Кастанеда о разнице между женщинами и мужчинами. Карлос Кастанеда: тайны жизни и смерти нагваля

Одним из учений, захватившим за последние десятилетия немалое количество умов (так и хочется сказать — душ), стал так называемый «путь воина», отцом-основателем которого является полумифический Карлос Кастанеда. Его книги, появившиеся на российских книжных полках в 1990-х годах, сразу приобрели немалую популярность у читателей, повторив тем самым успех на Западе - суммарный тираж творений «испанского антрополога», изданный на 17 языках, достиг 8 миллионов экземпляров. Что же так привлекло читателей к трудам господина Кастанеды?

Духовный поиск нашего современника

Трудно убить человеческую сущность. Несмотря на активные призывы современного общества «брать от жизни всё», несмотря на то, что сама сегодняшняя жизнь вынуждает нас вступать в «гонку потребителей», у многих людей еще, к счастью, жива неутоленная потребность в духовном насыщении. Мы чувствуем голод души, которая не способна насытиться ни сериалами, ни ироническими или иными детективами.

Когда развиваться? Куда стремиться? Все мы бежим сегодня, как белки в колесе — порой некогда даже книжку почитать. Сил зачастую остается только на то, чтобы включить телевизор и бездумно смотреть на мелькание цветных картинок.

Но все же есть немало людей, которые не удовлетворяются ценностями, царящими в современном мире, и находят силы и время для духовного поиска. Не хлебом единым жив человек - если душа остается голодной, начинаешь испытывать неясное беспокойство. Жаль, но так уж сложилось - на пути к удовлетворению духовных потребностей нашего с вами современника могут поджидать всевозможные ловушки. Как гласит народная пословица, свято место пусто не бывает - после многолетнего культа материализма в Россию хлынули всевозможные восточные и не очень учения. И люди, подсознательно понимающие, что материя не есть всё, устремились к всевозможным «гуру». Не обладая еще даром различения, наши с вами сограждане начали активно впитывать знания о «тонком мире», не всегда отдавая себе отчет в том, что этот самый «тонкий мир» далеко не однороден...

Одним из «учителей», которому последовали, судя по количеству издаваемых книг, миллионы людей, стал Карлос Кастанеда. Стоит отметить, что у него большой талант литератора и мистификатора - книги написаны прекрасным языком, одни их названия чего стоят: «Учение дона Хуана», «Особая реальность», «Рассказы о силе», «Дар Орла», «Путешествие в Икстлан».

Но основная суть успеха данной книжной серии не в ее литературной ценности...

О чём же повествуют романы Кастанеды? Автор утверждает, что все, им описанное, происходило в реальности. Биография автора, предпосланная повествованию, гласит, что обучаясь в Калифорнийском университете, Кастанеда якобы выиграл грант на антропологические полевые исследования, после чего отправился в экспедицию к мексиканским индейцам. Там антропологу и довелось встретить своего «гуру» - индейца из племени яки дона Хуана Матуса, который начал обучать его «пути воина» - древнему учению индейцев Мексики.

«Цыганские» методы Кастанеды

Стоит обратить внимание на особую структуру всей книжной серии. Все книги, в сущности, повествуют об одном и том же событии - постепенном обучении Кастанеды у дона Хуана. В первом томе автор описывает своё обучение поверхностно, в последующих же томах вновь возвращается к тем же событиям, но уже с новой точки зрения. Психологи называют этот приём суггестией - по сути происходит мягкое и постепенное вовлечение в систему ценностей автора, что очень похоже на так называемый «цыганский» гипноз. Карлос Кастанеда, выражаясь народным языком, «замарьяживает» читателя. Сам автор поясняет такое построение довольно ловко: мол, рационализм современного человека не способен с ходу принять всю мудрость древнего индейского учения, поэтому приходится «ломать стереотипы» постепенно. Примечательно также, что дон Хуан, настаивая поначалу на приёме галлюциногенных средств для уничтожения «старого человека» в Кастанеде, в последующих книгах отвергает этот метод как «необязательный». Он считает, что его ученик не мог иначе победить свой материализм, чтобы увидеть реальность «тонкого мира». Вполне закономерный приём для тех, кто любит манипулировать чужой психикой — сперва расшатать нервы человека приёмом наркотиков, а потом, когда он станет более внушаемым, насадить в его душу свои установки...

Уверен, что подобным «разбором полетов во сне и наяву» Карлоса Кастанеды я вполне могу вызвать гнев его последователей. Несколько лет назад я бы и сам разозлился, если кто-нибудь сказал хоть что-то плохое про моего кумира. «Он ничего не понимает, примитивный человек, - подумал бы я, - куда ему постичь все тонкости пути воина». Гнев поклонников американского испанца был бы закономерен, если бы я не открывал ни одной книги вышеуказанной серии. Но, к сожалению, я выпил чашу этого воистину губительного учения до дна. И могу сейчас со всей трезвостью оглядеть, какие разрушительные последствия имело следование «пути воина» в моей жизни. Слава Господу Богу нашему Иисусу Христу, что он помог мне сойти с этого гибельного пути...

Пародия с секретом

Успех книг Кастанеды объяснить довольно просто. Он, как тонкий психолог, играет на человеческих слабостях и вполне естественных стремлениях. А по сути этот «жнец ада» пытается собрать урожай в виде неискушенных душ, подсознательно стремящихся к исполнению Божиих заповедей. Недаром ещё древний учитель Церкви Тертуллиан говорил, что «душа человека по своей природе - христианка».

