Состав населения китая по национальности. Какой национальности китайцы? Количество и плотность населения в разных регионах

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №5-2007, стр. 72-79

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".

Этнос - это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственно - бытовых особенностей.

Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.

На практике многие малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Китае насчитывается 299 языков - 298 живых и один исчезнувший (чжурчжэньский).

Хотя большинство жителей южных провинций Китая говорят на китайских диалектах, значительно отличающихся от официального стандарта, основанного на северных диалектах, они рассматриваются официально не как отдельные национальности, а как часть ханьской национальности. Китайцы столь многочисленны, а территория их расселения столь обширна и разнообразна, что кажется вполне естественным существование значительных этнокультурных различий между жителями разных областей Поднебесного мира.

Государственный официальный язык - путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах - гуандунском, аньхойском и т. д. - столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность значительно отличается от алфавитной. В первую очередь тем, что каждому знаку приписано конкретное значение, причем как фонетическое, так и смысловое, во вторую – большим количеством знаков. Китайские иероглифы уже многие тысячелетия остаются единственным общепринятым способом записи китайского языка.

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. В эту же группу включаются хуэй (дунгане ). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию - Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII-XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых - тибетцы, ицзу, хани, лису.

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием - выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям.

Народ Лису .

Язык лису относится к подгруппе ицзу тибето - бирманской группы китайско-тибетской семьи языков. Выделяются два диалекта языка лису - нуцзянский и лицзянский. Однако словарный состав и грамматический строй этих диалектов настолько близок, что лису, говорящие на разных диалектах, свободно понимают друг друга. Язык лису политонален, отдельные диалекты и говоры его имеют 6 - 12 тонов. Порядок слов в предложении строго определен. Письменность построена на основе латинского алфавита. По верованиям большинство лису анимисты. Особенно был, почитаем бог деревни Халани. В начале нашего века у лису получило распространение христианство. Главным праздником является Новый год. Новый год отмечается по лунному календарю с 27-го числа двенадцатого месяца по 9-е число первого месяца.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны , проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие - плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи - народности мяо и яо - проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов - горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо - суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы - скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы проживают в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющимся основой литературного монгольского языка в Монгольской Народной Республике. Основное занятие - кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях - торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи - гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются также представители индоевропейской семьи - припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Территориально Китай разделяется по реке Янцзы на две почти равные части: Север и Юг. Даже своей внешностью северные и южные китайцы заметно отличаются друг от друга. Северяне, как правило, выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. Южане ниже ростом, кожа у них смуглее, лицо более вытянутое, нос более плоский, лоб прямой.

В целом население Северо-Китайской равнины и по языку, и по культуре гораздо более однородно, чем население Юга.

«Китайские грамоты»

В стране нет единого китайского языка. То, что мы принимаем за таковой - язык официальных документов и средств массовой информации КНР, путунхуа, - это лишь «пекинский говор», один из диалектов так называемого северо - китайского языка, в силу исторических обстоятельств, ставший стандартом в китайском государстве.

Самый распространенный в Китае - это севернокитайский язык , на нем, по оценкам лингвистов, говорят около 800 млн. человек. Но внутри этого языка провинциальные диалекты отличаются.

В северокитайском языке насчитывают 8-10 крупных диалектов, каждый из которых в свою очередь делится на местные говоры.

Самый далекий от пекинского кантонский язык является бытовым для почти 90 млн человек, населяющих юг Китая с центром в Гуанчжоу и Гонконге. Кантонский язык - четвертый по распространенности в США, после английского, испанского и французского.

Почти 80 млн разговаривает на шанхайском языке, иначе называемом диалектом У. Внутри этого языка шесть крупных диалектов, в частности диалект тайху , который включает и собственно шанхайский говор, на котором в быту говорят 14 млн. человек. Еще около 60 млн китайцев с детства говорят на миньском языке - это население богатейших и экономически развитых приморских регионов в районе тайваньского пролива, а так же население островов Тайвань и Хайнань.

Примерно по 30-35 млн. граждан КНР разговаривают еще на трех отдельных китайских языках - языке сян, языке хакка и языке гань.

В Гонконге и Макао, недавно присоединенных к КНР, но сохранивших автономию, в качестве официального языка принят китайский, при этом в официальных законах не указан какой именно это диалект китайского. Поэтому в СМИ и переписке используется общекитайский литературный.

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Китай — многонациональное государство, на территории которого проживает 56 национальностей. Согласно третьей всекитайской переписи населения 1982 г., в Китае насчитывалось 936,70 млн. китайцев (ханьцев) и 67,23 млн. представителей национальных меньшинств.

    В число 55 национальностей, проживающих на территории страны, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности).

    Среди этнических групп самая большая — чжуан, насчитывающая 13,38 млн. человек, а самая маленькая — лоба, численность которой составляет 1 тыс. человек. 15 групп национальных меньшинств имеют население свыше миллиона человек, 13 — свыше 100 тыс., 7 — более 50 тыс. и 20 — менее 50 тыс. человек. Коме того, в Юньнани и Тибете есть несколько этнических групп, которые еще не идентифицированы.

