Биография виктора астафьева и его творчества. Виктор Петрович Астафьев (Viktor Petrovich Astafev)

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек . В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир », возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь -рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями , символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Виктор Петрович Астафьев был советским писателем. Он родился в 1924 году в Краснодарском крае. Виктор родился четвертым из детей в своей семье. Отца Виктора посадили в тюрьму, когда Витя был еще совсем ребенком. Как-то раз, когда его мама ехала к мужу, лодка, на которой она была, перевернулась. Она погибла, утонув. Виктор был на тот момент семилетним ребенком. Когда отца освободили из-под заключения, он попал в больницу. О Викторе некому было позаботиться. Мальчик скитался по улицам. Вскоре он попал в детский дом. После окончания школы он дежурил на станции «Енисей» и составлял поезда. Одна из основных тем его творчества - деревенская. Самое первое произведение Астафьева было написано им в школе. Это было сочинение. Потом автор переписал его и оформил как рассказ.

В 1942 году Виктор Астафьев отправился на фронт. Вторая основная тема его произведения - военная. Автор в своих рассказах показывает взгляд на военные действия солдата, рабочего. Книжные образы Астафьева отчасти автобиографичные.

Виктор Петрович получил военную подготовку. В 1943 году весной его отправили в армию. Во время войны Астафьев был связистом и шофером. Виктор Петрович поучил в итоге сильное ранение.

В 1945 году Астафьев поехал на Уральские горы. Он сменил много работ от слесаря до учителя. Тогда же Виктор женился. А в 1951 году Астафьева взял на работу в «Чусовском рабочем». Там он напечатал свой рассказ. Публиковал Виктор рассказы в разных жанрах. В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Также писатель был в Перми, потом в Вологде и Красноярске.

Автор в своих произведениях часто изображает печальные стороны жизни. Он пишет о голодных годах, о подростках с их жестокостью, о маргиналах, о насилии. Астафьев написал много рассказов для детей. Произведения Виктора Петровича были очень популярны в России. А также их перевели на разные языки. Темы, которые затрагивал автор остаются популярны и по сей день.

Астафьев умер в 2001 году.

3, 4. 5, 6, 8 класс для детей

Биография Астафьева о главном

В далеком мае 1924 года в Красноярском крае, как его называют сейчас, родился малец. Имя дали ему Виктор, что значит «победитель». Произошло это в селе с поэтическим названием Овсянка.

Когда Витя не достиг возраста семи лет, то в его семье случилось страшное: арестовали отца.

Мать Астафьева была верной спутницей жизни и таком тяжелом положении мужа не бросила. Она по возможности ездила к нему и отправляла посылки.

В период жизни, когда Виктора нужно было собирать в первый класс матушка умерла. И остался мальчик один на всем белом свете.

Но мальчику повезло в том, что его, сироту, пригрели дедушка с бабушкой. Он был для них, можно сказать, свет в окошке. Они по мере сил и возможностей старались создать внуку для проживания комфортные условия. Они делали все, чтобы мальчонка не чувствовал себя ущербным. И это самое время Виктор вспоминает с теплотой и светлой грустью. Он даже написал об этом в собственной автобиографии.

Когда отец по закону отсидел, что говорится от звонка до звонка – вышел по чистой, то стал устраивать свою личную жизнь. В новой его семье Вите места не нашлось, он бродяжничал и потом в конце концов оказался в детском доме.

Годы военного лихолетья едва ли кого не зацепили. Так и Виктор добровольцем пошел защищать Родину. В Новосибирске его научили военному делу. Стоит сказать, что Астафьев прошел войну в звании рядового, но это не помешало получить Виктору высокие правительственные военные награды. Например, медаль «За отвагу» и орден «Красной звезды».

Война закончилась. Можно сказать, что свой гражданский долг Астафьев родине отдал. Теперь можно подумать об устройстве личной жизни. Сказано – сделано. Виктор женится на Марии Корякиной. Жить молодые стали в городе Чусовая, что недалеко от Перми.

Мирная послевоенная жизнь закрутила в своем вихре так, что пришлось пробовать себя в разных профессиях. Астафьев и учительствовал, и слесарил, и был кладовщиком, и работником мясокомбината. Но пока одна профессия сменяла другую, Виктор неизменно оставался верен литературе. Он много читал, входил в литературный кружок, даже пробовал делать литературные зарисовки. Он даже не смел мечтать, что когда-нибудь станет писателем.

И вот в пятидесятые годы двадцатого века опубликован его первый рассказ в местной газете. Виктор сразу перешел работать в городскую газету и трудился на этом месте на протяжении пяти лет.

Работа в газете позволила Астафьеву шлифовать свой литературный дар. Он писал и очерки, и фельетоны, и рассказы….

И вот 1953 год – увидела свет книга рассказов Виктора.

Спустя пять лет, произошло замечательное событие, которое полностью перевернуло жизнь Астафьева – он отныне член Союза писателей. Чтобы соответствовать новому статусу, Астафьев спустя год поступает на Высшие литературные курсы. Учеба продолжается всего три года, но как много она дает для литературного творчества Виктора, для его развития, как писателя, для его совершенствования.

Главными темами произведений Астафьева являются тема деревни и тема войны. Также автор пишет и для детей. Все мы со школьной скамьи знаем «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро».

Один из романов Виктора получил премию Российской Федерации в области литературы и искусства.

Вершина творчества Виктора Астафьева – это сборник рассказов «последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография.

В 2001 году в ноябре сердце Астафьева перестало биться. Прах сибирского писателя захоронен в родной деревеньке.

