Александр васильев сплин возраст. Сплин (Александр Васильев) - музыка группы

Владимир Полупанов, «АиФ»: Саша, мне казалось, наши крупные телеканалы не очень жалуют рок-музыкантов в последнее время и песни на радио сложнее стало пристраивать?

Александр Васильев : Наоборот, радиостанции, где мы в формате, с радостью берут наши песни. Даже с «Максимум», где очень редко крутят новые русские песни, вдруг позвонили и сказали, что берут в эфир «Окраины». А есть еще масса региональных радиостанций, которые живут на своем бюджете и крутят всё, что хотят. Пусть на другом уровне, пусть всё стало более сжатым. Но всё по-прежнему живо. Огонёк рок-н-ролла ещё бьется.

С появлением девайсов интерес к различным видам искусства стал угасать. Девайсы - это уже произведения искусства, и внутри них масса других произведений искусства. Огромная часть публики, уткнувшись в девайсы, просто остыла к каким-то видам искусства. Это реалии ХХI века.

— То есть, у тебя нет ощущения, что в медийном пространстве рок-музыки стало меньше и попса вытеснила её?

— Не столько попса вытеснила. Дело в том, что с появлением девайсов интерес к различным видам искусства стал угасать. Девайсы — это уже произведения искусства, и внутри них масса других произведений искусства. Огромная часть публики, уткнувшись в девайсы, просто остыла к каким-то видам искусства. Это реалии ХХI века. Но, повторяю, наша публика никуда не делась. На наши концерты по-прежнему ходят люди разных возрастов: начиная от старших школьников и студентов, включая людей нашего возраста, и тех, кому за 50. Это думающая аудитория, интеллигентная, как правило, с высшим образованием или стремящаяся к нему. Люди с хорошим чувством юмора и самое главное с высоким IQ. Умные люди нас слушают. И это очень приятно.

— А ты прямо со сцены можешь разглядеть уровень IQ?

— Мы же общаемся. Сейчас люди вычисляются с первого взгляда, с первого слова уже всё понятно.

— А сам ты к музыке не охладел? По-прежнему ли пропускаешь через себя много музыки?

— Я обычно с утра просыпаюсь, иду в гараж, пью кофе и сам играю на гитаре. Первое, что приходит в голову по свежаку. А днём начинаю отслушивать что-то чужое. Для меня музыка так и осталась прекрасным путешествием пусть не в пространстве, но во времени. Ты находишься на месте, а перед тобой за 3-4 минуты пролетает иногда целая жизнь. Это очень увлекательно.

— Преимущественно новое слушаешь или старое?

— Конечно, новое. Зачем слушать старое?

— От чего получаешь наибольшее удовольствие?

— Суюсь в разные жанры. Закрываю белые пятна. Много слушаю симфонической музыки. Как правило, это композиторы начала ХХ века, начало авангарда. Я и рок слушаю, и наши группы. Мне хип-хоп и рэп интересны тоже. А потом иногда все 7 основных жанров сплавляются в одну песню.

Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина

Эзопов язык

— Ваш новый альбом называется «Ключ к шифру». Почему ты стараешься сначала зашифровать, а потом дать ключ?

— Это традиция русской литературы. Потому что по определенным причинам сначала было нельзя называть вещи своими именами. Приходилось использовать эзопов язык. А потом, когда это вроде разрешили, стало плохим вкусом называть вещи своими именами. Настоящая поэзия — это всегда шарада. Говоришь о предмете на столе, обыгрываешь это любыми эпитетами, но сам предмет не называешь. Оставляешь это право слушателю.

— В новом альбоме ты используешь речитатив. Это дань моде, желание быть в тренде?

— У нас это началось довольно давно. Одна из первых песен нашей группы (1995 года) «Любовь идёт по проводам» была написана в стилистике речитатива. Я никогда ни в какой стиль себя не вписывал, ничего из себя не строил, не надевал голду на шею. Просто читал свой текст людям. Мы не делаем на сцене никаких шоу, поэтому тексты должны быть настолько сильными и глубокими, чтобы никто не уходил с концерта.

— В альбоме много «тревожных» песен. «Тревога», «Земля уходит из-под ног». А песня «Она была так прекрасна» вообще про смерть...

— Ну, да она о том, как мужик встречает смерть в образе прекрасной дамы и пытается ее склеить... На диске представлены все эмоции — на каждую печальную песню приходится и радостная. Там есть и «Джа играет джаз», и «Небесный хор», и «Медный грош». Я как раз слежу за тем, чтобы альбом был уравновешенный. Я не склонен к депрессии и не хочу людей вгонять в неё.

Ощущение тревоги

— А мне показалось, что у тебя усилилось ощущение тревоги.

— Ощущение тревоги свойственно современному обществу в целом и отдельному человеку тем более. Горячие точки находятся не так далеко от нас. Они появились в тех городах, где мы много раз гастролировали. Эти точки становятся всё ближе и ближе к нам.

Катаклизмы и войны всегда происходили на планете. Но раньше мы о них не знали. А теперь знаем о них всё досконально, видим их глазами свидетелей, вплоть до фото и видео. Мир становится всё теснее.

— Песня «Окраины» — о сугубо городских окраинах?

— Да, я пою об окраинах города. Чем они хороши? Даже живя в новостройках, ты всегда можешь побывать в историческом центре. Архитектура новостроек и архитектура центра сильно отличаются друг от друга. Тебя в какой-то момент начинает очень сильно манить центр. Но это не только географическое путешествие, но еще и духовный рост.

— А песня про смерть с чего вдруг возникла? Какое-то трагическое событие явилось толчком к ее написанию?

— Слушай, ну, в жизни всегда есть место смерти. Смерть — это достойное завершение жизненного пути. Переход из материального мира в идеальный. Я никого не хочу пугать. Если ты заметил, эта тема выполнена в стиле шутливого романса.

— Судя по песне, она тебя не страшит.

— Не то чтобы не страшит. Мне кажется, любой человек, который стремится к самообразованию, в итоге понимает, что смерть — это абсолютно объективный фактор, которого не нужно бояться и нужно относиться к нему спокойно. Потому что любое явление в этой вселенной имеет начало, высшую точку развития и финал, о чем бы мы ни говорили. О человеке, планете, звезде или растении. Цикл один и тот же.

— Знаю, ты большой любитель путешествий. Где побывал в последнее время? Какие страны открыл для себя?

— Последние три года были, скорее, перерывом в больших путешествиях. Какие-то страны я посещал. Но в какой-то момент захотелось вдруг остановиться. Я понял, что количество путешествий и впечатлений от них перевалило за определенный предел. Эти 2-3 года пошли на пользу группе. Два года назад мы выпустили двойной альбом. И сейчас выпустили диск, в котором 15 песен. Сам чувствую, что альбом насыщенный и по текстам, и по музыке. Поэтому эта остановка была не зря.

— А мне все-таки не хватило в этом альбоме чего-то заводного и веселого. Какого-нибудь рок-н-ролла.

— Такая песня есть. Но мы её приберегли для Нового года. Она слишком веселая для этого альбома. И просто выпадала из него.

— Как называется?

В начале апреля легендарная группа «Сплин» дала два долгожданных концерта на «Горбушке». Десятый юбилейный альбом «Сигнал из космоса» вышел еще в прошлом году, а ажиотаж все продолжается. Певец Александр Васильев готов праздновать музыкальные юбилеи до бесконечности. «Выступать мы любим, — улыбается музыкант. — И наши поклонники любят, когда мы выступаем». «Клео» побеседовал с ним о космосе, духовности и общем уровне юмора в крови.

Блиц-опрос «Клео»:
— Дружите ли вы с Интернетом?

— Да.

— Что для вас непозволительная роскошь?
— Производить поп-музыку

— Где вы провели свой последний отпуск?
— В Крыму, в Симеизе.

— С кем из животных вы себя ассоциируете?
— Не знаю.

— Было ли у вас в детстве прозвище?
— Все производные от фамилии, ничего специально не придумывалось.

— Что вас заводит?
— Либо новости, либо что-то из сферы искусства, музыка. Я люблю общение с людьми, разговоры, споры, шутки-прибаутки.

Певец Александр Васильев, скажите, пожалуйста, у вас произошел такой небольшой перерыв между выпусками альбомов по каким причинам это произошло?
Перерыв не большой, не маленький, а просто достаточный. Именно к этому моменту накопились песни, и стало понятно, что это действительно будет полноценная работа. Вдохновение, конечно, же, покидает и возвращается, и за это время набегает такое количество песен.

У поэтов и писателей есть такая фраза: «Если можешь не писать — не пиши», у вас есть такое ощущение: если не выскажусь, то задохнусь?
Конечно, да, именно это очень точно сказано. Либо ты сейчас выскажешься, либо голова сейчас вообще взорвётся. Поэтому лучше высказаться. Выскажусь — и легко становится!

Написание музыки, запись, концерты — все это мне легко дается. Тяжелее даются интервью в Москве, но силы ещё есть, так что пообщаемся.

Вы уже не в первый раз с издевкой отзываетесь о Москве-матушке. Ранее вы говорили, что Петербург следует европейской культуре, а Москва как бы пролетела мимо, и поэтому здесь не может родиться ничего значительного.
Действительно, это же огромный маркет, город-маркет. И мне лично на маркете всегда неуютно было, со всех сторон бомбят. Тебе нужно купить сигарет в ларьке, а тебе пытаются втюхать что-то другое по дороге в этот ларек. В Питере этого ощущения нет. Конечно, если бы я здесь родился, я бы ощущал себя как рыба в воде.

Александр, у вас в новом альбоме тексты... более мирные, что ли… Агрессии меньше. С чем это связано?
Время идёт, строже относишься к текстам, строже относишься к лексике. Всё-таки дети растут, и не хочется пугать их страшными словами , словосочетаниями, предложениями и мелодиями в том числе, может быть, отсюда и мажоры всякие появились в большом количестве.

Говорят, что вы ставили своему сыну специально песни из альбома, а он высказывал свое мнение.
Во-первых, мы не ставим ему прослушивать альбом специально. Но в течение дня нам поступала пара заказов на лучшее, по его мнению. Кроме того, за день запоминал текст и начинал цитировать.

А почему такое внимание к мнению малыша? Это ваша целевая аудитория?
(Смеется) Именно! Детям в первую очередь должно быть интересно. Если им будет интересно, то и взрослые потянутся.

А что вообще изменилось в вашей жизни после того, как у вас появился ребенок?
У меня закончилась одна жизнь и началась другая, еще лучше, чем предыдущая. То есть в течении одной человеческой жизни ты как бы две испытываешь. А вообще куча жизней, когда появляются новые интересные люди, считайте, нам всем дают бонус таким образом.

То есть мы все немножко с нуля начинаем, потому что только вот знакомимся. И жизнь начинается заново каждый раз, это очень классно.

— Вы сова или жаворонок?
— Сова.

— Есть ли у вас талисман?
— Да.

— Как вы снимаете стресс?
— Получаю сигналы из космоса.

— Какая мелодия стоит у вас на мобильнике?
— «Поющие птицы».

— Ваш психологический возраст?
— Лет 40. Именно так я себя ощущаю.

— Ваш любимый афоризм по жизни?
— На каждый конкретный случай надо выдергивать фразу, а если привыкнешь к одной фразе, будешь её рабом. А рабом быть неохота.

У вас сын. А дочку планируете? Говорят, что отцы очень нежны именно к дочерям.
Да, я понимаю. Для родителей это самая гармоничная семья, но понимаете, вот бывают такие семьи… Ну, им одного ребенка явно достаточно, а на двоих не хватит времени. Пусть у меня будет один, но зато яркий.

Что вы хотите вложить в своего ребенка?
Вот ничего не надо вкладывать специально! Все незаметно, все типа «а давай почитаем»...

У меня есть глубокое убеждение, что именно литература в первую очередь влияет на интеллект детей.

Актеры говорят, что когда они смотрят старые свои работы или же предыдущие, думают: «Ой, так всё нелепо, здесь надо было по-другому сыграть». А у вас есть такое по отношению к своим старым альбомам?
Да, конечно. Это очень позитивные чувства, и они в частности заставляют нас писать новые альбомы, потому что старые уже переделать невозможно. Зато опыт надо использовать в следующих , это позитив, это классно!

Певец Александр Васильев, вы сейчас концертируете активно. Новый альбом не планируете?
Одно другому не мешает. Над следующим альбомом мы уже вовсю работаем. Несколько новых песни для него сделали. Сейчас альбом вышел, и можно прекратить репетиции и заниматься киномонтажом, сменить поле деятельности.

Мы рады, что творческий процесс у нас никогда не прекращается.

То есть сигнал из космоса поступает всегда?
Ага!

А бывает так, что сигналы вхолостую проходят мимо вас? То есть они поступают, но вам некогда сесть и написать что-то?
Нет, такого не бывает, если сигнал пришел — всё, песня обязательно появится.

А если однажды утром проснетесь, а сигнала нет. И на следующее утро нет. И через год нет. Будете как-то стимулировать его получение?
Сигнал специально не вызовешь, это не телефонный звонок. Прекратил поступать — значит, судьба такая.

Александр Васильев женат, с будущей женой Александрой познакомился в 1986 году, будучи студентом. До официальной свадьбы в 1999 году они были знакомы двенадцать лет. 12 октября 2006 года у пары родился сын Леонид. Своими самыми близкими людьми называет также сестру Наталью и давнего друга Бориса Борисовича Гребенщикова.

Неужели у вас достанет сил смириться с потерей возможности писать новые песни?
Думаю, да. Потому что уже есть 200 песен. Их можно играть в разной последовательности и просто по-разному. Мы, кстати, никогда не играем одно и то же, как пластинку. Каждый наш концерт — это что-то новое.

А что ещё вам приносит удовольствие или так же хорошо получается, как песни?
Сама жизнь!

Утром проснулся — уже доволен. Завтрак приготовил, съел — вообще счастлив неимоверно.

Автомобильные поездки — в кайф, за рулем — вообще замечательно . В студии — хорошо. На концертах — хорошо. Иногда дорога тяжело дается, особенно если самолетом, но это часть жизни, и от этого никуда не деться.

Алекса́ндр Гео́ргиевич Васи́льев (15 июля 1969, Ленинград) - российский музыкант, поэт, композитор, автор и исполнитель песен, лидер группы «Сплин».

Биография

"28 сентября в 17.30 в преддверии нового концертного сезона пресс-центр SPB.AIF.RU посетил лидер российской рок-группы «Сплин» Александр Васильев, который ра...

Прадед Яков родился в селе Беклемишево Читинской области (ныне Забайкальский край), сын Якова - дед Александра, Владимир, также родился в этом селе, был раскулачен и расстрелян в 1938 г. в районе Черновских Копей (Читинская область). В Беклемишево прадед построил дом, в котором, по слухам, в данное время размещается детский сад. Реабилитирован в 1958 г. Отец Александра родился в Черновских Копях (куда семья переехала во время раскулачивания)2012.

Первые пять лет детства провёл в городе Фритаун (Сьерра-Леоне), где отец (инженер по профессии) работал на строительстве порта, а мать преподавала русский язык и литературу в школе при советском посольстве.

В 1974 году всех советских граждан эвакуировали из страны обратно в СССР. Семья Васильевых переезжает в литовский город Зарасай, а в 1976 году возвращается в Ленинград.

С детства Саша интересуется музыкой, в нём зарождается желание писать. В 1980 году сестра подарила Васильеву бобину, где на одной стороне была «Машина времени », а на другой - группа «Воскресение ». В возрасте 12 лет он попадает на первый в жизни концерт - Машину времени , который его очень впечатляет - он решает полностью отдать себя рок-музыке. В седьмом классе круглый отличник Васильев забрасывает учёбу, так как в его жизнь приходит гитара2012.

В 1986 году Александр поступает в Ленинградский Институт Авиационного Приборостроения, где знакомится со своей будущей женой Александрой и Александром Морозовым (Моррисом). Появляется группа «Митра», в которой в числе других участвовал Олег Куваев (будущий создатель Масяни). В 1988 году году группа пытается вступить в ленинградский рок-клуб, но не проходит отбор, (группу не пускает не кто-нибудь, а Анатолий Гуницкий из группы Аквариум).

Александр уходит на два года в армию, где пишет песни, которые впоследствии войдут в альбом Пыльная Быль. В 1990 году Александр возвращается из армии и Олег Куваев устраивает его монтировщиком в театр Комедии2012.

В 1992 году Александр поступает на экономический факультет Театрального института. Вскоре он устраивается на работу в театр «Буфф», где звукорежиссёром работал Александр Морозов. Морозов (Моррис) знакомит Васильева с Николаем Ростовским, и они начинают работу над первым альбомом. В мае 1994 года года альбом был готов.

27 мая, в день 291-летия Санкт-Петербурга, состоялась вечеринка, посвящённая окончанию записи первого альбома, на которой музыканты познакомились со Стасом Березовским. Этот день является официальным днём рождения группы «Сплин»2012.

В 2004 году выходит первый сольный альбом Александра «Черновики».

12 сентября 2006 года в семье Васильевых произошло знаменательное событие - родился сын Леонид. Этому посвящена песня «Сын» из альбома «Раздвоение личности».

Личность

Семья: жена Александра, сын Леонид.

Известно, что Васильев предпочитает слушать музыку дома2012. Одной из его любимых групп является «Radiohead », одну из песен которой, «Karma Police», Александр любит слушать на полной громкости и подпевать вокалисту. Любимая иностранная рок-н-ролльная команда - «

Из биографии: Александр Георгиевич Васильев (род. 15 июля 1969, Ленинград) - солист группы «Сплин». Первые пять лет детства провёл в городе Фритаун (Сьерра-Леоне, Западная Африка), где отец (инженер по профессии) работал на строительстве порта, а мать преподавала русский язык и литературу в школе при Советском п... Читать полностью


В преддверии выхода нового альбома «Сплина» «Сигнал из космоса» лидер команды Александр Васильев рассуждает о новой работе, сыне, чужих концертах, киношных планах и абсурдистких фестивалях.

О новом альбоме «Сигнал из космоса» вы говорите, что в нем «раздвоенная личность объединилась обратно». С чем связаны эти перемены в настроении? С тем, что «Раздвоение личности» выполнило терапевтическую функцию и источники депрессии оказались устранены?

Однажды от некоего человека я услышал одну историю. Он шел по лесу и скушал четвертинку мухомора. Как он рассказывал, «дальше я пошел по лесу вдвоем». Я поинтересовался, что он и его «спутник» при этом испытывал? Человек ответил: «Да все было прекрасно, мы шли, разговаривали, обсуждали какие-то вещи, радовались хорошей погоде, лесу». Я спросил - а что потом? Он сказал: «Мы соединились обратно, и я один пошел домой». Собственно, оттуда я и взял название для своего предыдущего альбома, потому что за всей этой историей обнаружилась абсолютно радостная подоплека. Почему-то люди ищут в раздвоении личности психиатрическое заболевание. А я считаю, что вся эта история круче, чем сказка, чем Льюис Кэрролл, потому что даже он до такого не додумался.

В «Сигнале из космоса» 18 песен, в «Раздвоении личности» было 17… Вы ставите целью непременно включить в альбом все то новое, что было написано на данный момент?

Нет, тот материал, который написан, я выстраиваю в альбом, вот и все. В принципе, с любым материалом это допустимо. Особенно если песня хорошо записана, звучит в правильном темпе, подобрана адекватная тональность и выдержано настроение. В итоге из этого можно составить альбомы, причем - самые разные. Например, я уже знаю из опыта, что многое зависит от первой песни - так уж устроено восприятие людей. И в этот раз мы такой жесткач поставили на первое место! Любители легких песен просто убегут в панике.

Некоторые песни, готовящиеся для пластинки «Сигнал из космоса», входили в Интернет-бутлег в каком-то совершенно непотребном качестве.

А что, люди развлекаются - молодцы! Это напоминает то, как дети записывают в тетрадочку тексты любимых песен. Просто теперь это уже вышло в виртуальное пространство на уровень компиляции альбомов. Наши дети таким образом развлекаются, и не надо им мешать.

А, например, Константин Кинчев как-то предупредил: ни в коем случае не выкладывайте новые песни, записанные с концертов на диктофон, это будет вредить вашему же восприятию, когда услышите их уже на альбоме.

Константин Кинчев делает большую музыку. Ему это свойственно, он без этого не может. Это его стиль, его жизнь. А я без этого как раз могу.

- Слушает ли ваш трехлетний сын ваши произведения?

Нет, мы его совершенно не приобщаем к творчеству «Сплина» специально, но, естественно, он слушает все репетиции на кухне, запоминает еще не дописанные песни.

- Пытались ли вы его вытаскивать на какие-нибудь концерты?

Один-единственный раз он был у нас на саундчеке. И то для него, естественно, это было громко, так что он там недолго пробыл. Но я его и на сцену к микрофону вытаскивал, детям же прикольно поговорить. А как мы заиграли - Сашка (жена - Прим. ред. ) его сразу увела.

- Сами на чужих концертах бываете?

Да, в основном - на фестивалях (смеется) . Пока ждешь своей очереди, столько групп послушаешь, что на десять концертов вперед хватит! А так, ты знаешь, мы настолько, по большому счету, зажрались, что когда Ник Кейв приезжает в Питер, и нам звонят организаторы с приглашением, то начинаешь говорить, что ты и так на нем был два раза. Лучше я дома с семьей побуду.

- Почему вы расстались со своим менеджментом?

А мы радостно встретились снова! Тут хрен вообще с кем расстанешься. Судьба вновь свела.

- То есть все вернулось на круги своя?

Все же всегда возвращается в новом качестве. По спирали. Хочу сказать, что все настолько развивается своим чередом, что я в ход событий если и вмешиваюсь, то совсем незначительно. И плевать на меня хотели со своими вмешательствами! (смеется) .

- Для готовящегося трибьюта «Машине времени» вы исполнили песню «Это было так давно».

Да, она у наc получилась супер, crazy song! Вообще, это одна из лучших песен «Машины», очень необычна по структуре, трехчастная. Правда, третья часть повторяет первую, но это неважно. Естественно, мы ее максимально упростили, потому что понимали, что на трибьюте еще будут группы, кроме нас, и лезть туда с шестиминутным произведением - это наглость. Мы ее сократили до четырех минут. В общем, сделали максимально динамично.

- Вы ее сильно переделали по настроению и подаче?

Нет. Аранжировку - да, переделали. И самое главное, что у «Машины» громкая вторая часть начиналась исподволь, с каких-то незначительных наигрываний - и вдруг это вырастает в отрывок, где все так фигачат! А мы стали фигачить сразу, без всяких интерлюдий, чтобы не тратить попусту время других групп на этом альбоме.

Вы принимали участие в калмыкском благотворительном фестивале «Океан сострадания» с буддистской подоплекой…

Видите ли, стоит где-нибудь в одном интервью брякнуть, что ты интересуешься восточными религиями и оккультными науками, как тебя сразу везут к президенту Калмыкии, сажают в 600-й мерседес - и ты оказываешься в таком диком миксе буддизма с «Единой Россией», что Салтыков-Щедрин и Гоголь просто пили бы сок из всего этого! Нереальный географический, политический, социальный, религиозный абсурдизм. Это коктейль, в котором есть буквально все, и мы еще сверху, мама мия! Но это интересное время, потому что действительно такие искажения пространства играют роль кривого зеркала. У меня есть приятель-художник (не буду называть его фамилию), который любит внедряться в разные чуждые для него сферы, потому что чувствует себя космическим кораблем. Например, он может подружиться с бригадой грузчиков в супермаркете, а может пойти и на похороны вора в законе. При этом он везде выглядит своим - так, что его даже никто не заподозрит. Для меня фестиваль в Калмыкии оказался примерно тем же самым.

Вы играли на питерском концерте в пользу бездомных. Какими судьбами вы туда попали, и принесла ли эта акция какие-то конкретные плоды?

Плоды она принесла большие - и слава Богу! Автобусы они там какие-то прикупили. Все это пошло от Гребенщикова, а ему хрен откажешь. Под это дело нам всем действительно пришлось ехать в ночлежку. Там я стал свидетелем очередного абсурдистского акта, в ходе которого Гребенщиков общался на нарах с бомжами, сидящими на тех же нарах в нательном белье. А БГ с бородой, в жилетке, с перстнями, серьгами, амулетами, проездом из Индии в Китай и обратно. Я просто взял телефон, отошел в сторону и снимал эту сцену. Такого клипа нет ни у кого и нигде. Причем, это не постановка - не надо ни бюджета, ни денег, ни съемочной группы.

- Вы не собираетесь давать этому ролику ход?

Думаю, Гребенщиков не будет против. Он же сам за этим же явно туда пошел (смеется) .

- Ваши песни звучали в спектакле «Ленинградка», посвященном блокаде Ленинграда. Как они туда попали?

Я очень благодарен за это постановщикам. Мне позвонили тихие скромные люди и объяснили, что у них есть детский театр на Фонтанке, где они ставят спектакль о блокадном Ленинграде, и хотят поставить в финал мою песню «Лепесток». Спектакль очень сложный, при этом он отхватил в Москве премию «Золотая маска». К сожалению, я спектакля так и не увидел. Так получалось, что, когда он шел, я все время был в отъезде. Но зато мне так это нравится, что я его не видел… Благодаря этому спектакль для меня просто суперидеальный.

- А почему выбор пал на песню «Лепесток», они не объясняли?

Наверное, из-за строчки «Никто не хочет войны». Да и написана песня на основе детского произведения Валентина Катаева. Для детей - самое оно.

- В свое время на меня произвело довольно большое впечатление ваше участие в фильме «Живой».

А я хочу побыстрее забыть об этом…

- Почему?

Я не могу ничего утверждать, поскольку целиком фильм не видел. Но одно то, что это трейлер на Первом канале… Хороший фильм-то?

Мне понравился. Особенно зацепил эпизод с вашим участием, где рушится граница между мирами, и ваш герой видит во время концерта призрака.

Ну да, я из-за этого и согласился на участие. Меня покорило то, что мне предлагают сыграть не супермена, бизнесмена или бандита, а музыканта, который видит души мертвых. Однако после выхода этого фильма поднялась такая шумиха, что я сразу попытался отстраниться от всего этого. Но если сработало, я счастлив и рад.

- А больше никакие авантюры не ввязывались?

Не то что бы у меня с кино не сложилось, просто не надо туда специально лезть. У меня нет задачи делать карьеру актера. Мне очень хочется снять фильм самому.

- Желание снять фильм у вас на уровне мечтаний или есть уже какие-то конкретные наметки?

Есть замыслы. Мы даже как-то сидели в этом самом ресторанчике с крутыми российскими киношниками и обсуждали совместные планы. Думаю, снять фильм более чем реально. Уверен, что мне дадут деньги, даже если я не покажу сценарий.

- Тем не менее, наброски сценария у вас уже есть?

Я просто очень люблю «Монти Пайтон». Единственное, что я хочу снимать - это кинокомедии. Я не хочу делать проблемное кино, у меня другой склад ума. Даже если у меня в жизни происходят какие-то неприятности, я все равно стараюсь смотреть на ситуацию с юмором. Но «Монти Пайтон» же попробуй переплюнь! А снимать что-то ниже не хочется. Это все равно, что переплюнуть в поэзии Пушкина или Шекспира. Поэтому я пока как-то хожу кругами: да, они гении, но у меня есть своя ниша. Я знаю, что в русской рок-музыке я реально могу забабахать такое, что все присядут. У меня есть в этом уверенность. А насчет кино у меня такой уверенности нет.

- Александр Пушной написал песню, пародирующую вас и группу «Корни». Как относитесь к таким выпадам?

Когда этот человек еще только появился, мне дали ссылку, я послушал, и мне не понравилось. А потом, когда мне сказали, что он что-то сделал про меня, я отнесся к этому скептически. Если бы он сделал действительно что-то смешное и остроумное, я бы сам это перепевал на концертах.

Вы достаточно ярко поучаствовали в песне группы «Алиса» «Rock’n’roll». Как это было и как вы вообще относитесь к Константину Кинчеву и «Алисе»?

Я очень люблю «Алису» за альбом «Энергия». Там непрерывно в тексте и музыке происходит какая-то магия, закадровые голоса кидают какие-то фразочки - и тут же это сменяется песнями. Альбом пролетает на одном дыхании. Наверное, «Энергия» находится в тройке лучших альбомов русского рока. Не могу сказать ничего подобного о дальнейших альбомах «Алисы». Группу как обрубило. В «Энергии» у Кинчева были и чувство юмора, и самоирония, и артистизм, и клоунада, а потом такая серьезка началась. Я слушаю эту серьезку - и мне становится страшно. Осуждать я это ни в коем случае не могу. Просто не мое - и все. Хотя потом у Кинчева был гениальный период после смерти Башлачева, когда его это очень сильно потрясло. На каком-то этапе Кинчев попытался продолжить эту башлачевскую линию. Неожиданно он начал писать «а ля рюсс», под Башлачева, у него пошел какой-то фолк. Но, надо отдать Кинчеву должное, это был не вторичный фолк, он нашел что-то свое. У него были какие-то баллады в 600 куплетов, сильнейшие тексты. А потом бац - и опять обрубило. Но за те два периода Косте просто респект. Что касается песни «Rock’n’roll», то Кинчев показал мне текст и предложил спеть какие-то строчки. Я ему ответил, что эти строчки я в жизни петь не буду (смеется) . Но он меня знает, да и я его знаю, поэтому он меня спросил: «А какие ты хочешь?». Я показал, а Кинчев сказал мне, что он их уже кому-то отдал. Тогда я ответил: «Вот пусть он тебе их и споет!». В общем, я ему спел те, которые выбрал сам, он мне перезвонил и сообщил, что оставляет мой вариант.

- Недавно Кинчев спродюсировал трибьют Рикошету «Выход Дракона». Вы там не участвовали...

Тут уж я отказал. Хотя Рикошету светлая память… Гад он полный, я его обожаю (смеется) . А то, что мне Костя прислал для трибьюта Рикошету - это не мое. Когда-то они вместе записали песню «Мой город». Супервещь! Никакого пафоса, ничего! А тут прислал что-то такое, «бум-бум-бум», что мне там делать? Не мое это.

- Это какая конкретно песня была?

Сейчас я даже вспомнить не могу. Представляете? Обычно какие-то фразы помню, а тут прошло незаметно.

- Какие у вас остались воспоминания о Рикошете?

Он был таким уверенным в себе чуваком! «Вот это хорошо, это плохо, это попса, это рок». Такой пацан, конкретный. Ну и, в принципе, Костян такой же чувак. Его сформировала определенная московская среда. А у меня привычка ржать над всем.

- Но вы же общались с Рикошетом?

Никогда мы в жизни не общались! Я его видел единственный раз и наехал: «Ты чего, гад такой, так плохо свел «сплиновскую» «Любовь идет по проводам»?» Он: «Да нет, не плохо, хорошо я свел». А я продолжаю: «Там голоса нет, гитар не слышно, чего ты вообще насводил?» Рикошет в ответ: «Зато мы на первое место вашу песню в своем сборнике «Новая волна питерского рока» поставили!» Царствие ему Небесное!

Детство и юность

Александр Васильев родился в Ленинграде 15 июля 1969 года. Вскоре после рождения малыша семья оказалась в Западной Африке, в городе Фритаун республики Сьерра-Леоне, где отец Александра работал инженером на строительстве порта. Мать будущего музыканта устроилась учительницей в школу при посольстве СССР и преподавала там русский язык и литературу. В Африке Васильев провел первые пять лет жизни.

В 1974 году семейство Васильевых вместе с другими советскими гражданами эвакуировали из Сьерра-Леоне обратно в Советский Союз. Семья Александра на пару лет осела в городе Зарасай на северо-востоке Литвы, а затем вернулась в Ленинград.

Александр с юных лет увлекался музыкой, а с рок-музыкой впервые столкнулся в 1980 году, когда получил от сестры в подарок бобину с записями. На одной ее стороне были записаны песни группы , а на другой - . Через год мальчик впервые в жизни попал на концерт последней. Атмосфера и звучащая вживую рок-музыка произвели на Александра такое впечатление, что он решает посвятить року всю свою дальнейшую жизнь.


В 1986 году Васильев поступил в институт авиационного приборостроения в Ленинграде. В интервью певец признавался, что поступал только из-за здания Чесменского дворца, в котором это учебное заведение находилось. Музыканту нравились готические интерьеры дворца - коридоры, переходы, кабинеты-кельи. Впечатления от учебы в этом здании певец вложил в песню «Лабиринт».

Там Васильев познакомился со своим тезкой Александром Морозовым и с будущей супругой, тоже Александрой. Втроем молодые люди организовали рок-группу, которую назвали «Митра». Четвертым участником коллектива оказался Олег Куваев, который в будущем стал создателем популярного анимационного сериала «Масяня». Васильев писал для группы песни, а у Морозова было музыкальное оборудование - бас-гитара, микрофон и магнитофон «Рекорд».

Музыка

В 1988 году молодой коллектив «Митра» попытался вступить в рок-клуб, но их туда не пустили. Во время отбора группу «срезал» один из основателей Анатолий Гуницкий. После распада коллектива певец на два года ушел в армию, где служил в стройбате. В армии Александр продолжил писать песни, позже эти композиции вошли в первый альбом группы - «Пыльная быль».


После возвращения из армии Александр поступил в ЛГИТМиК на экономический факультет, а через некоторое время продолжил погружаться в театральную среду, устроившись работать монтировщиком в театр «Буфф». На тот момент здесь уже работал его университетский друг и бывший член группы «Митра» Александр Морозов. Тот познакомил Васильева с клавишником, молодые люди снова собрали группу и начали работать над альбомом.

Через два года первый альбом под названием «Пыльная быль» был готов. Молодые музыканты устроили по этому поводу вечеринку, во время которой свели знакомство со Стасом Березовским, присоединившимся к группе в качестве гитариста. В 2004 году, через десять лет после выхода первого альбома «Сплина», Васильев выпустил свой сольник, который назвал «Черновики».

Песня «Маяк»

Успех пришел к Александру Васильеву и группе «Сплин» задолго до этого - весной 1998 года после выпуска «Гранатового альбома». Тогда еще молодая петербургская группа, которая до этого выступала преимущественно в клубах, стала собирать стадионы. «Сплин» стала широко известна в рок-среде и за ее пределами, как группа . Когда в Москву приехала с концертом знаменитая британская , они выбрали «Сплин» для выступления на разогреве.

Несмотря на растущую популярность, в 2004 году стали расползаться слухи о том, что «Сплин» распадается. Александр Васильев тем летом выступал на рок-фестивалях без группы, с одним только флейтистом, и этот факт подстегивал слухи еще больше. Сам Васильев утверждал, что домыслы о распаде коллектива ни на чем не основаны.

Песня «Линяя жизни»

С 2005 по 2007 годы группа работала над альбомом «Раздвоение личности». Работа время от времени прерывалась гастролями, Александр Васильев с группой давал концерты в США. Состав менялся, «Сплин» покинул гитарист Стас Березовский, фанаты снова заговорили о распаде, но группа не раскололась и продолжила свое существование во главе с бессменным лидером.

На 2018 год «Сплин» успела выпустить пятнадцать студийных альбомов, два сборника и девять синглов.

Личная жизнь

Лидер группы «Сплин» был женат два раза. В 2006 году у Васильева родился сын от первой жены Александры, с которой певец познакомился еще в институте. Рождению первенца музыкант посвятил песню «Сын», которая вошла в альбом «Раздвоение личности».


Обстоятельства развода певца неизвестны, но через некоторое время Васильев женился во второй раз на женщине по имени Ольга, которая в 2014 году родила ему сына. Мальчика назвали Роман. Других детей у Александра Васильева нет. Тогда же певец переехал из городской квартиры в частный дом в Разливе. Васильев признавался, что это место напоминает ему о детстве и после переезда за город он будто «вновь родился».


Рост певца Александра Васильева составляет 176 см, а вес - 80 кг. По знаку Зодиака Александр - Рак.

Александр Васильев, помимо прочего, занимается живописью как художник-любитель. В 2008 году даже состоялась персональная выставка работ музыканта в галерее Елены Врубелевской в Москве. Александр также интересуется спортом и посвятил этому своему увлечению песни «Гандбол» и «Матч».

Песня «Романс»

Певец любит посидеть в свободное время в Интернете. Александр признавался также, что совсем не умеет готовить, но любит экзотическую кухню и часто бывает в ресторанах.

В 2006 году Васильев исполнил камео в мистической драме «Живой». Группа «Сплин» сыграла три композиции для саундтрека к этому фильму и за одну из них - «Романс» - была номинирована на премию MTV Russia Movie Awards.

Александр Васильев сейчас

Весной 2018 года вышла очередная пластинка группы - «Встречная полоса». В альбом вошли одиннадцать треков. Группа продолжает активно записываться, и лидер «Сплина» уже сообщил на «Нашем радио» в программе «За сценой» о том, что новая, пока безымянная пластинка должна выйти в 2019-2020 годах.


В феврале 2018 года группа «Сплин» появилась на телеканале НТВ в передаче «Квартирник у Маргулиса», а за пару месяцев до этого в программе «Вечерний Ургант» исполнила новую песню «Тепло родного дома», которая в числе прочих вошла в альбом «Встречная полоса». Еще несколькими месяцами ранее группа дала концерт в Зеленом театре, город Москва, а в октябре 2017 года «Сплин» ездила на гастроли в Великобританию и давала концерты в Лондоне и Дублине.

У Александра Васильева нет личного «Инстаграм»-аккаунта, но официальная страница есть у группы «Сплин».

Дискография

  • 1994 - «Пыльная быль»
  • 1996 - «Коллекционер оружия»
  • 1997 - «Фонарь под глазом»
  • 1998 - «Гранатовый альбом»
  • 1999 - «Альтависта»
  • 2001 - «25-й кадр»
  • 2003 - «Новые люди»
  • 2004 - «Реверсивная хроника событий»
  • 2007 - «Раздвоение личности»
  • 2009 - «Сигнал из космоса»
  • 2012 - «Обман зрения»
  • 2014 - «Резонанс. Часть 1»
  • 2014 - «Резонанс. Часть 2»
  • 2016 - «Ключ к шифру»
  • 2018 - «Встречная полоса»