Мифы о роли библиотек в современном российском обществе. "роль библиотек в обществе"


Роль школьной библиотеки в идеологической и
идейно-воспитательной работе


Библиотека является структурным подразделением школы.
Главной задачей библиотеки является информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования пользователей библиотеки, путем формирования библиотечного информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования
Сегодня школьной библиотеке отводится важная роль в системе идеологической и идейно-воспитательной работе.
Идейно-воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Идеологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое ;
Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
  • Культура здорового образа личности;
  • Гендерное;
  • Семейное;
  • Трудовое;
  • Профессиональное;
  • Экологическое;
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
  • Культура быта и досуга
В библиотеке оформлен тематический уголок «В помощь классному руководителю», где собрана литература по педагогике, воспитанию и внеклассной работе
Имеются календари государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, экологический календарь, профессиональный
Все это используются при выборе тематики информационных часов в школе.
Большое внимание уделяется часам информирования. Еженедельно проводится подборка литературы к часам информирования для постоянно действующей выставки «Информационный час». Материал подбирается отдельно для начальной, средней и старшей школы.
Библиотекарь должен сам постоянно знакомиться с новостями книжного рынка, а также рекомендовать для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Существуют основные критерии отбора информации:
  • актуальность
  • объективность
  • значимость
  • достоверность
  • оперативность
  • убедительность .
Материал к часам информирования, собран в папку
«Идеологическая и воспитательная работа»
Газеты и журналы Республика Беларусь.
Библиотека выписывала 28 наименований газет и журналов в 2011 г. и 25 наименований газет и журналов выписывает в 2012 г
Информация об общественно-политической жизни и текущих событиях в нашей стране отражена в картотеке статей опубликованных в периодической печати.
Картотека насчитывает более 160 рубрик:
  • Символы государства
  • Беларусь и мир
  • Республика Беларусь - суверенное правовое государство
  • Минск
  • Октябрьский район столицы
  • Детские общественные организации
  • Избирательная система Республика Беларусь
  • Верность великой победе
  • Энергосбережение
  • Экономика
  • Беларусь - страна туризма
  • Здоровый образ жизни и др.
Библиотека составляет списки литературы по идеологии и проблемам воспитания.
В библиотеке оформлено более 20 тематических папок, которые регулярно пополняются новыми материалами:
  • Про Беларусь и белорусов
  • Я - минчанин
  • Подросток и закон
  • В мире профессий
  • Мы выбираем здоровье
  • Экономия и бережливость
  • Основы православной культуры
  • Всё о ВИЧ/СПИДе
  • О нас пишут, нас печатают
  • Помним имя войны
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:
  • Беларусь - страна твоего будущего
  • Пра Беларусь і беларусаў
  • Мой родной город Минск
, которые постоянно пополняются новой литературой.
При организации книжных выставок, тематических полок, просмотров литературы используются книги, рассказывающие о государственной символики для формирования авторитета и уважения к государственным символам
Литература по правовому воспитанию учащихся представлена на выставках: «Ты о законе - закон о тебе», «Ребенок в мире прав».
Библиотека располагает достаточным количеством правовой литературы: Конституция Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека, Кодексы (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Гражданский кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), Законы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка») и другими нормативно-правовыми документами Республики Беларусь
Культура здорового образа личности
С целью пропаганды здорового образа жизни и воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам в библиотеке были оформлены книжные выставки:
  • Твое здоровье - в твоих руках
  • Здоровый я - здоровая страна
  • Скажи сигарете - НЕТ
  • СПИД. Что мы знаем о нем?
  • Будущее без наркотиков
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности:
  • Азбука городской улицы
На книжные выставки, организованные в библиотеке, обращается внимание читателей при индивидуальных посещениях библиотеки.
Библиотека имеет мультимедийные материалы:
  • О Беларуси - 34 презентации
  • О Минске - 8 презентаций
  • Об экономике - 4 презентации
  • О природе - 12 презентаций
  • О здоровом образе жизни - 136 презентаций
  • О культуре безопасной жизнедеятельности - 3 презентации
Всего более 200 наименований
Мультимедийные материалы помогают воздействовать на огромный мир чувств учащихся, формировать их убеждения и гражданскую позицию
Цитата:
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной » (Р. Эмерсон)
В дальнейшем необходимо продолжить работу по оснащению библиотеки более совершенной компьютерной техникой, с возможностью выхода в Интернет. Следует также обратить внимание на более активное приобретение литературы, так как из-за недостатка выделяемых средств на комплектование не в достаточной мере пополняется фонд литературы

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий.