3, 4. 5, 6, 8 класс

Интересные факты и даты из жизни

Герой Социалистического Труда (1989)
Кавалер ордена Ленина (1989)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
Кавалер ордена Дружбы народов (1981, к юбилею Союза писателей СССР)
Кавалер ордена Отечественной войны I степени (1985)
Кавалер ордена Дружбы - К 70-летию со дня рождения.
Кавалер ордена Красной Звезды
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Награжден медалью «За отвагу» (1943)
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за повесть «Царь-рыба»)
Лауреат Государственной премии СССР (1991, за роман «Зрячий посох»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975, за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон» и «Пастух и пастушка»)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995, за роман «Прокляты и убиты»)
Лауреат Государственная премия Российской Федерации (2003, посмертно)
Лауреат Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997)
Лауреат премии «Триумф»

«Пожалуйста, не топчитесь на наших могилах и как можно реже беспокойте нас. Если читателям и почитателям захочется устраивать поминки, не пейте много вина и не говорите громких речей, а лучше молитесь. И не надо что-либо переименовывать, прежде всего - мое родное село... Желаю всем вам лучшей доли, ради этого жил, работал и страдал. Храни вас всех Господь!» Из завещания Виктора Астафьева.

Он был третьим ребёнком в семье, две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения Виктора его отец Петр Астафьев попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время одной из поездок мамы Астафьева Лидии Потылициной к Петру Павловичу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Петр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправился в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Петр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице, и несколько месяцев жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - писал впоследствии Виктор Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский у Виктора любовь к литературе и развил ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное Астафьевым в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, Астафьев зарабатывал себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, - писал спустя годы Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет, Виктор уехал в Красноярск, и поступил в железнодорожную школу ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали» - рассказывал впоследствии писатель. После окончания школы ФЗО в 1942 году Виктор проработал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушел добровольцем в армию.

В 1942-1943 годах он обучался в пехотном училище в Новосибирске, после чего воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский фронт. Фронтовая биография солдата Астафьева была отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Несколько раз он был тяжело ранен, а в 1943 году познакомился на фронте со своей будущей женой медсестрой Марией Корякиной. Они были очень разные: он любил деревню Овсянку под Красноярском, где родился и провел самые счастливые годы, а она - нет. Он был необычайно талантлив, а она писала из чувства самоутверждения. Он обожал дочь, она – сына. Виктор Петрович мог выпить и любил женщин, она ревновала его и к людям, и даже к книгам. У него были две внебрачные дочери, которых он скрывал, а она всегда страстно мечтала только о том, чтобы он был предан семье. Он несколько раз уходил из семьи, но всегда возвращался. Эти такие разные люди не смогли расстаться и прожили вместе 57 лет, до самой смерти Виктора Петровича. Она всегда была для него и секретарь, и машинистка, и домохозяйка. Когда Мария Корякина написала автобиографическую повесть «Знаки жизни», Астафьев просил не публиковать ее. Мария Семеновна не послушалась. А он написал «Веселого солдата», о тех же самых событиях.

Осенью 1945 года Виктор Астафьев демобилизовался из армии и вместе со своей женой приехал на ее родину в город Чусовой на западном Урале. Жилось им тяжело, особенно после того, как домой вернулась сестра Марии Семеновны с мужем. Оба супруга по-разному рассказывали о жизни в Чусовой. Мария Корякина: «Марея приехала! Слава Богу, жива-здорова! И Витя вот с нею, тоже солдат. Теперь дома. В тесноте, да не в обиде. Со временем что-нибудь придумаем, разместимся, всем места хватит». Виктор Астафьев писал: «Теща, когда-то полная телом и сильная характером, умевшая править многолюдной семьей, вдруг залебезила перед капитаном с Калерией.. Кровать наша железная….. скоро оказалась за печкой. Там темно и жарко. Я после контузии плохо переношу жару, вижу кошмарные сны. Но самое главное – я лишился самой большой отрады из всей моей пестрой жизни – возможности читать».

Из-за состояния здоровья Виктор не мог вернуться к работе по своей специальности и, чтобы кормить семью, работал в разное время слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, и даже вахтером мясокомбината. В марте 1947 года у него родилась дочка, но в начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, - время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. О смерти первой дочери Лиды Мария Корякина рассказывала: «Витя однажды приносил в больницу самодельные конфеты, купленные на базаре, и когда их опустишь в молоко, то оно делалось либо голубым, либо розовым – в зависимости от цвета тех конфет. С них и началась эта жестокая диспепсия у девочки – в больнице их запретили их давать». Виктор Астафьев писал: «Ранней осенью мы потеряли нашу девочку. Да и мудрено было ее не потерять в нашей халупе. Зимою жена застудила груди, и мы кормили девочку коровьим молоком, добавляя в него по случаю купленный сахар. Голодом уморили ребенка в больнице».

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей.

В 1951 году, попав на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии названный Астафьевым «Сибиряк». С 1951-го но 1955-й годы Астафьев работал литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий, а Мария Семеновна, проработав какое-то время на предприятиях города, пришла работать на местное радио радиожурналистом. В 1953 году в Перми вышла первая книжка рассказов Виктора Астафьева, названная «До будущей весны», а в 1955 году была опубликована вторая книга под названием «Огоньки». Это были рассказы для детей.

В 1955-1957-х годах Астафьев написал роман «Тают снега», и издал еще две книги для детей: «Васюткино озеро» в 1956 году и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» в 1957 году. Также он печатал очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Охотничьи были» и «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев стал специальным корреспондентом Пермского областного радио, а в 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». Вскоре Виктор Астафьев был принят в Союз писателей РСФСР, и в 1959 году был направлен на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Максима Горького. Он два года учился в Москве, и конец 1950-х годов был отмечен расцветом лирической прозы Астафьева - им были написаны повести «Перевал» в 1959 году и «Стародуб» в 1960 году, а повесть «Звездопад», написанная им на одном дыхании всего за несколько дней в 1960 году, принесла ему широкую известность.

В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. 1960-е годы были чрезвычайно плодотворны для писателя. Им была написана повесть «Кража» и новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня» в 1960 году, «Гуси в полынье» в 1961 году, «Запах сена» в 1963 году, «Деревья растут для всех» в 1964 году, «Дядя Филипп - судовой механик» в 1965 году, «Монах в новых штанах» в 1966 году, «Осенние грусти и радости» в 1966 году, «Ночь темная-темная» в 1967 году, «Последний поклон» в 1967 году, «Где-то гремит война» в 1967 году, «Фотография, на которой меня нет» и «Бабушкин праздник» в 1968 году. Повесть «Последний поклон» была опубликована в Перми отдельной книгой в 1968 году. В вологодский период жизни Астафьевым были также созданы пьесы «Черемуха» и «Прости меня».