Красной нитью через всё повествование «антрополога» проходит внушаемое отвращение к материальному миру, к его ценностям - к стяжательству, карьерному росту, внешним показателям успеха. Кастанеда на примерах показывает, насколько пусты подобные устремления, насколько они оставляют душу голодной. Это ничего Вам не напоминает? Правильно, сразу вспоминаются строки из Евангелия от Иоанна: Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19), а также слова Господа о человеческом пристрастии к богатству: Не можете служить Богу и маммоне (Матф. 6, 24). Выходит, что «испанский антрополог» прекрасно понимает, что его целевая аудитория - это люди, которые осознают тщету мирской суеты, которых не привлекают ценности нашего времени. Заполучив таким образом доверие читателей, писатель провозглашает главную цель: путь к буквально ничем не ограниченной свободе. Как тут снова не вспомнить слова Спасителя: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32)? С тем «небольшим» отличием, что Господь призывал нас быть свободными от греха, а вот Карлос Кастанеда призывает совсем к другому: «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость - единственное, что может связывать его с ближними».

Это очень распространенный приём, используемый психоманипуляторами - сперва привлечь человека через декларацию приятных ему ценностей, завладеть при этом самой охраняемой областью человеческого сознания - верой, а после насаждать человеку свои искаженные представления о мире. Недаром Господь сказал фразу, глубину и разнообразные аспекты которой мы ещё долго будем постигать: Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Ох, недаром Господь заповедал нам это двойное подтверждение либо отрицание! Если посмотреть на все книги Кастанеды через призму этой евангельской фразы, то мы увидим, что, образно выражаясь, автор сперва говорит «да» истинам, которые близки чистым сердцам, а после аккуратно вкрапляет едва заметное «нет», которое говорит всем добрым чувствам: любви, добру, сердечной привязанности. Вот несколько фраз из его книг для иллюстрации:

«Ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Его контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, воин возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела». Чему учат подобные высказывания? Равнодушию, стиранию представлений о добре и зле, апатии. «Что воля, что неволя - всё равно», - именно такие слова механически повторяла героиня фильма-сказки Александра Роу, находясь под действием злого волшебства.

Взлом души

Есть и ещё один важный психологический «крючок», который использует хитрый Кастанеда для «вскрытия» душ. Мифический персонаж дон Хуан, обучая автора книги, не устаёт повторять, что самая главная задача на пути воина - это стирание чувства собственной важности. «Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжёлым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим». Для примера автором приводится история о бизнесмене, который хотел быть самым богатым человеком в мире, но узнал об арабских шейхах и понял, что ему не достигнуть их уровня. Потом его требования постепенно снижались, пока он не понял, что ему не стать самым богатым человеком даже на собственной улице. Когда этот несостоявшийся олигарх умер, его похоронили в гробу, похожим на телефонную будку, что должно было символизировать тот факт, что покойный был настолько деловым, что всю жизнь провёл в телефонных переговорах. Кастанеда подсмеивается над этим странным человеком и его наполненным пустотой путём, приглашая нас посмеяться вместе с ним. Читатель посмеивается и… невольно вовлекается в повествование уже не как отстраненный наблюдатель, а как соратник.

Немаловажно знать и о следующей методике, которую предлагает Кастанеда - так называемом стирании личной истории. Предполагается, что человек, вставший на «путь воина», не должен рассказывать ничего о себе даже своим близким, вносить туман в свою личную историю, постоянно смешивая факты из автобиографии с вымыслом. По мнению автора, это даёт «воину» свободу и возможность сделать из себя «нового человека» в соответствии со своими стремлениями, а не с ожиданиями близких. А вот когда воин начинает сомневаться в своём пути, то Кастанеда советует ему «думать о своей смерти». «Мысль о смерти - это единственное, что способно закалить наш дух».

Глядя на все эти разнообразные психологические отмычки, которые писатель использует в своём творчестве, в очередной раз убеждаешься, что они способны сработать только на ниве полного отсутствия знания святоотеческих христианских писаний. Конечно, мало кто из читателей Кастанеды подозревает, что «продвинутый» автор вовсю использует «старомодную» христианскую литературу для мирян и монашествующих, извращая её смысл в нужном для себя направлении. Ведь практически все вышеуказанные приёмы (естественно, в совершенно другом ключе) используются монашествующими, а также верующими мирянами. Уничтожение чувства собственной важности - это очень важная веха становления христианина: Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12); Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною (Мф. 16, 24)

Как это ни странно, но «стиранию личной истории» тоже можно найти аналоги в христианстве. Тот, кто принимает постриг, получает новое имя, отбрасывая тем самым свою прежнюю грешную жизнь, получая возможность начать жить заново. Да и для мирянина есть возможность сбросить с себя «ветхого человека» и «облечься в нового» - путём покаяния, с помощью Святых Христовых Таинств, а также благодаря следованию заповедям Господним.

То же самое обезьянничание мы наблюдаем, когда читаем у Кастанеды призывы помнить о смерти. Ведь ещё в древности святые молились при гробах, у того же преподобного Серафима Саровского всегда в келье стоял гроб, дабы напоминать о тленности плоти.