В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках.

Тезис первый – библиотеки в России гибнут.

Тезис второй – библиотеки в России активно развиваются.

Едва ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российских библиотеках?

Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.

Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.

Но ведь это не только в библиотеках – всё в России до предела противоречиво.

Не так давно один наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в виду: Россия – это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг, страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая и развивающаяся.

Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.

В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.

Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.

Только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.

Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.

В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.

С конца 1980 года, востребованость в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.

По данным на 1 января 1999года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек

Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.

Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения:

Российская государственная библиотека;

Российская национальная библиотека;

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино;

Государственная публичная историческая библиотека;

Государственная общественно-политическая библиотека;

Российская государственная библиотека по искусству;

Российская государственная юношеская библиотека;

Российская государственная детская библиотека;

Российская государственная библиотека для слепых.

Частью этой сети являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.

В системе высшего и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек университетов, академий, институтов, школ, колледжей.

В системе общего образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.

Крупная сеть исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375 библиотек.

В советский период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, с универсальными фондами по науке и технике.

Одной из крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская патентно-техническая библиотека

Для обслуживания высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.

Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Библиотеки России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при необходимости обмениваясь документами и информацией о них.

Практически каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на федеральном уровне.

В отличие от других стран государственный библиографический учет российской печатной продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская национальная библиография выпускается на CD-ROM.

Из-за того, что наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для широкой публики.

В силу этого и некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы. По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде

общенациональной мини – библиотеки.

Многие административные центры краев, областей и районов открывали специальные библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался на специфику работы с этими категориями читателей.

Экономические реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.

Больше всего пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.

Новые технологии в библиотечном деле.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках западных стран стало нормой.

Что произойдет с библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные сроки.

Начнем с того, что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс идет – особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.

Библиотеки все больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки, особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том числе – глобальные.

Чем только, технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой. Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей – возрастных, с физическими недостатками и т.д.

Каковы же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников знаний, подлинных крезов.

Это привело к изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические подходы.

Успешно шествует по планете Интернет. Интернет – продукт человеческого гения, являясь глобальной системой, создает новый информационный климат на планете, олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое значение Интернета как средство образования, научно - технического и экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии. Интернет – этап в развитии самого человека.

Для библиотек Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п., ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.

Вместе с тем на основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического; отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического характера.

Многих людей в мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с общедоступностью Интернета.

Но вернемся к библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику, отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.

«Хотя библиотека и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации. Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».

«Интернет- это стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не утонув и не будучи выброшенным на берег».

«Всё равно самым доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги, виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию» с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз, аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл. Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран, думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник. Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»

Каковы же социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.

Библиотека уже в течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.

Начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность, играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.

Фонды на протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку, но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам. В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.

Всемирная система библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена. Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими интересами.

Список литературы

Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.Фонотов Г.П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.Андреева И.А. На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.

... «Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран» . Цель моей работы – изучение кодекса этики российского библиотекаря и рассмотрение основных этических проблем обслуживания современного пользователя. 1. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» В настоящее время обсуждается вопрос о подготовке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского...



Иными словами, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна. Информационные ресурсы значительно упрощают нашу жизнь, делают ее более мобильной, способствуют высокой эффективности, выполняемой нами работой; в общем, они...

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.


Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. Беларусь сегодня является трансформировавшимся обществом, для которого важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение государственного устройства, системы экономических и политических ценностей и приоритетов, которые могли бы стать фундаментом в формировании белорусской государственности и её национальной идеологии.


На современном этапе реформирования системы образования Республики Беларусь вопросы идеологической и воспитательной работы занимают приоритетное место в учебно- воспитательной деятельности высших учебных заведений. Современное высшее учебное заведение рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку не только высокообразованных, эрудированных и творчески мыслящих специалистов, но и людей инициативных, предприимчивых, способных к осмыслению актуальных проблем государства и к активному участию в общественно-политической деятельности своей страны.


Особая роль и ответственность в сопровождении идеологической и воспитательной работы в вузе возлагается на библиотеку. Сегодня библиотека на должном уровне ведет идеологическую и воспитательную работу среди своих пользователей, четко представляя себе направления этой работы.