В Перми Мария Корякина начала писать, также – как и ее муж. Она говорила: «Я старалась и стараюсь возвыситься до его ко мне отношения. Мне хотелось быть такой умной, сказать что-то очень нужное, самое-самое», он же смешливо оценивал ее творчество – «…Время есть, так пусть пишет свои книги». Первый рассказ Корякиной «Трудное счастье» был опубликован 10 октября 1965 года в пермской газете «Звезда». Затем в 1968 году вышла в свет повесть «Ночное дежурство». В 1978 году Мария Астафьева-Корякина была принята в Союз писателей СССР, и публиковала свои произведения в журналах «Смена», «Москва» и «Советская женщина». Она написала шестнадцать книг, в числе которых были книга «Анфиса», написанная в 1974 году, «Сколько лет, сколько зим», написанная в 1981 году, «Пешком с войны», написанная в 1982 году, «Шум далёких поездов», написанная в 1984 году, «Липа вековая», написанная в 1987 году, «Надежда горькая, как дым», написанная в 1989 году, «Знаки жизни», написанная в 1994 году, «Земная память и печаль», написанная в 1996 году и другие произведения. В основном её книги состояли из воспоминаний. Мария Корякина говорила: «Не услышат люди меня: все больше дичают. Осталось у Бога просить, чтобы повезло больше нашим детям и внукам, чтобы счастливы и спокойны они были». При этом Мария Семеновна была главным помощником Виктора Астафьева, его душой, секретарем и нянькой.

В 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» - «любимое свое детище», но этому замыслу было суждено осуществиться лишь спустя 15 лет. Астафьев написал это произведение за три дня, «совершенно обалделый и счастливый», им был создан «черновик в сто двадцать страниц», а затем писатель лишь шлифовал текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник» в 1971 году. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив вычеркнутые цензурой фрагменты. В 1975 году за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража» и «Пастух и пастушка» Виктору Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени Максима Горького. В 1960-е годы Астафьевым были написаны рассказы «Старая лошадь», «О чем ты плачешь, ель», «Руки жены», «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Индия», «Митяй с землечерпалки», «Яшка-лось», «Синие сумерки», «Бери да помни», «Ясным ли днем», «Русский алмаз» и «Без последнего».

К 1965 году начал складываться цикл затесей - лирических миниатюр Астафьева, его раздумий о жизни и заметок для себя. Они печатались в центральных и периферийных журналах, а в 1972 году «Затеси» вышли отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» - «Деревенское приключение». «Песнопевица», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Тура», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого…», «Кладбище», «И прахом своим», «Домский собор», «Видение», «Ягодка» и «Вздох». К жанру затесей писатель постоянно обращался в своем творчестве.

В 1972 году Астафьев написал свое «радостное детище» - «Оду русскому огороду». С 1973 года в печати начали публиковаться рассказы Астафьева, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах «Царь-рыба»: «Бойе», «Капля», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», «Летит черное перо», «Уха на Боганиде», «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах» и «Нет мне ответа». Но публикация глав в журнале «Наш современник» шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу, никогда больше не возвращался к повести, не восстанавливал ее и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, Астафьев, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы «Норильцы», опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием «Не хватает сердца». Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. А в 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» Виктор Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 1970-е годы писатель обратился к теме своего детства - им были написаны новые главы к «Последнему поклону». Им были опубликованы «Пир после победы», «Бурундук на кресте», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Сорока», «Приворотное зелье», «Гори, гори ясно» и «Соевые конфеты». Повесть о детстве в двух книгах вышла в 1978 году в издательстве «Современник». А с 1978-го по 1982-й год Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», изданной в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину в Красноярск, где начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его детства - им были написаны роман «Печальный детектив» в 1985 году и такие рассказы, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Вимба», «Светопреставление», «Слепой рыбак», «Ловля пескарей в Грузии», «Тельняшка с Тихого океана», «Голубое поле под голубыми небесами», «Улыбка волчицы», «Мною рожденный», «Людочка» и «Разговор со старым ружьем».

17 августа 1987 года скоропостижно скончалась дочь Астафьевых Ирина. Она была похоронена на кладбище в Овсянке, после чего Виктор Петрович и Мария Семеновна забрали к себе маленьких внуков Витю и Полю. Жизнь на родине всколыхнула воспоминания писателя и подарила его читателям новые рассказы о детстве - «Предчувствие ледохода», «Заберега», «Стряпухина радость», «Пеструха», «Легенда о стеклянной кринке», «Кончина», и в 1989 году «Последний поклон» вышел в трех книгах в издательстве «Молодая гвардия». В 1992 году появились еще две главы - «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья».

«Животворящий свет детства» потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда. На родине Астафьевым была создана и его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты»: первая часть «Чертова яма» и вторая часть «Плацдарм», отняли у писателя немало сил и здоровья, вызвав после публикации бурную читательскую полемику.

В 1989 году Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР, в 1993 году подписал «Письмо 42-х», а в 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» ему была присуждена Российская независимая премия «Триумф».

В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» Астафьев был удостоен Государственной премии России, с сентября 1994-го по январь 1995 года писатель работал над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах написал «военную» повесть «Обертон». В 1997 году он завершил повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году. Веселый солдат - это был он, израненный молодой солдат Астафьев, вернувшийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни. В 1997-1998 годах в Красноярске было опубликовано издание собрания сочинений Виктора Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора. В 1997 году писателю была присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он был удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года Виктору Астафьеву была присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

2001-й год Виктор Астафьев провел в Красноярских больницах. Сказалось его ранение на войне и возраст. С апреля 2001 года Виктор Астафьев перенес два инсульта, но сильнее всего на здоровье писателя отразилась реакция Красноярского Краевого Совета Депутатов на ходатайство его друзей о выделении средств на лечение писателя заграницей. Рассмотрение, казалось бы, простого вопроса, превратилось в судилище над писателем. Депутаты обвинили Астафьева в фальшивом отображении истории страны, предательстве, заигрывании с Западом и российском шовинизме. Денег на лечение писателя выделено не было, и в местной больнице врачи были вынуждены выписать Астафьева умирать домой. Свои последние дни писатель провел в Овсянке, где скончался 29 ноября 2001 года.

Виктор Астафьев был похоронен у себя на родине в Овсянке.

После похорон мужа Мария Семеновна перенесла несколько инфарктов и тяжелую операцию. Она передала личные вещи мужа в музей «Жизнь и творчество семьи Астафьевых» в Красноярске, где был полностью воссоздан рабочий кабинет Виктора Астафьева. В нем можно было увидеть, как кабинет выглядел при жизни Астафьева - огромный письменный стол, фотографии, книги, картины, медвежья шкура, кинопленки с фильмами на его сценарии. Мария Семеновна разобрала архивы: все ценные материалы были отправлены в рукописный отдел Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, в Российский Центральный архив имени Горького в Москве, в Пермский архивный центр, где был создан фонд Астафьевых. Мария Семеновна Астафьева-Корякина умерла 17 ноября 2011 года и была похоронена рядом с мужем и дочерью. В Овсянке был установлен памятник Виктору и Марии Астафьевым.

О Викторе Астафьеве был снят документальный фильм.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Материалы сайта www.astafiev.ru
В.П.Астафьев «Последний поклон»
Материалы сайта www.nash-sovremennik.ru
М.С. Астафьева-Корякина «Знаки жизни»

Интервью с Виктором Астафьевым: «Душа хотела быть звездой»

Виктор Астафьев. Из письма жене. 1967 год: «Как жить? Как работать? Эти вопросы и без того не оставляют меня ни на минуту, а тут последние проблески света затыкают грязной лапой…Настроение ужасно. Мне хочется завыть и удариться башкой о стену. Будь же проклято время, в которое нам довелось жить и работать!.. Нас ждет великое банкротство, и мы бессильны ему противостоять. Даже единственную возможность – талант – и то нам не дают реализовать, употребить на пользу людям. Нас засупонивают все туже и туже… Руки опускаются. И жаль, что это ремесло невозможно бросить».

К моменту нашей встречи Астафьеву исполнилось семьдесят семь лет. И я разговаривал с человеком, который не просто прожил целую эпоху, а сумел еще и осмыслить прожитое. Редко кто берется за такую тягостную и неблагодарную работу.

Виктор Петрович, однажды Вы сказали: «Главное, чтобы душа была в мире с людьми и с самим собой, а дело было у каждого такое, чтобы забирало целиком». Но у Вас, не очень-то получалось жить со всеми в мире…

У меня с умными людьми всегда складывались добрые отношения, потому что умею их слушать. Я у Твардовского был пятнадцать минут и больше его слушал, чем сам говорил. Во все уши слушал. Хотя мое время для встречи с ним было очень ограничено. Может, те пятнадцать минут я и отрабатываю теперь всю жизнь. Кто знает… Вообще, на встречи с умными людьми мне везет. И думаю, что их - порядочных и культурных - надо искать и открывать. А открывши, успевать больше слушать и перенимать. Радоваться, что даром отдают… Нужно научиться не упускать счастливых минут драгоценного и редкого общения с ними. Сейчас в провинции, в нашей Сибири, по-настоящему образованным, культурным людям живется очень трудно… Я знаю таких, им - очень тяжело. Они находятся в изоляции. Они - сами с собой. Обществом не востребованы.

У вас была возможность остаться в Москве, но вы всю жизнь прожили в провинции. Тем не менее, другим писателям советовали пожить в столице, «называя это необходимым благом»…

Москва дала возможность прикоснуться к сокровищам культуры, но жить там постоянно… Нет! А провинция мне помогла остаться самим собой. Остался ли бы я таким в Москве, при моей мягкотелости, – не уверен.

- Вы, сумевший столько пережить и добиться всего в одиночку, так легко говорите об этом …

Ну а чего уж тут скрывать…Тем более, знаю, о чем говорю: два года я учился в Москве на Высших литературных курсах. Да, были очень заманчивые предложения. Например, рабочая должность секретаря Союза писателей. Для этого я должен был написать хвалебную статью на роман одного нашего классика, родом, кстати, из Сибири. Вот… Я ему сказал: «Книга уж больно толстая, мне не осилить ее со своим одним “гляделом”. (У меня с войны фактически один зрячий глаз остался.) А он говорит: «А ты не читай. Ты ее мельком по диагонали пробеги, лишь бы потом «красных» с «белыми» не спутать». «Нет, - говорю, не буду - ни читать, ни писать». - «Ты подумай, ведь квартиру хорошую тебе дадим. Должность приличная. Да и Москва, все-таки!». Подумал! Предлагали стать заведующим отделом прозы в журналах: «Смена», «Октябрь», «Дружба народов»… Но это же самая пьющая должность! Каждый приходит и, чтоб как-то увеличить шанс напечататься, притаскивает поллитру. Я бы давно спился из-за своей безотказности. Как это произошло с большинством наших провинциалов, которые давно уже лежат по окраинам Москвы на кладбищах. Это Шукшин похоронен на Ваганьковском, да еще несколько человек с периферии! Все остальные - на погостах, заросших крапивой. Там бы и я, наверное, лежал.

После провинции Москва как бы давала возможность похлебать сладкую жизнь ложкой … Редко кто упускал такой шанс…

Я сам себя стал по-настоящему осознавать только в зрелом возрасте. Поэтому раньше, в Москве, запутал бы свою жизнь полностью и наверняка потерял бы семью. А так худо-бедно, но мне ее удалось сохранить. Пятьдесят пять лет, как мы живем с моей Марьей Семеновной. Подумать дико, сколько мы уже вместе! И она у меня, и друг, и помощник, и хозяйка хорошая, настоящий домашний эконом. Этим я могу похвалиться! Вообще, мне всю жизнь казалось, что на всем белом свете командую только одним человеком: своей бабой. И вдруг, в пятьдесят лет, понял, что глубоко заблуждался, - это она руководила мной, а не я ею…

- Виктор Петрович, какую роль в Вашем становлении сыграла природная закваска?

