Пракситель скульптор древней греции и его произведения. Аполлон, убивающий ящерицу

Музей Пия-Климента - один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769-1774 года) и Пия VI (1775-1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

"...Каждый день тысячи человек посещают Ватиканские музеи... Это наводит на мысль: кто же они, эти посетители? Они представляют большое разнообразие человечества. Многие из них не являются католиками, многие вообще не христиане и, может быть, даже не верующие. Все это заставляет задуматься о необычайной ответственности, возложенной на это учреждение с точки зрения христианского послания... " - Папа Бенедикт XVI.

Ватиканские музеи - это сложный комплекс экспозиций, посещаемый каждый год почти четырьмя миллионами туристов со всех краев земли. В настоящее время это 23 музея - выставочный путь длиной в 7 километров.

В годы правления Пия XI, как известно, был подписан Конкордат между Ватиканом и Италией и учрежден город-государство (1929 г.). Ввиду этого возникла необходимость ограничения циркуляции посетителей по всей территории Ватикана, а, значит - и создания специальных входов для доступа в Музеи с итальянской территории. С этой целью и был возведен переход через стену в форме спирального парапета, спроектированный архитектором Джузеппе Момо (1875-1940 гг.) и украшенный барельефами с папскими гербами работы скульптора Антонио Мариани (1886-1963 гг.).

В просторном атриуме входа возвышается скульптура Джулиано Ванджи символизирующая основную идею правления Иоанна Павла II: на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II, который поддерживает фигуру Человека - символ всего Человечества - в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы, принимая форму и завладевая окружающим пространством. Название произведения - "Переступить порог надежды", с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.

Преодолев новый главный вход в Музей, торжественно открытого Иоанном Павлом II в 2000 г., оказываемся сразу во дворе Кирас, где можно полюбоваться грандиозным куполом собора св. Петра, по проекту Микеланджело. В центре двора возвышается Колонна Антонина - часть монумента, возведенного в память об императоре Антонине Пие (138-161 гг н. э).

Дальше пройдя через Атриум Четырех Ворот - оказываемся во дворе Шишки - крайней северной части огромного внутреннего Двора Бельведера, спроектированного Браманте еще в эпоху Возрождения и простиравшегося от Папского Дворца до дворца Иннокентия VIII (Чибо, 1484-1492 гг.), вследствие постройки библиотеки Сикста V (Перетти, 1585-1590 гг.) и нового Крыла Пия VII (Кьярамонти, 1800-1823 гг.) внутренний двор был разбит на три части.

Шишка, датируемая I и II веками н. э., в свое время была центральной фигурой старинного фонтана, находившегося в районе Марсова поля, воды которого извергались через бесчисленные отверстия, скрытые под чешуйками. Впоследствии Шишке, как часто случалось с античными произведениями искусства, нашли иное применение, и она была установлена в центре входного атриума Базилики Святого Петра, построенной императором Константином. Она была покрыта роскошным балдахином, опирающимся на четыре колонны из порфира и украшенного бронзовыми павлинами из близлежащего Мавзолея Адриана, и использовалась как фонтан, в котором паломники совершали омовения прежде, чем войти в собор. Во дворе сейчас копии павлинов, оригиналы хранятся в Новом Крыле музеев.

Здесь же, в центре двора можно увидеть сферическую инсталляцию, вызывающая непрекращающийся интерес, она появилась в 1990 году. "Сфера со сферой" - произведение миланского автора Арнольдо Помодоро, символизирует, по словам самого автора, связь между планетой (маленький шар) и Вселенной (большой шар). Шар был приобретен для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II.

Принято считать, что начало коллекции Ватиканских Музеев было положено на заре шестнадцатого века, когда кардинал Джулиано делла Ровере, носивший папский титул с 1503 по 1513 гг. под именем Юлия II, распорядился перенести в Ватикан и установить в саду Бельведер, преобразованном во внутренний дворик, ценные классические статуи - Аполлона и Лаокоона.

1. Внутренний двор Бельведера

Внутренний двор Бельведера:

Восьмиугольный дворик - сердце и историческое ядро Ватиканских Музеев. Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, впоследствии превращенный по распоряжению Юлия II и по проекту Браманте в сад статуй. Дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году Климент XIV повелел обнести открытую площадку восьмиугольным портиком, спроектированным М. Симонетти, придав ему таким образом вид, сохранившийся до наших дней (итал. Cortile Ottagono). Более короткие стороны восьмиугольника называются "Кабинетами", и в них установлены самые ценные статуи, некогда украшавшие старинный сад Юлия II. В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона:

