Художник николай ге биография. Ге николай николаевич

Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже.


Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в 1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым и имел случай увидеть его картину "Явление Христа народу", которая не произвела на него особенно сильного впечатления. Всего более он увлекался произведениями Микеланджело. Писал портреты, как и в бытность свою в академии, и эскизы: "Смерть Виргинии" (1857), "Любовь Весталки" (1858) и "Разрушение Иерусалимского храма" (1858). Этими последними работами Ге остался недоволен. На некоторое время Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет массу этюдов с поразившей его своею красотою природы. В 1860 г. он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз "Смерть Ламбертации" (1860), но вскоре бросает эту работу, совершенно ею неудовлетворенный. Разочарование Ге в своих силах дошло до того, что он решил бросить искусство. "Я кончил тем, - пишет он в своих записках, - что решил лучше ничего не сказать, чем сказать ничего - слова К.П. Брюллова. Нужно оставить искусство, и вот я оставил все"... С детства религиозный, Ге в столь тяжелый для него момент обратился к религии; он стал усердно читать Евангелие и в нем нашел силу, пробудившую вновь жажду творчества. В 1861 г. Ге начал писать "Тайную вечерю", а в 1863 г. привез ее в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. "Впечатление от "Тайной вечери" в Петербурге было, можно сказать, громовое" (В. Стасов). За "Тайную вечерю" Ге был возведен в звание профессора, минуя звание академика. Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты ("Христос и Мария, сестра Лазаря", "Братья Спасителя" и другие) и начинает новую большую картину: "Вестники Воскресения". В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 г. его портрет, самый лучший из всех им написанных, пишет также много других портретов и много работает с натуры. В 1867 г. оканчивает свою картину "Вестники Воскресения" и посылает ее на выставку Академии Художеств, но там отказывают в приеме ее, и его друзья выставляют ее в художественном клубе, но картина никакого успеха не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение: "Христос в Гефсиманском саду" как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с "Вестниками Воскресения". В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге бросить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Впечатление от картины было очень сильное; она вызвала сильную полемику в газетах. Салтыков писал о картине: "Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти". Государь заказал художнику повторение картины для себя. Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты Костомарова, Тургенева, Салтыкова, Некрасова, Пыпина, Серова, Антокольского, Т.П. Костомаровой. Тогда же он вылепил бюст Белинского. В 1874 г. Ге выставил новую картину "Екатерина II у гроба Елисаветы"; она не имела успеха. В 1

875 г. он написал "Пушкина в селе Михайловском", но и эта картина не произвела впечатления (приобретена она была Некрасовым). В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он на время отказался совсем от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Однако совершенно отказаться от него Ге не может: он продолжает писать у себя в деревне портреты соседей и родных, через четыре года начинает новую картину "Милосердие", выставляет ее в 1880 г. в Петербурге, но она никого не удовлетворила, и это вновь на время оторвало Ге от искусства. В 1882 г. Ге в Москве познакомился с Л.Н. Толстым и всецело подпал под его влияние. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л.Н. Толстого, затем новый ряд картин на религиозные сюжеты: "Выход с Тайной вечери" (1889), "Что есть истина?" (1890), "Иуда" (Совесть) (1891), "Синедрион" (1892) и, наконец, "Распятие" в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачевой, Костычева, свой собственный, Н.И. Петрункевича, делает рисунки к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы" и лепит бюст Л.Н. Толстого. Снова во всех газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину "Что есть истина?" сняли с выставки; один из поклонников Ге повез ее по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та же участь постигла "Синедрион", а в 1894 г. - и "Распятие"; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после ее удаления с выставки, затем ее увезли в Лондон. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашел себя. Он скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. Еще в Киеве до поступления в академию Ге много слышал о К. Брюллове, и хотя не застал его в Петербурге, но увидел там его знаменитую "Помпею", которую считал идеалом художественного достижения; однако родственнее ему по натуре был П. Деларош, оказавший на него огромное влияние как в смысле содержания его картин, так и в техническом отношении (Ге любил писать свои картины с восковых фигурок, как это советовал делать Деларош). Свою любовь к Брюллову Ге сохранил до своей смерти, хотя отошел совершенно от его манеры. В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения иного идеала; художнику, по его словам, талант дан для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни. Главное в картине - мысль; главное значение Ге придавал сюжету и той религиозно-этической проблеме, которую он хотел разъяснить; форма сделалась для него чем-то второстепенным и ненужным. Одно время, под влиянием Толстого, он даже бросил писать красками и иллюстрировал карандашом "Отче наш". Его дружба с Толстым осветила весь конец его жизни; они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: "Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство". Взятый сам по себе, Ге представляется выпуклой и яркой художественной личностью, в особенности в своих последних произведениях, в которых выразилось особое, очень "русское" отношение к Евангелию как к проповеди исключительно духовной красоты, с намеренным оттенением внешнего безобразия как самого Христа, так и всей обстановки его жизни. Эти произведения обладают серьезными и редкими качествами, дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Та же черта благородства сказалась и в портретах Ге - быть может, лучших русских портретах за вторую половину XIX в. Его лица не только дышат жизненностью, но "на них лежит отражение благородной души их автора" (Александр Бенуа). После Ге остались записки и масса писем, где он выясняет свое отношение к искусству и где запечатлелись все его последовательные увлечения. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: "Киевская первая гимназия в сороковых годах".

