Что написала астрид линдгрен для детей. Каждый имеет право быть Карлсоном

Астрид Линдгрен (урожденная Астрид Анна Эмилия Эрикссон / Astrid Anna Emilia Ericsson) - шведская детская писательница.

Родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Она стала вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец занимался сельским хозяйством на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине городка. Вместе со старшим братом, Гуннаром, в семье росло трое сестёр - Астрид, Стина и Ингегерд. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, - «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид с удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте. Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок» появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930-40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей - её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и издательский договор на неё.

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует», а в 1953 году - завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус». «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей. Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации - этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» - снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш - младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом - через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго - во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях.

В 1969 году прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединённых Штатов Америки. За год до постановки в Стокгольме спектакль про Карслона был показан на сцене Московского театра сатиры, где его играют до сих пор. Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен обратило на себя внимание прежде всего благодаря театральным спектаклям, то в Швеции известности писательницы немало способствовали фильмы и телесериалы по мотивам её произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блюмквисте - премьера кинофильма состоялось на Рождество 1947 года. Ещё через два года появился первый из четырёх фильмов о Пеппи Длинный чулок. В период 50-х по 80-е годы известный шведский режиссёр Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума с их невыразимой красотой и восприимчивостью к писательскому слову стали классикой шведского кино для детей.

Произведения Астрид Линдгрен экранизировали и в СССР: это детские фильмы «Приключения Калле-сыщика» (1976), «Расмус-бродяга» (1978), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Проделки сорванца» (по повести «Приключения Эмиля из Лённеберги», 1985), «Мио, мой Мио!» (1987) и два мультфильма про Карлсона: «Малыш и Карлсон» (1968), «Карлсон вернулся» (1970). В России созданы компьютерные игры по мотивам книг о Пеппи, Карлсоне и по повести «Рони, дочь разбойника».

В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и, что немаловажно, заметно повлияла на развитие детской литературы.

Название Время Популярность
4:16:42 2000
2:22:34 70000
2:41:56 60000
3:00:13 50000
2:04:14 10000
2:15:44 30001
2:17:43 20000
4:14:04 5000

Важным в творчестве писательницы было её желание помочь детям преодолевать их горести и трудности. Сказки Астрид Линдгрен воссоздают различные жизненные сложности детей и описывают пути их решения.

Карлсон и Пеппи: порядок чтения рассказов

Астрид Линдгрен

Астрид Линдгрен родилась в Швеции в 1907 году. Полное имя писательницы: Астрид Анна Эмилия Линдгрен. Благодаря переводчице Лунгиной, сказки Линдгрен стали известны нам. Лучшими из них являются истории о Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок.

С самого детства Астрид жила с родителями, братом и младшими сестричками за городом, с тех пор она бесконечно полюбила природу и эту любовь пронесла через все свои произведения. Семья девочки была крепкой, отношения у родителей и детей были уважительными, они были сильно привязаны друг к другу, что также не могло не отразиться на произведениях Астрид в будущем. Все они очень добрые.

Переехав в Стокгольм после школы, Астрид Линдгрен прошла через множество жизненных преград. Родив ребенка совсем ещё юной, она не смогла прокормить и себя и сына. Астрид пришлось отдать малыша в приемную семью. Однако всё же со временем её жизнь наладилась. Астрид вышла замуж, забрала сына и родила второго ребенка – дочь Карин.

О сказках Астрид Линдгрен

Сказки Астрид Линдгрен посвящала именно своей дочери, рассказывая их на ночь, сочиняя на ходу приключения рыжеволосой девочки, которую Карин сама назвала Пеппи Длинныйчулок. На 10-летний юбилей дочки, Астрид составила книгу о приключениях Пеппи и даже раскрасила её в подарок ребенку.

Астрид всегда была очарована своей возможностью создавать нестандартные произведения с нескучными героями. За свою повесть о сыщике Калле Блюмквисте в 1946 году она получила первую в жизни премию.

Вскоре была издана трилогия Астрид – Малыш и Карлсон, которая стала шедевром мировой литературы. Лучший в мире Карлсон помогал Малышу забыть обо всех неприятностях и волнениях, он стал его другом.

Биография Астрид Линдгрен, легендарной писательницы (в девичестве Эрикссон), началась 14 ноября 1907 года. Благодаря её таланту мир обрёл образы Карлсона, сыщика и озорной девчонки Пеппи.