    Население в Китае размещено очень неравномерно. Ханьцы расселены по всей стране, но основная их масса живет в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, а также на Сунляосской равнине (на северо-востоке). На протяжении всей истории Китая ханьцы имели тесные политические, экономические и культурные связи с различными этническими группами. Высокий уровень развития национальности хань определяет ее ведущую роль в государстве. Национальные меньшинства, несмотря на небольшую численность, проживают на территории, занимающей около 50—60% площади страны, в основном во Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском автономных районах, а также провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Гань-су, Цинхай, Сычуань, Юньнань, Гуйч-жоу, Гуандун, Хунань, Хэбэй, Хубэй, Фуцзянь и Тайвань. Многие национальные меньшинства расселены на высокогорьях, в зонах степей и лесов, а большая часть размещена в приграничных районах.

    Огромные природные ресурсы районов проживания национальных меньшинств играют важную роль в социалистическом строительстве.

    Внутренние миграции имеют существенное значение в размещении населения. Жители густонаселенных провинций переселяются в менее освоенные и заселенные районы. В результате смены династий в ходе истории, поиска пустующих земель в приграничных районах, проведения политики переселения внутри провинций представители разных национальных меньшинств постоянно мигрировали и в настоящее время живут смешанными или компактными общинами. Так, в провинции Юньнань проживает более 20 национальностей. Это район, где представлено наибольшее число национальных меньшинств, имеющихся в Китае. Корейцы расселены главным образом в Яньбяньском округе (провинция Цзилинь), туцзя и мяо — в восточной части провинции Хунань. Ли проживают на острове Хайнань, в провинции Гуандун. Около 10 млн. представителей национальных меньшинств живут смешанными группами во всех уголках Китая, и даже эти небольшие этнические общины слились с ханьцами. К примеру, во Внутренней Монголии, Нинся-Хуэйском и Гуанси-Чжуанском автономных районах большинство населения — ханьцы, и лишь незначительную часть составляют национальные меньшинства. Эта модель маленьких компактных общин среди больших смешанных групп, состоящих в основном из ханьцев, является характерной для расселения национальностей в Китае.

    *****************

    Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
    "Cиньцзян: Этнографический очерк" , автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

    Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.

    Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г.Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%.

    Предки уйгуров и эволюция развития

    Вопрос зарождения уйгурской национальности довольно сложен. В нем принимали участие древние народы: саки (восточно-иранская языковая группа), юечжи, цяны (племена древнетибетской языковой группы, проживавшие на северных отрогах Куньлуня), наконец, ханьцы, проживавшие в Турфанской впадине. В 40-х годах 8 века уйгурские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством на Монгольском плато, мигрировали на территорию нынешнего Синьцзяна. Всего можно проследить три миграционных потока. В Синьцзяне мигранты осели в районах Яньци, Гаочана (Турфан) и Джимсара. Постепенно уйгуры расселились на обширных просторах Южного Синьцзяна. Это был первый этап в становлении уйгурской национальности на основе смешения с другими этносами, а также важный период в популяризации уйгурского языка. В настенной живописи Байцзыкликских пещерных храмов Тысячи Будд есть изображения уйгуров. Уйгуры тех времен имели явно выраженные черты монголоидной расы. Сегодня же уйгуры, наряду с черным цветом волос и глаз, имеют овал лица и цвет кожи, характерные для смешанной желто-белой расы. Причем наблюдаются различия в облике уйгуров, проживающих в разных районах. Уйгуры, проживающие в области Кашгар - Куча имеют светлую кожу и густую волосяную растительность на лице, что сближает их с белой расой; у уйгуров Хотана кожа смуглая, что сближает этих уйгуров с тибетцами; у турфанских уйгуров цвет кожи такой же, что у ханьцев, проживающих в Ганьсу и Цинхае. Все это свидетельствует о том, что в процессе этнического становления уйгуры пережили процессы смешения с другими национальностями. К предкам уйгуров по крови относятся также монголы, большой приток которых в Синьцзян имел место в период Чагэтайского и Яркендского ханств.

    Предки уйгуров были приверженцами шаманизма, зороастризма, манихейства и буддизма. Обилие сохранившихся до наших дней буддистских культовых сооружений: пещерных храмов, монастырей и пагод говорит о том, что в древности буддизм занимал господствующее положение среди разных верований. В середине 10 века в Караханском ханстве получил распространение исламизм, принесенный из Средней Азии. Исламизм сначала проник в Кучу. В середине 16 века, в период существования Яркендского ханства исламизм вытеснил буддизм и стал господствующей религией в районах Турфана и Хами. Так в Синьцзяне произошла историческая смена религий.