Ге Николай Николаевич - великий русский художник . Родился Ге в 1831 году в городе Воронеже - умер в 1894 году. В 19 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств. Любимым художником, чьё творчество значительно повлияло на стиль Николая Ге, стал К.П.Брюллов. Особенно в ранних работах художника прослеживается влияние - драматические сюжеты, динамика движений и мимика героев его картин. После развился новый уникальный стиль Николая Ге, в основном он проявился в портретах. Здесь более реалистичное содержание, внимание к деталям. После того, как живописец получил высшую награду Академии Художеств, Николай Ге вместе с женой начинает путешествовать по Европе, после чего обосновался в Италии. В Италии он сильно увлёкся Римской историей, отсюда его работы - Смерть Виргинии, Любовь Весталки. Его также, не менее чем римская история, увлекала история христианства, библейские сюжеты - Тайная вечеря, здесь ценители живописи прослеживают целую историю - борьба добра и зла, трагедия и предательство, недаром эта картина имела в России огромный успех. В Италии были созданы одни из лучших его картин — портрет Герцена, портрет И.Доманже, портрет М.А.Бакунина, Портрет неизвестной в синей блузе и другие. После того как Ге вернулся в Россию, он стал одним из основателей передвижных выставок. Творчество после Италии тоже очень знаменательный момент жизни художника, к этому новому творчеству был прикован интерес всех Российских критиков — Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тургенева.

Для любителей хорошей литературы книжный интернет магазин киев . Здесь книги, аудиокниги, подарки на любой вкус. Художественные произведения и публицистика.


Закат на море в Ливорно

Пушкин в селе Михайловском

Разрушение храма

Совесть. Иуда

Суд царя Соломона

Тайная вечеря

Вестники воскресения

В Гефсиманском саду

Портрет неизвестной в голубой блузе

Портрет Льва Толстого

Портрет Герцена

Портрет историка Костомарова

Пётр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе


Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Христос в синагоге


Мост в Вико

(1831-1894)

Николай Николаевич Ге, знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университета. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, миную звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1867 Николай Николаевич заканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной. В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и уехал на Украину, где купил небольшой хутор. Он на время отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие». В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину "Милосердие" (1880) он уничтожил; работа "Выход с тайной вечери" (1889) была подвержена критике церковной цензурой; картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант "Распятия" (1892) он уничтожил, а еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире и т.д. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

Русский художник с французскими корнями Николай Ге всю свою жизнь наполнил проповедью духовной красоты. Его последние работы необычайно взволнованны, пронизаны эмоциональностью, искренностью и духовностью. В день его смерти предлагаем вспомнить 7 великих полотен живописца.

«Суд царя Соломона» (1854)

Он мог бы стать математиком, но страстное желание творить оказалось сильнее. После двух лет обучения на математическом отделении философского факультета Петербургского университета, Николай Ге в 1850 году поступает в петербургскую Академию художеств. Время обучения пришлось на последние мрачные годы правления Николая I. Студентам приписывалось четкое следование канонам классицизма и его главным темам: мифологическим сюжетам и античным героям. Молодой Ге решает, что если следовать, то за лучшим. В те годы для многих в Академии образцом для подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай, восхищавшийся автором «Помпеи».
«Суд царя Соломона» - работа, которая написана в абсолютно брюлловской манере: ярко и красочно. Известный библейский сюжет о провокационном решении царя Соломона разрубить надвое ребенка, который стал причиной ссоры двух женщин, каждая из которых утверждала, что именно она – мать дитя. Полотно написано в соответствии с академическими канонами – классическая композиция, характерные «говорящие» жесты и выразительные позы.

