Закон о воспитании детей. Закон о запрете воспитания

Это актуально для многих, меня об этом спрашивают постоянно. Да что там – я сама долго искала внутри себя ответ на этот вопрос. Или даже вопросы:

  • Почему часто родители ждут от детей возврата какого-то долга?
  • Должны ли дети что-то своим родителям?
  • И если да, то что? Сколько и каким образом нужно отдавать?
  • А если нет, то, что делать? Игнорировать эти просьбы?

Хочется сказать в первую очередь о том, как нам самим такими не стать (ведь родителей и их позицию уже не изменишь, да и незачем). Давайте попробуем в этом разобраться.

Почему же так происходит, почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Со временем накопился долг, и у первого человека внутри есть ощущение, что его обманули и использовали – все забрали и ничего не отдали. Я не буду рассматривать ситуацию, когда первый отдавал второму много лет бескорыстно. В этом мире бескорыстия практически не бывает. Даже в отношениях родителей и детей.

Родители в своей заботе о детях держат в уме как минимум стакан воды, который ребенок все-таки должен принести. Ждут и заботы в немощи, и финансовой помощи, и что их будут продолжать слушаться, и что дети будут жить так, как хотят родители, и поводов для гордости и хвастовства, и внимания. И много чего ждут. Даже если явно об этом не говорят. Но на основании чего?

Родители действительно очень много вкладывают в детей – время, нервы, деньги, здоровье, силы. В течение долгих лет. Им часто приходится отодвинуть свои желания на второй план – ради ребенка. Делать то, что не хочется – опять же ради него. От чего-то отказываться, чем-то жертвовать – как минимум своим собственным сном в течение нескольких лет. Кто сказал, что быть родителями легко и просто?

Вот проходят годы, и вдруг - или не вдруг – ребенок слышит прозрачные намеки или прямые указания, что именно и как он должен родителям. Но насколько это правомерно и обоснованно? Действительно ли он что-то должен? И откуда это ощущение несправедливости берется?

Родители переживают, потому что их родительство показалось им самим огромной безответной жертвой. Односторонним процессом, не дающим никаких бонусов и радостей. Двадцать лет мучились и теперь ждут, что должно как-то вознаградиться это все безобразие. Они очень много отдавали и ничего не получали. Совсем ничего. Должна же быть справедливость! Но так ли это?

Нет. Этот мир всегда и во всем справедлив. Дети на самом деле очень много родителям дают. Точнее даже, Бог дает нам через детей столько всего! Даже не описать словами. Их объятия, признания в любви, смешные слова, первые шаги, танцы и песни… Даже просто вид маленького спящего ангела - настолько милыми Господь их создал! Первые пять лет жизни из ребенка исходит столько счастья, что оно притягивает взрослых как магнит. Дальше тоже много разных бонусов, хоть и в чуть меньшей концентрации. То есть через детей Богом родителям дается так же очень много, причем такого, что за деньги не купишь и на дороге не найдешь. И все честно, все компенсируется - родители трудятся, Господь их вознаграждает. Сразу же, в этой же точке. Ты ночь не спал – а тебе утром улыбку, гуление и новые навыки.

Но для того, чтобы получать все эти бонусы - надо быть с детьми рядом. И иметь силы и желание этим наслаждаться – что тоже немаловажно. Видеть все эти дары, быть благодарными за них.

Именно в их детские годы, пока они маленькие, и из них все это счастье излучается просто так, каждую минуту. То, как они пахнут, смеются, ругаются, обижаются, любят, дружат, познают мир – все это не может не радовать любящее сердце родителей. Счастье в нашем сердце – это и есть награда за труды.

Тогда почему родители чувствуют, что им кто-то что-то должен? Потому что их не было рядом с детьми, и все эти бонусы и радости получил кто-то другой - бабушка, няня или воспитательница в детском саду (хотя последняя наверняка тоже этим не пользовалась). Родителям было некогда дышать детскими макушками и обнимать их посреди ночи. Нужно же работать, реализовываться. Нужно куда-то бежать, дети не убегут, подумаешь малыш! С ним не поговоришь, не обсудишь день, он вроде бы ничего не понимает, ему все равно, кто его качает и кормит. Отношения с младенцами часто не вписываются в наше понимание отношений – какое там, так только помыть-покормить-уложить. Некогда нам любоваться спящими детьми, усталость такая сильная, что можно только упасть где-то в другой комнате. Нет времени изучать с ним кузнечиков и цветочки. Нет сил на то, чтобы вместе рисовать, лепить, петь. Все силы остаются в офисе.

