Произведения Г. Ибрагимова

В новый, двадцатый век Короленко вступил с произведениями, отобразившими атмосферу ожидания русским обществом больших социальных перемен. В первом из них, очерке «Мгновение», работу над которым писатель начал в 1896 г., а завершил в 1900-м, вновь показана взаимосвязь социального и природного, но это уже не основная тема произведения.

Если Матвей Лозинский и Степан никогда не знали, а только смутно предчувствовали, что такое свобода, то герой «Мгновения», испанский инсургент, отлично понимал это слово, но теперь «забыл» его смысл. Когда его привели в одиночную камеру, он глубоко в камне вырезал свое имя и призыв: «Да здравствует свобода!».

Через десять лет заключения узник смог написать на стене только срок своего пребывания в тюрьме. Представление о свободе угасает. «Далее счет прекращался... Только имя продолжало мелькать, вырезанное слабеющей и ленивой рукой». Но однажды заключенный увидел на берегу белые дымки от выстрелов и лодку, мелькающую в волнах, и услышал шум моря и прибоя, который «заводил свою глубокую песню».

Может быть, это снова восстание? На минуту он пробуждается от забвения и хватается за решетку, но его заснувшая, «забывшая себя» душа вскоре снова погружается в бессознательное состояние: «Пусть море говорит, что хочет; пусть как хочет выбирается из беспорядочной груды валов и эта запоздалая лодка, которую он заметил в окно. Рабья лодка с рабского берега... Ему нет дела ни до нее, ни до голосов моря».

«Голосу моря» в очерке чаще всего соответствует определение «сознательный»: «Это шквал, перелетев целиком через волнолом, ударил в самую стену <...> Казалось, что-то сознательно грозное пролетело над островом и затихает, и замирает вдали».

Или:«Остался только шум, могучий, дико сознательный, суетливый и радостно зовущий». О душе же героя в первых пяти главках говорится как о «заснувшей», «застывшей», забывшей себя, погрузившейся в бессознательное состояние. Понятие «свобода», порожденное самой действительностью, социальным опытом узника, ушло вглубь, в подсознание.

Но шум моря продолжал тревожить, его голос становился все более внятным. И в предпоследней — шестой — главке противопоставление человека и моря снимается: на «дико сознательный» рев бури герой отвечает криком «неудержимой радости, безграничного восторга, пробудившейся и сознавшей себя жизни».

«Но все-таки... все-таки впереди. — огни!» — таково основное настроение очерка «Мгновение» и лирической миниатюры «Огоньки», написанной в том же 1900 г. Оба эти произведения намеренно аллегоричны: бытовой, конкретный, реальный фон здесь приглушен и уступает место светлому, лирическому настроению веры и надежды. В каких формах воплотится нарастающее к началу века общественное движение, для Короленко неясно, но то, что жизнь пробуждается, для него несомненно.

Чрезвычайно строго относясь к своему художественному творчеству, Короленко говорил: «Наши песни, наши художественные работы — это взволнованное чирикание воробьев во время затмения, и если бы некоторое оживление в этом чирикании могло предвещать скорое наступление света, — то большего честолюбия у нас — „молодых художников“ и быть не может».

Скорейшему наступлению света, созданию лучшего, более высокого типа как жизни, так и самого искусства, не в меньшей мере, чем художественные произведения, способствовала публицистика Короленко.

Близкие писателю люди часто говорили, что общественная борьба и публицистические выступления, которым писатель отдавал столько душевных и физических сил, мешают ему, отвлекают его от художественного творчества. Этимысли порою появлялись у самого Короленко, но он никогда не раскаивался в том, что так много времени отдал публицистике, свидетельствующей о его непосредственном и весьма активном вмешательстве в жизнь.

Незадолго до смерти (июль 1920) Короленко писал: «Порой свожу итоги, оглядываюсь назад. Пересматриваю старые записные книжки и нахожу в них много „фрагментов“, задуманных когда-то, по тем или иным причинам не доведенных до конца <...> Вижу, что мог бы сделать много больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими предприятиями, в роде Мултанского дела или помощи голодающим. Но ничуть об этом не жалею. Во 1-х не мог иначе. Какое ниб<удь> дело Бейлиса совершенно выбивало меня из колеи. Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась безучастной к жизни».

Публицистические статьи Короленко (он выступал не только в центральной, но и в провинциальной печати) нередко становились крупными явлениями общественной жизни. Именно Короленко и Л. Толстой привлекли внимание всей читающей России к голоду 1891—1892 гг. и многим способствовали борьбе с ним. Короленко спас целый народ (вотяков) от огульного и ложного обвинения в свершении убийства с ритуальной целью, опубликовав серию статей о Мултанском деле (1893—1896).

В ряде статей им был остро поставлен вопрос о жгучей для царской России проблеме антисемитизма («Дом № 13», 1903; «Дело Бейлиса», 1913). Короленко раскрыл все бездушие и бесчеловечность военной судебной машины в годы реакции («Бытовое явление», «Черты правосудия», 1910). По существу первым в русской печати выступил Короленко с правдивыми и яркими картинами того, как усмиряются крестьянские волнения («Сорочинская трагедия», 1907; «Успокоенная деревня» и «Истязательная оргия», 1911).

Отметим также, что на 9 января 1905 г. большой статьей удалось откликнуться только Короленко (цензура запрещала освещать события этого дня), прозорливо сказав в ней, что события «кровавого воскресенья» — «первый крутой излом нашего горизонта, за которым, быть может, в загадочном тумане уже рисуются другие — и выше, и обрывистее, и круче...». В этой же статье он даст отрицательную оценку личности Гапона, понятной в то время еще не многим. Приветственно откликнулся Короленко на всеобщую октябрьскую стачку.

Публицистические статьи и очерки Короленко при всей важностии сложности поднимаемых в них злободневных вопросов обычно несли в себе нечто большее, чем их непосредственная тема. Так, основная задача очерков «В голодный год» — раскрыть трагедию голодающего крестьянства и показать причины этой трагедии. Но есть в них и другие темы и проблемы.

Это и философия власти (конкретно, самодержавия), и вопрос о нравственном укладе общины, и социально-политические проблемы, возникшие в России после 1861 г., и проблемы юридические. Конкретные факты и наблюдения служили для Короленко — публициста и очеркиста поводом к большим социальным обобщениям.

В начале очерков «В голодный год» Короленко пишет, что читатель ждет от корреспондента-беллетриста картины, которая заставила бы его пережить весь ужас голода, ждет чего-то вроде сообщения о том, что во времена Бориса Годунова голодные матери поедали своих детей. «Поменьше свирепости, господа!» — восклицает Короленко, формулируя тем самым свою эстетическую программу.