Мраморная группа "Лаокоон и сыновья": (начало I века н. э., 184 см) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона. Плиний Старший пишет в "Naturalis historia", что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама. В соответствии с легендой жрец Лаокоон и два его сына были задушены ужасными змеями, вызванными из морских глубин богиней Афиной и богом Посейдоном. Жрец возражал против перевозки в город деревянного троянского коня, оставленного греками в качестве жертвоприношения Афине, и сделавшими вид, что они сняли осаду города, и даже требовал предать его сожжению. Троянцы сочли его гибель знамением небес и решили принять коня, внутри которого укрывались греческие герои, предопределив таким образом печальную участь города. Легенда о Лаокооне стала мифическим предостережением тем, кто старается противится неизбежному: падение и разрушение Трои было предопределено на небесах, а из пожиравшего её пламени должен был восстать Эней - прародитель нового рода основателей Рима. Работа была тотчас же приобретена Юлием II, установившим её в знаменитом саду Малого Дворца Бельведере, так была заложена основа бесценной коллекции статуй. Правая рука Лаокоона была найдена только в начале двадцатого века археологом Поллаком, в мастерской каменотеса.

2. Ниша Кановы:

Персей: работы Антонио Канова (1800-1801 года). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке. Антонио Канова - одна из самых значимых фигур неоклассической эпохи - начал работу над Персеем, чтобы компенсировать потерю античного изваяния, вывезенных в Париж Наполеоном. В начале 19 века, когда Персей был заказан Папой Пием VII Кьярамонти, Музей Пия-Климента пришел в полный упадок из-за французских экспроприаций: постаменты самых знаменитых статуй пустовали, места остальных занимали копии, заменившие бесценные оригиналы. Поэтому установка Персея в нише, которую уже почти три столетия занимал Аполлон, и назначение Кановы на должность главы Инспекции по делам Древностей и Изящных Искусств, служили демонстрацией намерения Папы восполнить потери музейной коллекции. Канова изобразил Персея - одного из самых почитаемых героев греческой мифологии - в тот момент, когда он отсек голову Медузы Горгоны мечом, данным ему Гермесом.

3. Ниша Аполлона:

Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130-140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара. Скульптурой, появившейся в Ватикане во времена правления Юлия II и первоначально занимавшей одну из ниш Сада Статуй, любовались в свое время Винкельман, Гёте, а еще ранее - Микеланджело. Речь идет о римской копии эпохи императора Адриана (II век н. э.) с бронзового оригинала работы греческого мастера Леохара (IV век до н. э.), установленного на холме Агора в Афинах и изображавшего Аполлона, как бы неожиданно предстающего перед восхищенным зрителем во всем своем божественном величии. Аполлон, бог музыки и поэзии в античной мифологии, обычно изображался на горе Парнас в окружении Муз-богинь, вдохновлявших Человека в основных видах интеллектуальной деятельности. Но в то же время Аполлон - легендарный воин, лук и стрелы которого были воистину смертоносным оружием: например, в гомеровской Илиаде он сражался на стороне троянцев против греков. Статуя изображает мифического бога в этой ипостаси. Статуя, хоть и представляет собой копию, предоставляет нам возможность по достоинству оценить новшества и завоевания греческих скульпторов IV века до н. э., достигших несомненных успехов в искусстве передачи движения в трехмерном пространстве.

4. Ниша Гермеса:

Статуя Гермеса: также "Антиной Бельведерский", римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана). Гермес был богом коммерции: он покровительствовал путешественникам, а его изображения в форме колонн, увенчанных бюстом (своего рода дорожных столбов) устанавливались на перекрестах дорожных путей. Но Гермес также сопровождал души усопших в Царство Мертвых, и благодаря этому носил имя Психопомп - "поводырь Душ", именно в этой ипостаси он изображен.

Ниша Кановы

Персей с головой Медузы Горконы в руке. Статуя Creugas (слева), Статуя боксера Дамоксеноса (справа):

Персей с головой Медузы Горконы в руке:

Ванна из розового гранита и статуи северо-восточной части во дворе Бельведера:

Древняя римская статуя "Река Тигр":

Бывшая римская статуя "Река Тигр", восстановленная в начале 16-го века Джованни Анджело Монторсоли и мраморный саркофаг 160-170 гг н. э., украшенный рельефом, представляющим Битву с Амазонками. Саркофаг использовался в прошлом как водосборник для фонтана "Река Тигр". Оба скульптурных произведения установлены во внутреннем дворе Бельведера (восьмиугольный "Ottagono Cortile "), в Музее Pio-Clementino, (Музеи Ватикана). Скульптура является копией эпохи Адриана (II век н. э.) с греческого оригинала эллинской эпохи. Во времена расцвета эллинизма (начиная с III века до н. э.) одной из основных характеристик искусства скульптуры было тематическое разнообразие: не только изображения божеств, мифических героев, известных граждан, атлетов, характерных для классического периода, но и фигуры детей, животных, материальные воплощения природных явлений, иноземцы и варвары. Статуя речного божества, является плодом множества реставраций и дополнений. Правая рука и голова статуи, дополнение и реставрация времен Возрождения. Есть предположения, что дополнял и реставрировал статую Микеланджело.