Но даже если мама не работает, скорее всего, ей тоже не до этих странных «бонусов» и мелочей. Это же какая-то ерунда, пустая трата драгоценного времени (как и на саму себя), а ей надо дом убрать, еду приготовить, в кружок ребенка отвезти, в магазин сходить. Она же не может лежать с ним рядом и болтать на его непонятном языке, это же глупо. Нет никаких сил и совсем нет времени на то, чтобы просто заглянуть ему в глаза и выдохнуть все напряжение. И если мы идем по делам, то идти надо быстро, а не останавливаться возле каждого камешка. Хотя физически мама рядом, все эти бонусы стремительно пролетают мимо нее. И часто у неработающей мамы к детям претензий еще больше - она же пожертвовала ради них даже своей самореализацией, не работая, так, что потенциальный счет будет еще выше.

Так хочется иногда остановить какую-нибудь бегущую куда-то маму с каменным лицом! Остановись, мама, самое большое чудо рядом! И оно не может ждать!

Оно растет каждую минуту и дарит тебе столько чудес и счастья, а ты пропускаешь все это мимо, не обращая внимания! Словно лепя очень важный песочный замок, ты не замечаешь в песке крупинок золота.

Так же часто останавливаю саму себя, когда у меня вдруг находятся более важные дела, чем почитать книгу, поиграть с ними в Лего или просто полежать рядом со спящим чудом. А куда это я собралась? И зачем? Может быть, лучше позволить счастью проникнуть в мое сердце прямо сейчас и растопить его?

По итогу же этого всего мы получаем такую ситуацию, что люди работали много лет, трудились и достаточно тяжело (разве это может быть просто?), а их честно заработанную зарплату выдавали в другом месте, каким-то другим людям. Потому что именно они были там, где нужно. Например, пока мама и папа изо всех сил трудятся, чтобы выплатить ипотеку за свой огромный дом и заплатить за услуги няне, эта няня испытывает счастье, она наслаждается жизнью в этом доме с этими детьми (я таких счастливых и наполненных нянь, балдеющих от детей и общения с ними, видела очень много, когда мы жили в поселке под Петербургом). А может быть и такое, что все эти радости не получал никто – никому они были не нужны, и спустя много лет и сам ребенок уже поверил, что ничего интересного и хорошего в нем нет.

При этом работавшему тяжело и долго человеку через двадцать лет всё же хочется зарплаты - сразу за все эти годы! И он требует - у тех, ради кого и мучился. А у кого же еще? Но не дают. Вот и остается неудовлетворенность, ощущение обмана и предательства…

Но чья проблема, если мы сами не приходим за своей «зарплатой» родителей каждый божий день? Кто виноват, что мы забываем о том, что в мире все пройдет, а дети будут маленькими всего однажды? Кто несет ответственность за то, что карьера и свершения для нас важнее детских макушек и разговоров с ними? Кто платит за наше решение, когда мы готовы отдать своих детей в садики, ясли, няням, бабушкам ради каких-то достижений, теряя с ними связь и теряя все то, что так щедро дает нам через малышей Господь?

Бесполезно ждать возврата долга от взрослых детей. Они не смогут дать того, что вы хотите, потому что они уже очень много дали вам, хоть вы и не взяли все это.

Дети возвращают долг не родителям, они отдают то же самое своим детям, и в этом мудрость жизни. И пить из взрослых детей соки - значит тем самым обделять собственных внуков, как это ни печально.

«Извини, мама, я ничем не могу тебе сейчас помочь. То, что я должна тебе, я отдам своим детям. Тебе я готова дать благодарность, уважение, необходимую заботу в случае, если это требуется. И все. Больше ничем не могу помочь. Даже если очень захочу.».

Это единственное, что может взрослый ребенок ответить своим родителям, требующим возврата долга. Конечно, он может попытаться, бросить на это все силы, всю жизнь, отказываясь от своего будущего, вкладывая не в своих детей, а в родителей. Только удовлетворения ни у одной из сторон от этого не будет.

Мы не должны ничего своим родителям напрямую. Мы должны все это своим детям. Вот он – наш долг. Стать родителями и передать все это дальше. Отдать всю силу рода вперед, ничего не оставляя позади. Точно так же и наши дети ничего не должны нам. Они даже не должны жить так, как мы хотим, и быть счастливыми так, как мы это видим.

Наша единственная плата за все – уважение и благодарность. За все, что для нас было сделано, как это было сделано, в каком объеме. Уважение, как бы родители себя ни вели, какие чувства бы ни вызывали в нас. Уважение к тем, через кого наши души пришли в этот мир, кто заботился о нас в дни наибольшей беспомощности и уязвимости, кто любил нас, как умел и как мог – изо всех своих душевных сил (просто сил не у всех много).

