Значение якушкин павел иванович в краткой биографической энциклопедии. "Якушкин, Павел Иванович" в книгах

ЯКУШКИН Павел Иванович родился - писатель, фольклорист и этнограф.

Сын небогатого помещика и крепостной кре­стьянки, Павел Иванович прошел в детстве суровую школу жизни.

Учился сначала в Орлов­ском уездном училище, потом в Орлов­ской гимназии.

В 1840 поступил в Московский университет, где сблизился с П. В. Ки­реевским и по его совету начал система­тически собирать произведения фолькло­ра.

В 1844 в журнале М. П. Погодина «Моск­витянин» (№ 12) студент Якушкин опубликовал свой первый этнографический очерк «На­родные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях» . Почувствовав в себе призвание к новому роду деятельности, он на 4-м курсе оставляет универ­ситет и становится профессиональным со­бирателем фольклора.

В 1846-49 на средства Киреевского он путешествовал по центральным губерниям России, до­ставляя знаменитому собирателю народ­ные песни и сказки. Собранные им материалы впоследствии вошли в такие мону­ментальные фольклорные своды, как собрание песен Киреевского, собрания сказок и легенд А. Н. Афанасьева и собра­ние пословиц и поговорок В. И. Даля.

С 1849 по 1856 Павел Иванович преподавал историю и географию в уездных училищах Харь­ковской губернии. Выйдя в отставку из-за столкновения с начальством, он поселился в орловском имении матери Сабурово, где в течение двух лет готовил к изданию песни, собранные Киреевским.

В 1858 он уезжает в путешествие на Север в ка­честве корреспондента журнала «Русская беседа».

В 1859 результатом поездки явились его «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний» , опубликованные в «Русской беседе» (т. IV и VI).

В конце 50-х гг. Якушкин обратил на себя вни­мание полицейских властей как револю­ционный агитатор и подметчик «возмути­тельных» прокламаций.

В 1862 едва ли не по заданию общества «Земля и Воля» он совершил поездку по Тульской губернии.

В 1864 полиции удалось перехватить у него черно­вой набросок его письма к А. И. Герцену , после чего над ним нависла реальная уг­роза заточения в Петропавловскую крепость, но Павел Иванович успел выехать на Нижего­родскую ярмарку. В Нижнем Новго­роде Якушкин был вновь уличен в пропаган­дистской деятельности, арестован и выс­лан сначала в Петербург, а затем в ор­ловское имение матери Сабурово под стро­гий надзор полиции. В ссылке он продол­жал заниматься литературным трудом, откликаясь в своих очерках и рассказах на жгучие вопросы современности.

В 1868 его высылают в Астраханскую губернию.

В 1871 - в Самарскую губернию.

Многолетняя ссыл­ка подорвала и без того расшатанное здо­ровье Якушкина П.И. В Самаре его вынуждены были поместить в земскую больницу, где он вскоре и умер от возвратной горячки.

Значительное место в литературном на­следии Павла Ивановича Якушкина занимают его «Путевые пись­ма» , дневниковая форма которых да­вала возможность всесторонне отразить жизнь простых людей, их повседневные дела и праздничные увеселения. Отличи­тельная особенность «Путевых писем» - их насыщенность фольклорными мате­риалами. Они представляют собой ту фольклоризованную прозу, в которой трудно определить, где кончается фоль­клор и где начинается собственное твор­чество писателя. В северных «Путевых письмах» встречается еще немало случай­ных произведений народной поэзии, не­редко без должного их осмысления.

Иной подход к фольклору в «Путевых письмах из Орловской губернии» («Современник», 1861, № 5 и 8). Якушкин весьма тщательно отби­рает записанные им предания о так называемых «бла­городных разбойниках», включает в худо­жественное повествование те из них, со­циальная направленность которых выра­жена наиболее ярко (предания о Тришке Сибиряке, Федьке Рыжике, Сироте, Дуб­рове и Кудеяре).

В «Путевых письмах из Астраханской губернии» («Отечествен­ные записки», 1868, № 10; 1870, № 1) он впервые после А. С. Пушкина обращается к преданиям о Разине и Пугачеве. Запи­санные им предания отличаются глубоким демократизмом. Образ Пугачева, например, выглядит в них совершенно иным, нежели в официальной его интерпретации того времени. «Человек был добрый» - вот общее мнение рассказчиков.

В начале 60-х гг. Якушкин выступил с очерками и рассказами из народной жизни. Отно­шение крестьян к реформе 1861 он изби­рает темой своего первого и лучшего беллетристического произведения - очерка «Велик бог земли русской!» («Современ­ник», 1863, № 1-2). Он показывает и предреформенные настроения различных слоев населения, вызванные высочайшими рескриптами Александра II, и отношение крестьян к царскому манифесту, и крутую расправу властей с крестьянами во время проведения реформы. Пользуясь эзопов­ским языком, Павел Иванович выражал свое резко отри­цательное отношение к реформе.

В очерке «Из рассказов о Крымской войне» («Совре­менник», 1864, № 11 -12) он разрабаты­вает тему царской солдатчины. В неболь­ших «рассказах» очерка о бездарности командования и о казнокрадстве военных чиновников усматривается страшная со­циальная драма того времени: прогнив­ший крепостнический строй, душивший все прогрессивное и передовое. Теме цар­ской солдатчины посвящен и очерк Якушкина «Прежняя рекрутчина и солдатская жизнь» («Прибавления к «Русскому инвалиду», 1864, № 8), написанный на мате­риалах народных песен.

С 1864 в журнале «Искра» и «Современник» Якушкин П.И. публикует ряд очерков под общим названием «Небы­вальщина» . Очерки этого цикла по содер­жанию и форме близки к «Путевым пись­мам». Писатель рассказал в них о тех злоключе­ниях, которые выпадали на его долю во время многочисленных походов за песня­ми. В рассказе «Бунты на Руси» («Совре­менник», 1866, № 3; «Новое время», 1880, № 1626 и 1628) Якушкин коснулся одной из ак­туальных для того времени тем, а именно крестьянских волнений и расправы над бунтовщиками. Внешне Павел Иванович как будто по­вторяет основные сюжетные узлы антини­гилистических романов. Но если в этих романах бунты поднимают «нигилисты», подметчики прокламаций и агитаторы, а начальство, усмиряя их, действует по за­кону, то он повертывает обвинение в дру­гую сторону, отсылает его обратно, в адрес начальства. Социальный характер кресть­янских бунтов, царистские иллюзии, стремление властей в ряде случаев спрово­цировать столкновение крестьян с поме­щиками - все эти и некоторые другие осо­бенности пореформенной эпохи отмечены в рассказе Якушкина исторически верно.

