О появлении древне-мордовских племен. Истоки этноса: появление древнемордовских племён

К числу коренных финно-угорских народов России относятся эрзя и мокша, которых русские традиционно объединяют понятием "мордва", несмотря на то, что эрзянский и мокшанский являются самостоятельными языками. Первоначально мордвой называли только эрзян, которые в конце 14 века попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и стали принимать православие (которое сейчас является основной религией эрзян и мокшан).
В ходе переписи населения России 2010 года мордвой назвали себя более 744 тысяч человек (9 место среди ), из них 57 тысяч причислили себя к эрзянам (мордва-эрзя), а 4 тысячи 767 человек - к мокшанам (мордва-мокша). При этом мордовские корни имеют около 20 миллионов человек (информация с официального сайта Республики Мордовия - e-mordovia.ru), например, у известной модели Натальи Водяновой бабушка по отцу была из эрзян.
Женщина / девушка из мордвы в русском языке называется мордовка или мордвинка. Также употребляются названия "эрзянка" и "мокшанка".
Далее представлены самые красивые, на мой взгляд, эрзянки и мокшанки. В список попали только известные, на региональном и общероссийском уровне, девушки и женщины: спортсменки, финалистки конкурсов красоты, радиоведущая, поэтесса и певица.

8 место. Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера". Страница Дарьи Учватовой в соцсети "ВКонтакте" - https://vk.com/id65524177


7 место. Надежда Кадышева (род. 1 июня 1959, Горки, Лениногорский район, Татарстан) - певица, солистка ансамбля "Золотое кольцо", народная артистка России, народная артистка Мордовии. Надежда Кадышева - эрзянка, по-эрзянски её фамилии пишется "Кадышень".

6 место. Людмила Батяйкина - победительница конкурса Мисс Мордовия 2010. Эрзянка.

5 место. Татьяна Дудникова - победительница конкурсов "Мисс студентка Финно-Угрии 2012" и "Татьяна Поволжья 2013" (студенческий конкурс среди девушек с именем Татьяна). Работает артисткой балета в Государственном музыкальном театре оперы и балета им. И.М. Яушева, танцевала в балетах: «Жизель», «Лебединое озеро», «Корабль дураков», «Щелкунчик», «Волшебное дерево или сказка о заколдованном принце». Солистка ансамбля танца «Мордовочка» в Институте национальной культуры. Эрзянка. Страница Татьяны ВКонтакте - https://vk.com/dtp.aferistka

4 место. Алина Подгорнова - эрзянская поэтесса. Родилась 19 октября 1991 года в селе Кабаево Дубёнского района Республики Мордовия. Страница на сайте "Эрзянь Вайгель" (Голос эрзи) - http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/literatura/alina-podgornova.html Страница ВК - https://vk.com/id70074719

3 место. Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Мокшанка, но в интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

2 место. Наталья Эрзяйкина - ведущая передач на эрзянском языке на национальном радио "Вайгель". Страница Натальи ВКонтакте - https://vk.com/id10604257

1 место. Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России. Эрзянка.

  • Московская область :
    18 678 (2010 г.)
  • Москва :
    17 095 (2010 г.)
  • Украина :
    9 331 (перепись 2001)
    Казахстан :
    8 013 (перепись 2009)
    Узбекистан :
    5 000 (2000 г., оценка)
    Киргизия :
    1 513 (перепись 1999)
    Белоруссия
    877 (перепись 2009)
    Эстония :
    562 (перепись 2000)
    Латвия :
    392 (оценка 2011)

    Язык Религия Родственные народы

    Этноним

    Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть - экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре . Согласно версии Н. Ф. Мокшина, мордва - бинарный этнос, включающий в себя два субэтноса - мокша и эрзя, где каждый субэтнос, считая себя мордвой, в то же время обладает присущими только ему самосознанием и самоназванием (субэтнонимом).

    Точку зрения советской этнографии о двух субэтносах не разделяет Финно-угорская организация Эстонии (SURI), указывая, что эрзя и мокша являются разными народами: «Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют - само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное - отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т. н. „мордва“ - не понимают друг друга». .

    Этимология

    Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечает, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя . В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем .

    Распространённая гипотеза выведения данного экзоэтнонима из древне-иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно - отождествления с андрофагами Геродота , признавалась М. Фасмером сомнительной .

    Согласно наиболее актуальной на сегодняшний день версии, экзоэтноним мордва происходит от иранского корня со значением «человек, мужчина» (ср. перс. mârd ‎, ягн. morti - от индоир. *mṛta «человек, смертный»). К тому же корню восходят слова эрз. мирьде , мокш. мирьдя «мужчина, муж», удм. мурт , коми морт «человек, мужчина». Разница в огласовке между этими словами и этнонимом объясняется разным временем заимствования и адаптацией в разных языках.

    История упоминаний

    Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана . Там, среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей) .

    Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.

    «В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“»

    На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.:

    «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам - мокшанок; но всяк довольствовался своею породою»

    Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:

    К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они - Сарацины

    С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев .

    вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

    …В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар - мордовского князя Пургаса

    .
    .

    Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске :

    <…>достоверно известно, что мокша , эрзя , буртасы , меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию.

    .
    .

    Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом , а затем Юрием , то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств , в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война. .

    В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки .

    Современное бытование

    Согласно результатам переписи 1926 г., на территорииях Пензенской , Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима. . По данным переписи населения 2002 года уже 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 чел. соответственно . В самой Мордовии 283,9 тыс. чел. назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и и 79,0 тыс. - соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин» , это правило вновь возродилось в Республике Мордовия в рамках кампании, предшествующей переписи 2010 , когда власти республики настоятельно рекомендовали указывать национальность «мордва» . В 2011 году власти Мордовии оказывали давление на портал finnugor.ru за упоминание мокша и эрзя, как отдельных народов, требуя использовать только термин «мордва» . Одной из причин противоречивости данных 2002 называют ошибки в переписи . Во внимание также следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии . По данным микропереписи 1994 года в Мордовии : 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % - эрзей и лишь 3 % сказали, что они - мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы - 69 %, а остальные 31 % - мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 % . По мнению директора В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах . Результаты Всероссийской переписи 2010 года однако не вызывают уверенности в корректности её проведения , по её итогам за период с 2002 по 2010 численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз.

    Правильное употребление экзоэтнонима

    Мордви́н - ед. ч., м. р.
    Мордо́вка - ед. ч., ж. р.
    Мордва́ - о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)

    Устаревшие варианты экзоэтнонима

    Численность

    Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тыс. чел. , в 1719 г. - 107 тыс. чел., по данным III ревизии в 1764-221,1 тыс. чел., по данным IV ревизии в 1781-279,9 тыс. чел., по данным V ревизии в 1796-345,5 тыс. чел., по данным VIII ревизии в 1835-480 тыс. чел., по данным X ревизии в 1858-660-680 тыс. чел. . Согласно Переписи населения Российской империи 1897 г. численность говорящих на финских наречиях (мордовском) составила 1023,8 тыс. чел . К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тыс. чел., согласно переписи 1926 г. на территорииях Пензенской , Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима.

    Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

    Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона
    Пензенская губерния 376.983 17,1%
    Самарская губерния 251.374 10,4%
    Ульяновская губерния 178.988 12,9%
    Саратовская губерния 154.874 5,3%
    Сибирский край 107.794 1,2%
    Северо-Кавказский край 88.535 0,3%
    Уральская область 88.484 0,3%
    Нижегородская губерния 84.920 3,1%
    Башкирская АССР 49.813 1,9%
    Татарская АССР 35.084 1,4%
    Казакская АССР 27.244 0,4%
    Чувашская АССР 23.958 2,7%
    Оренбургская губерния 23.602 3,1%

    В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян - 1249 тыс., в 1939 г. - 1456 тыс., в 1959 г. - 1285 тыс., в 1979 г. - 1191,7 тыс. чел. По переписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153,9 тыс. чел., из них в РФ - 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5 % населения республики. В 1989 г. проводился раздельный учёт эрзян и мокшан, а также учет назвавшихся этнонимом «мордва», что позволило также получить приблизительные данные о численности мокшан и эрзян. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс. чел. , численность эрзян - 517,5 тыс. чел. По данным Российской переписи населения 2002 общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 843,4 тыс. чел., в том числе в Мордовии - 283,9 тыс. чел. (32 % населения республики) .

    В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне - в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.

    История

    Этногенез

    Карта финно-угорских племён до прихода славян

    Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

    В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари , мери , мокшан , муромы и эрзян . Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен , которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на северу и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская - эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе - с балтоязычными

    С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

    «По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье - индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» ["От Скифии до Индии". Стр. 99.]

    Средневековье и новое время

    Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 до н. э. .

    Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата , княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского , а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода . По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка мордва испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов , хантов , гуннов , германцев , литовцев , венгров , хазар , а позднее татар и славян .

    Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра , а эрзяне - бассейн Волги и Оки ; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т. д.

    Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года , когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода .

    Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.

    Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению (Алена Арзамасская) .

    Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в.(«Кузьма Алексеев »).

    Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан » и др.

    В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских.

    Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа.

    Антропологическое описание

    В большей степени мордва являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп . Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы . Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы , для которого характерны мезокефалия , относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья . Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы . Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру .

    И. Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины) .

    Языки

    Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане - мокшанский , эрзяне - эрзянский , оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных . Считается признанным существование некогда единого мордовского праязыка, который лишь в середине I тыс. н. э. распался на мокшанский и эрзянский. Лингвистами подмечено, что в языке эрзя преобладают заимствования из русского языка, а в мокшанском - из тюркских (в основном татарского , чувашского) . Оба мордовских языка распадаются на ряд диалектов и смешанных говоров, локализованных в различных районах проживания мордвы. Мордовская письменность существует со второй половины XVIII века , и в настоящее время используют кириллицу, алфавит мордовской письменности совпадает с русским .

    Традиционная культура

    Комплекс одежды

    Мордовский крестьянин в традиционной одежде, Симбирская губерния, втор. пол. XIX века.

    Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан , похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» - назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок.

    Хозяйство

    В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа , конопляного масла , домашних сукон (любимый цвет мордвы - белый). К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права.

    Кухня

    Мордовская кухня во многом напоминает русскую благодаря тесной и многовековой интеграции двух народов. Доказательством этого может служить тот факт, что самые распространённые блюда - это щи со свежей капустой, сваренные на мясном бульоне, а также каши из различных круп, картофель. Центральное место в национальной кухне занимают мордовские блины . Основу блюд составляют растительные и молочные ингредиенты. Если брать мясо, то больше всего используется свинина и говядина, баранина намного реже, ещё реже рыба. В то же время в блюдах практически отстуствуют острые добавки, соусы, специи, зато большим разнообразием отличается домашнее консервирование: соление или квашение овощей на зиму.

    Народные верования

    Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас ) - богов, ава - духов, отцов, кирьди - хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых , водяных , леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма - антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном , которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны - остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам .

    Всероссийский съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа

    Начиная с 1992 года проходят Всероссийские съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Съезд, согласно принятому уставу, является высшим представительным собранием мокшан и эрзян, проживающих на территории Республики Мордовия и в других субъектах Российской Федерации. Делегаты съезда должны были избираться «в соответствии с нормой представительства: от 5 тысяч мордовского (мокшанского и эрзянского) населения - один делегат» - от республики Мордовия и всех мест компактного проживания мокшан и эрзян за её пределами. Первый съезд 14-15 марта 1992 г. состоялся по инициативе обществ «Масторава» и «Вайгель». Только на первом съезде было принято 10 документов (в том числе о статусе народов для мокшан и эрзян, вывода из ИТУ Мордовии заключенных других государств, сокращение общей численности заключенных в Дубравлаге , участия мокшан и эрзян в в международных политических организациях и др.) Второй и последующие съезды проходили под патронажем правительства РМ. На втором съезде вновь выставлялось требование в частности о статусе национальностей мокша и эрзя, о принятии Государственным собранием РМ Закона о языках, с закреплением статуса государственного за мокшанским, эрзянским и др.

    Примечания

    1. Всероссийская перепись населения 2010 года
    2. По переписи 1989 г. в РСФСР было 1 072 939 мордвы()
    3. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    4. По переписи 1989 г. на Украине было 19 332 мордвы ()
    5. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
    6. По переписи 1989 г. в Казахстане было 30 036 мордвы (), по переписи 1999 г. - 16 147 чел. (Агентство Республики Казахстан по статистике)
    7. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 11 914 мордвы ()
    8. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
    9. Перепись населения
    10. Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ()
    11. Tabula: TSK11-03. IEDZĪVOTĀJU NACIONĀLAIS SASTĀVS (латыш.)
    12. Толковый словарь . Сайт Российского этнографического музея. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
    13. Народы и религии мира. - М .: «Большая Российская Эниклопедия», 1998. - С. 353. - 928 с. - ISBN 5-85270-155-6
    14. Народы России. - М .: «Большая Российская Эниклопедия», 1994. - С. 232. - 480 с. - ISBN 5-85270-082-7
    15. mordovia.info
    16. Большая советская энциклопедия .
    17. Эрзянские моляны
    18. Уральское пробство Церкви Ингрии
    19. Белых С. К. История народов Волго-Уральского региона: учебное пособие. Ижевск, 2006. С. 23.
    20. НДО «Учреждение Фенно-Угриа»
    21. Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1939.
    22. Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики. Проект // Общественные движения в Мордовии, 1990.
    23. Напольских В. В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. С. 100-115.
    24. Фасмер М.

    По материалам Н. Мокшина

    Этноним мордва — один из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное свидетельство дошло до нас с упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана "Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.
    Самое раннее письменное сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа (X в.), а об этнониме мокша (Moxel) — в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука (XIII в.).
    В древнерусских источниках, самыми ран-ними из которых являются летописи, этноним мордва встречается с XI века. В "По-вести временных лет" (второе десятилетие XII в.), составленной Нестором, говорится о мордве и месте её обитания: "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи ("Мордовскиа князи с Мордвичи”).
    Этнонимы же мокша и эрзя в русских источниках стал появляться довольно поздно. "Мокшана", "мокшаня" впервые зафиксированы в "Книгах письма и меры" Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XIII века. Это объясняется тем, что мордва во взаимоотношениях с русскими выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и воспринимали, и так отразили в летописях.
    Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните: иранское, таджикское мард — мужчина). В мордовских языках это слово сохранилось для обозначения мужа (мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть сопоставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под идентичным этнонимом, т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва сама употребляет чаще при контактах с другими народами. Во внутриэтническом общении они чаще применяют самоназвания эрзя и мокша.
    Осознавая себя единым мордовским народом, считая как тех, так и других (т. е. эрзю и мокшу) двумя составными частями этого народа, эрзяне и мокшане наряду с обще-мордовским самосознанием обладают и особым (эрзянским и мокшанским) самосознанием, что даёт основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса. Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и некоторые другие этносы нашей страны: марийцы (горные и луговые), чуваши (верховые и низовые), удмурты (северные и южные) и другие).
    Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам: эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, во-сходит санскритскому mokcha, означающему "проливание, утекание".
    В количественном отношении в начале XX века эрзя примерно в 3 раза превосходила мокшу. В настоящее время более точное соотношение по переписям определить затруднительно. Но, по мнению мордовских учёных, это соотношение осталось таким же. Венгерские же учёные пришли к выводу, что вследствие процессов русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.
    В литературе (и в массовом сознании) также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.
    Довольно давно оторвавшись от общей массы эрзи (в XVI-XVII вв.), эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны, в том числе и в языке, но не настолько, чтобы утратить своё эрзянское самосознание (эта группа, например, одевается как мокша, но говорит на языке эрзя). Сама себя эта группа мордвы называет мордвой, мордвой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы мордвы к особой национальности или третьей ветви мордовского этноса — результат ненаучного подхода к этническим процессам и истории мордовского этноса со стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой области.
    В научной литературе некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри мордвы кроме мокши и эрзи существовали ещё этнические группы каратаев и терюхан.
    На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде: Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси-тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
    В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого старого села со словом каратаи произведено от гидронима Каратаи.
    Таким образом, каратаи были не отдельным мордовским племенем, а локальной группой мордвы, подвергшейся сильному татарскому влиянию: они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосознание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва), русские и сами себя они также называют мордвой.
    Терюхане начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Большого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).
    Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохристианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в русский этнос.
    Таким образом, и каратаи и терюхане — не этнонимы, а псевдоэтнонимы.


    Мордва Сергачского уезда.
    Раскрашенная фотография конца XIX века.

    "... всё это по большей части народ крупный, высокого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."

    Н. Оглоблин "В Мордовском крае" (1899)

    http://pckfun.ru/ Поволжский центр культур финно-угорских народов

    Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

    Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

    Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

    Культура и быт мордовского народа

    Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

    В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

    На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

    В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

    В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

    С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

    Традиции и обычаи мордовского народа

    Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

    Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

    Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

    Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

    Эрзя и мокша. Становление народностей

    В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

    Ассимиляция мордвы

    Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

    На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

    Современные проблемы мордвы

    Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.