Конечно, на нас лежит ответственность за последние годы жизни наших родителей, когда они сами о себе позаботиться уже не могут. Это даже не долг, это просто по-человечески. Сделать все, что возможно, чтобы помочь родителям выздороветь, облегчить им быт и дни немощи. Если мы не можем сидеть с болеющим родителем рядом, нанять ему хорошую сиделку, найти хорошую больницу, где будет осуществляться надлежащий уход, по мере возможности – проведывать, уделять внимание. А еще хорошо бы помочь им «правильно оставить это тело». То есть помочь им подготовиться к этому переходу, читая книги. Общаясь об этом с духовными людьми. Но это не долг. Это само собой разумеется, если мы сохранили в себе что-то человеческое.

Больше ничего дети нам не должны. И мы не должны своим родителям. Только уважение и благодарность – напрямую. И передача самого ценного дальше. Дать своим детям не меньше, чем мы сами получили. А лучше – дать даже больше, особенно любви, принятия и нежности.

Поэтому чтобы в старости не стоять с протянутой рукой возле их дома, требуя выплат, учитесь наслаждаться уже сегодня тем, что вам так щедро дается свыше.

Обнимайте их, балуйтесь с ними, смейтесь вместе, нюхайте их макушки, болтайте ни о чем, никуда не спеша, валяйтесь в кровати, пойте, танцуйте, вместе открывайте этот мир – мало ли разных возможностей для того, чтобы вместе с детьми испытывать счастье!

И тогда трудности не кажутся такими трудными. И работа мамы – такой неблагодарной и тяготящей. Подумаешь бессонная ночь, прижимаешь к себе маленькое вкуснопахнущее тело ангелочка, он сложит на тебя свою пухлую ручку - и жить сразу проще. Хоть чуточку. Или даже не чуточку. опубликовано

Поиск в тексте

Действующий

Модельный закон о воспитании детей и молодежи

Принят на тридцать втором
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 32-5
от 14 мая 2009 года)


Настоящий Закон основывается на признании приоритетов норм международного права, закрепленных по Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Конвенции о правах ребенка (1989 год) и других документах ООН, определяет общие правовые и организационные принципы воспитания детей и молодежи в государствах - участниках СНГ и имеет целью создание необходимых условий для формирования систем воспитания детей и молодежи, ориентированных на развитие социально зрелой и творческой личности.

I. Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:

образование - процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, не противоречащий общепринятым в государстве - участнике СНГ нравственно-этическим принципам и нормам, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества;

воспитание - систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве - участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни;

воспитательный процесс - деятельность по формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в государстве - участнике СНГ программами воспитания детей и молодежи;

дети - лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

молодежь - лица от 18 до 29 лет, если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

программа воспитания детей и молодежи - программно-планирующий документ воспитания, закрепляющий основные()направления воспитания детей и молодежи и мероприятия по их реализации;

учреждение образования - юридическое лицо, основной функцией которого является осуществление деятельности по обучению и воспитанию.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи в государстве - участнике СНГ основано на национальном законодательстве об образовании, других законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих воспитательный процесс в государстве - участнике СНГ, с учетом положений настоящего Закона и других международных договоров и соглашений в этой сфере.

2. Если вступившим в силу международным договором государства - участника СНГ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи

1. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи основывается на принципах:

- гуманизма;

- преемственности процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания;

- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- обеспечения условий для формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

- учета духовно-нравственных ценностей и традиций государства - участника СНГ для гармоничного развития детей и молодежи;

- развития и укрепления партнерства государств - участников СНГ в сфере воспитания детей и молодежи.

2. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи направлена:

- на разностороннее развитие детей и молодежи, формирование навыков самореализации личности;

- обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав детей и молодежи;

- установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством;

- воспитание у детей и молодежи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества;

- воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов;

- подготовку детей и молодежи к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, миролюбия, терпимости;

- привитие детям и молодежи культуры межэтнических отношений.

3. Организационной основой осуществления политики в сфере воспитания детей и молодежи являются программы воспитания детей и молодежи, утверждаемые правительством государства - участника СНГ.

4. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений обучающихся (их родителей или иных законных представителей) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Статья 4. Задачи воспитания детей и молодежи государств - участников СНГ

1. Задачами воспитания детей и молодежи являются:



- воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;



- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

2. Государства - участники СНГ принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры для выполнения задач воспитания детей и молодежи.

3. Государства - участники СНГ принимают также все необходимые меры для того, чтобы содействовать физической и психологической реабилитации и социальной реинтеграции детей и молодежи, ставших жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такие реабилитация и реинтеграция осуществляются в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство детей и молодежи.