    В период Яркендского ханства уйгуры проживали главным образом в Южном Синьцзяне - районе между Тяньшаньским и Куньлуньским хребтами. В период Джунгарского ханства уйгуры стали селиться в долине реки Или, где они распахивали целинные земли. Но количество переселившихся уйгуров было невелико. В целом вплоть до начала правления Цинской династии уйгуры в основном сосредоточенно проживали в Южном Синьцзяне, а уже отсюда переселялись в другие места. Например, нынешние уйгуры, проживающие в Урумчи, являются потомками тех уйгуров, которые в 1864 году мигрировали сюда из Турфана. В то время житель Дихуа (с 1955 г. Урумчи) Таомин (хуэй по национальности) выступил против цинского правления и провозгласил учреждение самостоятельного правительства. Жители Турфана поддержали восставших и направили им в помощь в Дихуа вооруженный отряд. Спустя некоторое время кокандский военачальник Агуб захватил Дихуа и Гуниин (ныне район г.Урумчи) и организовал в Южном Синьцзяне набор новобранцев для пополнения своего войска. Таким образом в Дихуа мигрировало и осело на постоянное жительство немало уйгуров из Южного Синьцзяна. Помимо того, уже в годы Китайской республики (1911-1949) немало уйгуров-торговцев и рабочих переселились в Северный Синьцзян. До сих пор численность уйгуров, проживающих в Южном Синьцзяне, намного больше, чем их численность в Северном Синьцзяне.

    Политическая история уйгуров

    В разные периоды истории уйгуры создавали свои местные властные структуры. Но все они поддерживали тесную связь с центральным правительством Китайской империи.

    В начале правления династии Тан уйгурский правитель унаследовал титул наместника Гоби и создал Уйгурский каганат. Каганы (верховные правители) получали из рук китайского императора грамоту о назначении и государственную печать, кроме того, один из каганов был связан матримониальным союзом с Танской династией. Правители Уйгурского каганата оказали помощь Танам в усмирении внутренних неурядиц среди племен Западных территорий и охране границ.

    В 10 веке на территории Западных территорий существовали три государственных образования: Гаочанское ханство, Караханское ханство и государство Керия. Все они платили дань императорам династии Сун (960-1279) и Ляо (907-1125). В 16 - 17 веках между Яркендским ханством на территории Синьцзяна и династией Мин (1368-1644) существовали тесные политические и хозяйственные связи.

    В 1696 году Хамийский бек Абдула прежде других выступил против господствовавшей тогда на южных и северных отрогах Тяньшаня джунгарской администрации и объявил о признании власти Цинской династии. Потомки Абдулы неизменно получали от китайского императора грамоты о титуловании и печати, свидетельствовавшие о признании их полномочий центральным правительством Китая.

    Так постепенно была подготовлена почва для включения Западных территорий в карту китайских владений. После того, как в 1755 году цинские войска разбили войска Джунгарского ханства, процесс признания главенства центрального китайского правительства вождями царств на Западных территориях ускорился. Действуя по примеру династии Хань, учредившей в Западных территориях должность наместника "духу", и династии Тан, учредившей военно-административные округа в Аньси и Бэйтине, цинское правительство учредило в 1762 году должность Илийского генерал-губернатора - высшего военно-административного чина в Западных территориях. Что касается местной власти в районах проживания уйгуров, то тут сохранилась традиционная феодально-бюрократическая система беков (феодалов, занимавших чиновничьи посты, переходившие по наследству от отца к сыну), просуществовавшая вплоть до конца правления династии Цин.

    В середине 19 века китайская нация переживала тяжелый кризис, резко обострились классовые противоречия. На этом фоне все явственнее обнаруживались пороки феодально-бюрократической системы бекства и системы военизированного наместничества, учрежденного в Синьцзяне китайским правительством. Участились крестьянские восстания, религиозные вожди, пользуясь наступившей смутой, стали вести проповеди за "священную войну за Ислам". Извне в Синьцзян вторглись войска среднеазиатского Кокандского ханства (феодального государства, созданного узбеками в 18 веке в Ферганской долине) под водительством хана Агубы (1825 - 1877). Узбеки захватили Каши и район Южного Синьцзяна. Царская Россия оккупировала Инин (Кульджу). Для Синьцзяна наступили смутные времена. Лишь в 1877 году под напором восставшего населения и ударами цинских войск пало интервенционистское правительство Агубы, в Северном и Южном районах Синьцзяна вновь была восстановлена власть цинского правительства, которое в 1884 году провозгласило Синьцзян китайской провинцией.

    Уйгуры сыграли важную роль в деле сопротивления внешним агрессорам в период новой истории.

    В 20-30-е годы 19 века уйгуры отразили вооруженные происки войск Чжангира и Мухаммеда Юсупа, действовавших при поддержке кокандского хана; в 60-е годы уйгуры прогнали русского консула Илийского и Тарбагатайского округов и русских купцов за то, что они грубо попирали местные законы и провоцировали инциденты, в которых были жертвы среди местного населения; в 70-е годы уйгуры дали отпор интервенции войск Агуб-хана и оказали поддержку цинским войскам в восстановлении власти Китая на территории Синьцзяна. Они также внесли вклад в возвращение в 1881 году в лоно Родины Кульджи из-под оккупации русскими. В годы Китайской республики уйгуры решительно боролись против пантюркизма и панисламизма, защитив единство Родины и национальную сплоченность. В годы Китайской Народной Республики, в частности после образования Синьцзян-Уйгурского автономного района уйгуры выступают как важная стабилизирующая сила в политической жизни Китая и Синьцзяна.