В жизни «свирепостей» немало, подчеркивает писатель, но ежедневные, бытовые, общераспространенные факты, показанные «без вопияния», почти в спокойно-объективной манере, в сумме своей оказываются гораздо страшнее, чем крайние грани бедствия. И именно они помогают понять сущность и причины народного горя. А они кроются прежде всего в самой государственной системе с ее причудливым пониманием законности.

Организация помощи голодающим крестьянам приводит публициста к горькому выводу: застой, который так ощутим во всех сферах русской жизни, с особенной силой проявляется именно в деревне, ибо «свободное развитие и творчество новых форм жизни остановилось на акте освобождения, и теперь сдавленная со всех сторон жизнь деревни застыла в старых перегородках».

Аналитичность, опирающаяся на хорошо изученные факты, «без свирепостей», «вопияния» и намеренного заострения отдельных эпизодов и в то же время усиленная сдержанно лирической интонацией. — таков принцип, усвоенный Короленко-публицистом в начале творческого пути и оставшийся неизменным и в дальнейшем.

Беллетрист всегда присутствовал в публицистических произведениях Короленко, живое воображение писателя во многом помогало ему проникнуть в сущность событий и явлений, но само осмысление жизни всегда основывалось на досконально проверенных фактах и обстоятельствах дела.

Чтобы написать «Мултанское жертвоприношение», Короленко становится этнографом. Знаменитое «Бытовое явление», потрясшее Толстого, который благодарил автора за эту превосходную «по выражению, и по мысли, и главное по чувству» статью, создано писателем-социологом.

Беллетристическое начало и строго научная система обобщения фактов характерны также для большинства социально-бытовых очерков Короленко. В своих художественных произведениях писатель, как мы уже видели, часто сталкивал своего героя, обладающего той или иной системой представлений, со средой, где господствуют другие устоявшиеся взгляды, мнения, этические нормы.

В социально-бытовых очерках Короленко сталкивает прошлое и настоящее, давно сложившиеся формы социальных отношений с теми, которые идут им на смену. Лингвист, желающий понять законы развития языка, отправляется в районы, где язык сохранился еще в формах, которыми пользовались наши предки.

Короленко, в свою очередь, исследует такие места России, где почти в нетронутом виде существуют социально-экономические формы прошлого, соприкасаясь с приходящими им на смену, так как его интересуют явления, происходящие на стыке различных социально-экономических укладов.

В кустарное село Павлово («Павловские очерки», 1889) Короленко отправился потому, что «нигде в такой мере не сохранился прежний характер наших старинных городов и пригородов, как в этом кустарном селе... Чем-то древним веет на вас в этих узких и кривых улицах, от этих мрачных палат, от этого резкого деления на „бедноту“ и „богатеев“, которое вы встречаете здесь на каждом шагу.

Так и кажется, что попал в семнадцатое или даже шестнадцатое столетие». Изучает Короленко и казачьи общины («У казаков», 1901) также потому, что «нигде, быть может, проблема богатства и бедности не ставилась так резко и так остро, как в этих степях, где бедность и богатство не раз подымались друг на друга „вооруженной рукой“. И нигде не сохранилась в таких застывших, неизменных формах».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Прозаик, публицист

Родился 15 июля 1853 в Житомире в семье уездного судьи. Мать – дочь польского помещика. Детство провел в Житомире, затем в Ровно, где в 1871 году закончил гимназию.

1871 – 74 – учеба в Петербургском технологическом институте.

1874 – 76 – учеба в Петровской сельскохозяйственной академии.

1876 – за участие в студенческих волнениях исключен из академии, сослан в Вологодскую губернию, но в пути возвращен и поселен под надзором полиции в Кронштадте.

1877 – поступление в Петербургский горный институт.

1879 – Короленко арестован по подозрению в связях в революционными деятелями. До 1881 находится в тюрьмах и ссылках.

Короленко начинает свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой он не замечен. Его первая повесть "Эпизоды из жизни искателя" опубликована в 1879 году. После 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютирует в "Русской Мысли" 1885 года с рассказом "Сон Макара".

1881-1884 – за отказ от присяги Александру III сослан в Якутскую область.

1885-96 - живет под надзором полиции в Нижнем Новгороде, где активно участвует в либеральной оппозиции, сотрудничает в либеральных периодических изданиях "Русские Ведомости", "Северный Вестник", "Нижегородские Ведомости". Одновременно Короленко пишет художественные произведения: "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888), "В дурном обществе", "Река играет" (1891) и др.

1886 – выходит 1-я книга Короленко "Очерки и рассказы".

1893 – выходит 2-ая книга Короленко.

1894 – Короленко посещает Англию и Америку. Часть своих впечатлений он выразил в повести "Без языка"

1896 – переезжает в Петербург.

1895-1904 – Короленко – один из официальных издателей народнического журнала "Русское Богатство".

1900 – Академия наук избирает Короленко почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1902 году вместе с А.П.Чеховым Короленко отказывается от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М.Горького в Академию.

С 1900 года Короленко живет в Полтаве.

1903 – выходит 3-я книга Короленко.

1904-1917 – Короленко возглавляет журнал "Русское богатство". Здесь опубликованы его очерки "В голодный год" (1892), "Павловские очерки" (1890), статьи "Сорочинская трагедия" (1907), "Бытовое явление" (1910) и мн. др. В общей сложности Короленко является автором около 700 статей, корреспонденций, очерков, заметок.

1906 – Короленко начинает печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую "Историю моего современника".

1914 – Первая Мировая война застает Короленко во Франции. Отношение к ней отражается в рассказе "Пленные" (1917). В статье "Война, отечество и человечество" (1917) Короленко высказывается за продолжение войны.

На Февральскую революцию 1917 года Короленко откликается статьей "Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)". В ней Короленко указывает, что "царской власти уже нет места" в будущей России, и Учредительное Собрание, как некогда Земский собор, "установит будущую форму правления русским государством", подчёркивает, что "нужно много мудрости, чтобы прекратить внутри страны разногласия, опасные споры о власти и междоусобия", "пока родине грозит нашествие и гибель его молодой свободы"

Называя себя беспартийным социалистом, Короленко не разделяет идей большевиков и принципов пролетарской диктатуры. Он призывает "поставить интересы всего населения выше партийной борьбы". В статье "Торжество победителей" Короленко, обращаясь к А.В.Луначарскому, пишет: "Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом", поскольку "власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола" ("Русские Ведомости", 1917, 3 декабря).

1917 – депутаты от Народно-социалистической партии на проходившем в Полтаве 17 апреля съезде крестьян предлагают Короленко выдвинуть его депутатом в Учредительное Собрание, он отказывается, ссылаясь на нездоровье. 22 ноября Короленко избирают почётным председателем Полтавского комитета политического Красного Креста.

В период занятия Полтавы войсками украинской Центральной Рады и А.И.Деникина Короленко выступает против террора и мести.

В 1919-21, не имея возможности выступать в печати, Короленко обращается с серией писем к Луначарскому, Х.Г.Раковскому, основное содержание которых – протест против бессудных расправ ЧК.

Основные произведения:

Рассказы из «сибирского» цикла:

«Чудная» (1880, распространялся в списках, опубл. 1905)

«Убивец», «Сон Ма­кара», «Соколинец» (все - 1885), «По пути» (1888, 2-я ред. 1914)

«Ат-Даван» (1885, 2-я ред. 1892)

«Марусина заимка» (1889, опубл. 1899)

«Огоньки» (1901)

Рассказы:

«В дурном обществе» (1885)

«Лес шумит» (1886)

«Река играет» (1892)

«Без языка» (1894)

«Не страшное» (1903) и др.

Повесть «Слепой музыкант» (1886, 2-я ред. 1898).

Очерки, в т.ч.:

«В пустынных местах» (1890, 2-я ред. 1914)

«Павловские очерки» (1890)

«В голодный год» (1892-93)

«У ка­заков» (1901)

«Наши на Дунае» (1909)

Пуб­лицистика, в т.ч.:

«Мултанское жертво­приношение» (цикл очерков, статей и заметок, 1895-98)

«Знаменитость конца века» (1898, дело Дрейфуса)

Еще в середине 1890-х годов Короленко замышлял, вместе со своим ближайшим другом и соредактором по «Русскому богатству» Н.ФАнненским, мемуарно-публицистическую книгу «Десять лет в провинции», которая еще не была связана с историей целого поколения 1870-х годов. Эпический замысел обозначился осенью 1896 г. в переписке Короленко с П.Ф.Якубовичем. Последний прислал из курганской ссылки в редакцию «Русского богатства» повесть «Юность» и высказал свою мечту о «романе нашего времени». Короленко в ответном письме поддержал замысел «нашего романа», который «разыгрывался с большей или меньшей интенсивностью среди целого поколения», когда «сцену заполняло деятельное народничество», и эпилогом которого служат «места отдаленные». Он полагал, однако, что на пути к такому роману стоят не только неодолимые внешние препятствия в виде цензуры: мы «сами еще не можем посмотреть назад с достаточным спокойствием и <...> "объективностью"». Якубович, в свою очередь, выразил надежду, что человеком, который сумеет «справиться со всеми трудностями», будет сам Короленко: «Вы, именно Вы напишете все-таки "наш роман"».

В 1905 г., когда цензурный климат значительно смягчился, Короленко приступил к художественной летописи своего поколения. «Хотел было, отдавая дань злобе дня, начать с ссылки»,— писал он брату, но поборол искушение и начал с детства. Однако «первым впечатлением бытия» оказался пожар: «отсветы багрового пламени» «на глубоком фоне ночной тьмы». Картина, перекликающаяся с русской действительностью «пылающего года».

В стремлении определить жанр своего произведения Короленко прибегал к различным формулам: работа «почти беллетристическая, а не сухие воспоминания», «жизненные впечатления», «освещаемые воспоминаниями», но не биография, не «публичная исповедь», не «собственный портрет», в то же время, история одной жизни, где «исторической правде» отдано предпочтение перед «правдой художественной» . В конце концов, «История моего современника» вобрала в себя все основные начала творчества Короленко — художественно-изобразительное, мемуарное, лирическое, очерковое и публицистическое. При этом вес двух последних элементов постепенно возрастал, что соответствовало и общему направлению писательского пути.

Изображая высокий духовный облик своего современника, Короленко делится с читателем многими тревогами и сомнениями. В 1916 г. он назвал «молодую и горячую» пору своего народничества «сокрушенным пепелищем недавних еще упований»: «После того старого резкого опыта я скептически отношусь к "готовым формулам"», будь то формула «народной» или «классовой» мудрости. Он избрал для себя «партизанскую линию» действия «от собственного ума».

Поколение I860—1870-х годов, которое Короленко назвал «своим», вышло на историческую арену с «кипучим вином отрицания» в голове, со склонностью действовать «очень радикально и очень наивно», разделываясь со всяким «старьем» методом «Пы-башке и к чорту!» Ко всякого рода «нигилистам» и «ниспровергателям» Короленко относился отчужденно, полагая, что новое может вводиться лишь в том случае, когда оно основано на более высоком нравственном принципе.

Однако и в жизни «нигилистического поколения» Короленко подслушал мотив исчерпанности отрицания, усталости от вражды, уловил стремление молодых к «чему-нибудь, что могло примирить с жизнью — если не с действительностью, так хоть с ее возможностями».

Самый краткий и самый емкий отзыв об «Истории моего современника» принадлежит А.В.Амфитеатрову: «Благоухающая книга!» История приготовила короленковскому поколению жестокий эпилог: «диктатура штыка», как определил писатель в последние годы жизни, «сразу подвинула нас на столетия назад», превзойдя «самые безумные мечты царских ретроградов».

Известные события, описанные в шекспировском «Гамлете», предстанут перед нами с точки зрения работников королевской кухни во главе с искусным шеф-поваром Фрогги. На Фрогги свалились все мыслимые несчастья. Именно его стряпню объявили причиной смерти отца Гамлета, законного короля Дании. Но главное, Фрогги приревновал к захватившему престол Клавдию свою жену, обворожительную кухарку Кэти. Фрогги решает отомстить новоявленному монарху и начинает активно вмешиваться в борьбу Гамлета с силами зла. Удастся ли повару предотвратить кровавую развязку, обернуть трагедию в комедию? Интрига разрешится только в последней сцене, когда после дуэли Гамлета и Лаэрта неожиданно наметятся две свадьбы.