Видное место занимает Павел Иванович Якушкин в истории русской фольклористики. Принципы со­бирания народных песен, выработанные им во 2-й половине 40-х гг., не утратили своего научного значения и в наши дни. Среди них должна быть отмечена, прежде всего, точность записи. Она достигалась тем, что Якушкин записывал непосредственно с голо­са. Он стремился передать своеобразие песенного напева, используя для этой цели всевозможные повторы, усилитель­ные части и тому подобное. Бережное отношение к тексту сказалось и в том, что Павел Иванович широко пользовался фонетической записью. Дру­гим важным принципом собирательской деятельности является фронтальное обследование фольклора определенной местности. Открытием собирателя явилось также ведение фольклорного дневника. Дневник давал возможность охарактери­зовать ту обстановку, в которой бытуют народные произведения. Это как раз то, чего позднее требовал от собирателей фольклора Н. А. Добролюбов.

Умер - , Самаре.

Один из первых в России профессиональных собирателей фольклора, этнограф и писатель Павел Иванович Якушкин происходил из старинного дворянского рода, занесенного в дворянскую родословную книгу Смоленской губернии, однако сам дворянином так и не стал, поскольку его отец, Иван Якушкин, свой брак с крепостной девушкой Прасковьей долгое время официально не регистрировал, и родившегося в 1822 году сына Павла причислили к мещанскому сословию.
Появился на свет Якушкин в усадьбе Сабурово Орловской губернии – но не в той, что связана с именем фельдмаршала Каменского и находится рядом с Орлом, а в сельце Сабурово (в настоящее время, к сожалению, исчезнувшем) Малоархангельского уезда – в 70 верстах от губернского центра.
После окончания Орловской мужской гимназии Павел Якушкин поступил на математический факультет Московского университета, но, обучаясь в нем, стал изучать произведения устного народного творчества, собирая их во время длительных странствий – путешествий.
Под видом странника и мелкого торговца – офеня Павел Иванович пешком обошел Новгородскую, Псковскую, Владимирскую, Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Черниговскую, Астраханскую и, конечно же, родную Орловскую губернии.
В результате своих многочисленных хождений по Руси Якушкин записал более тысячи произведений устного народного творчества, которые составили потом самую ценную часть собрания народных песен П. Киреевского.
Первое же самостоятельное этнографическое произведение Якушкина называлось «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях», и написано оно было на орловском материале.Во время своих странствий фольклорист много раз замерзал, промокал, заболевал, попадал в различные рискованные ситуации, однако всегда с честью выходил из них, не теряя рассудка и энтузиазма.
В 1861 году Якушкин опубликовал в журнале «Современник» «Путевые письма из Орловской губернии», многие из которых написаны были на малоархангельском и сабуровском материале.
С 1865 по 1868 год Павел Иванович почти безвыездно провел в имении матери Сабурово, куда был сослан по подозрению в пропагандистской деятельности.
Собиратель легенд и сказаний, Якушкин остался в истории и народной памяти легендарной личностью, а образ его нашел отражение в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (здесь он – Павлуша Веретенников) и в романе М. Горького «Дело Артамоновых» (а тут он – Япушкин).

В 1868 его высылают в Астраханскую губернию.

В 1871 - в Самарскую губернию.

Многолетняя ссылка подорвала и без того расшатанное здоровье Якушкина П.И. В Самаре его вынуждены были поместить в земскую больницу, где он вскоре (1872) и умер от возвратной горячки.
По словам всех знакомых и товарищей Якушкина, «бессеребник в нем виделся настоящий, у него никто не видел денежного кошелька, как не видел никто какой-нибудь другой движимой собственности. Он слишком был отрешен от обыденных привычек оседлых людей... Оттого он и казался таким чудаком...» (наши современники охарактеризовали бы его, конечно, несколько грубее. – А.П.)
Умер Павел Иванович без гроша в кармане, но его товарищи сумели обеспечить писателю достойные похороны: «положили в честный гроб с украшениями, понесли который на честных рабочих руках, с церковным пением, которое любил покойный – и с полковой музыкой, которая так отвечала и приличествовала замечательному певцу и страннику».

26 января 2007 года, 135 лет спустя после того печального события, и в очередную, 185-ю, годовщину со дня рождения известного русского писателя, этнографа и фольклориста на его родине, в деревне Тетерье Покровского района (она находится в двух километрах от исчезнувшего Сабурово – А.П.), прошли праздничные мероприятия, посвященные Павлу Якушкину, во время которых был открыт памятный знак знаменитому земляку. Проходят с тех пор в районе и ежегодные (в январе) Якушкинские фольклорные фестивали.

Якушкин, Павел Иванович - писатель-этнограф, двоюродный брат И . Д. Я. (см.); род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери П. И., крепостной крестьянке. В 1840 г. Я. поступил на математический факультет москов. унив. и был уже на 4-м курсе, когда под влиянием М. П. Погодина и П. В. Киреевского, особенно последнего, страстного поклонника народной поэзии и собирателя ее остатков, сделался народолюбцем и, бросив университет, отправился, под видом коробейника, странствовать по деревням.

Он записывал песни, сказки, пословицы и присматривался к различным проявлениям народного быта . Это хождение в народ, предпринятое Я. в 40-х гг., было приемом совершенно новым, оригинальным и, по тому времени, очень смелым. Я. встретил на своем пути много всяких приключений и неприятностей, причем главной причиной последних было ношение им (по крайней близорукости) очков, при крестьянском платье совершенно необычных.

Природное добродушие, невзыскательность и выносливость Я. давали ему возможность, несмотря на все невзгоды добровольного странничества, продолжать любимое дело. По его собственным словам, он работал по части собирания песен более 20 лет, составив довольно большие сборники песен и сказок (последние были им переданы А. H.

Афанасьеву). Этот период в жизни Я. был особенно плодотворным по свежести, непосредственности и обилию наблюдений над народной жизнью, сделанных в молодые годы; они послужили впоследствии главным материалом для его путевых очерков и рассказов. Сначала он бродил в Заволжье, в Костромской губернии, затем побывал в окрестностях Ростова и Переяславля, на берегах озер Псковского и Ильменя и, наконец, в Харьковской губ. ; был учителем уездного училища сначала в Богодухове, потом в Обояни, но скоро оставил эту деятельность, как совершенно несродную его характеру.

