Чеченские адаты. Враждующие помирились

НОХЧАЛЛА.
«Нохчо» означает «чеченец». Существует понятие «Нохчалла». Перевести трудно. Примерно это означает особенности чеченского характера. Это, своего рода, кодекс чести – комплекс нравственных и этических норм чеченского народа. Нохчалла включает в себя много всего:

1. Особое почтительное отношение к женщине и даже к ее родственникам. Например, въезжая в село, где живут уважаемые родственники его матери или жены, мужчина спешивается с коня. Взаимная вежливость и соблюдение традиций – это особая тема в отношениях между противоположными полами.

ПРИТЧА О ГОРЦЕ И ЖЕЩИНЕ.
Чеченский горец после долгого утомительного пути въехал в незнакомое село. Он попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что в этот вечер женщина в доме была одна. По традициям горского гостеприимства она не могла отказать в ночлеге путнику, пришедшему с миром. Ведь завтра ее мужу, сыну или брату в горах также может понадобиться чья-то помощь и гостеприимство. Женщина накормила путника и уложила его спать. Устав с дороги, он мгновенно уснул. Лишь наутро гость понял, что в доме не было мужчины, и женщина всю ночь сидела в передней у зажженного фонаря. Путник понял, что поставил хозяйку дома в крайне неудобное положение и поспешил уехать. Однако, второпях умываясь, он нечаянно задел руку женщины, которая сливала ему воду из кувшина, своим мизинцем. Тогда уходя, мужчина отрубил кинжалом свой мизинец, чтобы сберечь честь доброй женщины, которую он дважды, не желая того, поставил в неловкое положение. Теперь не было руки мужчины, который коснулся ее. Это
Нохчалла…

Фотограф Ф. Орден. 1897 г. Взято отсюда .

2. Уважение к личности человека. Чем дальше человек по социальному статусу, по родству или вере, тем больше должно быть уважение. Если человек, например, беден, то к нему следует относиться с подчеркнутым уважением, чтобы он не почувствовал пренебрежения. Сидящий на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если пеший старше всадника, следует сойти с коня и поздороваться с особым уважением. С таким же подчеркнутым уважением следует относиться к представителю иной веры. Старики говорят, что обида, нанесенная правоверному мусульманину, может быть прощена, т.к. в Судный день повздорившие встретятся, и у них будет шанс помириться. Иноверцы же не встретятся друг с другом никогда, т.к. их призовут разные Боги. Вот почему не будет последнего шанса помириться. Нанесение несправедливой обиды останется непрощенным грехом.

3. Верность в мужской дружбе на всю жизнь, сохраняя при этом личную свободу. Традиционное издревле чеченское приветствие: «Приходи свободным!» У чеченцев никогда не было рабов и царей.

Нохчалла – это не законодательный документ. Это добровольно исполняемый кодекс чести для чеченца, который хочет соответствовать понятию къенах (рыцарь).

Вот еще пример чеченского рыцарства. Рассказывают, что когда предводитель восставших горцев Шамиль сдавался в плен, его несколько раз окликнул кто-то из своих. Шамиль не обернулся, а потом так объяснил свой поступок: «Чеченцы не стреляют в спину».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Религиозные вопросы регулируются Шариатом. Это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Бытовое каждодневное поведение часто регулируется через Адат.

Адат – от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет: «Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо́льшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, - пишет С-М. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества». Взято отсюда .

Становится понятным, что Адат – это не подобие «криминальных понятий», как это часто трактуется людьми предвзято относящимся к исламу вообще, и к чеченцам, в частности, а свод правил более цивилизованных, чем горско-языческие традиции. (О том, как Адат помогает урегулировать проблемы кровной мести в Чечне и Ингушетии, мы уже писали по тегу (метке) .) Так же, например, из Ветхого завета «Око за око, зуб за зуб» было для того времени и менталитетного пространства вполне цивилизованным и миролюбивым правилом.

Нохчалла является этической надстройкой над Шариатом и Адатом и завершает образ идеального чеченца. Вот еще пример:

«...В Чечне всегда ходило СЛОВО. У него всегда был хозяин и тот знал ему цену - оно стоило столько, сколько он или он - столько, сколько свое слово. "У мужа должно быть слово. Сказанное должно остаться сказанным", - говорили в горах. Люди держались не высотой гор, не крепостью каменных башен, а твердостью слова, верностью ему.