Функции идеологической и воспитательной работы библиотеки активная и целенаправленная популяризация библиотечного фонда учебного заведения, содержания газет и журналов по проблемам общественно-политической жизни страны; всестороннее изучение интересов и потребностей своих пользователей; организация и проведение постоянно действующих выставок и просмотров, посвященных наиболее важным событиям жизни государства и общества; подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; обеспечение литературой комплекса дисциплин идеологической направленности; организация подписки на центральные республиканские печатные издания; разработка и распространение памяток, плакатов, информационных листков, других наглядных материалов для пользователей библиотеки.


Направления идеологической и воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание; трудовое и профессиональное воспитание, формирование информационной культуры; формирование здорового образа жизни, физическое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; духовно-нравственное и эстетическое воспитание.


Гражданско-патриотическое воспитание В рамках этого направления в библиотеке организуются постоянно действующие выставки «Основы идеологии белорусского государства». Организовываются книжные выставки и другие мероприятия, посвященные гербу, флагу, гимну, приуроченные к государственному празднику, который отмечается каждое второе воскресенье мая «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь». Повышенное внимание в библиотеке уделяется вопросам подготовки и проведения мероприятий, посвященных празднованию Дня единения народов Беларуси и России (2 апреля), Дня Победы (9 мая), Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня), Дня Независимости Республики Беларусь (3 июля). Особенно важное значение в работе по ознакомлению пользователей с историей и традициями белорусского народа, по возрождению национальных ценностей имеют проводимые в библиотеках тематические книжные выставки, пропагандирующие литературу по истории Беларуси, философии, социологии, политологии, культурологии.


Формирование здорового образа жизни, физическое воспитание Важным направлением идеологической и воспитательной работы является формирование здорового образа жизни учащихся и студентов. Библиотека сосредотачивает особые усилия на проведение выставок, направленных на противодействие наркомании и токсикомании, курению, пьянству, алкогольным пристрастиям части учащейся и студенческой молодежи Всемирный день борьбы с наркотиками; Всемирный день здоровья; Всемирный день без табака; Всемирный день туризма; Всемирный день профилактики СПИД. Экологическое воспитание Работа библиотеки вуза по экологическому воспитанию студентов строится на активной пропаганде литературы, посвященной проблемам сохранения, преумножения и рационального использования богатых природных ресурсов. Поэтому библиотека проводит разнообразные выставки, приуроченные к Международному дню Земли, водных ресурсов, Дню охраны окружающей среды, Дню Чернобыльской трагедии.




Аляксандр Лукашэнка. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь: Фотаальбом / фота П.В. Кастрамы. – Мінск: Беларусь, – 168 с. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди. – Минск: Белорусский Дом печати, – 431 с. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол. А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, – 355 с. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп.. – Минск: Амалфея, 2007 Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов в 2 ч. Ч 1. – Минск: Белорусский дом печати, – 328 с. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, – 491 с.


Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. трудов / под общ. ред. О.В. Пролесковского, Г.В. Осипова. – Минск: ИАЦ, – 384 с. Истоки единства: социально- экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси. – М.: «Библиотечка «Российской газеты», 2006.–359 с. Белоруссия и Россия: общества и государства / ред.- сост. Д.Е. Фурман. – М.: Права человека, – 432 с. Иллюстрированная история союзного государства: энциклопедия. – М.: Российская газета, – 258 с. Союзное государство. Развитие и перспективы / под общ. ред. П.П. Бородина. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: БЕЛТА, – 72 с.


Великая отечественная война: энциклопедия / гл. ред. М.М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, – 832 с. Крепость-герой / сост. Т. Ходцева, С. Маслюков. – Минск: Беларусь, – 120 с. Вялікая айчыная вайна савецкага народа (у кантэксце другой сусветнай вайны): вучэбны дапаможнік / пад рэд. А.А. Кавалені, М.С. Сташкевіча. – Мінск: Выд. Цэнтр БДУ, – 279 с. Котов А.И. Беларусь в период второй мировой и великой отечественной войны (гг.): хронологический справочник. – Минск: УП «Энциклопедикс», – 40 с. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко- фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.) / сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – М.: Политиздат, – 272 с. Вызваленне Беларусі: фотаальбом. – Мінск: Беларусь, – 144 с.



Университет начинается с библиотеки

Е А МАТВЕЕВА РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕЕ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФОНДЫ БИБЛИОТЕК СТРАНЫ НЕ ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ ИНФОРМАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА. ИХ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, СОХРАННОСТЬ И ПОПОЛНЕНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА.

