Как нарисовать лебедя поэтапно карандашом для начинающих и детей? Как нарисовать лебедя на озере? Как нарисовать лебедя карандашом поэтапно.

ВРУБЕЛЬ


Врубель Михаил Александрович. «Автопортрет» 1882г.

И почему это все сказки заканчиваются свадьбой?
Вот обвенчались князь Гвидон и царевна-Лебедь и стали жить да поживать... А что же дальше-то было?
Вот послушай, я тебе кое-что расскажу...


. Гвидон (экран для камина)

Родились у них царевна Звездочка, царевна Росинка и царевич Лучик. А царевна-Лебедь не стареет, не меняется, только краше становится. И вот приказал однажды царь Салтан, чтобы князь Гвидон привез ему портрет своей жены. Ни у кого ведь нет такой красавицы!
Вернулся князь Гвидон домой, закручинился.
- Чего ты не весел? - спросила его, как бывало, царевна-Лебедь.
- Хочет отец, чтобы висел у него твой портрет. Да кто же сможет его написать? Где такого живописца взять?
- Не печалься, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Ступай себе с Богом. Будет тебе портрет.
Вот рано-рано утром, когда все еще спали, вышла царевна на крыльцо, махнула рукавом, и прилетели к ней двенадцать диких уток. Сели, встрепенулись - и превратились в двенадцать румяных, толстеньких старушек.
- Чего тебе надобно, красота ты наша ненаглядная? - захлопотали они вокруг царевны.
Надо мне художника, который смог бы написать мой портрет. Скажите мне, любезные мои мамки, не слыхали вы где про такого?
- Ох, никому такое непосильно, - закручинились старушки. - Твою-то красоту недаром волшебной зовут. И художник должен волшебником быть. Нет, не знаем...
Тут прилетела тринадцатая уточка. С кряканьем спустилась, отряхнулась и тоже превратилась в улыбчивую старушку.


«Портрет старушки Кнорре за вязанием»,1883г.

Узнала она, зачем их царевна кликнула, и сказала:
- Есть вроде такой художник. Слыхала я. И фамилия у него какая-то необычная. Вроде как Врубелем его кличут...
- Врубель? - удивилась царевна-Лебедь. - Это из какой же он страны.
- Да наш он, русский, - махнула рукой старушка-уточка. - А фамилия его как будто польская. Пишет он картины необыкновенные. И видеть умеет то, что другие не видят.
- А ну-ка, Настасьюшка, покажи! - приказала царевна-Лебедь.
Пошептала старушка - глядь! - висят перед царевной в воздухе три картины.



«Пан» 1899г. Холст, масло 124 х 106,3

На одной сидит кто-то огромный, весь заросший сивыми кудрями. Руки узловатые, как коряги, лицо все в морщинах, на лбу рожки... А глаза под седыми кустистыми бровями голубые-голубые, ясные-ясные, как у маленького ребенка. И такие же добрые... Ночь опускается над болотистой равниной, месяц затеплился на краешке неба, все цвета погасли, превратились в серый и черный, только озерца и фиалки светятся в полутьме. И глаза...
- А-а-а, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Это ведь Пан... По-русски - Лесовик. Знаю, знаю... Лет ему несчетно, а все так же молод и добр, как сама наша природа... Смотри-ка! Никто его увидеть не может, а художник ваш сумел... А лицо-то как удивительно написано!


«К ночи»,1900.
Холст, масло 129 х 180. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Посмотрела она на другую картину. А на ней поляна изображена, вся заросшая чертополохом. Сумерки опустились на землю, лошадей вывели в ночное, чтобы они попаслись и отдохнули. Вдруг встрепенулись они, чего-то почуяли, подняли головы. И будто ожили, распустили колючки кусты чертополоха, зажглись во тьме темно-красные цветы. Чу! - ночь близка. А вместе с ней оживают таинственные неведомые существа. Кто это появился из темноты. Пастух? А может, полевик, древний дух этой поляны? Кто знает... Тревожна, пуглива, полна чудес ночная пора...



«Сирень»,1900г.
Холст, масло 160 х 177. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Покачала головой царевна-Лебедь, посмотрела на третью картину. И там тоже вечер. И светятся в полутьме, как прозрачные драгоценные камни, тяжелые гроздья сирени... Как их много! Как они прекрасны! А вот соткалась под кустом, словно из ночной тени какая-то фигурка. Кто это? Сирень, ожившая к ночи и превратившаяся в девушку? Или какое-то другое существо? Непонятно, но красиво, тревожно и... сказочно.



«Богатырь». Декоративное панно. 1898г.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Ну, это художник так художник, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Этому все по плечу будет. Ну-ка, голубушка, - сказала она улыбающейся старушке, - пригласи его к нам. Только поласковее будь с ним, не обидь его чем. Настоящие художники народ нежный, того и гляди - осерчает.
- Не беспокойся, краса моя ненаглядная, - кивнула старушка. Сложила ручки, присела - и вот уже уточка стремительно пролетела в небе.
Всего несколько минут прошло - глядь! - стоит перед царевной Лебедь сам художник. Невысокий, светловолосый, голову гордо поднял, брови нахмурил - сердится, видно.
- Прости, что без спросу побеспокоили тебя, - зажурчала, словно реченька, царевна-Лебедь. - Знаю я, что художник ты необыкновенный. Неволить я тебя не хочу, но никто, кроме тебя, мой портрет написать не сумеет. Может, не будешь зла на меня держать, услужишь свекру моему, царю Салтану?
Посмотрел-посмотрел на нее Врубель и вдруг... улыбнулся!


«Царевна-Лебедь»
Эскиз одноименной картины. 1900г.

Отчего ж не написать, - ответил он. - Попробовать можно. Уж больно ты на мою жену похожа!
- И кто же у тебя жена? - спросила, немножко обидевшись, царевна-Лебедь. - Как ее звать?
- Зовут ее Надежда. Она у меня певица. И голос у нее необыкновенный - нежный-нежный, ровный-ровный, как говор ручейка.
- Ну что ж, тем более, - говорит царевна-Лебедь. А сама еще больше рассердилась. Еще бы, ни у кого ведь такого голоса, как у нее, не было.


«Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок», 1904г.

А художник посмотрел на нее, да и говорит:
- Ну-ну, не сердись! Ты же все-таки волшебница. Покажи-ка мне лучше, как лебедью-то становишься.
- Ну, смотри, - усмехнулась царевна-Лебедь.
Наклонила она голову, руки вверх подняла, махнула ими - глядь! - превратились руки в крылья, платье - в белые пушистые перья, шея стала гибкой и длинной, только глаза остались прежними - огромными, печальными, с длинными пушистыми ресницами.
- Ох, хороша! - не выдержал художник. - Ничего не скажешь, чудо-красавица!
- То-то же! - подумала царевна-Лебедь и тотчас обернулась опять человеком.


«Царевна-Лебедь»,1900г.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Такой и написал ее Врубель на портрете. Оглядывается на нас, словно приглашает в свою сказочную страну, зовет своими прекрасными глазами. Жемчугом и серебром отливает ее наряд. Таинственно светятся в сумерках драгоценные камни в короне и кольцах. Облаком поднимаются вокруг лебединые крылья - миг, и превратится чудо-царевна в красавицу-Лебедь.
- Ну что ж, спасибо, художник, - сказала царевна-Лебедь. - Такой портрет можно и в царские палаты повесить. Чем заплатить мне за твою работу?
- Если можешь, подари один из твоих нарядов моей жене, - попросил Врубель. - Ты не знаешь, может быть, что о тебе и князе Гвидоне сочинили оперу и моя Надежда выступает в твоей роли. Вот будет чудо, если она появится на сцене в таком наряде!



«Дама в лиловом».
(Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель), 1904г.

Ну что ж, - решила царевна. - Это можно.
А потом спросила:
А что ты сейчас делаешь? Что задумал?
- Сейчас... Сейчас я пишу “Демона”..
- Разреши мне посмотреть, - попросила царевна-Лебедь. - И сказала Настасьюшке:
- Покажи, сделай милость!


«Демон сидящий», 1890г.
Холст, масло 114 х 211
Государственная Третьяковская галерея. Москва

И тут же возникла в воздухе огромная, удивительная картина. Окруженный громадными, будто из разноцветных граненых камней сделанными цветами, где-то высоко-высоко, в горах, а может быть и вовсе не на Земле, сидит на ней могучий человек. Нет... конечно, это не человек... А кто же это? Может быть, какой-то молодой Бог? Но почему его лицо так печально? Почему его глаза словно ничего не видят? Куда смотрит он? О чем думает?
Посмотрела на картину царевна-Лебедь, нахмурила брови.
- Смотри, художник, сказала она. - С Демоном шутки плохи. Он прекрасен, как ангел, но у этого ангела злая душа. У него тысяча лиц и никогда ты не узнаешь истинного. Забудь о Демоне - вот мой совет. Я знаю, что говорю. Он запутает тебя, закружит, сведет с ума. Это все, чем я могу тебе помочь...



«Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"», 1890-91гг.

Побледнел Врубель, покачал головой.
- Нет, царевна, - сказал он. - Спасибо за совет. Но никто не сможет этого сделать, кроме меня. А я смогу.
- Тебе решать... - печально промолвила царевна и пропала. Осталась жить на своем прекрасном острове, в своей счастливой сказке.


«Принцесса Грёза». Панно. 1896г.

А у художника была другая судьба. Не послушался он царевны и написал еще одну картину с Демоном. Долго кружил ему голову Демон, являлся во сне, мучил наяву. Даже когда картина была уже на выставке, Врубель все еще переписывал лицо, все пытался поймать его настоящее выражение. Но так и не сумел. А потом сошел с ума.
Сказки бывают и с печальным концом...



«Демон поверженный»,1902г.
Холст, масло 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея. Москва



«Аллегория Нижегородской ярмарки». 1895г.



«Гензель и Гретель»
(Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка). 1896г.


«Желтые розы», 1894.
Триптих "Цветы" для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Холст, масло. 134.5 x 135.5 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



«Жемчужина». 1904
Картон, пастель, гуашь, уголь 35 х 43,7
Государственная Третьяковская галерея. Москва



«Левая рука художника», 1882г.



«Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача», 1884г.



«Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»
1897
Холст, масло 101,5 x 136,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.

Научитесь нарисовать лебедя карандашом поэтапно.Также в статье схемы, как нарисовать Царевну-лебедь из сказки.

Есть животные, привлекающие своей красотой, грацией, неповторимым очарованием. В их числе – лебеди. Это очень красивые птицы, и они присутствуют во многих сказках и других произведениях, поэтому хорошо бы научиться их рисовать.

Как нарисовать лебедя поэтапно карандашом для начинающих?

Тем, кто только пробует себя в изобразительном искусстве, стоит посоветовать сперва посмотреть изображения лебедя, его пропорции, как он складывает крылья и плавно плавает в воде, какая у него голова и какого цвета его клюв и вся голова.

ВАЖНО: Также стоит попробовать рисовать двойки, только больше вытягивая их.



Лебедь карандашом: этап 1.

Лебедь карандашом: этап 2.

Лебедь карандашом: этап 3.

Рисунок лебедя карандашом.

После такой тренировки можно приступить и к рисунку очертаний птицы.

  1. Сначала делается рисунок головы и красиво закругленной и слегка вытянутой шеи, не зря же была тренировка в рисовании двоек.
  2. От нижней линии шеи сразу делается линия, похожая на галочку, для обозначения тела.
  3. Теперь можно прорисовать вторую линию шеи и очертить голову.
  4. На голове отмечается точка, от которой будет начинаться клюв. От точки нужно провести линию, обозначающую симметрию будущего клюва.
  5. Следующий этап – туловище. Там, где была галочка, это будет его часть, а под ней прорисовывается другая дуга под меньшим углом. Она обозначит крыло.
  6. Нижняя часть туловища немного продлевается.
  7. Теперь можно дорисовать перья на крыле и внизу туловища. Задняя нижняя часть туловища должна быть заостренной.
  8. Следующий этап – детали: глаза, клюв. Прорисовывается глаз и от него красивая бровь. Нужно стараться, чтобы клюв не был слишком длинным и слишком коротким. По краям клюв слегка затеняется.
  9. Последний этап – прорисовка трех рядов перьев на туловище.

ВИДЕО: Как нарисовать лебедя?

Как нарисовать лебедя поэтапно для детей?

  1. Детям лучше всего начать рисунок с небольшого круга, обозначающего голову птицы, закругленной плавной вытянутой шеи и туловища в виде овала.
  2. После того, как геометрически обозначены формы птицы, можно дорисовывать шею, добавив вторую линию, и туловище, добавив выступающие из овала перья.
  3. Следующий этап – детализация глаз и клюва, а также детализация перьев на туловище и небольшого хвостика.

ВИДЕО: Учимся рисовать лебедя

Рисуем крылья лебедя

Чтобы крылья лебедя были видны во всей красе, ему нужно поставить в позу стоя. Пусть он распахнет крылья.

  1. Начинать, как всегда, лучше с обозначения контуров. Это небольшой круг для головы, изящно изогнутая линия для шеи и овал для туловища.
  2. К туловищу нужно пририсовать две изогнутые линии – будущие крылья.
  3. Теперь последует детализация крыльев. Сначала рисуются крупные перья на них. Для этого делаются снизу неравномерные закругления.
  4. Можно перейти к мелким перьям на поверхности крыла.
  5. Далее будет этап затенения частей крыльев и дорисовка всего лебедя.
  6. Заканчивают рисунок прорисовыванием и детализацией целостного образа птицы.


Рисунок лебедя с распахнутыми крыльями: этапы 1-2.

Рисунок лебедя с распахнутыми крыльями: этапы 3-4.

Рисунок лебедя с распахнутыми крыльями.

Как нарисовать лебедя на озере?

Пусть нарисованный лебедь находится в своей естественной среде – водной глади. Для этого делаются небольшие волны вокруг фигуры птицы. Дети нарисуют их с удовольствием.

ВАЖНО: Также на озере можно нарисовать не одного, а двух лебедей, ведь известно, что они создают пары и живут вместе всю жизнь. Ведь не зря именно два лебедя – символ любви и счастливой семейной жизни.

  1. Начать такой рисунок можно с условного изображения сердца, таким образом, лебеди как бы прильнули друг к другу своими клювами, а их изогнутые шеи как бы формируют изображение сердца.
  2. Далее, следуя предварительно описанным этапам, оба лебедя рисуются симметрично друг другу.
  3. После этого вокруг них делается водная гладь, озеро, где они живут.


Лебедь на воде: схема 1.

Лебедь на воде: схема 2.

Как нарисовать царевну лебедь карандашом поэтапно?

Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» — не просто красивая девушка-царевна. Ее нужно сделать грациозной и волшебной, не забыв при этом о сказочно-исторических деталях:

  • длинном сарафане
  • длинной косе
  • короне на голове

Да, в сказке у царевны Лебедь во лбу горела звезда!

  1. Царевна Лебедь должна быть с лебедиными крыльями и гибким девичьим станом. Поэтому начинать рисунок следует с очертаний головы, изогнутой линии, обозначающей будущий стан царевны, линий, обозначающих руки.
  2. Прорисовываем сарафан царевны, ориентируясь на первоначальную линию. Сарафан у царевны длинный и расклешенный внизу.
  3. Прорисовываем ее лицо и звезду. Можно нарисовать волосы и корону сразу же.
  4. Самый сложный этап в рисунке с царевной Лебедью – ее руки-крылья. Они красиво изогнуты и гибки. К рукам дорисовываются крылья, они располагаются как бы на заднем плане от рук. Крылья должны иметь несколько рядов перьев.
  5. Последний этап – детализация лица, волос, короны, украшений на сарафане.
  6. Завершить рисунок царевны Лебедь можно, нарисовав вокруг нее завитки гребней волн, из которых она выходит.


Царевна — лебедь: этапы 1-2.

Царевна — лебедь: этапы 3-4.

Царевна — лебедь: этапы 5-6.

Царевна — лебедь: этапы 7-8.

Царевна — лебедь: этапы 9-10. Царевна — лебедь.

ВИДЕО: ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ! «Царевна — лебедь»

Лебедь взлетает: поэтапный рисунок.

Лебедь на воде, нарисованный карандашом.

ВИДЕО: Уроки рисования. Царевна лебедь

Привет, читатель. Если ты еще не смотрел мои предыдущие уроки о птицах, то советую посмотреть уроки про и . А в сегодняшнем уроке я покажу, как нарисовать лебедя карандашом поэтапно . Лебедь – это символ любви, верности и всего хорошего, что только есть в отношениях мужчин и женщин. Влюбленные часто приходят на озеро, дабы покормить лебедей и просто полюбоваться ихней красотой. Даже одинокие люди любят смотреть на этих птиц. Предполагаю, что белые лебеди ассоциируются с образом ангелов. Понаблюдайте за этой птицей на пруду: она чарует своим грациозным и плавным движением по воде, величественным и царским изгибом длинной шеи. И неспроста, встречается нам в сказке Пушкина царевна-лебедь. Думаю, писатель тоже заприметил в этой птице особую красоту и великолепие.

Как нарисовать Лебедя карандашом поэтапно

Итак, приступим к рисованию. Шаг первый.
В центре листа нарисуем окружность. Ниже расположим симметрично фигуру, похожую по форме на яйцо. А теперь нам нужно аккуратно изогнутой линией соединить их — получится туловище. Рисовать нужно аккуратно. Шаг второй. Сверху нарисуем меленький круг для головы лебедя. И соединим его с туловищем линиями.
Шаг третий. Линией покажем уровень глаз и добавим клюв лебедя. Показано желтеньким.
Шаг четвертый. На клюве лебедя сверху есть особая окраска клюва. Сделаем ее черной. Добавим круглый глаз. Видно только один глаз.
Прорисовываем голову. Сначала клюв: вытянутый и не очень острый. Обведем макушку головы несколько раз, оставив маленький Шаг пятый. Обводим эскиз по контурам — получится хороший набросок рисунка лебедя. Волнистыми линиями снизу показывает то, что он находится на воде.
Шаг шестой. Сделаем ему хвостик. У всех птиц хвост примерно одинаковый, за исключением каких-то экзотических. Это перья торчащие из задницы.
Шаг седьмой. По шее делаем штриховку в виде буквы дабл’ю W, это создаст эффект оперения лебедя. Вокруг птицы рисуем волны.
Шаг восьмой. Беремся за задний фон. Обычно в водоемах растут камыши всякие.
Шаг девятый. Кроме растительности можно еще нарисовать тучи для реалистичности. Штрихуем задниц фон и обводим контуры тела лебедя, чтобы он выделялся на фоне.
Шаг десятый. Завершающий этап:
Это был урок о том, как рисовать лебедя карандашом поэтапно . Успехов Вам! Еще интересные уроки.

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.
Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г.
В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * *
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.