В восьмиугольном дворике хранится также обширная коллекция саркофагов времен древних римлян, в свое время дававшего работу множеству специализированных мастерских, постоянно совершенствовавшихся в искусстве барельефа и создавших подчас настоящие шедевры. Резные усыпальницы свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

2. Зал Животных

Через Восьмиугольный дворик можно пройти в Зал Животных - самый настоящий зоологический музей в мраморе, поражающий разнообразием видов, среди которых - множество экзотических и фантастических, и несколько - уже вымерших; многие изваяния были отреставрированы или изготовлены мастерами 18 века.

Собака:

И вот, кажется - прямо на наших глазах - оживают прирученные обитатели Музея: птицы и водяные жители, а еще волки, рыси, львы и пантеры, а вот и группа оленей, окруженных охотничьими собаками, а рядом фигуры фантастических животных - Кентавра, Грифона, Минотавра.

Зал животных:

В Зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734-1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов. Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века.

Зал животных. Коллекция скульптур:

Нападение:

Кентавр:

Дополняют экспозицию скульптурные изображения героев, имена которых неразрывно связаны с миром животных: Мелеагра - по древнегреческой мифологии величайшего охотника всех времен (римская копия II век н. э. с греческого оригинала IV век до н. э.),

Охотник Мелеагр с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.):

и Митры, победившего быка (II век н. э.).

Заклание быка Митрой:

Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.

3. Галерея статуй и Галерея бюстов

Из Зала Животных можно пройти в Галерею Статуй и Бюстов. Галерея расположена в старинной крытой галерее Дворца Бельведера. Стены были расписаны художником Пинтуриккио и его учениками, из которых сохранились только несколько фрагментов на внутренних стенах галереи. В противоположных концах зала, у торцевых стен, установлены две знаменитые статуи: Спящая Ариадна и Юпитера на Троне.

Галерея бюстов:

В Галерее бюстов (итал. Galleria dei Busti) размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.

В Зале Бюстов хранится погребальный горельеф Катона и Порции (I в. до н. э.). Эти два портрета, являются фрагментом оформления погребального памятника. В соответствии с этическими нормами и священным римским правом позволялось захоронение усопших только вне стен города: таким образом вдоль дорог вырастали целые некрополи. На одном из этих кладбищ и был сооружен склеп, фронтон которого украшали эти два портрета, как бы приглашая остановиться мимо проходящего путника.

Галерея статуй:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V-IV веков): статуи "Спящей Ариадны" (копия греческого оригинала, II век), "Пригнувшейся Венеры" (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.), "Эроса из Ченточелле" (копия с оригинала IV в. до н. э.), "Нептуна", "Раненой амазонки", "Сидящего Париса", "Пьяного Сатира", "Септимия Севера", "Нарцисса", "Плач Пенелопы", "Минервы" и "Меандра". А также "Аполлон, убивающий ящерицу" (Apollon Sauroktonos), копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н. э.), несколько монументальных греческих стел и самые красивые канделябры античности (итал. Candelabri Barberini) из виллы Адриана в Тиволи.

Спящая Ариадна (Sleeping Ariadne):

Статуя Спящей Ариадны в 16 веке находилась в северо-восточной нише знаменитого сада Юлия II. Ее использовали как декоративный элемент фонтана, а затем в ходе работ по созданию Музея Пия-Климента, Ариадну перенесли на почетное место, в специально созданную для скульптуры нишу в Галерее Статуй.

Ариадна - дочь царя Крита Миноса - помогла афинскому герою Тесею сразиться с Минотавром. Тесею удалось совершить свой подвиг не только благодаря своей храбрости, но и благодаря клубку ниток, подаренному ему Ариадной. Блуждая по ходам лабиринта, он разматывал клубок и смог найти обратную дорогу благодаря путеводной нити. Ариадна убежала от гнева отца вместе с Тесеем, но так и не добралась никогда до Афин. Остановившись для отдыха на острове Наксос, Тесей дождался, пока Ариадна уснет, и бросил ее спящую на берегу. Именно в этой позе ее изображают древние мастера. Скульптура - римская копия II в. н. э. с эллинистического оригинала II в. до н. э. - эпохи, когда сюжет покинутой влюбленной вдохновлял многих мастеров, стремившихся запечатлеть в камне все возможные виды чувств и состояния человеческой души.

Аполлон, убивающий ящерицу:

Данаида с чашей, которой она наполняет бездонный сосуд в подземном царстве Аида:

У короля Даноса было 50 дочерей (Данаиды), которые были осуждены Зевсом за убийство своих мужей - и приговорены, чтобы целую вечность заполнять водой дырявый сосуд.

Галерея статуй:

Диана:

Дионис:

Статуя Париса (мрамор) и Раненая амазонка (Amazzone Mattei):

4. Зал греческого креста

Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н. э.) и статуй II-III в. Среди скульптур выделяются фигура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря. Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины - как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.

Зал греческого креста:

Входной портал охраняют две гигантские фигуры атлантов, выполненные в египетском стиле и украшавшие прежде виллу Адриана; император совершил множество путешествий по восточным владениям и проникся любовью к культуре великих цивилизаций.

Антиной. Теламон:

Telamon (скульптура-поддержка в виде человека) представление Антиноуса, как фараона. Красный гранит, римские художественные работы, 2-й век н. э. Из Виллы Адриана в Tivoli.

В Зале греческого креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350-360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа).

Саркофаг Констанции:

На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.

Саркофаг Елены:

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке; в центре мозаичного круга помещено изображение Афины - богини-воительницы, облаченной в шлем с султаном и эгидой - своего рода кирасу из козлиной шкуры, в центре которой, прямо на груди, прикреплен медальон с головой Горгоны (Gorgoneia). Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил, а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. Вокруг богини изображение фазы Луны (III в. н. э.).

Мозаика пола в Зале Греческого креста:

Афина в эгиде (деталь). Римская мозаика, окруженная рамкой XVIII-го века. Мощение зала в греческом кресте музея Pio-Clementino (Происхождение Tusculum).

Мозаика пола в Зале Греческого креста (фрагмент). Изображение фазы Луны, во II в. н. э.:

Фрагмент мозаики Афина в эгиде на полу Зала Греческого креста:

5. Зал Ротонда

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780-1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.

В центре зала гигантская чаша из красного порфира (13 метров в окружности):

Купол Ротонды:

Зал Ротонда, Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра):

Геркулес, носящий дубину, шкуру льва и золотые яблоки Гесперид:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея). Единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности. Статуя была обнаружена в 1864 году около Театра Помпея, тщательно похороненная под плитами, носящими запись "F.C.S." (fulgor conditum summanium), указывающий, что она была поражена молнией затем зарытой на площади. Позолоченная бронза, римское произведение II-го века нашей эры.

Гера (Юнона Барберини):

Церера (Деметра) - богиня плодородия и земледелия:

Древнеримская статуя императора Гальбы:

Император Клавдий в образе Юпитера:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев, около 50 г. н. э. Скульптура была найдена в центре Ланувио, и по всей видимости была одной из множества статуй, которые изготавливались для прославления императора и устанавливались обычно в публичных местах - таких, как суды, портики, театры. В сущности, Юпитер - это самое важное божество в римском пантеоне, и официальные изображения императора в образе Громовержца должны были передавать народу ясное и краткое послание власти: Как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей.

Портрет императора Адриана в виде Дионисия:

Антиной:

Колоссальная статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса (венок из плюща, венчает голову, ладанник с сосновой шишкой). Мрамор, римские художественные работы.

Антиной (около 110—130) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифиния, любовник римского императора Адриана, обожествленный после смерти. В Египте Антиноя отождествляли с Осирисом. Предположительно, Адриан познакомился с Антиноем в 124 г., когда следовал через Вифинию. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре. Антиной погиб в октябре 130 года в водах Канопского Нила при невыясненных обстоятельствах — в качестве возможной причины называли самоубийство, ритуальную жертву, убийство и несчастный случай.

Бюсты

Зевс (Zeus) и "ГЕРА" с диадемой. Мрамор, Римская копия с "Barberini ГЕРА" из имперской эпохи около 5-го века:

Римский император Клавдий и Антиной:

Фаустина старейшина, жена императора Антонина Пия и Принцесса эпохи Severiana, возможно Giulia Mesa или его дочь Джулия soemia, мать императора heliogabalus:

Мозаика

Пол Ротонды украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.

Мозаика на полу зала Ротонда:

Римская Мозаика, (из thermes Otricoli). Зал Ротонда, музей Пио-Клементино:

6. Кабинет Масок

Галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например "Три Грации" (римская копия с эллинистического оригинала), "Сатир", "Танцующая женщина" (найдена в окрестностях Неаполя), а также знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).

Кабинет Масок. Музей Пио-Клементино:

Пол Кабинета масок (итал. Gabinetto delle Maschere) украшен мозаикой, обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на которой изображены маски (II век н. э).

Мозаика. Кабинет масок. Музей Пио-Клементино. Ватикан:

На мозаике отражена театральная маска с атрибутами Диониса.

Афродита Книдская. Кабинет масок. Музей Пио-Клементино:

Знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).

Хариты (Грации). Кабинет масок. Музей Пио-Клементино:

Хариты (Три Грации), как богини изящества, прелести и красоты. У римлян харитам соответствуют грации. В искусстве они обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, - спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV в. видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь (Castitas, Pulchritudo, Amor).

Пригнувшаяся Венера (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.):

Венера, богиня любви, присевшая в ее ванне, эта статуэтка - копия оригинальной крупномасштабной скульптуры, датирующейся к 100 г. до н. э, вероятно Doidalsas Bithynia. Богиня присела, чтобы позволить дежурному, который не изображен, лить воду на неё.

7. Зал Муз

В ходе раскопок на одной из римских вилл в зоне Тиволи - так называемой вилле Кассия - были извлечены из земли статуи Муз и Аполлона, играющего на кифаре (II в. н. э.), скорее всего украшавшие зал библиотеки виллы. Вокруг этой скульптурной группы был создан по проекту Симонетти - Зал Муз. Восьмиугольный зал окружен колоннами с коринфскими капителями, привезенные с виллы Адриана. Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности - Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, фрески которых продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала.

Зал Муз. Музей Пио-Клементино:

В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Высказывалось много предположений о том, кто именно из небожителей, царей и героев Древней Греции, послужил прототипом для создания скульптуры. В частности, изваяние отождествлялось с Геркулесом - одним из самых прославленных героев греческого мира. Однако же, последнее время исследователи склоняются к другому мнению, что прототипом для ваятеля послужил Аякс Теламонид, замысливший самоубийство. После смерти Ахилла у стен Трои, Аякс был признан самым сильным из греческих героев и, естественно, именно он имел право наследовать доспехи Ахилла, но благодаря интригам Одиссей сумел завладеть ими. Обезумев от ярости, Аякс, вырезал целую отару овец, приняв их за отряд врагов, и впоследствии, придя в себя и поняв, насколько он был смешон, покончил жизнь самоубийством. Работа подписана автором "Аполлоний, сын Нестора, афинян - сделал". Была создана в I в. до н. э. по заказу кого-то из придворных императора Августа и является мраморной копией знаменитого греческого оригинала в бронзе II в. до н. э. Существует интересная гипотеза, связывающая это изваяние с монументом на месте захоронения Аякса. Эта мифическая скульптура была настолько прекрасна и знаменита, что Марк Антоний демонтировал и перевез ее в Египет, в подарок своей возлюбленной Клеопатре, и только после победы над Антонием в битве при Акции (31 год до н. э.) Октавиан Август вернул изваяние на могилу героя. Вполне возможно, что именно к этому времени и относится заказ на изготовление копии.

Бельведерский торс (I век до н. э.):

Ни для кого не секрет, что античное искусство скульптуры служило мастерам 15 и 16 веков источником вдохновения и неисчерпаемым кладезем знаний. Микеланджело часто любовался Бельведерским Торсом и называл себя "учеником Торса".

(Продолжение следует)

Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.

Пракситель - скульптор, живший во времена Древней Греции. Знаменитый ваятель привнес в искусство элементы лирики, преуспел в создании божественных образов. Считается, что именно он был человеком, который первым начал восхвалять в своих мраморных произведениях красоту обнаженного тела. Исследователи называют мастера «певцом женской красоты». Что же еще можно рассказать о нем и его произведениях?

Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

К сожалению, информации об этом талантливом человеке сохранилось мало. Пракситель - скульптор, появившийся на свет в Афинах. Историкам так и не удалось установить точную дату его рождения, считается, что он появился на свет примерно в 390 году до нашей эры. Самое свежее упоминание о мастере датируется 334 годом до нашей эры, оно относится к его работам в Эфесе.

Пракситель - скульптор, за свою жизнь успевший создать около 70 произведений, если полагаться на сведения античных и средневековых источников. Тем не менее, исследователи смогли с уверенностью назвать его автором лишь малой части из них.

Семья

Что известно о семье этого выдающегося человека? статуй, работе с мрамором он научился в мастерской отца - афинского ваятеля Кефисодота. Стоит упомянуть, что отец не удостоился той славы, какую заслужил его сын и ученик. Самое выдающееся его творение - медная скульптура, изображающая богиню Эйрену с младенцем на руках.

Также у Праксителя было два сына - Кефисодот и Тимарх. Известно, что они пошли по стопам отца, однако не пытались в точности копировать его уникальный стиль. К примеру, Кефисодот наиболее преуспел в жанре портретной скульптуры, создал потрет знаменитого оратора Ликурга.

Любовная история

Пракситель - скульптор, который был на протяжении многих лет влюблен в прекрасную Некоторые историки утверждают, что именно черты этой женщины он передал, создавая статую прекрасных богинь. К примеру, не исключено, что именно эта дама позировала ему, когда он трудился над своей знаменитой Афродитой Книдской.

Известны и две портретные статую гетеры, не дошедшие до наших дней, автором которых он является.

Особенности творчества

Какие темы предпочитал затрагивать в своих произведениях гениальный Пракситель? Скульптор, биография которого рассматривается в этой статье, любил создавать изображения богинь и богов. Также сохранилась информация о произведениях, изображающих менад, нимф, кариатид и так далее. Простые смертные представляли для него гораздо меньший интерес.

Мастерством Праксителя восхищались его современники и потомки, античные писатели сравнивали скульптора с другими выдающимися мастерами той эпохи, к примеру, с Поликлетом, Фидием. Особенно благосклонные критики отмечали его способность передавать красоту человеческого тела.

Эстетический идеал

У Праксителя был и собственный эстетический идеал, ему нравилось превозносить красоту юности, которая еще лишена порывистой страсти. Ваятель редко работал с большими композициями, предпочитая сосредотачиваться на лепке отдельных образов. Скульптор никогда не подчеркивал мышцы тела, предпочитая делать упор на нежность.

Интересно, что именно Пракситель - скульптор Древней Греции, который первым рискнул создать статую обнаженной Афродиты. Конечно же, на мастера посыпались упреки в нескромности, однако он не обращал на них внимания. Его Эрот и сатиры, лишившись мышц, превратились в мечтательных, склонных к меланхолии юношей. Лица его статуй святятся нежностью и умиротворенностью.

Самая известная скульптура

Какая работа является самой известной из тех, что создал талантливый Пракситель? Скульптор, краткая биография которого описывается в этой статье, - автор произведения, изображающего бога Считается, что это единственный труд ваятеля, который дошел до нас в оригинале. Скульптура была обнаружена во время раскопок, которые были проведены в Олимпии в 1877 году. Однако некоторые исследователи все же убеждены, что статуя представляет собой всего лишь первоклассную реплику работы творца, тогда как оригинал утрачен безвозвратно.

Скульптура создана из мрамора, на ней изображен бог Гермес, опершийся о древесный ствол. В его правой руке располагается виноградная гроздь, к которой тянет ручки младенец Дионис. К сожалению, кисть руки Гермеса не сохранилась». Исследователи полагают, что работа над этим произведением была завершена приблизительно в 40-х годах четвертого века до нашей эры.

Чем именно так хороша данная статуя? Произведение наполнено внутренней энергией, которую подчеркивает расслабленная поза героя. Безукоризненно прекрасное лицо бога ваятель наделил одухотворенностью, нежностью. Пракситель умело экспериментирует с мерцающей игрой светотени, привлекает внимание к тончайшим нюансам фактуры. Ему удалось подчеркнуть благородство и силу Гермеса, гибкость его мышц. Также можно отметить сияющие глаза статуи.

Юный сатир

Как уже было сказано, ненавязчивая красота юности - тема, которую особенно любил великий творец Пракситель. Скульптор, фото работ которого можно увидеть в данной статье, создал много произведений, превозносящих прелесть молодости. Скульптура «Отдыхающий сатир» принадлежит к их числу. Это произведение, к сожалению, не сохранилось в подлиннике, но остались достаточно неплохие реплики, созданные много веков назад.

Пракситель подчеркивает изящество юного сатира, наделив его непринужденной позой. Герой стоит, облокотившись о древесный ствол, по поверхности тела скользят тени, благодаря которым статуя кажется живой, движущейся. Теплота кожи подчеркивается благодаря тяжелой шкуре рыси, наброшенной на плечо. У Сатира мечтательный взгляд, мягкая улыбка играет на губах. В своей правой руке он держит флейту, поэтому кажется, что он только что оторвался от игры.

Скульптура «Сатир, наливающий вино» также заслуживает упоминания. Предполагается, что она относится к раннему творчеству Праксителя. Статуя выполнена из бронзы, сохранилась лишь в виде копии.

Афродита Книдская

Конечно же, выше описываются еще далеко не все удивительные творения, автором которых является Пракситель (скульптор). входит в число самых выдающихся его работ, о существовании которых известно нашим современникам. К сожалению, оригинал творения мастера не сохранился, однако обитатели современного мира имеют возможность полюбоваться на многочисленные копии этого яркого произведения.

Статую можно назвать уникальной, так как до Праксителя ни один скульптор не позволял себе изображать богинь обнаженными. Его же скульптура является своеобразной отсылкой к истории происхождения Афродиты - прекрасной богини, вышедшей из пены морской, как утверждает знаменитая легенда. Его героиня - женщина, которая уже избавилась от одежды и собирается искупаться.

Ваятелю великолепно удалось подчеркнуть грацию тела прекрасной богини, наделить ее богатым внутренним миром. Не удивительно, что его входит в список самых выдающихся статуй всех времен.

Другие Афродиты Праксителя

Известно, что древнегреческий скульптор Пракситель успел создать несколько статуй богини Афродиты. Исследователи полагают, что в первый раз это произошло, когда ваятель выполнял заказ для Феспий. Историки полагают, что именно к этой статуе восходит Афродита из Арля, которую можно увидеть в Лувре.

Не удалось установить в точности, какими Пракситель сделал двух следующих Афродит. Исследователи обнаружили лишь сведения о том, что одна из этих работ выполнена из бронзы. Гораздо более знаменитой стала Афродита Косская, изображение которой сохранилось на древних монетах. Эта богиня была изображена одетой, ее длинные волосы эффектно ниспадали на плечи. Голову женщины венчал венок, на шее располагалось ожерелье.

Богиня Артемида

Отважную богиню охоты и плодородия также не обошел своим вниманием гениальный Пракситель (скульптор). Его работы, прославляющие Артемиду, дошли до нас лишь в виде копий. К примеру, статуя охотницы, являющаяся творением ваятеля, в течение длительного времени находилась в ее святилище, расположенной у города Антикиры. Пракситель облачил свою героиню в короткий хитон, в руке ее расположил факел.

Вошла в историю и другая статуя Артемиды, которая хранилась в святилище богини, находящемся в Афинах. Было установлено, что эта скульптура была создана в 345 году до нашей эры. Многие исследователи убеждены, что Артемида из Габий, которая хранится в Лувре, является репликой этого произведения.

Третья Артемида Праксителя на протяжении длительного времени украшала святилище Лето. Соседство ей составляли статуи, на которых были изображены Лето и Аполлон. К несчастью, реплики этой известной работы не были обнаружены.

Бог Аполлон

Создателем какой еще известной скульптуры считается знаменитый Пракситель (скульптор)? Его произведения, как уже было сказано, в большинстве своем дошли до нас лишь в виде превосходных копий. Не удивительно, что во многих случаях авторство ваятеля ставится исследователями под знак вопроса. Допустим, это относится и к скульптуре, на которой изображен убивающий ящерицу.

Предполагаемая копия этой работы в настоящий момент находится среди экспонатов Лувра, ранее она располагалась на вилле Боргезе, находящейся в Риме. Юный бог изображен обнаженным, его фигура располагается рядом с деревом, по которому взбирается ящерица. Исследователи полагают, что ящерица в данном случае символизирует огнедышащего Пифона. Это дракон из древнегреческой мифологии, которого убил этот бог, если верить легенде. Данная реплика была создана в первые столетия нашей эры, произошло это еще во времена существования Римской Империи. Существуют еще две неплохие копии, которые можно увидеть в Художественном музее Кливленда и в музее Пия-Климента.

Известно, что оригинальная скульптура Праксителя, на которой изображен бог Аполлон, была изготовлена из бронзы. Копия же, воспроизводящая черты оригинала, создана из мрамора.

Дата и причина смерти Праксителя остаются загадками, которые пока не удается решить исследованиям.

Дмитриевский собор. Церковь Благовещения в Аркажах. Внутри церкви Покрова на Нерли. Пятницкая церковь. Архитектурные стили Руси 12-13 века. Церковь Спаса на Нередице. Храм Ильи Пророка. Георгиевский собор. Ильинская церковь. Искусство резьбы по дереву. Русь долгие годы была страной деревянной. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский. Собор Святой Софии. Изящные украшения.

«Живопись Раннего Возрождения» - Коронование Марии. Чудо со статиром (ок. 1425). Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Сандро Боттичелли 1445-1510. Фреска Голгофа в соборе Сан Клементе. Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески. Флоренция. Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Церковь Санта Мария дель Кармине. Искусство стало выполнять роль универсального способа познания окружающего мира.

«Античное искусство Древнего Рима» - Изобразительное искусство этрусков. Портрет. Битва Александра Македонского с персами. Время человеческой жизни - миг. Капитолийский Брут. Авл Метел. Своя философия, свои представления о жизни и смерти. Юный красавец Антиной. Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Настенная живопись. Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мать с младенцем. Римский писатель Светоний. Вилла Мистерий. Портрет Каракаллы.