Омский государственный технический университет

УДК 021.13.3:008

Современный мир развивается с быстротой, ранее не ведомой человечеству, а вместе с ним не менее стремительно меняется человеческое общество, а следовательно, в какой-то мере и сам человек. Сегодня во все сферы деятельности прочно вошел термин "глобализация". И практически в то же время на первый план вышло другое, казалось бы, противоположное ему понятие - "национальная безопасность". Эти два термина своей противоречивостью ясно показывают, что человечество осознает невозможность своего дальнейшего развития без объединения знаний, ресурсов, накопленного опыта, но вместе с тем каждая нация боится потерять свою индивидуальность и присущие только ей национальные особенности, свою самобытность. Эта противоречивость отражается, конечно же, в государственной политике, а также влияет на развитие различных социальных институтов общества. Стремление к новому и вместе с тем бережное хранение накопленного за века культурного богатства присущи и такому институту общества, как библиотека.

Она органически входит во все области и все этапы человеческой жизни - детство, школу, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна, общедоступна. Она бережно собирает, хранит и предоставляет произведения письменности, аудиовизуальные и электронные материалы миллионам читателей. Это своего рода информационная модель национальной культуры каждого народа.

"В ходе развития библиотеки как института, обслуживающего потребности общества, создаются и запечатлеваются достижения, знания и технические возможности определенного времени, особенности регионов, культурные традиции сообщества.... Библиотеки - памятники культуры, которые несут в себе, как и объекты культурного наследия, информационный потенциал для последующих поколений, ресурсный потенциал для общественного использования в настоящем и средообразующий потенциал, определяющий параметры сложившейся в регионе соответствующей социокультурной среды" . Именно поэтому столь близка этому институту "национализирующая миссия", ее особая роль в сохранении и поддержании национальных ценностей".

Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций в последнее время вышли на первый план и стали ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. За последнее десятилетие в нашей стране очень часто звучали слова о национальной культуре, о правах наций на самоопределение. И вместе с тем очень мало было сделано для того, чтобы слова превратились в конкретные дела. Хотя проблема национальной культуры, ее сохранения действительно важна.

"Национальная культура - это культура народа, живущего в условиях цивилизации, осознающего себя частью этой цивилизации наряду с другими народами. Она не просто воспроизводит этнокультурные особенности данного народа, но служит условием его жизни в общециви-лизационном пространстве, объединяющем его с близкими ему "по духу" народами. Народ, не способный к такой жизни, не может быть нацией.

Посредством национальной культуры народ обретает способность общаться с другими народами, входящими с ним в единое цивилизационное пространство, сохраняя при этом свою самобытность и неповторимость. В равной мере национальная культура есть разговор становящейся цивилизации с народами, которые она вовлекает в свою орбиту" .

Поэтому, "если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, художественной традиции" . Библиотека в этом случае является как бы формой генерации культурного фонда нации, ее документальным ядром.

Судьба библиотек в течение многовековой истории развития нашей цивилизации всегда была прямо связана с судьбой письменности. "Из трех существующих типов культуры - этнической (или народной), письменной и массовой, письменная культура - это единственное условие, единственная форма существования нации. Нация складывается, прежде всего, через приобщение людей к письменной культуре, к письменной традиции" . И вряд ли стоит доказывать, что в процессе предоставления источников письменной культуры библиотека занимает первое место, ее не сможет заменить какое-либо другое учреждение или информационное пространство.

В современной библиотеке удачно сочетается обслуживание пользователей с различными навыками информационной культуры. В ее стенах читатель может полистать книги, вышедшие в прошлом году, и познакомиться с документами, срок хранения которых насчитывает уже несколько сотен лет. А в соседнем отделе ему предоставят возможность поискать нужную информацию в Интернете, поработать с CD-ROM. Но несмотря на все новые технологии, вошедшие в повседневную работу, библиотека необходима обществу, прежде всего, как институт, предоставляющий документы в традиционном виде. "Это особенно важно, учитывая, что для большинства населения даже развитых стран, не говоря уже о бедных и отсталых, Интернет недоступен ввиду отсутствия во многих населенных пунктах соответствующих технических средств. В будущем мультимедийные ресурсы и их использование будут связаны со сложными специ-

алиэированными средствами и программным обеспечением, в результате чего реальный доступ к информации будет осуществляться через ограниченное число рабочих станций" .