В объятиях зла

Стоит отметить, что не только все вышеперечисленные приёмы привлекают и удерживают внимание читателей. Ведь проблемы, как правило, гнездятся внутри человека, а подобная книга только отвлекает от их решения. К Кастанеде льнут те, кто испытывает душевные переживания, метания, у кого нет духовной опоры в жизни, чьё окружение давит своим прагматизмом. Но вряд ли поклонники Кастанеды признаются в том, что в объятия этого мрачного эзотерического учения их толкает, в том числе, самая обыкновенная гордыня. Да-да, та самая, о которой мы все прекрасно знаем и, без сомнения, считаем неприятной чертой… у других людей. Когда человек ступает на «путь воина», он, тем самым, отгораживает себя от «обычных» людей, считая себя особенным, удостоенным тайного знания. Глубинные, нерешенные проблемы духовного плана остаются в неизменном виде и даже разрастаются - как правило, читатель и фанат этой книжной серии не замечает, что начинает отдаляться от своих близких, друзей, перестаёт самореализовываться на работе (по сути, зарывает свой талант в землю), не помогает окружающим, не творит милостыни.

А если приглядеться внимательнее к учению Кастанеды, которое принимается многими людьми, как руководство к действию? Похоже, что даже сам автор чувствует, что написал нечто страшное. Порой его мироощущение прорывается в таких строках: «Каким бы устрашающим ни было учение, ещё страшней представить себе человека, у которого нет знания». Кастанеда словно бы предвосхищает естественное сопротивление чистой человеческой души своему мрачному учению, убеждая читателя, что чувство страха и отвращения перед подобного рода «знаниями» - это нормально.

Могу сказать по собственным ощущениям, что когда я шёл «путём воина», то постоянно ощущал тягостное чувство в груди - смесь из страха, неуверенности, тревоги. По сравнению с чистотой духа, которую испытываешь после исповеди в храме Господнем, принятия Святых Христовых Таин и молитвы, эти ощущения можно смело назвать вибрациями абсолютного зла. Да и во что, по сути, веришь, читая Кастанеду? В шаманизм, в различные демонические превращения, в стяжание какой-то тёмной силы. Очнитесь, господа хорошие - неужели самим не страшно? Ну а если не страшно, то может быть, станет смешно? Из блистающего светом, прекрасного храма Господня опуститься до уровня закопченной шаманской юрты, где чумазый «воин» торопливо глотает шарики галлюциногенного кактуса, дабы пообщаться с привидевшимися ему бесоподобными зверушками? Это ли «сверхдревнее знание», достойное того, чтобы мы позволили злым силам играть с собой, как игрушками?

Могу сказать, что на личную жизнь следование «пути воина» оказывает поистине разрушительное влияние. Немало «воинов» оказывается в психиатрической больнице, где их продолжает пожирать «огонь изнутри», разожженный Кастанедой, а точнее - князем мира сего, которому он, судя по всем признакам, служит. Один мой близкий приятель, назовем его Алексеем (не хочу указывать его имя по известным причинам), занимаясь психотехниками из данных книг, настолько разрушил свою жизнь и растрепал свои нервы, что практически невозможно вернуть его в нормальное русло. Жена ушла, забрав сына, друзья перестали общаться даже по телефону, боясь нарваться на очередную фанатичную лекцию о «дарах Орла» или «осознанном недеянии». Алексей уже третий год сидит без работы. Ведь это так банально и не по «воински» - работать. Свободы, понимаешь ли, нет абсолютной, по потолку бегать не разрешают...

Впрочем, бывают и не столь фатальные последствия, однако человек, несомненно, платит за подобное увлечение тем, что лишается чувства мира, покоя и любви, к которым, безусловно, подсознательно стремится каждый. Шкала ценностей сбивается напрочь, ведь «воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом». Какие благие начинания можно сотворить с таким настроем?

А был ли мальчик?

Вызывает сомнение и сам факт существования такой личности, как Карлос Кастанеда. В его биографии сказано, что он, как истинный воин, тщательно скрывал вехи своей жизни. По одной версии, он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Кстати, Кастанеда так и не предъявил миру ни одного доказательства существования своего дона Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Сам Карлос, по легенде, умер либо как «воин», «сгорев изнутри», либо банально скончался от рака печени...

Такая мистификация весьма настораживает: не исключено, что над серией книг работал не один человек, а целая группа психологов - профессионалов суггестии, подбирающих «отмычки» к человеческой душе. Уж больно грамотно с точки зрения внушения ложных ценностей построена вся книжная серия.

Сегодня эстафету от Карлоса Кастанеды принял «бразильский волшебник» Пауло Коэльо. Знатоки творчества «испанского антрополога» с пренебрежением относятся к Коэльо - они считают, что он просто скопировал учение Кастанеды, немного упростив его. Но всё равно правила жизни «воина света», указанные Коэльо, если их исполнять, приведут к тем же плачевным последствиям…

Какова же целевая аудитория у «бразильского волшебника»? Он гораздо более приземленный, более «попсовый». Его первые книги - из раздела «Слезливые истории для сердобольных тетушек». Он пишет для людей, которые пережили в жизни большие потрясения, обиды. Лучшее состояние чужой психики для внушения своих идей - ведь человек после стресса наиболее внушаем, особенно если ему посочувствовали. Следовательно, можно предположить, что та же группа людей, которая раскручивала в своё время Кастанеду (ведь трудно поверить, что 8-миллионный тираж и перевод на 17 языков был осуществлен без поддержки определенных финансовых кругов), снова взялась за своё чёрное дело, на сей раз мечтая обработать многочисленных страдающих женщин и несостоявшихся в профессиональной жизни молодых людей.

