Головин художник серебряный век. Головин александр яковлевич – галерея произведений (106 изображений)

ГОЛОВИН Александр Яковлевич , российский сценограф, живописец и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова; в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Участник выставок «Мира искусства» (с 1899; член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным; «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906, и др.).

Александр Яковлевич Головин.
Эскиз декорации к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом».
1900.

В 1901-17 главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом).

Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Изощрённый декоративизм, эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем лучшим работам Головина. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным; «Кармен» Ж. Бизе, 1908; «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911, и др.), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, - последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.

Александр Яковлевич Головин.
Улица Севильи. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен».
1908.

Александр Яковлевич Головин.
Храм Эроса. Декорации к опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».
1911.

Александр Яковлевич Головин.
Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан».
1910.

Александр Яковлевич Головин.
Маскарадный зал. Эскиз декорации ко 2-й картине драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
1917.
Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва).

Александр Яковлевич Головин.
Кремлёвская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
1911.

Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета.

Александр Яковлевич Головин.
Кащей. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».
1921.

По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). После 1917 продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на муз. Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др.) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский).

Александр Яковлевич Головин.
Свадьба. Эскиз декорации к балету «Сольвейг».
1922.

Александр Яковлевич Головин.
Спальня Графини. Эскиз декорации к комедии П. Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро».
1927.

Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей); Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург); автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея).

Александр Яковлевич Головин.
Испанка.
1902.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст».
1905.
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна.
1908.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (в костюме по эскизу И. Я. Билибина) из одноимённой оперы М. П. Мусоргского.
1912.
Государственный Русский музей.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет художника Николая Константиновича Рериха.
1907.
Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Бенуа.
Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.
1908.
ГЦТМ.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет поэта и композитора Михаила Александровича Кузмина.
1910.
ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
1917.
Театральный музей, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин.
Автопортрет.
1912.
Государственная Третьяковская галерея.

Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем), иллюстрированием книг и журнальной графикой.

Соч.: Роль художника в театре // Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927. Л., 1927; Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.: М., 1960.
Лит.: Голлербах Э. Ф. А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941; Коган Д. З. Головин, М., 1960; Бассехес А. И. Театр и живопись Головина. М., 1970; Альмердингер Б. Головин и Шаляпин. Ночь под крышей Мариинского театра. Л., 1975; Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977; Гофман И. М. Головин – портретист. Л., 1981; Пожарская М. Н. А. Головин: Путь художника. Художник и время. М., 1990. (В. А. Кулаков)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.

Родился в семье священника. В 1872–1879 учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 перешел на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887–1888 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.

В 1889 жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимадся под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893, 1895), Московского товарищества художников (1893, 1901–1902), Московского общества любителей художеств (1894–1898).

В 1890-х неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 изучал в Испании техники керамики.

В конце 1890-х работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. В 1900–1903 создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве.

В 1898 вместе с Е. Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898–1900 совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.

С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 - член объединения. сотрудничал в одноименном журнале. В 1903 вступил в Союз русских художников. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917); спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим.

С 1902 с директором Императорских театров В. А. Теляковским почти ежегодно бывал в Париже, путешествовал по Италии, Голландии, Австрии, Бельгии. В 1905 произведения Головина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. В 1906–1907 участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине.

В 1908–1917 сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом. В 1909–1910 оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

В конце 1900-х - начале 1910-х работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом.

В 1912 был избран действительным членом ИАХ. В 1913 поселился в Детском Селе под Петербургом.

После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927) и Москве (1928). С 1926 сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Отелло» У. Шекспира (1930). В 1928 был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 - в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 и 1988 - в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве.

Головин - один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусства - живописи, графике, сценографии, керамике. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях.

Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других.

Автопортрет. 1912

Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта 1863 года, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское.

Н. И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Он обучался в Катковском лицее, а после смерти отца, в 1878 году он перевелся в Поливановскую гимназию. Здесь обучались такие знаменитые поэты, как Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максемилиан Волошин. В гимназии Поливанова существовал некий культ Шекспира. Именно здесь Головин влюбился в театр.

В 1881 Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и перевелся на живописное отделение. В период обучения в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.