Среди библиотек самыми богатыми книжными собраниями располагают, конечно же, национальное библиотеки. И именно они несут наибольшую ответственность за сохранение национальной культуры. "Представляется, что особый общественный статус и непреходящее значение национальной библиотеки обусловлены уникальными возможностями и ролью печатного (рукописного в прошлом или электронного в будущем) слова, ролью книги (используем этот термин в обобщенном, собирательном смысле). Ведь в конечном итоге в книге отображается все, что происходило и происходит в жизни. В ней запечатлены все материальные памятники истории, политические события, научные достижения, все духовные искания. Библиотека же, где документы - книги, рукописи, журналы, газеты, брошюры, плакаты, карты, ноты, открытки и др. хранятся веками, становится своеобразным зеркалом жизни общества, его исторической памятью. Она - образ мира материального и духовного. Национальной библиотекой создается, прежде всего, образ Отечества во всей его многогранности - в чертах благородных и обыденных, прекрасных и трагических, полных достоинства или смятения.

Даже в случае непредвиденных катастроф, это - одна из гарантий возрождения общества. Вспомним слова академика Д.С. Лихачева, который часто повторял: "Что бы ни случилось в мире, какими бы не были страшными культурные потери - духовное и материальное возрождение возможно, если сохранятся крупные библиотеки и архивы" .

Общество построено многими поколениями людей, каждое из которых вносило свой вклад в развитие знаний и формирование культуры. Все свои достижения, находки, открытия они фиксировали в форме печатных материалов. А последние, в свою очередь, кропотливо собирались в фондах библиотек. "Ликвидацию фондов, их оскудение и, следовательно, деструкцию исторической памяти действительно необходимо рассматривать как угрозу национальной безопасности. Если нет исторической памяти, народ превращается в население, в толпу. Если нет традиции - нет общих ценностей, незачем проявлять альтруизм, самоотверженность, все духовные ценности общества начинают деградировать" . Мы уже сегодня становимся свидетелями того, во что превращается человек, не получивший элементарного воспитания и образования. Недаром так много говорят о "потерянном" поколении современной молодежи.

Между тем во всем мире давно признано, что накопленные страной библиотечные, музейные, архивные фонды и есть главный показатель того культурного ресурса, который образует ее, так сказать, национальный культурный капитал. "Закрепляясь преимущественно в письменной форме, национальная культура обретает способность жить и накапливаться не столько в естественной памяти народа, сколько в искусственно созданных хранилищах -музейных коллекциях разного рода, архивах, библиотеках и пр. Реальный объем национальной культуры, если его измерять в каких-то количественных единицах, определяется именно тем, что собрано в этих хранилищах и, стало быть, доступно для дальнейшего пользования. Единица библиотечного, музейного и прочего хранения - наиболее элементарная форма учета национальной культуры, всего того, что хранится в памяти нации" .

"Директор Национальной библиотеки Франции Жан Флавье считает обязанностью библиотеки сохранение и предоставление информации из прошлого - без этого невозможно понять сегодняшний мир. По мнению директора Немецкой библиотеки Клауса-Дитера Лемана библиотека должна обеспечивать диалог культур и обмен знани-

ями: информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций" .

"Библиотекари несут ответственность за сохранение материалов о нашем прошлом и сбор информации о нашем настоящем. Они каталогизируют все эти данные таким образом, чтобы их можно было быстро и легко отыскать и сделать доступными для тех, кто в них нуждается. Они ответственны не только перед теми, кто пользуется библиотекой в настоящее время, но и перед теми, кто много веков спустя будет изучать информацию, собранную сегодня" .

Но библиотеки не ограничиваются хранением собранных в своих фондах книжных памятников. Реализация социокультурной функции национальных библиотек связана также с их обширной работой по построению достоверной информационной модели национальной культуры. "Над созданием этой модели либо ее отдельных функциональных блоков работают сегодня все национальные библиотеки России. В законченном виде она позволит, во-первых, зафиксировать исторический путь национальной документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развития национального культурного процесса как такового. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями.

Информационная модель национальной культуры - это не только инструмент фиксации определенного состояния культуры этноса, но и способ отношения к национальным историко-культурным ценностям. Обе ее ипостаси являются основными составляющими понятия "культурное возрождение".

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры остро стоят сегодня перед всеми без исключения народами Российской Федерации. Однако культурное возрождение - это не только возвращение к культурным истокам и восстановление культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. И это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед. Возрождение культуры в таком понимании - это возвращение ей способности к построению образа "будущего" в отличие от преимущественного сосредоточия на реконструкции образа "прошлого".

