Гамма ля минор на гитаре ноты. Гаммы на гитаре для начинающих

Эта статья предназначена для начинающих соло-гитаристов, которые начали покорять только первые лады грифа и задумываются с чего бы начать обучение, чтобы побыстрей развить беглость пальцев, выучить расположение нот, добиться правильного звукоизвлечения и наконец-то таки сыграть «соляки» своих кумиров - крутых шредеров и блюзменов.

Итак, с чего начать? Первый шаг - гамма до мажор, на гитаре, конечно же, её можно сыграть в пределах всего грифа и в любой позиции. Но, как говорится, всему свой черёд. Начнём с первых - то есть с первой позиции. И не важно, акустика или электрогитара у вас, не важно какое вы музыкальное направление предпочитаете, изучение гамм это грамотный, правильный старт - для импровизации, сочинения и проигрывания мелодий. От простого - к сложному; от простеньких четырёхтактных мелодий - к рок-симфониям.

Берите в руки гитару, «вооружайтесь» медиатором - начинаем заниматься!

Стоит отметить, что проигрывание гаммы (будь какой, в том числе и этой) позволяет избавиться от зубрёжки расположения нот на грифе гитары - где нота До, где Ми, где Фа и т.д. Запоминание будет происходить в процессе занятий, естественно и не принуждённо. Главное - нужно осмысленно играть каждую ноту.

Познакомьтесь, это гамма До мажор на гитаре в одну октаву: начинается от До малой октавы (пятая струна, 3 лад) и заканчивается До первой октавы (вторая струна, 1 лад).

Звучит она так:

Обозначения

Гамма записана двумя способами: верхняя запись (где изображён скрипичный ключ и размер 4/4) - это ноты; нижняя (цифры на линиях) - это табулатура (указывает на какой струне и на каком ладу необходимо прижать ноту).

Ноты

В рамках это статьи мы не будем вдаваться изучение чтения нот с листа, и в большей степени сконцентрируемся на сугубо практическом вопросе - как играть. Но, так или иначе, если вы не знакомы с этой наукой, имеет смысл заиметь учебник по нотной грамоте и восполнить пробел недостающих знаний (азов на первом этапе будет вполне достаточно - где какая нота, длительности нот, что такое размер и ритм).

Возле каждой ноты цифра указывает на то, каким пальцем левой руки играть её (1 — указательный; 2 — средний; 3 — безымянный; 4 — мизинец).

Табы

Шесть линий - это струны гитары: верхняя - первая струна (самая тонкая); нижняя - шестая. Цифры - это лады; ноль - значит открытая струна, то есть она не прижимается на грифе. Например, цифра 2 на третьей линии - это значит, что третью струну необходимо прижать на втором ладу. Все цифры (лады), записанные в табах, соответствуют нотам, расположенным на нотном стане (зрительно они параллельны им).

Как играть?

Для начала, вам необходимо скачать ноты/табы гаммы До мажор для гитары - < >. В архиве есть запись в виде изображения, а также файл gtp для программы Guitar Pro; какой вариант лучше решать вам.

Откройте гамму, чтобы она была на виду, перед глазами, когда вы будете осваивать её на гитаре.

Звукоизвлечение

Извлекаются ноты переменным штрихом - то есть поочерёдно: первая нота - удар вниз (обозначение «скобочка» под нотой), вторая нота - удар вверх («галочка»). Следите за правой рукой: в данном случае повторения штриха недопустимы (2 раза вверх или 2 раза вниз).

Разбор табулатуры

Первая нота гаммы - нота До: как указано в табах прижмите её безымянным пальцем на третьем ладу пятой струны. Удар медиатора - вниз.

Вторая нота - Ре: это открытая четвёртая струна. В табах - ноль на четвёртой линии Значит струну прижимать не нужно; пальцы левой руки только слегка приподнимите, чтобы они не мешали звукоизвлечению, но не убирайте совсем с грифа. Извлекайте звук ударом медиатора - вверх (переменный штрих обязательно!)