Третьяковская галерея готовит выставку Александра Головина

Головин не раз признавался своим современникам, что "нежно обожает Аполлона и красоту античного мира!" Под стать своему древнегреческому кумиру, художник и сам отличался выразительной внешностью. Уже в юности, во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Василий Дмитриевич Поленов назовет молодого Головина "франтиком", а соученик Константин Коровин впоследствии напишет такие строки: "Красавец-юноша, блондин, с расчесанным пробором вьющейся шевелюры - с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, - он удивил лохматых учеников нашей Школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками Школы. И к тому еще на мизинце Головина было кольцо - с бриллиантом!"



В зрелом возрасте притягательная внешность и аристократизм поведения восхищали окружающих, давая повод называть его "барственным Головиным", каким он предстает на "Автопортрете" 1912.

"Красавец собой, прекрасно сложенный, с благородным лицом английского лорда, бритый, но со светло-русыми усами и красиво падающей на лоб прядью волос, с тревожными, нервными глазами, изысканными манерами и совсем особой, приятной порывистой речью, с намеками и недосказами, всегда талантливой и увлекательной" , — вспоминал о Головине князь Щербатов.

Теляковскому, сыну директора Конторы Императорских театров и своему младшему другу, он запомнился "слегка надушенным, почти всегда в темно-синем костюме, с галстуком „бабочкой“, с платочком в боковом нагрудном кармане. <…> Сдержанный, всегда вежливый со всеми, от мала до велика, он никогда не терял самообладания, — даже когда был сильно расстроен. Человек изысканный, он обладал на редкость тонким вкусом и широтой взглядов" .

Головин, как вспоминали в его окружении, "чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих очарований и вдохновляли его в творчестве".

После смерти матери в 1884, молодой художник остался без средств. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора Томашки, занимаясь росписью цветов на атласе. Он не стеснялся никакой работы.

В сентябре 1897 Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери - Елена и Мария, а после сын Александр. Но их союз оказался недолгим. Головин много и упорно трудился.

В 1889 Александр Головин отправляется в Париж на Всемирную выставку. Он был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время Головин занимался во французской мастерской и понял, что все сделанное им, не то, что следует делать.

В 1898 Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы Корещенко «Ледяной дом», Римского-Корсакова «Псковитянка».

Эскиз декорации к опере «Борис Годунов»

В 1901 художник переезжает в Петербург. Там с 1902 Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров.

Эскиз декорации к комедии Мольера «Дон Жуан»

Он создал эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» Глюка; «Каменный гость» Даргомыжского; к спектаклям «У врат царства», Гамсуна; «Гроза» Островского, «Маскарад» Лермонтова; «Песнь соловья» Стравинского.

Эскиз декорации к балету «Жар-птица»

Головин был постоянным участником выставок «Мира искусства, а с 1902 годы являлся членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников. В период с 1906 по 907 год художник создает цикл декораций к опере Бизе «Кармен». Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.

С 1908 по 1917 год сотрудничал с Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.

Н. К. Рерих

Совместно с Н. К. Рерихом и Стеллецким Головин создал костюмы и декорации к опере «Борис Годунов» Мусоргского, декорации к балету «Жар-птица»Стравинского.

В 1912 Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 Головин жил в Царском Селе.

Несмотря на обширность театральных, литературных и художественных знакомств, Головин оставался для всех закрытой личностью, словно "застегнутой на все пуговицы". Его закрытость, отчужденность порой способствовали сложению репутации "человека исключительно своеобразного", затворника, редко спускавшегося из мастерской под потолком Мариинского театра.

Из наблюдений современника: "Головин вел странный, замкнутый образ жизни. О частной его жизни никто ничего не знал. Он куда-то исчезал неделями, не давая адреса, и, возвращаясь находил груду телеграмм и писем из театральной конторы, в пыли, под своей дверью. Не любил он посещать людей и избегал контакта с художниками".

Эту закрытость, порой нелюдимость, отмечали многие. Более того, Головин, "спрятанный в себе человек", страдал большой мнительностью и даже в некоторой степени манией преследования.

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

После 1925 Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.

В 1927 в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру.

