История возникновения балалайки. Сушеная тыква в электросушилке и духовке: полоски, цукаты, порошок. Как получить сушеную тыкву и что из нее приготовить



Чудо-балалаечка ростом невеличка,


У нее всего-то три тоненьких струны,


А как заиграет, замолкают птицы,


Сердце замирает от этой красоты.





23 июня в России отмечается День балалайки.
Основателем праздника считается Дмитрий Белинский, заслуженный артист РФ, балалаечник-виртуоз, основатель клуба музыкантов-народников. Клуб был основан в 1992 году, а впервые праздник отметили в 2008 году.

Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли.
А для этого нужны
Балалайке три струны.

И.Г. Смирнова.



История балалайки



История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.

Сложно назвать и год происхождения инструмента. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год.

Так или иначе, но на Руси балалайка известна не одну сотню лет. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни.

Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ и таким образом зарабатывали себе на пропитание.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, наказывать розгами и отправлять в ссылку в Малороссию.

Однако некоторые крестьяне по-прежнему продолжали музицировать на трехструнном инструменте. Первым известным музыкантом-балалаечником считают Ивана Хандошкина. Он изготавливал кузов балалайки из тыквы и проклеивал его внутри хрустальным порошком, отчего звук лился звонко и серебристо. Вскоре балалайка снова зазвучала по всей стране, но ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением вплоть до середины XIX века.

Однажды, путешествуя по своему имению, молодой российский дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов.

И решил Василий Васильевич сделать из балалайки популярный в народе инструмент. Для начала он сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку.

Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и категорически заявил, что балалайку делать не будет.

Тогда Андреев решил поступить следующим образом: он достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

В России балалайка, благодаря Андрееву, стала самым популярным народным инструментом: появилось множество исполнителей-виртуозов, и целые народные оркестры. С 1918 года в России начали открываться мастерские и целые фабрики, выпускающие русские народные инструменты. Композиторы стали писать для этих инструментов произведения. Появилось множество народных оркестров и ансамблей.


Праздник балалайки отмечают не только в России, но и за рубежом. Балалайка сегодня пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше и больше. Пожелаем празднику балалайки совершенствования и успеха, а великой русской культуре – развития и процветания.

Знакомство с русскими народными инструментами

СЛАЙД Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы очень рады новой встрече с вами на очередном концерте из серии наших филармонических концертов.

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?
Это наша…..(балалайка)

И действительно, первыми на эту сцену выйдут дети, которые занимаются в нашем дворце творчества в студии русских народных инструментов и учатся играть на балалайке. СЛАЙД
Но перед тем, как первые артисты выйдут на сцену, давайте вспомним, как надо себя правильно вести на концерте.

СЛАЙД Если у вас есть с собой сотовый телефон, то его нужно отключить

СЛАЙД Во время исполнения номера нужно быть очень внимательным, ни в коем случае нельзя разговаривать или ходить по залу

СЛАЙД И после выступления поблагодарить артистов громкими аплодисментами.
Договорились? Ну что ж, тогда встречайте!

1.Афанасьев Виталя исполнит пьесу «Ехал казак за Дунай» СЛАЙД

Треугольная доска,
А на ней три волоска
Три струны, а звук какой
С переливами, живой,
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент!

2. Богданов Сергей исполнит пьесу «Светит месяц» СЛАЙД

СЛАЙД Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью), музыкальным символом русского народа.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Самое раннее упоминание об этом инструменте относится к 17 веку

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Знаете ли вы, кто такие скоморохи? (ответы детей)…………………

СЛАЙД Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович СЛАЙД издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Так и потерялась балалайка, только не совсем. СЛАЙД Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

И, однажды, путешествуя по своему имению, молодой дворянин Василий Васильевич Андреев СЛАЙД услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента

Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой. СЛАЙД
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. СЛАЙД

Василий Васильевич также создал первый оркестр русских народных инструментов, СЛАЙД сам в нем играл и дирижировал. Объездил с гастролями много стран и воспитал множество учеников. Правда в нынешнее время инструмент опять переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Но у вас есть возможность научиться играть на балалайке и других народных инструментах, о которых пойдёт речь сегодня - в нашем Дворце творчества. СЛАЙД А сейчас, продолжим слушать выступление тех, кто уже начал своё обучение в стенах нашего Дворца и уже успел очень полюбить этот инструмент.