Поймали кровники врага и взметнулись кинжалы мести. Тот попросил перед смертью воды, и ему дали. Он держал чашу и не пил. "Почему не пьешь?" - спросил старший из кровников. "Боюсь, что не дадите допить", - ответил, стоявший на пороге смерти. "Тебя не убьют, пока не выпьешь эту воду". Тогда тот выплеснул содержимое чаши на землю... и давший не нарушил слова...» Юнус Сэшил "Царапины на осколках". Взято отсюда .

ГОСТЕПРИИМСТВО.
«Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям». Взято отсюда .

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
«Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами.

Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.

По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай». Взято

Современное чеченское общество является уникальным в том смысле, что живет сразу по нескольким законам: светскому российскому законодательству, шариату, адатам (обычное право) и частично – "по понятиям". Взаимоотношения с государством, как правило, регулируются при помощи светских законов. Внутренние отношения между чеченцами, будь то семейные или финансовые вопросы отдаются на рассмотрение исламскому праву - шариату. Но прежде чем дойти до шариатского суда, в массе своей такие дела проходят через старейшин, которые рассматривают их согласно чеченскому адату. Остается и другой способ регулирования отношений между людьми – "по чести и справедливости".

У всех этих писанных и неписанных законов есть свои преимущества. Но учитывая тот факт, что чеченцы очень не любят, когда их проблемы становятся достоянием всего общества, очень часто они предпочитают решать вопросы по адату. Это когда уважаемые старшие двух родов при совместном обсуждении при присутствии третьей стороны приходят к решению. В случае, если не получается достигнуть взаимоприемлемого решения, то дело идет дальше в шариатский суд при муфтияте, а если и там не получается, то остается только светский суд, который зачастую полностью зависит от того, кто быстрее найдет "подход" к судье.

Главенство светского законодательства в Чечне никто не оспаривает, и поэтому решение шариатского суда носит, как правило, рекомендательный характер. Жители Чечни часто не доверяют светским судам, потому что считают, что они коррумпированы. Есть даже те, которые не доверяют и шариатским судам, поскольку считают нынешних чеченских мусульманских деятелей, зависящими от республиканской власти, которая в свою очередь является проводником российских светских законов.

Житель Ачхой-Мартановского района по имени Адам склонен доверять только разбирательствам на основе неписанных чеченских законов (адатов). "Я не могу не быть сторонником шариата, поскольку являюсь мусульманином. Но наше сознание не доросло до того, чтобы жить по исламскому закону. Моя семья была в кровной вражде 27 лет. Слава Аллаху, все недавно разрешилось. В первую очередь это разрешилось именно благодаря адату. Мой отец мне всегда говорил: если будешь жить по чеченскому адату, ты никогда не опозоришься перед людьми. Жить по адату - значит жить по справедливости и чести".

Проживающий в Казахстане чеченец по имени Саламбек считает, что чеченцы должны жить только по шариату. Он категорически не согласен с тем, что общество не готово к этому.

"Сейчас все делается для того, чтобы отвратить людей от религии и от шариата. Однако я уверен, что именно это право самое уместное для чеченцев. Главное, чтобы кадий (шариатский судья) был чистым человеком".

Один из чеченских "воров в законе", который попросил не называть своего имени, рассказал "Кавказ.Реалии" о том, как рассматриваются споры между представителями разных национальностей в этой среде.

"Например, к нам обращается чеченец, который спорит с русским или другим иноверцем. Наше решение для них единственно возможное, потому что судам веры нет, а наше рассмотрение основано на справедливости. И наш вердикт мало чем отличается от шариатского суда или адатов. Правда – она везде одна, главное, чтобы все было по совести и справедливости".

Это не значит, что светские законы не востребованы в современном чеченском обществе. Совсем наоборот.

В силу некоторых национальных качеств и исторических обстоятельств, чеченцы раньше крайне неохотно обращались за помощью к правоохранительным органам, если дело касалось семейных отношений. Даже оказаться в качестве понятого или того хуже, свидетеля и давать показания на суде, для чеченца было почти то же самое, что сидеть на скамье подсудимых. Порой люди прощали обиды для того, чтобы не просить помощи у государства. Теперь же все по-другому.