У меня мама очень умной была. Папа, хоть и был всяким, но тоже личностью был. Это - одно. Второе - я очень рано начал читать. И Бог наградил хорошей памятью. Видимо не зря. Я читал и размышлял. Ведь можно много читать, читать, читать… И как солому: жевать, жевать, жевать… И все, как у коровы, – через кишечник и дальше. А можно и через голову. Вот у меня что-то в ней застревало. И я теперь понимаю, что с раннего детства во мне здорово «застревало» еще и чувство благодарности. Так сложилось, что рос я сиротой, и каждый доставшийся мне «кусочек» редкой радости запоминался. Во мне до сих пор осталась острая потребность отзываться на добро. Думаю, что неблагодарность – самый тяжкий грех перед Богом. И могу сказать, что большую часть своего писательского времени я потратил на помощь другим. Мне тоже помогали в начале моего творческого пути, и я помогал и помогаю другим. Навыпускал, как говорится, из-под своего крыла массу пишущих. Написал также уйму предисловий к «чужим» творениям. Иногда, сегодня признаюсь в этом, писал и предисловия к заведомо плохим книжкам.

- Так было трудно отказывать просящим?

А как откажешь?! Когда человек больной или так сложилась судьба… У нас-то жизнь тяжкая всегда была, и повод для Фото Олега Нехаева Дом в Овсянкесострадания все время находился… И не в силах я был иногда отказать. Пожалеешь пишущего… А потом мне говорят: что ты такое говно окрылил своим предисловием?! А ты знаешь, что у этого «говна» – душа золотая, да вот талантишка – маленький. Но семье его там, где-то в Рязани, жить не на что… Вот и помогал опять же из-за этих обстоятельств… Очень многим я дал и рекомендации для вступления в Союз писателей. И по этому поводу плевки в ответ тоже получил. За жизнь – четыре, может – пять.

В этот момент к Астафьеву зашел Сергей Ким, руководитель красноярской телекомпании. Единственный посетитель за этот день. По крайней мере, с утра до позднего вечера. И он помог добавить штришок к портрету писателя. Когда Ким уйдет, Виктор Петрович скажет:

Серёжа молодец. Поддерживает. Подбадривает. Он-то быстро понял, что мне особо-то и обратиться за подмогой не к кому... Поэтому, когда надумаю в Овсянке пёрышком поскрябать, я ему звоню, чтобы меня туда отвёз на своей машине... Выручает. Я попытаюсь в этот момент уйти вслед за Кимом. А Астафьев увидит у меня фотографии староверов из таежной глухомани и начнет с интересом их рассматривать. А, затем, и подробно расспрашивать об их жизни. Тогда я еще не знал, что он сам из этого же роду-племени. Чтобы не терять драгоценного времени на мой монолог я ему оставлю свой очерк о «раскольниках» и вновь включу диктофон. Он начнет рассказывать и тут же прервется и скажет с хитринкой в глазах:

А я тебе тоже сейчас скажу, так же как ты мне: о моих встречах с президентами можешь прочитать в моем очерке. Я тоже об этом написал. Зачем нам тратить время… Думаешь, у меня его много? Вот повесть еще хочу успеть написать. И вон, видишь, сколько еще ожидающих...

Только после этих слов я понял назначение огромной кипы новых книг и пакетов с рукописями, лежавших прямо на полу в углу палаты. Все они ждали предисловия или отзыва Астафьева. А мне вынужденно пришлось рассказывать о таежных похождениях, об охотниках, о моем пребывании в гостях у енисейского писателя Алексея Бондаренко, с которым был хорошо знаком Виктор Петрович... Спустя месяц я получу письмо от Романа Солнцева. Астафьев попросит его опубликовать мой очерк о староверах в ближайшем номере редактируемого им журнала. От такого продвижения без очереди я вежливо откажусь. Но память останется об этом неизгладимая. Только вот я сам до сих пор не могу помогать всем так, как помогал Астафьев. Для себя все это объясняю нехваткой времени, но, наверное, не хватает другого – широты душевной. Примечательно, что Астафьев, свою поддержку другим связывал со своей «безотказностью». Шутил: «Хорошо, что не родился женщиной, а то бы по рукам пошел…». Кое-кто такие его ссылки на «мягкотелость» принимал за чистую монету. Постыдное письмо против А.И.Солженицына в 1970 году подписали многие знаменитые литераторы. Астафьев (к тому времени он уже был членом правления Союза писателей) это «клеймление позором зарвавшегося отщепенца» не поддержал. Хотя прекрасно знал, что только послушное раболепие могло обеспечить безбедное существование. Астафьев отправил своим коллегам в Москву возмущенное послание: «…то, что я читал напечатанное в журнале, особенно «Матренин двор» - убедило меня в том, что Солженицын – дарование большое, редкостное, а его взашей вытолкали из членов Союза и намек дают, чтобы он вообще из «дома нашего» убирался. А мы сидим и трем в носу, делаем вид, будто и не понимаем вовсе, что это нас припугнуть хотят, ворчим по зауголкам, митингуем в домашнем кругу. Стыд-то какой!..» И тут Астафьев делает удивительное примечание по поводу этого послания. Нет его в архиве Союза писателей, сообщает он, сам проверял: может и правда, не получали, а может, и Всевышний беду тогда отвел. Спустя почти четверть века Солженицын, возвращаясь на Родину, заедет в Овсянку и крепко обнимет Астафьева. Одного из немногих, кто не предал истину. Сергей Залыгин (из письма Астафьеву 21.04.1984): «Не скоро еще будет понято, что значит Ваша жизнь и значение всего того, что сделано Вами в литературе. Тем более, что Вы и сами об этом значении не шибко думаете, ну просто консерватор какой-то, отсталый элемент. Несознательный!» Виктор Астафьев (из письма Владимиру Яковлевичу Лакшину) : «Я в святые не прошусь и знаю, что не достоин веры в Бога, а хотелось бы, но столько лжи и «святой» гадости написал, работая в газете, на соврадио, да и в первых «взрослых» опусах, что меня тоже будут жарить на раскаленной сковороде в аду. И поделом!»