СЛАЙД

3. Гвоздева Полина «Как со горки»

СЛАЙД Балалаек существует целое семейство - разного размера - от обыкновенной до очень большой - балалайки контрабаса.
Балалаечка играет,
Балалаечка поёт,
Балалайке ножки сделать-
Балалаечка пойдёт!
Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка!

СЛАЙД

4.Зюзин Артём «Уральская плясовая»

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, балалаечник и дирижёр Иван Евстигнеевич Хандошкин играл на балалайке, сделанной из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку особую чистоту и серебристость.

А о каком инструменте эта загадка?

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
Конечно же, это домра СЛАЙД

СЛАЙД 5 .Потапова Диана «Спят усталые игрушки»

СЛАЙД 6 . Поправкин Сергей «Венгерская народная песня»

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)

СЛАЙД 7 .Плаксин Роман «Цыганочка»

СЛАЙД Физкультминутка

СЛАЙД Загадки

Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется……………
(Свирель) СЛАЙД

Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете
Не палочка, не трубочка.
А что же это?……
(Дудочка)

Мы собрали хоровод,
Пригласили, весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в …………….
(Рожок) СЛАЙД

Словно жалуясь кому-то
Зазвучал, тот инструмент.
Это вам не канарейка,
А печальная ……
(Жалейка) СЛАЙД

А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн-
Вышел, из волны Нептун.
(Гусли) СЛАЙД

Заиграет, только тронь.
Как зовут её……
(Гармонь) СЛАЙД

Певцом-сказителем я жил среди славян.
Теперь, я инструмент. Зовут меня ………..
(Баян) СЛАЙД

И щи хлебают,
И «Барыню» играют.
(Деревянные ложки) СЛАЙД

СЛАЙД

А продолжат наш концерт ребята, которые учатся играть на флейте. СЛАЙД Встречайте, ансамбль флейтистов!

8. «Jingle Bells»

Наш концерт подошел к концу-до новых встреч!

(Н. Минеев, http://www.myshared.ru)

Радостева Е.В., МКОУ ДОД ДТДиМ г. Железногорск

Сказочная балалайка

Поселился возле одной деревни дракон. Сначала крестьяне испугались, но дракон мирный оказался. Он потребовал кормить его тыквами, а взамен обещал деревню от врагов охранять. Не было у крестьян никаких врагов, но с драконом не поспоришь. Посадили они для него огромное поле тыкв.

Все бы было ничего, да мимо тыквенного поля дорога в город шла. Дракон сидел на поле и каждого прохожего заставлял ему сказку рассказывать. Кто рассказывал сказку, тех дракон пропускал. А тех, кто сказок не знал, он уносил в горы и в пещеру сажал.

Сказку для меня придумаешь, тогда выпущу тебя, - ревел дракон.

Выдумывали пленники сказки как могли, и дракон отпускал их. Все это создавало неразбериху и неудобства. Стали крестьяне думать, как от дракона избавиться.

Тут деревенский музыкант-балалаечник предложил:

Давайте я дракона музыкой заманю и куда-нибудь подальше его уведу. Раз этот дракон такой чувствительный и сказки любит, моя музыка на него тоже подействует.

Хорошо, только далеко его уведи, чтобы он не вернулся, - решили люди.

Пошел музыкант на поле к дракону, обрадовался тот и заревел:

Я давно без сказок скучаю, тебя поджидаю.

Сейчас услышишь мои сказки. Они вот здесь спрятаны, - сказал музыкант и показал дракону свою балалайку.

Отдай ее мне, - заревел дракон и выхватил балалайку у музыканта. В когтистых драконьих лапах легкий треугольный корпус балалайки, склеенный из липовых дощечек, сломался, только струны звякнули жалобно.

Что ты наделал, проклятый дракон, ты мою балалайку сломал! - закричал музыкант.

Не мог музыкант сыграть на сломанной балалайке. Тогда дракон его в пещеру посадил вместе со сломанной балалайкой. Просидел музыкант в пещере неделю, но сказку так и не придумал.

Чтобы музыкант с голоду не умер, дракон ему несколько тыкв принес.

Отпусти меня, я балалайку починю и на ней тебе сказку сыграю, - просил музыкант.

Отпущу, когда сказку мне расскажешь, - упрямо отвечал дракон.