    Социальная жизнь и экономика

    Уйгуры ведут оседлый образ жизни, их главным занятием является земледелие. Большая часть уйгуров проживает в сельской местности. В середине 17 века поднялись джунгары - одно из четырех ойратских племен в Западной Монголии. Установив свое господство в Синьцзяне, джунгары переселили часть уйгуров, проживавших в Южном Синьцзяне, на север, в район Урумчи, заставив их распахивать целинные земли. В прошлом уйгуры занимались выращиванием сельскохозяйственных культур экстенсивным способом, не внося удобрений, не селекционируя посевной материал, не заботясь о восстановлении плодородия почвы, использовали для орошения воду из арыков в неограниченном количестве. Но и в этих условиях уйгурские крестьяне добились немалого прогресса в растениеводстве.

    Уйгуры живут в оазисах посреди пустыни, их села образовались по мере заселения без определенного плана. Кроме работы в поле сельчане непременно высаживают деревья и кустарники вокруг жилищ, широкое распространение получили плодоводство и бахчевое хозяйство. Из винограда путем сушки под открытым небом готовят изюм, из абрикосов - сухофрукт, а также сушат ядрышки абрикосовых косточек. Хорошо известны такие продукты, как хотанские персики и грецкий орех, пишаньские и каргалыкские гранаты, баданьские абрикосы, атушский инжир, кучанские абрикосы, турфанский бескосточковый виноград, курляские груши, дыни, выращиваемые в Файзабаде, Мегати и Шаньшани, илийские яблоки, облепиха и др. Синьцзян - важный район хлопководства всекитайского значения. Уйгуры - отличные мастера по выращиванию хлопка. Живя в условиях аридного климата с очень незначительным количеством осадков, уйгуры научились строить подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которых поступает из рек. За годы народной власти, особенно в период реформ и открытого курса (с 1978 г.) в Синьцзяне выросла плеяда молодых специалистов, в аграрный сектор пришли новые веяния, новая агро и зоотехника, стала широко внедряться механизация. Все это привело к новому подъему в сельском хозяйстве края.

    В рационе уйгурских крестьян преобладают мясо мелкого рогатого скота, молочные продукты и фрукты. Жители городов подвизаются на ремесленном поприще, занимаются мелочной торговлей. Из ремесел развиты кожевенное производство, кузнечное дело, переработка пищевых продуктов. Торговцы торгуют фруктами, готовят шашлык, пекут лепешки, пирожки и другие сорта традиционной пищи. Изделия уйгурских ремесленников отличаются большим изяществом. Большим спросом пользуются хотанские ковры и шелк, миниатюрные кинжалы из Янгисара, вышитые тюбетейки и медные изделия, производимые в Каши.

    Народные обычаи

    Современные уйгуры сильно отличаются от своих предков: "хуэйху", веривших в манихейство или гаочанских уйгуров, веривших в буддизм. Сегодня господствующей религией является исламизм. На ранней стадии распространения ислама уйгуры принадлежали к секте суфизма, сегодня же большинство населения являются суннитами, кроме того, есть приверженцы секты "ичань", которая требует отречения от мирских удовольствий и ношения четок.

    Браки заключаются исключительно между сторонниками одной веры, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. Имеют место браки между родственниками и ранние браки. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Сегодня, правда официально признано право на брак по любви, но все же считается, что любой порядочный жених должен быть в состоянии поднести семье невесты богатый калым, в ином случае ему будет вменена недооценка достоинств невесты. Как среди подарков жениха, так и в приданом невесты непременным атрибутом является молельный коврик. Акт бракосочетания должен быть подтвержден священнослужителем - ахуном. Молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль, друзья жениха и подруги невесты исполняют танцы и песни. Сегодня гулянья по поводу свадьбы продолжаются один день, а раньше гуляли по меньшей мере три дня. По уйгурскому обычаю в случае смерти старшего брата вдова не остается в семье мужа, а может вернуться в родительский дом или выйти замуж за другого. Но если умирает жена, то вдовец может жениться на свояченице. К разводу и повторному браку уйгуры проявляют большую терпимость, при разводе разводящиеся стороны делят между собой имущество поровну. Однако обычай запрещает замужней женщине подать на развод по своей инициативе. Хотя в последнее время и тут наблюдаются перемены.

    Уйгурская семья основывается на брачных отношениях мужа и жены, дети, достигшие совершеннолетия и обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей. Самый младший сын продолжает жить в доме родителей, чтобы было кому ухаживать за стариками и проводить их в последний путь. Кроме того, существует обычай, согласно которому сын, если он единственный ребенок мужского пола в семье, не отделяется от родителей. При рождении ребенка роженица остается на постельном режиме 40 дней. Младенца кладут в люльку, в которой удобно укачивать ребенка. Для присвоения имени новорожденному устраивается специальная церемония, ребенка мужского пола в возрасте 5-7 лет подвергают обрезанию, причем эта операция приурочивается к нечетному месяцу весеннего или осеннего сезона. Дети обоего пола, а также жена в случае смерти мужа имеют право наследования, но дочь может унаследовать имущество в размере, составляющем лишь половину наследства, полагающегося сыну. Надо сказать, что эти обычаи сегодня уже не столь абсолютны, как это было в прошлом. Уйгуры придают важное значение поддержанию отношений с родственниками. Родственники делятся на прямых, близких и дальних. Но и в обращении с непрямыми родственниками прибегают к таким названиям, как "отец", "мать", "брат", "сестра" и пр. Между родственниками принято оказывать взаимную поддержку. Личная номинация состоит из имени и отчества, без фамилии, но упоминается имя предка (деда). В обычае уйгуров почитать пожилых и старых, их с уважением встречают и провожают, уступают дорогу. Приветствуя друг друга, уйгуры прикладывают ладонь правой руки к груди.

    Похоронный обычай включает предание останков умершего земле. Покойника кладут головой к западу, как правило, на срок не более трех дней, и ахун совершает над ним молитву. Перед погребением труп обертывают белой тканью в несколько слоев: три слоя для мужчин и пять слоев для женщин, в мечети родственники покойного приносят последние подношения, после чего траурная процессия следует на кладбище. Могилу роют четырехугольной формы, чаще всего в пещере, покойника кладут головой к западу, ахун произносит слова молитвы, и вслед за тем вход в пещеру замуровывается. Как правило, на кладбище запрещается вход людям другой веры.

    Сегодня уйгуры пользуются общепринятым календарем, однако наступление некоторых праздников по-прежнему определяется по старому летосчислению. Начало года по уйгурскому календарю - праздник Курбан, на "жоуцзыцзе" приходится Малый новый год. Согласно мусульманскому обычаю один месяц в году должен быть посвящен посту. В этом месяце принимать пищу можно лишь до восхода и после захода солнца. Конец Великого поста приходится на "жоуцзыцзе" ("кайчжайцзе"). Теперь можно хорошенько поесть. Спустя 70 дней после "кайчжайцзе" наступает Новый год (Курбан), когда в каждой семье забивают барашка, устраивают новогоднюю пирушку и ходят с поздравлениями друг к другу. В период весеннего солнцестояния отмечают "нувужоуцзыцзе" - приход весны. Но этот праздник не относится к мусульманским праздникам, и в наше время отмечается редко.

    Зодчество уйгуров отмечено арабской спецификой. Выдающимися памятниками архитектуры являются гробница ходжи Апоки (Каши), Мечеть Этигарта, Минарет Имина (Турфан). Жилые дома строятся из дерева и глины. Двор обносится глинобитной стеной, глинобитными делаются также стены дома, которые являются главными несущими конструкциями, на края стен кладутся деревянные балки, поддерживающие крышу. В Хотане стены домов строят из глины, которую замешивают с добавленной щепой краснотала. Крыша дома делается плоской, на ней сушат фрукты и пр. Помимо жилого дома во дворе имеются виноградная шпалера и плодовый сад, в доме имеется дверь, но нет привычных для нас окон, свет проникает через окно в потолке. В стенах дома делаются ниши, где хранятся предметы домашней утвари, кровать заменяет глинобитная лежанка (кан), покрытая циновкой или ковром, ковры развешаны и на стенах. В холодные дни дом обогревается теплом, исходящим от стены, под которой разводят огонь. Двери в уйгурском доме никогда не выходят на запад. Уйгуры, живущие в современных каменно-кирпичных домах, пользуются современной мебелью, но по-прежнему любят украшать помещение коврами.

    Уйгурская кухня богата многообразными кушаньями, приготовленными печением, варением, тушением. В пищу кладут пряности, особенно специфична пряность "парфянский анис", по-уйгурски "цзыжань". Главным хлебным продуктом являются печеные лепешки из сброженного теста с добавленными луком и маслом. Популярным напитком является чай с молоком. Широко известны уйгурский плов, зажаренный целиком барашек, колбаса, пирожки, паровые пирожки с начинкой, хрустящие баранки и пр. Самым лакомым блюдом считается шашлык из баранины, заправленный анисом, солью и перцем. Приготовленный по-уйгурски шашлык стал популярным блюдом повсеместно в Китае.

    Неотъемлемой частью одежды уйгуров, как мужчин, так и женщин, является головной убор, особенно популярны тюбетейки, красиво расшитые золотыми или серебряными нитями. Повседневной мужской одеждой является длиннополый чепан, который шьется с широкими рукавами, без воротника и без застежек. Его носят, запахивая на сторону и подпоясывая кушаком. В настоящее время уйгуры, живущие в городах, стали одеваться по-современному, мужчины носят пиджаки и брюки, женщины - платья. Выбирая косметические кремы и помаду, уйгурки отдают предпочтение изделиям на основе природного растительного сырья. Разработанная одной Синьцзяньской компанией краска для бровей марки "Осман" прошла проверку на качество и предложена для сбыта в Китае и за рубежом.