Почему такое стало возможно и почему люди с такой легкостью хватают наживку различных лжеучений? Господь предупреждал и об этом: И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф. 24, 11).

Но вполне в нашей власти не соблазниться на всевозможные лжеучения, а собраться с силами и всё же преодолеть кажущийся поначалу страшным путь к исповеди и Причащению Святых Христовых Таин. А дальше ощутить, как душа, омытая этим целебным потоком, оживёт, как вернутся в нашу жизнь вера, надежда и любовь. Как появится чувство защищенности, которое дарит нам по своему милосердию Господь.

Видимо, для человечества навсегда останется загадкой фигура автора, все работы которого стали мировыми бестселлерами. Много легенд витает рядом с таким именем, как Карлос Кастанеда. Книги по порядку написания - единственное, что может приблизить читателя к призрачной фигуре писателя.

Феномен столетия

Философ, антрополог, этнограф, эзотерик, литератор, мыслитель, мистик и поэт - все это один человек. Во второй половине ХХ века мир ознакомился с десятком произведений этой таинственной персоны. Главная тема - магия и шаманизм. Эти работы изменили взгляды на привычные вещи.

Выбранной темой автор всколыхнул мир. Его личность - одна из самых загадочных фигур прошлого века. Сегодня многие интересуются тем, кто такой Карлос Кастанеда. Биография этого человека полна домыслов и мифов. Неизвестна и точная дата рождения. По версии журнала «Тайм», это 25 декабря 1925 года. Сам гений утверждал, что он на десять лет моложе. Тайной осталось и место рождения. По разным источникам, это или Бразилия, или Перу. Так как писатель вел закрытый образ жизни и практически не давал интервью, детали его биографии неизвестны.

«Чем меньше общество знает о вас, тем больше есть свободы» - любимая фраза человека по имени Карлос Кастанеда. Книги по порядку частично воспроизводят картину прошлого писателя.

Роковая встреча

Исследователи считают, что автор родился в небогатой семье. Эта информация расходится с версией «Тайм», в которой утверждалось, что его родные занимались ювелирным делом. Мать забеременела в 15 лет, поэтому ребенка воспитывала ее старшая сестра. Мальчик отличался активностью и диким характером. Позже его отдали приемной семье в США. Окончив среднюю школу, он учился искусству. Но такое занятие было юноше не по душе, и вскоре направление.

С 1955 года он интересуется журналистикой, психологией и литературой. Поступает на специальность "Антропология". В ходе дипломной работы студент посещает Мексику. Там судьба сводит его с индейцем из племени яки. Так встретил своего учителя и Карлос Кастанеда. «Учение дона Хуана» - это автора. В ней писатель рассказывает, как познакомился с шаманом. Маг сразу увидел в студенте своего будущего ученика. Все больше и больше парень погружается в мистический мир.

Продолжение цикла

Первая работа была опубликована в 1968 году. Удивительные мистические события, которые описал автор, превратили его в знаменитость. Темы, которые поднял писатель, обсуждали самые разные круги населения. Сотни ученых искали доказательства фактам из текстов.

Но это было только начало Мир продолжал удивляться тому, что писал Кастанеда. «Учение дона Хуана» - не единственный бестселлер. Однако он пришелся по душе многим людям, которые следовали его идеям.

В 1971 году публикуется продолжение, вторая книга - «Отдельная реальность». Автор, как и в первой части, рассказывает о влиянии на сознание психотропных растений. Наставник расширяет восприятие реальности. В истории появляются новые персонажи. Все больше тайн узнает главный герой. Но в финале маг отмечает, что Карлос не изменился по-настоящему.

Неведомый путь

«Отдельная реальность» продолжается книгой «Путешествие в Икстлан», вышедшей в 1972 году. Третья часть приключения Кастанеды приобретает новый характер. Он уверенно идет по «Пути воина». В ходе событий мужчина по-другому смотрит на знания, которые получил. В четвертой книге - «Сказки о силе» - дон Хуан открывает последние тайны магии. Карлос узнает о том, что может находиться в двух местах одновременно, учится прекращать думать и постигает две противоположные стороны человека. В конце индеец прощается с учеником и отмечает, что этап подготовки завершен. Герой делает смертельный прыжок со скалы.

Читатели с нетерпением ждали каждое следующие произведение писателя. Надолго мистика стала ассоциироваться с таким именем, как Карлос Кастанеда. Книги по порядку рассказывали удивительную историю ученика-мага.

Новые приключения

Абсолютно свежие препятствия ждали главного героя в пятой части - «Второе кольцо силы». Персонаж пытается понять все то, что с ним случилось ранее. События поворачиваются так, что он встречается с женщинами-воинами, которые также учились у дона Хуана. Завязывается драка. Оказалось, что ее инициатор - учитель-индеец. Таким способом он помог ученику раскрыть свои силы. В результате Карлос становится сильнейшим среди магов.

Далее в новой книге - «Дар Орла» - рассказывается о том, что в группе, которую возглавил герой, возникает много споров. Мужчина понимает, что в силу обстоятельств не может продолжать оставаться с ними. Вместе с подругой, женщиной-воином, он возвращается в Лос-Анджелес, где пара практикует возвращения в прошлое через сновидения. Таким образом они пытаются понять учение дона Хуана.