Долго думал музыкант, как же ему, сидя в пещере, балалайку починить, и наконец придумал. Вынул он из тыквы мякоть, высушил ее и сделал из тыквы овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В стенках пещеры музыкант осколки хрусталя нашел и приклеил их внутри тыквы, чтобы звук у тыквенной балалайки звонче стал. Длинную шейку - гриф, к тыквенному корпусу приделал и три струны натянул. Прилетел дракон на следующий день в пещеру, а музыкант сидит и на тыквенной балалайке играет. Хрустальный и чистый ее голос к небесам взлетал.

Застыл дракон от изумления, а потом взлетел в небо вслед за хрустальной музыкой. Больше его люди не видели. Музыкант сам из пещеры выбрался и домой вернулся.

Все дивились на диковинную балалайку, но с тех пор люди стали иногда корпус балалайки из тыквы делать. Внутри овальный тыквенный корпус порошком битого хрусталя проклеивали, чтобы голос у балалайки был хрустальным и звонким. Играли на таких балалайках только великие виртуозы.

Балалайка - мусикийское орудие с ладами,
но большей части о двух струнах.
(Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.
Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом. (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало.

Собирание и изучение ее в условиях царской России фактически не производилось. Достаточно сказать, что на протяжении всей истории дореволюционной фольклористики был только один пример публикации народного балалаечного наигрыша в 1896 году Н.Пальчиковым. Проблемы русского музыкального инструментария трактуются в единичных исследованиях, посвященных лишь отдельным его представителям, либо в основательно устаревших и ставших к тому же уникальными трудах дореволюционных ученых.

Небольшие масштабы научно-исследовательской работы, посвященной изучению народных инструментов, кажутся необъяснимыми. Вместе с тем, это явление далеко не случайное, оно имеет глубокие корни в исторических условиях существования народной инструментальной музыки в России. В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.

Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это враждебным отношением со стороны церкви, рассматривающей все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры».

Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Это было в Москве, а в провинцию следовали строгие царские указы Алексея Михайловича вроде следующего, посланного в том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол). Главными носителями народного инструментализма были скоморохи, с их бытовым, народно-обрядовым и социально-сатирическим репертуаром.

Это привело к тому, что православная церковь, опиравшаяся на государственную власть, стала полностью отрицать инструментальное искусство. Провозглашение «греховности» инструментальной музыки, многовековая борьба с «бесовскими гудебными сосудами», преследование и уничтожение скоморохов - первых музыкантов-профессионалов, все это определило черную полосу в развитии национального инструментализма.

На протяжении столетий путь русской музыкальной культуры прослеживался в свете развития певческого начала, область инструментального музицирования оставалась в тени. Наличие отдельных народно-инструментальных ансамблей при княжеских и царских дворах, равно как и некоторое, начиная с XVIII столетия, оживление интереса к практике народного музицирования, не меняли положения в научно-теоретической сфере.

В русских печатных источниках, от нотных песенных сборников конца XVIII столетия и до середины следующего века, мы не встречаем никаких упоминаний о народных музыкальных инструментах и инструментальной музыке, ни одного образца народного инструментального исполнения. Теоретические исследования в этой области опирались на вокальную основу, что привело к недооценке инструментального начала русской народной музыки.

На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»

Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России Аналогичный материал этого периода, собранный отечественным исследователем С. А. Тучковым в «Записках 1780-1809» (СПб.,1906) увидел свет лишь спустя столетие. Русские музыкальные инструменты и народное музицирование отнюдь не являлись главной темой иностранных авторов, но составляли относительно крупные и довольно хорошо систематизированные разделы их обобщающих трудов: Я. Штелин «Известия о музыке в России» (СПб., 1769), И. Беллерман «Заметки о России с точки зрения науки, искусства, религии и других особенных отношений» (1778), И. Георги «Попытка, описания русской столицы Санкт-Петербурга» (1790), М. Гютри «Диссертация о русских древностях» (СПб., 1795).

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения». Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение, Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента.