Таким же образом анализируйте/разбирайте расположение каждой ноты , и, соответственно, затем извлекайте её. Дойдя до самой высокой ноты данной мажорной гаммы (до первой октавы), двигайтесь в обратном, нисходящем, направлении (так как это записано в нотах - к самой низкой, первой, ноте).

Следите за действиями правой руки (штрих!) и левой (аппликатура!). Очень важно, брать ноты теми пальцами, которые указаны возле каждой ноты. Не стоит стараться играть быстро. Ваша задача сейчас - запомнить расположение звуков на грифе, их последовательность, и каким пальцем какую ноту прижимать.

Проигрывание в темпе

После разбора нот/табов можно приступать к ритмичному проигрыванию гаммы - в заданном темпе, выдерживая соответствующую длительность каждого звука.

Вам понадобится метроном; сгодится любой - механический, электронный, онлайн (размещённый на веб-странице) либо в виде компьютерной программы.

Установите в метрономе темп 30-40 ударов в минуту (BPM), а затем включите его. Играйте звуки гаммы синхронно с ударами; каждый удар метронома - это нота (удар по струне). Добивайтесь ровного звучания - не спеша и не запаздывая.

Если не успеваете, путаетесь, ноты звучат не чётко (приглушённо либо с призвуками), уменьшите темп.

Ну а если играете До мажор на гитаре - чисто, ровно, без ошибок, можно увеличить темп (но не намного!) Например, попробуйте сыграть синхронно с аудиопримером (см. выше) - 50 BPM. Скачать его можно - < >.

Упражняйтесь в проигрывании гаммы 15-30 минут в день. Давайте пальцам отдых: не допускайте болевых ощущений и переутомления в кистях рук. Каждый звук играйте осознано, то есть анализируйте - какую ноту извлекаете (До, Ре, Ми…), запоминайте её визуально на грифе и на слух.

Практика

Добейтесь уверенного исполнения гаммы в темпе 50 BMP. С этим минимумом исполнительской техники можно переходить на следующую ступеньку - проигрыванию несложных мелодий в До мажоре.

ТЕГИ

Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Полный список

Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.

Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите .Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные. Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.

Кроме того , и об этом будет сказано ниже, вам стоит обратить внимание на так называемые гитарные боксы – если выучить их, то дальнейшее освоение гамм будет намного проще, чем оно могло бы быть.

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Теория построения

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Кроме того , если в миноре между двумя последними тонами вставить еще и полутон, то получится так называемая гармоническая гамма. То же самое применимо и к мажору, но если полутон вставить между пятой и шестой ступенями. Это придает звуку восточный оттенок.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.

Самое главное – .От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Кроме того, попробуйте играть гаммы дуолями, триолями и другими ритмическими рисунками. То есть, за один удар метронома вам надо проиграть ноту два раза, три, или больше. Это сильно ускоряет руку и учит привыкать к нечетным и ломаным размерам.

Особенности игры

На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Боксы гаммы — что это такое

По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе. Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки. Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.

Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?

Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.

Примеры гамм на гитаре для начинающих

Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.


Здравствуйте уважаемые читатели блога . Гаммы исполняются на музыкальном инструменте по двум основным причинам. Первая и наиболее очевидная состоит в развитии техники, оттачивании координированных действий обеих рук, увеличении скорости игры и сохранении постоянной громкости и .

Другая причина исполнения гамм заключается в практическом применении . Это можно сравнить с использованием для понимания .

Мажорная гамма

И каждой тональности содержат все ноты, используемые в этой тональности.

Эти гаммы должны отрабатываться как , так и , сначала пальцами m и i, а затем пальцами i и m. Кроме того, эти гаммы также должны исполняться пальцами а и i, а затем i и а.

Гармоническая минорная гамма

Гармоническая гамма до-минор переходит в шестую позицию (VI) на четвертом счете первого такта для удобства исполнения ее указанными пальцами. Хотя мы и не рассматривали эту позицию, указанные пальцы и номера струн делают ее достаточно понятной. Единственная непривычная нота в этой позиции - А# (ля-бемоль) на девятом ладу.

Во втором такте Bb (си-бемоль) поднимается на полутон до В (си) в соответствии с гармоническим требованием о том, что седьмая нота должна быть на полутон ниже тоники. В минорных тональностях это делается с помощью вспомогательного знака, поскольку их знаки при ключе аналогичны знакам соответствующей мажорной тональности.

