«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера. Тема: Госпожа Бовари

Дочь самого обыкновенного, хотя и довольно состоятельного фермера. Девушка получает воспитание в монастыре, где постоянно читает старинные книги о прекрасных дамах и благородных, смелых рыцарях, всецело им преданных. Наивная Эмма даже не сомневается в том, что обязательно встретит на своем жизненном пути именно такого безупречного рыцаря, красивого и храброго, который будет готов совершить ради нее любой подвиг. Она абсолютно не представляет себе реальной жизни, и именно это обстоятельство становится главной причиной последующей трагедии в ее судьбе.

Мужем Эммы становится самый обыкновенный человек Шарль Бовари, не обладающий ни выдающимися внешними данными, ни светскими манерами. У Бовари имеются некоторые лекарские навыки, хотя настоящего образования у него и нет. Шарль безумно влюблен в молодую жену, он согласен трудиться день и ночь для того чтобы она ни в чем не нуждалась, однако Эмма с ее идеалистическими представлениями оказывается не в силах оценить любви и преданности этого простого человека, она мечтает о другом, а Шарль ее запросам совершенно не соответствует. Сам Бовари с самого начала повествования выглядит достаточно жалким, хотя он и не заслуживает столь презрительного и неприязненного отношения со стороны супруги.

Эмма очень быстро разочаровывается и в муже, и в семейной жизни в целом, продолжая грезить о «настоящем мужчине». Когда она встречает юного Леона, он вызывает у нее живейший интерес, поскольку, по крайней мере, не похож на Шарля, но робкий молодой человек лишь смотрит на нее с восторгом, не в силах сделать ни единого шага навстречу. В период их первого знакомства никаких отношений не завязывается, для Эммы все ограничивается только мечтами.

В случае искушенного, циничного Родольфа все получается совсем иначе. Он видит с первого же взгляда, насколько госпожа Бовари наивна, насколько она не знает жизни и в особенности мужчин, и понимает, что победа над этой женщиной не составит для него никакого труда. Эмма действительно сближается с ним без всякого сопротивления, и Родольфу вскоре надоедает ее чрезмерная привязанность, которую она не в силах скрывать, ее преданность и обожание. С самого начала ясно, что эта связь долго не продлится, и Родольф разрывает отношения точно так же, как многократно делал это и до Эммы. Для него в этом любовном эпизоде нет ничего особенного, тогда как героиня романа от потрясения едва не теряет рассудок.

Следующая встреча с уже несколько повзрослевшим Леоном приводит к тому, что Эмма сама, став довольно опытной женщиной, соблазняет его. Еще один роман в жизни госпожи Бовари, который тоже в итоге ничем не заканчивается, но в этом случае ситуация осложняется также требованиями кредиторов, ведь Эмма, покупая себе в долг дорогие наряды и бездумно разбрасываясь деньгами, приводит и себя, и мужа к полному разорению. То, что оба любовника от нее при этом отворачиваются, нисколько не удивляет, этого следовало ожидать, ни один из них и не планировал с нею серьезных и длительных отношений и, разумеется, не собирается решать ее проблемы.

Потеряв все и окончательно отчаявшись, Эмма сводит счеты с жизнью. Ее уход фактически убивает и несчастного Шарля, он даже не пытается вспомнить о том, что у него осталась дочь, что о ней необходимо позаботиться. Равнодушие героев этого романа к своему ребенку вообще кажется странным, мировоззрение Эммы нисколько не меняется после рождения девочки, а ее муж по-прежнему сосредоточен только на супруге. Жизнь Шарля заканчивается вместе со смертью жены, он абсолютно не способен взять себя в руки, к тому же он узнает о том, что Эмма его обманывала, встречаясь с другими мужчинами, хотя это было и ранее очевидно, Бовари лишь не хотел ничего замечать в своей слепой любви.

Шарль становится такой же жертвой крушения иллюзий в результате столкновений мечтательности с реальностью, как и его жена, финал обоих супругов весьма печален. Автор показывает читателям, какой трагедией может обернуться отсутствие представлений о настоящей жизни, длительное существование в вымышленном мире, как это произошло с Эммой Бовари.

Психологический роман «Госпожа Бовари» принес автору славу, которая осталась за ним и по сей день. Новаторство Флобера проявилось в полной мере и поразило читателей. Оно заключалось в том, что писатель видел материал для искусства «во всем и везде», не избегая каких-то низких и якобы недостойных поэзии тем. Он призывал коллег по цеху «все более и более приближаться к науке». Научный подход включает в себя беспристрастность и объективность изображения и глубину исследования. А потому литератор, по словам Флобера, «должен быть созвучен всему и всем, если он хочет понимать и описывать». Искусство, как и наука, должно отличаться не только полнотой и масштабностью мысли, но и непреступным совершенством формы. Эти принципы получили название «объективный метод» или «объективное письмо» Флобера.

Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

Флобер хотел добиться наглядности в искусстве, которая и отражала его инновационный литературный метод. Объективный метод – это новый принцип отражения мира, который подразумевает бесстрастное детальное изложение событий, полное отсутствие автора в тексте (т.е. его мнения, оценки), взаимодействие его с читателем на уровне средств художественной выразительности, интонации, описаний, но не прямого высказывания. Если Лев Николаевич Толстой, например, пояснял свою точку зрения в многочисленных лирических отступлениях, то у Густава Флобера они полностью отсутствуют. Объективная картина в произведении Флобера – это больше, чем мимесис, это осмысленное и творчески переработанное автором воспроизведение, стимулирующее мыслительные процессы и созидательные возможности самого читателя. При этом писатель брезгует драматическими эффектами и случайностями. Настоящий мастер, по мнению Флобера, создает книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, – книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим.

Пример : главная идея романа «Госпожа Бовари» , в которой описана обыденная жизнь, как история или эпопея, раскрыт при помощи виртуозной композиции и всепобеждающей иронии. Иллюстрацией может послужить анализ сцены на ярмарке, когда Родольф признается Эмме в любви: пылкие речи прерываются балаганными выкриками о цене сельскохозяйственной продукции, достижениях крестьян и торгах. В этой сцене автор подчеркивают, что между Эммой и Родольфом происходит та же банальная пошлая сделка, только приукрашена она подобающе. Флобер не навязывает мораль: «О, как вульгарно он ее соблазняет! Как это похоже на базарный торг! Будто курицу покупают!». Занудства такого рода и в помине нет, но читатель понимает, почему о любви говорят на ярмарке.

Для извлечения поэзии из примитивных характеров Флобер трепетно относился к правдивости в изображении взаимосвязей личности и обстоятельств. Верность психологии, по словам Флобера,- одна из основных функций искусства. Перфекционизм формы у Флобера – это не формализм, а стремление создать «произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной».

История создания романа «Госпожа Бовари». Эмма Бовари – реальная женщина или выдуманный образ?

В основу произведения «Госпожа Бовари» положена невыдуманная история семьи Деламар , которую Флоберу поведал друг– поэт и драматург Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый на вдове (которая вскоре после брака скончалась), а затем и на молодой девушке – это прототип Шарля Бовари. Его молодая жена – Дельфина Кутюрье – измучившаяся от праздности и захолустной скуки, промотавшая все деньги на вычурные наряды и капризы любовников и покончившая жизнь самоубийством – это прототип Эммы Руо/Бовари. Но надо помнить, что Флобер всегда подчёркивал: его роман – не документальный пересказ реальной жизни. Устав от расспросов, он отвечал, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

Образ провинции: нравы мещанской провинции, как типичные обстоятельства формирования личности

Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. «Мадам Бовари» — это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных ее проявлений и тенденций. Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть «золотой серединой». Главное в этой умеренной жизни – обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества. Яркий пример мещанской расчётливости : мать Шарля, почтенная и умудренная опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платежеспособность. Воплощение идеального провинциального мещанина – образ аптекаря Гомэ. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитер настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия. Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви – вот ценности и радости этого общества.

Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.

Основные признаки мещанской провинции Флобера:

  • пошлость
  • отсутствие рефлексии
  • низменные страсти и амбиции
  • грубый, убогий материализм

Причина трагедии Эммы Бовари: оценка Флобера

Эмма получила образование в монастыре, поэтому была оторвана от убогой реальности. Ее воспитание складывалось из величественных, но непонятных ей католических обрядов и догм наряду с романтическими романами о любви, из которых она подчерпнула возвышенные, нереальные представления об этом чувстве. Она хотела книжной любви, но не знала жизни и подлинного чувства. Вернувшись на ферму к грубому неотесанному отцу, она столкнулась с бытом и рутиной, однако продолжала пребывать в иллюзиях, чему способствовало религиозное воспитание. Ее идеализм приобрел довольно пошлый вид, ведь она – не святая, она – такая же обывательница в глубине души, как и все те, кто так ей противен. Трагедия госпожи Бовари в том, что она не смогла примириться с собой, она и есть мещанство. Внутреннюю коллизию породили неуместное воспитание в заточении, богатое воображение и пагубное влияние низкосортной литературы на это воображение, и так склонное к нелепым фантазиям и нагромождению шатких амбиций.

Как Флобер относится к Эмме Бовари? Он объективен к ней: описывает и некрасивые руки, и обыкновенные глаза, и хлопающие деревянные башмачки. Однако героиня не лишена прелести здоровой молодой крестьянки, которую красит любовь. Писатель оправдывает бунт мадам Бовари, уничижительно описывая мещанскую среду. Он обличил иллюзии наивной ограниченной женщины, да, но еще больше авторского сарказма досталось ее окружению, той жизни, которую ей уготовила судьба. Все приняли эту рутинную скуку, а она осмелилась восстать. Эмме, надо сказать, неоткуда знать, что делать, как бороться против системы, она – не дикарь Олдоса Хаксли. Но не бесчеловечное общество будущего убивает ее, а обыкновенное мещанство, которое либо перемалывает человека, либо хладнокровно выбрасывает за борт. Однако творческое открытие Флобера состоит в том, что он предоставляет читателю самому разбираться с поставленной проблемой и судить Эмму. Логические акценты, искажения действий и вторжение автора недопустимы.

Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»

Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей . Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами. Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья. Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА». Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой. У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари. Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством – легла в основу художественного образа Эммы Руо/Бовари . При этом Флобер всегда подчёркивал, что его роман далёк от документального пересказа реальной истории и времена даже говорил о том, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот. В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова. Работа над романом далась Флоберу нелегко. С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой – он пытался сделать это, как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.

Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности» , была натурой «рассудочной» : «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей...» . «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний» .

Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира. Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца – бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа – доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами. Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.

Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью. Эмма называет дочь Бертой – в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала – и практически забывает о ней. Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.

Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали. На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты – учтивостью, беднота – сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти» . На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.

После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника – Родольфа Буланже. Эмма видит в тридцатичетырёхлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус «семейных» . При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.

Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого – Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.

Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство. Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её – своей душевной чёрствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.

Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя – чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия. Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.

Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”. Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана автором как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, подобно тому, как несколькими десятилетиями ранее другой русский писатель, Н. В. Гоголь, задумывал “Мертвые души”. Однако Н. А. Некрасов (как и Гоголь) так и не окончил свое произведение, и оно предстало перед читателем в виде отрывочных глав. Но даже незаконченная поэма дает довольно полную и объективную картину положения крестьян, того, чем они жили и во что верили после отмены

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его. Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые

Она любила только розы,

А я любил − левкой,

Она любила шум и грозы,

А я любил − покой.

В.П. Жадовский

Я считаю, что роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" является одним из самых ярких произведений мировой литературы. Согласно опросу, проведенному в 2007 году, читатели поставили роман Флобера "Госпожа Бовари" на второе место после "Анны Карениной" среди самых популярных произведений, повествующих о трагичной судьбе женщины. Впервые "Госпожа Бовари" была опубликована в 1856 году. Флобер работал над своим детищем в течение пяти лет, тщательно выписывая каждую фразу, детально прорисовывая характер, поведение, образ жизни героев и место, где развиваются события. ("Я пять дней просидел над одной страницей"). Роман стал литературным дебютом Флобера и снискал себе скандальную славу за безнравственное отношение к общественным ценностям. Однако это произведение обозначило новое течение в рамках французского реализма, переходящее в натурализм. Своим романом Флобер бросил вызов таким мастодонтам французского реализма, как О. Бальзак и А. Стендаль. Впоследствии Э. Золя назовет "Госпожу Бовари" кодексом современного романа. И действительно, если в произведениях писателей, заложивших основы реализма, главный герой противопоставлен насквозь прогнившему буржуазному обществу, символом которого становится Париж, то Флобер ставит перед собой иную задачу: он хочет описать реальную картину мира, такой, какая она есть. Его герой не отделен от среды, он часть этой среды, а провинция не является антитезой Парижу, она равна ему. Париж в романе Флобера − это город, формирующий в человеке пошлые жизненные ценности и идеалы. Париж − это столица, именно на нее равняются все жители страны, а потому ее принципами и идеями заражено все французское общество, которое и высмеивает автор на страницах своего романа. Эта мифологема стала ключевой в нравственном падении Эммы. Например, если мы обратимся к отрывку, выбранному нами для анализа, то увидим следующее: "−Понимаете, это очень неприлично!//−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают ! Это был для неё самый веский довод ". Таким образом, Флобер низводит Париж до уровня провинциального городка, который существует в стандартных рамках и в котором нет места настоящим чувствам и эмоциям, поэтому время в нем остановилось, а все персонажи "Госпожи Бовари", сформированные этим пространством, становятся пошлыми и обыкновенными. В романе отсутствует идеальный герой. Разве что Шарль, муж Эммы, может претендовать на живого человека, и то лишь потому, что он искренне любит свою жену, ищущую страсти. Эмма − книжный трафарет. Она мечтает устроить свою жизнь таким образом, как это было описано в сентиментально-романтических произведениях, которые она читала, будучи в монастыре. Её любовники − это жалкие пародии на книжных персонажей, которые при столкновении с реальностью растворяются в ней. Родольф − это пародия на байроновского героя, а Леон − на персонажа из сентиментального романа. Они, как и Эмма, лишь воображают свою жизнь. Например, Леон при встрече с Бовари в гостинице очень часто говорит о своих мечтаниях, но ничего не может рассказать о своей реальной, настоящей жизни: "я мечтал : а вдруг вы приедете в Париж; он ощущал потребность в самопожертвовании; он тоже мечтал только о покое могилы; хотелось быть такими, какими они себя изображали: оба создали себе идеал и к этому идеалу подтягивали свое прошлое".

Действие романа, который взорвал нравственность французского общества того времени, происходит в годы Июльской монархии, знаменитой господством буржуазии, мещанскими взглядами на жизнь, а потому большинство персонажей "Госпожи Бовари" − это буржуа, люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни и верящие только в расхожие ценности. Для Флобера буржуа − это синоним слову мышление, то есть определенное мировосприятие, которое ограничено сытой жизнью, роскошными домами, раутами, пустыми разговорами, пышными нарядами. Чтобы наиболее полно отразить систему ценностей французского общества той эпохи, Флобер помещает своих героев в провинциальный городок (Тост − Ионвиль − Руан), где время замирает и герои не получают никакого внутреннего развития. М.М. Бахтин, анализируя хронотоп романа, то есть взаимосвязь временных и пространственных отношений, говорит о том, что провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом − чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. В таком городе не происходит каких-либо значимых действий, способных изменить жизнь героев. Здесь время лишено поступательного исторического хода, оно движется по очень узкому кругу: изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова. Люди в этом времени едят, пьют, спят, интригуют, сплетничают. Время бессобытийно и потому кажется почти остановившимся.

Деромантизация, которая прослеживается на протяжении всего развития сюжета, особо остро видна в сцене, происходящей в руанском соборе, куда приходит Эмма, чтобы попрощаться со своей мечтой обрести настоящую любовь и идеального мужчину, способного подарить ей женское счастье. Этому эпизоду в соборе предшествует описание чудесного летнего утра, когда Леон должен встретить Эмму и соблазнить её. Флобер очень тонко соединяет высокое и низкое, желаемое и действительное: "лучи солнца, косо падавшие на собор <...> в голубом небе летали стрижи; на площади пахло цветами <...> в центре журчал фонтан". Затем картина резко меняется, и Флобер возвращает героя на землю, в грубую реальность: "под широкими зонтами, окруженными пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок". Подойдя к собору, Леон встречает роскошно разодетого привратника ("в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица"), который как будто открывает для него ворота рая, где он наконец-то обретет свою мечту. Оказавшись в соборе, Леон начинает воображать Эмму: "она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели <...> она появилась, как ангел, в благовонном дыму". Эмма Бовари становится неким небесным существом, рождение которого происходит на небесах: она создана для любви и поклонения. Анализируя этот эпизод, я вспомнила стихотворение А.А. Блока "Вхожу я в тёмные храмы" из цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Лирический герой надеется повстречать свою идеальную возлюбленную именно в храме. Он связывает этот образ с Девой Марией: "О, Святая , как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты! // Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая Ты ". Однако Эмме Бовари не удается стать идеальной женщиной, потому что её любовь носит плотский характер. В эпизоде происходит дехристианизация религиозных ценностей, что подчеркивает их ложность. Для Флобера и религия становится лишь красивым украшением, которое отделяет человека от реальности. Поэтому церковь становится "будуаром" для интимных встреч двух людей, жаждущих не духовного очищения, а плотских утех, любовь становится опошленной, она связана только с физиологией человека. Флобер меняет полюса: положительное приобретает негативную, сниженную коннотацию. Собор в представлении романистов − это символ духовного мира человека. В пространстве собор занимает вертикальное положение, соединяя земное и духовное начала. Он является своего рода лестницей, позволяющей человеку приблизиться к богу. В романе это самая наивысшая точка пространства, откуда должно было пойти духовное восхождение, или возрождение, главной героини, что позволило бы ей обрести бессмертие в любви к богу. Однако этого не происходит, и собор становится предвестником окончательной гибели Эммы. Она появляется в черной накидке, что, безусловно, символизирует траур в ее душе: она потеряла всякую надежду на любовь, а потому уже похоронила себя заживо ("Эмма была бледна"). В последний раз она обращается за помощью к тому, кто может протянуть ей руку помощи − Божьей матери, потому что, когда она обратится за спасением к Родольфу и Леону, прося у них денег для оплаты своих долгов, они откажут ей в этом. Но Флобер тут же высмеивает и этот поступок Бовари, называя его ханжеским: "Эмма молилась или, вернее, старалась молиться; она надеялась, что вот сейчас её осенит, и она примет решение, уповая на помощь свыше <...> всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию". Этот порыв к поистине настоящему сопровождается "равнодушной болтовней" привратника, что делает невозможным духовное движение Эммы наверх. А потому прежде чем они покинут руанский собор и сядут в "громоздкую колымагу", привратник предскажет ей страшный конец, перечислив основные картины библейских сюжетов: "Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной ".

Таким образом, мы приходим к выводу, что сцена в соборе является наивысшей пространственно-временной точкой романа, которая окончательно низвергает Эмму в бездну порока и пошлости.

Приложение 1

"Было чудесное летнее утро. В витринах ювелиров отсвечивало серебро; лучи солнца, косо падавшие на собор, скользили по изломам серых камней; в голубом небе вокруг стрельчатых башен летали стрижи; на шумной площади пахло цветами, окаймлявшими мостовую: розами, жасмином, гвоздикой, нарциссами и туберозами, росшими в беспорядке среди влажной зелени котовика и воробьиного проса; в центре площади журчал фонтан; под широкими зонтами, окруженные пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок.

Молодой человек взял букет <...> У левых дверей на середине притвора под Пляшущей Мариам стоял в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица, привратник.

<...> В чаше со святой водой отражался неф вместе с нижней частью стрельчатых сводов и кусочками цветных стёкол. Отражение росписи разбивалось о мраморные края чаш, а дальше пестрым ковром ложилось на плиты пола. От трёх раскрытых дверей тянулись три огромные полосы света. Время от времени в глубине храма проходил ризничий и, как это делают богомольные люди, когда торопятся, как-то боком опускался на колени напротив престола. Хрустальные люстры висели неподвижно. На хорах горела лампада. Порой из боковых приделов, откуда-то из темных углов доносилось как бы дуновение вздоха, и вслед за тем стук опускающейся решетки гулко отдавался под высокими сводами.

Леон чинно прохаживался у самых стен. Никогда ещё жизнь так не улыбалась ему, как сейчас. Вот-вот, украдкой ловя провожающие ее взгляды, взволнованная, очаровательная, войдет она, и он увидит её золотую лорнетку, платье с воланами, прелестные ботинки, она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, которое ему еще внове, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели. Вся церковь расположится вокруг неё громадным будуаром; своды наклонятся, чтобы под их сенью она могла исповедаться в своей любви; цветные стекла засверкают еще ярче и осветят её лицо; кадильницы будут гореть для того, чтобы она появилась, как ангел, в благовонном дыму.

<...> Но вот по плитам зашуршал шелк, мелькнули поля шляпки и чёрная накидка...Она! Леон вскочил и побежал навстречу.

Эмма была бледна. Она шла быстро.

− Прочтите!..− сказала Эмма, протягивая ему листок бумаги. − Ах нет, не надо!

Она отдернула руку, пошла в придел во имя Божьей матери и, опустившись на колени подле стула, начала молиться.

<...> Всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию, а скульптуры, за могильные плиты, за малейший предлог.

<...> Но тут Леон вынул второпях из кармана серебряную монету и схватил Эмму за руку.

<...> −Ах, Леон!.. Я право, не знаю..Мне нельзя..

Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно:

−Понимаете, это очень неприлично!

−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают!

Это был для неё самый веский довод.

−Выйдите хотя бы через северные двери! − крикнул им с порога привратник. − Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной .

−Куда ехать? − осведомился кучер.

−Куда хотите! − подсаживая Эмму в карету, ответил Леон.

И громоздкая колымага пустилась в путь". (Г.Флобер. Госпожа Бовари, стр.214-218, часть третья).

Список используемой литературы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. − М., 1997
  2. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002
  3. А. Блок. Лирика. Театр. − М., 1981
  4. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999
  5. История всемирной литературы: в 9тт. − М., 1987
  6. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. СПб., 2014
  7. Реизов В.Г. Творчество Флобера. − М., 1955
  8. Флобер Гюстав. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Госпожа Бовари. − М., 1998
  9. http// www.tvkultura.ru: Игра в бисер с Игорем Волгиным

Для Гюстава Флобера характерен интерес к внешней стороне мира, объективность к этому внешнему миру, также восприятие различных сторон общества. Главными принципами изображения в его романах является бесстрастие и беспристрастие. Эти принципы и ведут к объективности.
Выбрав позицию автора - повествователя, Флобер не проявляет себя в произведении. Это и есть главное новшество Флобера в теории романа. По поводу "Госпожи Бовари" он писал: “Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства, ни одного размышления автора”. И действительно, в романе нет обращений автора к читателю, нет авторских реплик. Авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в расстановке персонажей, в стиле произведения.
Флобер делает акцент на изображении характеров, а не обстоятельств. Герой подчёркнуто "деромантизирован". Происходит дегероизация. В романе Эмма Бовари— мечтательная провинциалка, которую окружает совершенно реальная среда. Она неглупа, чувствительна, неплохо образованна, но душа у нее мелкая: обаяние, красота, чувствительность не спасают ее от рокового привкуса мещанства. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок “Провинциальные нравы”. Мещанская среда, в которой живёт героиня, порождает у неё иллюзии, надежды и желания, приводящие ее к катастрофе - самоубийству.
Флобер показал общественную психологию своего времени. Автор изобразил среднего героя, которого встречаешь на каждом шагу в повседневной жизни. Сюжет получился обыденный и трагический в одно и то же время. В романе показана эпоха, специфической особенностью которой была пошлость. Как утверждают критики, Флобер обратился к проблеме, открытой еще Бальзаком. «Показать специфику современности — значит показать ее пошлость, следовательно, типичный современный роман должен стать трагедией пошлости».
У Флобера вместо избыточности описаний - поэтика детали. Автор сводит описания к минимуму: есть лишь отдельные штрихи портретов героев (прямой пробор в черных волосах Эммы). Флобер сдержанно и лаконично описывает все перемены настроений своей героини, все этапы ее духовной жизни, стремясь воплотить принципы безличного, или объективного, искусства (как я уже сказала выше). Он не облегчает читателю задачу определения авторского отношения к описываемым событиям, не дает оценок своим персонажам, полностью выдерживая принцип самораскрытия героев.
Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником - Родольфом, затем со вторым - Леоном, коварный ростовщик - Лере, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Как итог - трагическая развязка. Разочаровавшаяся в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, испугавшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих преступлениях доверчивому мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком.
Эмма - личность трагическая. Она пыталась восстать против ненавистной ей действительности. Но эта действительность её и поглотила. «Эмма Бовари оказалась типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности» Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной — неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление к любви и неизбежно связанное с ним страдание. Её спасает и не дает раствориться в окружающей ее пошлости только одно — жажда идеала, сила ее иллюзий.
Главный конфликт романа - конфликт мечты и действительности. А разрешается этот конфликт не романтически.