В 1928 художник был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

Мало кто догадывался о слабости Головина - любви к конфетам, которые он всегда носил с собой в кармане. Только хорошие друзья, становившиеся гостями дома, знали об его увлечении - разведении цветов. Головин на протяжении жизни выращивал их у себя в садах — сначала на даче в Волосове под Петербургом, затем — в Царском селе, куда переехал в 1913. Для колористического богатства клумб Головин специально выписывал из цветочных магазинов Голландии луковицы тюльпанов, семена люпинов, саженцы роз.

Лишь немногие были допущены художником в мир его "милых странностей и детской чистоты души", в мир его глубинных чувств и переживаний. Только близкие знали о том, что он чувствует себя "гонимым и очень одиноким". В числе тех, избранных близких людей, оказался и Голлербах, первый биограф художника. Очарованный искренностью и утонченностью натуры Головина, он написал поэтическое "посвящение" мастеру:

Какой восторженный и нежный гений

Владеет кистью Вашею, когда

Причудливых и радужных видений

Пред Вами возникает череда?.. <…>

bibliotekar.ru ›Александр Головин



28 марта 2014 в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка Александра Яковлевича Головина

Биография Александра Головина

(1863-1930)

Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта 1863 года, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское.

Н. И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Он обучался в Катковском лицее, а после смерти отца, в 1878 году он перевелся в Поливановскую гимназию.

Здесь обучались такие знаменитые поэты, как В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин и многие другие. В гимназии Поливанова существовал некий культ Шекспира. Именно здесь Головин влюбился в театр.

В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и вскоре он перевелся на живописное отделение.

В период обучения в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.

После смерти матери в 1884 году, молодой художник остался без средств к существованию. В первые годы после окончания училища, он подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы.

В 1889 году он отправляется в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время он занимался во французской мастерской, где осознал, что все ранее сделанное им, это не то, что ему следовало сделать.

В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери – Елена и Мария, а после сын Александр. Но, к сожалению, их союз оказался недолгим. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - Е. Д. Поленовой.

Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился.

В 1898 году Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».

В 1901 художник переезжает в Петербург. Там с 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров.

Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка; «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства», К. Гамсуна; «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского и многим другим.

С 1899 Головин был постоянным участником выставок «Мира искусства, а с 1902 годы являлся членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников.

В период с 1906 по 907 год художник создает цикл декораций к опере Ж.. Бизе «Кармен». Один из эскизов – к первому акту спектакля – дает полное представление о том, какой художник представлял себе Испанию.

К опере художник также создал цикл портретов испанок, который стал скорее отдельным циклом работ художника, чем просто вариантами типажей и костюмов к конкретной театральной постановке.

Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.

С 1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.

Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.

После 1925 года Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.

В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру.

В 1928 художник был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

ВЫСТАВКИ

Элеонора Пастон

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН. ФАНТАЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА», ПОСВЯЩЕННАЯ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА (1863-1930), ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО, ОТМЕЧЕННОЕ ИЗЫСКАННОЙ ДЕКОРАТИВНОСТЬЮ, НЕИССЯКАЕМОЙ ФАНТАЗИЕЙ И ОГРОМНЫМ ЖИВОПИСНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ, ФОКУСИРУЕТ ОСНОВНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХИ СИМВОЛИЗМА И СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ.

МУЗЕИ РОССИИ

Владимир Круглов

ПОДОБНО ВИДНЫМ ПЕТЕРБУРГСКИМ МАСТЕРАМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА - АЛЕКСАНДРУ БЕНУА, КОНСТАНТИНУ СОМОВУ, МСТИСЛАВУ ДОБУЖИНСКОМУ, БОРИСУ КУСТОДИЕВУ - АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН ПРЕДСТАВЛЕН В КОЛЛЕКЦИИ РУССКОГО МУЗЕЯ КРУПНЫМ МАССИВОМ РАБОТ. СОБРАННЫЕ НЕСКОЛЬКИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ СОТРУДНИКОВ МУЗЕЯ, ОНИ ОТРАЖАЮТ МНОГООБРАЗНУЮ ОДАРЕННОСТЬ ХУДОЖНИКА И МНОГОЛИКОСТЬ ЕГО ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Ольга Давыдова

В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ - ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, - МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА. ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ <...> УДОВОЛЬСТВИЕ И РАДОСТЬ НАБЛЮДАТЬ, КАК РАСПУСКАЮТСЯ ПОЧКИ, РАСТЕТ ТРАВА, ВСЕ ПРОЗРАЧНО, ВЕТКИ ИЗЯЩНЫ (РИСУНОК ПРОТИВ КОЛОРИТА)».

НАСЛЕДИЕ

Ирина Шуманова

2 ОКТЯБРЯ 1921 ГОДА В ПЕТРОГРАДЕ НА СЦЕНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА (БЫВШЕГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА) БЫЛ ПОСТАВЛЕН БАЛЕТ И.Ф. СТРАВИНСКОГО «ЖАР-ПТИЦА» В ОФОРМЛЕНИИ А.Я. ГОЛОВИНА. ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ПОСЛЕДНИМ АКТОМ В ДЛИВШЕМСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1910-Х ГОДОВ ПРОТИВОСТОЯНИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЦЕНЫ И АНТРЕПРИЗЫ С.П. ДЯГИЛЕВА, В КОТОРОМ ВОЛЕЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГОЛОВИНУ БЫЛА ОТВЕДЕНА ДАЛЕКО НЕ ПОСЛЕДНЯЯ И ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ ПО РИСУНКУ РОЛЬ - ВЫСТУПАТЬ ОДНОВРЕМЕННО ЗА И ПРОТИВ ДЯГИЛЕВА.

НАСЛЕДИЕ

Наталья Макерова

СОТРУДНИЧЕСТВО В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА С А.Я. ГОЛОВИНЫМ, НАЧАВШЕЕСЯ С ПРИХОДОМ РЕЖИССЕРА В ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ В 1908 ГОДУ, ПРОДОЛЖАЛОСЬ ДО 1918 ГОДА. ВМЕСТЕ ИМИ БЫЛО ПОСТАВЛЕНО БОЛЕЕ ДВАДЦАТИ СПЕКТАКЛЕЙ. ИХ УНИКАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ СТАЛ ВОЗМОЖЕН БЛАГОДАРЯ ОБЩНОСТИ ЦЕЛЕЙ И СОВМЕСТНОЙ РАЗРАБОТКЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

НАСЛЕДИЕ

Маргарита Чижмак

«ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» - ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А.Я. ГОЛОВИНУ В ДЕТСКОЕ СЕЛО ТЕЛЕГРАММА ОТ ТРУППЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА ВО ГЛАВЕ С К.С. СТАНИСЛАВСКИМ. ПОДОБНЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ И ПИСЬМА, ПОЛНЫЕ ВОСХИЩЕНИЯ И ПРЕКЛОНЕНИЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ ХУДОЖНИКА, ГОЛОВИН ПОЛУЧАЛ ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОСМОТРА ЕГО ЭСКИЗОВ ДЕКОРАЦИЙ И КОСТЮМОВ К ГОТОВЯЩЕЙСЯ ПОСТАНОВКЕ КОМЕДИИ П.-О. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». УДИВИТЕЛЬНО, НО НА ПРОТЯЖЕНИИ 1925-1930 ГОДОВ, ВРЕМЕНИ СОТРУДНИЧЕСТВА С МХТ, ГОЛОВИН НИ РАЗУ НЕ ПРИЕХАЛ В МОСКВУ, РАВНО КАК И ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР ТЕАТРА НЕ ПОСЕТИЛ ХУДОЖНИКА В ЕГО ПЕТЕРБУРГСКОМ УЕДИНЕНИИ.

НАСЛЕДИЕ

Анастасия Дмитриева, Мария Липатова

В ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ВЕРШИТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИИ, ПОДОБНОЙ ТОЙ, КОТОРАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИМПРЕССИОНИСТАМ В ЖИВОПИСИ. НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЕГО РАБОТЫ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО РАСХОДИЛИСЬ ПО ЧАСТНЫМ И МУЗЕЙНЫМ СОБРАНИЯМ. ФОРМАЛЬНО ТЕАТРАЛЬНЫМ НАСЛЕДИЕМ НУЖНО СЧИТАТЬ ЭСКИЗЫ ДЕКОРАЦИЙ, КОСТЮМОВ, БУТАФОРИИ, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ АКТЕРОВ, КОЛЛЕГ ХУДОЖНИКА ПО ТЕАТРУ И Т.П. ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА - И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, - В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ.