Литературно-музыкальная композиция "фронтовые письма". Сценарий «Фронтовые письма

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Ушли на фронт защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Данная литературно-музыкальная композиция способствует формированию у школьников представлений об истории военной переписки, учит видеть красоту человеческих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Фронтовые письма»

Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы , Внеклассная работа

Цели:

  • расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей семьи, страны;
  • способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран;
  • запись видеороликов;
  • музыкальное оформление – песени: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова) в исполнении Е.Мартынова, «Письмо с фронта» (музыка В.Началов) в исполнении Юлии Началовой, «Фронтовые письма» в исполнении Владимира Можаева.
  • компьютерная презентация.

Оформление: импровизированная землянка, свеча в жестяной кружке, солдатская форма, гелевые воздушные шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся солдатам, не вернувшимся с войны), на столах гвоздики, Книги Памяти, керосиновая лампа, каска, пилотка .

Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель:

Мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить о людях, которые прошли через ужас войны, отдали жизни во имя победы.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и матери, сестры, любимые.

Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Под пулями не лгут. Под разрывами бомб совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Им гораздо привычнее было держать в руках винтовку, а не карандаш. Именно поэтому большинство писем фронтовиков не блещут красотами литературного стиля и абсолютно бесхитростны, но в то же время предельно искренны и правдивы.

Слайд 2.

1-й чтец: Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов.

О, письма фронтовые грозных лет

Бесценней документов в мире нет!

Е. Кирпонос

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 1)».

Ведущий 1. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!».

Слайд 3,4,5.

Ведущий 2 . Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессиленно припав к огарку свечи в землянке. Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.

Слайд 6.

Ведущий 3. А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться...

Слайд 7.

Звучит запись песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»

На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение.

Слайд 8.

2-ой чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую...? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Слайд 9,10,11.

Ведущий 1 . Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом человеческой веры, надежды, мужества. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2. Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.

Слайд 12.

3-ий чтец: Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

В. Якуш

Звучит запись песни в исполнении Юлии Началовой «Письмо с фронта».

Слайд 13.

Ведущий 3. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами...

Юноша в солдатской форме и девушка читают стихотворение.

Слайд 14.

Девушка.

Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Слайд 15.

Юноша (одет в солдатскую форму).

- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

Слайд 16.

Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Слайд 17.

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 3)»

Ведущий 1. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.

Слайд 18,19.

Юноша в солдатской форме и девушка с белым платочком на плечах читают стихотворение.

Юноша.

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая.

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль, явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

Слайд 20.

Девушка.

Здравствуй. Иванушка желанный!

Истосковалась без тебя!

Всё остальное не столь важно,

Всё остальное суета!

Детки здоровы, слава богу!

И словно по часам растут.

Втихую бегая к дороге,

Отца порой подолгу ждут.

Как без тебя живем, не знаю!

Нет меры горестным слезам!

Я так обнять тебя желаю,

Припав к твоим родным губам!

В молитве искренней и страстной

Я повторяю вновь слова:

Храни, Господь, наш край прекрасный!

Будь трижды проклята война!..

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо7) “ Здравствуй, родная моя... "»

Слайд 21, 22.

Желанные вести с треклятой войны...

Солдатские письма, солдатские письма,

О, как же вас ждали с чужой стороны!

Смотрели с надеждой в глаза почтальонке - Не горькую весть принесла ли в избу?

И вдруг, увидав серый штамп похоронки,

Дрожащей рукой утирали слезу...

В одном доме - радость, в другом доме - горе...

Здесь - выжил, но ранен, там - геройски погиб.

И реки страданий, а горечи - море...

И ждать, вот уж, кажется, больше нег сил.

Солдатские письма, солдатские письма,

Читали всем миром по тысячу раз...

В них боль и надежда, стремление к жизни,

Проклятья врагу, боль и ярость подчас...

Солдатские письма - треугольники жизни.

Посланники верной солдатской любви...

Салютов победных весенние брызги –

Вечная память погибшим в войне!

И. Дмитриева

Слайд 23.

Ведущий 2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Звучит запись песни «Фронтовые письма» в исполнении В. Можаева.

Слайд 24, 25.

Учитель:

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо 4)»

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

Слайд 26.

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Любимая Варенька! Какое счастье получить твое письмо! Силы сразу прибавилось. Сегодня был жаркий бой. Но мне все бесстрашно, привык к боевой обстановке».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

Учитель:

Слайд 27, 28.

Мы благодарны Вам ветераны Великой Отечественной войны, за победу, за мирную жизнь наших родителей, за радостное детство наших детей.

Мы благодарны всем тем, кто не жалея себя, отдавал все силы борьбе за счастливую жизнь своих потомков.

Пройдет еще 70 лет, а благодарное человечество всегда будет помнить о подвиге героев. Память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.

Участники композиции идут к Памятнику, установленному в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы и выпускают шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся к солдатам, не вернувшимся с войны).

В музыкально - литературной композиции использованы:

  1. Песни в исполнении:
  • Е.Мартынова «Письмо отца»;
  • Ю. Началовой «Письмо с фронта»;
  • В. Можаева «Фронтовые письма».
  1. Интернет-ресурсы:

Видеоролики с сайта: URL: http//yandex.ru/video/:

  • «Письмо с фронта 1»;
  • «Письмо с фронта 3»;
  • «Письмо с фронта 4»;
  • «Письмо с фронта 7».
  1. Стихотворения:
  • Е. Кирпоноса «Писали их на смертном рубеже»;
  • Г. Горбовского «На дне окопного оврага»;
  • В. Якуша «Дорогие мои родные!»;
  • Т. Лавровой «Помятый пожелтевший треугольник»;
  • И Дмитриевой «Солдатские письма».

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны»

Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:

    Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

    Отработка публичного выступления перед зрителями.

    Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

Участники:

    Музыка. Видео.

Ведущий. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти.

Ведущая. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, но… такими же, полными слез.

    Песня «О той весне».

    На сцене девушки с треугольными письмами в руках.

Девушка 1. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Девушка 2. Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Девушка 3. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Девушка 4. Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Девушка 5. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

Девушка 1. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом…

Девушка 2. Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

    Композиция «Фронтовые письма».

Ведущий. Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Ведущая. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Юноша 1. «Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

Юноша 3. (с эхом) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

Ведущий. Маленький городок на западной границе нашей страны крепко спал.

Ведущая. В школах отзвучали последние звуки вальсов и напутственные слова учителей, сказанные своим выпускникам на прощание.

Ведущий. После выпускного бала, по традиции, ребята пошли встречать рассвет. Многие уже разошлись по домам, а эти двое никак не могли расстаться, мечтая о будущем, таком светлом, таком близком…

– Нет, Ванечка, я все-таки поеду в Москву! На артистку можно выучиться только в Москве, ты же знаешь. Поехали со мной, попробуешь в университет поступить.

– Кать, я не знаю. Но раз мы решили быть вместе, значит, поеду…

– Ой, посмотри, что там? Видишь, на самом краю неба? Ванечка, это самолеты! Один, два, да их там штук тридцать!

– Слышишь, похоже на взрывы! Пожар? Похоже, это горит наша школа! Катя, неужели это…?

Ведущая. Наши герои, как и все советские люди, на рассвете 22 июня 1941 года, не знали, и даже догадываться не могли, что в их жизнь ворвется огонь, горе, ужас и смерть. Все самое страшное, что только могло с ними произойти, произошло в эту ночь.

Ведущий. Катя с Ваней, конечно, расстались. Катерина поступила на курсы медсестер, а Иван прошел срочный курс в танковом училище. А потом были письма…

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Ведущая. Это было в марте сорок пятого. Переписка оборвалась. Писать было некуда. Но судьба приготовила им сюрприз. Они встретились в Берлине в мае 1945 года…

Ведущий. Нет, они не бежали друг к другу. Они медленно шли, пристально вглядываясь, как будто вновь узнавали… Потому что это были совсем другие Катя и Ваня. Тех, прежних беззаботных мечтателей, навсегда изменила невыносимо страшная, кровавая, жестокая – Великая отечественная.

«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

Ведущий: Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

Ведущая: В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…

Юноша 4. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

    Песня – Ангелина Кузина.

Ведущая: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь?

    Стихотворение “Папе на фронт”

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

Девушка 1. “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

    На фоне музыки выходят девушки-почтальоны.

