Культура и традиции нидерландов. Культура и традиции голландии

У туристов Нидерланды обычно ассоциируются с полями тюльпанов, деревянными башмачками (кломпами), ветряными мельницами и конечно необычными законами. А если спросить местного жителя о культуре Голландии, то он, скорее всего, назовет живопись, архитектуру и дизайн основными культурными ценностями страны.

Итак, чем же известна культура Голландии и как успеть за небольшое время охватить все богатства этой прекрасной страны.

Кломпы

Самый эффектный элемент голландского национального костюма - это деревянные башмаки или кломпы. Традиционно кломпы использовались в качестве безопасной и дешевой обуви для работы на фабриках и в полях.

Сегодня это популярный и необычный сувенир можно купить на каждом шагу, а при желании не составит труда отыскать магазин, где делают действительно удобные башмаки, которые подойдут в повседневной носке, если, конечно, дизайн вам по вкусу.

Тюльпаны

Тюльпаны в Голландии давно стали символом страны и, несомненно, ее украшением.

Тюльпаномания - период в истории Голландии (1634-1637), когда спрос на луковицы тюльпанов был настолько высок, что они достигали невероятной цены. За три луковицы можно было купить дом, а одну давали в качестве достойного приданного на свадьбе. Не трудно догадаться, что луковицы были главной темой разговора во всех слоях общества.

Мельницы

Ветряные мельницы в Голландии - настоящий музей под открытым небом и излюбленные модели фотографов со всего мира.

В свое время мельницы служили для осушения озер, изготовления круп и муки, краски, масла, горчицы и многого другого. Неудивительно, что на равнинах Нидерландов количество мельниц стремительно росло, пока их не заменили более современные технологии.

Район Киндердейк в 15 км к востоку от Роттердама, где расположен комплекс ветряных мельниц, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Живопись

Нидерланды могут похвастаться самым большим количеством музеев в мире. А коллекция живописи - одна из самых блистательных и разнообразных.

Самые известные музеи в Голландии:

  • Государственный музей (Rijksmuseum), Амстердам
  • Музей Ван Гога (Van Gogh Museum) , Амстердам
  • Музей Бойманс-ван Бёнинген (Boymans-van Beuningen), Роттердам
  • Мауритсхёйс (Mauritshuis), Гаага
  • Дворец Лоо (Het Loo), Апелдоорн

Среди самых известных голландских живописцев такие выдающиеся личности, как Рембрандт, Франс Халс, Вермеер, Ван Гог, Босх, Брейгель и многие другие.

Известные современные художники: Гер ван Элк, Ян Диббетс, Петер Стрёйкен, Роб Схолте.


Архитектура и дизайн

Архитектура Нидерландов - одно из главных достояний страны, известностью пользуются здания на каналах Амстердама, а также современная застройка центров Роттердама.

В дизайне голландцы придерживаются простоты и ясности форм. Строгий стиль дизайна прослеживается в организации городских улиц, а также в планировке современных зданий.

События и праздники в Нидерландах

Девять основных праздников в Нидерландах (являются выходными).

  • 1 января - Новый год
  • Март-апрель - Великая пятница
  • Март-апрель - Пасха
  • 27 апреля - День короля
  • 4 мая - День поминовения
  • 5 мая - День освобождения
  • Через 40 дней после Пасхи - Вознесение Господне
  • Через 7 недель после Пасхи - День Святой Троицы
  • 25 декабря, 26 декабря - Рождество Христово

В Нидерландах проходят красочные карнавалы и фестивали:

  • 10 февраля - Традиционный карнавал
  • 14 апреля - День музеев
  • 20 апреля - Конкурс цветов
  • 30 апреля - День королевы
  • 11 мая - День велосипедиста
  • 1 июня - Праздник селедки
  • 7 сентября - Парад цветов в Алсмеере
  • 11 ноября - День Святого Мартина
  • 6 декабря - Католический день Святого Николая
  • 21 декабря - День святого Томаса в Нидерландах
  • 26 декабря - День Святого Стефана
  • 31 декабря - День Святого Сильвестра

Специфические черты культуры Нидерландов

Замечание 1

Культура Нидерландов, как и всех стран мира, обладала своеобразными особенностями. Важное влияние на неё казали традиции позднего средневековья. Центром утончённой культуры в $XVI$ века являлся двор герцогов Бургундских. Аристократические черты основывались на рыцарских идеалах. В ней закреплялись образцы достойного поведения, которые многие десятилетия оказывали влияние на жизненный уклад придворных.