Свидетельства Я. Штелина противоречивы. С одной стороны он считает балалайку «несовершенным и антихудожественным инструментом, мало пригодным для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен». В то же время он пишет о каком-то слепом придворном бандуристе, который, добавляя к обычной двухструнной балалайке еще одну «иначе настроенную», струну, играя на ней, «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством». Я. Штелин утверждает, что балалайка «в употреблении только у черни» и в то же время пишет о молодом человеке «из знаменитого русского дома, который на этом же инструменте играл новейшие мелодии итальянских арий и изящно себе аккомпанировал при пении». Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи: «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».

Противоречивость, сквозящая в оценке Я. Штелиным балалайки, в известной мере не случайна. Она заложена в двойственности самой природы инструмента, которая, как мы видам теперь, привела к расслоению балалаечного искусства на две линии: народной балалайки и профессионального сольного исполнительства. Как позднее скажет В.В.Андреев: «...Балалайка - инструмент любительский: таким он и должен быть, в этом сила балалайки и ее значение; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания...».

Дальнейшие все более часто встречающиеся свидетельства второй половины XVIII века почти ничего нового к описанию Я. Штелина, не добавляют. Из наиболее интересных описаний балалайки можно отметить одно, - данное М. Гютри в его известной «Диссертации о русских древностях». Повторяя в основных положениях Я. Штелина, М. Гютри дает в своей работе изображение современной ему двухструнной балалайки с полушаровидным кузовом и очень длинной шейкой. Рисунок из «Диссертации» М. Гютри следует признать наиболее научно достоверным изображением балалайки конца XVIII века, хотя необходимо оговорить, что при всей достоверности рисунка М. Гютри, изображенная им балалайка не являлась единственно бытовавшей в конце XVIII века формой инструмента. В то же время материалы иностранных авторов, воспитанных вдалеке от русской культуры, хотя и проявляющих к ней доброжелательность и симпатию, в ряде пунктов грешат ошибками и неточностями. Так М. Гютри, затрагивая вопрос о происхождении русских народных инструментов, идет по пути простого сопоставления их с греко-римскими инструментами. Во многом это объясняется тем, что в XIX веке принято было изучать отечественную музыкальную культуру с позиции ее греческого происхождения. По Гютри получается, что музыкальные инструменты России - лишь повторение перенятых славянами античных образцов, причем не претерпевших никакой эволюции и сохранившихся в первобытном состоянии до описываемой автором эпохи. Эта теория нерусского происхождения национального инструментария, лишающая его самобытности и национальных корней, имела широкое хождение вплоть до ХХ века.

Тем не менее, к концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Повидимому, у составителей музыкального словаря в уже упоминавшейся «Карманной книге на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза. Сохранились сведения об инструменте, на котором играл И.Е. Хандошкин. Он пользовался балалайкой, с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы. Нужно отметить что, кустарное изготовление балалаек из такого, на первый взгляд малопригодного материала, было широко распространено в России. Однако в отличие от обычных кустарных инструментов подобного рода, кузов балалайки И.Е. Хандошкина был проклеен изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук, по свидетельству знатока старины М.И. Пыляева становился чистый и серебристый.

В воспоминаниях солиста оркестра Большого театра В. В. Безекирского (Из записной книжки артиста 1850-1910. – СПб., 1910) упоминается имя штаб-ротмистра Радивилова, который в 50-х годах XIX века давал сольные концерты в Москве. Играл он на четырехструнной балалайке, но нередко и на одной струне. Инструмент его, по преданию, был сделан из старой гробовой доски. Радивилова знала и любила вся Москва. Достаточно сказать, что его приглашали участвовать в самых парадных концертах с лучшими артистическими силами - пианистом Т. Лешетицким, скрипачом Гербером, гитаристом М.С. Соколовским и др.

Существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда появилась она в музыкальном обиходе русского народа? - такие вопросы, естественно, интересовали всех исследователей русского народного инструментария. В вопросе о происхождении балалайки существуют различные точки зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) говорится что, «...когда и кем изобретена балалайка – неизвестно»…

Наиболее обстоятельные исследования А. С. Фаминцына в книге «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (СПб, 1891) и Н.И. Привалова о тамбуровидных инструментах сходятся на том, что балалайка произошла от домры. Суть рассуждений А. С. Фаминцына сводится к следующему. В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии. Играли на ней медиатором. На какое-то время домра сделалась излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако уже к началу XVIII века «этот инструмент совершенно забылся, вследствие того, что глубоко в жизнь русского народа не проник, так как он был чужестранного происхождения и притом занесен на Русь сравнительно недавно». Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась в различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы уже не находили. В то же время балалайка , не встречавшаяся в памятниках литературы XVII столетия, в источниках XVIII века занимает прочное место.