Ведущая: Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

Ведущий: По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Девушка 2. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Но в моей сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Девушка 3. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Девушка 4. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Девушка 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Девушка 1. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

    Постановка «Зинка».

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Юноша 1. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды, Я помню про его семью.

Мне представляется невольно Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют!

Разве сможешь ты сквозь страх и холод Путь пройти на защиту страны?!

Разве сможешь, худой и голодный, Всю жестокость преодолеть?

И в далеком краю, одинокий, - За любимых своих умереть?!

Солдаты : Я смогу, я пройду все дороги, Сквозь неведомый раньше мне страх!

Пусть у близких не будет тревоги: Я России советский солдат!

Солдаты : Буду бледен, несчастен, изранен, Буду песню душевную петь!!!

    Композиция «Письмо, пришедшее с войны».

Девушка. 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

Ведущий. Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов. О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Ведущая. В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливую жизнь.

Ведущий. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Ведущая. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

Ведущий. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.

    Песня «Соловьи».

Девушка 4. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.

Юноша 4. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

Девушка 5. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Юноша 5. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Девушка 3. Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

ВЕДУЩАЯ: Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж.

ВЕДУЩИЙ: Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет!

    Метроном. Минута молчания.

Ведущая. В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!

Ведущий. Ветераны…отвлекитесь от дел, загляните в их лица… становите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…

Ведущая. Ветераны, прошедшие войну…как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Ведущий. Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.

И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.

Ведущая. Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…

Девушка 1. Спасибо вам, родные наши ветераны, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

Девушка 2. Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ, кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.

    Фанфары.

Ирина Панфиленко

Цель : создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи : Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Действующие лица взрослые : солдат, жена с грудным ребенком (кукла) в тылу, женщина нашего времени, 2 ведущих.

Декорации : Сцена поделена на 3 части : в правом дальнем углу имитации комнаты дома ВОВ :, стол, керосиновая лампа, фотография мужа, кувшин с водой, металлическая кружка, черная шаль. В левом дальнем углу : блиндаж; в левом ближнем углу сундук в котором лежит старый пиджак.

Материал : фонарик, треугольные письма 2 , видео презентация фотографий военных лет, планшет для солдата в котором лежит бумага, карандаш, кисет, ТСО (нарезка песен о войне музыка для чтения стихов, минусовка песни «Фронтовое письмо » ,

Картина № 1 Звучит фонограмма, появляется солдат, садится и пишет письмо домой , достает кисет и делает самокрутку. Закуривает и дописывает письмо .

Картина № 2 Звучит песня «Любовь порой не возвращается» . Молодая женщина подходит к столу, зажигает керосиновую лампу, закачивает младенца, достает письмо , читает. На припеве женщина бежит на встречу к солдату, но не могут они встретиться. Она надевает черный платок и возвращается в дом.


Картина № 3. Выходит молодая женщина с фонариком в руке (осматривает чердак, подходит к сундуку. Достает из него старый пиджак с кармана, которого выглядывает письмо . Достает письмо треугольник , садится на сундук и читает его. В это время демонстрируется видео с фотографиями военных лет.

Картина № 4. По окончанию показа слайдов все герои встают.


Современость : Что в память о войне осталось нам ,

О той Великой и Священной? –

Тела да прах погибших, пополам

В могилах братских погребенных;

Рассказы, фильмы, хроника, стихи

Людей простых и знаменитых

Про подвиги солдат и про грехи

Иуд, что кровью их умыты.

Ещё остались письма с той войны ,

Что испытал народ когда-то ….

Вдова : .Фронтовое письмо , не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том ,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Солдат : Когда ты в месте незнакомом,

Воюешь на передовой,

Так хочется связаться с домом,

Письмо отправить , что живой.

Современность : И в перерывах между боем,

От зноя спрятавшись в блиндаж,

Писал солдат, что стал героем,

В руке сжимая карандаш.

К ним выходят двое ведущих, читают письма :

ВЕД 1 : …Мой дед на фронте тоже воевал,

И, раненный на поле боя,

В 42-ом любовь он повстречал,

Спасённый юной медсестрою.

Потом санбат. И снова воевал…

Уже влюблённый и любимый

Анюте с фронта в письмах он писал ,

Что наш народ – непобедимый!

Он ей писал о том, как долго ждал

Заветный жёлтенький листочек,

Как в трудную минуту согревал

Её знакомый милый почерк.

Он ей писал :

«Я жив! Я не убит!

Я знаю : мы пройдём, прорвёмся!

Я твёрдо верю : будет враг разбит,

И мы с победою вернёмся!

Ты только жди, надейся и поверь,

Что, у меня пока есть силы,

Не сосчитает враг своих потерь! –

Я буду гадам рыть могилы …

Но если выйдет так, что не вернусь,

А упаду на бранном поле, -

Пред смертью помолюсь … перекрещусь …

Шепну : «На всё Господня воля …»

Прости меня, родная, и смахни

С красивых глаз слезу живую.

Мне снова в бой … Рассветные огни …

Люблю. Скучаю. Жди. Целую».

…Ну, вот и всё. Окончен этот бой,

И звоном тишина застыла.

А дед мой в том бою обрёл покой

И там же – вечную могилу.

И долго строчки этого письма

Меня до боли будут ранить,

Как Жизнь и Смерть, как траурная тьма,

С войны оставшись мне на память.

Вед. 2 : А я читаю письмо , что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это дед мой писал жене своей Анне

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо , и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет тяжесть тех навалившихся бед.

Я читаю письмо , и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем мой дед.

Я читаю письмо , а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверена , если придется,

Все, что сделал мой дед, я сумею всегда повторить.

Все герои и ведущие выстраиваются в одну линию исполняют песню "Треугольный конверт".


1.–А Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

2. Может, нет адресата

И писавшего нет.

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

2. Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол, воюю на совесть.

Слушай мамку, сынок. "

3. Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

Поет :

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся, вернусь. "

Мы хотим, чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

" Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. !

.Вед :. Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца ,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

Лидия Трифонова

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувства к Родине.

Задачи :

1. Познакомить детей с героизмом русских людей в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Развивать у детей умения эмоционально выражать свои чувства в пластике, слове, пении.

Оборудование : костюмы – военная форма для солдат и девушки-почтальона, костюмы голубей, платье для солистки, красные ленты; атрибуты – письма-треугольники, большой бутафорской конверт, пенек, гармошка; фонограмма – в данной композиции использован следующий музыкальный материал: звуки войны (метроном, выстрелы, взрывы, мелодия «В землянке» К. Я. Листова, «Солдатская пляска» А. Г. Новикова, «Вокализ» В. Толкуновой, песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» сл. и муз А. Петряшевой, а также авторские стихи О. Кристесашвили, С. Удаловой и Л. Трифоновой.

Ход мероприятия :

Вдали слышатся звуки стрельбы, выстрелов, бомбежки. Все стихает.

Звучит тихая мелодия «В землянке» фоном.

Выходят три бойца, располагаются на сцене.

Один из них чуть в стороне садится на пенек и играет на гармошке.

Солдаты пишут письма родным.

1-й боец :

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

2-й боец :

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За победой одной.

Третий солдат грустит, перестает «играть».

Выбегает девушка-почтальон, в руках у нее письмо-треугольник.

Почтальон :

Эй, солдат, не скучай!

Вот, письмо получай.

За конверт попляши

Для меня от души.

Солдатская пляска

(Девушка дразнит солдата письмом, заставляя танцевать. Солдат зовет на помощь боевых товарищей, они танцуют. В конце пляски все замирают. Звучит метроном, а затем вокализ Валентины Толкуновой. На его фоне – голос за кадром.)

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

Танец почтовых голубей с солдатами .

(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны», муз. и сл. А. Петряшевой)

В конце танца солдаты выносят большой макет конверта, где с обратной стороны прикреплены несколько подарочных конвертов для ветеранов.

Девочки-голуби и солдаты выстраиваются в центральную «фотографию», выходят два ребенка (мальчик и девочка) младшей группы, встают по обе стороны.

Мальчик :

Да, позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Девочка :

Спасибо Вам, мы очень любим вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Звучит любая празднично-маршевая музыка, дети дарят письма-треугольники с пожеланиями ветеранам.

ВИДЕО с конкурса:

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

детский хирург стоматолог