«Тайная вечеря» (1866)

После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты» застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. Результатом попыток создать отчетное, программное полотно Ге становится создание большого количества эскизов, однако ни один из замыслов не воплощается в жизнь. В счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед Академией по-прежнему нечем. Ге много читает, работает и ни на один день не останавливается в поиске идей для своей первого великого полотна. И вот однажды тема сама находит художника.
В процессе изучения жизни Христа, перед Ге отчетливо встает одно их ключевых евангельских событий. Всего-то и остается, что перенести его на картину. Художник долго ищет среди друзей и знакомых тех, кто имел бы внутреннее или внешнее сходство с учениками Христа. В итоге апостола Петра он пишет с себя, а в качестве отправной точки для написания центрального персонажа становится Герцен. Картина-откровение потрясла зрителя правдой и реализмом. Да, именно так все и происходило! Тесная и сумеречная комнатка, сквозь тряпицу на окне видно, как угасает синь ночного неба, низкий стол на трех ножках, за которым размещены персонажи – все это потрясает убедительностью. На переднем плане темный силуэт Иуды, нервно набрасывающего плащ на ходу. Юный Иоанн порывисто вскочил, Петр недоуменно смотрит вслед предателю, остальные апостолы потрясены. И только Иисус замер в отрешенной и скорбной позе – он знает, что случится: неизбежное предательство Иуды, отречение Петра, мучительная смерть.
Картина была принята публикой, а Ге в столь юном возрасте стал профессором Академии художеств – это был беспрецедентный случай. Однако церковь посчитала иначе: трактовка сюжета была признана неканонической, на полотне присутствовал «недопустимый материализм». В итоге – картину запретили репродуцировать.

«Вестники Воскресения» (1867)

Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». И в Петербурге, и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна.

«Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» (1889)

После серии полотен на историческую тему, расстроенный непониманием своего творчества и резкой критикой, разуверившийся в своем таланте мастер покидает в 1875 году Петербург и поселяется в Черниговской губернии. Он коренным образом меняет жизнь: сооружает необычную мастерскую с системой зеркал, осваивает печное дело и начинает класть печи, изредка для заработка пишет портреты соседей. Знакомство в 1862 году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить самой жизни. Художник возвращается к работе на качественно новом уровне.
В то время как в Петербурге почти забыли о Николае Ге, на одной из передвижных выставок появляется его полотно «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Работа несомненно заслуживает право встать в один ряд с лучшими живописными произведениями: волнующе-тревожное настроение, необычайная красота колорита, сюжет. Апостолы торжественно спускаются по ступеням в темноту, и только Иисус останавливается на мгновение, чтобы поднять глаза к бесконечно-прекрасному звездному небу. Картина была вновь подвергнута жесткой критике церкви.

«Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880)

Ге с новыми силами обращается к евангельским темам – его полотна звучат теперь как страстные проповеди. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Все сомнения он оставляет в Гефсиманском саду и без страха идет до конца навстречу своему предназначению. Картины художника стали появляться в Петербурге регулярно: их снимали с выставок, подвергали беспощадной цензуре и гонениям. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О запрещенных картинах говорили, их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Ге становится апостолом нового искусства. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура.

«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Построение полотна способно перевернуть традиционное представление понимания добра и зла, свети и тени. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. Но если внимательнее рассмотреть полотно, можно увидеть, что прокуратор стоит против солнца и лицо его погружено во мрак. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Ее шокировал образ Христа, который абсолютно не соответствовал многовековой традиции изображения Спасителя как совершенного духовно и прекрасного внешне человека. Третьяков сначала отказался покупать картину, но после гневного, но аргументированного письма Толстого, в котором он пожурил мецената за «сбор навоза» и «отказ взять жемчужину», Третьяков изменил решение и приобрел картину.