Я. был человек увлекающийся и впечатлительный, отличаясь притом крайней слабостью воли; это последнее свойство, при постоянном хождении по деревенским кабакам ради угощения приятелей-крестьян, снабжавших Я. песнями, скоро обратило его в неизлечимого алкоголика и сделало героем разных анекдотических чудачеств. В 1858 г. Я. приехал в Петербург, хлопотать об издании своего сборника песен, так как московское общество любителей российской словесности устранило его от редактирования собраний Киреевского, вопреки выраженному последним желанию. В Петербурге Я. сошелся с кружком литераторов и стал писать кое-что (немногое) для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отеч.

Записок" и других журналов. В 1859 г., во время странствования по Псковской губ., он был арестован псковским полицмейстером Гемпелем и выдержан несколько дней в "кутузке". Это приключение, подробно описанное самим Я. в письме к редактору "Русск. Беседы", наделало в свое время много шуму, вызвало печатную полемику Я. с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и пр. ; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола.

В 1865 г . дальнейшее пребывание Я. в Петербурге было признано неудобным, и он был выслан на родину, к матери, но, не желая обременять собою старушку, сам просил перевести его куда-нибудь подальше. Тогда местом для его жительства был назначен Красный Яр, Астраханской губ., где он и прожил несколько лет, иногда перебираясь в Енотаевск. В конце 1871 г. ему позволено было переехать в один из уездных городов Самарской губ. ; Я. приехал в Самару, там слег в больницу и умер в начале 1872 г. Сочинения Я., печатавшиеся в разных журналах, частью еще при его жизни были изданы отдельными книжками: "Путевые письма" (СПб., 1860); "Бывалое и Небывальщина" (СПб., 1865); "Собрание песен" (1860 и полнее, 1865).

Самое полное собрание всего написанного им издано в СПб., в 1884 г., В. О. Михневичем, под заглавием: "Соч. Павла Якушкина", с приложением биографии, составленной С. В. Максимовым, и товарищеских воспоминаний П. Д. Боборыкина, П. И. Вейнберга, И. Ф. Горбунова, А. Ф. Иванова, H. С. Курочкина и др. См. А. H.

  • Богатырев Павел Иванович - Богатырев Павел Иванович - беллетрист. Род. в 1851 г. в мещанской семье. Поступив на сцену, имел успех в провинциальных оперных театрах. Затем он служил в Москве в Народном театре и у М. В. Лентовског...
  • Бузовлевы - Бузовлевы - Иван Иванович в 1649 и Павел Михайлович Б. в 1691 г. написаны "в списку" городовых дворян и верстаны поместным окладом. Герб их помещен в VI ч. Герб., № 85.
  • Егеря конные - Егеря конные (видоизменение драгун) - в настоящее время существуют только во Франции (20 полков) и в Австрии, где в военное время формируются 2 эскадрона тирольских конных Е. и 1 отделение далматински...
  • Зубова, Мария Воиновна - Зубова, Мария Воиновна (урожденная Римская-Корсакова) - известная в свое время певица и любительница народных песен. Умерла в 1799 г. З. "сочинила немало разных весьма изрядных стихотворений, а особли...
  • Назореи - Назореи - особый класс посвященных у евреев. Давшие обет назорейства воздерживались от вина и др. возбуждающих напитков, не стригли волос и вообще избегали всякого осквернения. Были Н. временные и пож...
  • Нейдгарт - Нейдгарт - дворянский род, происходящий из Австрии и восходящий к 1-й половине XVI в. Николай Андреевич Н. в конце XVII в. выехал в Россию и в начале XVIII в. был полковником. Один из его правнуков, П...
  • Новицкий, Яков Павлович - Новицкий, Яков Павлович - современный малорусский этнограф. Род. в 1847 г., был сельским учителем; писал по педагогическим и общественным вопросам в "Русск. Ведом.", "Стране", "Петерб. Ведомостях", "Н...
  • Караджиани - Караджиани (Joan Caragiani) - современный румынский писатель и проф. университета в Яссах. Родом из Македонии, он интересуется судьбой македонских румын (цинцар), их историей, языком и народной словес...
  • Комиссар - Комиссар - член какой-нибудь комиссии, особенно исполнительной, но чаще уполномоченный, являющийся единоличной властью. Особенно много К. было при Петре I; К. были при сенате, К. поручалось управление...
  • Крылов Андрей Иванович - Крылов Андрей Иванович (1747-1810) - известный деятель поморской церкви. Родом архангельский мещанин. Его религиозно-полемические сочинения (числом семь), в свое время пользовавшиеся среди старообрядц...
  • Кутайсовы - Кутайсовы - русский графский род, происходящий от пленного турка Ивана Павловича К. († 1834), служившего камердинером при императоре Павле, быстро возвысившегося при воцарении этого государя, достигше...

Значение ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Якушкин (Павел Иванович) - писатель-этнограф, двоюродный брат Ивана Дмитриевича (см. выше), родился в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери Павла Ивановича, крепостной крестьянке. В 1840 г. Якушкин поступил на математический факультет Московского университета и был уже на 4-м курсе, когда под влиянием М.П. Погодина и П.В. Киреевского, особенно последнего, страстного поклонника народной поэзии и собирателя ее остатков, сделался народолюбцем и, бросив университет, отправился, под видом коробейника, странствовать по деревням. Он записывал песни, сказки, пословицы и присматривался к различным проявлениям народного быта. Это хождение в народ, предпринятое Якушкиным в 40-х годах, было приемом совершенно новым, оригинальным и, по тому времени, очень смелым. Якушкин встретил на своем пути много всяких приключений и неприятностей, причем главной причиной последних было ношение им (по крайней близорукости) очков, при крестьянском платье совершенно необычных. Природное добродушие, невзыскательность и выносливость на все невзгоды добровольного странничества, [...] продолжить свое любимое дело. По его собственным словам, он работал по части собирания песен более 20 лет, составив довольно большие сборники песен и сказок (последние были им переданы А.Н. Афанасьеву). Этот период в жизни Якушкина был особенно плодотворным по свежести, непосредственности и обилию наблюдений над народной жизнью, сделанных в молодые годы; они послужили впоследствии главным материалом для его путевых очерков и рассказов. Сначала он бродил в Заволжье, в Костромской губернии, затем побывал в окрестностях Ростова и Переяславля, на берегах озер Псковского и Ильменя и, наконец, в Харьковской губернии; был учителем уездного училища сначала в Богодухове, потом в Обояни, но скоро оставил эту деятельность, как совершенно несродную его характеру. Якушкин был человек увлекающийся и впечатлительный, отличаясь притом крайней слабостью воли; это последнее свойство, при постоянном хождении по деревенским кабакам ради угощения приятелей-крестьян, снабжавших его песнями, скоро обратило его в неизлечимого алкоголика и сделало героем различных анекдотических чудачеств. В 1858 г. Якушкин приехал в Петербург, хлопотать об издании своего сборника песен, так как московское общество любителей российской словесности устранило его от редактирования собраний Киреевского, вопреки выраженному последним желанию. В Петербурге Якушкин сошелся с кружком литераторов и стал писать кое-что (немногое) для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отечественных Записок" и других журналов. В 1859 г., во время странствования по Псковской губернии, он был арестован псковским полицмейстером Гемпелем и выдержан несколько дней в "кутузке". Это приключение, подробно описанное самим Якушкиным в письме к редактору "Русской Беседы", наделало в свое время много шуму, вызвало печатную полемику Якушкина с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и пр.; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола. В 1865 г. дальнейшее пребывание Якушкина в Петербурге было признано неудобным, и он был выслан на родину, к матери, но, не желая обременять собой старушку, сам просил перевести его куда-нибудь подальше. Тогда местом его жительства был назначен Красный Яр, Астраханской губернии, где он и прожил несколько лет, иногда перебираясь в Енотаевск. В конце 1871 г. ему позволено было переехать в один из уездных городов Самарской губернии; Якушкин приехал в Самару, там слег в больницу и умер в начале 1872 г. Сочинения Якушкина, печатавшиеся в разных журналах, частью еще при его жизни были изданы отдельными книжками: "Путевые письма" (Санкт-Петербург, 1860); "Бывалое и Небывальщина" (1865); "Собрание песен" (1860 и полнее, 1865). Самое полное собрание всего написанного им издано в Санкт-Петербурге, в 1884 г., В.О. Михневичем, под заглавием: "Сочинения Павла Якушкина", с приложением биографии, составленной С.В. Максимовым, и товарищеских воспоминаний П.Д. Боборыкина, П.И. Вейньберга, И.Ф. Горбунова, А.Ф. Иванова, Н.С. Курочкина и др. См. А.Н. Пыпин "История русской этнографии" (II). П. М.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
    Павел Иванович , русский писатель, фольклорист, этнограф. С …
  • ЯКУШКИН, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писатель-этнограф, двоюродный брат И. Д. Я. (см.); род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской …
  • ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
    (1822-72) русский писатель, фольклорист, этнограф. Собирал народные сказания, песни. В 1860-е гг. вел революционную пропаганду в деревне, подвергался арестам. Очерки …
  • ЯКУШКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
    писатель-этнограф, двоюродный брат Ив. Дм. Я. (см.), род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губ., в достаточной дворянской семье. …
  • ПАВЕЛ в Новейшем философском словаре:
    (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и …
  • ПАВЕЛ
    Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ПАВЕЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    VI (Paulus) (1897-1978) римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Павел Петрович - император Всероссийский, сын имп. Петра III иимператрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754 г., вступил на престол,после …
  • ПАВЕЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словарике:
    (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ЯКУШКИН
    ЯЌУШКИН Пав. Ив. (1822-72), рус. писатель, фольклорист, этнограф. Собирал нар. сказания, песни. В 1860-х гг. вёл рев. пропаганду в деревне, …
  • ЯКУШКИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЌУШКИН Ив. Дм. (1793-1857), декабрист, капитан в отставке (1818). Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов рус. армии 1813-14. Один …
  • ЯКУШКИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЌУШКИН Евг. Ив. (1826-1905), юрист, этнограф, библиограф. Сын И.Д. Якушкина. Участник проведения крест. реформы 1861 в Ярославской губ. Был дружен …
  • ЯКУШКИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЌУШКИН Вяч. Евг. (1856-1912), историк, полит. деятель. Сын Е.И. Якушкина, внук И.Д. Якушкина. Чл. "Союза освобождения", один из создателей Конституционно-демокр. …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ САМОСАТСКИЙ (3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг. Учение П.С., отрицавшее божеств. природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ ДИАКОН (Раulus Diaconus) (ок. 720- 799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ VI (Раulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греч. короля Георга II. Участник греко-тур. войны 1919-22. С …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1754-1801), рос. император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (Раulus) Юлий, рим. юрист 3 в. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила. Извлечения из работ П. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ПАВЕЛ
    Пестель, Буре, …
  • ПАВЕЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПАВЕЛ в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, имя, савл, …
  • ПАВЕЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Павел, (Павлович, …
  • ПАВЕЛ в Словаре Даля:
    арх.-кем. …
  • ЯКУШКИН
    Иван Дмитриевич (1793-1857) , декабрист, капитан в отставке. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения, …
  • ПАВЕЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Таганрогский (1792 - 1879), блаженный. Память 10 марта. Блаженный Павел (Павел …
  • ПАВЕЛ ПРУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Прусский (1821 - 1895), архимандрит, известный деятель, писавший против старообрядческого раскола. …
  • ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (+ 1656), б. епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви …
  • ПАВЕЛ (ГОРШКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (Горшков) (1867 - 1950), игумен, наместник Псково-Печерского монастыря, организатор " Первой российской …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • АНДРЕЕВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андреев Павел Аркадьевич (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 3 ноября, …
  • ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Якушкин (Иван Дмитриевич) - один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г. Дома учителями его были отставные офицеры и …
  • ЯКУШКИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Якушкин (Евгений Иванович) - юрист-этнограф, сын декабриста И.Д. Якушкина. Родился 22 января 1826 г. в Москве, через полторы недели …
  • ЯКУШКИН ВЯЧЕСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Якушкин (Вячеслав Евгеньевич) - исследователь русской истории и истории русской литературы, сын Е.И. Якушкина. Родился в 1856 г. Учился …
  • ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Дмитриевич , декабрист. Из дворян. В 1808-11 учился в …
  • ЯКУШКИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евгений Иванович , русский юрист, этнограф и библиограф, сын И. Д. Якушкина. Из дворян. В …
  • ЯКУШКИН ВЯЧЕСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вячеслав Евгеньевич , русский историк, публицист, общественный деятель, сын Е. И. Якушкина. Из дворян. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …

Якушкин, Павел Иванович

Писатель-этнограф; родился в 1820 г. (день и месяц его рождения неизвестны) в усадьбе Сабурове, Малоархангельского уезда Орловской губернии, в зажиточной дворянской семье. Отец его, Иван Андреевич, служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на крепостной крестьянке Прасковье Фалеевне. После его смерти семья осталась на руках матери, которая пользовалась общим уважением, внушаемым ее бесконечной добротой, светлым умом и сердечностью. Она владела в то же время тактом опытной хозяйки, и именье, оставшееся после мужа, не только не расстроилось, но было приведено в наилучшее состояние. Благодаря этому Прасковья Фалеевна имела возможность воспитать шестерых сыновей в Орловской гимназии и затем трем из них (Александру, Павлу и Виктору) открыть дорогу к высшему образованию. Постигнув в родительском доме грамоту и усвоив "начатки наук", Я. поступил в Орловскую гимназию, где обращал на себя внимание своею мужиковатостью, небрежностью в костюме и полным неумением соблюдать интеллигентную, благопристойную и сообразную с дворянским званием внешность. Особенно своими непослушными вихрами "убивал он господина директора", и как ни стригли эти вихры, они постоянно торчали во все стороны, к ужасу начальства, которому неприятно было возиться с волосами Я. и потому еще, что каждый раз при пострижении он "грубо оправдывался такими мужицкими словами, что во всех классах помирали со смеху". Таким образом, страсть к простонародности формировалось у Я. еще в школе, и учитель немецкого языка Функендорф не иначе называл его, как "мужицка чучелка".