Сама писательница чем-то походила на своих персонажей. По воспоминаниям знакомых, она с легкостью располагала к себе всех, с кем общалась. Ей многие писали письма. Астрид умудрялась вести переписку с великим множеством людей, несмотря на занятость, отвечая на каждое послание самостоятельно.

Астрид Линдгрен, краткая биография которой описана в статье, всю жизнь поклонялась исключительно религии детства, детворе и их историям.

Эрикссоны - дружная семья

Ранние годы будущей писательницы прошли среди колоритных пейзажей хутора Нэс, близ маленького городка Виммербю (лен Кальмар), в южной Швеции.

Родителей Астрид звали Сэмюэль и Ханна. Они встретились, будучи подростками, Ханне к тому времени едва исполнилось 14. Их детский роман продолжался еще 4 года и закончился браком. По словам Астрид, чувства её родителей были сильнее, чем в книжных историях о любви, они жили душа в душу, много смеялись и шутили, никогда не ссорились. Позже она опишет роман родителей в одном из своих произведений.

В семье Эрикссон баловство прощалось каждому из 4 детей, при условии, что те и трудиться будут с не меньшим азартом. Так и было — дети охотно помогали родителям по хозяйству. Астрид с 6 лет работала на ферме. Свободное время она посвящала играм, некоторые из своих детских забав позже воссоздав в книгах.

Вскоре началась школьная пора, и любимыми занятиями стали учёба, музыка и литература.

Астрид Линдгрен: биография

Автор таких детских книг, как "Карлсон, который живет на крыше", "Пеппи Длинныйчулок", "Мио, мой Мио", "Знаменитый сыщик Калле Блумквист", "Эмиль из Лённеберги", "Кати в Париже" и других, училась в школе великолепно. Особо яркие достижения имела в области языков и литературы. Её сочинение даже разместили в газете. С тех пор за девочкой закрепляется шутливое прозвище: «Сельма Лагерлеф из Виммербю».

В аттестате также подметили одарённость выпускницы в рукоделии, сделав педагогическое заключение о том, что она станет прекрасной женой и хозяйкой.

Однако та не торопилась замуж и, окончив школу, поступила на работу в окрестную газету репортёром. В это же время в жизни юной Астрид появились кинематограф, джаз и короткая стрижка, возмутившая пуританское общество хутора Нэс. По-настоящему шокирующее местных соседок событие произошло чуть позже: едва достигнувшая 18-летнего возраста девушка сообщила семье, что беременна. Биография Астрид Линдгрен (тогда еще Эрикссон) дала крутой поворот.

Стокгольмский период

Астрид не любила распространяться на тему личности отца своего ребёнка, она никогда не говорила об этом. Существует версия, что им был редактор газеты, в которой девушка трудилась — Аксель Блумберг. Правда это или вымысел, но замуж Астрид не вышла, предпочтя оставить посрамленную семью и перебраться в Стокгольм. Хотя родители и встали на ее сторону и не хотели отпускать от себя, заявив, что во всем готовы помочь юной маме и уже любят будущего внука.

Новая хозяйка из сочувствия к Астрид оставила родившегося ребёнка у себя на время, пока его мать встанет на ноги. Под давлением обстоятельств Астрид была вынуждена уехать в Швецию на заработки, но она устремляется к своему малютке Ларсу каждый раз, как удаётся выкроить немного времени.

Замужество

В череде нескончаемых разъездов из одной страны в другую в 1928 году Астрид попала на собеседование в Королевский автомобильный клуб и была принята на должность секретаря. Теперь её финансовое положение обрело стабильность, но малыш-сын по-прежнему оставался в Дании. На помощь внезапно пришли Сэмюэль и Ханна, давно искавшие, как связаться со своей дочерью. Так малыш Ларс познакомился с бабушкой и дедушкой, и стал жить в одной стране с матерью.

Получив временную передышку, Астрид даже не успела опомниться, как над сыном нависла страшная опасность. Ему потребовалось специальное лечение, на которое Эрикссоны попросту не имели денег. Ради спасения ребёнка Астрид смирила гордость и отправилась за помощью к своему начальнику по имени Стуре Линдгрен, и он не отказал. А Астрид взамен увековечила его имя.