Одновременно в городах Нидерландов складывалось религиозно-мистическое представление о «современном благочестии». Его сторонники стремились возродить идеал раннего христианства, порицая формальное выполнение церковных обрядов. Участники движения «братья общей жизни» боролись за нравственное совершенствование человека, способствовали развитию школьного образования и религиозного просвещения. Их деятельность подготовила основу для распространения гуманизма и идей Реформации.

Музыка и живопись

Наибольшие достижения в культуре Нидерландов связаны с развитием живописи и музыки. Нидерландская школа полифонии стала ведущей в музыкальном искусстве Европы. В 70 крупных городах работали мастера из Нидерландов, пропагандируя опыт отечественных музыкантов. Нидерландские живописцы отказались от готических традиций, переходя на ренессансные тенденции.

Художник Ян ванн Эйк (1390-1441 годы) считается основателем нидерландского Возрождения. Он прославился грандиозного шедевра «Гентский алтарь» и заложил основы портретного жанра. Его начинания продолжили живописцы Рогир ванн дер Вейден и Ганс Мемлинг .

Своеобразное творчество характерно для художника эпохи перехода от готики к Ренессансу Иеронима Босха (1450-1516 годы). Его мироощущение позволяло замечать повсюду переплетение красоты и дьявольщины. Он рисовал с натуры, соединяя её изображение с безудержным полётом своей фантазии.

Нидерландская литература

Самым известным гуманистом Голландии считается Эразм Роттердамский (1469-1536 годы). Получив первичное образование в школе сторонников «современного благочестия», Эразм затем отправился на несколько лет в монастырь. Там он посвящал много времени изучению научных знаний и идей итальянского гуманизма. Позднее гуманист поступил в Парижский университет, путешествовал по Англии, Швейцарии, Италии и Германии. В 1517 году Роттердамский способствовал открытию в Лувене центра по изучению языков – древнегреческого, древнееврейского и классической латыни. После гонений инквизиции Эразм вынужден покинуть Нидерланды. Самыми признанными произведениями писателя стали «Воспитание христианского государя» и «Разговоры запросто». В первой книге он преподносит основы политической этики для просвещённого правителя. Вторая книга посвящена основам педагогики.

Замечание 2

Особенностью нидерландской литературы является отсутствие в стране языкового единства. Распространены были диалекты нидерландского языка и французский говор. На нидерландском языке писали редерейкеры (мастера красноречия). Они устраивали поэтические состязания между городами и между поэтами внутри городов. Основная тематика – любовная лирика и драматические произведения.

Значительное место в литературе занимала публицистика. Она отражала борьбу против испанского владычества и спорам между религиозными оппонентами. Участником такой полемики стал Филипп Марник (1538-1598 годы). Он являлся сподвижником Вильгельма Оранского и ярым кальвинистом. Его памфлет «Улей святой римской церкви» (написан в 1569 году) прославился антикатолической направленностью. Его перу приписываю текс песни, современного гимна Нидерландов.

Дирк Коорнхерт (1522-1590 годы) боролся за внедрение веротерпимости. Его книга «Этика» утверждает необходимость соблюдения принципа религиозной свободы.

Самые известные музеи Амстердама, Роттердама, Гааги и Утрехта в предстоящие два года будут сотрудничать в организации больших выставок под общим названием «Культурные города Голландии» (Holland Art Cities), сообщает Нидерландское бюро по туризму и конгрессам.
По словам представителя проекта, в этих четырех городах находится больше произведений искусства на один квадратный метр, чем в любом другом городе мира. Десять музеев будут координировать свою деятельность с туристическими организациями.
Одна из главных целей – обратить внимание публики в зарубежных странах на искусство и культуру Нидерландов. Благодаря сотрудничеству, музеи рассчитывают привлечь дополнительно 200 тысяч иностранных посетителей.

