Что входит в культуру общества. Взаимодействие культуры и экономики

Реферат

На Тему:

Общественная культура

И

Партийные системы

1. Культура в общественной системе.

Культура как объект социального познан

2. Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры.

1. Политические партии и партийные системы.

2. природа партий и их типология.

Партия как разновидность политических сил

Отличительные признаки партии

Причины возникновения партий и их природа

Типология партий.

Фукции партий.

3. Партийные системы.

Критерии типологии партийных систем.

Типология партий и партийных систем по количественному критерию.

Типология партий и партийных систем по качественному критерию.

4. Партийная система в России.

Особенности партийной системы: природа и функции.

Тенденции развития партийной системы России.

Литература

Культура в общественной системе

Культура как объект социального познания.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстаёт как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм – весьма широко распространённое явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покорённым народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «или советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в её собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в её целостности. Вывод о том, что не одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельностью людей.

Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определённых понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определённому отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».


Для социолога, культура общества - это система ценностей, представлений о жизни и образцов поведения, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

Культура - система регулирующих механизмов, во многом управляющих человеческим поведением. Муравьи, птицы и другие общественные насекомые и животные обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу, строить жилище и т.п. Они обладают и некоторыми социальными навыками - у них есть иерархия, разделение функций при коллективных действиях и т.п. Но принято считать, что культуры у них нет, культура - это чисто человеческий образ жизни! Потому что, человеческое поведение менее обусловлено генетически, у человека есть некоторые врожденные рефлексы, но во всем остальном значительную роль играет именно приобретенная культура.

Культура формируется длительное время и в основном стихийно, усваивается бессознательно. Но культуре и обучаются, ее воспроизводят и передают. Присвоение культуры - основа процесса социализации. Формирование личности и есть результат усвоения ценностей, норм, верований, правил, законов, символов и т.п.

Составные части культуры

Н.Смелзер выделяет четыре основные части культуры:

Понятия. Они содержатся главным образом в языке. В одной культуре может быть всего 300 понятий, в другой же – 300000 понятий. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.

Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но так же выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности. Например, в одной культуре понимают, что Земля вращается вокруг Солнца, в другой - наоборот.

Ценности. Это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.

Нормы. Это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Где есть нормы, там всегда есть и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.

В целом, можно выразиться так: культура содержит образцы, помогающие решить что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (как это связано), как относиться к тому, что есть и может быть (ценности), как это делать (нормы).

Как формируются эти базисные элементы культуры? На основе представлений об устройстве мира и месте человека в нем (изначально это представление дает религия, потом наука) формируются ценности. Ценности - разделяемые большинством людей представления о том, что должно почитаться, уважаться, о целях, к которым нужно стремиться. Ценности - то, что не подвергается сомнению. Это не писанные предписания, но о них практически все люди данной культуры знают. Правда, не все люди ими руководствуются. Поэтому социологи говорят, что ценности - это то, что относится к социуму, а у человека - ценностные ориентации, то есть то, что ориентирует лично его на то или иное поведение, что определяет его личный выбор в критических ситуациях. Далее складываются социокультурные нормы.

Социокультурные нормы - требования к деятельности и отношениям индивидов, групп. Они складываются исторически и всегда выражают какую-то общественную необходимость, обусловлены объективными условиями. В социокультурных нормах более, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Культурные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы. Как они складываются?

Привычка - психологическая склонность человека повторять одни и те же действия в аналогичных ситуациях. Сначала они формируются у отдельных людей, потом перенимаются группами людей и становятся коллективными привычками.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Потом обычаи, уже как массовые образцы действий передаются из поколения в поколение, то есть превращаются в традиции. К нарушителям обычаев уже применяют санкции.

Нравы - это обычаи, приобретающие моральное значение. Близкое к нравам понятие мораль - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде добра или зла, справедливости и т.п. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. Для верующего безнравственно не ходить в церковь, но для неверующего это не так. То есть, в разных субкультурах понятия о нравственном могут и различаться.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Эта разновидность социокультурных норм требует уже безусловного подчинения.