«Театральное искусство Средних веков» - Шпильман. Гистрион. Жонглер. Ваганты. Театральное искусство и музыка Средних веков. Средние века - время перемен. Обычно слово Ваганты употребляется в более узком смысле. Театр и музыка едины. С XI в. жонглеры становившиеся профессиональными исполнителями. Актеры средневекового театра.

«Архитектура Месопотамии» - Зиккураты строили в 3-4 уступа, а то и больше. Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Характерная черта ассирийского дворца - настенные украшения. Образно выражаясь, европейская культура поднялась из волн. Архитектура Месопотамии. Из ярких глазурованных кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Составной частью храма был зиккурат. Каждый властитель строил для себя новый дворец.

«Исламская архитектура» - Комплекс. Черный камень. Мавритинская архитектура. Михраб и минбар. Глинобитная стена. Иногда весь фасад состоял из айванов. Фрески и витражи. Усыпальницы ханов. Стены были ровными и «скучными». Городские здания. Высокие башни. Позднее стали украшать стены узорами. Тадж-Махал. Мечети. Караван-сарай. Шах-Джахан. Правила поведения в мечети. Все мечети ориентированы на город Мекку. Религиозный центр Мекки.

Аполлон, убивающий ящерицу

«Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон ) - выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом , по которому ползёт ящерица . Изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю . Ящерица, по-видимому, символизирует Пифона .

Со времён Шипионе Боргезе и до покупки собрания Боргезе императором Наполеоном в 1807 году статуя служила одним из «гвоздей» виллы Боргезе в Риме . В настоящее время известны ещё две статуи «савроктонов», из которых одна - в музее Пия-Климента , а вторая - в Художественном музее Кливленда.

Литература

  • Wolfgang Geominy: Praxiteles (II) , in Künstlerlexikon der Antike, Bd. 2, München/Leipzig 2004, S. 305-319
  • Matthias Schulz: Waldgeist im Fischernetz. in: Der Spiegel . Hamburg 2007, Nr. 22, S. 138ff.
  • Jean-Luc Martinez, L’Apollon sauroctone , in Praxitèle . Catalogue de l’exposition au musée du Louvre, 23 mars-18 juin 2007, Paris 2007, S. 203-235.
  • Bernard Holtzmann et Alain Pasquier, Histoire de l’art antique: l’art grec, la Documentation française, la Réunion des musées nationaux et l"École du Louvre (ISBN 2-11-003866-7), p. 212-213.
  • Brunilde Sismondo Ridgway, Fourth-Century Styles in Greek Sculpture, University of Wisconsin Press, Madison, 1997 (ISBN 0-299-15470-X), p. 265.
  • Claude Rolley, La Sculpture grecque, vol. II: La période classique, Picard, Manuels d’art et d’archéologie antiques, 1999 (ISBN 2-7084-0506-3), p. 248-250.

Ссылки

Категории:

  • Скульптуры по алфавиту
  • Аполлон
  • Пракситель
  • Скульптуры Древней Греции
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры IV века до н. э.
  • Скульптуры из собраний Лувра
  • Картины из собраний галереи Боргезе

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Саурин, Алексей Иванович
  • Саут-Сент-Пол (город, Миннесота)

Смотреть что такое "Аполлон, убивающий ящерицу" в других словарях:

    АПОЛЛОН (бог) - АПОЛЛОН (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса (см. ЗЕВС), бог целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских… … Энциклопедический словарь

    АПОЛЛОН - (Феб) в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): Аполлон,… … Большой Энциклопедический словарь

    Аполлон - У этого термина существуют и другие значения, см. Аполлон (значения). Аполлон … Википедия

    Аполлон - а; м. [греч. Apollōn]. 1. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: сын Зевса, бог солнца, покровитель искусств (изображается прекрасным златоволосым юношей с венком на голове и луком или кифарой). 2. Разг. О хорошо сложенном, красивом… … Энциклопедический словарь

    Аполлон - 1) Бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7 9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Западной Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге. 2)… … Астрономический словарь

    Аполлон - а, м. 1) В греческой мифологии: сын Зевса, бог солнца и мудрости, бог воитель и покровитель искусств. Синонимы: Феб 2) перен. Хорошо сложенный красивый мужчина. Синонимы: Адо/нис, краса/вец Этимология: Греческое Apollon. Энциклопедический… … Популярный словарь русского языка

    Аполлон - (Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении … Энциклопедия мифологии

    Кифарет - Аполлон Аполлон Бог искусств и предсказаний Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Феб,Митра Отец: Зевс Мать: титанида Лето … Википедия

    Пракситель - (Praxiteles) (около 390 до н. э. около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе,… … Художественная энциклопедия

    Пифон - У этого термина существуют и другие значения, см. Пифон (значения). См. также: Тифон … Википедия