Первая тема экспозиций – «Влияние из-за рубежа». Одним из главных мероприятий станет открытие в июне 2009 года большого здания амстердамского филиала Санкт-Петербургского Эрмитажа (Hermitage Amsterdam). В новых залах этого музея в Амстердаме начнет работать выставка «Русский императорский двор». Ожидается, что на предстоящем в этой связи торжественном мероприятии будут присутствовать королева Нидерландов Беатрикс и высокая делегация из России.
В Амстердаме после реставрации вновь откроется Городской музей (Stedelijk museum), в котором регулярно проводятся выставки современного искусства. В музее «Мауритсхейс» (Mauritshuis) в Гааге 25 февраля 2009 года откроется выставка картин голландского художника Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael), которые он написал в пограничных областях Нидерландов и Германии.
С сентября 2009 года в центре внимания ведущих голландских музеев окажутся современное искусство и дизайн в авторстве молодых художников. В рамках этой темы пройдут не менее 12 разных выставок. В Центральном музее Утрехта (Centraal Museum Utrecht) состоится выставка произведений молодых художников из созданного в 1993 году и ставшего всемирно известным амстердамского дизайнерского бюро "Сухой дизайн" (Droog Design).
В Муниципальном музее (Gemeentemuseum Den Haag) Гааги предстоит выставка произведений Поля Сезана и Пабло Пикассо, а в роттердамском «Кюнстхале» (Kunsthal) вниманию публики будет представлена экспозиция, рассказывающая, как культура и искусство вносят вклад в улаживание международных конфликтов и примирение вовлеченных в них сторон.
С сентября 2010 года до середины 2011 года основной темой выставок будут работы художников 17-20 веков. В 2010 году в гаагском музее «Мауритсхейс» откроется выставка картин старых голландских мастеров из американских частных коллекций. Городской музей Амстердама откроет экспозицию произведений известной южноафриканско-голландской художницы Марлен Дюма (Marlene Dumas).
В рамках проекта «Культурные города Голландии», помимо названных, участвуют такие всемирно известные нидерландские музеи, как амстердамские Государственный музей (Rijksmuseum) и Муей Ван Гога, роттердамский музей «Бойманс ван Бенинген»(Boijmans van Beuningen), утрехтский Музей «Катарейненконвент» (Museum Catharijnenconvent).

Когда дело касается культуры, голландцы напоминают сорок, которые своими глазами-бусинками следят за всяческими течениями в культуре окрестных народов и тащат к себе блестящую, ставшую хоть сколько-нибудь модной вещицу. Они не столько развивают собственную культуру, сколько ненасытно высасывают соки из чужих - как настоящие европейцы, чьи причуды и капризы безграничны. Нидерланды - это гигантская губка, впитывающая в себя все культурные веяния.

Книжные полки в доме у голландцев забиты томами английских, немецких, американских и французских авторов, зачастую на языке оригинала. Рецензии на иностранные книги появляются в печати задолго до того, как в свет выходят их переводы. Мелодии со всех уголков земного шара, несущиеся из колонок музыкальных центров (кстати, Нидерланды чуть ли не лидируют по количеству СВ-центров на душу населения), слышны повсюду. В театрах, когда там идут пьесы немецких и английских драматургов, нет ни одного свободного места, а на испанские и итальянские кинофильмы народ валит толпами. Даже то, что издавна ассоциировалось с Нидерландами, на поверку оказывается не местного или не только местного происхождения. Башмаки на деревянной подошве носят не только в Голландии, но и в Финляндии. Фаянс - всего лишь подделка под китайский фарфор, а тюльпаны завезены из Турции.

Три столетия назад в бурную эпоху золотого века Голландии нидерландские художники (не находя в протестантской стране рынка сбыта для своих непорочных дев и святых) принялись писать автопортреты и портреты своих современников. И оставили в итоге запечатленными на полотнах свое время и себя в нем. Больше уже никогда голландское искусство не было столь голландским по духу.
Художник Мондриаан (конец XIX–XX вв.), пожелавший избавиться от второго «а» в фамилии - так у него было больше шансов сойти за француза, вдохновленный голландским геометрическим пейзажем на создание авангардистских работ, эмигрировал в Америку и там обрел признание.