Нельзя не согласиться с выводом А.С. Фаминцына, что балалайка в русском музыкальном обиходе заменила домру, и что произошло это где-то на рубеже двух столетий. Установив этот исторический факт, Фаминцын пошел дальше, утверждая, что балалайка есть не что иное, как видоизмененная домра. Опорой своих рассуждений А. С. Фаминцын избрал треугольную форму кузова балалайки, считая это единственным национальным и самобытным признаком инструмента, отличающим балалайку от азиатского тамбура. Он тщательно собрал все сведения о внешнем виде балалайки XVII - XIX веков и, несмотря на их противоречивость, пришел к следующему выводу, «народ, изготовляя сам свой инструмент, перешел от свойственной тамбуру-домре круглой формы корпуса к треугольной, как более легкой и удобной для самодельного сооружения».

Исследования, проведенные А. С. Фаминцыным, были первой серьезной работой в этой области и послужили отправной точкой для более поздних авторов, использующих его выводы и, в некоторых случаях, даже развивающих их. Так Б.Бабкин пишет в статье «Балалайка. Очерки истории ее развития и усовершенствования» («Русская беседа» - СП6,1896): «В 1891 году С. Фаминцын доказал, что балалайка произошла от домры. В период своего младенчества она имела форму этого инструмента, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении».

Н. И. Привалов, опираясь на А. С. Фаминцына, пишет: «...соединенными суровыми мерами московского духовенства и правительства домра, в числе некоторых других музыкальных орудий, была изгнана из употребления русского народа». Далее, утверждая вслед за А. С. Фаминцыным, что уже в XVIII столетии упоминание о домре вовсе не встречается, Н. И. Привалов в статье «Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа» («Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний». - Вып. V , СПб., 1905) дополняет: «На самом деле этот инструмент народом не был брошен, но только замаскирован другим названием и впоследствии несколько видоизменен и упрощен, так как должен был оставаться в пределах первобытного изготовления. Очевидно, пишет исследователь, русский народ, желая сохранить домру, - инструмент, преданный проклятию и преследуемый, сначала переменил ей название, дав новое, обозначающее предмет не для серьезного занятия, а для забавы, развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглый, а обрезанный снизу, а потом и вовсе треугольный из простых дощечек. Далее, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры, издавна практиковавшийся на древней форме гуслей, - бряцание по струнам кистью руки, а не плектром".

Позднее А. Новосельский в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов», разделяя мнение А. С. Фаминцына и Н. И. Привалова о том, что балалайка - это видоизмененная домра, треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен, дает еще более упрощенное толкование: «...под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка ». Кустарное изготовление балалаек с круглым кузовом сохранилось в отдельных губерниях России до конца XIX века (до реформы В.В. Андреева). Тот же Н. И. Привалов пишет, что ему доводилось видеть на рисунках ситцев Тверской губернии «…изображение пляшущего мужика под звуки балалайки круглой формы, на которой играет другой мужик».

Но существует и другая точка зрения по вопросу о происхождении балалайки. Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона указывается «…некоторые писатели по музыке полагают, что балалайка изобретена самими русскими во время татарского владычества или заимствована от татар». Можно добавить, что татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети» (лар - признак множественного числа). Если к нему приставить типично русское окончание «ка», то получаемое слово «балаларка» уже настолько приближается к названию "балалайка ", что происхождение последнего вряд ли может вызвать какие-либо сомнения. Однако если принять версию о татарском происхождении инструмента, исходя из языковых предпосылок, то становится неизбежным вывод о том, что балалайка появилась в России не в XVIII веке (как утверждает А. С. Фаминцын), а, по крайней мере, лет на 400 ранее, как подчеркивает Б.М. Беляев в статье «История культуры древней Руси» (М.-Л., изд. АН СССР, 1951) - «Наши ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси в XI - XIII веках балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV - XV веке».

Таким образом, вопрос о происхождении балалайки оказывается сложным. Хотя ни одна из приведенных выше версий не дает убедительного ответа, исследования А. С. Фаминцына мне кажутся более логичными и основательными.