Все больше читателей интересует необычный путь мага. Открывает новые горизонты для человечества Кастанеда. Книги по порядку объясняют теорию, которую предлагает автор.

В седьмом томе - «Огонь изнутри» - писатель делится знаниями, с помощью которых можно из любой негативной ситуации выделить что-то важное.

Финал пути

В восьмой книге под названием «Сила безмолвия» мастер открывает главную идею всего цикла. Все, что он прошел, было задумано учителем, чтобы изменить его мировосприятие. Оказывается, что такой силой может обладать каждый, кто пожелает. Далее, в девятой части, «Искусство сновидения», герой учится путешествовать в то время, пока организм спит. Эта практика проводится в несколько этапов, которые мужчина успешно преодолевает.

Десятый том - «Активная сторона бесконечности» - открывает другую, человеческую сторону жизни Кастанеды. Автор рассказывает, что магическими существами могут быть все, но им мешают хищники-«летуны». В финале гений ищет варианты того, как можно победить это явление.

В 1998 году вышли две заключительные части. «Колесо времени» - это главное из того, что узнал от учителя Кастанеда.

Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передают суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина».

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейотль, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» линии дона Хуана заключалась в изменении и обострении восприятия и осознания своей жизни, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а трудоёмкая энергетическая и медитативная практика. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на сибирское слово «шаманизм», которое тоже не соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки») и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

Женщины обладают прямой полосой энергии, которая проходит от спины к нижнему центру, находящемуся в матке. Мужчины, в отличие от женщин обладают странной формы кривой полосой энергии, которая связана с их сложностью и уязвимостью. Видящие видят, что и у мужчин и у женщин эта полоса энергии повреждена. Она или разорвана или искромсана. У женщин этот разрыв постоянный и занимает где-то около восьми дюймов в длину. Было подчеркнуто, что у всех женщин, где бы они не жили, в США, России, Японии, на Южном Полюсе, у всех у них есть эта проблема - этот разрыв в полосе энергии. У мужчин также можно видеть этот разрыв в полосе энергии.

В следующей лекции Карлос говорил о летунах, сущностях, которые поглощают нашу светимость осознания, и эти разрывы в энергии были объяснены более подробно. Карлос сказал, что эти повреждения имеют всеобщий характер из-за маневров летунов.

Он сказал, что кто-то однажды спросил его, сохраняет ли он безбрачие, и он сказал что да. Он сказал, что большинство из нас - это просто мастурбаторы. Повреждение этой полосы энергии не дает нам почувствовать настоящий оргазм, действительную встряску энергии.

Он подчеркнул, что летуны делают с нами то же самое что мы делаем с нашими домашними животными. Мы их кастрируем, мы фиксируем их так, что они не могут выйти со двора и любят нас. Они под контролем до тех пор, пока они не умирают.

Эти разрывы в полосе энергии - это один из способов летунов зафиксировать нас. Результатом этого разрыва является низкая энергия и фригидность в мужчинах и женщинах. Разрыв в энергии женщин приводит к их фригидности.

Люди придают большое значение идеалам своего Я в своих действиях, подчеркнул Карлос. Это происходит вследствие того, что светимость осознания, которая должна покрывать весь наш светящийся кокон, находится только на уровне наших пяток. В этом районе находится весь запас нашей светимости осознания, там и возникает наша саморефлексия.

Мы все имеем эту ужасную склонность "искать любовь", сказал Карлос. Мы продаем себя. Если кто-то скажет нам - "Я люблю тебя", то мы отдадим им всё.

Кто то из аудитории сказал Карлосу что ему грустно, что линия заканчивается. Карлос ответил на это что ему тоже грустно от этого.

Тайша упомянула Глобуса и Фебиуса, двух союзников или неорганических существ, которые присоединились к ее осознанию. Она сказала, что они безупречны и что для них наш мир - это неизвестное.

Тайша описала три способа входить и выходить из параллельных миров. Эти миры похожи на наш, но они неорганические, более медленные и бесконечно древнее нашего, эти миры также как и наш - это слои луковицы.

Три способа - это сновидение (это естественный способ), внутреннняя тишина и использование трещин между мирами. Тайша сказала, что во многих местах есть трещины, входы в другие миры. Она сказала, что если кто-то оказывается в положении, когда он проходит сквозь трещину, то необходимо сохранять трезвость. Кто-то может выбрать осмотреться вокруг или вернуться просто оставаясь на месте. Тайша сказала, что воины не сходят с ума - безумие - это просто наваждение своего Я.

Третьим путем вхождения в эти миры является внутреннняя тишина. Она говорила о черноте, которая возникает в тот момент, когда человек достигает своего порога внутренней тишины, который может составлять от 10 минут до часа.

Кэрол Тиггс подчеркнула, что вес наши умы, вне зависимости от нашего мнения, довольно одинаковы. Она также описала летунов, которые поедают наше осознание. Она говорила, что их скорее нужно называть прыгунами, так как они движутся прыжками. Она говорила также, что их осознание настолько тяжелое, что оно тонет в нас как свинец. Летуны держат нас в "человечниках" ("Humaneros") как мы держим цыплят в курятниках. Этими человечниками являются города. Она говорила что это очень странно, что мы думаем, что существование этих существ - это "такая глупость".