Конечно же, библиотеки - наша общая память, но это отнюдь не означает, что они связаны только с прошлым, они же и основа для инноваций и культурного развития. Потому что нельзя двигаться вперед, не зная старого. Социально-экономическая история ведущих стран мира показывает, что достижение высокого уровня развития должно быть основано, с одной стороны, на вовлечении в процесс управления максимально широких слоев населения, а с другой - на рациональном использовании и минимизации общих затрат природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Информация тоже является национальным ресурсом. "В определенном смысле она подобна другим видам национальных ресурсов - недрам, воде, лесам и т.п. Сохранение, развитие и рациональное использование информации является задачей государственного значения" .

Не преувеличивая, можно сказать, что сохранение фондов библиотек является основным условием для выживания национальной и мировой культуры и науки. За рубежом этот факт осознали уже давно. В Европе только за последние пять лет были оборудованы три современных здания для национальных библиотек. Да и

рядовые библиотеки маленьких городков оснащены так, что даже наши крупные городские библиотеки могут только мечтать о такой технике. Национальные библиотеки Европы играют большую роль и в исследовательских программах. "В Европейской Комиссии существует так называемая пятая рамочная программа развития научных исследований и технологий, которая начата в 2000-м и завершится в 2004 г. Достаточно большая ее часть отведена проблемам информационного общества. В ее рамках есть программа, в которую входят библиотеки, музеи, архивы. Она называется "культурное наследие и информационные ресурсы" и имеет целью предоставить более широкий доступ рядовым гражданам и профессионалам европейских стран к постоянно расширяющимся ресурсам в области культуры и информации" . В нашей же стране библиотекам по-прежнему приходится изо дня в день доказывать свою значимость и необходимость.

Всем известна фраза: "Кто владеет информацией, тот правит миром". Информация давно уже стала дорогостоящим товаром. И вместе с тем информационные ресурсы являются частью национальной культуры. "Определяя национальную культуру как культурный капитал нации, необходимо подчеркнуть его первостепенное значение по сравнению со всеми другими видами капитала - промышленного, торгового, финансового и пр. Именно от него, в первую очередь, зависят экономическое благосостояние страны и ее политическая независимость. Культурный капитал делает возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития. Нет нации до и вне этой культуры, тогда как последняя творится первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации. Можно сказать, что нация рождается, прежде всего, в университетских аудиториях и библиотечных залах, чтобы обрести затем характер политического и экономического единства. Наличие оригинальных мыслителей, писателей, художников -еще не признак сложившейся нации, но ее предпосылка. Когда плоды их деятельности усваиваются большинством населения, становятся достоянием каждого, возникает родство людей не только по происхождению и месту проживания, но и по культуре. И только такое родство создает нацию". Поэтому очень важно обеспечить равную доступность информации, то есть идей и знаний всем людям, независимо от места их проживания,

профессии, имущественного достатка. А это достигается только через широко развитую систему библиотек. Процветающие библиотеки - одна из составляющих материального и, что более важно, духовного благополучия государства.

Они представляют собой своеобразный мост из прошлого в будущее. Здесь вы найдете все, что накоплено человечеством за века своего существования, познакомитесь с новым. И здесь же готовится основа для управления информационными ресурсами будущего.

Литература

1. Антопольский А. Совместные усилия ведомств и организаций - залог сохранения информации / А. Антокольский, К. Вигурский // Библиотека. -1998. - № 2. - С. 1518.

2. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в XXI век // Библиотековедение. -1999. - №1. - С. 138-150.

3. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности II Библиотековедение. - 1999. -№2.-С. 28-47.

4. Брайен Л. Будущее библиотеки // НТБ. -1996. - №4. -С. 27-37.

5. ЗегбертМ. Программы Европейской Комиссии: Возможности участия библиотек СНГ// Библиотековедение. -2000,-№4.-С. 17-19.

6. Книга и культура мира в России: Румянцевские чтения - 2000 // Библиотековедение. - 2000. - №5. - С. 6-15.

7. Кузнецова Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур.

8. Межуев В. Национальная культура как понятие и явление// Библиотековедение. -1999. - № 2. - С. 48-59.

9. Могилевер Н. Информация тоже источник получения средств//библиотека. -1998. - №6. - С. 14-15.

10. Морозова И.В. Проест "Память России": Опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. - 2000. - №4. -С. 38-45.

11. Чурбанов В. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности // Библиотековедение. -1999.-№3. -С.36-42.

МАТВЕЕВА Елена Анатольевна, ведущий библиотекарь библиотеки ОмГТУ.