Мелодическая минорная гамма

Мелодическая минорная гамма, как предполагает ее название, используется в основном для мелодического (или линейного) аспекта музыки. Главная причина в том, что ее интервалы исполнить легче, чем те же интервалы гармонической минорной гаммы.

В представленной гамме осуществляется плавное движение вверх и вниз с большой , тогда как в гармонической минорной гамме присутствует малая терция между шестой и седьмой ступенями.

Во избежание этого скачка на малую терцию в мелодической минорной гамме при движении вверх используются иные ноты, чем при движении вниз.

Гаммы в две октавы

Теперь мы переходим к гаммам, охватывающим две октавы. Ниже показаны гаммы соль-мажор, соль-минор гармоническая и соль-минор мелодическая. Эти несколько более длинные гаммы потребуют от вас чуть больше времени для тщательного их изучения, но старания ваши не пропадут даром, так как их рисунок может быть перенесен вверх по грифу для исполнения гамм в различных тональностях. Так, перенеся гамму соль-мажор вверх на четвертую позицию (IV), вы получите гамму ля-мажор.

Хроматические гаммы

В хроматической гамме, которая не принадлежит к какой-либо определенной тональности, используется каждый полутон октавы. Ее название происходит от греческого слова «хрома», которое означает «цвет», и под ним подразумевается, что, поскольку в гамме участвует каждая нота, она обретает более яркое и красочное звучание, нежели те гаммы, которые привязаны к определенной тональности.

Прежде, чем разбираться с тональностями на гитаре, следует понять: что же такое тональность вообще? Глубже изучить данный вопрос помогают курсы музыкальной грамоты и уроки сольфеджио, преподающиеся в специальных заведениях. Однако определенные знания можно получить и на домашнем обучении.

Общее определение гласит, что тональность - особое положение лада (чаще всего мажора или минора), закрепленное на определенных высотах.

Тональность

Центром тональности служит тоника - основа гаммы и первая ступень лада. Когда речь идет о тональном обозначении, она выступает главным его представителем (например, если I ступень - "до", это будет означать тональность до мажор либо до минор).

Тональности можно разделить на 3 отдельных группы:

  • 2 простых тональности, которые можно легко продемонстрировать на клавиатуре фортепиано. Они находятся исключительно на белых клавишах.
  • 14 диезных тональностей, разделяющиеся на два полюса - мажорные (7) и минорные (7).
  • 14 бемольных тональностей, также подразделяющихся на 2 группы - мажорные (7) и минорные (7).

Квинтовый круг

Квинтовый круг - главный помощник в определении знаков всех тональностей. Стоит обратить внимание, что тональности на гитаре ничем не отличаются от каких-либо других на иных инструментах. Построение и звучание аналогичны, лишь иная техника звукоизвлечения и присущий инструменту характерный только для него тембр.

Понимание в необходимости (диезов и бемолей) - важнейший пункт, который сможет достаточно сильно упростить задачу в изучении тональностей на гитаре и аккордов в песнях.

Итак, ниже представлен квинтовых круг всех тональностей в музыке.

Как вы видите, с каждой последующей ступенью прибавляется один знак. И это неспроста. Появление этих знаков связано с четким построением мажорной или минорной гаммы:

  • Для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - полутон.
  • Для - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон.

Следуя данным схемам, знаки либо повышают ступени, либо понижают их. Особенно подробно эта информация освещена в разделе "гаммы" в курсе сольфеджио.

Тональность и аккорды на гитаре

После полного теоретического ознакомления с гаммами при помощи фортепианной клавиатуры разрешается переходить на желаемый инструмент. Здесь чаще всего первый аккорд, звучащий на гитаре, и задает произведению тональность.

Обратите внимание, что аккорд - одновременное звучание 3 и более звуков.

Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием. А тоническое трезвучие - это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»).

Аккорд, обознающийся в табулатуре надписью Am, - самый популярный среди аккордов в кругах инструменталистов:

  • а - «ля»;
  • m - «минор».