Еще более странным выглядит то, как таинственным образом мы ошибочно цепляемся за нашу веру в богов, бога и грех, которые не имеют никакого отношения к нашей жизни и благополучию. Летуны дали нам ум.

Кэрол сказала, что мы имитируем их и уготовили жестокую судьбу нашим домашним животным. Мы кастрируем их и фиксируем их. Поэтому они даже не пытаются нас покинуть.

Он сказал, что древние маги знали это, и что дон Хуан ненавидел их за это: это выглядело, словно они продали себя за то, чтобы их не ели. Он говорил, что они были носителями этого знания и использовали его для усиления своей личной силы и власти. Фотография летуна стала знаком, который заставил их начать говорить о летунах.

Кэрол сказала, что она словно в дешевом боевике спрашивала Карлоса "Кто они такие и что они от нас хотят?" Она говорила, что они долгое время были настроены скептически к существованию летунов и ничего не предпринимали, но в конце концов, когда они их "увидели", то они ужаснулись. Эти существа проходят сквозь нас.

Маги открыли следующее - летуны не любят осознание, созданное путем дисциплины.

«Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку…»

Карлос Кастанеда “Учение дона Хуана”

Книги Карлоса Кастанеды яркой кометой взошли на русскоязычный эзотерический небосклон в начале 90-х годов прошлого века и с тех пор их популярность стремительно растет. Количество последователей описанного им Пути Воина измеряется десятками и сотнями тысяч по всему миру. Сам Кастанеда считается культовым писателем ХХ века, а более десятка написанных им книг широко признаются классикой эзотерической литературы.

Личность Карлоса Кастанеды полна загадок и овеяна тайнами, прежде всего, стараниями самого писателя, а также его последователей. Порой можно встретить разные версии о дате рождения, о причине смерти, маркетинговые мистификации, связанные с именем Кастанеды, и многое другое. В качестве примера можно упомянуть дискуссии на тему того, умер ли Карлос от рака печени (официальная причина) или же “сгорел в огне изнутри”, как и его Наставник дон Хуан. Порой подобные дискуссии происходят на гране помешательства, что, увы, свойственно многим последователям Пути Воина.

Не меньше разночтений вызывает и личность самого дона Хуана – нагваля и шамана, взявшегося за обучение Карлоса. В конце прошлого века был проведен ряд исследований, в ходе которых найдено несколько людей, которые с большой долей вероятности являются реальными прототипами книжного дона Хуана Матуса. Самое известное и основательное из этих исследований проведено журналистом Майклом Спенсом в 1999 году. Талантливому журналисту удалось отыскать наиболее вероятный прообраз дона Хуана, которым оказался духовный лидер индейцев яки, известный шаман и целитель по имени Тецлкаци Гуитимэа Качора. Достоверно установлено, что Качора и Кастанеда были хорошо знакомы и, более того, Карлос много раз и подолгу приезжал к нему в Сонору. Это исследование имело большой резонанс в эзотерических кругах и по сей день сопровождается жаркими спорами между последователями Кастанеды и всевозможными разоблачителями. Все дело в том, что Качора жив и по сей день (в этом году ему 100 лет), в то время как согласно книгам Карлоса, дон Хуан “сгорел в огне изнутри” и покинул физический мир. Зацепившись за этот факт, Кастанеду обвинили в фантазерстве и фальсификации, а все его учение – литературными перепевами учения Качоры.

Тем не менее, есть ряд нестыковок, которые ставят версию о том, что Качора – это и есть дон Хуан, под сомнение. В частности, по словам самого Качоры, он познакомился с Карлосом в 1969 или 1970 году, в то время как сам Кастанеда утверждал, что встретил дона Хуана летом 1960-го. Кроме того, Качора родился ориентировочно в 1912 году, тогда как в книге “Учение дона Хуана” годом рождения Наставника является 1891. Также есть определенные разногласия в родословной Качоры и дона Хуана. Таким образом, на сегодняшний день невозможно сказать однозначно, что именно Качора и есть тот самый дон Хуан. Другие претенденты на роль дона Хуана не выдерживают никакой критики – обычно это самовыдвиженцы, демонстрирующие достаточно слабое знание учения толтеков.

Главная ошибка многих последователей Пути Воина кроется в том, что они склонны видеть в Кастанеде посвященного мага, ставшего “видящим” вследствие длительного обучения у дона Хуана Матуса. Но это типичное проявление слепой веры в авторитеты, не подкрепленной ничем, кроме фантазий нерадивых читателей. При внимательном чтении книг Кастанеды можно заметить, что он практически нигде не говорит о себе, как о маге, не пишет о своих потрясающих успехах и достижениях, об открытии сверхспособностей. Более того, в некоторых местах Карлос честно пишет о своем невысоком уровне сознания и не перестает удивляться, почему же его вообще взяли в ученики.

В книге “Сила безмолвия” дон Хуан говорит о Кастанеде следующее: «Ты мелочен, расточителен, мнителен, назойлив, тщеславен и нетерпелив. Кроме того, ты угрюм, тяжеловесен и неблагодарен. Твоя способность к индульгированию безгранична, но хуже всего то, что у тебя слишком преувеличенное представление о себе, чтобы ты мог избавиться от всего этого. Я могу также сказать, что меня начинает тошнить от одного твоего присутствия». Интересно также мнение Качоры по этому поводу: «Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде мага».