В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Необычайный успех семиструнной гитары и проникновение ее во все слои русского общества объясняются резким изменением эстетических вкусов и запросов на рубеже XVIII - XIX веков. Балалайка вытесняется из городского домашнего музицирования, а с распространением гитары в деревне (через помещичье-усадебную культуру) и «подлаживанием гитары под русскую песню» вскоре начинается процесс постепенного исчезновения балалайки и в народном музыкальном быту. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки, был нанесен «голосистой тальянкой», широко распространившейся в России в пятидесятых годах XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода русского народа, однако ее популярность продолжала падать. Из повсеместно распространенного, живого инструмента балалайка все больше превращалась в «предмет музыкальной археологии».

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки.

Поселился возле одной деревни дракон. Сначала крестьяне испугались, но дракон мирный оказался. Он потребовал кормить его тыквами, а взамен обещал деревню от врагов охранять. Не было у крестьян никаких врагов, но с драконом не поспоришь. Посадили они для него огромное поле тыкв.

Все бы было ничего, да мимо тыквенного поля дорога в город шла. Дракон сидел на поле и каждого прохожего заставлял ему сказку рассказывать. Кто рассказывал сказку, тех дракон пропускал. А тех, кто сказок не знал, он уносил в горы и в пещеру сажал.

Сказку для меня придумаешь, тогда выпущу тебя, - ревел дракон.

Выдумывали пленники сказки как могли, и дракон отпускал их. Все это создавало неразбериху и неудобства. Стали крестьяне думать, как от дракона избавиться.

Тут деревенский музыкант-балалаечник предложил:

Давайте я дракона музыкой заманю и куда-нибудь подальше его уведу. Раз этот дракон такой чувствительный и сказки любит, моя музыка на него тоже подействует.

Хорошо, только далеко его уведи, чтобы он не вернулся, - решили люди.

Пошел музыкант на поле к дракону, обрадовался тот и заревел:

Я давно без сказок скучаю, тебя поджидаю.

Сейчас услышишь мои сказки. Они вот здесь спрятаны, - сказал музыкант и показал дракону свою балалайку.

Отдай ее мне, - заревел дракон и выхватил балалайку у музыканта. В когтистых драконьих лапах легкий треугольный корпус балалайки, склеенный из липовых дощечек, сломался, только струны звякнули жалобно.

Что ты наделал, проклятый дракон, ты мою балалайку сломал! - закричал музыкант.

Не мог музыкант сыграть на сломанной балалайке. Тогда дракон его в пещеру посадил вместе со сломанной балалайкой. Просидел музыкант в пещере неделю, но сказку так и не придумал.

Чтобы музыкант с голоду не умер, дракон ему несколько тыкв принес.

Отпусти меня, я балалайку починю и на ней тебе сказку сыграю, - просил музыкант.

Отпущу, когда сказку мне расскажешь, - упрямо отвечал дракон.

Долго думал музыкант, как же ему, сидя в пещере, балалайку починить, и наконец придумал. Вынул он из тыквы мякоть, высушил ее и сделал из тыквы овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В стенках пещеры музыкант осколки хрусталя нашел и приклеил их внутри тыквы, чтобы звук у тыквенной балалайки звонче стал. Длинную шейку - гриф, к тыквенному корпусу приделал и три струны натянул. Прилетел дракон на следующий день в пещеру, а музыкант сидит и на тыквенной балалайке играет. Хрустальный и чистый ее голос к небесам взлетал.

Застыл дракон от изумления, а потом взлетел в небо вслед за хрустальной музыкой. Больше его люди не видели. Музыкант сам из пещеры выбрался и домой вернулся.

Все дивились на диковинную балалайку, но с тех пор люди стали иногда корпус балалайки из тыквы делать. Внутри овальный тыквенный корпус порошком битого хрусталя проклеивали, чтобы голос у балалайки был хрустальным и звонким. Играли на таких балалайках только великие виртуозы.

Вопросы и задания

Что помогло музыканту найти выход из сложной ситуации, в которую он попал?

Как вы думаете, почему у балалайки звук становился тоньше и звонче, после того как ее корпус проклеивали осколками хрусталя?

Придумайте сказку о том, как балалаечник научил дракона играть на балалайке.

Нарисуйте дракона, играющего на балалайке.

Придумайте сказку, как хрусталь подарил балалайке свой голос.