    Культура и искусство

    Культура уйгуров уходит корнями в глубокое прошлое. Во времена Уйгурского каганата уйгуры пользовались письменностью "жуни" (тюркской языковой группы). Именно на "жуни" написана стела "Мояньчо". Позднее в обиход вошла слоговая письменность, использовавшая буквы "сутэвэнь", на ней писали вертикально сверху вниз, справа налево. Во времена Чагатайского ханства уйгуры переняли арабский алфавит, дав письменность, получившую название древнеуйгурской. Кашгарское произношение считалось общепринятым. Алфавит насчитывал буквы, писали справа налево. В 19 веке перешли на современную уйгурскую письменность. В современном уйгурском языке 8 гласных и 24 согласных. В 11 веке уйгурский поэт Юсуп из города Баласагуни (Караханское ханство) издал дидактическую поэму "Знание, дающее счастье", поэт Аплинчотэлэ написал идиллическую поэму "Есть такое место". В чагэтайский период появилась любовная поэма "Лайла и Матайн" и поэма поэта Абдужеим Низари "Жебия и Саддин". Современная уйгурская художественная литература и поэзия получили развитие уже в 20 веке.

    Красочно танцевально-песенное творчество уйгуров. Еще во времена Яркендского ханства была создана музыкальная сюита "Двенадцать мукамов", в которую входят 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, музыки к танцам и т.п. Особенно большим масштабом отличается Кашский мукам, в который входят 170 музыкальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки. Их можно исполнять непрерывно в течение 24 часов. Музыкальные инструменты уйгуров включают флейту, трубу, сона, баламан, сатор, жецзек, дутар, тамбур, жевапу (род балалайки), калунь и янцин. Ударные инструменты включают барабан с кожаным покрытием и металлический барабан. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль "санем", который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Кроме того, популярны цирковые номера: хождение канатоходцев по стальному тросу, подвешенному на большой высоте, эквилибристика с колесом и др. Об уйгурах - канатоходцах с восхищением писал еще император Цяньлун (дин. Цин). В 1997 году уйгурский канатоходец - выходец из Кашгара - Адил Ушур перешел по стальному тросу реку Янцзы, вписав рекорд в Книгу Гиннеса.

    http://www.abirus.ru/content/564/623/624/639/11455/11458.html

    Джунга́ры (зюнгары , зенгоры, цзюнгары, чжунгары, (монг. зүүнгар , калм. зүн һар ) — население средневекового ойратского владения "зүүнгар нутуг" (в русскоязычной литературе Джунгарское ханство), потомки которых ныне имеются в составе европейскх ойрат или калмыков, ойрат Монголии , Китая. Иногда отождествляются с олётами.

    В XVII веке четыре ойратских племени — зюнгары, дербеты, хошуты, торгуты создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг — в переводе с калмыцкого языка — «Союз» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с калмыцкого языка «джун гар», или «зюн гар» — «левая рука»), когда-то — левое крыло монгольского войска). Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства. Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгарией.

    В XVII—XVIII веках ойраты (джунгары) в результате миграции и военных столкновений с Манчжурской империей Цин и государствами Средней Азии, образовали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

    В 1755—1759 гг. в результате внутренних междуусобиц, вызванных распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями, насчитывавшими миллион человек, и истреблено 90 процентов тогдашнего населения Джунгарии, в т.ч. женщин, стариков и детей. Один сборный улус — около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии приняли ислам.

    В настоящее время ойраты (джунгары) проживают на территории Российской Федерации (Республика Калмыкия), Китая (Синьцзян-Уйгурский Автономный округ), Монголия (западномонгольские аймаки), Афганистан (Хазараджат).

    http://ru.jazz.openfun.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%8B

    Говоря о Китае, нельзя забывать, что в нем живут не только китайцы. Китай - многонациональное государство. Всего в нем проживают 56 национальностей.

    Собственно китайцы (汉族 - hànzú - "ханьцы") составляют 95% населения страны.

    Остальные народы по-китайски называются 少数民族 ( - shǎoshù mínzú) - буквально "малочисленные народы", или национальные меньшинства.

    Самые многочисленные после ханьцев - чжуаны (壮族 - zhuàngzú). Их около 14 миллионов. Затем дунганы (回族 - huízú) - 7,5 миллионов человек. На миллион (6,5 миллионов) меньше уйгуров (维吾尔族 - wéiwúrzú). Пять миллионов мяо (苗族 - miáozú).

    Также живут монголы (蒙古族 - měnggŭzú), тибетцы (西藏族 или 藏族 - xīzàngzú), и (это так народ называется 🙂 - 彝族 - yízú), корейцы (朝鲜 - cháoxiān), маньчжуры (满族 - mănzú) и другие.

    Как вы уже, наверное, поняли, иероглиф в конце каждого названия народности - 族 (zú) - означает "род, клан, фамилия; племя, племена; народность, национальность".

    Языки малых народов Китая

    Народы Китая - мяо, и, чжуан и буи

    Все народы говорят на своих национальных языках. И только маньчжуры используют в качестве родного.

    Некоторые малые народы Китая имеют свою письменность. Уйгурская и тибетская письменности существуют уже несколько веков.

    Языки народов Китая очень сильно различаются, и даже относятся к разным языковым группам: сино-тибетской, алтайской, австроазиатской и тайской.

    Китайское правительство содействует развитию местной культуры в национальных районах. Помогает даже в создании и развитии национальных алфавитов.

    Вообще тема языков народов Китая еще не закрыта. До сих пор продолжают находить новые языки. Например, в 2009 году в одной китайской провинции было выявлено 24 языка, хотя считалось, что там все говорили на одном языке.

    Китайский этнос

    Китай - самая многолюдная страна во всем мире. На данный момент там проживает 1 368 021 966 человек.

    Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.

    На практике многие малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Так, согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков - 235 живых и один исчезнувший (чжурчжэньский).

    Важно также отметить, что хотя большинство жителей южных провинций Китая говорят на китайских диалектах, значительно отличающихся от официального стандарта, основанного на северных диалектах (напр, кантонцы, жители Фуцзяни, хакка, и т. д.), они рассматриваются официально не как отдельные национальности, а как часть ханьской национальности.

    В отдельные периоды число официально признанных групп отличалось. Так, при переписи 1953 года было указано 41 национальное меньшинство. А при переписи 1964 года было зарегистрировано 183 национальных меньшинства, из которых правительство признало только 54. Из оставшихся 129 народов 74 были включены в состав признанных 54, в то время как 23 были классифицированы как «другие» и 32 как «сомнительные».

    В свою очередь, правительства специальных административных районов Гонконг и Макао также не делают различия между многими этническими группами Китая.

    Еще в древности китайцы приветствовали друг друга особым жестом - сложенными на груди руками и кивком головы. Сейчас это тоже используется, но большинство людей минимализируют это приветствие только до кивка.

    Особо в Китае относятся и к подаркам, что является неотъемлемой частью общения. В этой стране все с радостью примут в качестве дара китайский чай, сигареты, вино или конфеты. Однако китайцам не стоит дарить часы - это символ смерти. Непарное число подарков также не надо преподносить, но и цифры 4 стоит избегать, как и черно-белых вещей. Самым важным праздником каждого человека в Китае был и остается День Рождения. Его можно отмечать как угодно. А имениннику варят особую лапшу - шоумянь. Она является символом долголетия и здоровья. В некоторых семьях на праздничный стол ставят торт. К основным качествам китайского народа можно отнести такие особенности характера, как дисциплинированность, покладистость, щедрость, настойчивость и терпение. Эти качества складывались веками и на них повлияло множество факторов. Это, например, стихийные бедствия, время от времени настигающие этот мирный народ. Также отличительным качеством китайцев является патриотизм, готовность умереть за родину. Люди в Китае очень дружелюбны и гостеприимны. Встречаясь друг с другом на улице, они спрашивают: » А Вы сегодня ели? » Однако ответ не значит ровно ничего. Это всего лишь знак уважения к другому.

    Но кроме всего этого у китайцев есть по крайней мере одна отрицательная черта, и это небрежность. Все там выполняется спустя рукава, а любимым словом практически каждого китайца является слово «maskee», что в переводе на русский означает «да ладно, сойдет», чуть ли не «наплевать». Однако это совершенно не коробит местных жителей. Такое отношение к делам уже вошло в традиции. И это очень мешает китайцам в политических делах с другими странами.

    В Китае не принято хвастаться своими богатствами. Даже миллионеры ведут себя достаточно скромно и даже помогают бедной части населения.

    Также в Поднебесной, как часто называют китайцы свою страну есть очень строгая иерархическая лестница, каждый китаец знает свое место в обществе. Чиновник, так чиновник; прислуга, так прислуга.

    Общие сведения о китайской истории

    Китай является одним из четырех древних государств мира. Китайская цивилизация является одной из самых древних цивилизаций на Земле. История Китая, страницы которой документально зафиксированы, началась более 4 тыс. лет назад в эпоху династии Шан.

    Антропологи обнаружили останки самого древнего в Китае гоминида. Человек из Юаньмоу жил около 1,7 млн. лет назад. Пекинский человек (смотрите раздел о Пекине, страницу Пекинский человек из Чжоукоудяня), который жил в районе к юго-западу от сегодняшнего Пекина в период от 400 тыс. до 500 тыс. лет назад, имел основные характеристики гомо сапиенса. Человек в Китае прошел путь от создания примитивного общества до образования рабовладельческого общества в 21 веке до нашей эры и первой правящей династии – династии Ся. В эпоху следующей династии – династии Шан (Shang, 16 век до н. э. – 11 век до н. э.), – а также во времена правления западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 771 г. до н. э.) дальнейшее развитие рабовладельческого общества продолжилось. За этим периодом последовали Период Весны и Осени (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.) и Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.), которые ознаменовали переход от рабовладельческого общества к феодальному строю.