Несложно заметить, что никакой развитостью тут и не пахнет. А ведь это при том, что Кастанеда был доктором философии, антропологом и этнологом – казалось бы, человек со сложным сознанием. Интересно, что для эффективности обучения ему было предложено стереть эту личность, ведь только в таком случае стало бы возможным реальное развитие. Более того, бытие и образ жизни Карлоса также говорят о том, что он практически ничему не смог научиться у дона Хуана. Таким образом, простейшее исследование четко показывает, что магом Кастанеда не был.

По своей форме и сути, книги Карлоса Кастанеды являются красочно описанными дневниками ученика, проходившего эзотерическое обучение у реального мага высокого уровня. То есть, это некая интерпретация знаний и мировоззрения Наставника, пропущенная через призму понимания ученика, вследствие чего действительно ценные мысли и рабочие техники идут вперемешку с глюками и домыслами.

Что же представляет собой Путь Воина? В первую очередь, это концепция подготовки ученика, детально описывающая процесс перехода от неосознанной социальной жизни до просветления и вознесения (“магического перехода”). Это целый образ жизни, глубоко отличающийся от социального, и нужно понимать, что невозможно верно постичь его суть, находясь в рамках другого мировоззрения (говоря эзотерическим языком, “находясь в разных договорах”). Важно осознать, что в Пути Воина развитие личности и усложнение сознания (основа эзотерического развития) целью не является. В каком-то смысле, это его существенное ограничение. Исходя из книг Кастанеды, Путь Воина – это традиция древних магов, целью которых является уход куда-то и непонятно (для Карлоса) зачем. Употребляется аллегория “сгорания в свете изнутри” как конца пути, смысл которой будет рассмотрен далее.

Следует понимать, что книги Кастанеды – это не Путь Воина в том виде, в каком его понимают толтекские шаманы. Это именно интерпретация современным социальным человеком того мировоззрения. Поэтому изучение магической традиции толтеков по этим книгам – занятие очень сложное и требующего серьезного исследовательского подхода. Тем не менее, развитие личности хоть и не является целью, но оно все же возможно в рамках этой традиции. Одними из основных принципов Пути Воина являются принятие ответственности за свою жизнь, отказ от собственной важности, стирание глупых иллюзий о себе и мире, принятие проявлений судьбы и многое другое, что характеризует личность как развитую (независимо от традиции).

Практика показывает, что в понимании идей и терминов из книг Кастанеды нет единства, что и неудивительно, ведь смысл словам придает мировоззрение читателя, его эгрегориальная включенность и уровень развития сознания. Мы же рассмотрим значение некоторых ключевых понятий, связанных с Путем Воина, с точки зрения эзотерической картины мира. Итак, приступим.

Эманации Орла – по сути, это толтекский аналог каббалистического понятия “Свет Творца”, то есть, это вся многомерная энерго-информация, существующая в мире. В терминологии толтеков, эманации Орла состоят из тоналя и нагваля.

Тональ и нагваль – основополагающие понятия всего учения дона Хуана и картины мира толтеков. Прежде всего, нужно понять, что данным понятиям свойственна полисемия, то есть несколько значений и трактовок. С сугубо эзотерической точки зрения под нагвалем понимается часть энерго-информации (эманаций Орла), принципиально недоступная для познания и восприятия ни в каком виде. В противовес ему, тональ – это все то, что может быть познано, что имеет название и может быть названо в последствии. “Остров тональ” – это крошечная часть энерго-информации, выделенная в “океане нагваль”, которая и составляет знания человека о мире. Согласно другой трактовке, под тоналем (человек-тональ) понимаются обычные люди, запертые в рамках социального мировоззрения, а под нагвалем (человек-нагваль) – вышедшие за рамки социального восприятия люди, стремящиеся к глубокому познанию внешнего мира. В частности, дон Хуан был нагвалем.

Точка сборки – это структура на поверхности энергетического кокона человека, производящая сборку мира, соответствующего его уровню развития. Все, что нас окружает – это многомерный поток энерго-информации. Нам доступна лишь крошечная его часть (“остров тональ в океане нагваль”); какая конкретно – определяется положением точки сборки, действующей подобно объективу. Чем выше она находится, тем больше энерго-информации способен воспринять человек. По сути, любое передвижение точки сборки приводит к формированию уже другого мира. У разных людей положение точки сборки отличается. Отсюда становится понятным, что фраза «он/она живет в своем мире» - это далеко не вымысел. В традиции толтеков магом является человек, способный сознательно управлять передвижением своей точки сборки, таким образом, собирая мир по собственному желанию и намерению.

Сталкинг – это совокупность методов по использованию внешних объектов и событий для управления собственным состоянием и восприятием. В эзотерической картине мира говорится о том, что каждое состояние сознания – это особое положение точки сборки. Чтение книг, прослушивание музыки, общение с людьми, посещение необычных мест – все это вводит нас в определенные состояния сознания. Магический подход сталкинга заключается в том, что адепт начинает осознанно использовать внешние факторы для достижения нужных ему состояний сознания. На первых порах, когда способность к управлению собственными состояниями еще слабо развита, техника сталкинга существенно облегчает работу и позволяет наработать диапазон перемещений точки сборки.

Огонь изнутри – не что иное, как энергия кундалини. “Сгорание в огне изнутри” – это поэтическое описание процесса активизации и поднятия энергии кундалини, приводящей к вознесению, то есть ликвидации физического тела при повышении его частотности до определенного уровня, что проявляется в яркой световой вспышке (известный исторический пример – вознесение Бабаджи); в некоторых традициях это именуется вторым магическим посвящением. Совершенно очевидно, что популярная среди адептов Кастанеды мысль о том, что он сгорел в огне изнутри – не более чем красивая легенда, поскольку реальный уровень Карлоса был весьма далек от того, что требуется для вознесения. Активизация энергии кундалини – это совершенно необходимая на определенном этапе практика, приводящая к серьезному преобразованию физического тела адепта, что дает возможность работы с высокочастотными режимами сознания без тяжелых последствий для здоровья.

Перепросмотр – специальная техника, позволяющая адепту извлечь заложенную в события энергию с целью накопления ее для совершения магического перехода. В контексте эзотерического развития, возможности применения техники перепросмотра существенно шире – от исправления психоблоков до полной ликвидации субличности, выстроенной в ходе социализации, и остановке внутреннего диалога. Перепросмотр совершается исключительно в медитативном состоянии с применением специальной техники дыхания и движений головы, в следствие чего происходит извлечение энергии из эмоционально-насыщенных событий прошлого. Важно понять, что это ни в коем случае не “думание” над проблемой, как кажется многим. Обдумывание эмоционально-насыщенных воспоминаний без извлечения из них энергии приводит к еще большему их усилению. Интересно, что в книгах Кастанеды под одним и тем же названием “перепросмотр” описано две абсолютно разные техники.

Стирание личной истории – процесс уничтожения воспоминаний, старых связей и прошлых представлений о себе. Это аналог каббалистического понятия “опустошение сосуда”. Вследствие стирания происходит ликвидация социальной маски (субличности, придуманного образа себя), что сопровождается остановкой внутреннего диалога (именно наличие субличности является причиной его существования). Согласно современной модели эзотерического развития, реальная работа с Наставником возможна только после стирания личной истории, то есть, когда “сосуд будет опустошен”. При этом личность ученика приобретает качество “чистого листа”, на который и записываются новые качества сознания и навыки. Без этого, вместо реального изменения будет происходить банальное расширение той картины мира, которой придерживается ученик. То есть, вместо развития – составление новых инвентарных списков сознания.

Смерть -советчик – одна из наиболее мотивирующих к развитию концепций. “Смерть – единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина”. Суть заключается в том, что осознание собственной смертности – наиболее сильное переживание для человека, по сравнению с которым более ничто не значимо. Это самый мощный разрушитель человеческой пассивности. “Спросить совета у своей смерти”, по сути, означает сравнить значимость события или переживания со значимостью смерти. Поскольку “кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение”, воин закаляет свой дух и вкладывает силу в каждый поступок. Момент осознания собственной смертности крайне важен для осмысления и является поворотным пунктом в развитии личности.

Первое и второе внимание – это, соответственно, внимание личностного сознания и подсознания. Внимание – это энергия активного сознания, его фокус. Первое внимание – это энергия активного сознания тела вишудха-чакры, а второе – сознания тела аджна-чакры. “Включение первого внимания во втором” означает активацию личностного сознания (работающего при бодрствовании) во время работы подсознания, что типично для осознанных сновидений. То есть, для получения осознанного сновидения необходимо включить сознание во время сна.

Тенсегрити – по определению самого Кастанеды, это система магических пассов, разработанных толтекскими шаманами для подготовки адепта к магическому переходу. По сути, это комплекс биоэнергетических практик (по типу йоги или цигун), позволяющих уплотнить эфирное тело и увеличить чувствительность к энергиям, а также некоторые базовые элементы магии жестов. При более глубоком ознакомлении, можно найти достаточно много параллелей между техниками тенсегрити и некоторыми практиками китайских и даосских школ, вплоть до полного совпадения. Отсюда и мнение о том, что тенсегрити было просто придумано Кастанедой для выкачивания денег из тысяч последователей, исправно посещающих его семинары. Так ли это – не суть важно, поскольку система действительно рабочая (в чем можно убедиться на собственном опыте) и достаточно эффективная.

Подводя итог, следует заметить, что не так уж и значимо – был Кастанеда магом или нет. Его огромная заслуга в том, что он, едва ли не первым, сумел описать магическую картину мира доступным для широких слоев населения языком, и смог донести целый ряд весьма сложных и абстрактных идей до рядового человека. В целом, описанный Кастанедой Путь Воина – это выстроенная, целостная, хоть и приукрашенная фантазиями автора картина мира, несущая массу ценных мыслей и опыт магической традиции древней Мексики. Но большой ошибкой будет расценивать книги Кастанеды как реальные магические учебники. Более того, это может быть опасно, поскольку даже лучшие практики, прошедшие через интерпретацию ученика, являются уже чем-то иным, отличным от оригинала, как бы красочно они не были описаны. Произведения Кастанеды – это замечательная возможность получить ощущение магичности мира, а также мотивацию к развитию и поиску тайн. Другое дело, что самих тайн там практически нет и увидеть их человеку неподготовленному нелегко… но как первая ступень на пути к развитию – книги очень ценны.

Закончить статью хотелось бы цитатой из книги “Учение дона Хуана”: «Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей… Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце… Все пути одинаковы: они ведут в никуда… Один путь дает тебе силы, другой – уничтожает тебя».

Удачи всем в поиске и обретении своего пути!