В 1840 г. Я. поступил в Московский университет на математический факультет, слушал его довольно успешно до 4-го курса, но университета не окончил как вследствие случайной ошибки выбора факультета, несообразного с желаниями и призванием, так и вследствие увлечения соворшенно другим родом занятий, которые сделали его имя известным в литературе и обществе. Был он потом учителем в 2-х уездных училищах Харьковского учебного округа, но в том и другом недолго и неудачно. Знакомство с Мих. Петров. Погодиным и еще более с Петром Вас. Киреевским увело его совсем на другую дорогу. Узнав, что Киреевский собирает народные песни, Я. записал одну и отправил к нему с товарищем, нарядившимся лакеем. Киреевский выдал за эту песню 15 руб. асс. Я. вскоре повторил еще два раза этот опыт и получил от Киреевского приглашение познакомиться. Песни были неподдельного народного творчества. Чуткий к способностям Я., Киреевский на собственный счет задал ему работу, которая пришлась ему столь по душе, что заставила его бросить университет: а именно отправил его для исследования в северные поволжские губернии. Я. взвалил на плечи лубочный короб, набитый офенским товаром, ценностью не больше десяти рублей, взял в руки аршин и пошел под видом сумошника на исследование народности и для изучения и записывания песен. Взятый товар, подобранный больше в расчете на слабое девичье сердце, предназначался не на продажу, а на обмен на песни и на подходящий этнографический материал. И с тех пор всю жизнь пространствовал Я., признав способ пешего хождения самым удобным и обязательным для себя, хотя трудность и опасность пути связаны были с большими испытаниями и лишениями. Образ странника был любезен и дорог Я. сколько по привычке, столько же и по исключительности положения в среде народа, где страннику, захожему человеку, велик почет и уважение. С особенной любовью вспоминал он и рассказывал о тех случаях, когда его покормили молочком, яичницу сделали, как около Новгорода попал он на рыбные тони, где отобрали ему ловцы самой лучшей крупной рыбы на уху, или в другом месте старушка дала страннику копеечку на дорогу; как случалось попадать ему на большие угощения, где его иной раз сажали на почетные места в переднем углу, но нигде денег не брали. Даровое угощение было кстати Я., так как он всегда ходил со скудными денежными запасами. "Выход Я. (в сороковых годах) был новый, - говорит его биограф, - никто до него таковых путей не прокладывал. Приемам учиться было негде; никто еще не дерзал на такие смелые шаги, систематически рассчитанные, и на дерзостные поступки - встречу глаз на глаз с народом. По духу того времени затею Я. можно cчитать положительным безумием, которое по меньшей мере находило себе оправдание лишь в увлечениях молодости. Решившись собирать подлинные песни, далеко не ребенком, а под тридцать лет, Я. делал крупный литературный шаг, сам того не подозревая, и, во всяком случае, торил тропу, по которой ходить другим было уже несколько легче".

Первое путешествие Я. окончено было благополучно, и прогулка без препятствий оставила лишь самое благоприятное впечатление, разманила, завлекла и обещала наибольшие успехи ввиду приобретенных приемов и практики.

По возвращении из похода в Москву Я. через М. П. Погодина сделался известен славянофилам. Знакомство с этим кружком было причиной того, что Я. сделался сам славянофилом, но не в том узком смысле, как понимает это наша критика: он вынес искреннюю любовь и твердую веру в честную, даровитую натуру великорусского племени и в широту его мирового призвания; он полюбил его настолько, что всю жизнь потом оставался за него работником, ходатаем и заступником. После первого путешествия Я. пошел во второй, третий и, кажется, четвертый поход, и опять под защитой коробка и под видом молочного торговца. В одно из таких странствий Я. заразился натуральной оспой, заболел и свалился в первом попавшемся деревенском углу; здоровая натура его, однако, выдержала болезнь, несмотря на все неблагоприятные условия: отсутствие врача и всякой целесообразной помощи. Зато лицо его было сильно изуродовано, и Я. не раз приходилось потом платиться за это случайное несчастие от тех людей, которые по лицу привыкли составлять впечатление. Опушенное длинной бородой, при длинных волосах, оно иногда пугало женщин и детей при уединенных встречах и возбуждало подозрительность в полицейских. Сам Я. простодушно сознавался всем, что первыми неприятными столкновениями он обязан был именно подозрительности своей физиономии, что в действительности она из таких, которые не находят невест, но очень удобно приобретают врагов. Подозрительность физиономии Я. усиливалась к тому же необыкновенным костюмом его, полукрестьянским-полумещанским; парадным платьем его на выход была черная суконная поддевка и высокие сапоги с напуском, без галош; в дорогу же сверху надевался полушубок, подаренный каким-нибудь добрым приятелем. Сначала водилась сумка, потом завелся чемоданчик, но он был потерян и сменился раз и навсегда узелком из подручного платка. В узелке этом между бельем хранилось несколько листков исписанной бумаги, нечитанная книжка, карандашик от случайно подвернувшегося человека; на случай частное письмо редакции "Русской Беседы", предложение географического Общества, членом-корреспондентом которого он состоял, и паспорт. Но паспорт был скоро утерян, утеряно было и удостоверение местного станового об этой потере. Один из братьев выхлопотал ему копию с этого удостоверения. Я. и ее потерял; взята была копия с копии. Этот же документ и служил для удостоверения его личности, который вместе с тем и был главным источником всех недоразумений, встречавшихся с Я. во время странствий, неприятностей, осмотров, задержек, арестов и высылок. Одним из самых крупных приключений был наделавший немало шума арест его псковской полицией в лице ее полицмейстера Гемпеля. Я. был посажен в "кутузку", в которой и просидел до 2-х недель. Это приключение, подробно описанное самим Я. в письме к редактору "Русской Беседы", наделало в те горячие годы много шуму, вызвало печатную полемику Я. с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и проч.; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола. Замечательно, что когда эта история кончилась, Я. был в приятельских отношениях с Гемпелем и впоследствии с кротостью отзывался о нем, не памятуя зла и не ставя его в вину и осуждение. К обидам и огорчениям Я. был мало чувствителен, и когда его обижали, говорил про обидчика: "Стало быть, так надо. Видно, он лучше меня про то знает, если говорит мне прямо в глаза". Столь же хладнокровно встречал он неудачи, невзгоды и промахи. Когда ему старались внушить, что он сам в чем-нибудь виноват, и спрашивали, зачем он это сделал, он добродушно отвечал на это: "Чтобы смешнее было". Всегда хладнокровен, всегда беззаботен, счастлив и доволен собой, он словно был не от мира сего, словно и втолкнулся-то он в него случайностью рождения и удерживался задачей призвания. Он был беспечен до того, "как будто надеялся жить вечно, а жить торопился так, как будто предстояло ему умереть завтра". К друзьям он смело и уверенно приходил во всякое время, не справляясь с часами дня и ночи, но, придя на ночлег, ни за что не ложился на предлагаемую кровать или кушетку, а располагался на полу, где-нибудь в уголку, подложивши под голову полено. Бессребреничество его доходило до отсутствия всякой собственности. О денежных вознаграждениях за печатный труд он не уславливался, а довольствовался тем, что давали, никогда не жалуясь и не сетуя. Хорошо вознаграждаемый литературным гонораром, он, любя угощаться, любил вместе с тем и угощать, владел замечательной способностью терять деньги, а уцелевшие раздавать тем, кто в них нуждался; он даже нарочно искал нуждавшихся в них и беззаветно навязывал свои грошовые избытки там, где слышал жалобу, подозревал молчаливую нужду. Умер он без гроша в кармане и, умирая, имел полное право выговорить пользовавшему ему врачу: "Припоминая все мое прошлое, я ни в чем не могу упрекнуть себя".

Политика мало занимала Я. К литературным направлениям он относился с полным индифферентизмом и во все редакции входил с одинаковым добродушием, не обращая внимания на их взаимную вражду. Смена и назначение новых должностных лиц в России не радовали и не печалили его: он махал рукой и говорил: "Это все едино". Формы правления для него были безразличны: "Как народ похочет, так и устроится", - говорил он. Все симпатии Я. были на стороне рабочих людей, особенно батраков, фабричных, вообще голытьбы, которую, по его словам, "хозяева заморить готовы, и могут заморить, если те сами в свой разум не придут и не узнают, как они нужны". Идеалом общественного устройства была в его воображении гигантская артель, вмещающая в себя всю Россию.

Подслушанные и записанные Я. песни поступили в богатое собрание П. В. Киреевского, который не успел их издать при жизни, но перед смертью выразил желание, чтобы подбор песен и окончательная их редакция были произведены как по праву, так и по силе глубокого знания Я. Случилось же не так. Наследник Киреевского передал это дело Бессонову. Огорченный отказом и получивший удар в самую чувствительную сторону сердца, Я. приехал в Петербург и посетовать на свою неудачу, которая казалась ему самой большой неудачей целой жизни, и по возможности выйти из своего обидного, с трудом выносимого им положения. Кроткий по натуре до самопожертвования, незлобивый до оригинальности, он прибегнул и на этот раз к мерам, казавшимся для него наиболее достойными и безобидными. Ему удалось составить свой независимый отдельный песенный сборник при помощи личных воспоминаний и его замечательной памяти и при содействии друзей и знакомых. Редакция "Отечественных Записок" гостеприимно отвела у себя этому сборнику место, и Я. успокоился, сочтя эту задачу для себя оконченной. И лишь для очистки совести счел нужным разъяснить это дело читающей публике в полемической статье, напечатанной в журнале "Библиотека для Чтения".

Я. прибыл в Петербург в 1858 г., в разгар тогдашнего возбуждения, в котором большую роль занимало ожидаемое освобождение крестьян. Я., как известный уже народолюбец и этнограф, был радушно встречен в литературных кружках и стал писать кое-что для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отечественных Записок" и других журналов. Эти литературные занятия на продолжительное время задержали его в Петербурге. Он уезжал из Петербурга на короткое время и снова возвращался сюда в кружки людей, хорошо ознакомившихся с ним, оценивших его самобытный, неподдельный талант, честность и прямую душу, которая умела высказываться и среди странностей его характера и оригинальности его взглядов на жизнь и ее обстановку. В это же время он сделался известным и столичной публике, имея возможность появляться на литературных чтениях и показываться на улицах в своем оригинальном костюме, где на него указывали как на человека, "обошедшего пешком всю Россию". Фотографические карточки его, сделанные очень удачно художником Берестовым, покупались десятками нарасхват и в народе выдавались за портреты Пугачева, а в Париже, в Пале-Рояле, они продавались даже с подписью "Pougatsceuff".

1865 год был для Я. знаменательным в том отношении, что был последним в его свободной и самостоятельной жизни. В этот год он совершил свой обычный поход, приведший его в Нижний Новгород на время Макарьевской ярмарки, на которой был случайный съезд нескольких литераторов (П. М. Мельникова, В. П. Безобразова, И. А. Арсеньева, П. Д. Боборыкина и др.). По этому случаю тогдашний ярмарочный голова А. П. Шипов, человек образованный, известный своей разносторонней общественной деятельностью и глубокими симпатиями к литературе и к экономическим наукам и сам будучи автором многих ученых трактатов, устроил большой обед по подписке, в котором приняли участие именитые купцы и приезжие на обед литераторы. В числе обедающих был и Я. Подпивши, он сделал во время речи В. П. Безобразова резкое замечание мешавшему речи стуком ложки И. А. Арсеньеву. Затем он оборвал в буфете адъютанта, местного жандармского штаб-офицера Перфильева, тот пожаловался тогдашнему ярмарочному генерал-губернатору Огареву, представив Я. в виде опасного, смущающего народ агитатора. Его арестовали и отправили в Петербург, а оттуда выслали в Орел к матери. Молчаливый и невинный страдалец сознавал, что своими слабостями он мог причинять только досады нежно любимой им матери. Поэтому, пробыв недолго в Орле, он взмолился друзьям своим: "Избавьте мать от меня! Сколько я могу понимать, хотели высылкой сюда наказать меня, но наказали мать. Войдите же в положение ни в чем не повинной, честной и доброй старушки, обязанной видеть пред собой ежедневно потерянного сына". Прошение его, поданное начальству об этом предмете, было уважено: он был переведен из Орловской губернии в Астраханскую. Здесь он проживал под административным надзором в Красном Яре и Енотаевске. Здоровье его было крайне расстроено и полной всяких невзгод и потрясений страннической, бесприютной жизнью, и излишним пристрастием к чарочке. Относительно последнего обстоятельства он мог смело заявить, что споил его не кто иной, как сам народ в бесчисленных кабаках Российской империи, где он записывал песни, которые трудно бывало выудить у русского человека без чарочки водки, но нельзя было также только поить, а не пить самому, становясь с мужиками на равную ногу.