Виктор Петрович, многие Вас называют совестью нации, а вы как бы признанием в своих грехах сами себя развенчиваете. Естественнее было бы услышать, как президенты, другие сильные мира сего искали с Вами встречи, домой к Вам в Овсянку приезжали. Ведь, из нынешних писателей никто, кроме Вас, таких визитов больше не удостаивался…

Ну, ездили, встречались. И Горбачев меня приглашал. И с Ельциным разговаривали. Обедали. Другие хорошие люди наведывались… Не так давно вот Драчевский (тогдашний полномочный представитель президента России по Сибирскому округу – О.Н.) в больницу приезжал – шороху здесь навели. Машины все вокруг поубирали. Людей своих повсюду понаставили. Всех больных позакрывали в палатах. А Драчевский интеллигентным таким, спокойным мужиком оказался… Познакомиться просто пришел. Поговорить.

Многие из политиков, приезжавших к Вам «беседовать», на самом деле, искали через Вас, через упоминание Вашего имени, поддержку в народе. А вы сами для себя находили что-то существенное в этих встречах?

Всегда интересно посмотреть, как чувствует себя человек при большой власти. У меня к этой поре уже была накоплена какая-то внутренняя культура, чтобы и не фиглярничать, и не низкопоклонничать. Да и умный человек никогда не заставит тебя унижаться. НИКОГДА. Если он умен. А насчет впечатлений могу сказать, что после таких «интеллектуалов» вождей, как безграмотный Хрущев и самовлюбленный Брежнев, Горбачев и Ельцин казались куда как развитыми людьми. Правда, после одной из таких встреч кое-кто из односельчан на меня обиду затаил. Это когда Ельцин в Овсянку приезжал. Принимали его хорошо. Блинами накормили. Побеседовали. Когда шли с президентом к Енисею - народ вокруг ликовал, рукоплескал ему. Проводил я его, возвращаюсь к теплу, в избу, слышу: мужики ропщут и мне претензии как бы высказывать начинают. Я был утомлен многолюдьем и с раздражением сказал этим храбрецам: «Что же вы, страдая холопским недугом, высказываете храбро все мне, а не только что отбывшему президенту? Из всех вас одна Кулачиха достойна уважения, она умеет бороться за себя!..» Кулачиха эта оттерла охрану плечом, да как была в куртке из обрезанного дождевика, так и ухватила под руку президента. Милиция и охрана в ужасе! А я слышу, как Кулачиха все твердит и твердит свое: «Пензия! Пензия! Пензия!» Еле ее оторвали от Ельцина. Ну трудящиеся, после того разговора со мной, жаловались потом, что, вместо того, чтобы «поговорить по-человечески», я их чуть ли не матом крыл. Ну и пусть! Что от них ждать? Годны что ли только орать в бане, в огороде иль за пьяным столом?.. О себе скажу так: жизнь свою прожил - никогда не заносился. Хотя чего только не предлагали мне, и чем только не окружали, и как только не обхаживали… Все равно остался самим собой. Считаю себя человеком самодостаточным.

Виктор Петрович, а Вам не кажется, что мы сейчас теряем последние остатки: и того родственного человекоощущения, о котором Вы рассказывали, и крепкой сибирской характерности…

Виктор Петрович, прошлый век оказался переломным для России. Деревня, на которой она держалась столетиями, была разрушена в историческое одночасье. В чем Вы видите главную причину этого?

Я думаю, что беда исходила от коллективизации. Даже не от гражданской войны. Хотя она тоже была для России чудовищным бедствием, а именно от коллективизации. Крестьян посрывали со своих мест, перекуролесили все… И одичала святая русская деревня. Озлобились люди, кусочниками сделались, так и не возвернувшись к духовному началу во всей жизни. Ну а главнейшая причина, конечно, в нас самих и в перевороте в октябре семнадцатого. Народ оказался надсаженным, поруганным, и найдутся ли в нем сегодня достаточные силы, физические и нравственные, чтоб подняться с колен, – я не знаю. Не осталось ведь ни царя в голове, ни Бога в душе. Народ духовно ослабел настолько, что даденной свободы и той не выдержал, испугался испытания самостоятельной жизнью. Для многих лучше снова под ружье, под надзор, но зато чтобы было «спокойно». Свободой пользоваться мы не научены еще. Века в кабале и сотни лет в крепостной зависимости. Вот и весь опыт. Многие сейчас ищут опору в вере. В церковь потянулись. Но, я об этом уже говорил, она нуждается в том, чтобы пыль с себя стряхнуть. Господь ведь не любил ни театров, ни торговли в храме. А сейчас ведь и приторговывают, и помпезности не чураются. Как обряжают патриарха и его свиту! Куда там нашим царям! А вокруг храмов – нищие, которым пожрать нечего. Но церковь по-прежнему призывает к милосердию, смирению и покорности… Мне священник говорит: «Раб Божий!» А я ему: «Ведь не Бог говорит: «Раб мой». А вы говорите, комиссары современные… Иисус, если бы был так смирен, разве его бы на кресте распяли, Сына-то Божьего…»

- Видятся ли вам сегодня какие-то подвижки к лучшему?

Сейчас такое положение, что я не рискую сказать что-либо. Вижу только, что все человечество деградирует. Ну а мы идем впереди всей планеты. Бедствуем мы. Бедствуем из-за почти поголовного полупрофессионализма и полуобразованности. Хоть и говорили нам все время, что мы самая читающая и самая образованная страна в мире, - неправда это. На уровне обычной школы мы еще держимся. А в остальном, в профессиональном образовании, мы полу, полу. Находимся на уровне полурабочих, полурестьян. Не будь у нас дач – с голоду бы подыхали. Мы, получается, из деревни ушли, а в город так и не пришли. О земле нужно думать. Не займемся ею по-настоящему в ближайшее время - совсем пропадем. Я всегда говорю: порох и железо жрать не будешь. Сначала нужно обеспечить всех хлебом, а потом и в космос можно лететь. И тут спорить не с чем. Ведь и литература - вещь хорошая. И молитва - тоже. Но они всегда были и будут после хлеба насущного.