Например, российские суды при рассмотрении разводов часто оставляют детей с матерями, в то время как согласно чеченским традициям дети, как правило, должны оставаться с отцом. Соответственно, чеченские женщины все смелее отстаивают свои интересы, используя светские законы.

Работник Верховного суда Чечни на условиях анонимности рассказал "Кавказ.Реалии", что в судах за последнее время участились рассмотрения исков ближайших родственников.

"Это такие вещи, которые, на мой взгляд как чеченца, а не юриста, могли бы быть решены, не делая их достоянием общественности, в кругу семьи или по адатам. Бывают споры земельные между кровными родственниками и дела, связанные с оспариванием детей, или требованием алиментов. Я согласен с тем, что мужчина должен всячески помогать своим детям, живущим с его бывшей женой, но, подавая в суд на отца детей, женщина обычно мстит за то, что он ушел от нее или женился на другой", - сказал работник ВС ЧР.

Для среднего российского региона судебные тяжбы из-за алиментов, переполненные престарелые дома, куда дети свозят своих родителей доживать век - обычное дело. Среди чеченцев такого раньше не было, но постепенно ценности в чеченском обществе меняются и многие в республике видят происходящие изменения скорее в негативном свете.

Происхождение адата. 21. Адат - суд по некоторым принятым правилам или законам, установленным обычаем, освященным давностью. Вот как ичкерские (ичкерийские. - Ред.) старики толкуют происхождение адатного суда. В прежние времена, говорят они, когда народ чеченский был еще малочисленный и жил в...
(Хрестоматия по истории государства и права Чечни)
  • Место ингушских адатов в системе правовой культуры
    Проблемы изучения обычного права в этнографическом ингушеведении В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе обществу,...
    (Ингушские адаты как феномен правовой культуры)
  • Суеверия и предрассудки горцев чеченского племени.
    Говоря о религии горцев, нельзя в тоже время обойти молчанием их народные предрассудки и суеверия. Явления внешнего мира производят на различных людей и различные впечатления. Чем человек необразованнее, тем явления эти, по своему разнообразию, сложности, по необъяснимости, наконец, самых причин и источника...
  • Народные сказания горцев чеченского племени.
    Свои поэтические представления и образы народ заимствует большею частью из собственной же жизни и той среды, в которой живет. Стало быть, народные сказания есть более или менее верное выражение характера народа, общественного или частного его быта и, наконец, тех фазисов его исторической судьбы, чрез...
    (Исторические источники 19 века о Чечне. Том 2)
  • ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
    Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Эти гарантии можно разделить на общие и дополнительные. К общим гарантиям относятся: обеспечение соответствия условий труда требованиям охраны труда, предусмотренным трудовым договором;...
    (Трудовое право)
  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Право собственности и другие права на земельные участки подразделяются на вещные и обязательственные (рис. 3.1). Обладатель права в вещных правоотношениях осуществляет это право без содействия обязанных лиц. Так, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью...
    (Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах Российской Федерации)
  • Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией – Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное – влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.

    1. КАЛЫМ

    Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

    а) Калым составляет 100–120 руб. серебром (20–24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную – в 2 раза меньше;

    б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты – штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

    2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

    а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

    б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

    в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат – сестру или мать;

    г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

    В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

    3. БЛУД

    а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

    б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе – гебенгак;

    в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

    г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

    д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

    4. ОСКОРБЛЕНИЕ

    За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

    5. БЕСЧЕСТИЕ

    а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

    б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

    в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

    г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

    д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку – трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую – одного барана и кусок холста.

    е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

    ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

    6. УМЫКАНИЕ

    а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь – платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

    б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

    в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

    7. ДОЛГ

    а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

    б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

    в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

    г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

    д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

    е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

    ВОТАЛЛА

    а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

    б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

    8. ИМЕНА РОДНЫХ

    Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

    9. КЛЕВЕТА

    Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

    Ф. А. ГАНТЕМИРОВА. АДАТЫ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (XVIII В. – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
    Вестник Московского университета. Серия XII Право. Номер 4 за 1972 год июль-август

    До присоединения к России чеченцы и ингуши, как и другие народы Северного Кавказа, не знали писаных законов и в своей общественной жизни руководствовались нормами обычного права, которые определяли их быт. Это обстоятельство свидетельствует о социально-экономической и культурной отсталости этих народов.
    Правовые отношения коренятся в условиях материальной жизни общества, поэтому «право, – как указывал К. Маркс, – никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» .
    Нормами обычного права чеченцев и ингушей являются обычаи (адаты), которые передаются по традиции из поколения в поколение и обязательны для исполнения всеми членами общества. Адаты чеченцев и ингушей представляют большой интерес не только для изучения существовавших общественных отношений, но и для решения проблемы развития права этих народностей в рассматриваемый период.
    Видные русские ученые М.М. Ковалевский, Ф.И. Леонтович, изучая адаты кавказских горцев, пришли к выводу о преемственности в адатах некоторых норм древнегерманского и русского обычного права. Адаты «нередко целиком напоминают многие институты древнего германского и славянского права, – институты, о каких говорят еще древние историки и бытописатели славян и германцев и какие сохранились, например, в «Русской правде» .
    Одним из основных источников адатов является маслагат, т.е. общественное соглашение. «Главным способом образования адатов кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников» .
    Решения, достигнутые посредниками по конфликтным вопросам между родами, становились прецедентами – маслагатами. «Повторенный затем в других подобных же случаях маслагат, – как пишет Л.П. Семенов, – присоединяется к общей массе народных обычаев и постепенно превращается в адат» . «Это был договор между обычными племенами и общинами, санкционированный обществом. Устанавливался он на сходках старейшин и назывался мирской маслагат, и только после этого становился адатом общины» . Однако помимо маслагатов происходила трансформация этических норм в адаты, и наблюдалось параллельное существование адатов и моральных норм.
    Таким образом, существовавшие у чеченцев и ингушей адаты (обычаи), маслагаты (соглашения) являлись источниками норм общественного поведения.
    Кровная месть, калым, похищение невесты, гостеприимство, почитание стариков и т.д. – обычаи, которые отражали вековые родовые традиции. «Незримые законы горской морали (адаты) диктовали каждый шаг горца. Как говорить с женой при людях и в семье, как говорить с детьми при взрослых, при старших, при младших, при родственниках, при посторонних, как вести себя в семье и на людях, что делать при встрече на улице или в дороге со взрослым, с молодым, с женщиной – молодой, старой, когда идет в одном направлении, когда дороги идут в двух направлениях, как помочь старику сойти с лошади или садиться на лошадь, как ухаживать лучше за гостем и т. д.» .
    Только хорошее знание обычаев чеченцев и ингушей позволило советскому ученому проф. Н.Ф. Яковлеву, длительное время изучавшему быт и нравы северокавказских народов, сказать об ингушах: «Быт ингуша подчинен всяким правилам тонкой обходительности в большей степени, чем быт большинства населения наших городов, во всяком случае не менее, чем жизнь так называемого «высшего общества» в культурных странах» .
    Адаты чеченцев и ингушей, в отличие от адатов дагестанских племен, кабардинцев, осетин, которые к началу XIX в. находились на более высокой ступени общественного развития, отражают родовые отношения без резко обособленных сословных различий. B них сильнее проявлялись пережитки первобытнообщинного строя, так как чеченцы и ингуши находились еще на стадии только начавшегося распада родового строя и зарождения феодализма.
    Адаты чеченцев и ингушей демократичнее, чем адаты кабардинцев и дагестанцев, и отражают соответствующий социальный и политический строй чеченцев и ингушей XVIII – первой половины XIX в. Например, обычай аталычества (отдача мальчика на воспитание в другой тухум с целью установления как бы родственных отношений с более знатным, богатым родом) среди чеченцев и ингушей не был распространен, а оказание помощи одним родовым союзом другому не отличалось таким ярко выраженным характером эксплуатации труда зависимого рода, как, например, у кабардинцев. Обычай барантования (угон скота) у чеченцев и ингушей имел существенное различие с аналогичным обычаем адыгейцев, и заключалось оно в том, что баранта у чеченцев и ингушей в меньшей степени, чем у адыгейцев, способствовала обогащению знатных и богатых родов за счет слабых.
    В процессе социально-экономического развития общества и начавшегося распада патриархально-родового строя, который можно отнести к концу XVIII и началу XIX в., адаты чеченцев и ингушей видоизменяются, дополняются новыми нормами, выражающими волю «сильных» имущих родов. Система компенсаций по обычаю кровной мести чеченцев и ингушей постепенно с имущественной дифференциацией общества изменила свою первоначальную форму. Так, выкуп за убийство, выплачиваемый прежде всем родом сообща, в полной мере, стал перекладываться в большей части на семью виновного. Доля, вносимая сородичами, определялась степенью родственных отношений с убийцей. Кроме того, выкуп крови для разных родов стал не одинаковым.
    Выявление классового характера адатов дает возможность проследить процесс зарождения и развития норм обычного права.
    По адатам разбирались дела об убийствах и кровной мести, о ранениях и увечьях, похищении невесты, воровстве, грабежах, поджогах, порче вещей и имущественные споры. Рассматривались эти дела горскими словесными судами. Причем существовало два вида подсудности: первая объединяла все правонарушения, совершенные в родственной среде; эти в свою очередь распадаются на такие, при которых обидчик и обиженный являются членами одного и того же двора, и на такие, при которых обидчик и обиженный состоят членами разных дворов.
    Род является основным субъектом всех обязательств, которые устанавливались путем маслагатов или соглашений между родами и общинами каждого племени, а иногда и между самими племенами.
    «Каждый горец, – как пишет известный исследователь адатов кавказских горцев проф. А.М. Ладыженский, – считал себя обязанным соблюдать интересы только тех, кто принадлежал к родам, заключавшим маслагат с его родом. Похитить же что-либо или вообще нанести какой-либо вред племени или роду, не заключавшему маслагат с его родом, считалось делом не только позорным, но даже похвальным» . Но поскольку в обычном праве чеченцев и ингушей понятия преступления не существовало, то речь могла идти только об обиде, причиненной той или другой стороне.
    Имущественные споры возникали не только при неисполнении принятых обязательств, но и при воровстве, а также в случаях насильственного присвоения имущества. Эти споры рассматривались по адатам как обиды и обиженный или любой из членов его рода имел право насильственно захватить имущество обидчика или любого из членов его рода. Захват имущества обидчика с целью возмещения вреда, причиненного воровством или невозвращением долга, приводил к самоуправству «обиженного».
    «Адат предоставляет обиженному право во всякое время украсть у обидчика лошадь или какую-либо ценную вещь. Он предоставляет похищенные им предметы старикам, которые оценив их, выделяют ту долю, на которую он имеет право, остальное же возвращают хозяину» .
    Как правило, последствием при воровстве является возвращение похищенной вещи, а при утере ее – выплата стоимости украденного.
    Таким образом, возмещению подлежит материальный вред, причиненный потерпевшему. От обвиняемого в грабеже требовалось возвратить награбленное имущество или оплатить его стоимость потерпевшему, а также внести штраф в пользу общества. В случае совершения указанного преступления в мечети или если оно связано с вторжением в пределы чужого владения, взыскивалась двойная стоимость похищенного и штраф.
    Имущественные обиды очень часто перерастали в личные, и тогда обиженным выступало не частное лицо, а весь род. В таких случаях честь рода восстанавливалась только кровью обидчика. Отмщение обиды было священным долгом каждого члена рода, уклонение от которого грозило бесчестьем для всего рода. Сложившийся при родовых отношениях обычай кровной мести рассматривался как обязательный для всех. «По адатам чеченцев родственникам убитого равно предоставляется убить в отмщение самого убийцу или какого-либо из его родственников. Ингуши допускают применение кровной мести к родным братьям, дядям и племянникам убийцы, но исключительно по мужской линии» .
    Однако постепенно под влиянием норм мусульманского права (шариата) на адаты чеченцев и ингушей кровная месть заменяется денежным возмещением, обеспечиваемым барантой. Такое возмещение называлась «выкупом крови», и осуществлять его могли только сильные имущие роды. Естественно, что при этих обстоятельствах обычай баранты превращался часто в средство эксплуатации бедного слабого рода более сильным и влиятельным. Так, у чеченцев родной брат убийцы обязан был заплатить родственникам убитого выкуп (вошыл) в размере 10 коров, двоюродный – 9 коров, троюродный брат – 8 и т. д. Кроме того, периодически выплачивал выкуп сам кровник. Система выплат была такой, что позволяла одному роду экономически поработить, сделать своим данником другой на неопределенно долгое время. Таким образом, в этой форме кровная месть была оружием зарождающегося феодализма.
    Как видно из сказанного, кровная месть за убийство у чеченцев и ингушей преследовала цель возмещения не только морального, но и материального вреда. Но обычай кровной мести не распространялся на внутрисемейные отношения. По адатам кавказских горцев, если отец вместо того, чтобы изгнать, убивал сына или дочь, то никто не вправе был мстить ему за это. Так же обстояло дело и у чеченцев и ингушей. Ингуши объясняли освобождение от ответственности за убийство родителями своих детей тем, что «никто не является врагом себе». От детей требовалось беспрекословное подчинение родителям, почитание их независимо от возраста самих детей. Ф.И. Леонтович приводит данные о том, что дети мстили отцу за убийство одного из них: «Право канлы (кровной мести. – Ф. Г.) может в Чечне иметь место даже между отцом и детьми; нередко бывали примеры, что если отец убивал одного из сыновей, то братья мстили ему» .
    Видимо, запись адатов в этой части сделана не точно, так как такая месть совершенно невозможна, если исходить из горских традиций повиновения детей родителям. Кровомщение в отношении отца или деда среди чеченцев и ингушей не существовало. Вообще у горцев принято, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать на жизнь своих родственников. Подобно убийствам ранения или увечья подлежат отмщению только в том случае, если раненый принадлежит к другому роду, чем лицо, причинившее указанные повреждения. Адаты чеченцев и ингушей преследуют при этом только возмещение причиненного вреда независимо от того, причинено ли повреждение умышленно, неосторожно или случайно.
    «За всякую рану, даже не требующую лечения, следует платеж штрафа. За рану, не принимающую характер увечья, не полагается никакого взыскания в пользу потерпевшего, но во всех одинаковых случаях поранитель призывается к возмещению убытков, причиненных его раной, а потому оплачивает лекаря» .
    В случае неосторожного или случайного убийства, ранения и увечья «выкуп крови» устанавливался в половинном размере полного выкупа, выплачиваемого обиженному роду при совершении указанных действий умышленно.
    Кровная месть не распространялась на женщин, детей, стариков.
    Поскольку обычай кровной мести причинял большие материальные и моральные убытки, преследование обидчика (кровника) продолжалось длительное время и распространялось не только на самого убийцу, но даже и на его родственников, старые, почетные люди рода всегда стремились примирить враждующих.
    Так, проф. А.М. Ладыженский приводит данные из общественного приговора жителей Владикавказского округа 1888 г.: «Желая скрыть следы преступления и таким образом уклониться от судебного преследования, кровомщение совершается из открытой засады, и притом мстят большей частью не убийце, а кому-нибудь из выдающихся родственников» .
    Опыт примирения кровников по обычаям чеченцев и ингушей как положительный использовался в Чечне и Ингушетии и после Октябрьской революции. Были созданы специальные Примирительные комиссии при Центральных Исполнительных Комитетах (ЦИК) обеих республик, которые состояли из заслуженных и авторитетных людей общества. Эти комиссии разъезжали по округам, вызывали кровников и на сельских сходах добивались того, чтобы кровники простили друг другу причиненную обиду. Процедура заканчивалась взаимным пожатием рук кровниками, после чего по обычаю ими устраивалось примирительное угощение.
    Семья и брак строго охранялись нормами обычного права чеченцев и ингушей. Все вопросы, связанные с наследственными правами членов семьи, разбирались по шариату. Брак по адатам чеченцев и ингушей носит в основном экзогамный характер. Среди чеченцев встречаются и эндогамные браки. Это объясняется, видимо, соседством с дагестанскими народностями, у которых бытует эндогамия, и большим распространением исламизма среди чеченцев. У ингушей с древних времен соблюдалась строгая экзогамия, и поэтому даже в настоящее время нет случаев отступления от этого обычая.
    При экзогамии женщина никогда не выходит совсем из-под охраны своих родичей. Так, у «вейнахов» Владикавказского округа муж, убивший жену, должен был заплатить родителям ее 85 коров; если же у нее не было детей, то он должен был заплатить только 12 коров. Убийца жены терял всякое общественное уважение.