Сегодня живописцев в Голландии на один квадратный сантиметр больше, чем где бы то ни было в Европе. В пригородных парках возвышаются загадочные скульптуры, а стены внутри общественных зданий украшают непонятные росписи. В крупных городах, где существуют так называемые библиотеки предметов искусств, можно позаимствовать художественные работы для проведения домашней выставки. Как правило, работы эти - плоды труда художников-энтузиастов, и оплачиваются они городским советом чаще из простого человеколюбия, чем из-за их ценности для искусства.

Верные своей купеческой натуре, голландцы как никто другой умеют извлекать прибыль из культурных продуктов остальных народов. Королевский симфонический оркестр Нидерландов, уже давно причисленный к наиболее виртуозным коллективам мира, особенно славится безупречным исполнением произведений австрийского композитора Густава Малера.

Голландцы без зазрения совести присваивают себе чужие таланты, используя их для собственных нужд. Так на рубеже тысячелетий дирижером симфонического оркестра был итальянец, директором музея Ван Гога - шотландец, национальной балетной труппой руководил канадец, а оперой - получивший образование в Англии отпрыск француза и ливанки.

Прежние дух авантюризма и влечение к неведомым далям, некогда воодушевлявшие торговцев голландской Ост-Индской компании, ныне движут и театральными коллективами, танцовщиками и живописцами. Так, например, источником вдохновения для создания одного современного балета послужил звук вынимаемой из ванны пробки и клокотанье уходящей в дырку воды.

Пресса

Голландцев хлебом не корми, дай только прочесть свежую газету, которые они по большей части выписывают, а не покупают в ближайшем киоске печати. Вот почему газеты здесь чаще читают дома, а не в трамвае или электричке. Многим изданиям голландские семьи хранят верность из поколения в поколение. Среди таких изданий «Trouw» и «HetParool», выросшие из подпольной прессы, появившейся во времена нацистской оккупации.

Все газеты, за исключением "De Telegraaf" (довольно пошлого изданьица), стараются вести себя пристойно и не помещать на своих страницах слишком откровенных материалов. В Нидерландах, где уважают частную жизнь, нет столь охочих (как во многих других странах) до непристойностей бульварных газетенок. Несусветные домыслы и омерзительнейшие сюжеты - все это отдано на откуп дешевым цветным журналам, которые обычно просматривают в прачечных самообслуживания, парикмахерских салонах, закусочных и приемных дантистов.

В кафе горами лежат ежедневные газеты и журналы на разный вкус, так что, явившись сюда пораньше и быстренько пролистав их, можно не беспокоиться: вам будет о чем поговорить с местными завсегдатаями. Здесь даже самый одинокий человек может почувствовать, что жизнь все равно gezellig. Никто вам и слова в упрек не скажет, если вы, заказав одну-единственную чашку кофе, просидите в кафе полдня, читая лежащие на столиках газеты и глянцевые журналы.

Литература

Голландская литература - это единственная область культуры, одинокий остров среди безбрежного океана, оставшаяся непонятой остальными европейцами из-за совершенно недоступного для большинства из них языка. Как ни парадоксально, именно на этом острове царит самый здоровый в голландской культуре климат. В Нидерландах все поголовно сочиняют романы. Продюсерам телевизионных передач вроде "Встреч с интересными людьми" не приходится долго разыскивать героев для своих программ из числа пишущей братии.

Издания новых произведений таких заслуженных мастеров пера, как Фредерик Германе, выходят полумиллионными тиражами, и даже книги дебютантов здесь умудряются продавать десятками тысяч. Теперь и в англоязычных странах голландских авторов начинают брать на заметку. Определенным успехом здесь пользуются романы (в переводах), таких писателей, как Кеес Ноотебоом и Гарри Мюлих, а благодаря зарисовкам Симона Кармиггелта иностранцам стала яснее суть понятия gezelligbeid.

С младых ногтей голландцы совершают набеги на чужеземные культурные нивы. Винни-Пух и обитатели улицы Сезам мирно сосуществуют с местными старожилами Йипом и Янеке, соседскими мальчиком и девочкой, которые, подходя к общей изгороди с разных сторон, дружески трутся носами. Йип и Янеке - большие шалуны, но их пример другим наука, ибо они учат детей добрососедским отношениям и послушанию. Эти двое ребятишек занимают особое место в сознании породившего их народа. Изображения их можно увидеть повсюду - и на двери туалетной комнаты, и на кофейной чашке.
Детскую литературу в Голландии, помимо Йипа и Янеке, населяют и невыносимо ангельские создания. Тут и мальчик, который, заткнув пальцем дамбу, спас мир, и Дик Тром, толстый деревенский увалень с золотым сердцем (в буквальном смысле), всегда готовый прийти на помощь слепым и бедным. Дик, возможно, внешне и не красавец, но зато внутри, как о том не устают всем твердить его родители, "он мальчик, каких один на миллион, и это истинная правда". Голландцы вырастают с непоколебимым убеждением, что они - единственные Дики Тромы в старушке Европе.

Действует закон об обязательном образовании детей 5-16-летнего возраста. Среднее образование включает две ступени: I - 4 года, II - 5 лет. В стране действуют 12 университетов и 59 техникумов. В 2001/2002 учебном году образовательная система охватывала: 861 тыс. учащихся средней школы, 311 тыс. учащихся техникумов, 168 тыс. учащихся университетов. Расходы на образование 5% ВВП.

Голландская наука подарила миру такие имена, как теоретик права Гуго Гроциус, естествоиспытатели К.Гёйгенс и А.Левенбук, философ Б.Спиноза. В сфере науки занято 910 тыс.чел. Расходы на НИОКР, непрерывно увеличиваясь абсолютно, в относительном выражении составляют примерно 2% ВВП (2002 - 1,96%). На государственный сектор приходится 16,5% проводимых исследований, на предпринимательский 56,4%, на высшую школу 26,2% и на частные бесприбыльные организации 0,9%.

Голландское искусство сыграло огромную роль в развитии мирового. Средневековые Нидерланды (вместе с территорией современной ) в 15 в. превратились в самый яркий после очаг искусства Возрождения. В Нидерландах сохранилось множество прекрасных образцов архитектуры тех времён, ратуши, храмы, городские стены и башни, торговые ряды, жилые дома. Наиболее известный памятник - Рыцарский зал в Гааге (где сейчас проходят заседания Генеральных Штатов). Больших высот достигла миниатюрная живопись (наиболее известен Часослов герцога Беррийского, иллюстрированный братьями Лимбург). Европейская живопись 15 в. была начата Я. ван Эйком и Р. ван дер Вейденом и продолжена замечательными мастерами Д.Боутсом, Мемлингом, Г. ван дер Гусом, а в следующем столетии - И.Босхом и П.Брейгелем. По-настоящему Золотым веком голландской живописи стал период экономического расцвета Республики Соединенных Провинций, когда сложилась и получила известность реалистическая школа. Голландские мастера обычно специализировались на каком-то определённом жанре: А. ван Остаде писал сцены из крестьянской жизни, а Г. Метсю, Г. Терборх, Я. Стен - из городской, П. Клас, В. Хеда - натюрморты, А. Кейп, М. Хоббема, С. и Я. ван Рёйсдаль были пейзажистами, Ф. Халс и Я. Вермеер Делфтский - портретистами. Венцом этой великолепной плеяды стал великий Рембрандт.

К кон. 17 в. голландская живопись во многом утратила свой блеск; наиболее заметным видом искусства стало производство знаменитого делфтского фаянса (завезённого Петром I в Россию и воплотившегося в самобытных изделиях гжельских мастеров). Во 2-й пол. 19 в. в Нидерландах снова появились известные живописцы: отец и сын Израэлсы, братья Марисы. Одним из родоначальников европейского неоклассицизма стал П.Мондриан. Достижения старых мастеров архитектуры вдохновили работы голландских архитекторов сер. 20 в.: Я. и П. Ауд, Г. Ритвелд, В. М. Дюдок принадлежат к числу родоначальников функционального стиля в мировом градостроительстве.

Из других видов искусств в Нидерландах получили развитие преимущественно балет (Нидерландский королевский балет, Амстердам) и музыка ( симфонический оркестр Концертгебау). Голландская литература известна такими именами, как поэт 16 в. Й.ван ден Фондел, а из наших современников - Т.де Фрис, С.Вестдайк.