- Виктор Петрович, что из написанного Вами будет читаться эдак лет через пятьдесят? Не задумывались об этом?

Едва ли из всей нашей литературы, быть может, кроме «Тихого Дона», что-то вообще может уйти в будущее. Едва ли… Могут произойти, конечно, вещи неожиданные. Ведь при жизни Гоголя написанное им очень слабо ценилось. А сейчас он открывается как величайший гений. До сих пор, кстати, плохо прочитанный. Вот когда мы сходимся с критиками, в частности с Курбатовым, с писателем Мишей Кураевым, то мы не можем наговориться о Гоголе. Мы бегаем друг к другу и зачитываем его цитаты. Гоголь, я думаю, уходит в будущее. Там по достоинству оценят его гениальность. Кстати, все, написанное Гоголем, уместилось в шесть томов. А вот место в литературе и культуре, занятое им, я считаю, – громадное. Если говорить о моих книгах, то, может быть, в лучшем случае некоторые вещи просто немножко переживут меня. Возможно, после смерти возникнет какое-то возбуждение вокруг моего имени, так же, как это произошло с Шукшиным. Ведь я встречался с ним и скажу, что при жизни его даже в родных Сростках срамили… Это у нас могут. Умеют любить только мертвых, как еще Пушкин говорил. К сожалению, и этим тоже славна русская нация. Талантливым Россия всегда была мачехой.

Биография и эпизоды жизни Виктора Астафьева. Когда родился и умер Виктор Астафьев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Виктора Астафьева:

родился 1 мая 1924, умер 29 ноября 2001

Эпитафия

«Сибирская осень чиста и невинна.
Суровую мощь Енисей распростер.
Поспела калина, пылает калина
В усадьбе Астафьева, словно костер!
А горечь калины уже сладковата.
Плоды от мороза сочнее еще.
Какая утрата! Какая утрата!
Невосполнимо пространство ее…»
Из романса на стихи Нины Гурьевой памяти Астафьева

Биография

Его девизом было «ни дня без строчки!» До самой смерти Астафьев был полон замыслов - на бумаге и в сердце. Биография Виктора Астафьева - это непростая история жизни талантливого и сильного человека, пережившего множество потерь. Но это не помешало ему стать по-настоящему народным писателем.

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (сейчас это Красноярский край), где сегодня работает целый мемориальный комплекс писателя. Дом бабушки Астафьева - часть этого комплекса, именно бабушка воспитывала мальчика после того, как его отца посадили, а мама утонула, отправляясь к мужу на свидание. Позже с новой семьей отца Виктор переехал в Игарку, но вскоре мачеха решила спихнуть с себя обузу в виде ребенка и Астафьеву пришлось бродяжничать. Литературный талант Астафьева первым заметил преподаватель школы-интерната, куда попал мальчик. После интерната Астафьев поступил в училище в Красноярске, а затем ушел на войну добровольцем, где был несколько раз тяжело ранен. Состояние здоровья Астафьева, увы, не позволяло ему получить квалифицированную работу, и он пытался кормить свою семью, как мог: работал грузчиком, плотником, даже мойщиком мясных туш.

Однажды в Чусовом Астафьев попал на занятие литературного кружка, это его так вдохновило, что он написал рассказ за одну ночь, а потом еще несколько лет проработал в газете «Чусовский рабочий». Уже в 1953 году вышла его первая книга с рассказами, затем последовали романы, книги для детей, очерки. В 1958 году его приняли в Союз писателей РСФСР - после выхода его романа «Тают снега». Оттуда же Астафьева отправили на литературные курсы в Москве, где он проучился два года. Этот период принес писателю большую известность, а его проза за это время достигла своего лирического расцвета. Дальше последовали долгие годы плодотворной работы Астафьева - многочисленные рассказы, пьесы, романы, повести, в которых писатель часто обращается к своему детству, к местам, в которых жил, воспоминаниям о войне, размышлениям о жизни и о стране. Читатели особенно любили Астафьева за его живой литературный язык и за его талант - так реалистично отображать русский быт. Когда в конце 90-х годов вышло собрание сочинение Астафьева - оно заняло 15 томов!

Смерть Астафьева наступила 29 ноября 2001 года. Причиной смерти Астафьева стал инсульт, который он перенес в апреле и после которого так и не смог оправиться. Похороны Астафьева прошли 1 декабря в Овсянке, на родине писателя. Могила Астафьева находится на Майской пашне - в трех километрах от Овсянки, там же, где похоронена его дочь Ирина.

Линия жизни

1 мая 1924 г. Дата рождения Виктора Петровича Астафьева.
1942 г. Уход Астафьева добровольцем на фронт.
1945 г. Демобилизация в звании рядового, отъезд на Урал, женитьба на Марии Корякиной.
1948 г. Рождение дочери Ирины.
1950 г. Рождение сына Андрея.
1951 г. Работа в газете «Чусовский рабочий», публикация первого рассказа.
1953 г. Выход первой книги Астафьева «До будущей весны».
1958 г. Принятие Астафьева в Союз писателей СССР.
1959-1961 гг. Учеба на Высших литературных курсах в Москве.
1962 г. Переезд в Пермь.
1969 г. Переезд в Вологду.
1980 г. Переезд в Красноярск.
1987 г. Смерть дочери Астафьева, Ирины.
1989-1991 гг. Народный депутат СССР.
1994 г. Присуждение Астафьеву независимой премии «Триумф».
1995 г. Присуждение Астафьеву Государственной премии России за роман «Прокляты и убиты».
29 ноября 2001 г. Дата смерти Астафьева.
1 декабря 2001 г. Похороны Астафьева.

Памятные места

1. Село Овсянка, где родился и где похоронен Астафьев.
2. Профессиональное училище № 19 в Красноярске им. Астафьева (бывшее ФЗО-1), где учился писатель.
3. Дом-музей Астафьева в Чусовом, где писатель жил и работал после войны.
4. Литературный институт им. М. Горького, где Астафьев учился на Высших литературных курсах.
5. Дом Астафьева в Перми, где он жил в 1960-х годах и где сегодня установлена мемориальная доска писателю.
6. Мемориальный комплекс Астафьева в селе Овсянка, в который входят музей Астафьева, дом бабушки писателя Екатерины Потылициной и часовня.

Эпизоды жизни

Первая дочь супругов Астафьевых умерла еще малышкой. Это были тяжелые времена, сразу после войны, все голодали, продовольственных карточек не хватало. Дочке просто было нечего есть, а у мамы пропало молоко. Позже родилась дочь Ирина, которую Астафьеву, увы, тоже пришлось потерять, когда у нее у самой уже было двое детей, - Ирина скончалась от сердечного приступа. Внуков Астафьевы забрали к себе и воспитывали как родных детей.

Своему однополчанину Ивану Гергелю Астафьев писал после перенесенного инсульта, что иногда испытывает настоящее отчаяние. «Если б водился дома пистолет, оборвал бы все эти мучения, ведь жить-то не могу», - сетовал Астафьев. Больше всего он переживал, что не может писать - пробовал надиктовывать на диктофон, но получался словно чужой текст.

Завет

«Пусть имя моё живёт до тех пор, пока труды мои будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал».


Документальный фильм с Виктором Астафьевым «Всему свой час»

Соболезнования

«Его кончины можно было ожидать, и все-таки она неожиданна. Смутно верилось: может быть, он удержится и на этот раз, и на этом, уже смертном, рубеже. Но, видно, есть предел и астафьевскому жизнелюбию и упорству. Это был настоящий солдат - битый, стреляный, неунывающий, веселый и печальный, сердечно добрый и по-настоящему злой, порой грубый. Все в нем было. Он цеплял читателя, что называется, за живое. Не все его принимали, и это естественно, - он был ни на кого не похож в нашей прекрасной литературе о былой страшной войне. Ведь, кроме общей, война у каждого была еще и своя».
Константин Ваншенкин, поэт

«Ушел в вечность Виктор Петрович Астафьев, оставив за спиной такую короткую и такую долгую жизнь. Жизнь тяжкую до мученичества. И радостную до самозабвения. Жизнь, полную ароматов трав и цветов, прекрасной музыки, поэзии и творчества. И он смог своим уходом нравственно превзойти всех нас - красноярцев, не сумевших защитить, уберечь больное сердце писателя от грязи злоречивых СМИ, от душевной помраченности депутатов. И прости нас, Господи, и упокой душу усопшего раба твоего Виктора в селениях праведных, даруй ему Царствие небесное и вечный покой, он много потрудился на этой земле. А для нас, оставшихся здесь, эта утрата - невосполнимая…»
Геннадий Фаст, настоятель Успенского храма города Енисейска

Российский, советский писатель, прозаик. драматург, эссеист. Внес огромный вклад в отечественную литературу. Крупнейший писатель в жанре "деревенской" и военной прозы. Ветеран Великой Отечественной Войны.

Биография

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Отец писателя Петр Павлович Астафьев через несколько лет после рождения сына попал в тюрьму за "вредительство", а когда мальчику было 7 лет его мать утонула в результате несчастного случая. Виктор воспитывался бабушкой. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз и с новой семьей уехал в Игарку, однако ожидаемых больших денег не заработал, напротив попал в больницу. Мачеха, отношения с которой у Виктора были напряженные, выгнала мальчика на улицу. В 1937 г. Виктор попал в детдом.

Окончив школу-интернат Виктор уехал в Красноярск, где поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Окончив учебу, он работал составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском, пока в 1942 г. не пошел добровольцем на фронт.Всю войну Астафьев прослужил в звании рядового, с 1943 года на передовой, получил тяжелое ранение, был контужен. В 1945 г. В. П. Астафьев демобилизовался из армии и вместе со своей женой (Марией Семеновной Корякиной) приехал на ее родину - город Чусовой на западном Урале. У супругов было трое детей: дочери Лидия (1947, ум. в младенчестве) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (1950). В это время Астафьев работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В 1951 г. в газете "Чусовской рабочий" опубликован первый рассказ писателя и с 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - «До будущей весны», а в 1958 г. роман «Тают снега». В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1959-1961 годах писатель учился на Высших литературных курсах в Москве.С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах «Царь-рыба». Рассказы подвергаются жёсткой цензуре, некоторые не выходят вообще, но в 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск, в село Овсянка, где и прожил всю оставшуюся жизнь.Перестройку писатель воспринял без восторга, хотя в 1993 г. был одним из литераторов, подписавших знаменитое "Письмо 42-х". Однако, несмотря на многочисленные попытки втянуть Астафьева в политику, в целом писатель остался в стороне от политических дебатов. Вместо этого писатель активно участвует в культурной жизни России. Астафьев член правления СП СССР, секретарь правления СП РСФСР (с 1985) и СП СССР (с августа 1991), член Русского ПЕН-центра, вице-президент ассоциации писателей "Европейский форум" (с 1991), председатель комиссии по лит. наследию С.Баруздина (1991), зам. председателя - член бюро президиума Междунар. Литфонда. Был членом редколлегии журнала "Наш современник" (до 1990), член редколлегий журналов "Новый мир" (с 1996 - обществ. совета), "Континент", “День и ночь”, “Школьная роман-газета” (с 1995), тихоокеанского альманаха "Рубеж", редколлегии, затем (с 1993) редсовета "ЛО". Академик Академии творчества. Народный депутат СССР от СП СССР (1989-91), член Президентского совета РФ, Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (с 1996), президиума комиссии по Гос. премиям при Президенте РФ (с 1997).

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка Красноярского края.

Интересные факты из жизни

В 1994 г. создан "Некоммерческий фонд им. Астафьева". В 2004 году фондом учреждена Всероссийская литературная премия им. В. П. Астафьева.

В 2000 г. Астафьев прекратил работу над романом "Прокляты и убиты", две книги которого были написаны еще в 1992–1994 годах.

29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области.

В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

Астафьевым изобретена новая литературная форма: "затеси", - своеобразные короткие рассказы. Название связано с тем, что писатель начал их писать во время строительства дома.