    Женщина занимала в обществе бесправное положение. Замужним женщинам запрещалось показываться за пределами двора. «Для мужчины весь мир – дом его. Для женщины ее дом – весь мир ее», – гласила горская пословица.
    В случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его брата или другого родственника (левират).
    При разводе женщина возвращалась в прежнюю свою семью и по обычаю забирала все вещи, находившиеся в доме мужа. Но если развод был совершен по вине жены, что случалось в крайне редких случаях, ее родители обязаны были возвратить все расходы, связанные с женитьбой на их дочери. «Жена у чеченцев и других племен во всем подчинена мужу, как своему законному господину. Она должна работать на него, сносить безропотно налагаемое на нее наказание и всем своим поведением обнаружить раболепное почтение» .
    Однако при всей порабощенности кавказские женщины играли значительную роль во внутренней жизни семьи. Это были отголоски матриархата, существовавшего в быту горцев в древние времена.
    Ввиду частого отсутствия мужчин, которые постоянно участвовали в набегах, уходили на охоту, вся домашняя работа должна была выполняться женщинами, в результате чего сохранялась их самостоятельность в хозяйстве. Кроме этого, замужняя женщина сохраняла право на имущество, полученное ею в качестве приданого, которое «представляло собой отдельную от мужа собственность» .
    По горским адатам конник не может обогнать женщину, а должен спешиться и провести коня под узцы; если женщина проходит мимо, все мужчины должны встать; нельзя драться в присутствии женщины. «Женщинам воздают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды; и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его остается безопасной, но покрывается вечным бесславием» .
    «Адаты кавказских горцев строго охраняют целомудрие незамужних женщин. Одного прикосновения к руке или косе девушки, отнятия у ней платка и даже простого поцелуя подчас бывает достаточно для того, чтобы побудить юношу к вступлению в брак или к производству полного платежа за кровь «обесчещенной им девушки». Таков, по крайней мере, обычай восточной половины Кавказа – Дагестана и Чечни» .
    «За нарушение чести незасватанной девицы виновный отвечает 18 штуками скота, но если девица засватана кем-либо или оскорбление нанесено замужней женщине, тогда виновный отвечает 80 штуками рогатого скота» .
    По адатам чеченцев и ингушей предусматривалось повышенное наказание за обиду, нанесенную женщине. По мнению горцев, в отношении мужчины позорно быть побитым, а в отношении женщины – позорно ее побить. «За нанесение побоев женщине взыскивается в ее пользу 1 бычок. Если женщина была беременна, и последствием побоев был выкидыш, то сверх того дело разбирается по шариату» .
    Кроме убийств и ранений кровную месть часто вызывало похищение девушек. Похищение, чтобы жениться с согласия невесты, хотя и преследовалось тем родом, к которому она принадлежала, но нравственно не осуждалось. В таком случае жених вносил родителям калым – выкуп за невесту, установленный по соглашению сторон. Но если девушка заявляла, что ее привели насильно, то ее выдавали обратно родным; если же она заявляла, что хочет выйти замуж за похитителя, то ее родственники должны были удалиться.
    При похищении чужой невесты похититель становился кровником жениха, и с этого момента на него распространялся обычай кровной мести. Однако выкуп за кровь по обычаю кровной мести в случае убийства женщины был пониженным. Это еще раз подтверждает социальную неравноправность женщины.
    «Древнее право отличается вообще чрезвычайным консерватизмом, и многие юридические учреждения проявляют замечательную живучесть, общественные отношения перестраиваются очень медленно на протяжении столетий, причем старые формы права обыкновенно сохраняются и после того, как содержание их изменилось, и старый по форме договор покрывает нередко новую по существу сделку…» .
    Сохранились и живут среди чеченцев и ингушей замечательные обычаи гостеприимства, товарищества и взаимной помощи, которые вошли как традиции в их быт и культуру с давних времен. Гостеприимство у чеченцев и ингушей считается первейшей добродетелью и гость «есть особа неприкосновенная» . «Дружба (куначество) и гостеприимство соблюдаются между ними строго по горским правилам… Гостя в своем доме или кунака в дороге, пока жив хозяин, не дают в обиду» .
    Так адаты чеченцев и ингушей на протяжении многих лет, видоизменяясь, сохраняют в себе добрые старые традиции, и наоборот – обычаи, составляющие пережитки прошлого, изживают себя под влиянием социально-экономических изменений, происходящих в обществе.