Разнообразие культурных форм

Традиционно считали, что есть высокая культура (изящная, классика...) для элиты, народная (сказки, фольклер, мифы...) для остальных. С появлением СМИ (газет, радио, и особенно телевидения) появилась массовая культура. Она не связана с региональными, этническими, религиозными и др. особенностями. Ее продукция стандартна, рассчитана на массового “среднего” потребителя, поэтому и “среднего” качества. Есть основания полагать, что ее влияние на человека уже сравнимо с влиянием семьи на ребенка и что ее влияние на детей скорее негативно.

Субкультура

Это система ценностей, норм, представлений, характерная для определенных социальных групп, отличающихся от общепринятых. Формируется она под влиянием различных факторов - этнических, религиозных, места жительства и т.п. и сильно влияет на личность членов группы. Есть субкультуры молодежи и пожилых, мужчин и женщин, богатых и бедных, православных и мусульман, русских и евреев и т.д. и т.п.

Контркультура - разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей, общепринятой (например, у криминальной молодежи).

Поскольку даже в одном в обществе различные социальные группы имеют различные условия жизнедеятельности, в обществе всегда имеется множество субкультур.

Культурные универсалии

Это универсальные черты, свойственные всем культурам. Дж. Мердок выделил более 70 таких культурных универсалий: танцы, спорт, приготовление пищи, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, украшения, образование, совместный труд, законы, личное имя, музыка, траур, празднества, язык, гадание, ухаживания, учение о душе, шутки, обращения с беременными, приветствия, этикет и т.п.

Отношение к чужим культурам

Можно выделить два полярно различающихся вида отношения к другим культурам - культурный этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиции изначального превосходства собственной. Почему миссионеры, стремятся обратить варваров в свою веру? Потому что полагают, что их собственная культура выше, лучше, правильнее и пр.

Однако важно понимать, что какими бы красивыми словами не оправдывался этноцентризм, в его основе всегда одно - ксенофобия (страх, неприязнь к чужим взглядам и обычаям). На самом деле не бывает культур лучших или худших, правильных или не правильных - они просто разные! Особенности каждой культуры определяются особенностями ее формирования - природно-географическими, религиозными, экономическими, традициями и пр.

Культурный релятивизм - утверждает, что чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.

Не торопитесь осуждать или критиковать чужую культуру! Сначала постарайтесь понять ее. Вас никто не заставит любить другую культуру, но уважайте ее самобытность, и находясь в чужой культуре ведите себя так, чтобы не нарушать ее ценности, правила. А если чужая культура, защищаясь, нанесет урон вам, то поймите, что “виновата” не она...

Этот тип отношения к чужой культуре более способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

Каждая культура формирует у людей чувства принадлежности к «своей» группе, укрепляет солидарность, но может быть причиной конфликтов с другими группами.

Культурная статика и динамика

Культурная статика - элементы и комплексы, описывающие культуру в покое. Элемент культуры - неделимая единица поведенческого образца или материального продукта. Культурный комплекс - совокупность элементов, функционально связанных между собой.

Элементы культуры: Культурные комплексы:

Галстук ношение галстука

Мяч игра в футбол

Езда по правой стороне дороги, правила дорожного движения

Поцелуй, как форма приветствия светский прием

Материальная и нематериальная культура

Элементы культуры бывают материальные и нематериальные. Совокупность первых создает материальную культуру (физические объекты, созданные людьми - книги, храмы, украшения, оружие и пр.) Физические предметы, созданные людьми и имеющие определенное символическое значение, выполняющие определенную функцию и представляющие известную ценность для группы или общества называют артефактами.

Совокупность нематериальных культурных единиц и комплексов - образует нематериальную или духовную культуру (ценности, законы, ритуалы, символы, знания, язык и пр.) Их нельзя потрогать, увидеть, услышать, но они существуют в нашем сознании, поддерживаются нашим общением, являются неотъемлемой частью культуры. Это тоже артефакты, созданные разумом и чувствами. Попробуй нарушить эти элементы культуры - и тут же ощутишь на себе их мощь!

Культурная динамика - описывает культуру в движении. Это механизмы, процессы, описывающие трансформацию культуры. Здесь первокирпичики: открытия и изобретения. Изобретение - новая комбинация известных элементов и комплексов. Открытие - получение принципиально новых знаний о мире. Ранее неизвестное в соединении со старым порождает новые элементы и комплексы.

Язык

Всегда занимает важное место в культуре. Есть вербальный и невербальный язык. Все элементы культуры могут быть выражены в языке.

Язык - это система коммуникации, осуществляемая посредством звуков, символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явления социальное, им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, общения. Язык организует опыт людей. Коммуникация возможна, только если есть однозначно понимаемые значения. Язык способен сплачивать и разобщать людей.

Культура национальная, профессиональная, организационная

Различают культуру национальную, особенности которой всегда уходят корнями в исторически сложившиеся условия жизни людей (естественно-географические, экономические и политические). Она проявляется в таких особенностях, как соотношение духовных и материальных ценностей, значение религии, отношение к другим культурам, уважение к женщине, уважение к возрасту и старшинству, критерии успеха в обществе и т.п.

Общие особенности культур выделил голландский социолог Ховстеде и обратил внимание, что национальные культуры весьма различаются по признакам:

Властная дистанция (в США и Голландии не большая, а в России и Франции - большая),

- “коллективизм- индивидуализм” (в Западных культурах ближе к индивидуализму, в России - к коллективизму)

- “уровень ценностей” в Голландии мал, в России - очень велик (мы всегда склонны к великим идеям, масштабным планам и пр.)

Тревожность о будущем (в США мала, у нас велика: мы всегда хотим определенности, детальности будущего, склонны верить тем, кто “краше” нарисует близкое будущее, больше наобещает...)

Организационная культура - оригинальная смесь ценностей, традиций, форм поведения, и т.п., присущих какой-либо организации, учреждению, предприятию. Она тоже обычно имеет свою историю - сколько лет существует эта организация, какова ее “материнская” кампания, кто стоял у ее истоков, какие идеи и ценности доминируют сейчас и пр. На оргкультуру всегда влияет национальная культура.

Культура профессиональная - особенности ценностей, норм поведения и пр, разделяемые людьми одной профессии, во многом определяется полученным профессиональным образованием, содержанием работы, ее ролью в обществе. Менее зависит от национальной культуры, способствует взаимопониманию представителей разных национальностей, но одной профессии.

Культурный конфликт

Можно выделить по крайней мере 3 вида конфликтов, связанных с развитием культуры:

Аномия (Э.Дюркгейм) нарушение единства культуры, в связи с отсутствием (или потерей) ясно сформулированных социальных норм. В состоянии аномии может находиться общество в целом или отдельные социальные группы (например, во время революций, когда быстро и резко меняются привычные представления, нормы, отношения и теряется привычное понимание всеми “что такое хорошо и что такое плохо”). В состояние аномии попадает и каждый из нас, если попадает в незнакомую или малознакомую культурную среду (в чужую страну, в другой коллектив или семью).

Культурное запаздывание (Огборн), когда перемены в материальной культуре опережают перемены в ее духовной составляющей, что всегда чревато социальными проблемами.

Чуждое влияние (при вторжении одной культуры в другую). Каждая культура защищается посредством своих носителей и всеми доступными для нее средствами.



Введение

1. Определение понятия «культура»

2. Взаимодействие культуры и общества

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Мы – люди - живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.

1. Определение понятия «культура»

Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин «cultura» ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, т.е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей, так немецкий философ Ф.Ницше, провозгласил тезис о том, что человек по своей природе - существо антикультурное, а сама культура - это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

В XIX и первой половине XX вв. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Поэтому вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т.д. Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений, современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Эту мысль можно пояснить на примере. Скажем, дерево, растущее в лесу, остается частью природы. Но если оно выращено (или пересажено) человеком в парке, саду, лесополосе и т.д. - это уже объект культуры, «вторая природа», созданная человеком для каких-либо своих человеческих целей: укрепить почву, создать зону отдыха, получить плоды, украсить ландшафт и т.д. Существует также бесчисленное количество изделий из дерева, которые с древнейших времен создает человек, - все они, безусловно, творения человека, т.е. предметы культуры. Таким образом, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Если проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно выделить следующие составляющие: культура - это:

Опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;

Это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;

Это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд);

И наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.

Таким образом, культура - это групповой опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством языка.

Культура как понятие представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие культуры

Основными элементами культуры (рис.2) являются:


Рисунок 2 – Структурные элементы культуры

Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные).

Нормы социальные - стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке.

Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Знания - представления о свойствах природы и общества и закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе, или социальной группе.

Навыки - практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в данном обществе (группе).

Символы - Знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной. К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.

Артефакты - совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.

Механизмом трансляции культуры , передачи ее норм и ценностей из поколения в поколение, является язык . В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах (рис.3):

Рисунок 3 – Формы культуры

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Границы между ними весьма проницаемы и условны.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, нормы которой заметно отличаются от господствующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей, называется субкультурой, а субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры - контркультура . Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. «Монолитность» культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть признак стагнации развития и предпосылка умирания культуры и общества. Напомним, что согласно концепции Р.Мертона, поддерживаемой большинством социологов, девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе. Отдельные девиации могут формировать контркультуы. Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей.

Одним из основных свойств культуры является ее системность . Системность культуры состоит в том, что каждый элемент культуры связан с каждым другим; изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры.

Понятие «системность культуры» относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества (рис.4). Субкультура не обладает свойством системности потому, что многие ее элементы представляют более широкие социальные общности и не обязательно меняются вместе с изменением отдельных элементов данной группы. Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов, или форму договора и оплаты.

Рисунок 4 – Уровни культуры

Культуру в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Взаимоотношение культуры и общества рассмотрим в следующей главе.

2. Взаимодействие культуры и общества

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

Общество создает условия для социального развития человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал существование индивида, составлял несколько соседних очажных групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность максимальных групп возрастала, усложнялась и их структура.

Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества (рис.5), предполагающего не только совпадение, но и различие,которое, однако, не может, рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М.Кагану), культура - продукт деятельности общества,а общество - субъект этой деятельности. Или исходным взять представление о культуре как функции общества (по Э.Маркаряну). Но как же понимается «общество» в его самодостаточности как специфический фрагмент бытия, самобытная реальность?

Рисунок 5 – Культура и общество

В разных социально-философских концепциях (от Платона до С.Л.Франка, от К.Маркса до П.Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти у всех у них есть одна общая идея. Общество - не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений).

Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно создаёт общество как некоторый живой организм (органическое целое). Поэтому вряд ли стоит отбрасывать формулу классического марксизма о том, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Таким образом, общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему, и определенную национальную (социально-культурную) идентичность.

Утрата обществом качеств, перечисленных в этом определении, сопровождается распадом культуры как целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества. Почему же именно общество является носителем целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)? Прежде всего, потому, что ни одна из перечисленных групп не обеспечивает полного цикла удовлетворения основных потребностей индивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие социальные классы, и тем более совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия других социальных групп. Население области не может быть гарантировано от вооруженного вторжения, без участия всего государства.

Многие большие социальные группы в современном обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое. Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные роли), впитать в. себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения - плацдарм, основа, поле для этой деятельности.Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения - это основания, а культура - обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий.

Культура и общество не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый - «общество » - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой - «культура » - это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи выражением ее качества, положенной определенностью.

Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы можем ответить еще на два вопроса. Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества). Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.

Второй вопрос: в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? И тут мы видим наличие культурных феноменов. Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. Для одних культура предстает как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью, третьи считают, что некультурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.

В ином ракурсе выявляется вхождение культуры в общественную горизонталь, в собственно социальную структуру. Возникает вопрос о субъекте деятельности. Понятие об объекте деятельности трактуется в определениях различного уровня. Дело в том, что в целостном организме общества существуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и развитие собственно социальной структуры. С этих позиций социальный объект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование.

Культура - свойство общества в целом, т.е.любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.

Культура имеет человеческое, социальное (не природное, не биологическое) начало. Важно также понять, что человек (общество) - единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека - главного субъекта всех общественных процессов - культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры. Однако, существует и обратная зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир, т.е. только через культуру человек становится человеком. Эта связь – культура – человек - отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека , о культурной сущности человека еще одна ведущая идея данной темы. То есть, биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Усваивая - через образование, воспитание, саморазвитие - язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания, т.е. процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке.

Через культуру человек постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия. Культура делает человека более гуманным, нравственным, т.е. формирует его родовую человеческую сущность.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Таким образом, культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты, поэтому в культуре принято различать материальную и духовную стороны, о чем поговорим в следующей главе.

3. Культура духовная и материальная

В соответствии с определением культуры, любой ее элемент имеет духовное содержание, то есть связан с коллективным сознанием; и в то же время он всегда имеет свой материальный носитель. С другой стороны, ни один материальный предмет не может рассматриваться как культурный артефакт, если он не имеет духовного содержания в данной конкретной культуре. Один и тот же предмет в разных культурах может рассматриваться как часть дикой природы и как культурный феномен (например, священное дерево или гора). Более того, один и тот же предмет может в разных культурах иметь совершенно разное значение. Так, для альпиниста горная вершина - это род спортивного снаряда, а для местного жителя - обиталище духов. Строго говоря, материальная и духовная культура - это не два разных вида предметов, явлений, ценностей, а два разных взгляда, точки зрения на одни и те же предметы, и т.д.

Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.

Непрерывность хода всемирной истории обеспечивает непрерывность культурного наследования. В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин - социальные общности. Имея свое классовое обличие, все люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены.

Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации - и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса. Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой (рис.6).

Рисунок 6 – Основные формы культуры

Подматериальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества. Духовную культуру так же, как и материальную можно классифицировать, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека.

Исходя из этого критерия выделяют подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).

Таким образом, материальная культура - это совокупность норм, навыков, знаний и т.д., связанных с адаптацией данного общества к биофизическому окружению, то есть к природе (включая и физиологию самого человека), а духовная культура - это то, что связано с регулированием отношений внутри самого сообщества. Такое деление обоснованно, хотя также довольно условно.


Заключение

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество– это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.

Основные элементы культуры:

а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;

б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;

в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

Основные формы культуры:

Высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;

Народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы;

Развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.

Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами.

Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее.

Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.


Список используемой литературы

1. Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – 48 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - 367 с.

4. Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

5. Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.


Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - С..33-35.

Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.56.

Там же. - С.57.

Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. -С.289.

Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.55.

Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – С.9.

Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -С.104.

Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С.84-86.

Соотношение культуры и общества — это одна из самых сложных теоретических проблем, решаемых в рамках социологии культуры. Эти понятия практически тождественны – таково мнение, распространённое в обиходе.

Представление о культуре

Однако теоретики заявляют о конкретном тождестве и общества, или таком тождестве, которое, кроме совпадения, предполагает и различие, не жёсткое, не возводящее между понятиями глухой преграды.
В литературе встречаются различные трактовки отношения культурного и общественного.

Так, в сочинениях М. Кагана

Культура и общество — понятия

культура предстаёт как продукт деятельности общества, само общество представляется как субъект этой деятельности.

Иначе видит это соотношение Э. Маркарян, представляя культуру как одну из функций общества.

Понятие общества

Неоднозначно понимается и само общество, воспринимаемое как специфическая часть бытия или самобытная реальность.

Различные социально-философские концепции примиряет общее положение:

Общество — определение

общество – не просто совокупность людей, не собрание индивидов, а определённая система, внутри которой люди объединены комплексом различных отношений, связей.

В частности марксистская формула, определяющая общество не как простое собрание индивидов, а как сумму отношений и связей, в которых они пребывают между собой, не теряет актуальности и поныне.

Взаимодействие людей – необходимое условие деятельности человека. Младенец, едва появившийся на свет, наделённый совокупностью индивидуальных качеств, унаследованных от родителей, попадает в общественную среду, не зависящую от него. Проходя жизненный путь, человек находит место в конкретной системе общественных связей, обретает социальные роли, соотносит себя с определёнными культурными традициями и получает возможность действовать в качестве субъекта культуры. Если воспринимать культуру как способ деятельности людей, то общественные отношения следует считать основой, полем, плацдармом для этой деятельности. Общество – основа, на которой создаётся обоснованное – культура.

Культура и общественные отношения не соотносятся как целое и часть, они тесно переплетаются, взаимопроникают.

О социальном бытие культуры

Теоретики выделяют традиционные (срединные) и специфические культуры.

Традиционная (срединная) культура

Традиционная и специфические культуры

Специфические культуры: маргинальная, субкультура и контркультура

Маргинальный культурный тип начинает формироваться при отходе людей от срединного типа. Это происходит при резком изменении жизненных условий, когда люди переезжают, например, из города в деревню или в другую страну. Люди, оказавшиеся в иной культурной среде, становятся маргиналами, испытывающими затруднения с самоидентификацией, часто не могут определённо заявить о своей принадлежности к той или другой культуре.

Термин «субкультура» принято применять для характеристики специфической формы организации жизни людей и социальных групп, которые стремятся к созданию внутри доминирующего, традиционного культурного типа собственного, достаточно обособленного культурного пространства.

Социальной базой для формирования субкультуры выступают следующие социальные группы:

Понятие субкультуры

  • возрастные группы,
  • религиозные сообщества,
  • этнические образования,
  • неформальные группы.

Различные общественные образования стремятся оптимальным образом приспособить под себя доминирующую культуру, поэтому есть смысл говорить о субкультуре как способе адаптации господствующего типа для социальных групп. Специфическая субкультура выступает также как альтернативная общепринятой форма социальной активности, позволяющая социальным группам придать смысл своему обособленному культурному существованию. В качестве примера субкультуры можно привести разные групповые культуры: молодёжные, спортивные, профессиональные, музыкальные и другие.

Субкультура не посягает на изменение традиционной культуры, довольствуется относительно автономным положением, изолируя при этом свои ценности и специфические признаки. Причём, эти ценности и идеалы не противоречат срединному типу, они взаимодействуют с ним.

Когда периферийные, локальные культурные ценности не вмещаются в рамках субкультуры, выходят за них, стараются подменить собой фундаментальные ценности срединной культуры, имеет смысл говорить о формировании контркультуры.

Характеризуя проблему культуры и общества, исследователи обращаются также к анализу этнической и национальной культур, организующих органическое единство. В основе этих культур лежат национальные и этнические ценности.

Основные взгляды на связь культуры и общества

Можно выделить две стороны в этом вопросе:

Связь культуры и общества

  • Первая: культура есть характеристика развития общества, его технологичности и способа функционирования. Общество является субъектом культурной деятельности.
  • Вторая: культура характеризует общество и его движение с точки зрения активного участия человека. Отношения между отдельными людьми, их группами образуют «субстанцию» культуры. Другими словами, уровень развития общественных отношений является показателем как развития человека, так и его культуры, следовательно, не будет ошибкой считать культуру обществом в его человеческом значении.

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь