Как музыкальные продюсеры влияют на всю музыку в мире. Кто такой музыкальный продюсер

Кто такие музыкальные продюсеры? Вот что на это нам отвечает Википедия: Музыкальный продюсер - лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев - для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен , реже - съёмок клипов, ещё реже - организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта - ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях - осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя , в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ.

Жирным я выделила на мой взгляд особо вопиющие факты. Скажите если все это делает продюсер, то что делает музыкант, композитор?

Вот кто такой просто продюсер Продюсер (от англ. producer - производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.
Другими словами, говоря простым русским языком, музыку сейчас делаю торговцы.

Что такое музыка и зачем она нужна?

Музыка (прилагательное от греч. - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыкальное содержание

Как и прочие виды искусства музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются прежде всего в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления. Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится. Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа:
музыка - это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного;
музыка - это запечатление внечеловеческого: Бога, сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного.

Между этими полюсами существуют и промежуточные мнения, пытающие связать их между собой, например, что «музыка - это отражение действительности в эмоциях и идеях человека», а также отдельно выделяется группа высказываний, сводящий музыку только к звукам («музыка - всё, что звучит»).

Пытаясь дать наиболее объемлющую формулировку, доктор искусствоведения Казанцева Л. П. даёт следующее определение музыкального содержания:
«Музыкальное содержание - это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, порожденная композитором при помощи сложившихся в ней объективированных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в восприятии слушателя».

При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени - от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы представлений, что помимо богатства образов даёт также динамическую увлечённость, способность захватить слушателя за собой.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже давлеть над создателем, мешая ему свободно творить. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю, который на самом деле существует ровно в той же культурной атмосфере. Таким образом, известный материал помогает коммуникации произведения со слушателем и может служить «средством доставки» нужного автору содержимого, его художественных идей до человека.

Что же мы получаем в итоге?

Музыку сейчас делаю музыкальные продюсеры, исполнители и музыканты, всего лишь марионетки в их руках. О какой культуре духовности в этой музыке можно говорить, если она сделана просто торгашом?

Мы – то, что мы слушаем и это категорически ужасно. Кто то может мне возразить, сказав, что не все в нашей музыке плод деятельности продюсеров, и это будет справедливо, однако хочу заметить, что те музыканты у которых нет этого пресловутого продюсера находятся в крайне плачевном положении, а процветают именно торговцы. Взять, например самых известных на сегодня Псая и Джастина Бибера – сто процентные продюсерские проекты. На нашей сцене тоже самое, вот самые успешные русскоязычные исполнители 2012 года. 1. Иван Дорн 2. Нюша 3. Дима Билан.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия "музыкальный продюсер" в России. Под словом "продюсер" в нашей стране, как правило, понималось "спонсор-менеджер". Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер "Мадонна" гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя "Любэ" и "Иванушек" начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию "Рекорд", первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил "Любэ", подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа "Любэ" взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - "Иванушки International". Будучи по факту бойзбендом, "Иванушки" функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме "Любэ" и "Иванушек" Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу "Фабрика звезд": два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - "Корни" и "Фабрика" - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными "клиентами" Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители "Фабрики звезд 7".

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной "Фабрики звезд", от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников "Евровидения", занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля "Юрмала" совершенно "фирменным" своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету "Фабрики звезд", которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и "простую" публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио "Серебро", также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

11.04.2014

Вы обладаете незаурядным вокальным талантом, но не знаете, как правильно его преподнести? Вы стремитесь добиться ошеломляющего успеха на поприще шоу-бизнеса? .

Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?

Музыкальный продюсер — это совершенно незаменимый человек в процессе успешного продвижения карьеры артиста. В его полномочия входит контроль над определением индивидуального стиля и разработкой уникального имиджа исполнителя, а также конструктивный отбор стихов и музыкальных аранжировок. Кроме этого, продюсер руководит общим процессом записи музакального материала, а также определяет общие тенденции развития конкретного проекта. Данный процесс в разговорной речи называется «раскручиванием публичного образа». Помимо контроля над написанием и записью песен, в обязанности продюсера также может входить съемка новых видеоклипов и организация концертов. Артист — это творческая личность, остро нуждающаяся в администрировании, однако эта зависимость взаимна потому, что продюсера без артиста тоже не бывает.

Существует множество способов поиска музыкального продюсера, это могут быть личные связи с активными деятелями шоу-бизнеса, интернет и различные средства массовой информации. Сегодня можно выделить четыре основных способа поиска продюсера:

1. Лейблы.

В настоящее время профессиональным продвижением творческих проектов занимаются различные продюсерские центры (лейблы), для поиска которых можно воспользоваться рекомендациями знакомых или, попросту набрать необходимый запрос в любом поисковике. В данном случае интересы компании представляют несколько человек, заинтересованных в продвижении артиста.

2. Специализированные продюсеры-одиночки.

Чаще всего такие профессионалы сами ищут себе музыкантов, поэтому для того, чтобы привлечь их внимание, следует разместить свои объявления во всех доступных источниках массовой информации: печатных изданиях, радиовещании, интернете и телевидении.

3. Широко известные продюсеры.

К популярным продюсерам следует обращаться напрямую. Как правило, они всегда заинтересованы в новых идеях и неизбалованных большими деньгами талантливых музыкантах. Контактные данные таких продюсеров и ссылки на их сайты можно безо всяких проблем найти в интернете.

4. Участие в различных шоу.

Многие современные артисты успешно позиционируют свои возможности при помощи участия в различных проектах, таких как «Фактор, А», «Народный артист», «Фабрика Звезд» и «Новая волна». Такой способ донесения своего искусства до аудитории является очень эффективным, как правило, по-настоящему одаренные исполнители после первых же своих выступлений находят продюсеров. Российской публике хорошо известны такие талантливые победители и участники из телевизионного проекта «Фабрика Звезд», как , группа « » и многие другие.

Суть музыкального продюсирования

Музыкальное продюстрование представляет собой разработку оригинального стиля музыкального проекта и создание его сценического имиджа. Такая работа подразумевает формирование идейно-художественного направления и осуществление организационно-финансового контроля над деятельностью отдельного исполнителя или целого музыкального коллектива. Продюсер может участвовать как работе целого проекта, так и над его отдельными песнями, альбомами, клипами или концертными выступлениями. Для быстрого осуществления продвижения артиста он подбирает специальный технический коллектив, в состав которого входят:

  • ассистенты;
  • сценаристы;
  • операторы;
  • звукооператоры;
  • режиссеры;
  • звукорежиссеры;
  • монтажеры;
  • саунд-продюсеры.

Все крупные студии звукозаписи, как правило, располагают своими продюсерами. Несмотря на это, современные музыканты довольно часто приглашают посторонних специалистов, а в некоторых случаях даже прибегают к самостоятельному продюсированию собственного проекта. Однако следует иметь в виду, что продюсер — это отдельная профессия, требующая специального профильного образования и колоссального опыта. В ряды таких специалистов пробиться практически невозможно при наличии одного лишь только желания, это отдельная творческая каста профессионалов, в которой все друг друга знают. Успешный музыкальный продюсер объединяет в себе множество таких талантов, как: великолепный вкус, тонкая интуиция, умение ориентироваться в информации и коммуникабельность. Такой человек должен совмещать в себе дарования композитора, аранжировщика, организатора, бухгалтера и руководителя.

Необходимость музыкального продюсирования

Современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артиста, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера. Многие замечательные певцы, певицы и музыкальные коллективы так и остаются незамеченными в тени своих менее талантливых, но более «раскрученных» коллег. Первостепенной задачей любого музыканта для достижения настоящего успеха является правильное преподнесение своего таланта. Стремительное развитие технических возможностей обработки звука, а также с обилие популярных музыкальных жанров и сценических образов требуют творческого созидания и методичной работы опытного продюсера над сценическим образом артиста.

Любой современный певец, певица или музыкальный коллектив может потратить целые годы на разработку уникального стиля и звука прежде, чем получить признание публики или хотя бы получить возможность профессиональной записи дебютного альбома. Несмотря на колоссальный труд, проделываемый талантливейшими артистами, они довольно редко самостоятельно достигают настоящего успеха. Профессиональное продюсирование удачного альбома является настоящим искусством, требующим специальных знаний и навыков. Без преувеличения можно утверждать то, что от продюсера зависит вся музыкальная карьера артиста. Правильное сотрудничество с талантливым руководителем способно вдохновлять артистов на лучшие проявления их способностей. Именно поэтому очень важен факт взаимопонимания между артистом и его художественным руководителем. В то же самое время, неправильная организация такого сотрудничества способна полностью уничтожить проект и навсегда лишить артиста стремления к реализации творческого потенциала.

1. Взаимный выбор.
В настоящее время выбор продюсера проще всего осуществим посредством обращения артиста в компанию звукозаписи. Чаще всего такие организации предлагают свои утвержденные схемы развития проекта. И это не удивительно потому, что команды специалистов таких компаний обладают доскональными знаниями и опытом в успешном продвижении артиста. Однако следует также учитывать тот факт, что очень важным моментом в успешном сотрудничестве артиста с продюсером является наличие общих взглядов и взаимная симпатия;

2. Правильное определение потребностей.
Перед осуществлением выбора продюсера каждый артист должен иметь четкое представление о том, чего именно он хочет получить от этих отношений:

  • Первое, что необходимо определить артисту — это собственное представление о том, каким именно должен быть проект. В случае если собственного воображения оказывается недостаточно — следует полностью положиться на своего продюсера;
  • Артист должен реально оценивать свои вокальные способности и принимать тот факт, что в случае недостаточного таланта необходимо техническое выравнивание вокала, что стоит достаточно дорого;
  • Певцу необходимо справедливо оценивать свои сонграйтерские способности, необходимые для правильного подбора репертуара и поиска свободных авторов и композиторов песен;
3. Определение приоритетов и начало сотрудничества.
Перед выбором продюсера следует детально ознакомиться с его работами и реально оценить, совпадают ли его творческие представления с задачами и пожеланиями артиста. Для этой цели следует найти подробную контактную информацию о предполагаемом партнере. Большая часть продюсеров сегодня имеет свои сайты и рекорд-лейблы, чего оказывается вполне достаточно для определения творческой совместимости с будущим коллегой. Следует также иметь в виду, что продюсер должен сам заинтересоваться конкретным певцом, певицей или целым музыкальным коллективом. В противном случае о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. На этом этапе очень важными моментами являются следующие действия:
  • Запись демо-представления позволяет продюсеру ознакомиться с артистом;
  • Подготовка списка вопросов к продюсеру, ответы на которые в обязательном порядке должны сложить общее представление продюсера об артисте и его перспективах. Взаимные ожидания должны изначально совпадать;
  • Оценка предлагаемой студии и ее технических возможностей. Это место должно быть не только оснащено профессиональной техникой, но также быть достаточно комфортным для продолжительного времяпровождения;
  • Определение стоимости услуг продюсера во многом зависит от его квалификации, а также от статуса карьеры артиста. Например, оплата услуг местного продюсера в раскручивании образа неизвестного музыканта может соответствовать почасовым расценкам студии плюс дополнительная оплата за продюсирование. Работа с известными продюсерами стоит достаточно дорого, особенно для молодых «нераскрученных» музыкантов. Точная стоимость такой работы определяется в сугубо индивидуальном порядке;
  • Подписание договора о продюсировании является важным моментом будущего совместного творчества. В этом документе должны быть четко оговорены расценки услуг, сроки сотрудничества, пожелания и ожидания. Если продакшн-компания подписывает договор с артистом, это говорит о том, что она будет полностью ответственна за его развитие в рамках оговоренных условий. В таком случае также предусматриваются будущие интересы сторон от продажи записанных альбомов и возможных гастролей артиста. В данном случае очень важным моментом является согласование общего бюджета продвижения артиста. Любые договоренности между артистом и продюсером должны в обязательном порядке заключаться в письменной форме.

Следует обратить внимание неопытных артистов на тот момент, что для осуществления максимального контроля над своим творчеством и реальной экономии денег необходимо стремиться к со-продюсированию собственного проекта. Об этом достаточно легко можно договориться, будучи независимым музыкантом. Однако необходимо учитывать тот факт, что любая звукозаписывающая компания будет предъявлять высокие требования к опыту продюсера и его способности к принятию правильных решений. Это говорит о том, что, даже в со-продюсировании артиста с продюсером, решающим всегда остается мнение руководителя проекта.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия «музыкальный продюсер» в России. Под словом «продюсер» в нашей стране, как правило, понималось «спонсор-менеджер». Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер «Мадонна» гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя «Любэ» и «Иванушек» начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию «Рекорд», первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил «Любэ», подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа «Любэ» взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - «Иванушки International». Будучи по факту бойзбендом, «Иванушки» функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме «Любэ» и «Иванушек» Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу «Фабрика звезд»: два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - «Корни» и «Фабрика» - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными «клиентами» Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители «Фабрики звезд 7».

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной «Фабрики звезд», от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников «Евровидения», занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

ФОТО starface

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля «Юрмала» совершенно «фирменным» своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету «Фабрики звезд», которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и «простую» публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио «Серебро», также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

Процесс перехода экономики в рыночные условия затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, и том числе и музыкальную индустрию. В этой области, как и в любой другой области культуры произошли коренные изменения. В первую очередь следует отметить выделение экономического блока отношений в сфере музыкальной индустрии. Так, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, все больше выдвигается как необходимая часть продюсерской деятельности в музыкальном бизнесе. Взаимодействие этих двух составляющих - экономики и творчества – обеспечивает одновременно конкурентоспособность и оригинальность музыкальных проектов, которые являются объектом пристального внимания публики.

Музыкальный продюсер (англ. music producer ) - лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла 3 , радиопередачи и т. п.). Продюсер подбирает звукоинженеров 4 , монтажёров 5 , ассистентов. Как правило, у крупных лейблов 6 имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.

Продюсерская деятельность (продюсирование ) – это некий творческий процесс, реализация какого либо проекта от начала и до конца. 7

Профессия «продюсер» только сейчас начинает появляться в московских ВУЗах. А те, кто становился продюсерами до этого, были своего рода первопроходцами, они полагались только на собственную интуицию.

Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои отличительные особенности, технологию, «подводные камни», но вместе с тем подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности. Она включает в себя множество процессов. Среди них финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Так, экономика музыкального проекта - одна из важнейших составляющих управления и предпринимательства в этой сфере.

Рассмотрим все компоненты шоу-бизнеса, объединенные управленческим рычагом, за который отвечает продюсер (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности продюсера.

Как видно из рисунка, музыкальная индустрия включает в себя такие элементы, как экономика, творчество, право и менеджмент. Как же соотносятся все эти компоненты в музыкальном бизнесе? Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна без дополнительных пояснений. Организацию любого проекта обеспечивают управленческие отношения, опирающиеся на личностный фактор. К тому же организация любого музыкального проекта начинается с подбора артистов и других участников, ответственных за различные участки процесса. Вот здесь и необходим профессиональный менеджмент. А обеспечивают управленческие отношения на цивилизованном уровне правовые принципы, нашедшие свое отражение в законодательстве и договорном регулировании.

Музыкальное продюсирование или продюсирование музыкального проекта – это сложный многоуровневый процесс, который требует от продюсера как творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и нервов.

Понятие продюсера как человека, ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности музыкального продукта, на практике возникло уже давно. Но получает свое признание у официальных структур постепенно.

Продюсерская деятельность тесно связана с другими сферами культуры - кино, театром, телевидением. Это происходит по той причине, что шоу-проект представляет собой синтез различных видов искусств. Он включает в себя музыкальный материал, режиссуру, работу клипмейкера, имиджмейкера и т. п. Но так или иначе основным объектом интереса продюсера является интеллектуальная собственность. В первую очередь, она имеет определенную ценность как объект культуры, а в бизнесе продюсера интересует и цена, за которую эта собственность приобретается.

Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные приемы продвижения (например, концертная и гастрольная деятельности, информационная поддержка и т. д.), но и специфические – мерчендайзинг 8 , участие в престижных музыкальных фестивалях, создание промокампании 9 в Интернете. Несмотря на такую разностороннюю деятельность, продюсер делает ставку, как правило, на одно или несколько направлений. Таким образом, появляются проекты, фундаментом которых являются либо оригинальная идея, либо вокальные данные исполнителей, либо мастерство композитора.

Естественно, продюсер заинтересован охватить все стороны проекта, но основной акцент, основную направленность увидеть достаточно несложно.

Как было отмечено, музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разно-уровневых событий, людей и процессов. Все они так или и иначе связаны с генерированием идеи, созданием проекта, продвижением на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Особенно важно это стало в период становления договорных отношений на цивилизованный уровень.

Под понятиями продюсерская деятельность и продюсирование подразумевается деятельность, направленная на организацию и решение поставленных задач, направленных на реализацию проекта.

Различают множество ответвлений продюсерской деятельности, которые выступают как самостоятельные профессии в различных отраслях мира искусства и шоу-бизнеса. Студийный продюсер сотрудничает с киностудиями и не ведёт финансовые вопросы. Его задача только лишь художественная сторона проекта. Однако, на ряду с этим, он не несёт ни каких рисков. Независимый продюсер ищет спонсоров своего проекта, занимается вопросами распространения. Генеральный продюсер несёт полную ответственность за проект, определяет бюджет проекта, заключает контракты с исполнителями. Исполнительный продюсер по сути выполняет всю работу, курирует развитие проекта, творческие и организационные моменты. Линейный продюсер возглавляет блок, касаемый реализации проекта, следит за графиком съёмок. Саунд-продюсер занимается вопросами звукозаписи, качеством музыкального материала.

Таким образом под понятием продюсер подразумевается организатор разноуровневых творческих, управленческих, правовых и экономических событии, процессов и явлений.