Об истории создания пьесы:

« Известный драматург Альдо Николаи (1920-2004), автор более 60 пьес, написал комедию «Гамлет в остром соусе» в 1987 году. В 2002 году пьесу приняли к постановке во МХАТ им.Чехова с той оговоркой, что ее необходимо предварительно доработать. Дело в том, что «Гамлет в остром соусе» написан итальянским автором в жанре черной комедии и изобилует смертями. Театру показалось, что специфический черный юмор, свойственный западной театральной традиции, при перенесении на русскую почву потеряется, пьеса «зависнет» между жанрами. Написать сценическую версию «Гамлета в остром соусе» для МХАТ было поручено Наталье Демчик. Чтобы «отменить смерти», потребовалось переписать две трети пьесы. Так появился новый вариант этой комедии. Сценическая версия Натальи Демчик выдержана в жанре классической комедии положений и адаптирована к русским реалиям. Премьера состоялась в июне 2002 года. Спектакль поставил известный режиссер Петр Штейн, в бенефисной роли королевского повара выступил Игорь Угольников, роль Гамлета сыграл А.Семчев. Также в спектакле были заняты И.Золотовицкий, И.Верник, Н.Неведина, Ю.Чебакова и другие мхатовские артисты».

Права на сценическую версию пьесы «Гамлет в остром соусе» принадлежат Наталье Демчик.

Из рецензий:

“…Итальянский драматург Альдо Николаи, весьма популярный в России, придумал показать шекспировского “Гамлета” со стороны кухни. Сюжет таков. Повар (Игорь Угольников) приревновал свою жену к Клавдию. Чтобы отомстить ему, он одевается в костюм тени отца Гамлета и разыгрывает известное по пьесе Шекспира представление. Далее сюжет раскручивается точно по Шекспиру, только в комедийном варианте. Не будем раскрывать все кулинарные секреты спектакля, можно сказать одно: все герои в финале пьесы Николаи умирают, несмотря ни на какие комедии. Но признаюсь честно: у меня не получилось сделать смерть героев смешной. Поэтому драматург Наталья Демчик резко изменила финал пьесы. В нашем “Гамлете” никто не умирает, зато все женятся.

Наш “Гамлет” – фантазия на тему великой пьесы. Так получилось, что премьера совпала с датой кончины Григория Горина, который часто брал знакомые произведения и создавал замечательные фантазии по их мотивам. Этот спектакль я посвящаю ему. Хочется надеяться, что мы хотя бы наполовину приблизились к тому, что делал Горин. На мой взгляд, сегодня людям хочется прийти в театр и расслабиться. Поэтому я склонен делать спектакль развлечением”. Петр Штейн, режиссер спектакля.

“…Я играю Гамлета. Но это не главная роль. Мой Гамлет – наивный и добродушный, почти ребенок. Он несколько не в себе – в нем есть что-то от героя Дастина Хоффмана в “Человеке дождя” или от Форреста Гампа. Монолога “Быть или не быть” зритель не услышит, хотя в тексте пьесы есть вкрапления шекспировского стиха в переводе Пастернака. Будет звучать и музыка Шостаковича к фильму Козинцева "Гамлет". Думаю, спектакль получится довольно современным. Действие происходит на кухне, где персонажи подглядывают за происходящим, – а это своего рода пародия на телешоу “За стеклом”. В спектакле есть и такая реплика: “Не все спокойно в датском застеколье!” Александр Семчев, актер.

«Очень жаль, что этот спектакль стал последним на жизненном пути моего друга Петра Штейна». Игорь Угольников, актер.

«…Только рассказаны эти события из кухни - с точки зрения простых и трезвомыслящих королевских подданных, для которых кастрюли и поварешки важнее страданий принца. Приправленная перцем и горчицей, история Гамлета выглядит вовсе не так трагично. Тем более, что Гамлета играет толстяк Александр Семчев, а его верного друга Горацио - шоумен и телеведущий Игорь Верник. По сути, "Гамлет в остром соусе" - это скорее шоу, нежели представление академического театра. Кстати, у самого Шекспира принц Гамлет был смешной, толстый и вдобавок страдал одышкой». Тамара Разумовская, критик.

ХОРОВЫЕ И ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.В. СВИРИДОВА: ВЫБОР ТЕКСТОВ, ЖАНРОВ

Г. В. Свиридов вошел в историю отечественного музыкального искусства как классик XX века. Он является выдающимся русским композитором, одним из самых ярких и своеобразных художников, внесших значительный вклад в отечественное искусство. Истоки и основы творчества Свиридова – в многовековой музыкальной культуре, и, прежде всего, в русской музыке разных эпох. Его часто называют самым последовательным приверженцем и продолжателем классических традиций.

Вокальные произведения Свиридова составляют основную частью его творчества. В творческом наследии композитора насчитывается свыше 300 романсов и песен, существующих как отдельно, так и в виде вокальных циклов, поэм. Как отмечает А. Белоненко: «Его излюбленная форма – песня. Это он взял от обожаемых им романтиков, от культа лирического стихотворения, от русского романса, от немецкой Lied » . В вокальном творчестве композитор сумел соединить бытовую интонацию городской песенности, фольклора и речевую интонацию. Он видел развитие современной музыки в возрождении русской национальной традиции. В своих дневниковых записях Георгий Васильевич отмечает: «Великое искусство только и возможно в опоре на великую традицию» . Поэтому Свиридов – один из немногих композиторов XX века, который сохранил песенно-романсовый жанр. Композитор утверждал, что музыка должна возвратиться к мелодии, продолжал отстаивать лад, тональность, классическую гармонию как главные основы музыки.

Не менее значителен вклад Свиридова в отечественную хоровую музыку. Он писал как большие ораториально-эпические произведения, так и маленькие кантаты, поэмы, циклы, отдельные миниатюры для хора a cappella. Во всех жанрах композитору удавалось воплотить богатый образный мир. Образы народной жизни, природы, человеческие чувства и настроения, историческая и социальная тема – все это нашло отражение в хоровом творчестве Свиридова.

А. Белоненко выделяет в творчестве композитора несколько идейно-образных линий. Первая и главная линия – это тема исторической судьбы России, центральным событием которой является русская революция начала XX века. Внимание Свиридова сконцентрировано на двух событиях, к которым он постоянно возвращался в своем творчестве – революция и гражданская война. При этом революционная тематика объединяет разные по жанру сочинения, среди них «Поэма памяти С. Есенина», некоторые песни на слова А. Прокофьева, есенинские кантаты «Деревянная Русь» и «Светлый гость». С темой революции тесно связана тема судьбы русского крестьянства. К этой теме Свиридов пришел через обращение к поэзии Есенина («Поэма памяти С. Есенина», вокальный цикл «У меня отец - крестьянин»). Белоненко пишет, что причиной обращения композитора к этой тематике стало «… острое чувство тревоги за судьбу человека, отчуждения от своей земли, - вот основной побудительный мотив, лежащий в основе свиридовского отношения к теме крестьянства» .

Вторая линия – лирическая. К ней относятся размышления о смысле бытия (духовная, философская лирика), любовная лирика. Белоненко отмечает: «Мир в его первозданной красоте, явленной человеку как совершенная гармония, - таково основополагающее начало свиридовских хоровых пейзажей, картин природы. Природа – постоянное место обитания свиридовской музы» .

Композитор обращался, как правило, к вершинам мировой поэзии, более всего русской – А. Пушкину, М. Лермонтову, Н. Некрасову, но также Ф. Сологубу, А. Блоку, С. Есенину, М. Исаковскому, А. Прокофьеву, Б. Пастернаку.

В своем творчестве композитор большую роль отводил слову. В дневниках он пишет: «Я же пристрастен к слову (.), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь» . Свиридов хорошо знал и ценил русскую литературу как XIX. так и XX века. Его, прежде всего, влекло поэтическое слово, как отмечает А. Белоненко: «… от него, как правило, шел импульс свиридовского творчества» . Свиридов чутко реагировал на содержание и стиль поэзии. Современники отмечали, что он обладает абсолютным поэтическим слухом. «Он блестящий поэт, Свиридов. Есть у нас прекрасные композиторы – трагики, драматурги, романисты, а поэт, я думаю, один», - писал о нем композитор В. Гаврилин .

Свиридов еще до обучения в Ленинградской консерватории, ярко заявил о себе как вокальный композитор. В 1935 году композитор обращается к поэзии А. Пушкина и задумывает вокальный цикл из шести романсов. Работа над ним протекала на протяжении года. Сразу после окончания романсы были изданы и имели большой успех; с 1937 года, в связи с празднованием 100-летия со дня смерти Пушкина, вошли в репертуар выдающихся исполнителей. Именно этот вокальный цикл принес молодому композитору известность.

Иная судьба была у цикла «Восемь романсов на слова М. Ю. Лермонтова», созданного в 1937 – 1938 годах. В отличие от пушкинского цикла, эти романсы не имели большой популярности. Одной из причин этому было военное время, на которое пришлось исполнение цикла. Кроме того, сам Свиридов считал, что цикл далек от совершенства. Поэтому в 1956 году, когда композитор задумал издать первый сборник своих романсов и песен, он возвращается к циклу и переписывает его заново.

Цикл песен «Слободская лирика» на стихи А. Прокофьева и М. Исаковского был начат Свиридовым в 1938 году также в годы учения в Ленинградской консерватории. Интересен тот факт, что это произведение вызвало отрицательную критику со стороны его учителя – Д. Шостаковича. Он обвинил Свиридова в том, что тот в этом сочинении «опускается до низменного, впадает в мещанство, простонародность» . Но именно в этом цикле композитор начал поиск собственного стиля, поиск той самой «простоты», которая будет свойственна дальнейшему творчеству Свиридова. К этому произведению композитор обращался неоднократно, постоянно дорабатывая его. Так, первоначально композитор добавляет песню на стихи М. Исаковского и дает циклу название «Деревенская лирика». Позднее, в 1958 году, делает последнюю редакцию: переставляет номера, вносит изменения и утверждает окончательное название «Слободская лирика». Это произведение стало этапным в творчестве композитора.

Цикл значительно отличается от пушкинского и лермонтовского не только по музыкальному языку, стилистике, но и по образному содержанию. В первых циклах преобладает лирическое настроение, главной темой является излюбленный Свиридовым образ Поэта. В «Слободской лирике» другая образная сфера. Цикл объединен тематически: любовь, разлука, свадьба. Выбранные композитором стихотворения тесно связаны с фольклором – частушками, «страданиями». По утверждению А. Белоненко: «Здесь даны народные характеры, зарисовки крестьянского послереволюционного быта, психология иного, другого Я – простого человека» . Как уже отмечалось ранее, Свиридов продолжал традицию русского бытового романса, что весьма ярко проявилось в цикле «Слободская лирика», в использовании композитором типичных бытовых интонаций. Цикл «Слободская лирика» - можно назвать этапным сочинением в творчестве Свиридова. По словам Белоненко, в нем ощущаются черты «зрелого русского стиля» композитора, который сформируется к середине 50-х годов.

Конец 40-х – 50-е годы сам композитор считал новым этапом своего творчества. Именно в эти годы складывается стиль Свиридова, который, прежде всего, проявил себя в вокальном цикле «У меня отец - крестьянин» и «Поэме памяти Сергея Есенина». Премьера «Поэмы памяти Сергея Есенина» в 1956 году открыла миру, как пишет А. Белоненко, нового русского композитора .

Любимым поэтом Свиридова был Сергей Есенин. Есенин и Свиридов – два выдающихся творца XX века, поэт и композитор, творчество которых связывала любовь к России. Обращение Свиридова к поэзии Есенина стало своеобразным возрождением наследия поэта. До композитора творчество поэта было мало представлено в музыке. Сразу после смерти Есенина появились единичные романсы и песни на его стихи. А затем наступила полоса забвения поэта, причем не только в музыке. Многие годы его сочинения не переиздавались, не звучали на эстраде, лишь изредка упоминались в истории советской литературы с отрицательной точки зрения. И лишь в 50-е годы композиторы снова обратились к его творчеству. Но до Свиридова музыканты не видели в поэзии Есенина ничего, кроме любовной лирики, сельских пейзажей и зарисовок деревенского быта. Композитор же подошел к его творчеству с новых позиций. А. Сохор писал: «Он открыл музыкантам и слушателям иного Есенина – национального художника больших масштабов» .

Главной темой произведений этого периода была Россия, Поэт, воспетая родная земля Поэта. Очень важным образом для Свиридова является образ Поэта, воплотивший в себе лирического героя. По словам А. Белоненко: «Ему композитор доверяет самые сокровенные свои мысли, через призму его воображения и души нам открывается свиридовская картина мира, если можно так сказать, мирослышание художника» .

«Поэма памяти Сергея Есенина» принадлежит к числу наиболее масштабных произведений Свиридова, связанных с есенинской поэзией. Первоначальным замыслом композитора было написать цикл романсов для голоса с фортепиано. Но вскоре Свиридов понял, что создаваемое сочинение выходит за рамки камерного. Окончательная редакция, созданная в 1956 году, предназначается для солиста-тенора, хора и оркестра. Произведение так и осталось существовать в двух вариантах – вокально-симфоническом и вокально-фортепианном. Появление «Поэмы…» было во многом важно для имени поэта, так как она стала своеобразной «реабилитацией» Есенина, долгие годы не издававшегося в нашей стране.

Л. Полякова «Поэму…», состоящую из 10 частей, делит на три крупных раздела. Первый (1 - 4 части) посвящен старой крестьянской Руси. Второй (5 и 6 части) – это картины ночи (аналог медленной части симфонического цикла). Последний раздел посвящен приходу нового в жизни Руси.

М. Элик отмечает, что истоки мелодики Свиридова можно найти в русских обрядовых песнях («Молотьба», «Ночь под Ивана Купала»), лирических протяжных («Ночь под Ивана Купала»), заметно влияние народного причета, плача («Край ты мой заброшенный…», «Я – последний поэт деревни…»), частушки («Крестьянские ребята»), а также бытового романса XIX века («В том краю…», «Я – последний поэт деревни…»). Последняя песня («Небо – как колокол») обобщает круг интонаций, восходящих к обрядовым попевкам и связанных с воплощением эпического начала, картин природы, народного труда, обычаев.

После работы в кантатно-ораториальном жанре Свиридов вновь обращается к камерным вокальным жанрам. В 1956 году композитор создает цикл песен для тенора и баритона с фортепиано «У меня отец - крестьянин». В. Васина-Гроссман отмечает, что этот цикл «можно рассматривать как возвращение к сфере образов «Слободской лирики», но предстающей уже в более обобщенной, очищенной от излишних «бытовизмов» и «диалектизмов» форме, что в значительной мере определяется выбором поэтического материала» . Объединяющим началом этого вокального цикла является тема Родины, России – излюбленная тема поэзии Есенина. Для поэта характерны и горькие сожаления о загубленной юности, предчувствия близкого конца – все это нашло отражение и в свиридовском цикле. Для произведения композитор избрал семь стихотворений, среди которых есть и пейзажные зарисовки, и зарисовки жизни старой деревни, есть и лирика, в которой слышны интонации лирических песен и частушки. По мнению Л. Поляковой, цикл условно можно разделить на два крупных раздела и эпилог. Первый раздел образуют песни «Сани», «Березка», «В сердце светит Русь» - это своего рода три лирических высказывания Поэта. Второй раздел цикла образуют песни «Рекрута», «Песня под тальянку», «Вечером» - это три жанровые зарисовки народного крестьянского быта. В. Васина-Гроссман пишет, что все песни цикла объединены «… верно найденной русской песенной интонацией» . Отсюда близость песен цикла к русской народной песенности. В его интонационном строе слышны интонации лирической протяжной песни, частушки, гармошечных переборов.

По утверждению А. Белоненко, после «Поэмы…» и вокального цикла «У меня отец - крестьянин» в 1956-1958 годах Свиридов оказывается в кризисной ситуации. В эти годы он обращается к своим ранее созданным произведениям, переделывает их. Свиридов находится в поисках нового в своем творчестве: он экспериментирует с тональностью, даже пытается освоить двенадцатитоновую технику. Однако композитора все это не удовлетворяет, он понимает, что с молодыми композиторами этого периода ему не по пути. Именно в эти годы Свиридов убеждается в том, что только синтез музыки и слова может дать ему возможность выразить свои самые сокровенные мысли и переживания. Он приходит к выводу, что его жанр это песня. Сам композитор сделал в своих дневниках запись: «Настало время искусства духовного, символичного, статичного и простого. Песня – вот основа нового, качественно нового в искусстве. Песня и обедня» .

«Пять хоров без сопровождения на слова русских поэтов» явились первым опытом обращения композитора к жанру хора a cappella. Работа над этим циклом была завершена в 1958 году. Замысел сложился не сразу. Первоначальным ядром произведения послужили первые два хора на слова Н. Гоголя и С. Есенина. В авторском архиве композитора есть сведения о существовании этого цикла для тенора, смешанного хора и симфонического оркестра. Окончательная редакция предназначалась для смешанного хора a cappella. В произведении можно обнаружить две сквозные темы. Первая – тема юности, ушедшей молодости претворяется в хорах «Об утраченной молодости», «Вечером синим», «Повстречался сын с отцом», «Как песня родилась». Вторая тема, свойственная для всего творчества Свиридова, тема Родины наиболее ярко выражена в последних трех хорах («Повстречался сын с отцом», «Как песня родилась», «Табун»).

На протяжении 1961 – 1963 годов Свиридов работал над вокальным циклом «Петербургские песни» для четырех певцов (сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас), фортепиано, скрипки и виолончели на слова А. Блока. Композитор впервые обратился к его стихам еще в студенческие годы. Особенно Свиридова привлекали стихи Блока, связанные с Петербургом – городом, который очень любил сам композитор. В поэтической композиции цикла нет определенного сюжета, постоянных действующих лиц, но есть единый главный образ, связанный с Петербургом. Здесь показана картина городской жизни в разные времена года с персонажами разного возраста и социального положения. М. Элик выделяет в цикле и тему «… ”маленьких людей”, “униженных и оскорбленных”, загнанных жизнью на чердаки и в подвалы, гибнущих от беспросветности и тянущихся к свету…» . А. Сохор в качестве объединяющего начала в «Петербургских песнях» выделяет единство времени: «… действие в цикле начинается на рассвете («Перстень-страдание»), захватывает утро («Вербочки»), день («На Пасхе»), сумерки («На чердаке», «В октябре») и завершается поздним вечером, почти ночью («Мы встретились с тобою в храме»)» .

В 60-е годы творчестве Свиридова явно обозначились принципы неофольклоризма. Кантата «Курские песни» (1964) относится к фольклорной линии. В. Щуров вспоминает подготовку композитора к созданию «Курских песен»: «Мне довелось соприкоснуться с начальным процессом создания «Курских песен» Георгия Свиридова. В этот период я был лаборантом в Кабинете народной музыки в Московской консерватории и помогал А. В. Рудневой при ее знаменательной встрече с композитором. Свиридов пришел к нам в кабинет, познакомившись с недавно вышедшим сборником курских песен А. В. Рудневой, многие из которых произвели на него сильное впечатление… Он искал идею будущего сочинения. Анна Васильевна предложила ему тему: времена года. Однако композитор это предложение не принял, сказав, что для него привлекательнее раскрыть чувства человека. И больше всего его волнует тема женской судьбы» [цит. по: 12, с. IX ]. В кантату вошли различные исторические и стилевые пласты народного творчества, как древние жанры (календарно-обрядовые песни), так и более поздние (лирические). Композитор создает цикл на народно-песенной основе, по словам Ю. Паисова: «… сумев индивидуально переосмыслить используемые образцы и в то же время сохранить в первозданной прелести и целости своеобразный колорит песен южно-русского края» . Сам Свиридов очень трепетно относился к национальным традициям, в частности к русским народным песням. В своих тетрадях он писал: «В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня. Я имею в виду подлинную народную песню, а не многочисленные подделки, мещанский романс и пр.» .

В основе «Трех старинных песен Курской губернии» для смешанного хора, альтов соло в сопровождении двух фортепиано, окарины и ударных инструментов также лежат песенные образцы курского фольклора из сборника Рудневой. В процессе создания «Курских песен» в работе у Свиридова находилось больше семи песен, которые вошли в кантату. Композитор рассказывал, что собирался из остальных образцов фольклора сделать сюиту или даже две. Он подолгу отшлифовывал произведение, часто откладывал его, а затем опять возвращался к замыслу. Поэтому «Три старинные песни Курской губернии» были изданы лишь в 1990 году.

Оба произведения связаны между собой не только тем, что основаны на курском фольклоре, но и тематикой. В «Трех старинных песнях Курской губернии» композитор продолжает тему женской доли, судьбы, начатую в кантате. При сравнении двух циклов выявляются и общие признаки в композиторской технике (в мелодике, гармонии, фактуре).

В этот же период (60-е годы) появляется еще одно произведение на стихи С. Есенина – вокальный цикл «Деревянная Русь». Первоначально была сочинена маленькая кантата для тенора, мужского хора и фортепиано. А уже позже, в 1965 году сам композитор переделал кантату в вокальный цикл. В этом произведении затрагивается иной круг образов есенинской поэзии. Постоянная у Свиридова тема «Поэт и Родина» рассматривается в другом аспекте: это своего рода лирическая исповедь юноши, осознающего свое жизненное призвание. Название вокального цикла композитор взял у самого поэта, есенинский возглас «Русь моя, деревянная Русь!» поставлен эпиграфом к циклу.

После есенинской «Деревянной Руси» Свиридов обращается к поэзии Б. Пастернака. В 1965 году он создает маленькую кантату «Снег идет». К поэзии Пастернака, также как и к Блоку и Есенину, композитор обращался неоднократно в своем творчестве. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел несовершенными и даже не включил в список сочинений. Интересно то, что ранее поэзия Пастернака не привлекала внимание композиторов, именно Свиридов ввел творчество поэта в музыку, явился в этом отношении, своего рода, первооткрывателем (как и с Есениным). Для своей маленькой кантаты композитор отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака. Л. Полякова определяет сюжет произведения следующим образом: «Тема неумолимо движущегося времени, неизменных небесных тел, беззаботного детства и наблюдающего за всем бедного, никем не признанного, но все понимающего и все запоминающего (для вечности!) художника, затаившегося на своем одиноком чердаке, - это и есть содержание кантаты “Снег идет”» .

Произведение «Двадцать пять песен для баса» на тексты разных поэтов не является единым целым, хотя и имеет признаки вокального цикла. Белоненко отмечает, что это образец многочастной составной композиции (весьма характерной для позднего творчества Свиридова), которую музыковед называет песенным сборником. Он поясняет, что песенный сборник – это условно циклическая форма, потому что как единое целое песни существуют только на бумаге в письменном виде, а целиком никогда не исполняются. Сборник включает в себя большое количество миниатюр (не менее 15), которые внутри образуют между собой самостоятельные мини-циклы, объединенные общим идейно-образным содержанием.

«Двадцать пять песен для баса» как целое сложились не сразу. Белоненко во вступительной статье к 13 тому «Полного собрания сочинений» впервые описывает всю историю становления данного сборника. В конце 1950-х годов перед композитором встала задача опубликовать отдельные песни под общей обложкой. Так, в 1960 году были опубликованы двадцать пять песен для разных голосов и на тексты разных поэтов, не составлявших единую композицию. Это была случайная подборка песен, которые впоследствии никогда не объединялись в подобном порядке. В дальнейшем песенный сборник не раз трансформировался: в 1971 году был издан сборник «15 песен для баса»; в 1972 – «16 песен для баса в сопровождении фортепиано»; в 1975 – еще одна редакция «16 песен для баса»; в 1978 - «20 песен для баса в сопровождении фортепиано»; в начале 80-х годов публикуется новая и окончательная редакция «Двадцать пять песен для баса». Этот песенный сборник вобрал в себя вокальные миниатюры, сочиненные композитором преимущественно в зрелый период творчества. В него вошли мини-циклы «Две песни о Гражданской войне», «Три песни на слова А. Исаакяна», «Четыре песни на слова А. Блока», а также отдельные песни на слова А. Пушкина, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, С. Есенина, Р. Бернса, П.-Ж. Беранже.

В 70-е годы Свиридов создает вокальный цикл «Девять песен на слова А. Блока» для меццо-сопрано. Особенностью цикла является то, что он создавался для конкретного тембра голоса – Е. Образцовой. По свидетельству Белоненко композитора и певицу связывали долгие годы творческого содружества. Свиридов знал возможности и особенности ее тембра, ее артистические данные, поэтому свои вокальные произведения для низкого женского голоса создавал под неосознанным влиянием тембра Образцовой. В вокальный цикл вошли стихотворения Блока, взятые из разных книг. Между песнями нет логической, образно-тематической связи, здесь нет сюжета, определенной идеи. Соединение различных стихов приобретает цельность благодаря музыке. Этому способствует преобладание лирики в образной сфере песен, стилистическое, интонационное и гармоническое единство (лад, ритм, гармония).

Подобно сборнику «Двадцать пять песен для баса», вокальный цикл «Девять песен на слова А. Блока» тоже складывался постепенно . Первоначальной основой послужил мини-цикл из трех песен («Флюгер», «За горами, лесами…», «Утро в Москве»), изданный в 1974 году; в 1975 были изданы «Четыре песни на слова А. Блока»; в 1979 году в сборнике романсов опубликован цикл «Семь песен на слова А. Блока»; конечная редакция первый и последний раз при жизни композитора была опубликована в 1981 году под названием «Девять песен на слова А. Блока».

Период 1970-е – начало 1980-х годов в творческом отношении был очень важен и плодотворен. Как писал сам композитор: «Это была эпоха глубоких предчувствий. В ней вызревала большая национальная мысль, находившая себе сильное творческое выражение…» .У композитора возникает идея обращения к религиозной тематике как поэтическому источнику творчества. Он создает произведения глубоко духовные, но основанные на смешении церковных и светских жанров.

«Весенняя кантата» написана композитором в 1972 году. В основу произведения легли три фрагмента из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Весенняя кантата» посвящена памяти А. Твардовского. Этим посвящением композитор связывает прошлое и настоящее. Форма кантаты предельно сжата, всего четыре части: «Весенний зачин», «Песня», «Колокола и рожки», «Матушка - Русь». Первая часть – это, своего рода, весенний пейзаж Родины; вторая часть связана с традициями русского быта, в ее основе лежит свадебная песня; третью часть условно можно назвать инструментальным «интермеццо», венчает кантату могучая народная слава Руси.

Свиридов вновь обращается к любимому поэту Есенину. В произведениях на его стихи образ России не уходит, только теперь это Россия идеальная, незримая, небесная. Как признавался сам композитор в своих дневниках: «Пишу миф о России» . На протяжении 1976 – 1977 годов он работает над одним из самых значительных своих произведений - поэмой «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи С. Есенина. Поэма имеет посвящение крупному исследователю творчества Свиридова и его большому другу музыковеду А. Сохору, который скончался в период работы композитора над этим сочинением.

Большинство стихов, отобранных Свиридовым для поэмы, написаны поэтом в годы революции и гражданской войны. Кроме того, в цикл вошли отрывки из малых поэм Есенина, так называемой «есенинской Библии». Как отмечает В. Веселов «… все действие поднято в космическую высоту, в «легендарное». Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды, которые выступают в прямом столкновении» . По структуре это произведение является вокальным циклом, но Свиридов назвал его поэмой. Он четко разграничивал для себя рамки вокального цикла и поэмы. К первому жанру относил произведения более узкие по содержанию, ко второму – циклические вокальные сочинения с более глубокой философской основой. Поэма «Отчалившая Русь» – это философское, полное драматизма размышление о неведомых судьбах России. Поэмность произведения связана с его цельностью, единством замысла. Объединяющим началом становится образ России.

В 1978 году был завершен триптих «Гимны Родине» на слова Ф. Сологуба. В процессе работы композитор неоднократно менял порядок частей, долго не давал название. Окончательная редакция сложилась только после концертного исполнения произведения. Свиридов был едва ли не первым композитором, обратившимся к поэзии Сологуба. В сологубовской лирике его привлекала искренняя любовь к Родине – тема, глубоко волнующая композитора на протяжении всего творческого пути. Драматургия «Гимнов Родине» характеризуется единством этой темы. Т. Масловская пишет о триптихе: «Увидев и прорастив зерно эпичности, лежащее в основе сологубовских гимнов, Свиридов построил триптих, отличающийся монументальностью, значительностью и некоторой статичностью, свойственными гимническому жанру» .

Замысел кантаты «Светлый гость» для смешанного хора с оркестром на текст С. Есенина восходит к 1962 году. Композиционный план и музыкальный материал сложились сразу. Клавир был годов уже в середине 60-х годов, а издан лишь в 1979 году. К этому времени сложился и оркестровый вариант кантаты, но композитор так и не выбрал окончательную редакцию, и работа по оркестровке произведения продолжалась на протяжении последующих десятилетий. Но Свиридову так и не удалось самому завершить работу над партитурой. После кончины рукописи были переданы композитору Р. Леденеву, который изучил их и установил несколько вариантов авторской оркестровки. Одна из этих редакций и была положена в основу оркестровки кантаты.

В основу произведения легли фрагменты маленьких библейских поэм С. Есенина. В дневниковых записях композитора есть заметка о кантате «Светлый гость», в которой он пишет: «Стихотворения, положенные в основу этого произведения, написаны Есениным в 1918 году. Они являются непосредственным откликом на события революции, которая понимается (трактуется, рассматривается) Есениным как начало обновления, духовного преобразования Родины, России» . В кантате царит светлое настроение, форма сконцентрирована, части короткие, между ними отсутствует яркий контраст. Состоит произведение из шести частей. В музыкальном языке ощутима стилистика, характерная для предыдущих произведений на стихи С. Есенина.

В конце 80-х – 90-х годах на сознание Свиридова повлияли социально-политические перемены, происходившие в нашей стране. Композитор тяжело переживал распад СССР, это вызывало у него сложные, противоречивые чувства. В произведениях этих годов отражаются настроения композитора в последние годы его жизни. Прежде всего, в музыке этого времени отражается неминуемое приближение смерти. Кроме того, в этот период велика роль и религиозной идеи в его произведениях. В дневниках композитор определяет задачи своего творчества: «Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания Народа» .

Обобщая, следует отметить, что в выборе текстов и жанров в своем творчестве Свиридов опирался на три источника. Первый – народные песни, прежде всего Курской области, так как он был родом из г. Фатежа (Курская область). Второй источник – русская поэзия XIX – начала XX веков. Как правило, композитор обращался к лирической поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Блока, С. Есенина, М. Исаковского, А. Прокофьева и др. Третий источник – это духовные тексты, слова которых взяты преимущественно из русских православных богослужебных книг, из народных духовных песен. Для композитора тексты, к которым он обращался, были важны как выразители национально-духовного, нравственного начала. Избранные Свиридовым тексты требовали, по представлениям композитора, соответствующего воплощения в музыке. Одним из таких средств стала ангемитонная интонационность, столь характерная для его мелодического стиля.

1. Белоненко А. «Моя форма – песня…». О камерно-вокальном творчестве Свиридова // Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений. Том 10. Романсы и песни. М. СПб. 2003. – С. V – XXXII .

2. Белоненко А. Хоровое начало музыки Георгия Свиридова // Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений. Том 18.Сочинения для хора без сопровождения. М. СПб. 2003. – С. V – XVIII .

3. Васина-Гроссман В. Г.Свиридов // Мастера советского романса: 2-е издание переработанное, дополненное. М. 1980. – С. 255 – 289.

4. Веселов В. Звездная романтика // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М. 1990. – С. 19 – 31.

5. Георгий Свиридов. Музыка как судьба: Библиотека мемуаров / Сост. А. Белоненко. М. 2002. – 785 с.

6. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. М. 1983. – 282 с.

7. Масловская Т. «Жизни строй и вечности огни…» // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М. 1990. С. – 78 – 91.

8. Паисов Ю. Блок в прочтении Свиридова // Музыкальная жизнь, 1980 № 21. – С. 20.

9. Полякова Л. Заметки о сочинениях 60-х годов // Георгий Свиридов. Сборник статей. М. 1971. – С. 272 – 319.

10. Сохор А. Георгий Свиридов. М. 1972. – 320 с.

11. Сохор А. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова // Музыкальный современник. М. 1979. Вып. 3. – С. 146 – 171.

12. Токмакова О. «Лучше всего песню оставить песней». Курский фольклор в творчестве Свиридова // Полное собрание сочинений. Том 3. Курские песни. Три старинные песни Курской губернии. М. СПб. 2003. – С. IX – XIII .

13. Элик М. Свиридов и поэзия // Георгий Свиридов. Сборник статей. М. 1971. – С. 58 – 124.

Сведения об истории создания вокального цикла взяты из вступительной статьи А. Белоненко к 13 тому издания «Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений».