Русская матрешка символ семи тел человека. Матрёшка - символ руси и сакральный ведический смысл

Экология познания: Нашу матрёшку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России.

Нашу матрёшку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России. Для нас матрёшка - это нечто из воспоминаний детства: разобрали, собрали и забыли. Точно так же, как когда-то наши предки забыли магическую суть этой игрушки.

Как ни странно нам это осознавать, но сокровенный смысл нашей детской забавы заново впервые открыли в Японии. Появившись там, наша матрёшка вызвала не только бурю восхищения и интерес к себе как к предмету народного творчества, но и привлекла внимание тех, чьи познания распространяются в области нематериальной. Японцы первые во всем мире выдвинули гипотезу, что эта чудесная фигурка не просто игрушка, а культовый предмет, чье первоначальное предназначение было забыто мастерами, в течение долгих поколений сохранявшими нетронутыми секреты ее производства и формы.

А наше с вами подсознание, хранящее ответы на все тайны нашего мира и знающее этот сокровенный смысл, сделало эту немудреную забаву такой притягательной и нетленной, подобно сокровенной информации, запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если, по предположениям, пирамиды хранят в себе тайну «пространства - времени», секреты управления временем и перемещения в Пространстве, то наша замечательная матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира. Мир, в котором мы живем, - многомерен. Любое физическое тело окружает ореол излучаемой им энергии, называемый аурой. И это еще не все. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии.

С самых давних времен считается, что этих разнородных аур нашего тела, которые способен почувствовать и осознать человек, - семь.

Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 человеческих тел, принадлежащих нам до слияния нашей энергии с силой Бесконечности.

Причем, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым.

В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая - фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета в пространстве и, в идеале, в нашем тонком теле.

Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека - мало сил и жизненной активности.

Оранжевый цвет несет всему силу плодородия.

Желтый - дает здоровье и устойчивость.

Зеленый - поддерживает наши душевные силы и нашу интуицию.

Голубой - способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы.

Синий - открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения.

Фиолетовый - контролирует гармоничность распределения энергий всех видов в организме.

Вспомните радугу: ее цвета всегда идут в строго определенном порядке - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же были первоначально окрашены наши матрешки.

Случайность? Но почему тогда этот стиль передавался мастерами из поколения в поколение, так же, как и пропорции игрушки, оставаясь неизменными на протяжении многих столетий? опубликовано

Елена Витальева

Ещё со времён Петра Великого, из прорубленного им окна в Европу нам всё время вещают, что русский человек ничего не мог изобрести и придумать толкового сам: до прихода немцев не имел своей истории и науки, до греческой азбуки-был безграмотным, до изобретения балалайки-не имел никаких музыкальных инструментов. Во все века он, мол, только спивался, употребляя ковшами различные хмельные напитки, пока, наконец, не появился Дмитрий Менделеев со своей сорокаградусной водкой, которой для эффекта и стакана хватает.

Не обошла «жёлтая пресса» последних столетий и известную во всём мире русскую Матрёшку, которая ещё сохранилась со старых мудрых времён лишь благодаря тому, что является отличным «брендом» и приносит огромные «бабки», особенно когда изображает политиков. Весь интернет забит перепостами с единого шаблона: Матрёшку, хоть и считают иностранцы лучшим русским сувениром - не наше изобретение: у япошек передрали в конце 19 века (варианты: у китайцев, у индусов)… Официально до сих пор проповедуется версия происхождения русской Матрёшки от японского Фукурумы, привезённого с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

Японские Фукурума и Даруна с Матрёшками

Вот, только, когда историки начинают вспоминать, да ворошить документы тех времён, на поверхности оказывается, что рассказ мастера первой матрёшки - токаря Звездочкина не совпадает с повествованием о первом художнике матрёшки Малютине, а описание изобретения тех времён никак ни совпадает с тем экземпляром, что храниться в музее матрёшки Сергеева Посада (см. исследование Ирины Сотниковой).

Почему такая неразбериха? На мой взгляд, причина всё та же: бизнес, деньги, жажда славы. Ведь считается, что история рождения Матрёшки началась с того, что предприниматели Мамонтовы впервые представили её на Всемирной выставке в Париже в апреле 1900 года, где эта разборная деревянная игрушка получила бронзовую медаль. Скорее всего, «клан» Мамонтовых рассчитывал на то, что их имя всегда будет сопровождать бренд Матрёшки лишь в том случае, если игрушку выдать за изобретение их наёмных работников. В то же время, русский народ в деревнях как испокон веков вырезал куклу - матрёшку на ручных станочках, так и продолжал, не догадываясь о том, что идея создания этой привычной детской игрушки многих поколений пришла в чью-то голову только сейчас.

Помешала всем планам Мамонтовых революция: стёрла их имя, сопровождавшее это «изобретение», хотя и честное имя матрёшки, в качестве старого народного творчества, восстановить забыла.

К слову сказать, точно такая же участь постигла и другую, аналогичную матрёшке, популярную русскую игрушку - деревянное раскладное яйцо.

Не все знают, что традиция раскрашивания яиц, как это сейчас делают на Пасху, восходит к незапамятным временам дохристианской Руси. Яйцо издревле дарили на весенний праздник Велеса с пожеланием плодородия и продолжения рода. У южных славян, в частности, на Украине до сих пор существуют традиции «крашенок» (яиц, окрашенных в один цвет) и "писанок" (яиц, расписанных народным узором). Изготавливались традиционно яйца из различных материалов: дерева, камня.

Раскладное яйцо из дерева, в котором находились ещё более мелкие, символизировало, в современной научной терминалогии - фрактальный принцип устройства Вселенной, а в ведической - причинную материю, называемой «яйцехоре». Сохранившиеся у разных славянских народов мифы и сказки повествуют о том, что в начале всех начал было вечное Мировое яйцо, которое снесла Мировая курочка, либо уронила в полёте Мировая уточка... из него вышли Род и Лада Богородица, от которых и пошла наша Земля и род человеческий... Вот, образом этого первояйца и служило яйцо куриное либо утиное. А деревянная разборая игрушка, как и сказка о курочке Рябе, с рождения объясняла деткам о принципах мироустройства.

То же понимание устройства Мира дети чуть позже находили в сказках о Кощее Бессмертном (обратите внимание, именно со смысловой приставкой «Бес», а не «Без»).

Вспомните, например, сказку из сборника Афанасьева про Ивана Царевича: «…смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо и сломать иглу, заключённую внутри него - Кощей мгновенно умирает». Речь в сказке идёт о постоянной борьбе добра со злом. И чтобы победить зло, надо прежде всего понять, где спрятана истина. Только поэтапно открывая друг за другом тайны знаний, можно дойти до сути бытия.

Вы заметили, что в истоке всех математических исчислений стоит «0»? а то, что самая центральная буква алфавита -«О»?

«Как мы говорили—
Троица есть Одна Душа.
Хочешь во-об-разить Троицу?
Тогда представь Яйцо.
Постигни:
Любой образ создаётся
Всегда в Теле и Деле Образа —
Единой Троицы,
Которая есть О!»»
(Праведы)

Замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».

Так вот, чуть раньше «бренда» матрёшки, «бренд» разборного яйца присвоил себе главный ювелир Дома Романовых - Карл Фаберже. Первое яйцо, - красивейшее изделие мирового масштаба, изготовил по заказу Александра III ювелир фирмы Карла Фаберже Михаил Перхин в 1885 году. Это было «Куриное» яйцо, покрытое снаружи белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в желтке из матового золота,- изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона.

Бесспорно, изделия фирмы Карла Фаберже являются большой гордостью России, но на слуху лишь осталась фамилия Фаберже, и никто не помнит ни об аналогичной народной традиции, ни о фамилии подлинных авторов этих выдающихся изделий.

Но вернёмся к нашим матрёшкам.

Чтобы раскрыть её тайну, надо прежде всего вспомнить, что в древности на Руси различные предметы обихода, игрушки и украшения играли роль не просто предметов, скрашивающих быт - все они являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией. Выше мы уже рассмотрели символизм разборного яйца. Что же символизировала матрёшка?

Начнём с имени куклы. Выбор имени у древних славян был очень важен: правильно выбранное, оно служило позывным, притягивающим (стяжающим) судьбу.

Все исследователи ссылаются на распространенное женское имя на Руси «Матрёна».

Конечно же последователи теории, описанной в начале статьи, считают, что имя Матрёна (Матрона) произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина». Что ж, игрушка знатная, конечно получилась, вот только её классический облик, ну никак не тянет на латинскую знатную даму.

И ведь не "Матрошка" же назвали куклу.На мой взгляд,гораздо более интересен перевод имени Матрёна с самого близкого языка к древнерусскому и гораздо более древнего, чем латинский-с ведического санскрита:

Матрь, матри (санскр.) - мать (рус.)

В индуистском ведическом понимании, Матри - это, прежде всего, мать, олицетворяющая силы природы, мать творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число богов-детей Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Ничего это не напоминает? Вот это и есть Матрёшка.

В Праведах - ведах Русского Севера, прародины индийских ариев, показано, как разобрав слова русского языка на слоги, можно понять их глубинный смысл. Вот и разберем слово Матрёшка: ма-трёш-ка(мать-троица-душа) : мать-Троица, мать духовных Троиц (мать богов, богоматерь).

"Вот Троица-
Единая, Одна на всех, всем Из-начало…"
(Праведы)

Если же открыть славянский именослов, то имя Матрёна расшифровывается совсем просто: «матушка». Понятно, что в упрощённом, житейском варианте, матрёшка олицетворяет СЕМЬю - фундамент рода: мать и разновозрастных детей.

Теперь рассмотрим образ Матрёшки с философской позиции, с позиции древнерусского ведического знания.

Ну, во-первых, Матрёшка повторяет образ Мирового яйца. Почти всегда она имеет «яйцеподобную» (овоидную) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней (небо, земля).

А во- вторых, матрёшка наглядно демонстрирует, что человек-это не только видимое материальное тело.

В ведическом славянском представлении, человеческое «Я», прибывая на Земле, имеет семь тел (видимое плотное-материальное и шесть не видимых, менее плотных-энергетических), которые в терминологии староверов носят следующие названия: явье (физическое) тело, жарье тело, навье тело, кубье тело, колобье тело, дивье тело, правье(светье)тело.

Оболочек (тел) может быть у отдельных людей больше (до 9), у отдельных - меньше (не все в течение жизни набирают силу). Поэтому, классическая кукла имеет 7 матрёшек, иногда - 9,но может иметь и другое количество.

Смысловое значение образа матрёшек можно найти в характеристиках тел человека и в образах русских народных сказок:

  • Явье (физическое) тело - видимое плотское тело, плоть (стихия земли). В сказках его символизируют Иван-царевич, Иванушка, Емеля и др.

    Для поддержания явьего тела в порядке, человек должен питаться только тем, что подарила ему на скатерти-самобранке сама Природа. Раньше считалось, что полезны лишь те продукты, которые добываются на родной земле.

  • Жарье (эфирное) тело - оболочка, окружающая существа. Оно «жарит», сияет и окрашивается всеми цветами радуги. Частью жарьего тела является, известная всем, аура. У современного человека по преобладанию цветов в ауре, можно определить уровень эволюции. Аура совершенных людей, которых было гораздо больше на Светлой Руси, пылала многоцветием.

    Именно поэтому яркостью и многоцветием славятся все русские игрушки, в том числе и матрёшки. Многоцветие было принято и в архитектуре: всеми цветами радуги сияли деревянные терема, каменные палаты, ведические, а позже, перенимая традицию, и старохристианские храмы.

    Белая одежда, как и белокаменное строительство, так популярные на Руси, символизировали Белый Свет, свет Ра, полную гармонию всех жизненных цветов и оттенков.

    Когда человек ловил Жар-птицу, находил аленький цветочек или Перунов цвет на праздник Купалы, считалось, что в нем открывалось видение жарьего тела растений и животных; он обретал способности управлять и своим жарьим телом, что использовалось в бесконтактном бою, в целительной практике; человек, владеющим им, мог перемещать предметы и камни.

    В сказках он владеет способностью управлять полётом ковра-самолета, летучего корабля и ступой Бабы Яги.

    Образ Жар Птицы в золотой клетке - это образ современного человека в окружении металла, золота и электроники, которые искажают излучения жарьего тела.

    Когда в семье, в родном доме происходит пересечение многоцветий жарьих тел всех домочадцев, домашних животных и растений, посаженных своими руками, люди получают полную гармонию всех чувств и максимальную возможность духовного роста.

  • Навье тело (астральное тело), стихия воды, является лептонной матрицей физического тела.

    В этом теле мы ощущаем себя во время своих сновидений, где пребываем в наваждении, обретаем способность летать, становиться невидимыми, меняем образ и форму, где анализируем прошлое, получаем информацию о настоящем и предсказания будущего- то есть, получаем свойства воды.

    Чтобы помнить свои сны и анализируя их днём, корректировать жизнь и ускорять своё духовное развитие, раньше на всех домах были ставни. При пробуждении, важно, первое время оставаться в темноте, считалось, что сны стираются из памяти при попадании света на сетчатку глаза. Это было также одной из причин, почему люди ложились спать на закате и просыпались с петухами.

    В русских народных сказках навье тело - это водная гладь, тарелочка с голубой каёмочкой (вода), или волшебное зеркальце, которое может показать прошлое и будущее и то, что происходит в разных местах мира в настоящем.

    Считалось, что люди с развитым навьем телом обладают способностью видеть сквозь стену и предметы, а так же наблюдать навьих людей: Домовых, Леших, Водяных, Кикимор, Русалок и других сказочных обитателей.

  • Клубье (ментальное) тело, стихия воздуха - тело ума и разума.

    Считалось, что люди с развитым клубьем телом обладали хорошей интуицией, божественным вдохновением.

    Символом развитого клубьего тела у монархов был скипетр.

    В русских сказках клубье тело - это путеводный клубочек. Перед тем, как дать Ивану Царевичу в дорогу клубок ниток, Баба Яга его кормит, поит, в баньке парит и спать укладывает. Иными словами, чтобы активировать своё клубье тело, сначала с помощью правильного питания и физических упражнений надо привести в порядок явье тело, повысить энергетику жарьего тела, научится корректировать свою судьбу с помощью умения расшифровывать сновидения.

    Когда человек следует за путеводным клубочком по предназначенному ему жизненому пути, то всё в его жизни ладится, он находит любовь, обретает семью, дом-полную чашу, находит радость и удовлетворение в труде и творчестве на благо людей.

    Клубье тело хорошо совершенствуется на природе, в тишине леса, среди пения птиц.

    Наработав клубье тело, люди могли совершать сказочные туры за Тридевять Земель - путешествовать за приделы Солнечной системы.По рассказам некоторых родов староверов, наше Солнце - это восьмая звезда созвездия Стожар (Плеяд) и входит в состав Сварги Пречистой (галактики Млечный Путь). Землями назывались раньше планеты нашей системы Ярилы-Солнца, а в период Допотопной цивилизации, её представители легко перемещались в Космосе на Виманах (см. древний трактат Виманика Шастра).

    В русских средневековых текстах семь звёзд Плеяд называют ещё Роженицами, так как они рождают световые тела человека.

    Традиционные изображения Рожениц мы можем увидеть на русских ткацких узорах, в народных вышивках и на вологодских кружевах. Осенью, во время рождения урожая, каждая крестьянская женщина одевала праздничную одежду с вышитым на ней орнаментом из Рожениц - почти точной копией деревянных-игрушек-матрёшек.

  • Колобье тело (стихия солнца) - тело интеллекта. Имеет форму золотистого светового шара -«колоба» и располагается вокруг головы человека. КолоБог - шар Бога. Его изображение мы постоянно видим на православных иконах в виде нимба-золотого сияния вокруг головы святых.

    Теперь, думаю, всем понятно, что Колобок в одноимённой русской народной сказке символизирует Колобье тело человека.

    Замешанный когда-то на стожаровом звёздном свете (мука в сказке), умному Колобку предстоит пройти нелёгкий путь, от коло и до коло встречаясь с возрастающей опасностью, укреплять свой дух. Вот только хитрой Лисицы надо остерегаться: хитрость и обман - главный враг прямого и честного Колобка, так и душу потерять можно, и тогда придётся начинать весь путь совершенствования сначала.

    Наш Солнечный Колобок тоже катится по Сварожьему Кругу* от эпохи к эпохе, от чертога к чертогу, каждый из которого имеет свой характер (образ тотемного животного). Только что закончилась эпоха Лисы(2012г). Но наш Ярило - Колобок выжил и научился отличать Правду от Кривды.

    Сварожий круг

    Для укрепления колобьего тела проводится крамола. Крамола - это Славление Сварги Пречистой. К Ра - мола: и снова жернова Мировой Мельницы перемалывают муку Изначального Света Ра.

    «Три, Мельница, три.
    Жизнь с-Троит ся с Троицы»
    (Праведы)

  • Дивье тело (стихия звезд) - это Душа человека, его Хранитель.

    Полностью развитым Дивьем телом обладали боги миров Слави. В зависимости от того, насколько Дивье тело развито, люди подразделяются на малодушных, великодушных и бездушных.

    Именно герои сказок с чистой душой, развитым дивьем телом умеют превращаться в животных и птиц («Финист - ясный сокол», «Сказка о Царе Салтане» и др.), могут становиться невидимыми (владельцами шапки-невидимки).

  • Правье (Светье) тело (стихия бога) - Световое, Духовное тело - Дух.

    Находится вне времени и пространства. Светье тело строится в конце эволюционного пути, когда все тела и оболочки превращены уже в световой поток. Прибывающие в Светьем теле имеют, так называемую Полевую форму жизни, о которой говорили русские учёные В. Вернадский, А. Чижевский, К. Циолковский.

    Так человек, достойно прошедший свой путь, достигший духовного совершенства, меняет меру - становиться Звездой, традиционно согласуясь с принципом «матрёшки»(принципом фрактальности)… и так до бесконечности от коло и до коло, сменяя меры…

    Благодаря божественной энергии всеобъемлющей любви и доброты, Главный герой сказок пускается на поиск и завоевание своей невесты, совершает подвиги в борьбе со Злом в виде Дракона или Кащея Бессмертного.

Почти все русские народные сказки заканчиваются свадебным пиром - торжеством справедливости, заслуженно обретенным счастьем, добытым в нелегкой борьбе Героя с Силами Зла.

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» - значит, не пришло ещё время мне воспользоваться дарами этого пира, не по зубам мне пока такое счастье. Своё надо добыть на нелёгком жизненном пути самому, сломав девять посохов, порвав девять сапог, сносив девать шапок и, не смотря ни на что, не сворачивая со своего, предназначенного судьбой пути.

Это наша философская культура. И наши далёкие Предки заботливо сохраняли и передавали её в устном творчестве, в колыбельных, в узорах народных танцев и вышивок, в образах детских игрушек…нам ещё много предстоит из этого осмыслить. Так что, думайте…не спешите менять Деревянную Матрёшку на Золотого Тельца!

* Сварожий Круг - это участок звёздного неба, по которому за одно Лѣто перемещается Ярило-Солнце (современный Зодиак, или эклиптика). Сварожий Круг поделён на 16 Чертогов: Чертог Девы, Вепря, Щуки, Лебеди, Змея, Ворона, Медведя, Бусла, Волка, Лисы, Тура, Лося, Финиста, Коня, Орла, Раса.

Славянская культура подарила человечеству известную фигурку - матрешку. Однако многие не догадываются, что детская забава служит прекрасным оберегом семейного счастья и помогает паре осуществить мечту о рождении долгожданного ребенка.

В создание Матрешки издавна вкладывался глубинный смысл. Она символизирует Род, олицетворяя многочисленное порожденное ей потомство. Матрешка — это символ единства и многогранности мира, состоящего из множества проявлений, взаимосвязанных друг с другом. Она отражает малое в большом, создавая вселенную в миниатюре. Она характеризует человека, воплощая его энергетическое поле, душу и другие составляющие.

Семейный оберег матрешка

В славянской культуре матрешка первого года жизни представляет собой младенца, которому предстоит закрепиться в мире Яви. Следующая фигура символизирует эфирное тело человека, которое формируется к трем годам и сливается с первородным телом, образуя единое целое. Еще большая матрешка отражает астральное тело человека , Навье. Оно формируется к семи годам и сливается с предыдущими телами. После идет матрешка, обозначающая ментальное тело человека, полностью сформированное к 14 годам. Последующая фигура характеризует человека, готового творить собственную жизнь и вступить для этого в брак. Формируется к 21 году. Предпоследняя матрешка олицетворяет духовное и интуитивное тело человека, прошедшего материнское или отцовское посвящение, вступив на путь воспитателя своего чада. Самая большая матрешка, объединяющая все фигуры, представляет собой Дивье тело (). Эта фигура символизирует посвящение в дедушки или бабушки, осознание прожитых лет.

Таким образом, матрешка олицетворяет человеческую целостность. Этот оберег приносит в дом гармонию и уют. Матрешка была непременным атрибутом в домах наших предков и оберегала семьи от негативных проявлений, защищала от болезней и несчастных случаев, а также символизировала силу Рода .

Приобретая в дом, где нет детей, матрешку, чаще держите ее в руках, перебирайте фигурки, составляя единое целое, и просите у нее прибавления потомства. Делать это необходимо как можно чаще, вовлекая в ритуал своего партнера. Такая игра передает тепло ваших тел куклам, и они начинают пропускать через себя тонкие вибрации извне, привлекая к вам столь необходимое.

Не забывайте и о силе молитвенного слова. Просите у Высших Сил даровать вам потомство, живите праведной жизнью и постоянно совершенствуйтесь, чтобы со временем передать свои знания рожденным детям и наполнить их сосуды правильным содержимым. В вашей семье не должно остаться места для ссор, негативной энергетики и злости. Как только вы вступите на путь, который позволит вам пройти посвящение в Родители, ваши мечты станут явью. Желаем вам счастья в жизни, исполнения всех сокровенных желаний, уюта и комфорта. Любите и цените друг друга, и не забывайте нажимать на кнопки и

...Деревянная игрушка, состоящая традиционно из семи вложенных друг в друга кукол, разрисованных все детальнее и витиеватее от меньшей к большей и... идеально отражающая модель тонких тел человека и модель нашего Мира.

Я не являюсь приверженцем какой-либо догмы, членом секты, а также не причисляю себя к последователям какого-либо религиозного направления, я изучаю Мир. Законы Вселенной намного глубже и глобальнее нашего представления о них. Любой из инструментов познания мира, будь то наука, религия, философия, отражают мир неполно и, извините, однобоко. При этом любой из этих инструментов имеет свое предназначение и открывает, подсвечивает свою часть картины мира. Человеку, интересующемуся мироустройством и смыслом бытия, следовало бы не фокусироваться на различиях в этих видениях, но наоборот, искать в них общность, сопоставлять, анализировать, отшелушивать мусор в поисках зерен истины, в поисках Вселенской Гармонии. Ибо Вселенная гармонична по природе своей, и наша задача - понять это и суметь сгармонизировать себя самое и себя с Миром.

На модели тонких тел человека, принятой в традиции, построены различные многоуровневые модели психологии: пирамида Маслоу, логические уровни НЛП и т.д. Для тех, кто с этой моделью не знаком, немного подробнее: кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое тонкое тело состоит из материи более тонкого порядка, принято считать, что описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального. Это не значит, что более высокие тела являются непознаваемыми или недоступными для изменения.

Каждому из тонких тел, каждой «матрешке», присущ свой особый тип состояний, внутренних энергий и своих деформаций – «проблем». Все болезни (кроме генетических) формируются от внешнего к внутреннему плану. Вы не сможете нанести вред самой маленькой, самой внутренней матрешке, физическому телу, не «проломив» предварительно все шесть, которые ее окружают.

Первоначальная деформация всегда происходит на самом внешнем (атманическом) слое: человек выпадает из гармонии со своим высшим «я», со своей миссией, со своей душой, если хотите. Это влечет деформацию ценностного плана, после чего начинают происходить события, дающие коррекционные подсказки... к сожалению, у большинства людей интеллект перестал исполнять свою защитную функцию - считывание сигналов Души и Мира и поиск путей гармонизации себя. Вместо этого винят события, Мир, Бога в несправедливости, жестокости по отношению к данному конкретному индивиду, растут обида, ненависть и настрой на борьбу, то есть на автоматическое поражение – ибо победа невозможна за отсутствием противника. Никто с нами не воюет, никто нас «за грехи» не наказывает, полоса неблагоприятных событий является показателем нашей собственной, личной, персональной дисгармонизации с Миром и с задачами нашей души.

Что же следует за конфликтом, пробоем в нашем ментальном теле? Эмоциональный дискомфорт (астральный тупик). Потом плохое самочувствие (эфирный тупик). Далее мышечный спазм (физический блок), который, если человек не начинает работу по коррекции данного фрагмента картины мира, становится хроническим спазмом и постепенно развивается в хроническое заболевание.

Эта же схема показывает, как любая проблема представлена одновременно во всех тонких телах, как если бы вы проткнули матрешку иглой. Допустим, человек находится в событийном тупике, это автоматически формирует горестные мысли, негативные эмоции, плохое самочувствие... узнаете слои?

Для работы по восстановлению каждого из тонких тел существует множество разноуровневых практик: разные уровни йоги, множественные уровни энергетических практик, аффирмации, прощение, медитативные техники. В некоторых практиках акцент определенно ставится на конкретных тонких телах: буддистская «виппасана» - способ трансформации энергии эфирного и астрального тел, хатха-йога – в основном физического и эфирного тел, бхакти йога – астрального и буддхиального тел, джняна йога – в основном работа с энергией ментального тела, карма йога – трансформация энергии каузального тела и т.д. В рамках одной традиции обычно не принято работать сразу со всеми уровнями, предлагается работать с каждым из тонких тел отдельно. На это уходят годы. Для человека современного это неприемлемо.

Период в котором мы с вами живем, отличается очень высокой скоростью жизни, скоростью времени. Именно времени. Да, единицами измерения времени продолжают быть секунды, минуты, часы, годы, но реальная скорость жизни за последние 40-50 лет выросла на порядки. Измениласть скорость передвижения, скорость обмена информацией, скорость принятия решений и их реализации.

В результате и свойства современного человека уже отличны от его прародителей. Человек современный намного более остро стоит перед выбором: личностной деградации на пути удовлетворения только своих потребностей первого-второго порядка, то есть физического и эфирного тел, либо многоуровневого развития себя, повышения осознанности, достижения гармонии тело-разум-душа, осознания и выполнения собственной мисии и гармонизация с Вселенной. Человек современный, работающий над собой, обладает достаточной концентрацией и чувствительностью, чтобы осознанно трансформировать энергию всех уровней и перейти от постепенного прохождения телесных уровней к универсальной системе работы, включающей все планы от физического до буддхиального.

Я не включаю в список трансформации атманическое тело, т.к. это наше высшее «я», это миссия, это, если хотите, наша душа. А души, как известно, приходят в мир чистыми и гармоничными. Наша же задача - вернуть себя к этой врожденной гармонии, приблизиться к целостности и соответствию своей миссии. Не ищите в этом противоречия с жизнью «мирской», целостные люди по определению социально успешны. Гармония с миром и гармоничное бытие в мире не есть ли синонимы? Если практики гармонизации становятся образом жизни, то позитивные изменения охватывают все большие контексты жизни человека и ведут к полному исцелению всех тонких тел.

Практики многоуровневой гармонизации по технологиям Маген позволяют ускорить личностный рост одновременно на всех уровнях, конкретные же жизненные задачи решаются при этом как бы «автоматически». В отличие от традиционного подхода к личностному развитию, нет необходимости в постановке конкретных задач и в постепенном накоплении мудрости и зрелости. Кроме того, инфотехнологии Маген учат вас пониманию подсказок, которые содержатся в вашем событийном потоке: все, что происходит с вами в жизни, есть ваше и для вас, нужно понять ЗАЧЕМ, чтобы понять свое истиное направление, а иногда и остановить процесс деформации своих тонких тел, «прокалывание матрешки».

Не новость, что наша «матрешка» не одинока во Вселенной и находится в постоянном контакте, информационном и энергетическом обмене с другими «матрешками». Но почему-то на многих семинарах я вижу, что для слушателей является новостью наше постоянное взаимодействие с «матрешкой Мира», более того – само наличие матрешки Мира...

Моделей Мира было и есть множество, начиная с черепахи и слонов и заканчивая лабораторной работой по астрологии некоего гигантского школьника-инопланетянина. То же и с происхождением человека: каждый волен выбирать себе происхождение по вкусу: от обезьяны, от инопланетян (обычно в союзе с той же обезьяной), по Божьей воле...

Модель, которую я предлагаю сегодня вашему вниманию, ничуть не хуже и не лучше любой другой, которую вы для себя выберете. Просто я выбрала эту.