Звучание данного аккорда в самом начале означает, что перед нами на гитаре тональность ля минор.

Изучение гамм стоит начинать с простых тональностей - описанной выше а-moll или ее параллелью - c-dur (до мажор). Свободно в них ориентируясь, ученик сможет без особого труда находить диезы и бемоли, входящие в структуру других тональностей.

Интересный и полезный факт: гаммы, вошедшие в состав мажорных, имеют параллель в миноре с аналогичными знаками альтерации, потому заучивать нужно не 24 тональности, а в два раза меньше - 12.

Перед тем, как играть

Сыграть гамму определенной тональности на гитаре можно как на одной струне, так и на разных.

Перед тем, как браться за инструмент, нужно хорошо изучить его гриф. Нумерация ладов идет от головки гитары. Точки, находящиеся сбоку, помогают проще ориентироваться в системе.

Для ориентира во всех звуках нужно знать ноты на открытых струнах, из которых все исходит: ми (самая тонкая струна), си, соль, ре, ля, ми (самая толстая струна).

Как для первого, так и для второго способа необходимо, прежде всего, выучить все ноты на грифе гитары. Стоит запомнить простую закономерность: расстояние между двумя соседними ладами равняется полутону.

Нужно иметь свободное представление о нотах гаммы. Они состоят из VII ступеней, а восьмая, образующая октаву, повторяет первую.

Очень важно понимать различие тона от полутона и их четкую последовательность в гамме. Помните, что сверху указаны тона, а снизу - полутона.

Начинаем играть

Для начала следует определиться - какую же гамму играть? После окончательного выбора нужно найти ноту, от которой пойдет процесс. Если выбор пал на гамму до мажор, это означает, что на грифе пальцы зажмут струну на ноте до. Это можно сделать на любом привлекающем вас ладу.

Вспомните схему мажорной гаммы (тон - тон - полутон - тон - тон - полутон). Опираясь на эту структуру, начните свое движение. Вспомните, по какому принципу располагаются тоны и полутоны. Тон - 1 лад + 1 лад, полутон - 1 лад (следующий от нынешнего прижатого лада). Если зажата нота до, то ре будет не на следующем ладу, а через один, так как расстояние между двумя этими ступенями равняется целому тону.

Изучайте и запоминайте аппликатуру - схему движения пальцев. После освоения гаммы на одной струне, можно переходить к более сложному варианту - гитарным боксам.

Заучивать гаммы следует как и восходящем, так и в нисходящем движении.

Итог

После полного и свободного понимая тональностей на гитаре переход к аккордам станет для вас достаточно легким процессом. Достаточно будет определить три главные устойчивые ступени нужной вам гаммы и зажать их одновременно.

Конечно, существует множество схем аккордов для новичков и любителей, не погружающих в теорию музыки глубоко. Но если же вы хотите овладеть инструментом на более профессиональном уровне, описанные выше советы помогут вам в этом.

Доброго времени суток, друзья! Сегодня мы продолжим совместную работу над музыкальной теорией, и, в очередной раз, расширим ваши музыкальные горизонты. Освоив минорную пентатонику, и, познакомившись с основами игры фраз на гитаре, вы, не без удовольствия обнаружили, насколько возросли ваши возможности исполнения и сочинения музыки на гитаре. Но, рано или поздно, каждый начинающий гитарист ощущает, что этого недостаточно, и даже, почти всемогущая, пентатоника начинает приедаться. Если вы оказались в подобной ситуации, не мешкайте и немедленно начинайте изучать новые гаммы. рекомендует начать этот долгий и тернистый путь с гармонической минорной и мелодической минорной гамм на гитаре.


Причин тому несколько.

Во-первых, они достаточно просты, и, в то же время, эффективны в использовании, во-вторых, вы без труда сможете комбинировать их с уже знакомой пентатоникой, в-третьих, они широко применяются в роке, джазе и фанке, поэтому особых проблем с примерами у вас не возникнет. Кроме того, освоив предложенный материал, вы с одинаковым успехом сможете применить гармонический и мелодический минор как при игре на гитаре соло, так и при исполнении гитарных риффов.


