. Путин допустил, что инструмент может быть передан государству для общего блага.

Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Госколлекцию, но наши эксперты допустили, что Ролдугину связываться с нею совершенно ни к чему. «Редкие инструменты хранятся нынче не только в Госколлекции, но состоят на балансе Большого и Мариинского театра, и даже крупных оркестров. Ролдугин является худруком Санкт-петербургского Дома музыки, расположенного во дворце Великого князя Алексея Александровича, - сам дворец как музей, там много аутентичных предметов того времени, кроме того, есть и музыкальные инструменты, которые Ролдугин использует для проведения мастер-классов молодым талантливым исполнителям».

Понятно, что владеть лично ценной виолончелью он не будет - слишком велики страховые издержки, гораздо надежнее держать ее на балансе своего же Дома музыки, причем есть такой нюанс. Сегодня для многих музыкантов Госколлеция редких инструментов несколько теряет значение, потому что а). она официально относится к Музею музкультуры им. Глинки (а ранее была самостоятельной структурой), что не может не накладывать на нее отпечаток некой закрытости; и б). из-за угрозы ареста российского имущества по делу ЮКОСА, вывозить за кордон редкие госинструменты сейчас запрещено, а зачем они тогда нужны, если не для развития международной карьеры солиста?

Напомню, плата за аренду и страховку инструмента из Госколлекции ложится тяжким бременем на музыканта - сумма может доходить и до миллиона рублей в год. А вот если виолончель «Стюарт» будет на балансе Дома музыки в Санкт-Петербурге, ее юридически могут не просчитать на Западе как часть госимущества, все-таки речь будет идти о музыкальном учреждении.


Сергей Ролдугин.

«Так что, если такой инструмент в самом деле станет российским, - комментируют наши эксперты, - молодые таланты будут только рады время от времени прикасаться к нему; читателям лишний раз стоит напомнить, что инструменты - не картины, они постоянно должны быть в игре, а не в хранении, их красота именно в звуке (сейчас не берем во внимание старинные живописные клавесины или хрустальные рояли), если на Страдивари не играть - он перестанет быть Страдивари».

Что касается самого Ролдугина, то наши эксперты склоняются к мнению, что скандал, конечно, не пошел ему на пользу. «Все зависит от темперамента человека. Иной бы после такого мощного пиара не вылезал бы с тусовок и с экрана телевизора, стал бы новой звездой, скандал многократно бы увеличил его популярность.

Далеко ходить не надо - только ленивый до сих пор не взял по поводу очередного разоблачения. Но пиар, скандалы и тусовки - это не стиль Ролдугина, который является человеком закрытым, серьезным, очень образованным, издает ноты, глубоко и ответственно занимается музыкой, это человек умственной работы, а не барыга от музыки, норовящий поделить рынок, подмять под себя фестивали, бюджеты и прочее. Так что, личного комфорта вся эта ситуация ему вряд ли добавила».

Виолончелист Сергей Ролдугин, который фигурирует в документах расследования Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), связанного с офшорными схемами, заявил, что тратит деньги на поддержку молодых музыкантов. Он объяснил, что раньше «ходил и просил» денег у меценатов. Господин Ролдугин подтвердил, что знаком с Владимиром Путиным с 1977 года и является крестным отцом его старшей дочери. Музыкант подчеркнул, что дружба с главой государства помогает поддерживать культуру с привлечением бизнеса.


Народный артист России, виолончелист и художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки Сергей Ролдугин, замешанный в расследования Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), рассказал, что тратит деньги на помощь молодым музыкантам.

«Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь - кто это может? А я могу. Разве это не счастье? Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче - я владею талантами России!» - заявил господин Ролдугин в интервью телеканалу «Россия 1» .

Виолончелист отметил, что раньше он был вынужден просить у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки, который был «доведен до такого состояния». «Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого... А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил»,- пожаловался Сергей Ролдугин.

Музыкант рассказал, что некие меценаты предложили ему небольшую долю в бизнесе, чтобы иметь собственные деньги на поддержку музыкальной школы, а не просить их.

Господин Ролдугин подтвердил, что действительно знаком с президентом России Владимиром Путиным с 1977 года, а также был крестным его старшей дочери. Он также отметил, что дружба с президентом способствует поддержке культуры с привлечением бизнеса. «Мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!» - сказал музыкант.

Владимир Путин 7 апреля на медиафоруме «Общероссийского народного фронта» заявил, что нет никакой коррупционной составляющей ни в его деятельности, ни в деятельности его друга бизнесмена Сергея Ролдугина, чье имя фигурирует в расследовании OCCRP, связанном с офшорными схемами.

Напомним, 3 апреля Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал масштабное расследование , основанное на документах панамского регистратора офшоров Mossack Fonseca. Оказавшийся у журналистов архив документов охватывает период с 1977 по 2015 год.

В «панамских файлах» говорится об офшорных схемах сокрытия миллиардов долларов, к которым могут быть причастны 12 бывших и действующих глав государств и еще более ста политиков и знаменитостей из более чем 50 стран мира, а не только российские фигуры. По данным ICIJ, друг президента Сергей Ролдугин владеет несколькими компаниями, в том числе компанией Sandalwood, связанными деловыми операциями со структурами банка «Россия». Общую сумму трансакций, которые проходят через эту цепочку, ICIJ оценил в $2 млрд. Кроме Сергея Ролдугина в «панамских файлах» упоминается супруга пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова Татьяна Навка, сын главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева Дмитрий и известные лица других стран.

В Кремле заявили, что «ожидали более квалифицированной работы» от ICIJ по базам данных панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал расследование ICIJ «информационными упражнениями» в отношении Владимира Путина. «Скорее могу высказать, наверное, разочарование,- отметил пресс-секретарь президента.- Все-таки во многом, по крайней мере, когда речь идет об этом сообществе, традиции качественных журналистских расследований канули в Лету».