Итак, матрешка Мира: наш мир имеет семь уровней бытия, каждый из которых больше и сложнее предыдущего и включает в себя все предыдущие слои и их компоненты. Сразу оговорюсь для ясности: все, я подчеркиваю, ВСЕ уровни наделены сознанием.

Уровень первый - неорганическая жизнь: почва, вода, воздух, камни, минералы и пр. Все они несут определенную информацию, накопленную за время своего существования и - да, все они имеют свое сознание. Вы могли слышать о "лечебных" свойствах тех или иных камней, или об очистительных свойствах серебра, например. Каждому элементу первого уровня присущи свои индивидуальные свойства, своя индивидуальная вибрация. Именно взаимодействие этих вибраций с вибрациями вашего организма вызывает позитивные или негативные изменения, то есть гармонизацию или, наоборот, нарушение гармонии.

Второй уровень - органическая неодухотворенная жизнь: растения, простейшие... Если вы можете настроиться на волну дерева, цветка, они расскажут вам о своем состоянии, о том, чем они могут быть полезны вам, поделятся своей памятью о Мире и переменах в нем. Моя прабабушка лечила травами, и мне в детстве очень странно было слышать, что "синяя болезнь лечится синей травой, а если болезнь красным отливает, то и траву тоже нужно искать синюю и краснотцой по краю." На мой взгляд вся трава была, извините, зеленая. Она же видела подобие вибраций, видела как разницу в цвете энергии больного и энергии трав. Не успела прабабушка передать мне свое знание, но дала бесценное - понимание того факта, что Мир сложнее, чем мы привыкли думать, и что каждый может видеть Мир по-своему...

Третий уровень - органическая одухотворенная жизнь: животные и люди. Иногда на семинарах спрашивают: "А что, у животных тоже есть душа?" Я обычно отвечаю вопросом: "А вы когда-нибудь смотрели в глаза своей собаке или кошке?" Да, есть. Единственное отличие человека от животного - миссия. Наша душа приходит в этот Мир со своей задачей, и именно для понимания этой задачи нам нужен высокий уровень осознанности. И язык, и высокий уровень развития нервной системы, и способность мыслить абстрактно даны нам как возможность осознать свою миссию, свою роль сотворца в этом Мире.

Когда вы говорите или слышите о том, что человек создан по образу и подобию Бога, неужели вы думаете, что имелось в виду две ноги, две руки, сандали и борода? Человек создан по образу и подобию Творца в своей способности со-творить Мир. Свой внутренний мир, себя. Того себя, который находится в теснейшей связи со всей Вселенной и, соответственно, влияет каждым своим действием, каждым словом, каждой мыслью и каждым вздохом на состояние Мира.

На примере человека вы можете увидеть, как включены нижние уровни в каждый следующий: и минералы, и вода, и бактерии, и грибки являются тем строительным материалом, из которого состоит человеческое тело. Но это не означает, что составляющие верхних уровней не присутствуют в нижних. В каждом из самых малых присутствует частица Творца.

Следующий, четвертый уровень, - уровень энергий и эгрегоров (в недавно опубликованных статьях Зеланда они назывались "маятниками"). К силам этого уровня традиционно обращаются шаманисты, на этом же уровне ведут свою коррекционную работу учения о взаимодействии с энергиями, например Фенг-Шуй. Энергии сред: воды, земли, огня, ветра. Красивые и сильные энергии. Энергии общественного сознания, эгрегоры: религии, политической партии, кампании идеологического течения, любой группы однонаправленно мыслящих людей. Согласно словам Христа, храм - это не здание, храм - это где собрались трое и думают о Боге.

Да, трое - это уже эгрегор, это уже сила четвертого уровня. Задумайтесь, а является ли действенным эгрегор вашей семьи? Мыслит ли он в одном направлении, живет ли согласованно, есть ли он мощное энергетическое образование, ведущее вас в желаемом направлении? Или вы осуществляете под крышей своего дома постановку небезызвестной басни Крылова про лебедя, рака и щуку? Часто в центр «Маген» обращаются люди, которые живут в семье, любят друг друга, но не чувствуют себя счастливыми, не находятся в гармонии. И тогда мы помогаем им восстановить или построить свой эгрегор.

Пятый уровень - уровень мастеров, уровень душ и уровень, на котором кончается дуальность. Почему "кончается"? Потому что понятия добра и зла вы не встретите на шестом и седьмом уровнях, они нейтральны, они, если хотите, "выше" этого.

Души, они же энерго-информационные сущности каждого человека, бессмертны. После каждого жизненного цикла, после каждого выполненного урока (да, да, как в школе: урок любви, урок мудрости, урок силы, урок ответственности...) они возвращаются на пятый уровень бытия для переосознания, оценки опыта и планирования своего дальнейшего развития, своего следующего воплощения, и для общения с мастерами.

Кто такие мастера? Это тоже души, тоже энерго-информационные сущности, которые уже прошли множество уроков и стали... мудрыми. Представьте себе разницу между второкласником и профессором университета. Миссия мастеров не только в самосовершенствовании и самообучении, но уже в обучении других. Многие из них уже не воплощаются на Земле, или воплощаются в Мастеров же, несущих знание людям. Таковы были Будда, Иисус, Аллах и другие, те, кого люди позже возвели в разряд богов и даже начали (и продолжают) воевать на тему "чей бог лучше, сильнее и божественнее".

На этом же уровне бытия находятся свободные сущности, те, кого мы называем ангелами, в том числе своими ангелами-хранителями. Миссия последних - помогать нам идти по пути нашей души, по пути, который мы выбрали для выполнения своих "уроков".

Шестой уровень - уровень законов, информации и простых форм, это информационное поле Вселенной, в котором фиксируются все события настоящего, прошлого и мыслимого будущего. В нем же содержатся акаши-файлы всех людей, по которым в нашем центре проводится информационная диагностика здоровья и программ подсознания. Точность и полнота этих диагностик продолжает удивлять пациентов, врачей, ученых.

На этом уровне нет дуальности. Все равны перед Законами Вселенной: и добрые, и злые, шагнув с крыши, летят вниз, подчиняясь Закону Гравитации. Есть законы нарушаемые, в том числе закон гравитации, - некоторые люди научились левитировать. Есть законы не нарушаемые (разумеется, речь идет о наличии или отсутствии последствий при нарушении того или иного закона), например Закон Свободы Воли и Разума Человека. Мы уже писали об этом в нашей рубрике (статью можно прочитать на сайте www.magen-ca.com). Есть еще Закон Подобия, Закон Гармонизации и многие другие законы, которые мы изучаем на семинарах и школах.

В этом же поле находятся, например, все законы физики, причем определенные слои информации становятся доступны людям в определенное время. Именно этим объясняется тот факт, что некоторые научные открытия делаются одновременно разными людьми в разных точках планеты: слой открылся, кто был в этот момент в контакте, тот и считал информацию.

Некоторые люди умеют просмотреть информационное поле и считать информацию о будущем, иногда единственно приемлемым способом донесения ее до людей становится жанр фантастики. Так "сбылись" идеи произведений Лема, Стругацких, Дюма и многих других интуитов и, если хотите, инфотерапевтов.

Уровень седьмой - уровень Творца, энерго-информационной сущности и сути, создавшей и продолжающей создавать Мир. И все уровни с первого по шестой, и все мы, сущности третьего уровня, являемся частями Мира, частями Творца. И в каждом из нас есть частица Творца. И, как в капле воды мудрый увидит океан, так и в каждой отдельной душе виден весь Мир, и гармония этого Мира. Трудно описать это словами человеческого языка, пожалуй самое близкое понятие, описывающее вибрацию Творца, это "безусловная любовь". Каждый раз, когда вы узнаете в своей душе это чувство, вы становитесь ближе к гармонии с Миром, к гармонии с Творцом и к гармонии с самим собой и своей миссией. Что может быть прекраснее?

Светлана Мазурова

Образ матрёшки символичен и многозначен

Имя красавицы таит великую МУДРОСТЬ.

Открываешь матрёшку - рождается новая, что символизирует непрерывность человеческого рода.

Матрёшка олицетворяет жизненный путь человека от самого рождения.

Изначально она была семикукольной.

Каждая матрёшка олицетворяет одну из оболочек человека.

- физическое тело ,

- эфирное тело (психика), эмоции,

- астральное тело , (эмоций и желаний),

- ментальное тело (мыслеформы),

- кармическое тело (совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта),

- разум (душа - смысл, самоосознание),

- ДУХ (человеческий стержень). Духовное начало.

Волхвы заложили тайный смысл в структуру матрёшек, который передавался детям в виде игрушек.

Каждая следующая кукла была больше, красочнее, чем предыдущая.

Однако существует такая версия происхождения нашей русской матрёшки:

«Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) - японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку - даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии.

Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он - пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).»

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрёшка - это тепло и уют в доме

С последним трудно не согласиться - чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполнятся)) Это, своего рода, игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Мы знаем, что в традициях наших Предков различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт - но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Также удивительным, мне кажется, совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами. В Мифологическом словаре написано следующее:«МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог - в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве»

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка - она же «мать», материя или физическое тело, с последующими тонкими оболочками, заканчивающимися Духом (Живой). Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение к славяно-ариям.

Отсюда можно сделать следующий вывод: если «путешествие» этой деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России - утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, является несостоятельным. ИсТорики, как всегда, всеми силами скрывают факт влияния культуры Расы на другие народы, а также общую для индоевропейской цивилизации основу.

Скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, нашими народными сказками.

Например, сказка о Кощее, смерть которого сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти Истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки».

Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - это напоминание нам, потомкам, о необходимости вспомнить - кем мы являемся на самом деле…