Гармонический минор на гитаре

Каждая гамма, для гитары или же любого другого инструмента, состоит из семи нот (восьми, если, в конце гаммы, повторять ее первую ноту октавой выше ), называемых ступенями гаммы . Формула гармонической минорной гаммы имеет следующий вид (символ b является бемолем и означает понижение на полтона, т. е. на 1 лад в сторону ).



Как мы с вами видим, особенностью гармонического минора являются пониженные на полтона третья и шестая ступени гаммы. Перейдем к примерам.


Давайте возьмем за основу C (до ) мажорную гамму, и применим к ней уже знакомую нам формулу гармонического минора.


C-мажор: С D E F G A B C



Применив формулу гармонического минора , а именно, понизив третью и шестую ступени нашей C-мажорной гаммы (ноты E и A ) на полтона, получаем гармоническую C-минорную гамму.


Гармонический C-минор: C D Eb F G Ab B C



Данная формула универсальна и может быть применена к любой мажорной гамме. Например, к A-мажору (символ # называется диез, и, в противоположность бемолю, повышает ноту на полтона, т. е. на тот же один лад ).


A-мажор: A B C# D E F# G# A



Гармонический A-минор: A B C D E F G# A



Гармоническая минорная гамма очень похожа с натуральной минорной гаммой . Единственное принципиальное отличие заключается в мажорной седьмой ступени. В связи с этим, обыгрывая такие аккорды как , например C7, или же малый минорный септаккорд, например Em7, вы обнаружите, что некоторые ноты гармонической минорной гаммы не звучат должным образом. Из-за пониженной третьей ступени могут возникнуть трудности те же при обыгрывании мажорных аккордов. Это никоим образом не значит, что вы, в принципе, не сможете обыграть эти аккорды с помощью гармонической минорной гаммы . Будьте изобретательны!

Мелодическая минорная гамма для гитары

Мелодическая минорная гамма для гитары фактически копирует мажорную, с той лишь разницей, что имеет пониженную третью ступень. Формула мелодического минора выглядит так:



Не мудрствуя лукаво, обратимся к старой доброй C-мажорной гамме.


C-мажор: С D E F G A B C



Мелодический C-минор: C D Eb F G A B C



Необходимо отметить, что предложенная формула мелодической минорной гаммы так же универсальна и применима к любой известной тональности. Вот, к примеру, гамма E.


E-мажор: E F# G# A B C# D# E



Мелодический E-минор: E F# G A B C# D# E



Вы можете играть мелодическую минорную гамму на гитаре вместо другой минорной гаммы или пентатоники. Обыгрывая минорный секстаккорд, например Em6, или же минорные/ мажорные доминантсептаккорды, вы не ощутите неудобств. В то же время, мелодическую минорную гамму нельзя назвать «всеядной», из-за пониженной третьей ступени и мажорной седьмой. Кстати, понизив седьмую ступень на полтона, мы получим Дорийский лад (гамму ).


Чаще всего мелодический минор используется в таких стилях как джаз и фанк. Привлекательность мелодической минорной гаммы для джазменов заключается в ее схожести с дорийской гаммой, которая, в свою очередь играет в джазе примерно такую роль, как пентатоника в рок-музыке. Что же касается фанка, то здесь мелодический минор звучит благодаря своему мажорному ощущению, но минорному звучанию.

Нисходящая и восходящая мелодическая минорная гамма

Само собой разумеется, что, желая научиться играть на гитаре мелодическую минорную гамму , вы должны одинаково хорошо владеть как нисходящим (от первой струны к шестой ), так и восходящим (от шестой струны к первой ) ее вариантами. В таком случае вы должны знать, что нисходящая мелодическая гамма для гитары идентична натуральной минорной гамме (1 2 b3 4 5 b6 b7) .


Следующий пример демонстрирует поочередное исполнение восходящей и нисходящей мелодической минорной гаммы на гитаре .



Работайте над этими гаммами, и вскоре они станут вашими друзьями. Попробуйте применять их там, где раньше играли обычные минорные гаммы или пентатонику, и позвольте им разнообразить звучание вашей гитары.