«Голгофа» (1893)

«Голгофа» Ге осталась незаконченной. Публика увидела ее уже после смерти мастера. Новаторская форма произведения с использованием любимого приема противопоставления персонажей наполнена глубочайшим нравственным смыслом. Сына Божьего отправляют на позорную смерть. Слева в поле зрения вторгается рука, которая повелительным жестом подает сигнал к началу казни. Иисус знает, через что должен пройти. Он исступленно заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. В Страстном цикле Ге пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается угнетающее впечатление.
«Что есть истина?» и «Голгофа» производят эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенное духовенство и общественность обращаются к царю и тот повелевает снять картины с выставки. «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»
Николай Ге скончался 13 июня 1894 года. Он до конца своих дней был уверен в том, что искусство может помочь человеку прозреть и немного улучшить этот мир.

А. С. Пушкин в селе Михайловском.

Николай Николаевич Ге — знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.



Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль.


Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.


С этого холста до зрителя доносится не только отзвук библейской драмы - за год до этого скончался Николай I, а мифическому деспоту Саулу (именно ему был уподоблен русский царь в герценовской «Полярной звезде») пророк на полотне предрекает скорую гибель. Грозной тени пророка Самуила Ге придал в картине черты горячо любимого критика Белинского. Ге показал, что он не только прирожденный колорист, но и мастер, способный пережить плоды фантазии собственным сердцем. За полотно художник был удостоен большой золотой медали, что дало ему право шестилетнего пребывания за границей в качестве пенсионера Академии художеств. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 года и посмертная выставка Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.

Портрет жены художника А.П. Ге. 1858.

Николай Ге на время бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию. В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи».



Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов - каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век». Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.


Тайная вечеря. 1866.

В начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Герцен с готовностью согласился позировать и, как вспоминал Ге, приходил на сеансы с «немецкой точностью». Герцен заметил в письме, что Ге исполняет его портрет по-рембрандтовски, и эта брошенная вскользь фраза имеет глубокое содержание. Художник намеренно выбрал поясной тип портрета, сосредоточил внимание только на лице, исключив даже изображение рук, создал портрет биографию выдающейся личности, находящейся на переломе жизни. Он прозрел прекрасное прошлое ставшего борцом аристократа и безрадостное настоящее эмигранта, оторванного от корней и все менее понимаемого родиной.



В 1867 году Николай Ге закончил свою картину «Вестники Воскресения», и Николай Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют его картину в художественном клубе, но она успеха не имеет. Та же участь постигла и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В Гефсиманском саду. 1869.

В 1870 году Николай Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге оставить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 году Ге выставил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.



По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и под влиянием этого увлечения задумал эту картину». Психологизм, противостояние двух мировоззрений - делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. В ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, - говорил художник. - Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» Ге добился главного: смертный приговор готов подписать не чуждый сомнениям венценосный палач, а раненый в самое сердце отец, все взвесивший политик, но еще колеблющейся человек. Таких многомерных характеров не знала еще русская историческая живопись.


Портрет А.Г. Слюсаревой. (Гапка с волами). 1875.

На портрете - Агафья Игнатьевна Слюсарева, впоследствии жена Н. Н. Ге, сына художника


Портрет А.А. Потехина. 1876

Портрет драматурга А. А. Потехина - последний холст петербургского цикла. Автор «мужицких» драм, человек, много переживший, знавший русскую деревню не понаслышке,- таков Потехин на полотне. В нем как будто до предела натянуты некие внутренние струны, тяжелая узловатая рука со вздувшимися венами намертво перехвачена другой, судорожно сведены брови - это самый напряженный, полный трагического надрыва образ Ге 1870-х годов. Спокойная обстоятельность живописной манеры здесь исчерпала себя, еще шаг, и она взорвется.

Поздние картины Николая Ге

В 1875 Николай Ге навсегда покидает Петербург и переселяется на Украину, где купил небольшой хутор. В 1884 году Ге написал портрет Л. Н. Толстого, с которым он познакомился в Москве в 1882 .

Затем последовал новый ряд картин Ге на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие» в нескольких вариантах.


«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.

Ге в первые написал картину-притчу. В ней все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном - «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», - писал обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев Александру III . Картина Ге "Что есть истина?" вскоре была запрещена. Толстому картина понравилась и он уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках.



В это время Ге пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого.


Автопортрет. 1893.


Дорога в лесу.


Мост в Вико

Портрет Н.И.Костомарова. 1870.