Статья 5. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи

1. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи осуществляется в рамках международных договоров государства - участника СНГ, международных и национальных проектов и программ, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, осуществляют международное сотрудничество путем:

- установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, в том числе по обмену технологиями воспитания, программами воспитания детей и молодежи, опытом организации воспитательного процесса;

- разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;

- приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов государства - участника СНГ в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере воспитания детей и молодежи;

- организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций.

II. Система воспитания детей и молодежи

Статья 6. Элементы системы воспитания детей и молодежи

Система воспитания детей и молодежи включает в себя:

- программы воспитания детей и молодежи и научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

- учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание детей и молодежи, иные организации (в том числе общественные организации и объединения), обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи;

- органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи;

- общественные (государственно-общественные) организации и объединения;

- субъекты воспитательного процесса.

Статья 7. Программы воспитания детей и молодежи

1. Основой для разработки программ воспитания детей и молодежи является национальная доктрина воспитания детей и молодежи или иной документ такого уровня государства - участника СНГ, в котором определяются цели, задачи, содержание воспитания детей и молодежи, а также методологические подходы и общие требования к воспитанию детей и молодежи с учетом их возрастных особенностей.

2. Порядок разработки и организации выполнения программ воспитания детей и молодежи определяется национальным законодательством.

3. Проекты программ воспитания детей и молодежи проходят обязательную общественную экспертизу, порядок которой определяется нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Статья 8. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи

1. Основными задачами научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи являются:

- обеспечение реализации принятых в государстве - участнике СНГ программ воспитания детей и молодежи;

- изучение, анализ и оценка результативности воспитательного процесса и состояния методической работы, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- информационно-методическая поддержка внедрения и использования новых воспитательных технологий.

2. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи включает в себя:

- исследования в сфере воспитания детей и молодежи;

- доктрину непрерывного воспитания детей и молодежи, программу их непрерывного воспитания, комплексные программы воспитания, программы и планы воспитательной работы учреждения образования, планы работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, учебные и методические пособия, оборудование, средства воспитания;

- технологии воспитания;

- экспериментальную и инновационную деятельность в сфере воспитания.

3. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями образования, учебно-методическими подразделениями органов управления образованием, иными юридическими и физическими лицами в пределах их компетенции.

Статья 9. Учреждения образования, осуществляющие воспитание детей и молодежи

1. Программы воспитания детей и молодежи реализуются учреждениями образования, специализирующимися на реализации программ воспитания детей и молодежи, и учреждениями образования, реализующими программы основного и дополнительного образования.

2. К учреждениям образования, специализирующимся на реализации программ воспитания детей и молодежи, относятся:

- социально-педагогические учреждения;

- специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные учреждения;

- специальные (в том числе закрытого типа) лечебно-воспитательные учреждения.

3. К учреждениям образования, реализующим программы основного и дополнительного образования, относятся учреждения дошкольного, начального, базового, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, учреждения внешкольного воспитания и обучения, другие учреждения в соответствии с национальным законодательством.

4. Во всех учреждениях образования наряду с учебными программами реализуются программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, а при необходимости создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 10. Управление в сфере воспитания детей и молодежи

1. Управление в сфере воспитания детей и молодежи носит демократический, государственно-общественный характер.

2. Для координации воспитания детей и молодежи, выработки рекомендаций, совершенствования процесса воспитания могут создаваться специальные органы управления в сфере воспитания детей и молодежи.

3. Права и обязанности государства - участника СНГ, органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, общественных организаций и объединений в сфере управления воспитанием детей и молодежи устанавливаются модельным Образовательным кодексом для государств - участников Содружества Независимых Государств , настоящим Законом, национальным законодательством.

Статья 11. Компетенция органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере воспитания детей и молодежи

Органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи:

- обеспечивают реализацию государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи;

- осуществляют управление и государственный контроль в сфере воспитания детей и молодежи;

- разрабатывают национальную доктрину воспитания детей и молодежи;

- организуют разработку программ воспитания детей и молодежи;

- осуществляют научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

- обеспечивают функционирование сети учреждений образования, осуществляющих воспитание детей и молодежи;

- организуют повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере воспитания детей и молодежи;

- осуществляют информационное обеспечение в сфере воспитания детей и молодежи;

- осуществляют иные полномочия в сфере воспитания детей и молодежи, определяемые национальным законодательством.

Статья 12. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи

1. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи создаются и действуют в соответствии с национальным законодательством в целях формирования, выражения и защиты интересов участников воспитательного процесса, осуществления общественного контроля в сфере воспитания детей и молодежи, проведения общественной экспертизы проектов программ воспитания всех уровней, обмена опытом.

2. В состав общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи входят представители органов государственной власти, образовательных, научных, профессиональных, благотворительных и иных объединений.

3. Для создании общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи получение предварительного согласия органов управления в сфере воспитания детей и молодежи не требуется.

4. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи подлежат регистрации и действуют в соответствии с национальным законодательством об общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях с учетом положений настоящего Закона.

5. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи строят свою работу на принципах партнерства и уважения участников воспитательного процесса.

6. Решения, принимаемые общественными (государственно-общественными) организациями и объединениями в сфере воспитания детей и молодежи, носят рекомендательный характер.

7. Перечень видов общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи не является закрытым.

Статья 13. Взаимоотношения органов государственной власти и общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Органы государственной власти могут привлекать общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи с их согласия к участию в подготовке и реализации решений в сфере воспитания детей и молодежи (национальной доктрины воспитания, иных документов), программ воспитания детей и молодежи всех уровней, в осуществлении научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи.

2. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи в пределах выполнения ими уставных задач не допускается.

III. Субъекты воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность

Статья 14. Субъекты воспитательного процесса

1. К субъектам воспитательного процесса относятся:

- дети и молодежь;

- педагогические работники;

- родители (иные законные представители детей и молодежи);

- средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации.

2. К педагогическим работникам в настоящем Законе относятся все лица, занятые педагогической работой: няни, воспитатели, учителя, преподаватели, психологи-практики, педагоги-социологи, мастера по трудовому обучению, методисты, педагогические работники внешкольных учреждений, научные работники, инженерно-технические работники, учебно-вспомогательный персонал, работники библиотек учреждений образования, сотрудники педагогической печати, работники органов управления образованием, руководители учебно-воспитательных учреждений и др.

3. Воспитание детей и молодежи обеспечивается во взаимодействии родителей (иных законных представителей детей и молодежи) с педагогическими работниками.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса

1. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

- на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

- свободу мысли, совести и религии;

- личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, защиту от незаконного посягательства на их честь и достоинство;

- формулирование и свободное выражение своих собственных взглядов по всем затрагивающим их вопросам.

2. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

- уважать честь и достоинство, права и свободы всех участников воспитательного процесса;

- выполнять законные требования педагогических работников, родителей (иных своих законных представителей).

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

4. Иные права и обязанности детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

5. Ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяется национальным законодательством.

Статья 16. Права, обязанности и ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса

1. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

- на защиту своих прав, чести и достоинства;

- творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания.

2. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

- осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию программ воспитания детей и молодежи;

- вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди детей и молодежи;

- своевременно информировать родителей (иных законных представителей детей и молодежи) о допускаемых детьми и молодежью нарушениях;

- уважать честь и достоинство детей, молодежи, их родителей (иных законных представителей детей и молодежи).

3. Иные права, обязанности, а также ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством, уставами учреждений образования и должностными инструкциями.

4. К воспитательной работе в учреждениях образования, осуществляющих обучение и воспитание детей и молодежи, иных организациях, обеспечивающих функционирование системы воспитании детей и молодежи, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.

Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливаются национальным законодательством.

Статья 17. Права, обязанности и ответственность родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса

1. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

- на защиту законных прав и интересов ребенка;

- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических и др.) ребенка;

- защиту своих прав, чести и достоинства.

2. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

- создавать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;

- заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности начиная с раннего детского возраста;

- уважать достоинство всех участников воспитательного процесса.

3. Иные права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

4. Родители (иные законные представители детей и молодежи) в соответствии с национальным законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

5. Родители, лишенные по суду родительских прав, могут утрачивать права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с национальным законодательством.

IV. Организация воспитания детей и молодежи

Статья 18. Условия и средства организации воспитания детей и молодежи

1. Воспитательный процесс организованно осуществляется:

- в семье;

- в учреждениях основного и дополнительного образования;

- в условиях социально-педагогических учреждений;

- в условиях специальных (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.

2. Специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения создаются и ликвидируются государственным органом управления образованием государства - участника СНГ и не могут иметь частную форму собственности.

3. Средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации используются государством - участником СНГ для воспитания детей и молодежи. В государствах - участниках СНГ разрабатываются и реализуются специальные программы воспитания детей и молодежи с помощью средств массовой информации, иных средств массовой коммуникации с учетом специфики их воздействия на сознание и поведение детей и молодежи.

4. При организации и осуществлении воспитательного процесса запрещается применение методов физического, психологического и другого насилия по отношению к детям и молодежи.

Статья 19. Воспитание детей и молодежи в семье

1. В государстве - участнике СНГ семье как основной ячейке общества и естественной среде для воспитания детей и молодежи предоставляются необходимые защита и содействие.

2. Государство - участник СНГ уважает ответственность, права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) в осуществлении воспитания детей и молодежи.

3. Государство - участник СНГ не допускает разлучение детей со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

4. Государство - участник СНГ уважает право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Дети и молодежь, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

5. Воспитательный процесс в семье организуется на основе:

- выбора форм, методов и средств воспитания, не допускающих физическое, психологическое и другое насилие над детьми и молодежью;

- культурных традиций и ценностей семьи, народа (народов) государства - участника СНГ, достижений мировой культуры.

6. Родители (иные законные представители детей и молодежи) несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий для воспитания детей и молодежи.

7. Государство - участник СНГ прилагает все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить выполнение принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей или в соответствующих случаях всех законных представителей детей и молодежи за воспитание детей и молодежи.

8. Государство - участник СНГ в соответствии со своими возможностями принимает необходимые меры по оказанию помощи семьям в воспитании детей.

Статья 20. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования

1. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности.

2. Воспитание в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи, принятой в государстве - участнике СНГ.

3. Основными направлениями воспитательной работы в учреждениях основного и дополнительного образования являются:

- формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

- воспитание гражданина и патриота;

- воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;

- формирование творческих навыков;

- педагогическая и психологическая поддержка в социальном развитии личности;

- развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

- овладение навыками безопасного и культурного поведения, здорового образа жизни;

- формирование экологической культуры;

- психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и молодежи.

4. Организационно-воспитательную работу в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляют педагогические работники, в том числе социальные педагоги и педагоги-психологи.

5. В уставе учреждения основного и дополнительного образования в обязательном порядке указываются язык (языки) воспитания и требования к организации воспитательного процесса.

6. Учреждение образования создает детям и молодежи условия для охраны их здоровья и физического совершенствования В учреждении образования учебно-трудовая нагрузка, внутренний распорядок, условия питания и санитарные нормы должны соответствовать государственным стандартам и нормативам.

7. Дисциплина детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования поддерживается с помощью методов, основанных на принципе уважения человеческого достоинства.

Статья 21. Воспитание детей и молодежи в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений

1. Воспитательный процесс в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений организуется на основе:

- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;

- культурных традиций и ценностей народа (народов) государства - участника СНГ, достижений мировой культуры;

- современных воспитательных технологий;

- приоритета семейных форм жизнеустройства;

- создания приближенных к семейным условий содержания воспитанников.

2. Основными требованиями к организации воспитательного процесса в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений являются:

- обеспечение реализации программ воспитания;

- реализация личности ориентированного подхода;

- создание условий для вовлечения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности;

- профилактика противоправного поведения воспитанников;

- охрана жизни и здоровья воспитанников.

3. Воспитательный процесс при реализации программ воспитания реализуется круглогодично.

4. В специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях создаются специальные условия воспитания, предусматривающие ограничения в правах воспитанников в соответствии с национальным законодательством.

5. Формами организации воспитательного процесса при реализации программ воспитания являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание воспитанников, производительный труд и другие не противоречащие закону формы.

6. Воспитательный процесс может осуществляться в группе с пониженной наполняемостью и индивидуально.

7. Воспитанники социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений обладают правами, предусмотренными национальным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 22. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания

1. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, организуется на основе государственной политики государства - участника СНГ по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

2. Система работы по воспитанию детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, включает:

- выявление и учет детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

- принятие и реализацию программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

- создание учреждений образования, специализирующихся на реализации программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, и развитие сети таких учреждений;

- научно-методическое обеспечение программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

3. Для каждого ребенка или представителя молодежи, находящегося в социально опасном положении или нуждающегося в особых условиях воспитания, разрабатывается индивидуальный план воспитательной работы.

4. Для координации взаимодействия органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных учреждений и организаций по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, могут создаваться специальные органы управления воспитанием такой категории детей и молодежи.

V. Финансирование воспитания детей и молодежи и материально-техническая база, необходимая для воспитания детей и молодежи

Статья 23. Финансирование воспитания детей и молодежи

1. Для организации и осуществления воспитания детей и молодежи средства выделяются из бюджета государства - участника СНГ и (или) местных бюджетов этого государства.

2. Дополнительными источниками финансирования воспитания детей и молодежи могут являться:

- безвозмездная помощь юридических или физических лиц;

- иные источники, не запрещенные национальным законодательством.