    В 221 г. до н. э. Ин Чжэн, человек с большим талантом и стратегическим видением, прекратил волну междоусобиц среди множества мелких независимых государств в Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) и образовал первое централизованное, объединенное, многонациональное государство в истории Китая. Так началась эпоха правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э). Ин Чжэн (Ying Zheng) назвал себя Ши Хуан Ди (Shi Huang Di - первый император) и вошел в историю как Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang), первый император в эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э). Во времена своего правления Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang) привел к единому стандарту письменность, деньги, меры веса и длины, установил новую административную систему с префектурами и округами и начал строительства ныне всемирно известной Великой китайской стены, а также большого дворца и мавзолея, которые известны теперь далеко за пределами Китая как абсолютно фантастический музей Терракотовой армии. Во многих местах, таких как города Сяньян (Xianyang), Лишань (Lishan) и др., император Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang) организовал временные королевские дворцы. В последние годы эпохи правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э) император стал терять влияние. Один из крестьянских лидеров по имени Лю Бан (Liu Bang) вступил в союз с представителем аристократии и генералом Сяном Ю (Xiang Yu) и сверг режим династии Цинь. Амбиции Лю Бана (Liu Bang) на этом не иссякли. Несколько лет спустя он нанес поражение войскам Сяна Ю (Xiang Yu) и в 206 г. до н. э. установил правление династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), которое отличалось устойчивостью и силой.

    В эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) в Китае были хорошо развиты сельское хозяйство, производство изделий ручной работы и торговля. Во времена правления императора Уди (Лю Чэ, 140 г. до н. э. – 87 г. до н. э.) режим эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) достиг пика своей силы и императору удалось победить племена сюннюй (Xiongnu). Для этого был придуман следующий стратегический ход: он послал генерала Чжана Цяня (Zhang Qian) в качестве парламентера в регионы, расположенные к западу от Китая (территория нынешней Средней Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района). Тому, несмотря на временное пленение, удалось договориться с кочевниками и через некоторое время с этими районами началась активная торговля, которая впоследствии привела к образованию того, что сегодня известно как Великий шелковый путь. Этот путь вел от древней столицы династии Хань города Чан-Ань (нынешний Сиань) через территорию современного Синьцзян-Уйгурского автономного района в Европу. В 33 г. до н. э. девушка из императорского круга Ван Чжаоцзюнь (Wang Zhaojun) полюбила человека по имени Хуханьсе, который был одним из лидеров воинственных племен сюннюй (Xiongnu). Молодые люди поженились, и этот случай стал основой трогательной истории о том, как представители народов хань и сюннюй (Xiongnu) полюбили друг друга и породнились. Эта история дошла до наших дней. Услышать эту историю, а также познакомиться с многочисленными историческими фактами, можно в бывшей резиденции Ван Чжаоцзюнь (Wang Zhaojun) в городе Ичан (Yichang), в котором начинаются все круизы вверх по течению реки Янцзы (Yangtze). Многонациональная страна постепенно становилась более консолидированной. Эпоха правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) просуществовала в общей сложности 426 лет. После этого наступил Период троецарствия (220 г. – 280 г.). Главными государствами того периода были Вэй (Wei), Шу (Shu) и У (Wu).

    Религия в Китае

    Китай является многоконфессиональным государством. На протяжении многих веков в Китае развивались различные религии. Сегодня там представлены даосизм, буддизм, ислам, протестантизм и католичество. Свобода верования обеспечивается государственной политикой. Согласно конституции, любой гражданин страны имеет право на отправление религиозных культов и обрядов.

    Буддизм

    Буддизм пришел в Китай из Индии около 2 тыс. лет назад. Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы. Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизм, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространен среди таких этнических групп как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan). Буддисты являются самой большой религиозной группой в Китае. Однако при подсчете последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не всегда являются явными приверженцами буддизма.

    Даосизм

    Даосизм является чисто китайской религией. Его история насчитывает более 1700 лет. Основателем этой уникальной религии является знаменитый мыслитель Лао-Цзы (Laozi). Его доктрины стали основой новой религии. Даосизм является политеистической религией. Среди поклонников даосизма много представителей народа хань, проживающих в сельских районах Китая.

    Ислам

    Ислам проник в Китай из арабских стран более чем 1300 лет назад. В настоящее время последователями этой религии в Китае являются 14 млн. человек. В основном это представители таких народов как хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, таджики, татары, киргизы, дунсян сала и банань. Большинство мусульман проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, Нинся-Хуэйского автономного района, а также провинций Ганьсу (Gansu) и Цинхай (Qinghai). Все эти регионы находятся на северо-западе Китая. В дополнение к этому практически в каждом городе Китая проживают довольно многочисленные группы мусульман. Мусульмане не едят свинины, а также мяса лошадей.

    Христианство

    Католицизм и другие ветви христианства начали распространяться в Китае довольно рано. В 635 году один из миссионеров несторианской секты прибыл в Китай из Персии. В целом можно сказать, что в ранние периоды истории христианству так и не удалось завоевать хороших позиций в Китае. Другая волна распространения христианства пришлась на период окончания опиумной войны между китайцами и британцами в 1840 г. Китайские католические и протестантские сообщества пошли по пути независимости и автономного управления. В настоящий момент в Китае насчитывается более 3,3 млн. католиков и почти 5 млн. протестантов.

    В дополнение к этому есть также последователи Восточной Православной церкви и других религий среди представителей различных национальностей.

    Ни одна из религий так и не завоевала доминирующего положения в Китае. Иностранные религии в китайских реалиях испытали сильное влияние и были либо существенно изменены, либо ассимилированы китайской культурой. Со временем они стали религиями с явными китайскими характеристиками. В целом количество верующих составляет небольшую часть населения Китая, численность которого достигает 1,3 млрд. человек.