Биография Астрид Линдгрен пополнилась новым событием: она стала женой Стуре. После замужества ушла со службы и с головой погрузилась в семейные хлопоты, как и напророчили ей в педагогическом заключении. Стуре официально оформил отцовство на Ларса, а Астрид спустя некоторое время родила дочь Карен.

Пеппи лечит Карен

В 1941 году Астрид с мужем и детьми переехала на новую квартиру, и Карен вдруг заболела пневмонией. Терапия не давала положительного результата. Астрид ночами напролет сидела с дочерью и от безысходности начала рассказывать ей истории. Карен внезапно заинтересовалась и даже назвала героиню Pippi Langstrump, которую в переводе на русский назовут Пеппи Длинныйчулок. Астрид без труда дополнила образ и ввела несколько новых персонажей — друзей для Пеппи. Карен поела, приняла пилюли, и её щеки порозовели, а биография Астрид Линдгрен еще раз дала крутой поворот. Астрид выдумывала все больше и больше историй о Пеппи, и необычное средство принесло плоды. Карен начала выздоравливать, а её мама, сроднившаяся с непоседой Пеппи, начала переносить свои сказки на бумагу.

Копии законченной рукописи очутились на столах редакторов. Все, как один, ужаснулись невоспитанности главной героини и поспешили ответить автору отказом. Астрид это не сломило. Она продолжила творить и со своим произведением «Брит Мари изливает душу» удостоилась на конкурсе второй премии знаменитого издательства и права на издание повести.

Первая часть трилогии о Пеппи явилась миру позже, в 1945 году. Это событие стало триумфальным входом Астрид Линдгрен (биография, книги автора описаны в статье) в литературу для детей.

В самом расцвете творческого пути

С момента первой публикации книги выходят с завидным постоянством на радость поклонникам. Спустя 10 лет с выхода «Пеппи...», в 1955, на книжных прилавках появляется первая книга трилогии о Карлсоне. Астрид готова была поклясться на сказке о Пеппи, что лично знает забавного человечка с пропеллером. Карен же вспоминает, что история о Карлсоне выросла из небольшого рассказа, в котором летающий господин Шварб познакомился с мальчиком, чтобы скрасить тому серые дни тяжелой болезни.

В 1957 году Астрид Линдгрен становится обладательницей премии за литературные достижения. Она - первая из авторов детских книг.

Жизнь после творчества

К 1980-м годам Астрид завершила писательскую карьеру, но не ушла на покой. Её сын Ларс говорил, что мать не только в молодости предпочитала чинным беседам на лавочке в компании других родительниц шумные игры с ватагой малышни, но сохранила свои повадки и в преклонном возрасте. В один из дней озадаченные зеваки обнаружили Астрид на дереве, а та спокойно подметила, что нет официального запрета на такой вид досуга для стариков.

Благотворительная деятельность

Но помимо развлечений, у Астрид было много забот. Все её средства, накопленные за годы творческой деятельности, уходили на борьбу с несправедливостью и попустительством правительства. Переписываясь с поклонниками, она узнавала, кто нуждался в помощи.

Астрид проспонсировала открытие специализированного центра для детей с ограниченными возможностями. С её подачи в 1988 году принят «Закон Линдгрен», защищающий животных, в Европе принят закон о защите несовершеннолетних граждан.

Благотворительная деятельность писательницы не могла остаться без отклика общества. На все поощрения своих заслуг Астрид реагировала с незлой иронией. Например, уже страдая ухудшением слуха и зрения, она, изучая возведенный в свою честь монумент руками, в конце резюмировала: «Похожи». Когда же маленькой планете дали её имя, Астрид и вовсе шутливо заявила, что теперь может называться Астероидом. Сограждане признали свою любимицу Человеком года почти перед её смертью, а она дала им совет подумать в другой раз, кого выбрать на эту роль, чтобы никто не решил, будто все в Швеции стары, глухи и незрячи.

Астрид Линдгрен ушла из этого мира в возрасте 94 лет, в 2002 году, 28 января. Долгую жизнь она завершала в пустой квартирке, успев похоронить не только Стуре, но и Ларса.

Кандидатура писательницы посмертно была выдвинута на Нобелевскую премию.

Жизнь после Жизни

За достижения в профессиональной сфере именем Астрид Линдгрен, биография которой описана в статье, названа премия её родного издательства. Её дочь продолжает развивать социальные идеи матери.

Даже после смерти писательница дарит свой волшебный мир — в Стокгольме есть музей «Юнибакен», где в числе всего прочего можно заглянуть в домик Карлсона, пока тот улетает пошалить.

