Арсенал: Арсенал. Иллюзии и иллюзионисты

Конкурс исследовательских и творческих работ для младших школьников «Наше наследие»

Исследовательская работа

Фокусы – это не волшебство, а объяснимое явление, развивающее занятие

Багаутдинова Линара Рустамовна

МБОУ «Лицей №14»

Научный руководитель

Антипова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Нижнекамск, 2016 год

Введение. Актуальность темы.………..………………………………………стр 3-4

Основная часть

История возникновения фокусов.…. ………….………………….… ……… стр 5-6 Классификация фокусов……………………………………………………… стр7 Принципы работы фокусника…………………………………………………стр 8 Практическая часть

Секреты фокусов………………………………………………………………..стр 9-10

Мой первый опыт фокусника……………………………………………. …….стр 11

Выводы…………………………………………………………………………...стр 12

Заключение ………………………………………………………………………стр 13

Список литературы …….………………………………….……………………стр14 Приложение. ……………………………………………………… …………….стр15

1.Введение

1.1. Актуальность темы:

В город приехал цирк и мы всем классом пошли на цирковое представление.

Нам понравились все выступления, но особенно фокусы. Было интересно наблюдать, как в руках фокусника предметы то пропадают, то появляются вновь. Разрезанная верёвка становится целой. Мы задумались, как такое может быть? У нас с ребятами возник спор. Одни считали, что фокусы - это магия и волшебство. Другие, что фокусы – это объяснимое явление. Меня это заинтересовало, и я решила выяснить: что такое фокусы? Могу ли я сама показывать фокусы? Какое применение в повседневной жизни можно найти фокусам? Фокусы – это не только интересное увлечение, но как мне кажется ещё и полезное развивающее занятие, которое учит терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Целью моей работы является ответ на вопрос: являются ли фокусы развивающим занятием.

1.2. Цель работы

Доказать, что фокусы – это не волшебство, а объяснимое явление, развивающее занятие

1.3. Задачи работы

    Найти объяснение понятию фокус.

    Изучить историю возникновения фокусов.

    Выяснить принципы работы фокусников.

    Научиться самой, демонстрировать некоторые фокусы.

1.4. Объект и предмет исследования: искусство иллюзий (фокусов)

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов

1.5. Практическая ценность работы

Освоить основные правила фокусника. Привлечь внимание окружающих к искусству фокусов. Доказать, что фокусы – это полезное и развивающее занятие.

1.6. Структура работы

1. Актуальность темы

2. История возникновения фокусов

3. Классификация фокусов

4. Принципы работы фокусника

5. Секреты фокусов

6. Мой первый опыт фокусника

7. Мои выводы

8. Заключение

9. Список литературы

Основная часть

История возникновения фокусов.

Интересуясь историей возникновения и развития фокусов, я узнала, что в разные эпохи существовало большое количество людей, показывающих фокусы. Они по-разному называли себя и показывали различные виды фокусов.

В настоящее время существует огромное количество фокусов, которые могут быть по - разному классифицированы. Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры.

В древности этим искусством владели жрецы-маги, колдуны и знахари, поражавшие людей иллюзиями и трюками. Жрецы Вавилона и Египта создавали огромное количество уникальных трюков с помощью прекрасных знаний математики, физики, астрономии и химии на которые они умело опирались. В перечень чудес исполняемых жрецами можно включить, например такие: раскаты грома, сверкание молний, сами собой раскрывающиеся двери храмов, появляющиеся вдруг из-под земли статуи богов, сами звучащие музыкальные инструменты, голос раздававшийся из ниоткуда предвещающий будущее и т. д. Фокусники оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за «чудеса божьи». Это обеспечивало им славу, стабильную и большую прибыль. Прошло время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы непосредственно на площадях и улицах. Вера в "божественные чудеса" жрецов пошатнулась, за что церковь сурово начала преследовать фокусников: их обвиняли в колдовстве, поддавали гонениям. Церковь немало фокусников сожгла на своих очагах "Инквизиции" Самой древней информации о выступлении фокусника,

которая дошла до нас около пяти тысяч лет, она написана на папирусе в Египте. Может, именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай. Европейская история хранит много имен талантливых фокусников (начиная со средних веков и до наших дней). Преследуемые церковью и правительством, средневековые "маги" объединялись в тайные общества. Однако в середине XVIII века уже появляются ловкие фокусники, которые устраивают большие вечера-представления для вельможной публики. Они выступают под высокими титулами профессоров и членов разных академий, одетые в шикарные восточные костюмы, работают из составною и громоздкой аппаратурой; под огромными столами, застеленными ценными скатертями (к самому полу), прячутся их помощники, которые через люки в полу сцены выходят за кулисы. Выступлениям своим артисты предоставляли тайны мистического характера: лишь им - "магам-волшебникам" – были известны "волшебные" тайны.

В середине 20 века у иллюзионизма появился серьёзный противник - телевидение. Хочется верить в то, чего они ещё не знают. Необычайно много сделал для иллюзионного жанра России Эмиль Теодорович Кио (1894–1965), его дело продолжают сыновья Эмиль и Игорь. Чудеса вершил и прославленный артист эстрады Арутюн Амаякович Акопян, его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом.

Из истории возникновения фокусов, я поняла, что искусство иллюзий фокусов одно из самых древних искусств. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ.

Классификация фокусов

Изучив историю возникновенияфокусов, у меня возник вопрос, а смогу ли я стать фокусником. Чтобы понять, что лежит в основе фокусов, и какую область мышления они развивают, мы с мамой разделили все фокусы на 10 групп. Название групп говорят о том, что они развивают логическое, психологическое, математическое мышление.

Фокусы делятся:

Математические фокусы - основанные на использовании математических закономерностей

Графические фокусы - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.

Оптические фокусы - основаны на свойствах отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т.д.

Логические фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами.

Мнемотехнические, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д.

Психологические - основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.

Обоняния , основанные на искаженном восприятии запахов.

Фокусы осязания , основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.

Звуковые фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.

Пластические фокусы , основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.

Я поняла основной принцип фокусов, разделила на группы и раскрою секрет некоторых из них в практической части.

Принципы работы фокусника

Главный принцип фокусника таков - говори обратное тому, что делаешь. Это правило придумано еще древними магами и фокусниками. Человек не в силах уследить за двумя действиями одновременно. Из этого я сделала вывод, что фокусник должен уметь делать сразу несколько раздельных движений. Все движения фокусника должны быть видны зрителям, просто они направляют внимание публики в другую сторону.

Как говаривал знаменитый сыщик Шерлок Холмс: «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка - заветная цель любого фокусника.

Теперь я знаю, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику?

Вот пять заповедей фокусника:

1.Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.

2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных. Пожалуй, самое главное правило, поскольку зритель сразу потеряет интерес к вам как к фокуснику.

4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.

5.Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны.

Я поняла, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Правила помогли мне, сделать свой первый шаг, первый опыт фокусника.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Секреты фокусов

Людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.

Математический фокус. Задумайте любое число, удвойте его, прибавьте 12,то что получится разделите на 2 и вычтете задуманное число, у вас получится 6.

Логический фокус.

Я спрашиваю:

Все ботинки имеют подошву?

Да, - ответите Вы.

Но я согласна с тем, что ботинки без подошвы – тоже ботинки?

Здесь зритель снова согласится со мной.

И я скажу:

Значит, из этих двух вопросов следует, что ботинки без подошвы имеют подошву

Мнемотехнический фокус . Я говорю зрителю, что выйду из зала и угадаю число от 0 до 9. Моя помощница подходит к зрителю, и он говорит ей задуманное число. Затем я прихожу и называю это число, задуманное зрителем.

Секрет прост - Моя помощница передает мне число с помощью специального кода.

Например, 0 - ноги расставлены широко, ступни параллельны друг другу;

1 - ноги на ширине плеч, правый носок развернут вправо;

2 - ноги на ширине плеч, правый носок развернут влево

Фокусы обоняния . Я подхожу к зрителю и прошу назвать какие-либо известные ему духи. Затем я достаю платочек и даю понюхать его зрителю: «Этот платок пахнет Вашими духами?». Получив утвердительный ответ, подходите к другому зрителю, к третьему и т.д. Во всех случаях платочек имеет запах названных разных духов.

Секрет: Перед демонстрацией смочу платочек каплями различных духов. Платок нужно подносить быстро, тогда зритель не успеет почувствовать запахи других духов.

Фокусы осязания . Вы показываете зрителю поролоновый шарик и передаете его с просьбой сжать в кулаке. Вы спрашиваете:

Вы сжали один шарик?

Да, - отвечает зритель.

Вы говорите зрителю, что сейчас размножите шарик в его руке, делаете таинственные пассы над его рукой и просите его разжать кулак. Зритель разжимает кулак, и оттуда выпрыгивают пять шариков.