В 1871 г. Я. было позволено переехать в один из уездных городов Самарской губ. Приехав в Самару, он заболел и лег в городскую больницу, где и скончался 8 января следующего года на руках известного писателя-публициста и врача Вениамина Осиповича Португалова. Умер Я. с той добродушной беспечностью, с какой прожил всю забубенную жизнь свою, с любимой песенкой на устах:

Мы и петь будем, и играть будем ,

А смерть придет, умирать будем !

Литературная деятельность Я. распадается на два периода. В первом он является лишь собирателем народных песен. Песни эти первоначально печатались в "Летописях русской литературы и древности" (1859 г.), в сборнике "Утро" (1859 г.) и в "Отечественных Записках" (1860 г.). Отдельно они были изданы: 1) в 1860 году под заглавием: "Русские песни, собранные П. Якушкиным", и 2) в 1865 году под заглавием: "Народные русские песни из собрания П. Якушкина". Сборники эти в свое время были приветствованы всей литературой и оценены по достоинству.

Самостоятельная же беллетристическая деятельность Я. началась в конце пятидесятых годов рядом путевых писем из Новгородской и Псковской губ., из Устюжского уезда и из Орловской, Черниговской, Курской и Астраханской губерний, печатавшихся в различных повременных изданиях, начиная с 1859 г. и в 1861 году (лишь путевые письма из Астраханской губ. были напечатаны в "Отечественных Записках" значительно позднее, а именно в 1868 и 1870 гг.). В 1863 году был напечатан в "Современнике" рассказ "Велик Бог земли русской"; затем появились "Бунты на Руси", очерк I - в "Современнике" 1866 г., очерк II - в "Отечественных Записках" 1868 г.; "Небывалыцина" - в "Современнике" 1865 г. и в "Искре" за 1864-1865 гг.; "Прежняя рекрутчина и солдатская жизнь" - в прибавлении к "Русскому Инвалиду" 1864 г.; "Мужицкий год" - в "Искре" 1866 г. и "Из рассказов о крымской войне" - в "Современнике" 1864 г. Ему же принадлежит статья: "Почему в “Обрыве” обруган нигилист, а не нигилистка" ("Искра", 1870 г., № 16).

"Произведения Я., - говорит Скабичевский, - представляют ряд фотографий, целиком снятых с действительности во время многочисленных странствий его по лицу земли русской, носят поэтому характер случайных наблюдений, наскоро записанных в памятную книжку и затем получивших спешную литературную обработку. Тем не менее они драгоценны тем, что предполагают совершенно иное отношение к народу, чем какое было до их появления. Здесь вы видите уже не идеализацию народа и не глумление над ним, а объективное и беспристрастное отношение наблюдателя, глубоко постигшего народную жизнь и народное миросозерцание, его живую душу. При всей случайности наблюдений изображаемые факты поражают вас своей характерностью и типичностью, и в одном этом уменье схватывать и передавать существенное обнаруживается перед вами знаток народной жизни. Вы не найдете здесь каких-либо замечательных характеров и оригинальных мужицких типов; зато отлично рисуется то, что тщетно вы будете искать в беллетристике из народного быта 40-х годов, - а именно собирательный голос народа, сливающийся в общем хоре крестьянского мира. Язык выводимых Я. мужиков идеально безукоризнен, без малейшего следа утрировки или же выражений слишком интеллигентно-литературных для мужика. Одним словом, с Я. беллетристика из народного быта выступает на совершенно новую почву, и он стоит во главе этого поворота, если не представителем его, то во всяком случае первым пионером".

По содержанию своему рассказы Я. носят исключительно общественный характер, соответственный горячим злобам дня и великим событиям. Так, в рассказе "Велик Бог земли русской" собраны факты народной жизни, слухи и разговоры, предшествовавшие крестьянской реформе и возбужденные ее ожиданием; в рассказе "Крестьянские бунты" изображаются недоразумения и смуты, какие последовали после эмансипации; в рассказе "Чисти зубы, а не то мужиком назовут" изображено влияние на крестьян бюрократическо-полицейских порядков, в какие облечено данное им после освобождения самоуправление, и т. д.

Сочинения П. И. Якушкина, изд. Вл. Михневича, СПб., 1884 г., с биографическим очерком С. В. Максимова и товарищескими о нем воспоминаниями: П. Д. Боборыкина, П. И. Вейнберга, И. Ф. Горбунова, А. Ф. Иванова, Н. С. Курочкина, Н. А. Лейкина, Н. С. Лескова, Д. Д. Минаева, В. Н. Никитина, В. О. Португалова и С. И. Турбина. - А. Н. Пыпин , "История русской этнографии", т. II, стр. 65-68. - Его же , Отзыв о книге "Сочинения П. Якушкина" ("Вестник Европы", 1884 г., январь, стр. 415-420). - А. М. Скабичевский , "История новейшей русской литературы 1848-1908 гг.", СПб., 1909 г., стр. 226-231. - "Отечественные Записки", 1872 г., т. СХСХ, № 2, стр. 288-293. - С. Ашевский , "Калика перехожий XIX в." ("Исторический Вестник", 1897 г., № 8). - Н. Ш. , "Народник Якушкин" ("Дело", 1883 г., № 12). - "Иллюстрированная Газета", 1872 г., № 5. - "Неделя", 1872 г., № 3. - "Московская Биржевая Газета", 1872 г., № 24. - "Новое Время", 1872 г., № 15. - "Волжско-Камская Газета", 1872 г., №№ 7, 19. - "Гражданин", 1873 г., № 3.

{Половцов}

Якушкин, Павел Иванович

Писатель-этнограф, двоюродный брат И. Д. Я. (см.); род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери П. И., крепостной крестьянке. В 1840 г. Я. поступил на математический факультет московского унив. и был уже на 4-м курсе, когда под влиянием М. П. Погодина и П. В. Киреевского, особенно последнего, страстного поклонника народной поэзии и собирателя ее остатков, сделался народолюбцем и, бросив университет, отправился, под видом коробейника, странствовать по деревням. Он записывал песни, сказки, пословицы и присматривался к различным проявлениям народного быта. Это хождение в народ, предпринятое Я. в 40-х гг., было приемом совершенно новым, оригинальным и, по тому времени, очень смелым. Я. встретил на своем пути много всяких приключений и неприятностей, причем главной причиной последних было ношение им (по крайней близорукости) очков, при крестьянском платье совершенно необычных. Природное добродушие, невзыскательность и выносливость Я. давали ему возможность, несмотря на все невзгоды добровольного странничества, продолжать любимое дело. По его собственным словам, он работал по части собирания песен более 20 лет, составив довольно большие сборники песен и сказок (последние были им переданы А. H. Афанасьеву). Этот период в жизни Я. был особенно плодотворным по свежести, непосредственности и обилию наблюдений над народной жизнью, сделанных в молодые годы; они послужили впоследствии главным материалом для его путевых очерков и рассказов. Сначала он бродил в Заволжье, в Костромской губернии, затем побывал в окрестностях Ростова и Переяславля, на берегах озер Псковского и Ильменя и, наконец, в Харьковской губ.; был учителем уездного училища сначала в Богодухове, потом в Обояни, но скоро оставил эту деятельность, как совершенно несродную его характеру. Я. был человек увлекающийся и впечатлительный, отличаясь притом крайней слабостью воли; это последнее свойство, при постоянном хождении по деревенским кабакам ради угощения приятелей-крестьян, снабжавших Я. песнями, скоро обратило его в неизлечимого алкоголика и сделало героем разных анекдотических чудачеств. В 1858 г. Я. приехал в Петербург, хлопотать об издании своего сборника песен, так как московское общество любителей российской словесности устранило его от редактирования собраний Киреевского, вопреки выраженному последним желанию. В Петербурге Я. сошелся с кружком литераторов и стал писать кое-что (немногое) для "Искры", "Библиотеки для Чтения", "Отеч. Записок" и других журналов. В 1859 г., во время странствования по Псковской губ., он был арестован псковским полицмейстером Гемпелем и выдержан несколько дней в "кутузке". Это приключение, подробно описанное самим Я. в письме к редактору "Русск. Беседы", наделало в свое время много шуму, вызвало печатную полемику Я. с Гемпелем, журнальные толки, официальные разъяснения и пр.; это был первый по времени гласный протест против полицейского произвола. В 1865 г. дальнейшее пребывание Я. в Петербурге было признано неудобным, и он был выслан на родину, к матери, но, не желая обременять собою старушку, сам просил перевести его куда-нибудь подальше. Тогда местом для его жительства был назначен Красный Яр, Астраханской губ., где он и прожил несколько лет, иногда перебираясь в Енотаевск. В конце 1871 г. ему позволено было переехать в один из уездных городов Самарской губ.; Я. приехал в Самару, там слег в больницу и умер в начале 1872 г. Сочинения Я., печатавшиеся в разных журналах, частью еще при его жизни были изданы отдельными книжками: "Путевые письма" (СПб., 1860); "Бывалое и Небывальщина" (СПб., 1865); "Собрание песен" (1860 и полнее, 1865). Самое полное собрание всего написанного им издано в СПб., в 1884 г., В. О. Михневичем, под заглавием: "Соч. Павла Якушкина", с приложением биографии, составленной С. В. Максимовым, и товарищеских воспоминаний П. Д. Боборыкина, П. И. Вейнберга, И. Ф. Горбунова, А. Ф. Иванова, H. С. Курочкина и др. См. А. H. Пыпин, "Ист. русск. этногр." (II).

{Брокгауз}

Якушкин, Павел Иванович

писатель-этнограф, собиратель народных песен, присловий, загадок и побасенок; † 8 янв. 1872 г.

{Половцов}

Якушкин, Павел Иванович

(1820-1872) - этнограф и собиратель народного творчества. Сын дворянина и крепостной крестьянки. Один из ранних пионеров "хождения в народ". Под видом разносчика-офени Я. обошел ряд губерний. Его арест в Пскове вызвал резкий общественный протест против полицейского произвола. Якушкин со стоял под надзором полиции и был выслан за "неблагонадежность". Творчество Я. имеет этнографический уклон. Не отличаясь художественной ценностью, рассказы Я. обнаруживают знание народной жизни и языка и проникнуты своеобразным юмором. Путевые очерки (в форме писем) печатались в 60-х гг. в "Отечественных записках", "Современнике", "Искре" и др.

Соч. Я.: Сочинения..., СПб, 1884.

Лит.: Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПб, 1891; [Шелгунов] Н., Народник Якушкин, "Дело", 1883, № 12.

Биографический словарь

Русский писатель, фольклорист, этнограф. С начала 1840 х гг. собирал произведения народного творчества, широко изучал народную жизнь. Во …

- (1822 72) русский писатель, фольклорист, этнограф. Собирал народные сказания, песни. В 1860 е гг. вел революционную пропаганду в деревне, подвергался арестам. Очерки и рассказы отличаются остротой социальной критикиБольшой Энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушкин. Павел Иванович Якушкин Дата рождения … Википедия

- (1822 1872), русский писатель, фольклорист, этнограф. Собирал народные сказания, песни. В 1860 х гг. вёл революционную пропаганду в деревне, подвергался арестам. Очерки и рассказы отличаются остротой социальной критики. * * * ЯКУШКИН Павел… … Энциклопедический словарь

Писатель этнограф, двоюродный брат Ив. Дм. Я. (см.), род. в 1820 г. в Малоархангельском уезде Орловской губ., в достаточной дворянской семье. Отец его служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в деревне, где и женился на матери … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Полковник, командир Вятского пехотного полка, главный деятель заговора декабристов; родился в Москве 24 го июня 1793 года, казнен в Петербурге 13 го июля 1826 года. До 12 лет П. воспитывался в доме своего отца Ивана Борисовича (см.), с 1805 г., в … Большая биографическая энциклопедия

Якушкин русская фамилия. Известные носители Якушкин, Виктор Иванович (1829 1872) медик, брат фольклориста и этнографа П. И. Якушкина, двоюродный брат И. Д. Якушкина Якушкин, Вячеслав Евгеньевич (1856 1912) русский историк, публицист,… … Википедия

I Якушкин Вячеслав Евгеньевич , русский историк, публицист, общественный деятель, сын Е. И. Якушкина. Из дворян. Окончил историко филологический факультет Московского университета (1879). В… … Большая советская энциклопедия

Якушкин П. И. - ЯКУ́ШКИН Павел Иванович (1822–1872), рус. писатель, фольклорист, этнограф. Собирал нар. сказания, песни. В 1860 х гг. вёл рев. пропаганду в деревне, подвергался арестам. Очерки и рассказы отличаются остротой социальной критики … Биографический словарь