Огромное число детей по всему миру продолжают открывать удивительный мир Астрид Линдгрен. Краткая биография для детей будет так же интересна, как и для взрослых почитателей ее таланта. Несмотря на разницу во вкусах, каждый в ее книгах находит персонажа по себе. Так, к примеру, в России наиболее популярен Карлсон, а в Швеции он и вполовину так не любим, как Пеппи.

Биография Астрид Линдгрен для детей и взрослых содержит немало интересных фактов. Например, как-то у создательницы обоих этих героев спросили, что нужно, чтобы книга понравилась читателю. Астрид ответила, что у неё нет каких-то особых рецептов, книга для детей должна попросту быть хорошей. Она всего-то хотела, чтобы дети смеялись и веселились.

Астрид Линдгрен, биография, книги которой будут интересны ее поклонникам еще многие годы, оставила после себя богатое наследие: 52 произведения, многие из них были экранизированы.

Книги Астрид Линдгрен так полюбились русскоязычным читателям не только из-за литературного дарования автора, но и благодаря прекрасным переводам Лилии Лунгиной. Конечно, многие переводчики переводили книги Линдгрен на русский язык, но не все издания были приняты нашим читателем. В этом обзоре представлены 10 знаменитых героев Астрид Линдгрен в лучших (по мнению читателей) переводах.

"Крошка Нильс Карлсон" перевод Л.Брауде, Е.Соловьева (5-7 лет)

Грустно, если у тебя нет ни сестрёнки, ни братика и целыми днями ты дома один, когда и обмолвиться не с кем, не то что поиграть. Вот тогда в твоей жизни и появляются самые необычные друзья: крошка-домовой ростом не больше пальца, маленькая эльфа из яблоневого сада, деревянная кукушка из настенных часов, способная петь и веселить, и даже говорящая кукла, которая выросла на грядке из зёрнышка...

"Эмиль из Леннеберги" Перевод Л.ЛУНГИНОЙ (5-10 лет)

Весёлая повесть про Эмиля из Лённеберги, которую написала замечательная шведская писательница Астрид Линдгрен, а на русский язык блистательно пересказала Лилианна Лунгина, полюбилась и взрослым и детям всей планеты. Этот вихрастый мальчуган — ужасный озорник, он и дня не проживёт, не напроказничав. Ну кому придёт в голову гонять кошку, чтобы проверить, хорошо ли она прыгает?! Или надеть на себя супницу? Или поджечь перо на шляпе у пасторши? Или поймать в крысоловку родного отца, а поросёнка накормить пьяными вишнями?
Рекомендуется всем детям с 5 лет для развития отличного чувства юмора!

"Малыш и Карлсон" Перевод Л.ЛУНГИНОЙ! (6-12 лет)

Кто самый обаятельный, самый красивый, самый умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? Конечно же Карлсон, толстенький забавный человечек с моторчиком на спине!
Его знают и любят дети всего мира. За непоседливый нрав, неуёмную фантазию и желание пошалить. Но больше всех, пожалуй, Карлсона любит Малыш, ведь вместе им никогда не бывает скучно, потому что главное для Карлсона: "Надо, чтобы было весело и забавно, а то я не играю". Знаменитая трилогия включает в себя повести: "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" , "Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел", "Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять"

"Пеппи Длинныйчулок" Перевод Л.ЛУНГИНОЙ (6-12 лет)

Линдгрен написала про Пеппи 3 повести:"Пеппи поселяется на вилле "Курица", "Пеппи собирается в путь", "Пеппи в стране Веселии" (читать их нужно именно в таком порядке) А также коротенькие сказки:"Пеппи Длинныйчулок в парке-где-растет-хмель" и "Разграбление Рождественской Елки, или Хватай Что Хочешь у Пеппи Длинныйчулок". Читать веселые истории про Пеппи советуем в переводе Л.Лунгиной (короткие рассказы есть только в пер.Л.Брауде), а если ребенку важны иллюстрации - обратите внимание на озорную рыжую девчонку в исполнении Н. Бугославской Н. или Л.Токмакова

"Рони- дочь разбойника" Перевод Л.ЛУНГИНОЙ (6-12 лет)

Повесть-сказка Астрид Линдгрен про девочку Рони, дочь самого могучего разбойничьего атамана всех лесов и гор, и про неведомый мир, в котором все необычно, таинственно и странно. А еще она о приключениях, дружбе и любви. Маленькая отважная Рони и её друг Бирк кладут конец вековой вражде между двумя кланами разбойников, больше того, они вообще не собираются быть разбойниками.

"Дети из Бюллербю" пер. Л.ГОРЛИНОЙ (6-12 лет)

Книга, которую Астрид Линдгрен считала своей главное книгой. Это, собственно, книга о ее детстве. Бюллербю - самое лучшее место на Земле, считают дети, которые там живут, и сама Астрид Линдгрен, чьё детство прошло в такой же маленькой деревушке на юге Швеции.
И хотя детей в Бюллербю всего шестеро, им никогда не бывает скучно, как не было скучно и великой писательнице, ведь именно там сформировалось её мировоззрение. С обычным для неё блеском и юмором она описывает их беззаботное детство, в котором есть место и прекрасным семейным праздникам, и шалостям, и радостям, и мимолётным огорчениям.

"Мадикен" Пер. И.СТРЕБЛОВА (6-10 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Мадикен живёт в большом красном доме возле речки. Лучшего места, чем это, на всём свете не сыскать, считает она. Ещё там живут мама и папа, помощница Альва и малышка Пимс, которая везде и всюду следует за своей старшей сестрой. Куда одна, туда и другая. Вместе им всегда весело. Да и как может быть иначе! Ведь здесь столько всего интересного: можно купаться, качаться на качелях, играть в крокет, поливать огород и поить молоком ёжика!

"Мио, мой Мио!" Перевод И.Токмаковой или Л. Брауде (7-10 лет)

Жил да был в Стокгольме девятилетний мальчик-сирота Бу Вильхельм Ульссон (или попросту Боссе). У приемных родителей жилось ему не очень-то весело, ведь они терпеть не могли мальчишек. Вот был бы у Боссе такой отец, как у его друга Бенки! Но однажды в руки мальчику попадает золотое яблоко, и его жизнь меняется, как по волшебству. Оказывается, Боссе — вовсе не Боссе, а принц Мио! И его настоящий дом не в Стокгольме, а в чудесной Стране Дальней, которой правит его отец-король. Мио словно попадает в сказку, где его ждет верный друг Юм-Юм, белоснежная лошадь Мирамис, волшебный колодец и отцовский сад, полный роз. Только сказка эта временами грустная, а подчас и страшная — слишком много горя причинил Стране Дальней жестокий рыцарь Като, что живет за Дремучим Лесом. И юному принцу Мио судьбой предназначено с ним сразиться…

"Калле Блюмквист" пер. Н. Городинской-Валлениус. (8-13 лет)

Детективная трилогия про юного сыщика Калле содержит повести: "Знаменитый сыщик Калле Блюмквист играет", "Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует" "Калле Блюмквист и Расмус". Выпущены только в переводе Н. Городинской-Валлениус.

Весёлую и независимую Астрид Линдгрен можно смело назвать прототипом её знаменитого литературного персонажа Пеппи Длинныйчулок. Несмотря на любовь к чтению и хорошие оценки, у непослушной девочки всегда были проблемы с дисциплиной: урокам рукоделия Астрид предпочитала мальчишеские забавы.

«Ох, как мы умели играть! — вспоминала свои детские годы автор „Карлсона“. — Мы карабкались на самые высокие деревья и прыгали между рядами досок на лесопилке. Мы забирались высоко на крышу и балансировали на ней, и стоило бы только кому-то из нас оступиться, наши игры могли бы прекратиться навсегда». Необычную страсть к играм и баловству Астрид сохранила вплоть до преклонного возраста. «Закон Моисеев, слава богу, старухам по деревьям лазить не запрещает», — говорила знаменитая сказочница в старости, одолевая очередное дерево. А советская переводчица Лилианна Лунгина о встрече с именитым автором вспоминала: «Придя к нам, она вытащила нашего шестилетнего сына Женю из кроватки и стала с ним играть на ковре, когда мы её провожали в гостиницу, она, сойдя с троллейбуса, так заразительно и увлечённо затанцевала на улице, что нам пришлось ей ответить тем же...»

Астрид (третья слева) с родителями, братом и сёстрами. Фото: Commons.wikimedia.org

В юности эпатажное поведение Астрид вызывало у окружающих ещё большее недоумение. В 17 лет самовольная барышня коротко остригла волосы, чем повергла в шок жителей родного городка. Вот как вспоминала об этом сама сказочница: «Люди подходили ко мне на улице и просили снять шляпку, чтобы посмотреть на мою стрижку. Некоторые восхищались моей причёской, но они были в явном меньшинстве...»

Несмотря на многочисленные просьбы отца не позорить семью, Астрид даже не думала притворяться «хорошей девочкой». Девушка понимала, что с внешностью, которой одарила её природа, шансы на удачное замужество у неё невысоки, и взялась сама ковать своё счастье.

Первым шагом на этом пути стала работа в местной газете на должности репортёра. Однако к 18 годам Астрид узнала, что беременна...

Астрид Линдгрен, 1924 г. Фото: Public Domain

«Одинока и бедна»

Имя отца своего сына шведская сказочница так никогда и не раскрыла, а многие годы бунтарка испытывала чувство вины за то, что сперва отправила маленького Ларса на воспитание приёмным родителям, а после — бабушке с дедушкой.

Чтобы скрыть своё «тёмное прошлое», Астрид переехала из маленького Виммербю в Стокгольм, где было больше возможностей получить работу. «Я одинока и бедна, — писала в то время сказочница родному брату Гуннару . — Одинока, потому что так оно и есть, а бедна, потому что всё моё имущество состоит из одного датского эре. Я страшусь наступающей зимы».

В 1928 году удача вновь улыбнулась бунтарке: директор Королевского автомобильного клуба взял её на место секретаря. А ещё через два года он же сделал Астрид предложение: «Он признался, что полюбил меня с первого взгляда и все эти два года глаз с меня не сводил. Я рассказала ему о себе всё и, конечно же, о сыне. Он ни секунды не колебался: „Я люблю тебя, а значит, я люблю и всё, что является частью твоей жизни. Ларс будет нашим сыном, вези его в Стокгольм“». Благодетеля звали Стуре Линдгрен.

Конечно, для Астрид это не было любовью с первого взгляда, но она приняла предложение и до конца жизни оставалась благодарна и верна Стуре. Рядом с ним бунтарка превратилась в добропорядочную хозяйку и подарила супругу дочь Карин. Но даже это не сделало её похожей на благовоспитанных шведских мам.

«Недостаточно поучительно»

Дети всегда гордились своей мамой-хулиганкой, которая с удовольствием принимала участие во всех играх. А однажды у них на глазах она запрыгнула в трамвай на полном ходу (за что её оштрафовал кондуктор).

Такими же «неправильными» и «недостаточно поучительными» с точки зрения педагогов были сказки Астрид. Сперва писательница сочиняла их для своих детей, а после решилась отправить рукопись на литературный конкурс. Вскоре после победы книги шведской домохозяйки завоевали популярность во всём мире, но если у детей истории о приключениях Карлсона и Пеппи вызывали восторг, то у взрослых — опасение. Ещё бы, ведь автор занимала новую для того времени позицию в детской литературе: вместо косноязычных поучений — разговор по душам. «Детская книга должна быть просто хорошей. И всё. Других рецептов я не знаю», — защищала своё творчество Астрид.

Из-за того, что Карлсон «провоцирует детей быть непослушными и вызывает страх и отвращение по отношению к няням и приходящим домработницам», во многих штатах США эта сказка оказалась под запретом. Но не в СССР: здесь выходило до 80% всех изданий «Карлсона». Сама же автор всегда удивлялась популярности своих книг на родине Пушкина и в своём письме к советским детям писала: «Наверное, популярность Карлсона в вашей стране объясняется тем, что в нём есть что-то русское, славянское».

Астероид Линдгрен

В восьмидесятые годы ХХ века Астрид перестала сочинять новые сказки, но не превратилась в типичную пенсионерку. Она ежедневно отвечала на сотни писем.

Астрид не дожила до своего столетия всего 6 лет, но предпочитала вновь и вновь возвращаться в детство. Даже несмотря на то, что к концу жизни слух и зрение писательницы сильно ослабли, чувство юмора ей никогда не изменяло. Когда сказочница узнала, что в её честь назвали небольшую планету, то пошутила, что теперь её можно называть «Астероид Линдгрен». Когда же Астрид сообщили, что она получила звание «человека года», писательница сказала: «Я, глухая, полуслепая и почти выжившая из ума старуха, — „человек года“? На будущее советую быть осмотрительнее — как бы об этом не узнала широкая публика...»