Секрет прост. Вы передаете зрителю сразу пять шариков: один показываете ему, а четыре шарика зажаты у Вас в руке. При получении шариков зритель сразу сжимает кулак, а так как шарики поролоновые, он не ощущает их количества.

Звуковые фокусы : Умение говорить, не шевеля губами. Гортань сужается, и голос звучит отдаленно от исполнителя и совершенно не похож на него.

Чтобы научиться чревовещать, нужно научиться произносить слова, не шевеля губами и не роняя спичку, крепко зажатую между зубами.

Пластические фокусы. Я показываю шарик от пинг-понга в правой руке, затем передаю его в левую руку и сжимаю в кулаке. Делаю пасс правой рукой над кулаком. Раскрываю пальцы левой руки, шарика там нет. Затем правой рукой достаю шарик из кармана или любого другого места.

И вот секрет: Когда я передаю шарик из правой руки в левую, шарик остается в правой руке с помощью умения удерживать предмет незаметно в ладони.

Показ фокусов – это не просто развлечение. Это труд, терпение и упорство. Это ловкость, пластичность движения и хорошо отработанная техника исполнения. Самое главное для иллюзиониста – это его руки. Такая лёгкость в демонстрации фокусов достигается длительными ежедневными тренировками. Им приходится работать по 10-12 часов! Вот так непросто рождаются чудеса.

Мой первый опыт фокусника

Изучив историю возникновения фокусов, их классификацию, основной принцип работы фокусников, я поняла, что никакого волшебства нет, и всему есть разумное объяснение. Я приготовила собственный фокус.

Надуваю воздушный шарик и говорю, что шарик так радуется чистоте, что находиться почти на небе, чувствуя себя чистым. Надуваю шарик в рукавичках, а затем тщательно чищу щеткой. После этого говорю, что до неба далеко, но мой шарик просится хотя бы до потолка.

Беру стул, встаю на него и как можно ближе подношу шарик к потолку или к стене. Шарик прилипнет к потолку и будет оставаться там долго – до окончания моего выступления наверняка! Можно проверить с помощью неоновой лампочки, сияет ли чистый шарик – вы знаете, как это сделать.

Объясняю опыт:

Натертый шарик получил отрицательный электрический заряд. При приближении к потолку (или стене) поле электрических зарядов шарика притянуло к себе заряды противоположного знака (положительного) стены и оттолкнуло заряды одноименного знака (отрицательного). Благодаря электрическому притяжению шарик «прилипает» к стене.

Моими первыми зрителями стали родители и одноклассники. У меня всё получилось!

Выводы:

Проведенное исследование открыло для меня много нового:

    Я узнала, что фокусы - это одно из самых древних видов искусств.

    Я выяснила, что фокусы считались волшебством только несколько тысяч лет назад.

    Я поняла, что главный секрет фокусов заключается не в магии, а в умении отвлечь внимание зрителей или основывается на научных знаниях.

    Я научилась показывать несложные интересные опыты.

    Я убедилась, фокусы – это «гимнастика ума», она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Таким образом, я сумела доказать, что фокусы – развивающее занятие, раскрыла тайны фокусов.

Заключение

Изучив историю возникновения фокусов, их классификацию, основные принципы работы, я поняла, что никакого волшебства нет, и всему есть разумное объяснение. Сейчас в мире живет много фокусников. Иллюзионные шоу будят воображение зрителя, заставляют его мечтать и верить в чудеса. Каждая встреча с магией фокусов приносит человеку восторг и удивление. А чтобы стать фокусником, надо лишь знать чуть больше, чем другие. Научиться разгадывать секреты математических фокусов довольно просто, главное вникнуть в суть происходящих математических преобразований, и можно легко удивлять окружающих. Пятиминутная интеллектуальная зарядка на уроке в виде математического фокуса может сделать математику любимым предметом! Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках. Изучая фокусы, можно научиться логически мыслить и глядеть в корень. Фокусы – это «гимнастика ума», она тренирует память, обостряет сообразительность, учит анализировать и сопоставлять.

С помощью фокусов можно устраивать маленькие представления дома,

в школе и в кругу друзей. Разбирая разные фокусы, могу смело сделать вывод, что они развивают артистические способности, стимулируют потребность в творческом самовыражении. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрет фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Фокусы – это не только интересное времяпровождение, такое увлечение еще и полезное развивающее занятие. Оно учит ребенка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Данная работа помогла мне привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

В дальнейшем я хотела бы больше узнать о жизни выдающихся фокусников, какой был их первый опыт, освоить сложные фокусы, продолжить работу над изобретением своих фокусов. Меня ждёт ещё много открытий!

Источник информации:

Канал «КАРУСЕЛЬ» программа «Школа волшебства» с Ильей Ларионовым.

http//elemehrick.ru/istoria-fokysov-illeziy/

http//www.magic-shop.ruaction=news view&id=126

www.micromagic.ru/forum - Форум Фокусников.

Серия основана в 2001 году.

Канал «КАРУСЕЛЬ» передача «Копилка фокусов» с фокусником Борисом Арбузовым.

«В помощь самодеятельности пионеров и школьников» (1952 - 1959)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОКУСОВ

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

Особенности математических фокусов.

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки.

Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.

Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать самостоятельно.

Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.

Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.

Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие математические истины из их созерцания.

И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями. фокус математический иллюзия

Математические фокусы - самое любимое развлечение 17-18вв. Способность отгадывать задуманное число, результат арифметических действий считалось в те времена чуть ли не колдовством. Многие не знали, что эти отгадывания основаны на очень простых свойствах некоторых чисел и математических действий. Однако и теперь математические фокусы являются великолепным развлечением, они вызывают искреннее изумление и общий интерес, а самое главное - способствуют формированию логического мышления школьников, прививают им любовь к математике, показывают чудесные возможности этой науки.

В настоящее время имеется огромное количество самых разнообразных математических фокусов, в основе которых лежат различные математические теории, а также свойства задействованных предметов (игральных кубиков, карт, домино, календарей и др.).

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упустить случая,сделать его немного занимательным»

Б. Паскаль

При первом знакомстве на уроке математики учительница пообещала угадать дату рождения каждого ученика нашего класса, если мы будем быстро и правильно выполнять предлагаемые ею арифметические действия. Сначала мы должны были день своего рождения умножить на 2, к полученному числу прибавить 5, полученный результат умножить на 50 и, наконец, прибавить к тому, что получилось номер месяца своего рождения. После того, как мы называли полученное число учительнице, она, как и обещала, угадывала дату нашего рождения и ошибалась только тогда, когда мы сами были виноваты в неправильных подсчетах. Мне очень понравился этот фокус. Ещё мне стало интересно, что лежит в основе этого фокуса. Тогда-то я и решил, что обязательно исследую вопрос о математических фокусах, узнаю их секреты, сделаю подборку фокусов и буду удивлять и развлекать своих друзей и знакомых, демонстрируя математические фокусы на уроках математики, внеклассных мероприятиях и даже на домашних праздниках.

В интернет-источниках я прочитал, что математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые считают их простой забавой, вторые - слишком скучным делом.

Но, по-моему, это совсем не так. В математических фокусах есть свой глубокий смысл.

Математические фокусы - это эксперименты, основанные на математических знаниях, на свойствах фигур и чисел, обличенные в экстравагантную форму. Понять суть того или иного эксперимента - это значит понять пусть небольшую, но очень важную математическую закономерность.

Способность человека отгадывать задуманные другими числа кажется удивительной для непосвященных. Но если мы узнаем секреты фокусов, то сможем не только их показывать, но и придумывать свои новые фокусы. А понятен секрет фокуса становится тогда, когда мы записываем предложенные действия в виде математического выражения, преобразуя которое получаем секрет отгадывания.

В своей работе я хочу доказать, что математические фокусы помогают развивать память, сообразительность, способность мыслить логически, совершенствовать навыки устного счета и, наконец, просто повышают заинтересованность учеников в математике, что должно улучшить качество их знаний.

Цель работы: исследовать математические фокусы.

Задачи:

    Изучить литературу по исследуемой теме.

    Продемонстрировать несколько фокусов.

    Объяснить их с точки зрения математики.

    Привлечь внимание одноклассников к изучению математики.

Предмет исследования: математические фокусы

Объект исследования: «секреты» математических фокусов

Методы исследования: изучение и анализ литературы по занимательной математике, самостоятельное моделирование математических фокусов.

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках математике и на внеурочных занятиях, на математических вечерах и праздниках, при проведении математических состязаний.

Глава 1. История возникновения математических фокусов.

Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения (словарь Ожегова)

История возникновения математических фокусов .

Первый документ, в котором упоминается об иллюзионном искусстве, древнеегипетский папирус. В нем содержаться предания, относящиеся к 2900 году до н.э., эпохе царствования фараона Хеопса.

Изначально фокусы использовали колдуны и знахари. Жрецы Вавилона и Египта создавали огромное количество уникальных трюков с помощью прекрасных знаний математики, физики, астрономии и химии. В перечень чудес исполняемых жрецами, можно включить: раскаты грома, сверкание молний, сами собой раскрывающиеся двери храмов, появляющиеся вдруг из-под земли статуи богов, сами звучащие музыкальные инструменты, голос.

В Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О.Макарова и американца С. Лойда.

Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого, опубликованной в 1703 году. Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э.Циолковский, К.С.Станиславский, И.Г.Эренбург и многие другие выдающиеся люди.

Отдельно хочется отметить американского математика, фокусника, журналиста, писателя и популяризатора науки Мартина Гарднера (Gardner).

Он родился 21 октября 1914 года. Окончил математический факультет Чикагского университета. Основатель (середина 50-х годов), автор и ведущий (до 1983 года) рубрики «Математические игры» журнала «Scientific American» («В мире науки»). Гарднер трактует занимательность как синоним увлекательного, интересного в познании, но чуждого праздной развлекательности. Среди произведений Гарднера есть философские эссе, очерки по истории математики, математические фокусы и «комиксы», научно-популярные этюды, научно-фантастические рассказы, задачи на сообразительность.

Особую популярность снискали статьи и книги Гарднера по занимательной математике. В нашей стране было издано семь книг Мартина Гарднера, которые увлекают читателя и подталкивают к самостоятельным исследованиям. «Гарднеровский» стиль характеризуют доходчивость, яркость и убедительность изложения, блеск и парадоксальность мысли, новизна и глубина научных идей.

Среди наших соотечественников хочется назвать имя Я.И.Перельмана. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но он был предан науке и в течение сорока трех лет нес людям радость общения с наукой. Именно с его книг начинается путешествие в увлекательный мир математики, физики, астрономии. И именно его книги помогли написать мне эту работу. Свой огромный вклад в популяризацию математики внесли Игнатьев Е.И., Кордемский Б.А. и многие другие российские ученые, педагоги, методисты.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на математических законах. Смысл их состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями. Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. А фокусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Глава 2. Математические фокусы

    Фокус “Угадать задуманное число”.

Попросим любого ученика задумать число.

Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8,

разделить результат на 2

и задуманное число отнять.

В результате фокусник смело называет число 4.

Разгадка фокуса:

Зритель задумал число 7

1) 7●2 = 14 2) 14 + 8 = 22 3) 22/2 = 11 4) 11 - 7 = 4

Загадано число X.

2) Х●2 2) Х●2 + 8 3) (Х●2 + 8)/2 4) (Х●2 + 8)/2 - Х = Х + 4 - Х = 4

Мы получили 4 независимо от изначально загаданного числа

    Фокус “Волшебная таблица”.

Вы видите таблицу, в которой специальным образом в пяти столбцах записаны числа от 1 до 31.

Я предлагаю присутствующим задумать любое число из этой таблицы и указать, в каких столбиках таблицы находится это число.

После этого Я назову задуманное Вами число

Разгадка фокуса:

Данная таблица составлена следующим образом: каждому столбцу соответствует определённое число, вычислив сумму которых фокусник и угадывает выбранное Вами число

Например: Вы задумали число 27.

Это число находится в 1-ом, 2-ом, 4-ом и 5-ом столбиках.

Достаточно сложить числа, расположенные в первой строке таблицы в соответствующих столбиках, и получим задуманное число. (1+2+8+16=27).

    Фокус “Любимая цифра”.

Любой из присутствующих задумывает свою любимую цифру.

Я предлагаю ему выполнить умножение числа 15873 на любимую цифру, умноженную на 7.

Разгадка фокуса:

1) 15873 * 7 = 111111. Таким образом, умножая 15873 на 7 и на любимую цифру, мы получаем число, записанное только любимой цифрой.

Например, любимая цифра 5

1) 15873 *(7*5) 2) 15873 *35 = 555555.

4. Фокус “Угадать задуманный день недели”.

Пронумеруем все дни недели: понедельник - первый, вторник - второй и т. д.

Пусть кто-нибудь задумает любой день недели. Я предлагаю Вам следующие действия: умножить номер задуманного дня на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце 0, результат сообщить фокуснику.

Разгадка фокуса:

допустим, задуман четверг, то есть 4 день.

Выполним действия: ((4×2+5)*5)*10 = 650,

650 - 250 = 400.

Число сотен и показывает загаданный день недели.

Кстати, фокус, который наша учительница показала нам в начале учебного года на отгадывание даты рождения, имеет тот же самый секрет.

Пусть день моего рождения (а это однозначное или двухзначное число) х, а номер месяца моего рождения у тогда имеем:

(2 · х + 5) · 50 + у = 100 · х + 250 + у. Если теперь из результата вычесть 250, то получится трех или четырехзначное число, последние две цифры которого обозначают номер месяца, а первые одна или две цифры обозначают день рождения.

5. Фокус «Знакомые цифры»

После этого фокусником сразу называются задуманные цифры.

Разгадка фокуса :

6. Фокус

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6 - 3 = 3, а 3 больше 1. А вот число 344 не подходит, так как 4 - 3 = 1.

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643).

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643 - 346 = 297).

6. Сложи оба числа (297+792).

Разгадкафокуса:

100a + 10b + c; a - c > 1.

100a + 10b + c - 100c - 10b - a = 99a - 99c = 99(a - c).

a - c = 2, 99 * 2 = 198, 198 + 891 = 1089,

a - c = 3, 99 * 3 = 297, 297 + 792 = 1089,

a - c = 4, 99 * 4 = 396, 396 + 693 = 1089,

a - c = 9, 99 * 9 = 891, 891 + 198 = 1089.

7. Фокус

Кружок товарищей, не посвященных в математическую тайну числа Шахерезады, можно поразить следующим фокусом.

Пусть кто-нибудь напишет на бумажке - секретно от фокусника - трехзначное число, затем пусть припишет к нему ещё раз то же самое число. Получится шестизначное число, состоящее из трех повторяющихся цифр.

Фокусник предлагает тому же товарищу или его соседу разделить - секретно от него - это число на 7: при этом предупреждает, что остатка не будет. Результат передается другому соседу, который делит его на 11, остатка быть не должно. Полученный результат передается следующему соседу, которого просят разделить число на 13 (опять без остатка).

Результат третьего деления передаётся первому товарищу со словами:

Вот число, которое вы задумали.

Разгадка фокуса:

Этот красивый арифметический фокус, производящий на непосвященных впечатление волшебства, объясняется очень просто. Приписать к трехзначному числу его само - значит, умножить его на 1001 (число Шахерезады), то есть на произведение 71113. Понятно, что если задуманное число сначала умножить на 1001, а потом разделить на 1001, то его само и получишь.

Этот фокус можно изменить. Предложить деление на 7, потом на 11, а потом на задуманное число. Тогда с уверенностью можно утверждать, что получится в результате 13.

8. Фокус «Угадать результат вычислений, ничего не спрашивая»

Напишем какое-нибудь число между 1 и 50 на кусочке бумаги и спрячем, не показывая участникам фокуса.

В свою очередь, пусть каждый участник напишет, какое он пожелает, число, большее, чем 50, но превосходящее 100, и, не показывая вам, произведет следующие действия:

    прибавит к своему числу 99 - х, где х - число, написанное вами на кусочке бумаги (эту разность вы в уме подсчитаете и назовете участникам фокуса готовый результат);

    зачеркнет в получившейся сумме крайнюю левую цифру и эту же цифру прибавит к оставшемуся числу;

    полученное число вычтет из числа, первоначально им записанного.

В результате у всех участников получится одно и то же число, именно то, которое было вами записано и спрятано.

Разгадка фокуса:

Мое число х , где «х» больше 1, но меньше 50.

Задуманное число у , где «у» больше 50, но меньше или равен 100.

у - (у + 99 - х - 100 + 1) = у - у - 99 + х + 100 - 1 = х.

9. Фокус, смоделированный мной самим.

Угадывание номера дома и квартиры участника фокуса.

К номеру дома прибавьте 8, результат умножьте на 8, результат умножьте на 125, к результату прибавьте номер квартиры. Скажите, сколько у вас получилось, а я назову номер вашего дома и номер квартиры.

Секрет фокуса:

(Х + 8) * 8 * 125 + У - 8000 = 1000Х + 8000 + У - 8000 = 1000Х + У.

Последние одна, две, три цифры - номер квартира, первые 1 - 2 цифры - номер дома.

Выводы.

Раньше я не понимал значимость математических фокусов, потому что мало в них разбирался. Я узнал, что секретом отгадывания многих фокусов являются уравнения. Занимаясь исследованием, убедился, что математические фокусы интересны школьникам.

Благодаря работе, я приумножил свои знания, а также понял, что фокусы обостряют способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Кроме того, я понял, что моих сегодняшних знаний недостаточно, чтобы понять природу многих встретившихся мне при исследовании темы фокусов. Это касается знаний по алгебре и геометрии. Поэтому я продолжу заниматься изучением математических фокусов в следующих классах.

Заключение

Есть интересная притча.

«Давным-давно был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину 1/2, среднему — четвёртую часть, а младшему — пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

О мудрейший! — сказал старший брат, — отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть, но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на пять. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко поделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10 + 4 + 5 = 19) остался лишним. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались:

О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний.- Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой»."Нет нерешаемых задач. Выход есть всегда" (народная мудрость)

Математические фокусы разнообразны. Во многих математических фокусах числа завуалированы предметами, имеющими отношение к числам. Они развивают навыки в быстром устном счете, навыки вычислений, т.к. можно загадывать малые и большие числа, будят воображение, удивляют, завораживают, развивают творческие начала личности, артистические способности, стимулируют потребности в творческом самовыражении. Математические фокусы способствуют концентрации внимания. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрета фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. А секрет фокуса чаще всего имеет математическую природу.

Литература

    Перельман, Я.И. Занимательная арифметика. Числа и фокусы / Я.И.Перельман. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

    Перельман, Я.И. «Живая математика», Д.: ВАП, 1994

    Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984

    М. Гарднер «Математические чудеса и тайны» - Москва: «Наука», 1988

Приложение

Фокус 1: «Знакомые цифры»

Выпишите на листке бумаги последовательно цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Попросите кого-нибудь из учеников сложить в уме любые три цифры, следующие одна за другой. А результат — назвать.

К примеру, он выберет 5, 6 и 7. В таком случае сумма будет 18.

После этого Я сразу называются задуманные цифры.

Секрет фокуса:

Чтобы проделать этот фокус нужно лишь немного сообразительности.

Когда назовут сумму (5+6+7)= 18 , в уме разделите ее на 3. В нашем случае получится 6. Это искомая средняя цифра. Цифра, стоящая перед ней — 5, а после неё - 7. Весь эффект этого фокуса в молниеносном ответе.

Фокус 2

1. Напиши на бумажке число 1089 и временно отложи в сторону (никому не показывая).

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6-3=3, а 3 больше 1. А вот число 344, например, не подходит, так как 4-3=1. Понятно? Если не совсем, читай сначала))

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643). Готово?

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643-346=297).

5. Теперь запиши получившийся ответ в обратном порядке (было 297, станет 792).

6. Сложи оба числа (297+792).

7. Вуаля! Покажи свой листик с волшебным числом 1089. Ты заранее знал, кокой ответ получится! Действительно, 297+792=1089! Фокус-покус!!! Самое интересное, что этот алгоритм работает всегда!

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

История фокусов, а, вернее говоря - иллюзий, интересна тем, что "фальшивая магия" в полном смысле этого слова является наукой волшебства, пускай и ненастоящего. Находясь в родстве с механикой и оптикой, эта наука до сих пор сохраняет за собой полное право называться высоким искусством, объединяющим практичную театральную зрелищность с мистическим обаянием всего необъяснимого.

Искусство иллюзий сугубо индивидуально, ведь фокусник - это творческая личность, работающая исключительно в одиночку (либо в компании ассистентов второго плана). В отличие от жуликов и шарлатанов, профессиональные иллюзионисты берут деньги лишь за демонстрацию своего искусства, а не за некие полезные для зрителя последствия, которые якобы наступят после сеанса "волшебства". Тем не менее, на протяжении почти всей истории своего существования, фокусы были ничем иным, как мошенническим средством эксплуатации народных суеверий и религиозных мифов, предназначенным не столько для развлечения толпы, сколько для ее устрашения и подчинения.
Это действительно Фокус-Покус

Наибольшее влияние на облик современного иллюзионизма оказала континентальная Европа. Так, в XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного "волшебника", называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним "Фокус Покус" (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного "колдовства" (полностью оно звучало, как "фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео") для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье", которое по некоторым версиям представляло из себя извращенный текст католической мессы "hoc est enim corpus meum" ("это действительно мое тело"), было тут же подхвачено другими представителями данного ремесла и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов и трюкачей. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).
XVIII век: Джузеппе зажигает

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою "магию" на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.

Так, в 1784 году он выступал в Лондоне, демонстрируя возможности "третьего глаза" (чтение закрытых книг, идентификация предметов в коробках и т.п.). Успех этих представлений был так велик, что привлек внимание короля Георга III, который после недолгих колебаний пригласил знаменитого фокусника в Виндзорский замок. Именно там Пинетти с триумфом провел блистательное шоу, в котором участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, а также скрытые механизмы и сложные системы зеркал. Крылья популярности понесли фокусника из Англии в Португалию и Германию. Наконец, в 1800 году он приехал в Россию, где благополучно умер в возрасте 50 лет.

Стоит отметить, что различные писатели и публицисты неоднократно пытались раскрыть трюки Пинетти и даже издавали книги с их подробным описанием. Это сильно раздражало мастера, который привык жить в стиле своих представлений - независимо, богато и ярко. Он носил лучшую одежду, которую только можно было найти, и ездил в самых дорогих каретах. Он отличался умеренной эксцентричностью, намеренно привлекая внимание толпы своими необычайными выходками. Например, идя по улице, Пинетти мог внезапно остановиться около лотка со свежими булками и, разломив одну из них, "обнаружить" внутри золотую монету, которая через пару секунд неуловимым образом превращалась в декоративный жетон с его собственными инициалами.

Именно Пинетти принадлежит главная заслуга по разработке принципов построения имиджа современного фокусника - узнаваемость, необычность, кураж, артистичность и легкая помпезность. Говоря о "чародеях" XVIII века, также следует упомянуть Джованни Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795), магические заслуги которых столь известны, что не нуждаются в перечислении.
"Матрица" эпохи романтизма: dodge this!

Конец XVIII - начало XIX века - время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными "научные" фокусы, когда исполнители, называвшие себя "докторами" и "профессорами", описывали сценические действа языком "науки". Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества - эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру - сейчас его иногда называют "отцом современного фокуса", т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.

Для иллюзионизма весь XIX век прошел под знаком слепого подражания стилю Джузеппе Пинетти. Так, некто Блиц - уроженец Гамбурга, получивший немалое признание в Англии и США, стал известен своим жутковатым трюком - стрельбе по самому себе из настоящего боевого револьвера. Зрелищное, но очень опасное представление, от которого чуть позже, 23 марта 1918 года в Лондоне погибнет известный "маг" Чунг Линг Су (настоящая фамилия этого артиста, умело использовавшего грим для создания своего фирменного "китайского" образа, была Робинсон). Позднее данный трюк был усложнен за счет использования двух пистолетов, стволы которых были направлены в грудь или голову фокусника.
В чем сила, Жан? А сила - она в магии!

В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской "Галереи Валуа" для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один "отец современных фокусов". Роберт-Гудин был и остается единственным в мире фокусником, предотвратившим глобальный международный конфликт одной лишь силой своего искусства.

Дело в том, что к середине XIX века Алжирская колония была на пороге восстания против французской оккупации. По специальному поручению правительства в 1856 году Роберт-Гудин отбыл в Африку, где принял участие в состязании магов, противопоставив местным колдунам свои новейшие трюки с поимкой летящей винтовочной пули и непринужденным подниманием тяжелых сундуков. Это представление так впечатлило доверчивых алжирцев, что целый ряд племен немедленно покинул ряды восстания, которое вскоре потеряло былую актуальность и сошло на нет. Данный случай является единственной и крупнейшей дуэлью магов за всю историю человечества, имеющей реальное подтверждение и решившей судьбы сразу нескольких государств.

Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен - англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс (карточные фокусы), а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс) - эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта. Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его. Один из самых популярных фокусников планеты умер в ночь на Хэллоуин 31 октября 1926 года от разрыва аппендикса, вызванного ударом в живот, который с личного разрешения Гудини нанес его поклонник ради того, чтобы проверить его знаменитую способность выдерживать любые силовые воздействия.
Show must go on!

Вторая мировая война подкинула всему миру целый ворох проблем, принципиально не совместимых с развлечениями. О фокусах попросту забыли - лишь на концертах, устраиваемых в перерывах между боями для развлечения солдат, изредка выступали клоуны с самыми незатейливыми манипулятивными трюками.

В середине века у развлекательного иллюзионизма появился немыслимо могучий соперник - телевидение, свившее себе уютное гнездо в слабой человеческой душе. Похожее уже происходило в конце девятнадцатого века, когда древний мир театра пал перед нашествием немого синематографа. Но к счастью, двусторонний контакт зрителя с артистом до сих пор пользуется немалым спросом. Это удерживает на плаву и театр, и цирк, который принял под свое крыло большинство современных фокусников.

В настоящее время существует около 300 тысяч аппаратных иллюзионных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. Сегодняшние звезды - это Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон. Они и их последователи будут украшать редеющие созвездия немассовой культуры до тех пор, пока не умрет последний человек на Земле. Ведь людям всегда хочется верить, что существует нечто, чего они еще не знают.