Статья 24. Материально-техническая база, необходимая для воспитания детей и молодежи

1. Для обеспечения воспитания детей и молодежи в условиях и порядке, определяемых национальным законодательством, формируется необходимая материально-техническая база.

2. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы, необходимой для воспитания детей и молодежи, может осуществляться за счет бюджета государства - участника СНГ, местных бюджетов этого государства, дополнительных источников финансирования, не запрещенных национальным законодательством.

VI. Заключительные положения

Статья 25. Приведение национального законодательства в соответствие с настоящим Законом

Государство - участник СНГ:

- принимает меры по приведению национального законодательства в соответствие с настоящим Законом;

- принимает другие меры по обеспечению эффективного осуществления настоящего Закона.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 44, 2009 год

15.06.2016
ГосДума приняла закон об уголовной ответственности за наказание детей.

Ювенально-педофильское лобби торжествует: Государственная Дума, прямо нарушив указание Президента, втихаря приняла во втором чтении по-настоящему страшный законопроект, предусматривающий до двух лет лишения свободы за шлепок по попе ребенка. Лоббисты разрушения семьи в лице экс-министра юстиции Павла Крашенникова цинично ввели в заблуждение коллег и, пока родительская общественность боролась с законопроектом «О семейно-бытовом насилии», внесли изменения в статью 116 УК «побои», распространив действие этой статьи на детско-родительские и внутрисемейные отношения.

Суть изменений, принятых ГосДумой 8 июня во втором чтении (это чтение является основным-третье чтение во многом формальное и существует для внесения технической правки), состоит в том, что в описательную часть ст. 116 УК «побои» добавлена фраза «в отношении близких лиц» и примечание, разъясняющее, что близкими лицами являются супруги, дети и родственники (см текст статьи, изменения выделены жирным шрифтом).

Статья 116. Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы - наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

П р и м е ч а н и е. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство."


Кроме того, ГД одновременно внесла изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, переведя побои из категории дел частного обвинения в категорию частно-публичного обвинения.

Таким образом, в случае подписания этого закона Президентом и вступления его в силу, любое наказание ребенка, в том числе не повлекшее никаких последствий (т.е. обычный шлепок по попе) может стоит родителю двух лет тюрьмы. Надо сказать, что и сейчас в России то и дело появляются уголовные дела по ст.116 в отношении родителей-но до сих пор это были все-таки исключения из правил (большинство сотрудников полиции-здравые люди, и такие дела просто не возбуждаются. А если возбуждаются, то обычно прекращаются за примирением сторон. В случае вступления в силу свежепринятых Думой поправок такой возможности, по факту, не будет-а судьбу родителей будут решать следственные органы. Такое положение дел, в случае внедрения его в правоприменительную практику, ставит крест на нормальном воспитании, которое невозможно без наказания - это знает любой родитель.

Автором поправок в ст. 116 УК является некто Павел Крашенинников, занимающий кресло председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Этот персонаж, в конце 1990-х годов бывший министром юстиции, а затем переквалифицировавшийся в депутаты (сначала от «Союза правых сил», а с 2005 года-от «Единой России») - типичный пример приспособленца, который использует статус представителя власти для лоббирования чьих-то интересов (в 2010 году гр-н Крашенинников занял седьмое место в рейтинге депутатов-лоббистов русского издания журнала Forbes .

В данном случае-интересов западных фондов и сообщества извращенцев, которым просто необходимо разрушить нормальную семью, чтобы получить .

Поправки Крашенинникова появились в законопроекте ко 2-му чтению: в первом чтении законопроект не предусматривал каких-либо изменений ст. 116 УК. Именно поэтому никто из экспертов родительских организаций вовремя не заметил подвоха, и до сих пор не поднял крик: обычно именно активность родительских организаций и следующие за ней звонки из Администрации Президента заставляет народных избранников включать мозг и начинать анализировать предлагаемые им всякими лоббистами законопроекты.

Мало того, Крашенинников и иже с ним прямо нарушили указание Президента Владимира Путина, который дал рекомендации Верховному суду либерализовать ряд преступлений небольшой тяжести. Данное поручение Президента исполнил Верховный суд, который 14.12.15 внес в Госдуму законопроект о декриминализации (т.е. отмене уголовной ответственности) некоторых преступлений небольшой тяжести. К ним, в частности, были отнесены побои, совершенные впервые. Их предлагалось включить в Кодекс об административных правонарушениях. За повторные побои по законопроекту предусматривалось уголовное наказание.
Как сказано в пояснительной записке Верховного суда РФ: «Нередко деяния, квалифицируемые сегодня как преступления небольшой тяжести, либо лица, их совершившие, не обладают достаточной степенью общественной опасности. Негативные последствия от судимости в таких случаях (причем не только для самого осужденного, но и для его близких родственников) не вполне адекватны характеру этих деяний или личности осужденного. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать декриминализация некоторых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также либерализация уголовного закона».
Предложенный подход позволил бы улучшить ложную практику последних лет, по которой правоохранители иногда возбуждали уголовные дела за физические наказания детей родителями (напр., ремнем), подводя их под статью Уголовного кодекса о побоях.
Однако благое начинание Верховного суда РФ было полностью извращено в процессе лоббирования антисемейных поправок в Госдуме РФ.

