Эль боско художник. Иероним Босх: биография

Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 - 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.

На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе

Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.

Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.

В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.

Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.

Имя художника исчезает из городских документов на четыре года - с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.

Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...

Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов , дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».


Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).


Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е, 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).


Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.


Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е, 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).


Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.


Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.


Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих


Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников , очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.


Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.


Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.


Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад , 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.


Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу . Он выполняет творческую работу - оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).


Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.


Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины - обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них - животные и птицы, поражающие своими размерами.


Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке - Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем - сцена искушения и яблоком раздора, а на заднем - херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.


Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие - в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы - Ада и грехопадения Адама и Евы.


По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.


Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima - «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.


Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя - на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.


В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру - в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье .

А знали ли вы, что в хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?



2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. . Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.


. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.


Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.


Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.


Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.


Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя

За пять веков это имя то возносилось до небес, то растворялось в забвении. Босх, картины которого сейчас объявляются или извлеченными из глубин подсознания, или простыми страшилками, или карикатурами, остается загадкой, тайной, которая влечет…

Потомственный художник

Точных сведений о жизни мастера немного. Его настоящим именем считается Ерун Антонисон ван Акен.

От названия его родного города на границе Голландии и Фландрии (Бельгии) - Хертогенбоса - произошло его прозвище - Босх. Картины художника представлены в виде копий в музее городка, где прошла вся его жизнь: от рождения (примерно 1450 год) до погребения (1516 год).

Он выбрал, видимо, по художниками были его дед, отец и дяди. Удачная женитьба избавила от материальных проблем, всю жизнь он входил в Братство Богоматери, выполняя для него живописные заказы.

Современник Леонардо

Он жил в эпоху Возрождения, но как неповторим и своеобразен был Босх! Картины мастера не имеют ничего общего с тем, что происходило на юге Европы, не по форме, не по содержанию. Большинство сохранившихся живописных шедевров мастера - складни-триптихи или их части. Внешние створки обычно расписывались в технике гризайли (монохромно), а открыв их, можно было увидеть полноцветное впечатляющее изображение.

Именно так выглядят главные шедевры, автором которых признаётся Иероним Босх: картины «Воз сена» (1500-1502), «Сад земных наслаждений» (1500-1510), «Страшный суд» (1504), «Искушение Святого Антония» (1505) и др. То есть это целых четыре полотна, вернее, досок, объединенных общей темой. Сохранившиеся части складней имеют высокую самостоятельную художественную ценность.

«Корабль дураков»

Это сохранившаяся часть триптиха - центральная, две другие предположительно назывались «Обжорство» и «Сладострастие». Именно об этих пороках идет речь на сохранившемся изображении. Но как у любого гения, здесь отсутствует простая, однозначная назидательность. «Корабль дураков» - картина Босха, в которой нет бесконечной череды символов и сложных шифров, но нельзя её назвать и простой иллюстрацией к проповеди.

Странная лодка, сквозь которую проросло дерево. В ней сидит веселая компания, в том числе монах и монашка, все самозабвенно поют. Их лица - без признаков особой мыслительной деятельности, они похожи и страшны особенной пустотой. Не случайно здесь присутствует еще один персонаж - одиноко отвернувшийся от них шут. Уж не из шекспировских ли он трагедий?

Гений фантазии

«Сад земных наслаждений» - взлет фантазии Босха и величайшая загадка мирового искусства. На внешних створках в оттенках серого - мир на третий день творения: свет, земля и вода, а человек представлен на развороте. Босха - очень сложное дело, а это произведение похоже на гигантскую симфонию, переполненную деталями и образами.

Левая часть посвящена происхождению жизни: господь представляет Адаму первую женщину, заселен Но среди них уже поселилось зло - кошка душит мышь, лань убита хищником. Разве так было задумано Господом?

В центре - многофигурная композиция, которую называют ложным раем. Над круговоротом жизни в виде замкнутой кавалькады всадников - фантастически красивое озеро с четырьмя протоками, с небом, в котором летают птицы и люди. Внизу - удивительная масса из людей, непонятных механизмов, невиданных существ. Все они заняты какой-то страшной суетой, в которой одни видят безмерную похоть, другие - вычурные иероглифы, обозначающие самые страшные грехи.

Справа - ад, населенный самыми чудовищными образами - ожившими ужасами и галлюцинациями. Эту композицию называют еще «Музыкальный ад»: здесь много образов, связанных со звуками и музыкальными инструментами. Есть теория, что это продиктовано Братством Богоматери, членом которого был Иероним Босх. Картины ада, заполненного какофонией, - результат включения в церковную службу музыкального сопровождения, против чего протестовало Братство.

Тайна Босха

Людям всегда хотелось разгадать загадку по имени Босх. Картины, написанные фантастически одаренным живописцем, будоражат даже специалистов-психологов. Одни современные психоаналитики доказывают, что образы на картинах художника могут быть рождены только психически больным сознанием. Другие считают: чтобы так изображать многообразие человеческих грехов, надо обладать порочной натурой.

Одни историки считают босховские композиции записью алхимических рецептов, где в виде фантастических существ зашифрованы компоненты и манипуляции для получения драгоценных эликсиров и снадобий. Другие записывают художника в члены тайной секты адамитов - сторонников возвращения к невинной природе - Адама и Евы, звавших к большей сексуальной свободе.

Приходится признать, что тайна образов и символов художника навсегда похоронена в реке времени, и каждому придется отгадывать её самостоятельно. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера - лучший дар Иеронима Босха потомкам.