Как уже рассказывала «Катюша», родительские организации России и, в частности, Петербурга, уже несколько лет борются против внедрения законопроекта «О семейно-бытовом насилии» - принятие которого активно лоббирует в Думе прозападное лобби в Минздравсоцразвития.

За этот законопроект активно выступают всевозможные извращенцы и западные агенты .

Теперь, после принятия законопроекта Крашенинникова, судьба российских семей зависит от того, успеем ли мы донести информацию о готовящейся провокации до Президента. На сайте Общественного Уполномоченного по защите семьи размещено открытое письмо против законопроекта № 953369-6 (которое можно использовать как образец для собственных обращений) с требованием отклонить в третьем чтении поправки к ст. 116 УК, нарушающие право родителей на воспитание. см . Для тех, кто готов отправлять протестные письма, адрес приемной Госдумы , адрес приемной Президента .

Согласно ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. В данной норме заложен глубокий смысл. Это означает, во-первых, что права и обязанности родителей перед детьми возникают независимо от того, родились эти дети вне брака или в браке. Во-вторых, происхождение детей должно удостоверяться государственными органами ЗАГС. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия. Регистрация рождения ребенка производится по месту фактического его рождения либо по месту регистрации одного из родителей. На основании регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС выдается свидетельство о рождении ребенка, которое служит доказательством его происхождения. Без предъявления свидетельства о рождении ребенка, например, нельзя взыскать алименты.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Забота о детях, их воспитание – основное личное неотъемлемое конституционное право родителей и в то же время их обязанность. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, их духовное, нравственное, физическое развитие. Любое государство (как и мировое сообщество в целом) осознает, что дети – это будущее, и, соответственно, проводит политику, направленную на предоставление возможности добросовестного осуществления родительских прав и создание институтов, препятствующих их злоупотреблениям. Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия, т. е. возраста 18 лет. В отдельных случаях родите льские права прекращаются раньше: при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретения детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность с письменного согласия родителей, полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (т. е. способность своими действиями приобретать права и нести гражданскую ответственность).

Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка.

Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна из них имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и т. п.; другая группа касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения, его моделью.

Родители несут ответственность за воспитание своего ребенка. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором – дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.

Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав. Примером административной ответственности можно считать положения ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ, предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к такого рода ответственности). Примером гражданской ответственности может быть обязанность родителей возместить причиненный несовершеннолетним ребенком ущерб. В качестве примера уголовной ответственности можно привести положения статей УК РФ, предусматривающих ответственность: за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); совершение антиобщественных действий, а именно за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое (т. е. два и более раз) употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151); за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156); злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста (ст. 157) и др.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (т. е. образования на базе девяти классов 11 – летней общеобразовательной школы). Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге прежде всего родителей. Предметом защиты являются все права детей, указанные в семейном законодательстве. В круг объектов зашиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в том числе и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и т. п. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет, подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения о том, кому из родителей и как защищать своего ребенка, разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Родители имеют право представлять интересы своих несовершеннолетних детей без какой-либо доверенности (т. е. специального уполномочия) в любых организациях и учреждениях, государственных и правоохранительных органах, судах, а также перед физическими лицами.

В случае утраты родительского попечения (например, лишения родительских прав, ограничения прав) роль законных представителей несовершеннолетних возлагается на лиц, установленных в определенном законом порядке (в соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (наусыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Родители в своей деятельности должны стараться максимально обеспечить интересы детей и не предпринимать действий, противоречащих этим интересам. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность, примеры которой были приведены выше.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий по такого рода вопросам между родителями они вправе обратиться в орган опеки и попечительства. Указанный орган может дать педагогические рекомендации родителям, разъяснить им, в чем состоят интересы ребенка, которые они должны соблюдать.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения, при этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.). Важно иметь в виду, что само по себе материально-бытовое преимущество родителя не является безусловным основанием для удовлетворения его требований об определении места жительства ребенка с ним. Принимаются во внимание также обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (например, уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, и др.).


| |